Сообщение развитие культуры в забайкалье

Обновлено: 02.07.2024

"История и культура народов Забайкалья в XVII-XIX веке. Встреча народов и цивилизаций" Часть VI БУРЯТЫ. Другим народом, традиционно населяющим Забайкалье, являются буряты. Буряты, бурят, буряад (самоназв.), этнос в Забайкалье, коренное население Агинского Бурятского автономного округа Читинской области. Живут также в некоторых других районах Читинской области. Численность в Агинском автономном округе около 42,4 тыс. Говорят на бурятском языке монгольской группы алтайской семьи. Распространен также русский язык. До 1930 года пользовались старомонгольской письменностью, с 1931 - письменностью на основе латинской графики, с 1939 - на основе русской графики. Верующие буряты Восточного Забайкалья - буддисты. Истоки бурятского этноса восходят к культуре эпохи бронзы и раннего железа Южного Забайкалья и Монголии. Природной сердцевиной родоплеменных земель бурят являются территории вокруг оз. Байкал, где в позднем средневековье обитали племена "лесных монголов" - икинатов, хонгодоров, булагатов, эхиритов, хори, сонголов. С кон. XV в. в связи с ослаблением степных монголов они расселяются на восток по рр. Уда, Хилок, Чикой, достигая к XVIII в. Агинских степей. Впервые этноним "Бурят" (бурийат) упоминается в XIII век. В начале XVII основанная часть населения Забайкалья представляла собой компонент монгольского суперэтноса, сформировавшего в XII-XIV вв. В середине XVII в. Забайкалье было присоединено к России, в связи, с чем эти территории были отделены от Монголии. В условиях российской государственности начался процесс консолидации различных групп и племен. В итоге к концу XIX в. образовалась новая общность - бурятский этнос. Помимо собственно бурятских племен в него вошли отдельные группы халха-монголов и ойратов, а также тюркские и тунгусские элементы. В Восточном Забайкалье в основном кочевали хоринские роды и некоторые группы собственно монгольского происхождения. Кроме того, на юге восточного Забайкалья обитали также эвенки (тунгусы), часть которых оказалась ассимилированной бурятами. Ко времени появления русских буряты находились на стадии консолидации, шел процесс формирования бурятской народности. Агинские буряты представляют собой территориальную группу бурятского народа. Они имеют некоторые отличия в быту, хозяйстве, культуре и языке от других его групп. На их развитие большое влияние оказала буддийская религия, распространившаяся среди них со стороны соседней Монголии - одного из главных центров северного буддизма. Традиционное хозяйство бурят относится к хозяйственно-культурному типу скотоводов - кочевников сухих степей Евразии, существовавшему в данном ареале в течение трех тысячелетий. Скотоводство - главное занятие бурят в XVII - начале ХХ века, определило уклад жизни народа и специфику его материальной и духовной культуры. Охота и земледелие имели подсобное значение и степень их развития зависела от скотоводства. Под влиянием русских у них все больше вводится земледелие. В Восточном Забайкалье типичным было монгольское кочевое хозяйство, пастбищное с зимними тебеневками (выпасами на подножном корму). Разводили крупный рогатый скот, лошадей, овец, коз и верблюдов. В течение ХХ века буряты переходят к оседлости. Социальная организация бурят остается традиционной центральноазиатской, сохраняются черты родо-племенных отношений. Вплоть до 1960-х годов большинство бурят оставалось в аграрном секторе. После происходит постепенное вовлечение их в многоотраслевую промышленность. Возникают новые поселки, изменяется соотношение городского и сельского населения, социально-профессиональная структура населения. На территории Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа выделяют следующие группы бурят: лесные (западные, таежные, хилокско-читинские, северные, восточные); хамнигане (Кыринский, Акшинский, Ононский и др. р-ны); Агинские буряты, ведущие начало в основном от хори-бурят, проживающие ныне в Агинского Бурятского автономного округа и численностью превосходящие другие группы. На современном уровне буряты глубоко интегрированы в российское общество, это активный, мобильный, пассионарный народ, заинтересованно относящийся к своему прошлому, настоящему и будущему. Безусловна тяга бурятской молодежи к образованию во всех его существующих видах. Бурятская интеллигенция успешно проявляет себя в просвещении, медицине, культуре, науке. Сельские жители, опираясь на многовековой опыт предков, ныне умело занимаются не только животноводством, но и земледелием. Высокая степень адаптивности к генетически привычным для них забайкальским условиям жизни делает бурят наиболее устойчивым компонентом регионального народонаселения.

Дорогие друзья, мы работаем для Вас по Пушкинской карте

Приглашаем учеников от 14 лет и студентов до 22 лет на мероприятия и экскурсии в Краеведческий музей и Музей декабристов.

Интереснейший пласт культуры бурятского народа – шаманизм, тэнгрианство и мифология. После долгих лет забвения вновь появляются старинные ритуалы, проводятся религиозные действия, в которых участвует новое поколение священнослужителей и новые сторонники этого учения.

Костюм и украшения в материальной культуре бурят особенно символичны и многое рассказывают об их обладателе. Столь же важны орнамент и цвет. Высокого уровня развития достигли традиции художественных ремесел, кузнечное и ювелирное дело, искусство плетения гобеленов из конского волоса. Бурятские кузнецы возвысились в племенной иерархии. Очень интересен и музыкальный фольклор, песни, танцы, горловое пение. Известный бурятский круговой танец Ёхор с удовольствием танцуют люди разных национальностей, ведь в нем – общечеловеческие мотивы дружбы, любви, единения и общего веселья.

Большую роль в жизни кочевников играла лошадь. Ей поклонялись, ее украшали, считая существом, посланным с неба.

Особое место в духовной культуре бурят занял буддизм, который пришел сюда из Тибета и вобрал в себя многое из бурятской мифологии. Вместе с буддизмом в Бурятию пришла тибетская медицина, которая получила здесь новое развитие, вобрав в себя огромный опыт народной медицины кочевников и адаптировавшись к местным условиям.

В эвенкийском языке три основных наречия: северное, южное и восточное, каждое состоит из многих говоров. В языке эвенков есть общее с тюркскими и монгольскими языками. Именно эвенки дали названия множеству мест возле Байкала. В материальной культуре эвенков используются охотничьи трофеи и продукты оленеводства. Они живут в покрытых оленьими шкурами чумах, носят одежду из кожи и меха животных. Из этих же материалов эвенки делают удивительные по изобретательности и красоте вещи – предметы обихода и прикладного искусства (например, общеизвестный туристский рюкзак – точная копия старинной эвенкийской поняги, кожаного заплечного мешка охотников).

Фольклор эвенков – рассказы, легенды, песни – это художественный пересказ всего того, что видели они в природе, а также самой жизни этого народа. Особенно удивляют выразительные танцы эвенков, в них звучат голоса ушедших эпох и событий. Как большинство сибирских народов, они исповедуют шаманизм, многие святилища вокруг Байкала были созданы ими, а позже стали использоваться другими народами.

Семейские привезли с собой любовь к красоте. Эта черта народа ярко проявила себя во всем: в строительстве домов, в одежде и вещах обихода, в песнях, обрядах, отношениях внутри общин. Это были отношения единоверцев и братьев по судьбе. Среди них широко распространены обычаи взаимной помощи. Очень высоки моральные требования, – семейские не злоупотребляют спиртным и табаком, соблюдают семейные устои, отличаются здоровьем и долголетием.

Семейские делятся на поповцев, признававших священников и молельные дома, и беспоповцев, молящихся дома. Каждый дом – это одновременно и жилье, и алтарь.

Культ чистоты, физической и духовной проявляется во всем: в быту, в одежде, в мыслях и делах. Дома и ворота усадеб, как правило, украшают росписью, расписывают мебель, посуду, полы застилают домоткаными половиками.

Семейские сохранили удивительно богатый фольклор. Их песни и танцы поражают своей выразительностью, напевностью, многоголосием, иногда необыкновенной веселостью и юмором, а обряды вызывают особый интерес своей первозданностью. Переселяясь за Байкал, старообрядцы привезли с собой и фолианты древних богослужебных книг.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

ОБРАЗ ЖИЗНИ Семья Американские политики-консерваторы очень любят рассуждать о семейных ценностях. Беда в том, что ни один американец не знает в точности, что это такое.Американцы вовсю разводятся, размножаются вне брака, гомосексуальные пары рожают и усыновляют детей, а

Образ жизни

Образ жизни Наиболее распространенный тип жилища – переносная юрта (решетчатая, берестяная и войлочная). В войлочных юртах люди жили зимой, в берестяных – летом.В течение XIX в. произошло интенсивное вытеснение переносных юрт бревенчатой избой и срубной многоугольной

Образ жизни

Образ жизни Что есть самой, а что отдать врагу Если вы озабочены тем, что набрали лишний вес, то, возможно, начнете пробовать на себе различные новые модные диеты, которых сегодня не счесть. Однако довольно часто такие диеты предлагают люди, весьма далекие от

Образ жизни рыб

Образ жизни рыб Нерестилища Известно, что на клев рыбы влияют многие факторы, одним из которых является нерест. Во время этого периода и еще 2–3 недели по его окончании клев рыбы не наблюдается. Данный факт является одной из причин того, чтобы узнать как можно больше о

Образ жизни

Образ жизни Белуга ведет проходной образ жизни (нагуливается в море, поднимаясь для нереста в пресные воды) и считается одной из самых крупных рыб, встречающихся в пресных водах земного шара. Некогда белуга была широко распространена в бассейнах Каспийского, Черного

Образ жизни

Образ жизни

Образ жизни Кумжа, как и ее родственница семга, имеет много названий: ихтиологи зовут на латыни Salmo trutta, и иногда пользуются вторым названием: лосось-таймень. Наши соседи-финны называют кумжу морским тайменем или просто тайменем, хотя настоящие таймени – сибирские

Образ жизни

Образ жизни

Образ жизни Из всех многочисленных представителей нескольких родов семейства Лососевые, водящихся в России, наибольшего внимания рыболовов заслуживает проходной лосось, давший свое имя и роду, и всему семейству: семга, она же атлантический лосось, она же благородный

Образ жизни

Образ жизни Судак – Lucioperca lucioperca (Linne) – относится к семейству Окуневые, и является самым крупным представителем семейства из обитающих в российских пресных водах: считается, что отдельные экземпляры достигают 130 сантиметров в длину и пудового веса (в некоторых

Образ жизни

Образ жизни Зимняя ловля сырти на северо-западе не распространена, главные объекты подледной рыбалки на Финском заливе – корюшка, судак, окунь, другие рыбы, но никак не сырть. Возможно, зимние стоянки косяков сырти расположены слишком далеко от берегов, вне зоны

ОБРАЗ ЖИЗНИ

ОБРАЗ ЖИЗНИ - понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов. Термин появился в самом конце 60-х 20 в., активно использовался на протяжении 70-х - начала 80-х

Образ жизни

Образ жизни

Образ жизни Наиболее распространенный тип жилища – переносная юрта (решетчатая, берестяная и войлочная). В войлочных юртах люди жили зимой, в берестяных – летом.В течение XIX в. произошло интенсивное вытеснение переносных юрт бревенчатой избой и срубной многоугольной

Образ жизни и культура

Образ жизни и культура Интереснейший пласт культуры бурятского народа – шаманизм, тэнгрианство и мифология. После долгих лет забвения вновь появляются старинные ритуалы, проводятся религиозные действия, в которых участвует новое поколение священнослужителей и новые

от 24 апреля 2014 года N 236

Об утверждении государственной программы Забайкальского края "Развитие культуры в Забайкальском крае"

(с изменениями на 29 декабря 2021 года)

В соответствии со статьей 44 Устава Забайкальского края, Порядком принятия решений о разработке, формирования и реализации государственных программ Забайкальского края, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 30 декабря 2013 года N 600, Перечнем государственных программ Забайкальского края, утвержденным распоряжением Правительства Забайкальского края от 15 мая 2012 года N 223-р, учитывая Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019 - 2023 годы, утвержденный Президентом Российской Федерации от 28 декабря 2018 года N Пр-2665, в целях развития культуры на территории Забайкальского края Правительство Забайкальского края постановляет:

утвердить прилагаемую государственную программу Забайкальского края "Развитие культуры в Забайкальском крае".

Губернатор Забайкальского края
К.К.ИЛЬКОВСКИЙ

Утверждена
постановлением
Правительства Забайкальского края
от 24 апреля 2014 г. N 236
(в редакции постановления
Правительства Забайкальского края
от 31 января 2019 г. N 17)

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ"

ПАСПОРТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ "РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ЗАБАЙКАЛЬСКОМ КРАЕ"

Ответственный исполнитель программы

Министерство культуры Забайкальского края.

Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края;

Департамент государственного имущества и земельных отношений Забайкальского края.

"Обеспечение многообразия услуг организаций культуры";

"Обеспечение сохранности историко-культурного наследия Забайкальского края";

Обеспечение максимальной доступности культурных благ, что позволит гражданам как воспринимать культурные ценности, так и участвовать в их создании. Повышение качества и уровня жизни населения на основе сбалансированного развития отрасли культуры Забайкальского края.

Создание условий для повышения качества и разнообразия услуг, предоставляемых в сфере культуры и искусства, удовлетворения потребностей в развитии и реализации культурного и духовного потенциала жителей Забайкальского края;

создание условий для сохранения этнокультурного развития народов в Забайкальском крае;

создание организационных условий для реализации программы.

Этапы и сроки реализации программы

2014 - 2024 годы;

программа реализуется в один этап.

Объемы бюджетных ассигнований программы

Объем финансирования из средств бюджета Забайкальского края на реализацию государственной программы составляет 8 937 061,7 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 474 092,6 тыс. руб.;

2015 год - 470 948,4 тыс. руб.;

2016 год - 446 452,4 тыс. руб.;

2017 год - 684 190,5 тыс. руб.;

2018 год - 828 841,0 тыс. руб.;

2019 год - 1 040 025,2 тыс. руб.;

2020 год - 1 146 093,7 тыс. руб.;

2021 год - 1 098 903,8 тыс. руб.;

2022 год - 791 498,2 тыс. руб.;

2023 год - 809 686,3 тыс. руб.;

2024 год - 1 146 329,6 тыс. руб.

Объем финансирования из средств федерального бюджета составляет 3 030 414,5 тыс. рублей, в том числе по годам:

2014 год - 869,2 тыс. руб.;

2015 год - 763,6 тыс. руб.;

2016 год - 10 057,2 тыс. руб.;

2017 год - 60 045,5 тыс. руб.;

2018 год - 71 755,4 тыс. руб.;

2019 год - 318 969,9 тыс. руб.;

2020 год - 1 331 143,9 тыс. руб.;

2021 год - 670 617,2 тыс. руб.;

2022 год - 207 120,3 тыс. руб.;

2023 год - 208 135,3 тыс. руб.;

2024 год - 150 937,0 тыс. руб.

Ожидаемые значения показателей конечных результатов реализации программы

Реализация мероприятий государственной программы позволит достичь к 2024 году следующих показателей конечных результатов:

соотношение средней заработной платы работников учреждений культуры и средней заработной платы в Забайкальском крае составит 100%;

увеличение к 2024 году на 16% числа посещений организаций культуры;

увеличение числа обращений к цифровым ресурсам в сфере культуры в 5 раза к 2024 году.

Раздел 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ТЕКУЩЕГО СОСТОЯНИЯ СФЕРЫ КУЛЬТУРЫ ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ

Культура является важнейшей составляющей частью социально-экономической жизни современного российского общества, укрепляет духовную связь поколений, способствует сближению и взаимопониманию между народами многонациональной России. Она не только одна из форм удовлетворения потребностей населения, но и важнейший фактор роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залог динамичного социально-экономического развития края, гарант сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России.

Сфера культуры Забайкальского края обладает значительным потенциалом. Забайкалье - многонациональный край, который имеет особенную историко-культурную традицию, органично соединившую в себе элементы русской, бурятской, эвенкийской и других культур народов, в разные исторические периоды заселивших территорию Забайкальского края.

В последние десятилетия удалось преодолеть спад в развитии культуры, добиться расширения форм и объемов участия государства и общества в поддержке сферы культуры. Однако реализуемый комплекс государственных мер при положительной динамике отдельных показателей, отмеченной за последние 10 лет, пока не оказал решающего позитивного влияния на ситуацию в культуре, позиции которой были серьезно подорваны в 90-е годы прошлого столетия.

Реализацию конституционного права забайкальцев на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям обеспечивают общедоступные учреждения культуры. На территории края в данной сфере по состоянию на 1 января 2018 года функционируют 254 юридических лица, в составе которых 1261 структурное подразделение муниципальных учреждений - юридических лиц: 565 культурно-досуговых учреждений; 607 библиотек, 27 музеев; 64 учреждения дополнительного образования детей; 1 зоопарк; 2 муниципальных театра. В Забайкальском крае, как и в целом по Российской Федерации, сохраняется тенденция сокращения сети общедоступных библиотек, культурно-досуговых учреждений в среднем на 9 - 10 единиц в год.

Существенное влияние на развитие культуры Забайкальского края оказывают территориальные диспропорции, которые проявляются прежде всего в обеспеченности культурной инфраструктурой и доступности культурных благ для населения края. Обеспеченность учреждениями культурно-досугового типа на 100 тыс. населения в 2016 году составила 52,5, общедоступными библиотеками на 100 тыс. населения составила 56,3, численность участников клубных формирований - 36,0 тыс. человек; число посещений театров, концертов, организованными государственными учреждениями культуры, - 322,2.

Норматив получателя услуг на одного работника учреждения культуры вырос со 156,28 в 2013 году до 236,53 в 2016 году. Для сравнения: в 2016 году данный норматив в Российской Федерации составил 259,56.

Первоочередной проблемой отрасли культуры Забайкалья является неудовлетворительное состояние зданий и материально-технической оснащенности организаций культуры. Большая часть учреждений культуры края расположена в неприспособленных помещениях, технические условия которых не отвечают установленным требованиям. Многие учреждения в районах края требуют капитального ремонта и укрепления материально-технической базы (остро необходимы театральные кресла, одежда сцены, звуковое и световое оборудование, сценические костюмы и др.). Хотя в последние годы благодаря поступлениям из бюджетов разных уровней удалось несколько снизить остроту проблемы, все же около 70% музыкальных инструментов в детских школах искусств, ГПОУ "Забайкальское краевое училище искусств" и ГПОУ "Забайкальское краевое училище культуры" достигли крайней степени износа.

Музейная сеть Забайкальского края представлена 27 музеями, из них 4 государственных и 23 муниципальных. В 2017 году число музейных предметов в музеях Забайкальского края составило 444 791 ед. хранения, из них 287 978 ед. хранения - основной фонд, 156 813 ед. хранения - научно-вспомогательный. Число предметов основного фонда, которые экспонировались в 2017 году, составило 63 985 ед. Одним из стратегически значимых видов музейной деятельности является выставочная деятельность. Прирост выставочных проектов составил 14,1% к показателю 2012 года.

Негативным фактором развития музейного дела в крае является дефицит фондовых и экспозиционных площадей. Нередко имеющиеся в распоряжении музеев площади не соответствуют установленным нормам хранения музейных предметов. Из 31 здания, занимаемого музеями, 9 требуют капитального ремонта и реставрации (29% от общего числа зданий).

Потребность в дополнительных фондовых площадях составляет более 2 000 кв. м, в экспозиционно-выставочных - более 6 000 кв. м.

В ряде музеев не обеспечены необходимые условия безопасности и сохранности музейных предметов.

В крае нет собственной базы для реставрации музейных предметов, поэтому реставрация не проводится. Большинство музеев не имеет оборудования для создания цифровых копий музейных предметов. Библиотеки Забайкальского края работают как информационные центры, в которых реализуются для населения проекты по поддержке чтения, формированию информационной культуры, краеведению, патриотическому и правовому воспитанию. Библиотечные услуги населению края предоставляют 4 государственные и 603 муниципальные библиотеки, состоящие в структуре государственных и муниципальных учреждений культуры, пользователями которых являются 397,7 тыс. человек.

Важнейшей целью развития библиотек является модернизация библиотечной сферы - повышение эффективности работы библиотек Забайкальского края, расширение их информационного потенциала, дальнейшее развитие информационных и сервисных услуг.

Для осуществления максимально быстрого и полного доступа к информации, а также для сохранения национального культурного наследия, находящегося в библиотеках, ведется работа по созданию Сводного электронного каталога Забайкальского края. В 2017 году фонд каталога составил 287,0 тыс. записей. К Национальной электронной библиотеке в 2016 году было подключено 9 библиотек края, а в 2017 году - 34. Основными проблемами модернизации библиотечного дела края являются недостаточное комплектование фонда документов, медленные темпы информатизации.

Для жителей сельских населенных пунктов доступность к качественным услугам культуры будет обеспечена за счет создания (реконструкции) и капитального ремонта сельских культурно-досуговых объектов. Реконструкция и капитальный ремонт позволят модернизировать пространство и оснастить культурно-досуговые учреждения мультимедийным оборудованием. Для людей, проживающих в сельских населенных пунктах без стационарного культурного обслуживания, доступность будет обеспечена за счет приобретения передвижных многофункциональных культурных центров. Комплектация специализированного автотранспорта позволит обеспечить концертную деятельность, библиотечное обслуживание, организовать познавательный досуг для детей. Обеспечение передвижных центров подключением к сети "Интернет" позволит организовать онлайн-трансляции культурных проектов и общественно значимые консультации. Для повышения качества библиотечного обслуживания будет созданы модельные библиотеки. Согласно модельному стандарту это будут интеллектуальные центры, обеспеченные подключением к сети "Интернет", доступом к современным отечественным информационным ресурсам научного и художественного содержания, к оцифрованным ресурсам периодической печати. Государственная политика по обеспечению сохранности, пополнения и использования фондов и созданию условий для улучшения доступа населения Забайкальского края к информации и знаниям предполагает реализацию мероприятий по развитию библиотечно-информационной структуры; комплектованию библиотечных фондов; внедрению электронных информационных ресурсов, автоматизации библиотечных процессов; обеспечению благоприятных условий для свободного доступа к информации различных категорий пользователей; внедрению корпоративных электронных технологий, созданию Сводного каталога библиотек Забайкальского края и др.

В эпоху стремительного развития аудиовизуальных коммуникаций особую роль играет кинообслуживание населения. В настоящее время сложилась система проката и показа фильмов, адаптированная к современным условиям. Об этом свидетельствуют рост количества отечественных фильмов на киноэкранах, повышение посещаемости кинотеатров зрителями. Кинообслуживание населения Забайкальского края осуществляют ГАУК "Забайкальская государственная кинокомпания" (6 кинотеатров в муниципальных районах края, детский двухзальный кинотеатр "Бригантина" в г. Чите), кинотеатр "Удокан", частные кинотеатры "Центавр", "Комета". В 2017 году благодаря средствам федерального бюджета по программным мероприятиям Фонда кино 6 кинотеатров края (в поселках Агинское, Карымское, Кокуй, городах Балее, Нерчинске, Краснокаменске) начали осуществлять кинопоказ в 3D-формате. Это позволило на новом уровне провести Забайкальский международный кинофестиваль и расширить его географию. Более 25 000 забайкальцев стали зрителями фестиваля.

Основными задачами государственной политики в сфере кинообслуживания Забайкальского края являются формирование и сохранение фильмофонда государственной кинокомпании и организация проката фильмов; оснащение оборудованием, техническая поддержка учреждений культуры и кинематографии, внедрение новых технологий кинопоказа; разработка взвешенной репертуарной политики; проведение киномероприятий, киноакций.

В последние годы наметилась позитивная динамика развития профессионального искусства, связанная с ростом зрительского интереса, обновлением репертуарного предложения, появлением новых творческих объединений экспериментального характера.

Профессиональное искусство в Забайкальском крае представлено 6 театрами (из них 2 - муниципальных), 1 государственной филармонией, 1 государственным ансамблем песни и танца. Репертуарная политика направлена на воплощение классических и современных произведений. Театрами применяется гибкая ценовая политика с учетом платежеспособности населения. Во всех театрах края установлены квоты на бесплатное посещение спектаклей многодетными семьями, ветеранами, инвалидами, воспитанниками детских домов.

С 2015 года Забайкальский край вошел в федеральный проект "Большие гастроли". В 2017 году на сцене краевого драматического театра прошли гастроли Государственного Малого академического театра под руководством Ю.М.Соломина.

В 2017 году благодаря государственной поддержке состоялась прямая телевизионная трансляция спектакля краевого драматического театра "Тартюф".

К основным проблемам развития профессионального искусства относятся низкая кадровая обеспеченность театрально-зрелищных учреждений, дефицит специалистов творческих и технических цехов, необходимость проведения реконструкции краевого драматического театра.

Большая часть населения края не имеет доступа к качественным услугам профессиональных коллективов в связи с отдаленностью населенных пунктов от краевого центра. Гастроли ведущих музыкальных и театральных исполнителей страны требуют значительных затрат на проезд артистов, провоз реквизита и декораций.

Для решения этой проблемы необходима дополнительная государственная поддержка финансирования гастрольных и постановочных проектов.

Государственная политика в области развития профессионального искусства предусматривает формирование новых форм и видов предоставления культурных услуг, в том числе платных, повышение их уровня и качества; создание репертуара, отвечающего запросам современного зрителя; внедрение современной маркетинговой политики; внедрение эффективных рекламных проектов; проведение гастролей в крае, регионах, за рубежом в целях интеграции во всероссийское, мировое культурное пространство; повышение эффективности эксплуатации театральных площадок; подготовку кадров технических цехов для работы на новом оборудовании; оснащение современным сценическим, светозвуковым оборудованием и др.

На современном этапе основной задачей государственной политики должно стать формирование общественной потребности в различных, в том числе инновационных, формах искусства. Необходимо создать систему экономических мотиваций для приобщения публики к "высоким" формам, сформировать конкурентные условия для продвижения исполнительского искусства, поддерживая искусство в его взаимоотношениях с обществом. Выработка таких механизмов позволит решать стоящие перед отраслью задачи на принципиально новом уровне, сочетающем государственный протекционизм и рыночные принципы, что наиболее полно отвечает потребностям развития искусства в настоящих условиях.


И на сегодня на страницах этой газеты вышло 88 статей, в которых рассказывалось о самых разных людях, побывавших на нашей железной дороге и оставивших свои впечатления в книгах, дневниках, письмах, интервью. Материалов же за эти годы было собрано гораздо больше, чем напечатано. Кроме того, в части из них что-то повторялось, что требовало их объединения. Но главное – это то, что это своего рода рассказ об истории нашего Забайкалья, увиденного в конце ХIХ – первой половине ХХ века, людьми, по разным причинам приехавшим в наш суровый край.

Почему только до середины ХХ века? Потому что позже появилось кино и телевидение, а литературные впечатления почти исчезли. Однако с появлением интернета люди, отправившиеся в путешествие по Транссибу, вновь стали делиться впечатлениями от увиденного в соцсетях. Не буду говорить, о том, что часть этих впечатлений отличает убогий язык и плохая наблюдательность. Ведь традиция описания увиденного была на десятилетия прервана.

На пороге нового века

Первыми, нет, не пассажирами (дорога ещё строилась), но людьми, проехавшими или прошедшими вдоль будущей магистрали и оставившими свои впечатления о том, каким был край, встречавший дорогу, которая изменит всю его жизнь, были люди разных профессий, но все имевшие литературный талант. Геолог Владимир Обручев, путеец Николай Гарин-Михайловский и врач Александр Белявский оказались в Забайкалье в последние годы века ХIХ, когда строительство дороги велось всё активнее и активнее.

Геолог

В 1929 году Обручев стал академиком Академии наук СССР, в 1945 году ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. Только орденов Ленина у него было три, а ещё — две Сталинских премии I степени. За 71 год научной и творческой жизни Обручев напечатал около 660 статей и книг.

Далее он рассказывал о переходе от Верхнеудинска до Читы: «На этом протяжении трасса железной дороги пролегала по восточному берегу озера до дельты р. Селенги и затем по долине этой реки, и больших скальных работ не предвиделось… Из Петровского завода я выехал вниз по долине р. Белеги в долину р. Хилка, ограничивающую с юга хребет Даган-дабан.

В этой долине я узнал, что немного дальше бурятского улуса, выше села Тарбагатай, колёсная дорога кончается, трасса железной дороги идёт далеко вверх по долине р. Хилка, и на этом участке ещё никакие работы по прокладке полотна не начаты, нет никого из строителей и нет населения, кроме нескольких маленьких бурятских улусов… Небольшие деревянные юрты бурят попадались в расширениях долины, где луговые площадки обеспечивали корм скота; в них можно было покупать молоко, баранину. Дорога между ними представляла тропу в тайге, конечно, уже поредевшей.

Интересно, что на Владимира Афанасьевича, видевшего многие знаменитые хребты Восточной Сибири, наш легендарный (по нему проходит водораздел рек, впадающих в Байкал и в Амур) Яблоновый хребет не произвёл впечатления, точнее произвёл, но не то, что мы привыкли:

«Последний, известный из географии как одна из главных горных цепей Сибири наравне с Алтаем и Саянами, совершенно разочаровал меня… Яблоновый хребет казался не горной цепью, а плоскогорием. Перевал через него был незаметным; но за ним начался восточный склон, гораздо более длинный и разрезанный глубокими долинами на отроги, покрытые сплошной тайгой.

А дальше была дорога в столицу огромной Забайкальской области, в состав которой тогда входили не только современный Забайкальский край, но и территория Республики Бурятия, а также часть Амурской области.

«Дорога шла по высокой террасе, поверхность которой представляла степь с редкими пашнями; справа извивалось русло Ингоды, врезанное метров на 40 в дно долины, окаймлённое лугами и рощами. Слева невдалеке тянулся Яблоновый хребет, который с этой стороны, с востока, имел вид довольно высокого, почти ровного вала, без выдающихся вершин, сплошь покрытого тайгой…

«Возвращаясь из Читы, — писал Обручев, — я поехал вдоль трассы железной дороги для осмотра полувыемок; я видел на подъёме полотна к перевалу через хребет Яблоновый большую выемку в крутом отроге; она ещё работалась и уже врезалась на 10–12 метров в массивную зеленокаменную породу.

Тем летом работы геологов вдоль строящейся дороги завершились.

Путеец

И вновь он выкинул фортель — подал в отставку и несколько лет был… помещиком. Но через несколько лет он вновь – инженер-путеец. Он участвовал в строительстве Транссибирской магистрали. И именно Николай Георгиевич выбрал место под строительство первого железнодорожного моста через Обь. Это положило начало городу, который теперь носит название Новосибирск. И на его вокзале по сей день висит портрет этого путейца. Потом были и другие дороги.

Край, куда вот-вот должна была прийти магистраль, уже обретал новые непривычные черты.

Он подметил, что на многих станциях будущих станций уже тогда буфетами заведовали кавказцы:

«Забайкалье, — отмечал этот инженер-писатель, — резко отличается от всего предыдущего. На вашем горизонте почти везде хребты гор. Высота их колеблется между 50 и 200 саженями (сажень – 2,13 метра – авт.). Вернее, это ещё холмы, но уже с острыми, иззубренными иногда вершинами. Они так и застыли, неподвижные, при закате розово— и фиолетово-прозрачные, а всегда тёмно-синие, далёкие, рассказывающие вам сказки из далёкого прошлого.

Да, эта необъятная, малонаселённая местность, с плохой почвой, с богатейшим лиственным лесом, поражённым безнадёжным червём (всё, что видел глаз, на две трети уже посохшие, никуда не годные, дырявые деревья), хранящая в своих землях много минеральных богатств, но пока, с точки зрения культуры вообще и переселенчества в частности, не стоящая, как говорит Тартарен, ослиного уха, — в своё время изрыгнула из недр своих все те орды монголов, которые надолго затормозили жизнь востока Европы.

Здесь река Онон – родина великого Чингиз-хана.

Он писал о впервые увиденных здесь бурятах и китайцах:

Не обошёл он вниманием и казаков: «Местное население здесь – казаки. Это крупный в большинстве народ, причём подмесь бурятской и других кровей ощутительна; женщины некрасивы (думаю, с этим выводом он поторопился – авт.)… Казаки зажиточны; имеют множество немереной земли, на которой и пасутся их табуны лошадей и скота. Хлебопашество процветает менее. Сеют рожь, пшеницу, овёс. Но главный доход их от скотоводства…

Писал Гарин-Михайловский и о мелких служащих, о золотодобытчиках, о Сретенске и Нерчинске…

Так уж получилось, что литературный талант Александра Капитоновича Белявского (1872–1930) при жизни не был оценён так, как у ставших известными Обручева и Гарина-Михайловского, но то, что он обладал литературными способностями, сегодня сомнений не вызывает.

После окончания 1890 году Оренбургской гимназии Белявский поступил на медицинский факультет Казанского университета, который окончил в 1896 году. Через два года его, ставшего к тому времени военным врачом, направили служить в Шелопугинскую больницу Забайкальского казачьего войска, находившуюся в… Сретенске.

Направившись в Забайкалье, он вместе с группой новобранцев, направленных служить в эти края, на поезде доехал до Иркутска. Дальше железная дорога ещё строилась. Байкал пересекли на пароходе. Дальше до Сретенска была ещё пешая дорога, так называемый Екатерининский тракт.

«22 февраля (7 марта) 1899 года тронулись в путь пешим порядком, — вспоминал военный врач. – Нужно отдать справедливость военному ведомству: громадный переход в 1000 вёрст был блестяще организован. На всех стоянках приготовлялась хорошая сытная пища, каждую неделю проводился медицинский осмотр всех четырёх партий, затем на лошадях догонял первую партию, останавливался там и снова проводил осмотр. На всех стоянках пробовал пищу, свидетельствовал пищевые продукты.

Каким же предстало Забайкалье молодому интеллигенту в конце ХIХ века, в то самое время, когда к нам в край пришёл Транссиб?

«Первое, что бросилось в глаза, — писал Александр Капитонович, — широта расположения сёл, длина улиц, простор усадеб и хорошие постройки. Изобилие леса позволяло возводить просторные большие дома с большим количеством окон.

Обстановка в домах обнаруживала поползновение на удобство и изящество: крашеные столы, деревянные диваны, лавки, стулья, хотя домашнего, но хорошего изготовления. Часто встречались занавески на окнах, стенные часы, шкафы, буфеты и даже книжные шкафчики. Кровати везде деревянные, довольно высокие, чтобы зимой было теплее, с горой подушек, с пологами, цветными одеялами. В кухнях деревянная и глиняная посуда отсутствовала. Посуда, дешёвая вследствие порто-франко, была преимущественно фарфоровая, стеклянная, металлическая, эмалированная.

Одежда населения удивляла обилием мехов, наличием меховых одеял, обуви как для дальних поездок, так и для ходьбы и охоты (в последнем случае при теплоте требуется лёгкость и свобода движений). Меховые сапоги (унты) были тёплыми и лёгкими. Нам казалось, что забайкальцы чрезмерно кутаются в меха, защищаясь от своих морозов.

Единственным недостатком питания было малое количество овощей в пищевом регионе (как свежих, так и заготовленных впрок), что часто служило причиной цинги. Трудно было достать лук, картофель, капусту. По приезде в Сретенск приходилось платить по пятачку за картофелину и упрашивать соседа нарезать в огороде лука копеек на 20.

С приходов в регион Транссибирской магистрали, обновление и динамизм развития захватил многие сферы. А вскоре за тем, как заработала Забайкальская магистраль, подошла к завершению и Китайско-Восточная железная дорога, тогда соединившая Транссиб по территории Китая. И туда не раз ездил этот врач.

Читайте также: