Сообщение символика в орнаменте 5 класс

Обновлено: 18.05.2024

В современном мире орнамент – узор, который украшает предметы быта, не неся смысловой нагрузки. Для нас ромбы на ковре – просто ромбы, а круги – просто круги.Но были времена, когда люди умели читать орнаменты, зашифровывали в них свои представления о жизни, о потустороннем мире, о вечных истинах.

Можно сказать, что декоративный рисунок есть результат найденной взаимосвязи между восприятием природы и декоративным отображением действительности.За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды узоров: геометрические, растительные, комплексные и т. д., от простых сочленений до сложных хитросплетений.

Сначала возник геометрический орнамент ,это было на заре человеческой культуры. Что могло быть проще прямых или волнистых линий, кругов, клеток, крестов? Именно эти мотивы украшают стенки глиняных сосудов первобытных людей, древнейшие изделия из камня, металла, дерева и кости. Для древнего человека они были условными знаками, с помощью которых он мог выражать свое понятие о мире. Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая – воду, крест – огонь, ромб, круг или квадрат – солнце.

img5

По старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой. Например, в филимоновской игрушке(Россия) мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Мастера пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира. Древние символы встречаются и в дымковской и каргопольской, игрушке. Но они везде разные в орнаменте. В каждом промысле мы замечаем символы солнца, воды и д.р. Тонкой нитью проходит в них древняя символика крестьянской религии.

А орнамент в русском народном костюме. Основными мотивами которого являлись солярные знаки – круги, кресты; изображения женской фигуры – символа плодородия, матери – сырой земли; волнообразные ритмические линии – знаки воды; горизонтальные прямые линии, обозначающие землю; изображения дерева – олицетворение вечно живой природы. Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Вышила женщина ёлочки – значит, пожелала она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной.

Образ солнца занимает одно из главных мест в декоративно-прикладном искусстве. Солнце в виде круглых розеток, ромбов, можно найти в разных видах народного творчества.

Прямой равноконечный крест так же был в народной символике образом солнца. Ромб же почитался символом плодородия и часто совмещался со вписанным в него солнечным знаком.

Наиболее разнообразная символика характерна для образов растительного мира, включавшего цветы, деревья, травы.
В орнаменте Египта в декоре часто использовался цветок лотоса или лепестки лотоса — атрибут богини Исиды, символ божественной производящей силы природы, возрождающейся жизни, высокой нравственной чистоты, целомудрия, душевного и физического здоровья, а в заупокойном культе он считался магическим средством оживления усопших. Этот цветок олицетворяли с солнцем, а его лепестки — с солнечными лучами. Мотив лотоса получил широкое распространение в орнаментальных формах Древнего Востока (Китая, Японии, Индии и др.).

images.jpg6

В орнаменте египтяне так же использовали изображение алоэ — это засухоустойчивое растение символизировало жизнь в потустороннем мире. Из деревьев особо почитались финиковая и кокосовая пальмы, сикомора, акация, тамариск, терновник, персея (дерево Осириса), тутовое дерево- они воплощали жизнеутверждающее начало, идею о вечно плодоносящем Древе жизни..

Лавр в Древней Греции был посвящен богу Аполлону и служил символом очищения от грехов, так как священной лавровой ветвью обмахивали подлежащего очищению. Венками из лавра награждали победителей в музыкальных и гимнастических состязаниях в Дельфах — главном центре культа Аполлона. Лавр служил символом славы.

lavr_1

picture1

Хмель — культурное растение, живописный вид которого способствовал широкому применению форм растения в орнаментике. Изображение хмеля в соединении с колосьями использовалось в качестве украшения на предметах домашней утвари.
Виноградная лоза — гроздья и ветви пользовались особым почитанием в античности и в средние века. В древнегреческой мифологии это атрибут бога Вакха, у христиан — в соединении с колосьями (хлеб и вино, означающие таинство причастия) — символ страданий Христа.

Плющ — вечнозеленый вьющийся кустарник, иногда дерево; подобно виноградной лозе был посвящен Вакху. Листья его имеют разнообразную форму, чаще всего сердцевидную или с заостренными лопастями. Они часто использовались в античном искусстве для украшения ваз и сосудов для вина.
Дуб — царь лесов, символ силы и могущества. Листья дуба были широко распространены в римской орнаментике. Их изображения часто встречаются на фризах и капителях, церковной утвари и в других видах прикладного искусства готики, а также в работах мастеров итальянского Возрождения. В настоящее время изображение листьев дуба вместе с лавром можно встретить на медалях и монетах.

i_115

Дуб – символ мощи, выносливости, долголетия и благородства, а также славы.

В древнем Китае сосна символизирует бессмертие, долголетие. истинно благородную личность.С образом сосны перекликается образ кипариса,который наделялся в китайских верованиях особыми охранительно-целительными свойствами,включая защиту от мертвых.Среди цветущих деревье важное место занимает дикая слива -мейхуа-это дерево символ Нового года, весны и рождения всего нового.Среди цветов центральное место отведено пиону.Пион ассоциируется с женской красотой и семейным счастьем.Орхидея и хризантема связаны с божественным миром и ритуальной обрядностью.Самым распространенным символом среди овощей является тыква горлянка, ставшая символом бессмертия и долголетия.

Расписная тыква-горлянка, сосуд и талисман (Китай, XIX век)

i_114

Мотивы сакуры часто встречаются в в японском декоративно-прикладном искусстве.Это символ красоты,юности,нежности, неизбежной изменчивости преходящего мира.

Цветы широко используются в орнаментальных мотивах всех времен и стилей. Они служат украшением тканей, обоев, посуды и других видов декоративного искусства.
Роза имеет полярную символику: это небесное совершенство и земная страсть, время и вечность, жизнь и смерть, плодородие и девственность. Это также символ сердца, центра мироздания, космического колеса, божественной, романтической и чувственной любви. Роза – завершенность, таинство жизни, ее средоточие, неведомое, красота, благодать, счастье, но также сладострастие, страстность, а в сочетании с вином – чувственность и совращение. Бутон розы – символ девственности; увядшая роза – скоротечность жизни, смерть, скорбь; ее колючки – боль, кровь и мученичество.

i_124

Геральдические розы: 1 – Ланкастеров; 2 – Йорков; 3 – Тюдоров; 4 – Англии (бэдж); 5 – немецкая роза Розенов; 6 – русская гербовая.

Животных можно увидеть на вышитых полотенцах и передниках, на расписных сундуках , на резных и расписных прялках; на стенах древнерусских соборов и в украшениях изб, в орнаментах буквиц . Древние образы коня и птицы сохранились в народных игрушках и в посуде. В форме звериных или птичьих голов вырезались навершия для конских плеток и боевых луков. Стилизованные звери и птицы украшали гребни для волос, утварь и посуду. В древности многие явления природы олицетворялись в образах животных и каждый смотрел на эти явления с той точки зрения, которая была ему ближе в зависимости от образа жизни и занятий: точка зрения пастуха отличалась от взглядов охотника, а их обоих — от воина. Свои знания о земных животных люди переносили и на атмосферные явления.
Птица в народном декоративно-прикладном искусстве могла олицетворять ветер, облако, молнию, грозу, бурю и солнечный свет. В виде птиц вырезали ковши и солонки, вышитые птицы украшали женскую одежду . Образ птицы широко вошел в фольклор практически всех народов мира.

no18_16


Конь также олицетворял все природные явления, связанные с быстрым движением, — ветер, бурю, облака. Его часто изображали огнедышащим, с ясным солнцем или месяцем во лбу, золотогривым. Деревянный конь, мастерившийся для детской забавы, был часто весь украшен солярными знаками или цветами . Считалось, что это оберегает ребенка от злых сил. Изображения коней можно часто увидеть на предметах домашнего обихода (ручках ковшей, прялках , веретенах), на одежде.

В северных районах природные явления, связанные с конями, древние люди относили и к оленям .Олени часто изображались возле древа жизни на вышитом полотенце, иногда их помещали вместо конька на крыше избы. Сакральная роль коня, оленя в скифском искусстве часто связана с надеждой о благополучном вознесении души в мир иной.
Лев в мифологии многих народов был символом солнца и огня, а также в разные времена у разных народов он олицетворял высшие силы, мощь, власть и величие, великодушие, благородство, ум. Образ льва издревле существовал в декоративно-прикладном искусстве.
На протяжении многих веков лев оставался одной из излюбленных фигур в русской символике. В древнерусских изображениях, связанных с великокняжеской властью, образ льва в зависимости от того, что его окружало, имел два значения: власть, даруемую Богом, и побежденную силу зла.

Народные мастера часто вырезали львов на лобовой доске избы или рисовали на сундуках в окружении растительного орнамента, мастерицы вышивали их.

no18_24

Женское начало. Великая Мать в ужасной ипостаси ткачихи судьбы иногда изображается в виде паука. Все лунные богини – прядильщицы и ткачихи судьбы. Паутина, которую плетет паук, плетется из центра по спирали, – символ созидательных сил Вселенной, символ мироздания. Паук в центре паутины символизирует центр мира; Солнце в окружении лучей; Луну, олицетворяющую циклы жизни и смерти, прядущую паутину времени. Паук часто ассоциируется с удачей, богатством или дождем. Убить паука – плохая примета.

i_163

Паук, изображенный на амулете американских индейцев

Этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии, посольские дары и приглашенные художники способствовали перемещению произведений искусства из одной страны в другую, что приводило к распространению художественных идей и стилей.
Часто последующие поколения художников используют предыдущее искусство и создают на его основе свои вариации. Таким ярким примером может служить элемент свастика, один из самых ранних символов, который встречается в орнаментах почти всех народов Европы, Азии, Америки и др. Древнейшие изображения свастики встречаются уже в культуре племен Триполья V—IV тыс. до н. э. В древних и средневековых культурах свастика — солярный символ, счастливый знак, с которым связаны представления о плодородии, щедрости, благополучии, движении и силе солнца.

symbols117

Сам символ выглядит как круг с загнутыми лучами, поэтому у многих он ассоциируется с фашисткой свастикой. Хотя это в корне не так: фашисты действительно использовали этот солярный символ, но не наоборот.


На этом уроке мы с вами поговорим об орнаменте. Рассмотрим несколько видов орнамента. Посмотрим, как изменялся орнамент с развитием человека.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Орнамент. Символика в орнаменте"

Орнамент. Это слово происходит от латинского слова украшение. Обозначает узор, который основан на повторе и чередовании элементов из которых состоит.



Как правило, орнамент используется для украшения различных предметов декоративно-прикладного искусства.



Самым первым в истории человечества появился геометрический орнамент.



Его основными элементами являются прямые или волнистые линии, круги, клетки, кресты. Именно такой орнамент встречается на глиняных сосудах первобытных людей, изделиях из камня, металла, дерева и кости, которые находят археологи. Для древнего человека это были не просто значки, с их помощью он мог выражать свое понятие о мире. Прямая горизонтальная линия означала землю, волнистая – воду, крест – огонь, ромб, круг или квадрат – солнце.

Для древних людей орнаменты всегда имели магический смысл. Почти у всех народов мира орнамент на одежде наносился на рукава, низ и горловину, а женщины носили фартук с орнаментом. Считалось, что таким образом можно было оградить себя от злых духов.

Образ солнца занимает одно из главных мест в декоративно-прикладном искусстве. Солнце во всевозможных видах можно найти в разных предметах.



Прямой равноконечный крест тоже был образом солнца. Ромб же был символом плодородия и часто изображался вместе со вписанным в него солнечным знаком.

Кроме геометрического, в орнаменте Древней Руси, очень часто можно встретить различные древние языческие сюжеты. Женская фигура олицетворяла богиню земли, плодородия.


Изображения птиц и водоплавающих не только украшали изделие, но и тоже являлись оберегами. Так, две птицы, которые были вышиты на концах свадебного полотенца, обещали согласие между будущими супругами. Символ птицы, вышитый крупным планом или в составе сложной композиции, олицетворял образ матери, которая охраняет своих детей, образ трудолюбивой хозяйки.



Очень часто в орнаментах можно встретить сюжеты магических календарных обрядов, которые связанны с основными сельскохозяйственными работами: посевом или сбором урожая.

Все существующие орнаменты можно разделить на несколько видов. Это деление связано с тем, что именно изображено.

В процессе изготовления глиняных изделий на гончарном круге, появляется характерный рисунок. То же самое происходит и тогда, когда прядется ткань или плетутся веревки. Такой вид орнамента называется техническим.



К следующему виду относится символический орнамент. Здесь через простые символы можно выразить даже самое сложное понятие. Этот вид орнамента появился в Древнем Египте и других странах Древнего Востока, но и сегодня он продолжает играть важную роль.



Растительный орнамент. Это второй по распространению орнамент после геометрического, для него характерны свои мотивы, причем они отличаются от страны в которой их наносят и от времени когда они были сделаны. С помощью растительного орнамента можно создать очень много самых разнообразных сюжетов.



Для этого вида орнамента характерны многочисленные формы растений: листья, цветы, плоды, взятые вместе или по отдельности. В руках мастера первоначальные формы, масштабы, цвет изменяются.

Часто эти изменения настолько значительны, что первоначальный материал преображается до неузнаваемости.



К наиболее распространенным растениям, которые используются для этого вида относятся: акант, лотос, папирус, пальмы, хмель, лавр, виноградная лоза, плющ, дуб.

Каллиграфический или эпиграфический орнамент. Он состоит из отдельных букв или элементов текста. Искусство каллиграфии наиболее полно развилось в Китае, Японии, Иране и ряде арабских стран, использовалось и в Древней Руси.



Фантастический орнамент. Для него характерны изображения несуществующего, воображаемого, чаще символического содержания. Особенное распространение такой вид орнамента с изображением сцен из жизни сказочных животных получил в странах Древнего Востока.



Еще существует орнамент, основными элементами которого являются изображение неба, солнца, облаков, звезд. Его называют астральный или звездный (от слова ”астра” – звезда). Наиболее распространен в Японии и Китае.



Если же для орнамента используются разнообразные пейзажи, то перед нами пейзажный орнамент.



Животный орнамент. Орнамент, который состоит из изображений птиц и зверей. Как похожих на настоящих, так и условных.



Предметный орнамент. Возник в древнем Риме и широко используется и сегодня. Для него характерны изображения военной атрибутики, предметов быта, атрибутов музыкального и театрального искусства.



Очень большую роль орнамент играл в русском народном костюме. Основными мотивами являлись знаки – круги, кресты; изображения женской фигуры – символа плодородия, матери – сырой земли; волнообразные ритмические линии – знаки воды; горизонтальные прямые линии, которые обозначали землю; изображения дерева – олицетворение вечно живой природы.



Вышивка на крестьянской одежде не только украшала её и радовала окружающих прелестью узоров, но и должна была защитить того, кто носил эту одежду, от беды, от злого человека. Вышила женщина ёлочки – значит, пожелала она человеку благополучной и счастливой жизни, потому что ель – это древо жизни и добра. Родился у крестьянки ребёнок. И его первую простую рубашечку она украсит вышивкой в виде прямой линии яркого, радостного цвета. Это прямая и светлая дорога, по которой должен идти ребёнок. Пусть эта дорога будет для него счастливой и радостной. Как правило, малышам шили одежду из старых вещей матери или отца. Считалось, что она хранит защитную родительскую силу и это убережет ребенка от несчастий и бед, дурного глаза и порчи.

Когда дети подрастали, им шили свою одежду. Для девочки на понёве (женской шерстяной юбке) вышивали растительные орнаменты. Мальчикам же вышивали символы огня, солнца, изображения животных, колокольчики-бубенчики. Вышивка на детской одежде всегда была красного цвета.

Итоги урока. Мы узнали об орнаменте. Это поможет вам определится с тем, чем будет украшено ваше изделие.

Количество часов: 2 часа.

Цель: формирование у учащихся представлений о понятиях орнамент и символика в орнаменте, цветовых сочетаниях в орнаменте на основе знаний о группах цветов и основ композиции в ходе проведения урока технологии с использованием ИКТ путем построения интегративных связей.

Задачи урока:

  • учащиеся научатся определять соответствие композиционного решения функциональному назначению изделия;
  • учащиеся научатся исследовательским способом выполнять гармоничную цветовую композицию;
  • учащиеся закрепят методы и приемы работы с фрагментами для создания различных видов композиций для оформления конкретного изделия в графическом редакторе Paint;
  • учащихся сформируют умение создавать сложные графические объекты из простых с предварительным планированием работы;
  • учащиеся углубят эстетические познания в декоративно-прикладном искусстве.
  • учащиеся будут развивать учебно-познавательную компетенцию в графических умениях декоративной трактовки цветового мотива, творческое мышление;
  • учащимся будет прививаться интерес к изучению декоративно-прикладного искусства;
  • учащиеся будут развивать компетенцию личностного самосовершенствования в области эстетического восприятия, чувства ритма, цвета, творческие способности через обогащение визуального опыта в результате знакомства с произведениями декоративно-прикладного искусства.
  • у учащихся будет воспитываться чувство прекрасного, эстетический вкус, творческое отношение к выполняемой работе;
  • у учащихся будет воспитываться любовь к декоративно-прикладному искусству;
  • у учащихся будет воспитываться аккуратность, трудолюбие, усидчивость, внимание.

Методы обучения: объяснительно–иллюстративный, иллюстративно-стимулирующий, информационно-развивающий, практический, экспериментальный, эмоционального стимулирования (поощрение).

    Личностные: уважение к творчеству своего народа; способность к самостоятельной, творческой деятельности; навыки сотрудничества со сверстниками; основы экологического мышления; чувство личной ответственности за качество окружающей информационной среды.
  • Метапредметные: умение выделять в сложных графических объектах простые; умение планировать работу по конструированию сложных объектов из простых; развитие ИКТ-компетентности; осуществление самоконтроля и оценки качества готового изделия, анализ ошибок; умение самостоятельно ставить цели, добывать знания на основе наблюдений, анализа, обобщение результатов эксперимента, рефлексия собственной деятельности.
  • Предметные: действия по нахождению и представлению информации о видах орнамента и способах его составления, умение определять соответствие композиционного решения функциональному назначению изделия, выполнять статичную, динамичную, симметричную и ассиметричную композиции, умение создавать сложные изображения, состоящие из графических примитивов.

Словарь терминов: статичная композиция, динамичная композиция, названия и значения фрагментов орнамента.

Дидактический материал: образцы орнаментов и вариаций на эту тему, цветовой круг, платки и шарфы с изображениями статичной и динамичной композициями, презентация к уроку, оценочный лист (Приложение 1) на каждую ученицу, технологическая карта (Приложение 2) на составление орнамента в графическом редакторе Paint, музыкальное и видео сопровождение.

Оборудование: рабочие тетради, цветные карандаши, компьютеры, мультимедийная установка,

Тип занятия: методологической направленности.

Профориентационные связи: историк, художник-оформитель, искусствовед.

Межпредметные связи: ИЗО, музыка, история, информатика, черчение, МХК.

1.1. Контроль готовности учащихся к уроку.

1.2. Психологическая подготовка. Упражнение “Приветствие”: ведущий приветствует детей отдельной группы (“Здравствуйте голубоглазые дети”, “Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение, кто любит апельсины, кому интересно знать, чем мы сегодня будем заниматься”), дети в знак приветствия машут рукой.

II. Этап проверки домашнего задания.

Учитель выясняет уровень усвоения учащимися раннее изученных тем, на материал которых будет опираться при изучении новой темы.

  • Что такое композиция? (Это составление, сочетание различных частей в единое целое в соответствии с идеей, задумкой).
  • Что такое симметрия? (Это греческое слово, означает “гармонию”, “соразмерность”. Принцип построения композиции, где элементы расположены правильно относительно оси или центра).
  • Что такое ассиметрия? (Это отсутствие симметрии. Асимметрия всегда придает пластической форме движение).
  • Дайте определение стилизации. (Стилизация – это упрощенное изображение предметных форм).

Обучающиеся отвечают на вопросы.

III. Этап актуализации новых знаний.

  • Что объединяет увиденные вами предметы декоративно-прикладного искусства и изображения, которые можно увидеть с большой высоты в пустыне Наска? (наличие графических изображений)
  • Как можно одним словом назвать эти стилизованные изображения? (орнаменты)
  • Итак, о чем пойдет речь сегодня на уроке? Сформулируйте тему и цели урока.

Обучающиеся формулируют тему и цель урока, учитель корректирует (слайд 4).

Учитель: (слайд 5) Обратите внимание на словарь терминов, в течение урока вам необходимо сформулировать и записать определения к этим понятиям.

IV. Этап формирования новых знаний.

(слайд 6) Русский искусствовед Владимир Стасов сказал: “Орнаменты всех . народов идут из глубокой древности. Орнамент никогда не заключал ни единой праздной линии. Каждая черточка тут имеет свое значение, является словом, фразой, выражением известных понятий, представлений. Это связная речь, последовательная мелодия. не назначенная для одних только глаз, а также для ума и чувств”.

(слайд 7) Орнамент, которым украшают одежду, домашнюю утварь, игрушки, состоит из ромбов, треугольников, крестов, кругов, квадратов. Он полон тайного смысла. Покрывая им игрушку, прялку, вышивку, народные мастера как бы переписывают созданные нашими предками своеобразные “письмена”, которые накопились за многие века. Орнаментом, как магическим заклинанием покрывались поверхности ритуальных пещер, фигур и посуды. Позже эти магические знаки стали декоративными знаками. Так наши предки пытались воздействовать на природу и мир.

(слайд 8) Орнамент - это знаковая система передачи информации, каждый элемент которой имеет определенное значение. Узоры орнамента основаны на повторе и чередовании элементов.

Символика в орнаменте

Орнамент подразделяют на три вида:

- (слайд 9) изобразительный (конкретный рисунок человека, животных, растений, пейзажные или архитектурные мотивы, рисунок предметов неживой природы и т.д.);

- (слайд 10) неизобразительный (геометрические и абстрактные формы);

- (слайд 11) комбинированный (сочетание изобразительных мотивов и абстрактных форм).

Задание. (слайд 12) Записать значения фрагментов орнамента, разделить на виды, составить кластер (Приложение 3) по данному материалу.

1. (слайд 13) Ромбо-меандровый орнамент - знак счастливой охоты, удачи. А сам орнамент - знак жизни, земли и плодородия. Квадрат (ромб), поделённый крестом на четыре части – знак вспаханного поля. Если внутри есть точки – знак засеянного поля.

2. (слайд 14) Линия - наиболее точно передает характер очертаний любой формы. Она широко использовалась в орнаменте, чтобы разграничить отдельные мотивы.

3. (слайд 15) Волнистая или ломаная линия – знак воды. Дождь изображается вертикальными линиями. Реки, подземные воды, “хляби небесные” - горизонтальными.

4. (слайд 16) Шестиконечный крест в круге или шестиграннике - Знак Грома и Перуна - громовник. Использовался как оберег от молнии. Также являлся воинским оберегом. Такие знаки вышивались на ритуальных полотенцах, ими украшались прялки, избы, дабы защитить дом от гнева Перуна, а позже Ильи-пророка.

5. (слайд 17) Солярный знак – символ солнца. Солнце на протяжении тысячелетий получило множество вариантов изображений. Даже наш колобок - в каком-то смысле является солярным знаком. Этот знак - преграда и отвращение зла.

Первые колеса наши предки делали так: втулка из березы, ободья из осины и четыре спицы. Таким образом, древнее колесо соответствует изображению одного из вариантов солярных знаков - крест в круге. Колесо - знак могущества, власти. Потому и боги движутся по небу именно на колеснице, да и само солнце, “катясь” по небу, “закатывается” вечером (отсюда “закат”).

6. (слайд 18) Треугольник - символ человека, человеческого общения. Триединая природа вселенной: Небо, Земля, Человек; отец, мать, дитя; человек как тело, душа и дух. Треугольник - первая среди плоских фигур.

Треугольник, обращенный вершиной вверх, является солнечным и имеет символику жизни, огня, пламени, жара (горизонтальная линия – воздух), мужского начала, горы. Обращенный вершиной вниз, треугольник является лунным и имеет символику матери, воды, холода, женского начала (горизонтальная линия – земля).

7. (слайд 19) Дерево. Оно и первый кормилец в эпоху собирания плодов, оно и жилище, оно и тепло в холодную зиму, без него нет очага, на котором готовят пищу. Оно же древо жизни, древо познания, мировое древо. Мы говорим - корни памяти, корни истории, корни рода. Мы говорим - древо рода, родословное древо. Дерево - законченный и совершенный образ мира.

8. (слайд 20) Растительный орнамент. Самый распространенный в народном искусстве после геометрического и самый излюбленный в резьбе и росписи по дереву. Он использует самые многочисленные и разнообразные вариации мотивов. Причем один и тот же мотив может быть сильно приближен к натуре, а может быть упрощен до неузнаваемости.

9. (слайд 21) Женский образ - один из основных в русском орнаменте. В русском божественном женском персонаже воплотились народные представления о земле рожающей, связанной с водой, выбором судьбы и судом над неправедным человеком. Называют этот образ по - разному: великая богиня земли, плодородия, мать - сыра земля, Макошь, что означает “мать хорошего урожая”. Женская фигура с устремленными ввысь руками символизировала единство сил земли и неба, от которых зависела жизнь человека.

10. (слайд 22) Иногда богиня предстает перед нами в образе лягушки (символ весенней, порождающей силы Матери-земли). Сюжет лягушки несет в себе знак рождения и плодородия. С этим земноводным связано большое количество обрядов в древнерусской культуре. Часто встречается и сюжет утробы лягушки (рожаницы), в центре которой народный мастер помещал изображения птиц, деревьев, цветов, людей, всего, что было сотворено и обладало способностью живой жизни.

Художественный, образный язык орнамента многообразен. Изначально орнамент являлся выражением народного мировоззрения. Состав узоров, их композиция, расцветка различались в зависимости от того, кому предназначались предметы – мужчине, женщине или ребенку.

Статичная и динамичная композиция

Чтобы научиться самостоятельно составлять орнаменты, нужно знать не которые правила, приемы и средства композиции. С одним из основных правил вы уже знакомы. Это прием симметрии и ассиметрии.

Для большей выразительности композиции художники используют правило передачи движения или покоя.

(слайд 23, 24) Предлагаю просмотреть ряд изображений, и, пользуясь словами-заготовками сформулировать определение для понятий статичная и динамичная композиции (слова-заготовки: покой, устойчивость, внешние контуры, форма квадрата, круга, линии направлены к центру, расположение по прямоугольной сетке; движение, диагональные линии, простор, нарушение симметрии, цвета более смелые).

Итоговое определение:

(слайд 25) Статичная (замкнутая) композиция – это композиция, которая передает устойчивость и покой, обладает четкими внешними контурами в форме квадрата или круга; элементы композиции расположены по прямоугольной сетке и направлены к центру.

(слайд 26) Динамичная композиция – это композиция, которая передает ощущение простора и движения, основное направление линий – диагональное, возможно нарушение симметрии и смелые яркие цвета.

Вопрос учителя: Как вы думаете, достаточными ли знаниями вы обладаете для того, чтобы самостоятельно составить гармоничную композицию или орнамент? Знаний о каком важном аспекте вам не хватает? (цветовые сочетания)

Цветовые сочетания в орнаменте

Чтобы управлять огромным количеством цветов и оттенков, умело их сочетать существует целая наука. И называется она - цветоведение.

Все многообразие цветов делят на две большие группы: хроматические (есть цвет) и ахроматические (нет цвета).

(слайд 27) Попарное слияние основных хроматических цветов создает группу промежуточных, или производных, цветов, которые присутствуют в световом спектре. Так, соединение красного с желтым дает оранжевый цвет, желтого с синим - зеленый, а синего с красным - фиолетовый.

(слайд 28) Для простоты и наглядности был придуман цветовой круг, как геометрический порядок множества цветов. Три основных цвета размещены в треугольнике. На его сторонах построены треугольники составных цветов. Вокруг вершин полученного шестиугольника очерчено кольцо уже из двенадцати цветов, полученных путем смешения соседствующих, и мы сразу видим, что это цвета радуги. В цветовом круге дополнительные цвета находятся строго напротив друг друга.

  • Гармонические сочетания цветов (слайд 30):
  • Цвета, расположенные рядом, или родственные.
  • Цвета, расположенные напротив друг друга (контрастные, но гармоничные).
  • Цвета, сочетающиеся по правилу треугольника.

V. Этап закрепления новых знаний.

Задание 1. Продемонстрировать кластер, составленный по материалу о значениях элементов орнамента. Используя критерии оценивания, заполнить оценочный лист (первое задание).

Задание 2. Используя магниты-заготовки (у доски) и бумажные заготовки (за партой) сконструировать 2 варианта орнамента (динамичный и статичный) пользуясь знаниями, полученными на уроке, уметь рассказать о своей задумке с расшифровкой значений составных элементов. Используя критерии оценивания (Приложение 4), заполнить оценочный лист (второе задание).

VI. Этап формирования умений и навыков.

Отработка навыков копирования и перемещения фрагментов рисунка в графическом редакторе Paint с использованием универсального учебного действия планирование последовательности деятельности.

Учитель. На уроках информатики мы знакомились с возможностями графического редактора. Познакомились с инструментами художника и с инструментами чертежника.

  • Что такое фрагмент изображения?
  • Как можно выделить фрагмент?
  • Какие операции можно совершать с графическим фрагментом?

Планируем работу в графическом редакторе:

Обсуждается вопрос о том, что общего в создании рисунков в графическом редакторе. Так как в любом орнаменте есть много одинаковых элементов, то и выполнять эти рисунки надо по следующему обобщ?нному плану (слайд 31):

а) выделить повторяющийся фрагмент;

б) тщательно прорисовать этот фрагмент;

в) размножить фрагмент и поместить его в нужные места рисунка.

Обратим внимание, что в плане выполнения каждого задания есть своя особенность (Приложение 2).

Практическая работа в графическом редакторе Paint

  • Запустите графический редактор Paint (Пуск – Программы – Стандартные – Paint).
  • Составьте рисунок из геометрических фигур, используя инструменты чертежника.
  • Подберите цветовое решение для оформления рисунка, используя инструменты художника.
  • Сохраните результат работы под именем Динамика (Статика) в свою папку.
  • Запустите графический редактор Paint (Пуск – Программы – Стандартные – Paint).
  • Разработайте эскизный вариант орнамента.
  • Используйте для составления рисунка используйте готовые рисунки из папки изображения.
  • Используя операции преобразования рисунков, реализуйте свою задумку.
  • Сохраните результат работы под именем Орнамент в свою папку.
  • Завершите работу с графическим редактором.
  • По окончании работы – защита проекта, групповое оценивание по критериям, выставление оценок в оценочный лист.

VII. Этап подведения итогов урока.

  • Какие новые термины вы узнали сегодня на уроке? (анализ словаря терминов)
  • Какие цветовые сочетания вам больше всего нравятся? Почему?
  • Какие цветовые сочетания вы использовали во время работы над проектом? Что хотели этим отразить?
  • Назовите инструменты графического редактора, которые вы использовали для создания композиции?
  • Анализ выполнения практической работы.
  • Оценка выполненной работы по критериям. Выведение итоговой оценки за урок.
  • Разбор типичных ошибок учениц.

VII. Рефлексия (слайд 35).

- Что вам понравилась сегодня на уроке?

- Что вы запомнили важного и главного для себя?

- Что вам могло бы пригодиться в жизни?

  • “Мне понравилось.
  • Я научилась.
  • Мне запомнилось.
  • Мне пригодится. ”

Заканчивается урок, давайте подведем итог нашего занятия.

Учитель, анализируя оценочные листы, выставляет отметки за урок, сравнивая баллы самооценки, взаимооценки, свои собственные наблюдения и комментируя их, в спорных ситуациях оценка выставляется в пользу ученицы. Учитель выделяет наиболее активных обучающихся. Осуществляется уборка рабочих мест.

Учитель: Мы с вами очень хорошо поработали. А теперь перейдем к домашнему заданию.

VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

Продумать вариант выполнения игрушки в лоскутной технике, разработать эскиз окончательного варианта изделия.

ВложениеРазмер
ornament.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока : комбинированный

Методы проведения занятий : рассказ, объяснение, беседа, лекция, демонстрация, самостоятельная работа, фронтальный опрос.

Межпредметные связи : ИЗО, история, окружающий мир, черчение.

Объект труда : эскиз орнамента для стилизованной одежды, носового платка, декоративного панно.

Оборудование и учебно-наглядные пособия:

  1. Для учителя: Мультимедийный проектор, компьютер, презентация в формате PowerPoint, иллюстрации с изображением орнаментов, цветовой круг.
  2. Для учащихся: Тетрадь, цветные карандаши, фломастеры, гуашь, альбомные листы-А4.
  1. Организационная часть (2 мин.)
  1. Проверка домашнего задания (4 мин.)

Вопросы к классу:

Огромное значение для наших предков имели вышитые орнаменты.

Орнамент – в переводе с латинского - это узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения каких-либо изделий или архитектурного объекта.

Орнаменты имеют древний магический смысл. Например, почти у всех народов мира орнамент на одежде наносился на рукава, подол и горловину, а женщины носили фартук с орнаментом. Считалось, что таким образом можно было оградить себя от злых духов.

В крестьянской семье девочек уже в возрасте 6-7 лет садили за прялочку и учили прясть. В 13-14 лет девочка должна была уметь шить и вышивать, а в 17 – должна уметь устанавливать ткацкий стан. И глядя на нарядно одетую молодицу, соседские парни понимали, такая красавица не просто модница, она труженица и мастерица, а значит будет в доме хорошей хозяйкой. Ведь сколько она напряжет пряжи, сколько соткет полотна, столько красивых сарафанов, рубах и полотенец она приготовит к себе к замужеству.

Любуясь природой, человек давно заметил в ней множество интересных, причудливых форм и цветовых оттенков: узоры крыльев бабочек и птиц, узоры на змеиной коже или на спине гусеницы, рисунки листьев разных растений и коры деревьев. Природа для человека - источник всего, в том числе - и вдохновения.

Ряд элементов орнамента имеет символическое значение. В музеях и в наших квартирах встречаются вещи, украшенные орнаментальными мотивами. Это язык символов наших далеких предков, для которых каждая линия, каждая геометрическая фигура что-то означала.

Что такое "символ”? Для примера возьмем самое простое и всем понятное: снежинка в узоре символизирует зиму, цветок – весну, ягода – лето. Давайте посмотрим основные символы в орнаменте .

Символика в орнаменте:

Солнце – источник жизни, обладающий живительной силой.

Земля – изображение женской фигуры, матери-Земли.

Птицы – спутники солнца, символ добра, любви, мира, согласия в доме.

Конь – оберег домашнего очага, символ добра.

Древо – символ жизни, единства рода.

Огонь – очистительная сила.

Вода – живительная сила.

По своему происхождению, назначению и содержанию все существующие орнаменты классифицировали.

1. Геометрический орнамент – состоит из геометрических элементов, характерно строгое чередование элементов и их цветовое сочетание.

2. Растительный орнамент – состоит из растительных элементов, которые могут отличаться от природных растительных форм, например: цветы или листья изображаются в продольном разрезе, развернутыми в фас.

3. Зооморфный орнамент – в основу положены как реалистические, так и условные, стилизованные изображения птиц, зверей, рыб.

4. Геральдический орнамент – в основу положено изображение гербов, орденов, медалей, значков и эмблем.

Цветовые сочетания в орнаменте:

Орнамент и цвет предмета декоративной пластики во многом зависит от места его применения в костюме: область головы, нагрудная часть, пояс, рукава, подол платья или сака, обувь. В верхней части костюма преобладают светлые тона, в нижней – темные.

Народные мастера хорошо понимали воздействие цвета на человеческую психику, на настроение и самочувствие человека. "Сочные и живые” краски значительно улучшают настроение, вызывают чувство радости, и наоборот, "мрачные” - угнетают человека.

Рассмотрим цветовые сочетания, обратимся к "Колориметрическому кругу".

Взгляните на цветовой круг, и вы без труда определите: где теплые, а где холодные цвета.

Теплые цвета - (красный, желтый, оранжевый) передают силу, властность, активность, радость.

Холодные цвета - (синий, зеленый и их производные) говорят о спокойствии, нежности, апатичности, грусти и вариации этих состояний.

В круге гармонируют все цвета расположенные через один цвет друг от друга. Близко расположенные цвета будут давать мрачные или слишком яркие сочетания. Интересные сочетания получаются из контрастных цветов расположенных в круге напротив друг друга, примеры таких сочетаний можно наблюдать в природе. Действуют успокаивающе сочетания, возникающие от тонов, переходящих от одного к другому, например, красный – розовый – алый – пурпурный .

Композиции орнамента составлялись обычно из геометрических фигур: ромбов, квадратов, треугольников, прямых и ломаных полос, крестиков и т.п. Разнообразие их комбинаций при варьировании размеров и цветов создавало бесконечное множество узоров.

Изученный сегодня нами материал актуален и сегодня. Многие начинают снова обращаться к прошлому, понимать и принимать то, что использовали наши предки. Элементы орнамента, как оригинальную деталь в одежде, так и оберег, выполненный своими руками и наполненный нашей положительной энергией, можно использовать в современной одежде и интерьере.

– Какие виды орнаментов вам известны? (Растительные, геометрические, фантазийные, геральдические, зооморфные т.д.)

– Какие цвета называют хроматическими и ахроматическими? (Хроматические – все цвета радуги, ахроматические – серый, белый, черный)

– Из каких цветов хроматических или ахроматических состоит колориметрический круг? (Из хроматических, то есть всех цветов встречающихся в природе)

5 .1. Вводный инструктаж

Сейчас на практическом уроке мы попробуем с вами составить эскизы орнаментов для стилизованной одежды (основа у вас имеется), носового платка, круглого декоративного панно. Эти эскизы вы сможете применить для выполнения различных декоративных изделий.

Выполнять эскиз мы будем на альбомных листах цветными карандашами или фломастерами. Сначала определяем вид орнамента, который мы хотим применить: геометрический, растительный, зооморфный, фантазийный и т .д.

5.2. Самостоятельная работа учащихся

5.3. Текущий инструктаж

5.4. Целевые обходы

Во время целевого обхода проверяю правильность выполнения эскизов и соответствие их намеченным целям практической работы.

Анализ характерных ошибок и их причин.

Повторение основных видов орнамента и объяснение основного принципа составления мин орнамента.

Просмотр всеми учащимися выполненных заданий, обоснование выбора учащимся данного орнамента, колорита, цветовой гармонии и что он мог бы означать.

  1. Домашнее задание (2 мин.) Выполнить эскизы, которые не были сделаны на уроке.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Открытый урок по технологии на тему: Лоскутная пластика

Познакомить учащихся с историей создания изделий из лоскутка. Возможности лоскутной пластики, ее связь с направлениями современной моды. Определение потребности в изделиях, выполненных в лоскутной тех.

Открытый урок по технологии на тему "Конструктор. Конструктоские технологии"
Открытый урок по технологии на тему "Конструктор. Конструктоские технологии"
открытый урок по технологии на тему "Вегетативное размножение и его роль в сельском хозяйстве"

на уроке учащиеся знакомяттся с видами вегетативного размножения, используемые в разных отрослях растениеводства.


Цветовые сочетания в орнаменте с использованием цветового круга

Методическое пособие для уроков ИЗО и проведения занятий объединений художественной направленности.

Задача: научить правильно выбрать способ обработки в зависимости от модели и вида ткани.

ЦЕЛЬ: - расширять знания детей в изготовлении изделий из ароматизированного песочного теста;- научить детей простому процессу .

Читайте также: