Сообщение русская церковная музыка

Обновлено: 17.05.2024

Музыкальная культура Древней Руси, начинается с Киевского периода и в течение всего Средневековья, имела двойственный характер. В ней одновременно сосуществовали две культуры разного происхождения: народная и церковная.

Церковная музыка появилась после обращения Руси в христианство(988г.). Вместе с крещением страна приняла от Византии и музыкальную культуру. Одно из важнейших сторон богослужения стало пение – человеческий голос считался в Древней Руси наиболее совершенным музыкальным инструментом.

Древнерусская церковная музыка существовала в виде хорового пения без инструментального сопровождения. Музыкальные инструменты в православной церкви были запрещены. Исключение составляло только искусство игры на колоколах.

На первых порах на Русь приезжали греческие певцы и доместики (так называли руководителей хора). Но постепенно вырастали свои певцы и руководители хора и создатели новых хоровых композиций. Первые богослужения велись на греческом языке. Со временем греческие певческие книги были переведены на старославянский язык. Однако известно, что даже в 1253 году в Ростове в церкви Богородицы левый клирос пел по–гречески, а правый – по-русски, что говорит о том, что еще довольно долго если не все богослужение, то его часть шла на греческом языке.

Постепенно на Руси вырабатывается собственный устав церковного богослужения, отличающийся от заимствованного из Византии свода когда-то незыблемых правил прибавлением новых служб, посвященных русским святым, другим порядком песнопений. Вместе с тем воспринятые от Византии каноны были настолько совершенны и высоки, что даже простое следованием, стремление достичь уровня византийского искусства времени его расцвета поднимало на новую ступень русскую музыку, литературу, живопись, все древнерусскую культуру в целом.

Самые ранние дошедшие до нас списки церковных книг содержат только тексты песнопений. Музыка же заучивалась на слух, передавалась от учителя к ученику.

Вообще православная музыка делится на несколько видов:

1) Древняя — распевы, возникшие во времена Византии (византийский распев у греков и другие богослужебные распевы у прочих православных народов, входивших в её состав или находившихся под её религиозно-культурным влиянием), в Древней Руси: знаменные, столповые, и другие распевы.

2) Партесная (многоголосная) — зародилась в XVII веке на Украине и Белоруссии под влиянием католической партесной музыки, затем с XVIII века стала распространяться и в России. Богослужебную партесную музыку писали многие композиторы.

3)духовные стихи и псалмы (песни на духовные темы) — не богослужебная.

Знаменное пение – тип церковного пения, в основе которого положено одноголосное хоровое исполнение композиции. Знаменное пение так же называют православным каноническим пением в силу его древности и распространенности в Православии времен Византийской империи, а так же развития в рамках осмогласия.

Знаменные песнопения были одноголосными, строгими и сдержанными по характеру. В мелодии преобладали частые повторения одного звука. Главное внимание уделялось тому, чтобы текст произносился ясно - слогу соответствовало одно знамя (крюк)

В процессе развития знаменного распева возникло несколько его типов.

Столповой знаменный распев принадлежит невматическому стилю – на один слог приходится 2-3, реже 4 тона.

Разнообразна ритмика столпового знаменного распева. Им распеты основные певческие книги.

Малый знаменный распев предназначен для ежедневных служб .

ПАРТЕСНОЕ ПЕНИЕ (от лат. partes — голоса) — стиль русской и украинской многоголосной хоровой музыки, распространившийся в России с середины XVII в. В партесном пении хор делился на партии (дисканты, альты, тенора, басы), которые в свою очередь делились на голоса. Количество голосов достигало 12, в некоторых случаях 16 и более. Произведения партесного стиля зачастую представляли собой обработку мелодий знаменного распева. Ведущая мелодия помещалась в теноре, бас служил основанием гармонии, верхние голоса дополняли ее. Создавались и свободные композиции без использования мелодий распевов. Тексты заимствовались в основном из церковной службы.

Знаки древнерусского нотного письма.

Музыкальный ряд в древних рукописях записывался знаками, которые отличались от современной нотации. Не было ни линеек, ни нот в привычном нам виде. Нотные знаки назывались крюками или знаменами. От сюда название нотаций – крюковая, знаменная. Каждый знак писался над текстом, он обозначал звук или несколько звуков и их направление вверх или вниз. Любопытно, что нотные знаки древних рукописей имели словесные характеристики, в которых обязательно подчеркивались морально – нравственные оттенки:. Такие нотные записи играли вспомогательную роль, они лишь напоминали певцам мелодии, воспринятые на слух.

Количество знамён было велико. В руководствах-азбуках содержался лишь перечень знамён, а как их петь, не указывалось - это была устная традиция. Искусство пения поэтому требовало длительной подготовки и практики в стенах храмов и монастырей. В конце XVI - начале XVII в. появились азбуки, дающие описание не только знамён, но и способов их пения.

Большинство рукописей безымянны, потому что музыканты рассматривали свое творчество как служение Богу и результат молитвы, они не подписывали своих произведений.

В древности духовная музыка представляла собой одноголосное пение в унисон без музыкального сопровождения. Такая манера символизировала союз разума и сердца. Причем исполнялось оно исключительно мужчинами.

Истоки русской духовной музыки восходят к принятию христианства на Руси. Вместе с вероисповеданием из Византии был заимствован круг церковных песнопений. Князь Владимир, впечатленный Византийскими церковными службами, пожелал сделать русские службы такими же прекрасными. Этот момент отражен в летописи, там особо отмечен восторг утонченностью византийского церковного пения. Сама система церковного пения под названием осмогласие – пение на 8 голосов, была взята из Византии. Были переняты все знаки, крючки, знамена – отсюда и пошло название знаменный распев. В XV - XVI веках знаменный распев сформировался как своеобразное явление в русской духовной музыке. Певцам было трудно исполнять партии на другом языке, в связи с этим они привнесли в церковные пения свои народные особенности и интонации. Русская духовная музыка отличалась от византийских мелодических формул, то есть композициями попевок. Духовная музыка церкви была единственным образцом профессиональной музыки на Руси в те времена.

XVII век привносит свежую струю в русскую духовную музыку. Музыканты изучают музыкальную культуру Европы и таким образом знакомятся с совершенно новым стилем. Русское знаменное пение характеризовалось очень умеренным, местами даже суровым звучанием. В то время как европейское пение состояло из многих голосов, оно было ярким, энергичным, богатым на оттенки, создавало ощущение простора и света. Многоголосное пение в Европе называлось партесным, от слова partes – голос или партия.

Имени исполнителя не придавалось особого значения, и до наших времен сохранились лишь немногие имена: Иван Лукошко, Варлаам и Савва Роговы, Стефан Голыш, Федор Крестьянин.

В XVII веке происходит спад в духовной музыке, по причине множества различных реформ Петра I. Дворцовую капеллу обучают итальянские мастера. А в некоторых соборах продолжается развитие старообрядческого пения. XIX век приносит новый классицистский жанр духовной музыке. К нему относятся хоровые произведения для праздничных воскресных литургий. Яркими представителями клиссицисткого жанра стали Дмитрий Бортнянский (директор капеллы при дворе), Максим Березовский (создатель классического хорового концерта), Степан Дегтярев, Артемий Ведель (композитор церковной музыки, регент), Степан Давыдов.

На русскую духовную музыку того времени сильно повлияла немецкая культура. Среди ярких представителей можно выделить Алексея Львова – автора гимна Российской империи, и Павла Воротникова. Композиторы гармонизировали церковные песнопения придав им форму протестантского хорала.

XX век и наше время

В начале XX века в русской духовной музыке появляется новое направление. Церковная музыка наполняется народными стилями звучания, в силу богатого национального опыта композиторов. Эта характерная черта развивается в произведениях Василия Орлова, Степана смоленского, Николая Данилина, Сергея Рахманинова.

1917 год принес немало крутых перемен, прервавших столь успешное развитие духовной музыки. К сожалению многие русские композиторы предпочли продолжать свои музыкальные традиции за рубежом. Из ярких музыкальных деятелей после событий 1917 года можно выделить Александра Гречанинова, Петра Спасского, Бориса Ледковского, Николая Черепнина. В настоящее время отмечается изучение и возрождение церковно-духовной музыки.

Как на Руси появился знаменный распев?

От знаменного распева к партесному пению

Польское влияние на русское церковное пение неоспоримо. Однако, отношения между католическими и православными христианами отнюдь не были тёплыми, и, вследствие борьбы с унией, православные киевские братства разработали принципиально новый тип пения, отличающийся от звучания католического органа.

Немаловажную роль в развитии этого пения на Руси сыграл видный музыкант Николай Павлович Дилецкий. На основе его теории русские церковные распевщики быстро постигли основы нового искусства.

Церковная музыка в стиле классицизма

Замечательными последователями итальянской школы были такие видные композиторы, как М.С. Березовский, А.Л. Ведель, создатель первого государственного гимна “Коль славен наш Господь в Сионе” Д.С. Бортнянский и С.А. Дегтярёв.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Русская церковная музыка, нотация, жанры и формы.

Эпоха древнерусской музыки охватывает почти 8 столетий от возникновения Русского государства в IX веке до реформ Петра I в конце XVII века. Всё это время русская музыка развивалась в двух направлениях – народная и церковная.

Крещение Руси. Христианство становится государственной религией. Огромное значение для культурного развития государства имели связи с Византией.

IX - XIII века.

Зарождение профессиональной музыки в России. Создание первого древнерусского государства – Киевская Русь. Русь занимает важное место среди стран средневековой Европы.

Создателями первых форм профессиональной музыки стали скоморохи (светское искусство) и церковные певчие (письменное музыкальное творчество).

Церковное пение было одноголосным, записывалось знаками. Такой способ записи музыки назывался крюковым письмом (знаменным). Каждый знак мог обозначать один или несколько звуков.

У таких произведений не было определенных авторов. Их создателей называли распевщиками. Они постоянно интерпретировали песнопения, внося в них свои изменения и добавления. Они не ставил своего имени, т.к. писал эту музыку для Бога, который и так знает кто они.

Читайте также: