Сообщение салтыков щедрин современник

Обновлено: 28.06.2024

Первым учителем Салтыкова-Щедрина был крепостной человек его родителей, живописец Павел Соколов; потом с ним занимались старшая сестра, священник соседнего села, гувернантка и студент Московской духовной академии. Десяти лет от роду он поступил в Московский дворянский институт, а два года спустя был переведён, как один из лучших учеников, казённокоштным воспитанником в Царскосельский лицей. Именно там он и начал свою деятельность писателя.

Уже в библиографических заметках, несмотря на маловажность книг, по поводу которых они написаны, проглядывает образ мыслей автора — его отвращение к рутине, к прописной морали, к крепостному праву; местами попадаются и блёстки насмешливого юмора.

В ноябре 1855 ему разрешено было, наконец, покинуть Вятку (откуда он до тех пор только один раз выезжал к себе в тверскую деревню); в феврале 1856 он был причислен к Министерству внутренних дел, в июне того же года назначен чиновником особых поручений при министре и в августе командирован в губернии Тверскую и Владимирскую для обозрения делопроизводства губернских комитетов ополчения (созванного, по случаю Восточной войны, в 1855). В его бумагах нашлась черновая записка, составленная им при исполнении этого поручения. Она удостоверяет, что так называемые дворянские губернии предстали перед Салтыковым-Щедриным не в лучшем виде, чем недворянская, Вятская; злоупотреблений при снаряжении ополчения им было обнаружено множество. Несколько позже им была составлена записка об устройстве градских и земских полиций, проникнутая мало ещё распространенной тогда идеей децентрализации и весьма смело подчеркивавшая недостатки действовавших порядков.

Возобновление литературной деятельности

В интерпретации текстов Салтыкова-Щедрина имеются две исследовательские линии. Одна, традиционная, восходящая к литературной критике XIX в., видит в его творчестве выражение обличительного пафоса и едва ли не хронологию важнейших событий истории российского общества. Вторая, сформировавшаяся не без влияния герменевтики и структурализма выявляет в текстах объективно данные семантические конструкты разных уровней, позволяющие говорить о сильном мировоззренческом напряжении прозы Щедрина, ставящем её в один ряд с Ф. М. Достоевским и А. П. Чеховым. Представителей традиционного подхода упрекают в социологизаторстве и эпифеноменализме, стремлении увидеть в тексте то, что из-за внешней ангажированности хочется увидеть, а не то, что в нём самом дано.

Осуществление реформ, за одним лишь исключением, попало в руки людей, им враждебных. В обществе всё резче заявляли себя обычные результаты реакции и застоя: мельчали учреждения, мельчали люди, усиливался дух хищения и наживы, всплывало наверх всё легковесное и пустое. При таких условиях для писателя с дарованием Салтыкова-Щедрина трудно было воздержаться от сатиры.

Особенно разнообразны типы, взятые Салтыковым-Щедриным из крепостной массы. Смирение, например, по необходимости было тогда качеством весьма распространенным; но пассивное, тупое смирение Конона не походит ни на мечтательное смирение Сатира-скитальца, стоящего на рубеже между юродивым и раскольником-протестантом, ни на воинственное смирение Аннушки, мирящейся с рабством, но отнюдь не с рабовладельцами. Избавление и Сатир, и Аннушка видят только в смерти — и это значение она имела тогда для миллионов людей.

Между тысячами страниц, написанных Салтыковым-Щедриным, есть, конечно, и такие, к которым применимо название фельетона или карикатуры — но по небольшой и сравнительно неважной части нельзя судить о громадном целом. Встречаются у Салтыкова и резкие, грубые, даже бранные выражения, иногда, быть может, бьющие через край; но вежливости и сдержанности нельзя и требовать от сатиры.

В. Гюго не перестал быть поэтом, когда сравнил своего врага с поросёнком, щеголяющим в львиной шкуре; Ювенал читается в школах, хотя у него есть неудобопереводимые стихи. Обвинению в цинизме подвергались, в свое время, вольтер, Гейне, Барбье, П. Л. Курье, Бальзак; понятно, что оно возводилось и на Салтыкова-Щедрина.

В высокой степени своеобразны слог и язык Салтыкова-Щедрина. Каждое выводимое им лицо говорит именно так, как подобает его характеру и положению. Слова Дерунова, например, дышат самоуверенностью и важностью, сознанием силы, не привыкшей встречать ни противодействия, ни даже возражений. Его речь — смесь елейных фраз, почёрпнутых из церковного обихода, отголосков прежней почтительности перед господами и нестерпимо резких нот доморощенной политико-экономической доктрины.

Язык Разуваева относится к языку Дерунова, как первые каллиграфические упражнения школьника к прописям учителя. В словах Фединьки Неугодова можно различить и канцелярский формализм высшего полёта, и что-то салонное, и что-то Оффенбаховское.

1939 год, номинал 15 коп.

1939 год, номинал 30 коп.

1939 год, номинал 45 коп.

1939 год, номинал 60 коп.

Почтовая марка СССР, 1958 год

Почтовая марка СССР, 1976 год
Адреса в Санкт-Петербурге
05. — 12.1844 года — Офицерская улица, 19;
начало 1845 года — доходный дом — Торговая улица, 21;
1845 — 21.04.1848 года — дом Жадимировского — набережная реки Мойки, 8;
01.1856 года — доходный дом — Торговая улица, 21;
04. — 05.1856 года — дом Утина — Галерная улица, 12;
11.1862 — 1863 — доходный дом И. Н. Шмидта — 5-я линия, 30;
лето 1868 года — квартира А. М. Унковского в доходном доме — Итальянская улица, 24;
09.1868 — лето 1873 года — доходный дом Страхова — Фурштатская улица, 41
1874 год — доходный дом Курцевича — 2-я Рождественская улица, 5;
вторая половина 08.1876 — 28.04.1889 года — дом М. С. Скребицкой — Литейный проспект, 60, кв. 4.

Содержание
Работа состоит из 1 файл

Журнально-публицистическая деятельность М.Е. Салтыкова-Щедрина.docx

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

ФАКУЛЬТЕТ КОММУНИКАЦИОННЫХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Выполнила студентка 2-го курса, группы СОЗ-06-02

КУЛИШ Майя Олеговна

Литературный заработок был для Салтыкова единственным источником существования. Отказавшись от литературной деятельности, Салтыков был вынужден вновь поступить на службу. В начале 1865 года он был назначен председателем Казенной палаты в Пензе. Сейчас он смотрел на службу как на источник заработка и только.

Публицистика М.Е. Салтыкова - Щедрина

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

2. Идеи очерков Салтыкова-Щедрина………………………………….

Строгость российских законов

смягчается необязательностью их исполнения

Салтыков-Щедрин писал крупные очерки, они были выполнены в форме сатиры, и это были циклы, что значимо, потому что цикл имеет сложную идейность и проблематику.

Свободная жанровая форма очерка и цикличность помогали быстро реагировать Щедрину на идею дня.

В очерках была типичность и оригинальность описания ситуации – это очертание давало эффект. Его публицистика – это еще не в чистом виде публицистика, а с художественными элементами.

1.Основные очерки

Очерки в большей степени посвящены развитию капитализма в России и отражению этого процесса в политической жизни страны. Мы видим типичных героев-реформаторов, либералов, капиталистов и людей, которые не относятся ни к какой из групп.

Публицистика Щедрина – это дань времени и желанию писателя увидеть стратегию развития страны.

Очень метафорично говорит о капиталистах и отрицательно, называя их хищниками, я бы заменила это на иное слово, показывающее желание быть первым в бизнесе.

2.Идеи очерков Салтыкова-Щедрина

В статьях Россия предстает смешной и страшной, бестолковой.

Щедрин рассуждает в гротескных формах, иронизируя, показывает образы либералов, буржуазию, демократов, капиталистов.

Хорошо у сатирика получалось описать прошлое и вычленить вредоносные элементы общества.

Создалась парадоксальная ситуация. С одной стороны, писатель Щедрин вместе с поэтами и их лидером Некрасовым со страниц журнала и в своих сатирических произведениях клеймит все подлости в управлении государством Российским, а с другой – в качестве вице-губернатора в Твери и Рязани (1856–1862), председателя Казенной палаты в Пензе, Туле и Рязани (1865–1868) служит той самой командно-административной машине, которую обличает как писатель.

Противоречия здесь, думается, нет, потому что есть и образы достойных чиновников его работах.

Правительство всячески препятствовала деятельности журнала, потом видела в нем реальную угрозу. 16 лет Щедрин работал как борец, профессионал, просветитель и волонтер своего дела, он помогал, исправлял, сам писал и много работал над формой и содержанием слова. Сегодня журналистика – это еще одна власть, заслуга в этом частично Щедрина.

Щедрин приводит в данном очерке ряд жанровом и дает обозначение забытому - физиологии.

Перед нами типичный представитель провинции, который размышляет, и мы понимаем, что этот представитель – мы с вами, в определенных жизненных ситуациях, этот текст как никогда актуален в 21 веке.

Провинциал теряет свое обличие, духовность, верование в Бога, становится подвластным страстям городским: мода, еда, свет общества.

Сон – лейтмотив всей русской литературы, имеет также и ментально- концептуальное значение. После сна герой хочет бежать, но некуда. Этот сюжетный момент напоминает жанр утопии.

И здесь на помощь приходит образованный, либерал, демократ.

Окказионализмы помогают автору породить иронию, переходящую в сарказм, слова Щедрина находят отклики и в то время, и сегодня.

Далее сцена, которая мне напоминает варьете М.Булгакова: глупо-грубый розыгрыш с целью поживиться.

После розыгрыша герой начинает писать, но занимается этим не профессионально, а ради славословия.

На страницах очерка мы встречаем аллюзию на Хлестакова Гоголя.

Итак, одним из итогов дневника провинциала становится осознание жизненной пустоты и невозможности быть реализованным, успешным и перспективным. Автор ещё раз резюмирует, что жить надо идейно, духовно.


Детские годы

Михаил Евграфович Салтыков родился 15 (27) января 1826 года в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в дворянской семье. Его отец, Евграф Васильевич Салтыков, прежде служивший чиновником Московского архива иностранной коллегии, в 1816 году вышел в отставку и поселился в фамильном имении. Мать будущего писателя, Ольга Михайловна Забелина, дочь мелкопоместного московского дворянина, в пятнадцать лет вышла замуж за Салтыкова, который был старше её на четверть века, и всю жизнь занималась воспитанием детей. Кроме Михаила в семье было ещё пятеро детей – два мальчика и три девочки. Ольга Михайловна отличалась властным характером и жестокосердием. Она одинаково грубо обращалась как с крепостными, так и со своими детьми. В доме практиковалось наказание розгами и часто раздавался детский плач. Несмотря на то, что мать писателя была суровой помещицей, никакого отношения к печально известной Салтычихе она не имела.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Дети Салтыковых не знали материнской ласки, но все получили достойное образование. Основам грамоты Михаила научил крепостной художник Павел Соколов. Многие предметы ему помогла освоить старшая сестра Надежда, окончившая институт благородных девиц. Закон Божий и латынь он познал благодаря занятиям с приходским священником, имеющим приход в соседнем селе Заозерье. Иностранным языкам Михаила обучали гувернантки. С ранних лет он неплохо владел французским и немецким. Полученного начального образования было вполне достаточно, чтобы Салтыкова-младшего приняли сразу в третий класс Московского дворянского института, одной из самых престижных школ того времени. В этом закрытом учебном заведении учились такие известные литературные деятели как Василий Жуковский, Александр Грибоедов и Михаил Лермонтов. Салтыков проявил прекрасные способности к наукам и отличался образцовым поведением, поэтому через два года обучения в 1838 году его рекомендовали в Императорский Царскосельский Лицей.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Вольнодумство

В аттестате, полученном Салтыковым-Щедриным по окончании Лицея в 1844 году, были отмечены его успехи в учёбе, но из-за неидеального поведения ему было присвоено звание коллежского секретаря, а не титулярного советника как большинству выпускников. Он поступил на внештатную службу в военное ведомство и только через два года получил должность помощника секретаря.

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

Гост

ГОСТ

Редактор — это человек, который проверяет и правит текст произведения в соответствии с требованиями жанра, готовит издание к печати.

Начало редакторской деятельности М. Е. Салтыкова-Щедрина

Михаил Евграфович Салтыков является выдающимся русским писателем-реалистом, критиком, автором острых сатирических произведений.

В деятельности Салтыкова-Щедрина в качестве редактора отражение нашли его эстетические и политические взгляды. Писатель пропагандирует материалистическую эстетику, разработанную В. Г. Белинским и развитую Чернышевским и Добролюбовым, а также пропагандирует революционно-демократическую программу.

Готовые работы на аналогичную тему

Салтыков-Щедрин позиционировал журнал как орган, формирующий и руководящий общественным мнением. Такое руководство общественным мнением редакторами-издателями рассматривалось как основная задача всех журнальных изданий. Редактор, решая ее, выдвигал определенные требования к подбору авторов, отбору произведений для публикации, выбору проблем и тем, поднимаемых в журнале. Салтыков-Щедрин разделял мнение, что "литература и пропаганда - это одно и то же".

В конце 1876 года Некрасов серьезно заболел, и Салтыков-Щедрин возглавил редакцию журнала один. После смерти Некрасова Салтыков-Щедрин продолжал руководить беллетристическим отделом, и демократическое направление здесь выражалось яснее, чем в публицистическом.

Особое место в редакторской деятельности писателя занимали организационные аспекты.

  • Были направлены против остатков крепостничества;
  • Раскрывали сложное положение народа;
  • Имели демократическое направление.

В журнале публиковались сочинения, которые отвечали требованиям художественности, но все-таки на первом месте в принципах их отбора был критерий демократичности.

Как отмечал Барыкин, Салтыков-Щедрин как редактор, нетерпимо относился к несоответствию между общими направлениями журнала и линией предлагаемых к публикации произведений. Поэтому он при отборе материала строго придерживался требований, чтобы в произведении проявлялось четкое отношение автора к общественно-политическим проблемам, и чтобы труды, помещаемые в журнале, не противоречили друг другу.

К языку произведений Салтыков-Щедрин предъявлял особую требовательность.

Читайте также: