Екатерининская церковь алапаевск сообщение

Обновлено: 30.06.2024

Мужской монастырь новомучеников и исповедников Церкви Русской г. Алапаевск

Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Свято-Троицкое Архиерейское подворье г. Алапаевск

Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Храм во имя великомученицы Екатерины г. Алапаевск

Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Храм во имя Феодоровской иконы Божией Матери в мужском монастыре Новомучеников и исповедников Церкви Русской

Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Склеп при Свято-Троицком Архиерейском подворье г. Алапаевск

Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Напольная школа в Алапаевске

Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Женский монастырь во имя прмц. Елисаветы Феодоровны г. Алапаевск

Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Храм во имя святого Иоанна Предтечи г. Реж

Храм во имя вмц. Екатерины г. Алапаевск


Недалеко от Алапаевска, в старинном селе Невьянском (в народе его называли Монастырским, а с 1962 года переименовали в Кировское) до 1783 года существовал мужской Богоявленский монастырь. Там была деревянная церковь во имя святой великомученицы Екатерины. Именно её, разобрав по брёвнам, привезли в Алапаевск в 1792 году.

Начались безбожные времена. В 1932 году Свято-Троицкий (Алексеевский) собор закрыли, затем устроили в нём хлебозавод. Екатерининская церковь осталась действовать, но её (как и почти все храмы в епархии) захватили нечестивые обновленцы. Только с Великого Четверга 1944 года, когда вновь стали служить и причащаться православные, в ней восстановилось истинное богослужение по православному чину.

В 1995 году церковь была приписана к мужскому монастырю Новомучеников Российских, и сейчас, как и много лет назад, снова является подворьем мужского монастыря.

Екатерининская церковь в Алапаевске, перевезенная из закрытого Невьянского Богоявленского монастыря

В 1711 году в стенах мужского Богоявленского монастыря (находившегося на месте современного села Кировского Алапаевского района), одной из старейших на Среднем Урале обителей, был построен деревянный храм во имя святой великомученицы Екатерины. В XVII столетии Богоявленский монастырь сыграл важнейшую роль в хозяйственном и духовном освоении южной части Среднего Урала, иноки обители участвовали в сражениях с отрядами кочевников, опустошавшими в XVII веке селения первых русских поселенцев.

В 1764 году по закону о секуляризации обитель лишилась всех своих земельных владений, а через несколько лет совсем была упразднена. В 1783 году монахи монастыря со всем имуществом были переведены в западносибирское село Абалак, где был основан новый Абалакский монастырь, позднее ставший самым известным на территории Западной Сибири. В 1792 году деревянное здание Екатерининской церкви было разобрано, перенесено в Алапаевск и установлено на кладбище (ныне это район металлургического завода).

Во время строительства нового Нейво-Алапаевского завода в 1832 году церковь вновь переносят уже на северо-восточную окраину города на новое кладбище (она стояла на месте, где в наше время находится трапезная). Современный каменный храм в эклектичном стиле с использование архитектурных элементов прошлых эпох русского и европейского зодчества возвели в 1912 году на средства благочестивого купца Николая Черных и его жены Елены. Храм был построен в память безвременно умершей дочери семьи Черных.

Екатерининская церковь в Алапаевске в середине XX века

Екатерининская церковь в Алапаевске в середине XX века

После сооружения храма в нем сразу выполнили росписи, фрагменты которых сохранились на куполе. Нынешний иконостас – подарок для церкви от рабочих металлургического завода, изготовлен в Алапаевских иконостасных мастерских.

После революции в 1918 году история храма была связана с жизнью и мученическим подвигом Елизаветы Федоровны и других князей из рода Романовых.

В годы советской власти храм единственный на территории большой округи никогда не закрывался. Произошло это во многом благодаря сильной православной общине. Власти не решились закрыть все храмы и сохранили удаленную от центра кладбищенскую церковь.

Ядром церковной общины стали монахини закрытого в середине 1920-х годов Бобровского женского монастыря, находившегося недалеко от Алапаевска. После разрушения обители многие из монахинь пришли в Екатерининскую церковь. Здесь в самые тяжелые для православия времена они сохраняли церковную жизнь согласно старинным правилам, жили, убирали храм, сторожили, крестили, отпевали, проповедовали, терпели гонения от властей, храня до лучших времен еле заметный огонек православной веры.

На кладбище рядом с Екатерининской церковью до наших дней сохранились могилы монахинь, сыгравших важнейшую роль в сохранении очага православия на Алапаевской земле. Их имена помнят и сейчас – схиигумения Таисия, которую сестры называли за ее молитвенный подвиг Моление наше, монахиня Ольга, инокиня Аполлинария, монахиня Анна, схимонахиня Антонина, прослывшая прозорливой, и многие другие.

Община Екатерининской церкви в Алапаевске во главе с настоятелем отцом Павлом (служил в храме с 1953 по 1957 годы)

Община Екатерининской церкви в Алапаевске во главе с настоятелем отцом Павлом (служил в храме с 1953 по 1957 годы)

Екатерининская церковь в Алапаевске и Романовы

В мае – июне 1918 года Екатерининская церковь стала последним храмом, где молилась Великая княгиня Елизавета Федоровна, сестра последней русской императрицы, и другие великородные узники, находившиеся в заточении в Алапаевске. Именно здесь, в катаверной при кладбище у Екатерининской церкви, были на первое время после поднятия из злополучной шахты, в октябре 1918 года, помещены тела убитых Романовых. Именно здесь в Екатерининском храме была отслужена первая заупокойная служба по невинно убиенным князьям.


Алапаевские мученики

До наших дней в храме сохранилось много старинных икон. Они были собраны из многих закрытых и разрушенных храмов в Екатерининскую церковь и тем самым спасены от уничтожения в советские годы.

Икона Параскевы Пятницы и другие особо почитаемые образы Екатерининской церкви

В храме также почитается образ Параскевы Пятницы. Икона до революции находилась в старинном храме села Мурзинского, столице легендарной Самоцветной полосы Урала. Немного о ее истории.

Написание иконы относят к началу XVIII века. Первоначально она находилась в часовне на полях в окрестностях нынешнего села Кайгородского современного Пригородного района. Когда в часовне в начале XVIII века случился пожар, то икона чудесным образом не пострадала. После этого ее перенесли в мурзинский Сретенский храм. Икона была помещена в специальный предел Параскевы Пятницы и постепенно обрела славу чудотворной, став своеобразным символом Мурзинки. Местные горщики и старатели почитали Параскеву Пятницу за свою покровительницу (быть может, как Медной горы Хозяйку), дарили для украшения ее оклада лучшие камни из своих находок. Говорят, что в начале XX столетия даже без дорогих самоцветов оклад иконы из червонного золота оценивался в 10 тысяч рублей.

После закрытия Сретенского храма в Мурзинке икону удалось спасти, образ был перенесен в Екатерининскую церковь в Алапаевске. В Алапаевском храме икона также особо почитается: об этом свидетельствуют многочисленные украшения, подаренные образу нашими современниками.

Еще одна старинная икона Екатерининской церкви, образ целителя Пантелеймона, была написана в Греции в 1904 году. В Алапаевском храме пребывает и вторая икона целителя Пантелеймона, которая имеет интересную историю. Икону пытались сжечь на костре, но одна девочка выхватила ее из огня и побежала. Бежавшие за ней взрослые мужчины не смогли ее догнать. За многие десятилетия в XX веке икона пребывала во многих регионах страны, потемнела от времени. Но, когда икону принесли в Екатерининский храм, она просветлела.


Екатерининская церковь в Алапаевске

В храме также почитается современная икона святых преподобномучениц Великой княгини Елисаветы Феодоровны и инокини Варвары с частицей мощей Великой княгини.

Могила Болеслава Ростоцкого

У могилы Ростоцкого

У могилы Болеслава Ростоцкого

В 1711 году в стенах мужского Богоявленского монастыря (находившегося на месте современного села Кировского Алапаевского района), одной из старейших на Среднем Урале обителей, был построен деревянный храм во имя святой великомученицы Екатерины. В XVII столетии Богоявленский монастырь сыграл важнейшую роль в хозяйственном и духовном освоении южной части Среднего Урала, иноки обители участвовали в сражениях с отрядами кочевников, опустошавшими в XVII веке селения первых русских поселенцев.

В 1764 году по закону о секуляризации обитель лишилась всех своих земельных владений, а через несколько лет совсем была упразднена. В 1783 году монахи монастыря со всем имуществом были переведены в западносибирское село Абалак, где был основан новый Абалакский монастырь, позднее ставший самым известным на территории Западной Сибири. В 1792 году деревянное здание Екатерининской церкви было разобрано, перенесено в Алапаевск и установлено на кладбище (ныне это район металлургического завода).


Старая деревянная Екатерининская церковь в Алапаевске до ее перестройки в камне

Во время строительства нового Нейво-Алапаевского завода в 1832 году церковь вновь переносят уже на северо-восточную окраину города на новое кладбище (она стояла на месте, где в наше время находится трапезная). Современный каменный храм в эклектичном стиле с использование архитектурных элементов прошлых эпох русского и европейского зодчества возвели в 1912 году на средства благочестивого купца Николая Черных и его жены Елены. Храм был построен в память безвременно умершей дочери семьи Черных.

После сооружения храма в нем сразу выполнили росписи, фрагменты которых сохранились на куполе. Нынешний иконостас – подарок для церкви от рабочих металлургического завода, изготовлен в Алапаевских иконостасных мастерских.

После революции в 1918 году история храма была связана с жизнью и мученическим подвигом Елизаветы Федоровны и других князей из рода Романовых.

В годы советской власти храм единственный на территории большой округи никогда не закрывался. Произошло это во многом благодаря сильной православной общине. Власти не решились закрыть все храмы и сохранили удаленную от центра кладбищенскую церковь.


Екатеринский храм в советские годы

Ядром церковной общины стали монахини закрытого в середине 1920-х годов Бобровского женского монастыря, находившегося недалеко от Алапаевска. После разрушения обители многие из монахинь пришли в Екатерининскую церковь. Здесь в самые тяжелые для православия времена они сохраняли церковную жизнь согласно старинным правилам, жили, убирали храм, сторожили, крестили, отпевали, проповедовали, терпели гонения от властей, храня до лучших времен еле заметный огонек православной веры.

На кладбище рядом с Екатерининской церковью до наших дней сохранились могилы монахинь, сыгравших важнейшую роль в сохранении очага православия на Алапаевской земле. Их имена помнят и сейчас – схиигумения Таисия, которую сестры называли за ее молитвенный подвиг Моление наше, монахиня Ольга, инокиня Аполлинария, монахиня Анна, схимонахиня Антонина, прослывшая прозорливой, и многие другие.

Екатерининская церковь в Алапаевске и алапаевские мученики

В мае – июне 1918 года Екатерининская церковь и Свято-Троицкий собор стали последними храмами, где молилась Великая княгиня Елизавета Федоровна и алапаевские мученики, находившиеся в заточении в Напольной школе.


Тела алапаевских мучеников у катаверной Екатерининской церкви

Именно здесь, в катаверной при кладбище у Екатерининской церкви, были на первое время после поднятия из злополучной шахты, в октябре 1918 года, помещены тела убиенных Романовых. И здесь, в Екатерининском храме, была отслужена первая заупокойная служба по невинно убиенным князьям.

До наших дней в храме сохранилось много старинных икон. Они были собраны из многих закрытых и разрушенных храмов в Екатерининскую церковь и тем самым спасены от уничтожения в советские годы.

В настоящее время Екатеринский храм является подворьем мужского монастыря Новомучеников и Исповедников Российских.


Контактная информация

  • Статус: действующий
  • Язык богослужений: церковнославянский
  • Расписание богослужений (общее кратко): Богослужения еженедельные, совершаются молебны, панихиды, отпевания.
  • Настоятель: игумен Моисей (Пилатс)
  • Престольные праздники:
    • св. Екатерины - Декабрь 7 [по н.с.]

    Начались безбожные времена. В 1932 году Свято-Троицкий (Алексеевский) собор закрыли, затем устроили в нём хлебозавод. Екатерининская церковь осталась действовать, но её (как и почти все храмы в епархии) захватили нечестивые обновленцы. Только с Великого Четверга 1944 года, когда вновь стали служить и причащаться православные, в ней восстановилось истинное богослужение по православному чину.

    Читайте также: