Сообщение рождение российского военно морского флота
Обновлено: 04.07.2024
Первый в российской истории бой между двумя паровыми кораблями, нашим и турецким, произошел 5 ноября 1853 года на Черном море, недалеко от Босфора.
В напряженной 2-часовой артиллерийской дуэли пароход-фрегат "Владимир" под командованием капитан-лейтенанта Г.И.Бутакова (на борту находился и вице-адмирал В.А.Корнилов) заставил спустить флаг турецкий пароход "Перваз-Бахри".
Первыми бронированными кораблями в России принято считать плавучие батареи "Не тронь мечи" и "Кремль", построенные в 1862 - 1864 гт. Однако они были построены по зарубежным чертежам. Первым броненосцем (канонерской лодкой водоизмещением 260 тонн) был "Опыт". Его построили в 1861 году под руководством инженера Х.В.Прохорова в Санкт-Петербурге Однако руководители Морского министерства предпочли купить броненосный корабль в Англии.
Не стоит преуменьшать достижения прошлого. Посудите сами. До середины 19 века главным транспортным средством на море служил парусник Средняя скорость его была примерно 20 км/час. Однако малазийская долбленная лодка с 12-ю гребцами легко догоняла такое судно.
Решительный и наступательный характер русской стратегии не выдумка большевиков Когда в наставлениях по военному делу РККА отмечалось "бить врага на его территории. " - это излагалась мысль, высказанная еще Петром I : "Искать недруга в его земле".
Мы знаем из истории, что капитан военного морского судна при аварии, угрозе затопления покидает его последним. Такова традиция. А кто покидает судно первым? Ранее, согласно уставу, предписывалось свозить с корабля "сперва священников с церковной утварью, а затем вахтенный журнал " и т.д.
Кстати, несмотря на свое скептическое отношение к духовенству, именно Петр 1 в 1720 году официально ввел священнослужителей в войсках. Сначала на флоте, а потом и в сухопутную армию.
Всего за тридцать лет (с 1696 по 1725 года) в России появился регулярный Азовский, Балтийский и Каспийский флот. За это время было построено 111 линкоров и 38 фрегатов, шесть десятков бригантин и еще больше крупных галер, скампавей и бомбардирских кораблей, шмаков и брандеров, более трехсот транспортных судов и огромное количество мелких лодок. И, что особенно замечательно, по своим военным и мореходным качествам русские корабли совсем не уступали судам великих морских держав, вроде Франции или Англии. Однако так как возникала острая необходимость защищать завоеванные приморские территории и одновременно проводить боевые операции, а в стране не успевали строить и ремонтировать корабли, то их зачастую покупали за рубежом.
Разумеется, все главные распоряжения и указы исходили от Петра I, но в делах кораблестроения ему помогали такие видные исторические фигуры как Ф. А. Головин, К. И. Крюйс, Ф. М. Апраксин, Франц Тиммерман и С. И. Языков. Прославили в веках свои имена корабельные мастера Ричард Козенц и Скляев, Салтыков и Василий Шипилов. К 1725 году морских офицеров и кораблестроителей готовили в особых школах и морских академиях. К этому времени центр судостроения и подготовки специалистов для отечественного флота переехал из Воронежа в Санкт-Петербург. Наши моряки одержали блестящие и убедительные первые победы в сражениях при острове Котлин, полуострове Гангут, островах Эзель и Гренгам, захватили первенство на Балтийском и Каспийском морях. Также российские мореплаватели совершили множество значимых географических открытий. Чириков и Беринг в 1740 году основали Петропавловск-Камчатский. Через год был обнаружен новый пролив, позволивший добраться до западного берега Северной Америки. Морские странствия осуществлялись В.М. Головниным, Ф.Ф. Беллинсгаузеном, Е.В. Путятиным, М.П. Лазаревым.
К 1745 году в основной своей массе военно-морские офицеры выходили из дворянского рода, а матросы были рекрутами из простого народа. Срок службы их являлся пожизненным. Нередко для прохождения морской службы нанимали иностранных граждан. Примером являлся командир Кронштадтского порта – Томас Гордон.
Конец 19 века ознаменовался расширением флота. В те времена у власти находился царь Николай II. Высокими темпами развивалась промышленность, но даже она не могла поспеть за неизменно увеличивающимися потребностями флота. Поэтому появилась тенденция заказывать корабли в Германии, США, Франции и Дании. Русско-японская война охарактеризовалась унизительным разгромом военно-морского флота России. Почти все боевые корабли были затоплены, некоторые сдались, только единицам удалось уйти. После неудачи в войне на востоке Российский императорский флот лишился третьего места среди стран-обладательниц крупнейших флотилий мира, сразу оказавшись на шестом.
1906 год характеризуется возрождением военно-морских сил. Принимается решение иметь на вооружении подводные лодки. 19 марта указом императора Николая II в строй вводится 10 субмарин. Поэтому этот день в стране является праздником, Днем подводника. С 1906 по 1913 года Российская империя израсходовала 519 миллионов долларов на потребности военно-морского флота. Но этого было явно недостаточно, так как военно-морские силы других ведущих держав стремительно развивались.
Во время первой мировой войны флот Германии существенно опережал российский по всем показателям. В 1918 году под абсолютным контролем Германии находилось все Балтийское море. Германский флот перевозил войска для оказания поддержки независимой Финляндии. Их войска контролировали оккупированную Украину, Польшу и западную часть России.
Полнейшим крахом и катастрофой для всего российского флота стали революция и гражданская война. В 1918 году корабли Черноморского флота были частично захвачены немцами, частично выведены и затоплены в Новороссийске. Некоторые суда немцы позже передали Украине. В декабре Антанта захватила корабли в Севастополе, которые были отданы Вооруженным силам Юга России (группировке белых войск генерала Деникина). Они участвовали в войне против большевиков. После уничтожения белых армий остаток флота был замечен в Тунисе. Матросы Балтийского флота восстали против Советского правительства в 1921 году. В конце всех вышеизложенных событий у Советской власти осталось совсем немного кораблей. Эти суда и сформировали Военно-Морской флот СССР.
В годы Великой Отечественной Советский флот прошел суровую проверку, защищая фланги фронтов. Флотилия помогала остальным родам войск громить фашистов. Русские моряки проявляли небывалый доселе героизм, несмотря на значительное численное и техническое превосходство Германии. В эти годы флотом умело командовали адмиралы А.Г. Головко, И.С. Исаков, В.Ф. Трибуц, Л.А. Владимирский.
В 1896 году параллельно с празднованием 200-летнего дня рождения Санкт-Петербурга отмечался и день основания флота. Ему исполнилось 200 лет. Но самое масштабное торжество состоялось в 1996 году, когда отмечался 300-летний юбилей. Военно-морской флот являлся и является предметом гордости многих поколений. Флот России – это упорная работа и героизм россиян во славу страны. Это боевая мощь России, которая гарантирует безопасность жителям великой страны. Но в первую очередь это несгибаемые люди, крепкие духом и телом. Россия всегда будет гордиться Ушаковым, Нахимовым, Корниловым и многими-многими другими флотоводцами, которые верой и правдой служили своей отчизне. И, конечно же, Петром I – поистине великим государем, сумевшим создать сильную империю с могучим и непобедимым флотом.
Создание военно-морского флота при Петре 1 стало одним из ключевых событий его царствования, которое продолжалось с 1689 по 1725 год. В начале правления он получил опыт строительства кораблей на Плещеевом озере, а затем последовало строительство судоверфи на Дону в Воронеже и строительство фрегатов в Архангельске. Однако основным флотом петровского периода стал Балтийский.
Пётр I и кораблестроение
Ещё в период регентства царевны Софьи у Петра I появился интерес к судостроению и кораблям. В 1688 году плавал по реке Яуза на старом английском ботике.
Рис. 1. Пётр I.
К 1696 году в царстве Русском было построено некоторое количество судов по причине похода на турецкую крепость Азов. В нём приняли участие следующие корабли:
- 1300 стругов;
- 23 галеры;
- 4 брандера;
- 2 линейных корабля.
Местом строительства кораблей стало Адмиралтейство в Воронеже. Из Дона корабли выходили в Азовское море. Азовский флот был ликвидирован после поражения Петра I в Прутском походе 1711 года.
Рис. 2. Флот при Петре I.
Строительство флота на Балтийском море
Особое значение для дальнейшей истории России имел построенный в рамках военной реформы Петра I балтийский флот. В 1702–1704 годах шло строительство галер на реках Луга и Сясь вблизи театра боевых действий Северной войны со Швецией.
В 1703 году был основан Санкт-Петербург, и он же стал главной базой балтийского флота до 1723 года, то есть до переноса в Кронштадт. В 1721 году война со Швецией завершилась подписанием Ништадтского мирного договора, и новые базы военно-морского флота разместились в портовых городах на присоединённых территориях — Выборг, Ревель, Рига.
На момент смерти императора Петра I, то есть к началу 1725 года, русский флот состоял из 130 парусных судов. В это число входили:
- линейные корабли — 36;
- фрегаты — 9;
- брандеры — 5;
- шнявы — 3;
- вспомогательные суда — 77.
Помимо этого, был создан и гребной флот в составе 396 судов, в том числе:
- галер и скампавей — 253.
- бригантин — 143.
Высшим органом управления флотом стала созданная в 1718 году Адмиралтейств-коллегия. В 1720 году был составлен морской устав. Первым адмиралом флота стал Фёдор Апраксин. Первые военные победы русского флота относятся к 1714 и 1720 годам, разгром шведов под Гангутом и Гренгамом.
Судоверфи к концу царствования Петра I были в следующих городах: Воронеж, Казань, Архангельск, Олонец, Астрахань, Санкт-Петербург. Всего в Российской империи было 24 верфи. Офицеры военно-морского флота набирались из числа дворян, а матросы, наоборот, из простонародья, как и рекруты. Служба была пожизненной. Местом обучения офицеров стала Навигационная школа основанная в Москве в 1701 году.
Рис. 3. Гангутская битва.
Что мы узнали?
Кратко о рождении российского военно-морского флота можно сказать, что это было важным событием в эпоху петровских реформ. К 1725 году русский флот был сильнейшим на Балтийском море. Интересную информацию для детей об этом событии можно оформить в виде доклада или реферата.
В России День Военно-Морского флота отмечают ежегодно в последнее воскресенье июля. День ВМФ — самый любимый праздник для всех моряков, проходящих службу и уже отслуживших на флоте! В этот день все парки, фонтаны и аттракционы занимают бравые парни в матросках, которые сегодня будут получать от всех своих близких, родственников, коллег и друзей поздравления со своим профессиональным праздником — Днём Военно-Морского флота.
Потребность во флоте появилась в России еще в 17 веке. Отсутствие флота тормозило развитие страны.
Настойчивость Петра можно было понять – всего годом ранее закончилась провалом осада русской армии турецкой крепости Азов. И все из-за отсутствия флота у русских, ведь турецкий флот беспрепятственно снабжал осажденных с моря боеприпасами и продуктами.
Военное кораблестроение развернулось в Воронеже, затем в Петербурге, в Архангельске и на Ладоге. Быстро были созданы Балтийский и Азовский флоты, а за ними Тихоокеанский и Северный.
На верфях Воронежского адмиралтейства в 1696-1711 годах для первого российского регулярного военно-морского флота было построено около 215 кораблей. В результате крепость Азов была завоевана, а в последствии с Турцией был подписан необходимый России мирный договор.
Благодаря наличию флота, русские моряки тоже внесли значительный вклад в географические открытия. Так, в 1740 году был основан Петропавловск-Камчатский, к чему приложили усилия В. Беринг и А. Чириков. Спустя год ими же был открыт пролив, через который они достигли западного побережья континента Северной Америки.
У мореплавателей Беринга и Чирикова эстафету географических открытий, имеющих огромное значение для страны, науки и экономики, подхватили такие русские мореплаватели, как Путятин Е.В., Беллинсгаузен Ф.Ф., Лазарев М.П., Головнин В.М.
Уже во второй половине 18 века Российский Военно-Морской флот настолько окреп и возрос, что занимал 3-е в мире место по количеству боевых кораблей.
Мастерство и тактика боевого поведения на море постоянно совершенствовалась, и благодаря этому русские моряки одерживали победы в морских сражениях. Подвиги адмиралов Ф.Ф. Ушакова, П.С. Нахимова, Г.А. Спиридова, Д.Н. Сенявина, В.И. Истомина, Г.И. Бутакова, С.О. Маркова и В.А. Корнилова вошли в историю Военно-Морского флота, как яркие, блестящие действия талантливых флотоводцев.
Внешняя политика России стала более активной. В 1770 году Российский Военно-Морской флот добился господства в Эгейском море, усилиями эскадры адмирала Спиридова, разбившего турецкую флотилию.
В следующем году были завоеваны побережье Керченского пролива и крепости Керчь и Ени-Кале.
Вскоре была сформирована и Дунайская военная флотилия.
А в 1773 году в Черное море гордо вышла Азовская флотилия.
В 1774 году закончилась, длившаяся шесть лет русско-турецкая война. Победа осталась за Российской империей, и по её условиям к России отошла часть береговой линии Черного моря между реками Днестр и Южный Буг, а главное – все побережье Азовского моря.
Независимым государством под российским протекторатом был объявлен Крым. А в 1783 году он стал частью России.
В 1783 году из специально основанного пятью годами ранее порта Херсон, на воду был спущен первый корабль Черноморского флота.
В 1802 году для управления было создано Министерство морских сил, которое немного позже переименовали в Морское министерство.
Первый военный пароход был построен в 1826 году. Назывался он Ижора, и имел на вооружении восемь пушек, обладая мощностью в 100 лошадиных сил.
Первый параход-фрегат был построен в 1836 году. На его вооружении было уже 28 пушек. Мощность его была 240 лошадиных сил, водоизмещение – 1320 тонн, и назывался этот параход-фрегат Богатырь.
В промежутке между 1803 и 1855 годами более сорока дальних путешествий, в том числе и кругосветных, были совершены русскими мореплавателями. Благодаря их стойкости происходило освоение океанов, тихоокеанского региона, а также освоение Дальнего Востока.
Показал свои геройские корни флот и в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Советские военные суда били фашистов на море, а также на суше и в небе, надежно прикрывая фронтовые фланги.
Отличились и воины морских пехотных частей, и морские летчики, и моряки-подводники.
В годы Великой Отечественной войны боевыми действиями на морях руководили адмиралы А.Г. Головко, С.Г. Горшков, И.С. Исаков, Ф.С. Октябрьский, И.С. Исаков, И.С. Юмашев, Л.А. Владимирский и Н.Г. Кузнецов.
Уже трехсотлетнюю, с небольшим, историю насчитывает Военно-морской флот России, и в настоящий момент он состоит из следующих оперативно-стратегических объединений:
- Тихоокеанский флот ВМФ России со штабом во Владивостоке;
- Северный флот ВМФ России со штабом в Североморске;
- Каспийская флотилия ВМФ России со штабом в Астрахани;
- Балтийский флот ВМФ России со штабом в Калининграде;
- Черноморский флот ВМФ России со штабом в Севастополе.
Структура Российского ВМФ состоит из надводных и подводных сил, морской авиации (тактической, стратегической, палубной и береговой), войск береговой охраны, морской пехоты и частей центрального подчинения, а также частей и подразделений тыла.
Современные Военно-Морской флот России обладает надежной боевой техникой – атомными подводными лодками, мощными ракетными крейсерами, противолодочными кораблями, самолетами морской авиации и десантными судами.
Читайте также: