Сообщение бабур по истории

Обновлено: 01.05.2024

Среднеазиатский и тимуридский правитель Индии и Афганистана. Полководец. Основатель династии Бабуридов и империи Великих Моголов. Известен также как поэт и писатель.

Захир-ад-дин Мухаммад Бабур родился 14 февраля 1483 года в городе Андижан, Узбекистан. Мальчик вырос в семье эмира Ферганы, Умар-Шейха-мирзы II. Рано лишившись отца, двенадцатилетний юноша не располагая опытом и боролся за власть в своем уделе. Однако его амбиции стать главой всего Мавераннахра оказались столь велики, что решился бороться за власть. У него появилась идея воссоздать империю Тимуридов со столицей в Самарканде.

В 1497 году ему удалось захватить Самарканд, однако правил им менее четырех месяцев. В борьбе за власть в Мавераннахре столкнулся с опытным чингизидом Шейбани-ханом, которому было уже 50 лет. Междоусобицы среди тимуридов привели к поражению Бабура.

В 1500-1505 годах вытеснен ханом Шейбани в Афганистан, где основал новое государство со столицей в Кабуле, который взят им в 1504 году. Бабур принял титул падишаха. В Кабуле в 1508 году построил сад Верности. До 1512 года пытался безуспешно вернуть Бухару и Самарканд. Ради этого вступил в военно-политический союз с персидским шахом и шиитом Исмаилом I против ярых суннитов узбеков. При поддержке шахиншаха Азербайджана и Ирана Исмаила I Бабуру удалось взять Самарканд, но после недовольства местного населения шиитским правлением, оставил город. С 1514 года его целью стала Индия.

В 1520-х годах Захир-ад-дин Бабур установил мирные и добрые отношения с Шейбанидами. В 1528 году отправили ему послов с поздравлениями по случаю его победы в Индии. К 1529 году владения правителя включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии. В 1530 году отправил посла к московскому великому князю Василию Ивановичу, который добрался до Москвы только через три года.

Заслуга Бабура как историка, географа, этнографа, прозаика и поэта в настоящее время признана мировой востоковедческой наукой. Его наследие изучается во всех востоковедческих центрах мира.

Захир-ад-дин Мухаммад Бабур скончался 26 декабря 1530 года в индийском городе Агра от дизентерии. Согласно его завещанию, его останки перенесены в афганский Кабул, в основанный им сад Верности. Позднее, на этом месте построили мавзолей.

Бабур-наме. Записки Бабура / Пер. М. Салье. - Ташкент, 1958; Лирика. - М., 1957.

Бабур-наме: Записки Бабура / Перевод М. Салье; Общ. ред. и доработка С. А. Азимджановой; Институт востоковедения Академии наук Республики Узбекистан. - Изд. 2-е, доработанное. - Ташкент: Главная редакция энциклопедий, 1993. - 464 с. - 30 000 экз.

Бабур. Избранное: В 2-х тт. / Сост. Саидбек Хасанов. Пер. М. Салье. - Ташкент: Изд-во ЦК КП Узбекистана, 1982. - 112+256 с.

Бабур. Рубаи. Перевод Наума Гребнева и Льва Пеньковского. Сувенирное издание. Изд-во Г. Гуляма, Ташкент, 1981. (1-19 перевод - Л. Пеньковского, 20-120 - перевод Н. Гребнева.) Тираж 1 000 экз.

Бабур. Избранная лирика. Перевод на русский язык. Издательство ЦК Компартии Узбекистана. Ташкент, 1982. 126 с.

После обретения Узбекистаном независимости на родине Бабура в городе Андижане Бабуру был установлен памятник, открыт парк имени Бабура и его имя было присвоено Андижанскому государственному университету.

В Ташкенте при Государственном музее литературы имени Алишера Навои АНРУз действует экспозиция (зал) Бабура.

В 1992 году в Узбекистане был создан фонд имени Бабура.

В Ташкенте есть парк имени Бабура.

В городе Ош (Киргизия) узбекский театр Ошский государственный узбекский музыкально-драматический театр имени Бабура, именем З. М. Бабура также названа школа № 43.

К 525-летию Бабура в 2008 году в Узбекистане были выпущены девять почтовых марок с изображением Бабура и миниатюр из его произведений.

Почтовая марка с изображением Бабура была выпущена в Турции.

Пакистанская крылатая ракета Хатф-VII Бабур названа в честь Захираддина Мухаммада Бабура.

Андижанская областная библиотека им. З. М. Бабура.

Ежегодно узбеки Кабула отмечают его день рождения.

Отец - Умар-Шейх-мирза.
Мать - Кутлуг-Нигар-ханым.

От разных жен у Бабура родилось 9 сыновей и 9 дочерей, многие из которых умерли в раннем возрасте или во младенчестве:

(с 1503) Айша Султан-бегум, главная жена падишаха, его двоюродная сестра, третья дочь тимурида Султана Ахмад-мирзы;
Фахр ан-Ниса-бегум (1502-1502)

(с 1504) Зайнаб Султан-бегум (ум. 1508), его двоюродная сестра, дочь тимурида Султана Махмуд-мирзы;

(с ок. 1507) Салиха Султан-бегум Сахиба (Ак-бегум), его двоюродная сестра, дочь тимурида Султана Махмуд-мирзы;
Гюль Барг-бегум (Гюльрух-бегум) (р. до 1519), жена Ходжи Нур ад-дина Мухаммада-мирзы (Сайида Амира), сына Ходжи Ала ад-дина Мухаммада-мирзы,

(с 1508) Масума Султан-бегум (ум. 1509), его двоюродная сестра, пятая дочь тимурида Султана Ахмад-мирзы;
Масума Султан-бегум (Чача Нур) (р. до 1509), с 1518 жена Мухаммада Замана-мирзы, сына тимурида Султана Бади аз-Заман-мирзы

(с 1519) Биби Мубарика (Бега-бегум) (ум. 1556), дочь Малик-шаха Мансура Юсуфзая;

Захириддин Мухаммад Бабур

День рождения: 14 Февраля 1483 год

Дата смерти: 26 Декабря 1530 год

Место рождения: Андижан

Направления: Поэты, Правители

Биография

В его стихотворениях реалистически отражены исторические события эпохи, его личная жизнь, окружающая среда, отношение к человеку, религии, обычаям и нравам времени.

Можно сказать, что стихи Бабура - автобиография поэта, в которых поэтическим языком, трогательно излагаются глубокие чувства, мастерски рассказывается о переживаниях, порожденных в результате столкновения с жизненными обстоятельствами.

Основу поэзии Бабура составляют стихи любовно-лирического содержания. Одной из важных сторон его творчества является воспевание подлинно человеческой, земной, реальной любви. Лирика поэта пропитана вдохновенной поэзией Алишера Навои. В своих газелях и рубаи он поднимает такие проблемы человеческих отношений как любовь, дружба, стремление к прекрасному. Земную любовь поэт воспевает как самое высокое человеческое достоинство.

Бабур утверждает, что ради свидания с возлюбленной он готов вынести любые трудности. Без своей возлюбленной он не представляет себе жизни. С большой искренностью поэт выражает готовность пожертвовать ради любви самим собой, всем своим существом.

Без луноликой не светло от солнечного света,
Несладок сахар без нее, чья сладость мной воспета.
Без тонкостанной - кипарис мне грудь стрелой пронзает,
Без розоликой - нет у роз ни запаха, ни цвета.
Что стану делать я в раю? Хочу быть с нею рядом,
Зачем же мне другой приют в садах другого света?
Пусть голову из-за нее, тебе, Бабур, отрубят,
Но невозможно оторвать от милой сердце это!

Любовь для Бабура - верность, преданность, благородство и человечность. Он ставит ее превыше всего: богатства, общественного положения и всех земных благ. Поэт в своих совершенных газелях создает образ прекрасной возлюбленной, наделяя ее небывало красивой внешностью, богатым внутренним содержанием, духовным совершенством. При этом он умело использует оригинальные художественные средства.

Мне красавица эта, чья плоть так нежна, - нужна,
Словно солнце, чьим светом душа зажжена, нужна.
Мне, упавшему ниц, не михраба священный свод -
Эта бровь, что искусницей насурьмлена, нужна.
С головою, о сердце, простись, - иль влюбленных путь
Обходи, коль тебе непременно она нужна.
Всякий павший к ногам ее, может к устам припасть,
Коль ему лишь могила для вечного сна нужна.
Что с того, что с тобой неприветливы все, Бабур?
Ведь тебе лишь улыбка подруги одна нужна.

Воспевая искренние чувства любви, утверждая земную человеческую любовь, Бабур подвергает резкой критике ханжество фанатичных шейхов и аскетов, фактически выступает против мрачных догматиков. Адское пламя по сравнению с огнем разлуки кажется ему искоркой:

Если б я знал, что разлука убьет меня злая,
С милой до смерти я жил бы, печали не зная.
Адом пугают. Но перед пожаром разлуки
Адское пламя не больше, чем искра простая.

В лирике Бабура особое место занимает тема родины. В его стихотворениях, особенно в четверостишиях, с большой впечатляющей силой выражены тоска по родине и беспредельная любовь к ней.

Ты на чужбине - и забыт, конечно, человек!
Жалеет только сам себя сердечно человек.
В своих скитаньях ни на час я радости не знал!
По милой родине скорбит извечно человек.

В поэзии Бабура также затронуты вопросы нравственности и духовного совершенства человека. Поэт возвышает человека, относится к нему с великим уважением, высоко ставит человеческое достоинство. Он отвергает то, что противоречит этому. По мнению Бабура, эгоизм, самолюбие, жадность, тщеславие - негодные качества, губящие человека. Поэт дает искренние советы людям. В своих рубаях он говорит о том, как человек должен воспитывать в себе лучшие моральные качества.

Затрагивая эту тему, поэт главное назначение человеческой жизни видит в добре, великодушии, благородстве и честности. Дружбу он считает самой важной стороной человеческого качества и мощной силой в борьбе с врагом.

Говоря о художественном языке произведений Бабура, необходимо отметить его простоту, общедоступность, ясность и сжатость. Поэт не любит громких фраз и сложных выражений. Простота языка Бабура способствует ясному восприятию читателями его творений, богатой палитры чувств и переживаний.

Бабур призывает избегать бессмысленной болтовни, выражать свои мысли кратко, четко и просто, не употреблять таких слов, которых человек сам не понимает. В частности, он отмечает: "Пиши проще, ясным и чистым слогом: и тебе меньше будет труда и тому, кто читает".

Безусловно, эти строки из "Бабур-наме" свидетельствуют о том, что поэтическое мастерство Бабура оказало глубокое и ощутимое влияние на живописный язык его прозаического произведения, что придало ему большую художественную красоту и широкую известность.

Поэтическое мастерство Бабура выражается в художественно-литературном стиле и умелом использовании наиболее выразительных средств родного языка и в творческом воссоздании источников народного творчества.

Среди научных трудов особое место в развитии восточной филологии сыграл его "Трактат об арузе"- результат внимательного и профессионального изучения поэтических основ поэзии, критического освоения ее достижений. Бабур обогатил теорию просодии (системы произношения ударных и неударных, долгих и кратких слогов в речи) новыми зафиксированными им явлениями, положениями и обобщениями, развил классификацию ее видов и вариантов.

Он аргументирует свои взгляды материалами из арабской, персо-таджикской и тюркской поэзии. Этим ученый показывает не только взаимосвязь и взаимовлияние поэзии, но и демонстрирует широкий диапазон и неисчерпаемую поэтическую возможность стихотворства тюрко-язычных народов. Продолжая традиции Алишера Навои, он придавал большое значение народной поэзии. Его сочинение содержит ценные сведения о жанрах народного песенного искусства и интересные этнографические материалы.

Бабур не был поверхностным созерцателем общественной жизни и истории, он стремился анализировать события и явления, высказать свои взгляды, выразить волновавшие его мысли и чувства. А эти мысли и чувства были направлены на служение принципам добра и справедливости, правды и красоты.

Этот человек вошёл во всемирную историю как основатель крупнейшей в XVI—XVIII веках державы на территории Индии и Афганистана — Могольской империи. Могольской эта империя называлась потому, что создатель её был внуком Тамерлана, который, в свою очередь, был дальним потомком Чингисхана — то есть монголом. Великими Моголами называется династия, начало которой положил этот человек. Имя его — Бабур.

babur

Места эти — Фергана, в семье правителя которой Омара Шейх-мирзы он появился на свет. Детство прошло в Андижане. Здесь он получил хорошее образование, здесь в нём пробудилась любовь к поэзии, здесь он был счастлив, но поймёт это много лет спустя и вдалеке от родного края. "Фиалки так прекрасны в Фергане, — напишет он в знаменитой книге о своей жизни и своём времени "Бабур-наме", — там множество тюльпанов и роз"…

"Бабур был одним из самых культурных и обаятельных людей, какие только существовали", — уверяет будущий премьер-министр Индии Джавахарлал Неру свою юную дочь Индиру, тоже будущего премьер-министра этой страны, в одном из писем ей из тюрьмы, которые составили знаменитую книгу "Взгляд на всемирную историю".
Но здесь к месту напомнить, что потомок чингизидов унаследовал от своих предков уверенность в себе, честолюбие и, наконец, способности военачальника. Это рано пригодилось ему, ибо ещё мальчиком одиннадцати лет после смерти отца он стал правителем Ферганы.

Престол его был шатким. Расшатывали его междоусобицы. Султанам, ханам, бекам, коих в XV—XVI веках в феодальной Южной Азии было пруд пруди, хотелось отхватить что-нибудь у соседей, кого-нибудь подчинить, особенно же хотелось просто налететь с войском и ограбить. Бабур не был исключением.

Ообычное в то время дело — против него выступил родной брат и Ферганский удел пришлось поделить на два владения. А когда двое ссорятся, побеждает третий: воспользовавшись распрями, властитель кочевых узбеков Шейбани-хан стал брать город за городом, включая и Самарканд. Бабур отбил его, но продержался недолго. После тяжёлой осады, из-за которой начался голод и "жители не брезговали есть собачье мясо, а собаки человечье", он оставил город и бежал в Ташкент.

Здесь он пытается сколотить союз против Шейбани-хана, но из-за предательств нескольких местных князьков терпит провал. Вновь разбитый, бросается в Афганистан — здесь княжеством Герат правит соплеменник-тимурид, и это — надежда вернуть свою вотчину. Однако в Афганистане тоже царит разброд. Надежда Бабура на возвращение домой не оправдалась. И в 1504 году он… захватывает власть в Кабуле. Ему в это время 21 год. Что делать дальше? Спустя годы в своей книге "Бабур-наме" он напишет, что уже тогда ему в голову пришёл замысел покорить Индию — ни больше и ни меньше! Но, вспоминает он, "иногда этому препятствовало скудоумие беков, а иногда отсутствие поддержки со стороны родичей. Восемь лет, до 1512 года, тая главный замысел своей жизни, Бабур безуспешно пытается вернуть Бухару и Самарканд и лишь через 15 лет наконец приводит свой замысел в действие — с 1519 года он совершает набег за набегом на Индию. Набеги дают огромную добычу. Но разве это нужно уже зрелому и опытному 36-летнему Бабуру…

А вот как они разворачиваются.

В то время на троне в Дели сидел султан Ибрахим Лоди. Когда-то несокрушимый Делийский султанат уже стал жалкими обломками и Ибрахим Лоди был как раз подстать им. Он был жесток и нетерпим и потому не имел в своём окружении сторонников. И вот это окружение решает… позвать Бабура, знакомого по своим набегам на северо-индийские земли. Предполагалось, что он поможет свергнуть султана и награбленная добыча станет ему достаточным вознаграждением за это. Один из местных властителей Доулат Хан, а также влиятельный военачальник князь Рана Санграм вступают в заговор с Бабуром. Знали бы они-ведали о его давней мечте!
В "Бабур-наме" её автор вспоминает, что захватив Пенджаб, он "поставил ногу в стремя решимости, взял в руки поводья упования на Бога и пошёл на султана Ибрахима".
Историки утверждают, что это была авантюра. Правда, XVI век был едва ли не повсюду благосклонен к авантюристам. Разбойники, которых ждали петля или плаха, отпрыски обедневших родов шли в конквистадоры и "брали на шпагу" богатейшие государства Нового Света. Да что Новый Свет: удачливость и отвага вознесли властителя маленькой

Наварры на трон Франции! Бабур был сыном XVI века.

Главное сражение произошло к северо-западу от Дели 21 апреля 1526 года. Два месяца и одну неделю назад Бабуру исполнилось 43 года. Пора: сейчас или никогда! Армия султана насчитывает около 100 тысяч, армия Бабура примерно 10-12 тысяч. В Индии, особенно на Юге, как свидетельствовал Афанасий Никитин, огнестрельное оружие использовалось уже около ста лет, но никудышный полководец Ибрахим пренебрегал им и надеялся смять Бабура напором мощной конницы. Однако последний применил старый тюркский приём: связал повозки кожаными ремнями и из-за них, прикрывшись щитами, его воины должны были давать залпы по налетающей коннице противника, только, в отличие от предков, не из луков, а из ружей. К тому же у Бабура были хорошая артиллерия и слаженный отряд аркебузиров. Сражение закончилось разгромом войска делийского султана и его собственной гибелью. Путь на Агру и Дели был открыт.

Зазвавший Бабура военачальник князь Рана Санграм и его сообщники спохватились и, срочно сколотив союз местных правителей, составили огромную армию. Сподвижники "гостя" дрогнули и стали уговаривать Бабура вернуться домой, ибо "следует довольствоваться той милостью Аллаха, которую он ниспослал". К тому же неизбежное поражение предсказал придворный астролог. Но кто из них мог знать, что для Бабура это был звёздный час и он ни за что не мог отступить от главной цели своей жизни, ибо до неё оставалось — протянуть рукой. Он любил вино, но в этот критический момент разбил все свои винные кубки и дал обет больше не пить.

Бабур разгромил войска Раны Санграма. Обет не злоупотреблять вином исполнил. Теперь были все возможности захватить территории Северной и Центральной Индии, сделать своими вассалами феодалов восточной части долины Ганга. Так был заложен фундамент империи Великих Моголов.

Рядом с дворцом Бабура был разбит сад Заравшан. И название, и облик его выдавали глубокую тоску по родным местам.
Мечта сбылась: он — создатель и правитель огромного государства, могуч, богат, его превозносят, перед ним преклоняются. А счастья нет…

Дочь Бабура Гульбадан в интереснейших записках (редчайший в пору средневековья пример летописца-женщины) свидетельствует, что он всё чаще и чаще стремился к уединению.

Его надломила смерть сына Алвара. За ней последовала тяжёлая болезнь другого сына — Хумаюна. Бабур молил Бога взять его жизнь в обмен на жизнь сына. Хумаюн выздоровел, а через несколько дней заразившийся от него основатель империи умер.

Его похоронили близ Агры, а позже перенесли останки в Кабул. Там он покоится в саду, наконец-то вернувшись к цветам, по которым так тосковал многие годы. На могиле посадили пряное растение райхон, которое он особенно любил, потому что оно напоминало ему о родном крае и о детстве…

По мнению знатоков, среди тюркоязычных поэтов своей эпохи Бабур уступает лишь гениальному Алишеру Навои. Книга "Бабур-наме" вошла в сокровищницу мировой культуры как великолепный образец прозы и ценный исторический источник. Творческое наследие этого человека нетленно. Ну а заложенная им империя?

Перед смертью Бабур по обычаю разделил свои владения между сыновьями. Индия досталась Хумаюну. Но братья не были дружны, а Хумаюн не унаследовал от отца ни отваги, ни талантов, ни, наконец, везения. Взбунтовавшиеся феодалы во главе с Шер Ханом разбили войска Хумаюна, многие из приближённых наследника Бабура переметнулись на сторону врага. Хумаюн бежал в Иран, а его противник вошёл в Дели. Власть могольской династии прервалась почти на пятнадцать лет.

Потом она восстановится. Впишут свои имена в историю — весьма по-разному — внук Бабура Акбар, взошедший на престол в 1556 году и правивший Индией почти 50 лет, расширивший пределы империи, но более всего прославившийся покровительством наукам и искусствам; Аурентзит, свергнувший в 1658 году своего отца, умертвивший брата, ещё более расширивший империю и принявший титул Алум Гир — "покоритель мира"; Алум II, при котором в 1788 году империей Великих Моголов завладели англичане, определив потомкам Бабура материальное содержание от британской короны; Багадур-хан, семнадцатый и последний могол, который в 1857 году в 90-летнем возрасте был провозглашён правителем восставшими против англичан индусами, по взятии колонизаторами Дели бежал в Рангун, где вскоре, в 1862 году, умер. Более всех среди потомков первого из моголов — Бабура почитается последний из них — Багадур-хан: под именем Сафар он писал стихи и по совершенству формы считается одним из самых выдающихся поэтов Индии…

Империи давно нет и следов от неё осталось не много. Поэзия выходцев из знаменитого рода моголов живёт. "Бывают странные сближенья", — поражался Александр Сергеевич Пушкин. Первый и последний в долгом ряду правителей, жестокая власть и поэзия… Богат Восток великими причудами.

В Душанбе в Национальном музее древностей Таджикистана хранится вот этот любопытный экспонат надпись Бабура, где об этом даже указано в труде Б. Гафурова "Таджики ". У создания данного артефакта сама по себе интересная история.

kamen babura

Султан Захириддин Мухаммад Бабур (1483 - 1530 гг.), потомок Тимура в пятом поколении, правитель Ферганы, трижды терявший в борьбе с Шайбанидами Самарканд и основавший династию Великих Моголов в Индии после короткого правления в Кабуле (Афганистан), обстоятельно описал свою полную драматических событий жизнь в составленном им "Бабур-наме" ("Записки Бабура"). В "Бабур-наме", Великий Могол упоминает о том, что после крушения надежд на Мавераннахр и потери короны и трона Тимуридов, пребывал в верхнем течении Зеравшана - в Матче, у селения Оббурдон и обдумывал свое жалкое положение, в котором он оказался. Там, на камне у родника Шорох он выбил три двустишья:

«Слышал я, что Джамшед, блаженный по природе,
Написал на камне в начале источника

Шунидам, ки Ҷамшеди фаррухсиришт,
Ба сарчашмае бар ба санге навишт,

Бар ин чашма чун мо басе дам заданд,
Бирафтанд, то чашм барҳам заданд.
Гирифтем олам ба мардийю зӯр,
Валекин набурдем бо худ ба гӯр!

Камень с надписью Бабура на том самом месте, которое он описал в своём произведении, с помощью местных жителей удалось найти в 1953 г. молодому аспиранту Ахрору Мухтарову (1924-2007), впоследствии ставшего академиком Академии наук Республики Таджикистан.

Бабур встречает Султан Али мирзу около Самарканда

Также известен как основатель империи Великих Моголов. Данное имя в отношении Бабуридов использовали европейские пу­те­ше­ст­вен­ни­ки начиная с XVII в.

Бабур родился 14 февраля 1483 года в Андижане в семье эмира Ферганы Умар-Шейха-мирзы II, правнука тимуридского султана Миран-шаха, третьего сына Тамерлана. Бабур был по линии отца тимуридом, а его мать была из рода Чингизидов. Родным для себя языком считал чагатайский тюрки́, при этом также хорошо владел персидским. Британская исследовательница наследия Бабура Аннетт Беверидж в начале ХХ века называла его тюрком-барласом.

Мать Бабура Кутлуг-Нигар-ханым (1459—1505) происходила из чингизидов, была дочерью могулистанского правителя Йунус-хана (1415—1487). Её отец Юнус-хан, благодаря тимуриду Шахруху в 13 лет в 1428 году попал на воспитание к знаменитому историку Амира Тимура Шараф аддину Али Йазди, и Шараф аддин Йазди учил его и воспитывал 12 лет до 1440 года.

Тимурид Абу Сеид помог Юнус-хану прийти к власти в Моголистане. Поэтому Йунус-хан отдал в жены сыновьям Абу-Саида двух своих дочерей. Из этих зятьев Йунус-хан больше всех любил Умар-шейха мирзу — отца Бабура. Так, всегда, когда Йунус-хан приезжал в Андижан, он оставался там два-три месяца.

Сестра матери Бабура Хуб-Нигар-ханым была матерью Мирзы Мухаммада Хайдара, который, таким образом, приходился Бабуру двоюродным братом (на среднеазиатском тюрки — холабача).

Дед Шейбани-хана Абулхайр-хан в 1451 году помог деду Бабура Абу Саиду прийти к власти в государстве Тимуридов. Одновременно Абулхайр-хан выдал свою дочь Хан-заде бегим замуж за Абу Саида. Его внук от дочери и Абу Саида — тимурида Мухаммад Султан похоронен в фамильной усыпальнице Тимуридов Гур-Эмире в Самарканде.

Шейбани-хан был женат на двоюродной сестре Бабура, дочери Махмуд-хана — Айша-Султан-ханум, которая была известна как Могол-ханум и до конца жизни [хана] она была почитаемой его женой.

Другая двоюродная сестра Бабура, дочь Махмуд-хана Кутлук-ханум была замужем за шибанидом султаном Джанибек-султаном. Свою дочь Гульчехру бегим Бабур выдал замуж за узбекского аристократа Аббас султана

Как подчеркивал сам Бабур, на его стороне при покорении Индии в 1526—1527 годах сражались узбекские генералы — султаны: Касим Хусейн султан, Бихуб султан, Танг Атмиш султан, а также Махмуд хан Нухани из Газипура, Куки, [брат] Баба Кашка, Тулмиш Узбек, Курбан Чахри [13]

Узбекский шейбанидский поэт Падшах-ходжа отправил Бабуру газель на тюрки вместе с рубаи и Бабур прислал ответное похвальное письмо.

В 1519 году Бабур отправил рукопись своего поэтического сборника в Самарканд шейбаниду поэту Пулат султану, который был сыном Кучкунджи-хана .


Родной язык Бабура

Востоковеды о происхождении Бабура

Говоря о происхождении Бабура, исследователи, как отмечает Е. И. Руденко, также подчеркивают его монгольские корни. Например, Дж. В. Лобо и С. Бхаттачарья однозначно считают его монголом. Э. Б. Хейвелл говорит о том, что отец Бабура был тюрко-монголом, а мать — чистой монголкой.

Политическая биография

Правитель Ферганы в 1494—1504 годах, правитель Кабула в 1504—1526 годах, глава империи Тимуридов с титулом падишах в 1507—1526 годах, правитель Мавераннахра в 1497—1498 и 1511—1512 годах, правитель Кандагара в 1512—1526 годах, падишах Хиндустана в 1526—1530 годах.

Рано лишившись отца, который погиб по нелепой случайности, 12-летний Бабур в трудной ситуации, не располагая опытом, боролся за власть в своем уделе. Однако, его амбиции стать главой всего Мавераннахра были столь велики, что в юном возрасте он решился бороться за власть. У него появилась идея воссоздать былую империю Тимуридов со столицей в Самарканде, где правил его двоюродный брат Байсункар мирза. Бабур следующим образом характеризовал влияние некоторых представителей знати на Байсункара: «Наставником его был, говорят, Сейид Махмуд, шиит, поэтому Байсункар Мирзу тоже укоряли [в ереси]. Позднее говорили, что в Самарканде он отказался от этих дурных убеждений и стал чист верой. В 1497 году Бабур после семимесячной осады взял Самарканд и Байсункар мирза вынужден был бежать в Гиссар.

В дальнейшем в борьбе за власть в Мавераннахре Бабур столкнулся с опытным полководцем Шейбани-ханом, которому было уже 50 лет. Междоусобицы среди тимуридов привели к поражению Бабура.


Весть о захвате Самарканда мужем тети Бабура, также мужем его двоюродной сестры, но одновременно его политическим противником и представителем улуса Джучи — Шейбани-ханом он писал:

Как отмечает В.Бартольд, в XV веке жителей Улуса Джучи называли узбеками, в отличие от чагатаев кочевников. Однако, тимуридский поэт Алишер Навои считал узбеков наряду с арабами одними из древних жителей Мавераннахра.

Бабур в Кабуле

Отношения с основателем государства Доулет-е Кызылбаш — Исмаилом Сефеви

После гибели Шейбани-хана в ноябре 1510 года, в январе 1511 года Бабур вновь попытался вернуть Бухару и Самарканд и ради этого он был вынужден в 1511 году попросить помощи от основателя государства Доулет-е Кызылбаш (Кызылбашское государство) сефевидского шаха и шиита Исмаилом I против коалиции Шибанидов во главе с Суюнчходжа-ханом, придерживавшихся суннизма. Шах Исмаил вернул ему его сестру Ханзаде Бегим, которую была отдана Бабуром Шейбани Хану в Самарканде в 1500 году. Причём он относился к главе Сефевидской империи шах Исмаилу I уважительно [41] . В октябре 1511 года Бабуру удалось взять Самарканд. Бабур согласился подчиниться шах Исмаилу и стать шиитом. Это включало в себя чтение хутбы на сефевидский манер, чеканку денег на имя Исмаила и 12 имамов и даже облачение в кызылбашский наряд. Бабур надел красную 12-конечную чалму шейха Хайдара и присоединился к рядам кызылбашских приверженцев шаха Исмаила. Отныне он правил как Сефевидский вассал. Исследователи считают, что по-видимому, Бабур разыгрывал шиита из политических соображений и это было ловким манёвром с его стороны.

Таким образом, в мае 1512 года войска Бабура были разгромлены под Бухарой Убайдулла-ханом, и он покинул Мавераннахр. Последнее правление Бабура в Самарканде продлилось 7 месяцев.

Осенью 1512 года, шейбанидские султаны собрались в Самарканде и избрали внука узбекского хана Абулхайр-хана и тимурида внука Мирзо Улугбека Кучкунджи-хана (1512—1530) верховным ханом государства Шейбанидов. В 1512 году Кучкунджи-султаном были отправлены на помощь Убайдулла-хану Мухаммед Тимур-султан и Абу Саид-султан. Они участвовали в решающем сражении в Гиждуване, в войне Шейбанидов Мавераннахра с одной стороны и контингента из Сефевидского государства под командованием Наджма Сани с другой, в ходе которой Шейбаниды во главе с Убайдулла-ханом одержали решительную победу над армией Наджма Сани и спасли страну от зависимости от государства кызылбашей. Суннизм был сохранен в ханстве как господствующее направление ислама. С приходом к власти в Мавераннахре своего родственника Кучкунджи-хана Бабур оставил свои претензии на Центральную Азию. А в 1514 году союзник Шибанидов османский султан Салим полностью разгромил кызылбашей Исмаила Сефеви в Чалдыранской битве и окончательно похоронил активную восточную внешнюю политику шаха Исмаила.

Покорение северной Индии и основание новой империи

Спустя 7 лет Бабур решил создать новое государство в южных областях на территории северной части Индии.

В XIII веке весь север Индии оказался под властью тюркских мусульманских султанов. Столицей возникшего государства стал город Дели, а само оно получило название Делийский султанат. Отобранные у раджей земли были дарованы тюркской мусульманской знати, тысячи индийских храмов были разрушены, а на их месте построены мечети. Создав сильное государство, делийские султаны смогли отбить нашествие монголов в XIII веке. В начале XIV века началось ослабление Делийского султаната, а после вторжения в Индию Тамерлана (Тимура) в 1398—1399 гг. произошёл распад султаната. В XV веке его пределы ограничивались двуречьем Ганга и Джам

С 1519 года Бабур совершал походы из Кабула в Северо-Западную Индию. В 1525 году Бабура призвал на помощь Аллам-хан, соперник делийского султана Ибрахим-шаха Лоди, и в 1526 году Бабур, снарядив войско, предпринял поход на Дели. В битве с Ибрахим-шахом Лоди при Панипате в апреле 1526 года Бабур одержал победу. Войско Бабура включало в себя около 15 000 человек и от 20 до 24 пушек. Бабуру противостояло войско Лоди в 30 000—40 000 воинов, включавшее, по разным оценкам, от 100 до 1000 боевых слонов. Далее Бабур разбил раджпутского князя Санграм Сингха при Кхануа (близ Сикри) в 1527 году.

Бабур в своих битвах за Индию привлек узбекских командиров из Мавераннахра и артиллериста Османской империи турка Устада Руми, и турецкого военного инструктора Мустафу и успешно использовал огнестрельное оружие — пушки и ружья. У Шейбани-хана он заимствовал некоторые приемы военной тактики, как например, приём тулгама. Добившись успеха, он перенёс центр вновь образованной державы в Агру.

Бабур основал новое государство, ставшее основой могущественной империи, которую европейцы называли империей Великих Моголов, а русские востоковеды империей Бабуридов.

Сам Бабур использовал название могул, монгол к нецивилизованным, негородским, кочевым жителям степей.

Тоска по родине

Ставший одним из богатейших падишахов того времени, он все равно скучал по родной земле — Мавераннахру. Его страдание по родной земле было заметно во многих его мемуарах.

Ты на чужбине — и забыт, конечно, человек!

Жалеет только сам себя сердечно человек.

В своих скитаньях ни на час я радости не знал!

По милой родине скорбит извечно человек.

На печати Бабура, датируемой 1521 годом, помещена его генеалогия в таком порядке: Бабур — Умар шайх, Султан Абу Саид, Султан Мухаммад, Мираншах и Амир Темур.

Дипломатические связи

В 1520-х годах Бабур установил мирные и добрые отношения с Шейбанидами. В 1528 году они отправили ему послов с поздравлениями по случаю его победы в Индии.

К 1529 году владения Бабура включали Восточный Афганистан, Пенджаб и долину Ганга, до границ Бенгалии.

В 1530 году незадолго до своей смерти Бабур отправил посла к московскому великому князю Василию Ивановичу. Посол добрался до Москвы только в 1533 году.

Монета Бабура, выпущенная в Кабуле, 1507—1508 гг.

Первые известные монеты Бабура были выпущены в 1497 году, в которых были помещены надписи: султан Захир аддин Мухаммад Бахадур (Бабур) и султан Ферганы, то есть в 1497 году Бабур позиционировал себя как местный правитель Ферганской области.

На монетах, выпущенных Бабуром в Самарканде в 1511—1512 гг., была изображена водоплавающая птица с распростёртыми в полёте крыльями. Можно предположить, что образ летящей птицы, воспринимаемый в средневековье как идея света, благоденствия, был призван вселять надежду самаркандцам в неспокойное время.

На монетах Бабура, выбитых в Мультане в 1530 году, четко выражена приверженность Захир аддин Мухаммад Бабура основам суннитского толка и помещены имена четырёх правоверных халифов: Абу Бакра, Умара, Усмана и Али.

Творчество

В последние годы жизни тема потери Родины стала одной из центральных тем лирики Бабура. Заслуга Бабура как историка, географа, этнографа, прозаика и поэта в настоящее время признана мировой востоковедческой наукой. Его наследие изучается почти во всех крупных востоковедческих центрах мира.

Можно сказать, что стихи Бабура — автобиография поэта, в которых поэтическим языком, трогательно излагаются глубокие чувства, мастерски рассказывается о переживаниях, порожденных в результате столкновения с жизненными обстоятельствами, о чём красноречиво говорит сам поэт:

В 1496 году Бабур построил на горе Сулайман-Тоо в городе Ош домик, который был разрушен советскими властями в 1960-х годах и восстановлен в 1989 году. [70] Существуют предположения, что домик не имеет отношения к Бабуру.

Бабур, будучи в горных районах современного Таджикистана в 1501 году, написал на камнях несколько надписей. Приведём одну из них:

Смерть

Мавзолей Бабура в Кабуле

Мавзолей Бабура в Кабуле

Умер Бабур 26 декабря 1530 года в Агре, возможно, от дизентерии. Согласно его завещанию, его останки были перенесены в Кабул в сад, им основанный. Позже здесь был построен мавзолей.

Перед смертью Бабур разделил свои владения между четырьмя своими сыновьями. Старшему сыну, Хумаюну, достались индийские владения (Хиндустан), остальные сыновья получили Панджаб, Кабул и Кандагар и должны были подчиняться Хумаюну как верховному правителю империи.

Наследие Бабура в мировой науке и литературе

В Российской академической науке интерес к личности и творчеству Бабура проявился в первой половине XIX века. Востоковеды И. Н. Березин, В.Григорьев, Н.Пантусов перевели части Бабур-намэ на русский язык и изучили сами мемуары.

О Бабуре написаны писателями поэмы (Айбек, Б. Байкабулов, Х. Давран), роман (П. Кадыров).

В Узбекистане политическую деятельность Бабура изучала С. Азимджанова. Единственным учёным, отрицательно трактовавшим Бабура, был советский востоковед М. А. Абдураимов.

Жёны и дети

От разных жён у Бабура родилось 9 сыновей и 9 дочерей, многие из которых умерли в раннем возрасте или во младенчестве:

Читайте также: