Сообщение профессии привлекательной для учащихся

Обновлено: 02.07.2024

Андрейченко Олеся Николаевна

ВложениеРазмер
vybor_profesii_nakonechnaya_aleksandra_9_v_1.docx 65 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ Гимназия № 11

Наконечная Александра Евгеньевна

Профессиональные предпочтения учащихся МАОУ Гимназия №11 «Гармония

Андрейченко Олеся Николаевна

  1. Привлекательные профессии…………………………………….……6-9
  2. Непривлекательные професии………………………………………..9-10
  3. Профессиональная ориентация учащихся. 11-12
  4. Мнение родителей учащихся………………………………………. 12-13

IV. Список источников и использованной литературы………………………16

Все работы хороши –

Выбирай на вкус.

Профессия – это вид трудовой деятельности человека, который требует определенного уровня знаний, специальных умений, подготовки человека и при этом служит источником дохода. Профессия определяет положение человека в обществе. Выбирая профессию, человек выбирает себе не только работу, но и образ жизни.

В наше время человеку сложно выбрать профессию, ведь мир профессий довольно разнообразен – специалисты насчитывают более 7 тысяч профессий, из них несколько сотен самых востребованных, то есть тех, в которых количество занятых работников меньше, чем количество рабочих мест. Но есть профессии, которые востребованы всегда – врачи, педагоги, социальные работники и др. В последнее время повышенным спросом пользуются программисты, агенты по работе с недвижимостью, инженеры-строители и др. Есть профессии популярные, такие как психолог, экономист, юрист, социолог. Есть так называемые вредные профессии, отрицательно влияющие на человеческий организм, связанные с напряжённостью и сложностью работы, нарушением ритма бодрствования и сна, шумом, вибрацией, пылью, химическими красителями, высокими или низкими температурами и т.д. Самые вредные условия работы, как считают медики, в угольной и горнодобывающей промышленности, химическом производстве, в горячих цехах на заводах машиностроения и металлургии. Есть высокооплачиваемые, есть редкие, есть мужские и женские профессии и т.д. [ 1 ].Ориентироваться во всём этом многообразии довольно сложно, но необходимо иметь представление о ситуации на рынке труда, чтобы иметь востребованную профессию и не остаться без работы. Рынок труда - сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через него осуществляется продажа рабочей силы на конкретный срок.

Поставленная цель реализована посредством следующих задач :

  1. Изучить рейтинг привлекательных для учащихся профессий;
  2. Изучить рейтинг непривлекательных для учащихся профессий;
  3. Выявить отношение школьников разных возрастных групп Гимназии № 11 к выбору профессий, проследив динамику за последние 2 года;
  4. Узнать, совпадают ли профессиональные предпочтения детей и их родителей.

Объект исследования: современные профессии.

Предмет исследования : предпочтения учащихся МАОУ Гимназия № 11 в профессиональном выборе.

При подготовке работы использованы следующие методы : социологический (анкетирование), теоретический (анализ и синтез), эмпирический (сравнение) и математический (таблицы).

Практическая значимость . Использованные в данной работе сведения могут быть полезны в учебной (уроки обществознания и экономики, классные часы) и внеклассной (кружковая работа по изучению профессий, родительские собрания и др.) работе – всем тем, кто сталкивается с проблемой профессионального выбора.

Структура работы . Работа состоит из трёх частей: введение, основная часть и заключение. В работу также входят список используемой литературы и источников и приложения с результатами измерительных материалов.

На основе проведённого анкетирования получилась таблица, которая даёт представление о профессиях, предпочитаемых учащимися на протяжении двух лет (см.ниже).

Таблица 1. Рейтинг привлекательных профессий

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

2012-2013 уч. год

2013-2014 уч. год

Работник правоохрани-тельных органов

В числе самых предпочитаемых профессий учащимися разных возрастов Гимназии № 11 оказалась профессия предпринимателя . Предпринимателем называют такого человека, который работает на себя: сам принимает решения, которые касаются деятельности фирмы, сам их осуществляет. Предпринимательский труд полезен для общества – создаются новые рабочие места, в большей степени удовлетворяются потребности людей. Предпринимателю приходится отвечать не только за свою деятельность, но и за своих подчинённых. Предприниматель должен иметь способности управленца и организатора, финансиста и торговца, уметь составить грамотный бизнес-план, не бояться риска, быть устойчивым к стрессам. Но взамен организатор своего дела получает свободу и независимость. Возможно, это и привлекает учащихся в этой профессии, а также – надежда на хороший доход.

В числе предпочитаемых названа также профессия экономиста . Экономист - одна из наиболее популярных профессий в современном обществе. Но представителей данной профессии сегодня на рынке труда намного больше, чем это необходимо. Несколько лет назад экономисты пользовались большим спросом, и это породило завышенное предложение. У работодателей появилась возможность выбора, и чаще всего теперь они предпочитают не молодых специалистов, а опытных работников, которые, в отличие от вчерашних выпускников, прекрасно знают налоговый и бухгалтерский учёт, составляют точные прогнозы. 17 выпускников 2014 года Гимназии № 11 поступили на экономические факультеты высших учебных заведений, подтвеождая свой изначальный выбор. Вероятно, учащиеся нашей гимназии надеются после окончания вуза найти работу, надеясь на свои знаниям и умения.

Профессия юриста также относится к числу привлекательных для учащихся разного возраста нашей гимназии. Эта профессия считается одной из наиболее уважаемых профессий в мире. Они работают в судебных и правоохранительных органах, учебных заведениях, обеспечивают охрану авторских прав, анализируют состояние рынка по поводу недобросовестной конкуренции. Особенностью профессии юриста является очень высокая ответственность. Ведь в руках этих специалистов не только судьбы отдельных людей, но и предприятий, компаний и целых государств. Количество выпускников школ, желающих стать юристами, год от года увеличивается, но по-настоящему умелых и квалифицированных работников из них получается всё же не очень много. Приоритетный выбор этой профессии оправдался, и 11 выпускников Гимназии №11 2014 года поступили на юридические факультеты новосибирских ВУЗов.

Проведённое анкетирование показало, что профессия спасатель также в числе приоритетных. Для этой профессии требуется отличная физическая подготовка, крепкое здоровье, твёрдый характер, сила воли, ответственность, быстрая реакция, умение проявлять доброту и терпимость. Профессия спасателя относится к числу героических, т.е. опасна для работника, но при этом важна для общества, потому что направлена на спасение жизни людей, поддержание стабильности порядка. Подобные профессии выбирают люди, которые стремятся не только помочь обществу, но и повысить самооценку, чувствовать свою значимость.

Среди социально значимых в списке присутствуют также профессии работника правоохранительных органов, преподавателя (оценивается неоднозначно), военнослужащего, врача, психолога . Профессия психолога сравнительно молодая, но достаточно популярная. Психолог человека не лечит, а помогает ему обрести гармонию в отношениях с людьми и с самим собой. Для ребят представляется интересным знакомство с внутренним миром других людей.

Профессия повара , востребованная на рынке труда в Новосибирске, также оказалась в числе привлекательных для учащихся разных возрастов. С одной стороны, это массовая профессия, а с другой – уникальная. Тут нужен талант, любовь к своему делу, творчество, воображение, аккуратность, внимательность, организованность, хорошая память. Положительной чертой этой профессии является востребованность этой профессии, возможность получения стабильного дохода, размер которого зависит от места работы и квалификации специалиста.

Те, кто делает выбор в пользу социально значимых профессий, поступает верно, ведь невозможно добиться успеха, если работать не на интересы общества, а тоько на удовлетворение собственных интересов.

Если говорить о творческих профессиях, то в десятку предпочитаемых вошли следующие: дизайнер - по интерьеру, ландшафту, дизайну одежды, обуви и т.д. Для освоения данной профессии необходимы образное мышление, богатое воображение, хороший эстетический вкус, чувство стиля. В наше время ни одна промышленным образом изготовленная вещь в процессе разработки не обходится без участия представителя данной профессии. На современном рынке труда дизайнеры являются достаточно востребованными специалистами. Среди других творческих профессий называется профессия актёра . Скорее всего, назвавших её привлекают популярность, успех, высокие заработки.

В пятёрку привлекательных для учащихся 10-х классов профессий вошли предприниматель, экономист, юрист, программист, WEB-дизайнер. В течение года некоторые изменения в рейтинге произошли, и в 11-м классе были исключены предприниматель, программист, повар, эколог и спасатель, а добавлены учитель, психолог, военнослужащий, инженер и менеджер. Это может быть связано, с тем, что учащиеся переосмыслили значимость этих профессий в наше время.

Сравнивая данные, полученные в ходе анкетирования учащихся, можно сделать вывод, что учащиеся Гимназии №11 отдают большее предпочтение профессиям, которые требуют получения высшего образования, дают стабильную зарплату и возможность продвижения по карьерной лестнице.

Выбирают профессии популярные, но не всегда востребованные на рынке труда.

На основе проведённого анкетирования получилась следующая таблица, которая даёт представление о профессиях, непривлекательных учащимися на протяжении двух лет (см.ниже).

Школьники в форме работников различных профессий

Профессиональная ориентация представляет собой целую систему разработанных экспертами мероприятий, которые направлены на облегчение выбора профессии для школьников. В процессе их подготовки обязательно учитываются особенности каждой личности и социально-экономическая ситуация в стране.

Профориентация в школе состоит из 3 основных компонентов:

  • Просвещение.Учащиеся и выпускники средних общеобразовательных школ узнают об актуальных профессиях и их особенностях, текущих кадровых потребностях, требованиях, предъявляемых работодателями, возможностях карьерного роста и саморазвития. Благодаря просветительным мероприятиям у подростков происходит формирование мотивированных профессиональных намерений, которые базируются на анализе рынка труда, а также собственных психических и физиологических возможностей (склонностей и способностей).
  • Консультирование. Помощь школьнику с профессиональным самоопределением выражается в рекомендациях ему тех векторов трудовой деятельности, которые максимально соответствуют особенностям его психики и физиологии. Советы основываются на результатах, полученных в ходе предварительно проведенной профориентационной диагностики.
  • Психологическая поддержка. Применение методик, направленных на уменьшение психологической напряженности, появление оптимистического настроя и ощущения уверенности в будущем.

Профориентация подростков – один из важных факторов, влияющих на выбор ими профессии в будущем. Основная цель такой работы заключается в выработке у детей осознанного отношения к любому труду, а также в их профессиональном самоопределении с учетом личных возможностей, способностей и потребностей рынка труда.

Актуальность и задачи профориентации школьников

Работа с профессиональным самоопределением в школьном возрасте предполагает обязательный учет уровня интеллектуального и психологического развития ребенка. Естественно, он будет разным в начальных, средних и старших классах.

Таким образом, полноценную профессиональную ориентацию школьников можно проводить с 13-летнего возраста. Конечно, каждый учащийся индивидуален. Некоторые уже в 10 лет твердо знают, чего хотят, и даже составили план как минимум на десятилетие вперед. А кто-то не может дать внятного ответа на вопрос об интересах и увлечениях в 17. Нельзя сказать, что во втором случае мы имеем дело с инфантильностью – у каждого свой темп развития. Ругать за это не стоит, а вот помочь с самоопределением в этот период как раз очень важно и нужно.

Рассмотрим, как вести профориентационную работу с детьми в начальной школе, средних и старших классах.

1-4 классы

У младшеклассников практически вся деятельность проходит в форме игр. Дети играют, например, в учителей, врачей, полицейских, водителей, примеряя на себя взрослые роли. Так они учатся ценить труд и осознают его значение для общества, а классный руководитель помогает им в этом посредством мероприятий учебно-познавательного и исследовательского характера. В этом возрасте познания учащихся о современных профессиях небогаты. Они знают лишь то, что услышали от своих родителей и близких родственников.

Основная задача ранней профориентации для детей – определить сферу интересов ребенка и наполнить ее новой информацией о различных видах деятельности. Крайне важно сформировать у школьника на этом этапе полноценное представление о разнообразии профессий, которые сегодня существуют. Это даст ему возможность избежать ряда ошибок при построении планов на будущее в старших классах.

5-7 классы

В этом возрасте четко прослеживается выраженное ассоциирование понравившейся профессии с одним или несколькими учебными предметами. Школьники высказывают предпочтения и пожелания при выборе досуга (кружки, секции, хобби), интересуются, чем занимаются их родители на работе. Многих подростков в данный период привлекают модные направления, но в этом кроется опасность. Ведь тренды, как правило, изменчивы и краткосрочны, поэтому не годятся в качестве цели на будущее.

Профессиональная ориентация для учащихся 5-7 классов помогает им сконцентрироваться на индивидуальных способностях и навыках, а также более подробно рассматривает заинтересовавшие их виды деятельности. Главная цель профориентации школьников на данном этапе – поиск профессии, в которой будут по максимуму раскрыты лучшие личные качества и самые сильные стороны ребенка.

В 14-15 лет интерес к профессиям конкретизируется и становится гораздо осознаннее. Помимо учебы, на этом этапе подростки более активно занимаются с репетиторами, записываются на обучающие курсы, просматривают вузовские программы. Выбор направления, как правило, основывается на склонностях школьника и особенностях его характера.

10-11 классы

К сожалению, сегодня многие выпускники сдают ЕГЭ, еще не зная, кем они хотят стать. На этом этапе профориентационная работа особенно важна, так как она способна сориентировать подростка на принятие правильного решения. Если пренебречь ею, учащийся рискует неудачно выбрать среднее техническое или высшее учебное заведение, получить неактуальную или неподходящую профессию и как результат – проблемы с трудоустройством.

Школьников в 10-11 классах учат самостоятельности в развитии, а также оценивают уровень их готовности к выбранному виду деятельности. Выпускники начинают активно реализовывать поставленные перед собой цели: выбирают обучающие курсы, вносят коррективы в собственные профессиональные планы.

Профориентация старшеклассников дает возможность снизить уровень стресса, обусловленного приближающимся поступлением, избавиться от сомнений при выборе предметов для ЕГЭ и направления обучения. Кроме того, она помогает грамотно спланировать свое профессиональное будущее.

Профориентация старшеклассников по ФГОС

Программа по профориентации в школе по ФГОС, которая разъясняет цели, задачи и методы профессионального самоопределения школьников, ориентирована в основном на достижение личностных результатов:

  • взвешенный выбор профессии и возможностей осуществить свои планы касательно трудоустройства;
  • сформированное отношение к будущей работе как к возможности решать личные, общественные, государственные и даже мировые проблемы.

Учитель реализовывает эту программу в процессе преподавания (в рамках конкретного предмета или в ходе внеклассных бесед):

  • дает максимально полную информацию, которая может оказаться полезной ученику при выборе профессии;
  • предоставляет возможность попрактиковаться в профессиональной деятельности с опорой на знания, полученные по предмету;
  • создает условия для разработки индивидуальных проектов и помогает в воплощении уже завершенных.

Большинство новых профессий предполагают наличие знаний сразу в нескольких направлениях. Поэтому педагогу, внедряющему школьную программу по профориентации, надо не только хорошо владеть своим предметом, но и неплохо разбираться в смежных.

Готовность подростка к профессиональному самоопределению

Выбор профессии предполагает серьезный интеллектуальный труд и активные поиски. Эксперты в области профориентации оперируют понятием готовности к профессиональному самоопределению. Она выражается в интересе и способности человека к этому выбору, базирующихся на его личных ресурсах и имеющейся в распоряжении информации.

Чтобы понять уровни готовности учащихся к профессиональному самоопределению, важно дать грамотную оценку нескольким параметрам.

Методы профориентации школьников

Элементы профориентационной работы внедряют в учебно-воспитательный процесс еще в детском саду, однако особенное значение она обретает в школе, в частности в старших классах. Для ее проведения применяют как активные, так и пассивные методы.

Среди активных методов профориентационной работы выделяют:

  • организацию детских и юношеских лагерей, клубов юных техников, экологов, натуралистов и так далее;
  • занятия с детьми в разных кружках (моделирование, бисероплетение, рисование, ментальная арифметика) и спортивных секциях;
  • предложение тематической литературы по разным видам деятельности;
  • просмотр кинофильмов о профессиях.

Чтобы давать учащимся хорошие рекомендации и оказывать им помощь в выборе профессии, нужно проводить диагностику профориентации старшеклассников. Для этого используются специальные опросники, онлайн-тесты и виртуальные кабинеты. Рассмотрим каждую из этих методик подробнее.

Опросники

Среди профориентационных методик для старшеклассников наиболее активно применяются опросники. Обычно используют авторства Е. Климова, а также В. Петрова, которые направлены на исследование аспектов личности школьника. Ответы на вопросы позволяют выяснить способности учащегося к разным видам деятельности. Максимально точный результат возможен, если тестируемый отвечает честно.

Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Климова определяет степень самооценки школьника относительно его склонности к конкретной профессии. Автор квалифицировал последние по объектам направления человеческой деятельности и выделил 5 разновидностей взаимосвязей:

Результат этого опроса обязательно принимается во внимание в процессе дальнейшей работы с профессиональной ориентацией подростков.

Методика Л. Йовайши определяет способности к разным областям профессиональной деятельности (искусство, технические и материальные интересы, работа с людьми, интеллектуальный и физический труд).

Онлайн-тесты

Над профессиональным самоопределением подростков в школе можно начинать активно работать с 8 класса. Рекомендуется тестировать их ежегодно, чтобы увидеть изменения в интересах или, наоборот, отметить стабильность.

Для проведения теста потребуется нейтральная спокойная обстановка. Чтобы получить точный результат, учащемуся надо исключить просмотр фильмов, вызывающих всплеск эмоций, экскурсии и общение с представителями каких-либо профессий за 1-2 дня до тестирования. Специфика практически всех онлайн-тестов заключается в выборе одного варианта из нескольких. Школьнику следует внимательно читать и отмечать то, что пришлось ему по душе больше всего, или то, насколько он согласен с предложенным утверждением.

Виртуальные кабинеты профессий

Виртуальный кабинет профессий – одна из современных методик профориентации старшеклассников. Основная цель его посещения: знакомство учеников с разными профессиями. Помимо этого, в нем, как правило, сконцентрирована вся нужная информация о поступлении в высшие или средние специальные учебные заведения. Там же школьник может узнать, как готовиться к экзаменам, пройти профориентационный тест и так далее.

Специалисты утверждают, что целиком полагаться на этот метод не стоит. И уж тем более не рекомендуется пользоваться исключительно им. Не каждый подросток сможет извлечь для себя максимум пользы из такого профориентационного мероприятия.

Как помочь ребенку выбрать профессию

Так как выбрать профессию школьнику самому может быть довольно сложно, родителям следует попробовать помочь ему, направив в нужное русло. Как известно, любая трудная задача решается гораздо легче, если поделить ее на части. Предлагаем ознакомиться с поэтапной инструкцией профессионального самоопределения, которая поможет ребенку выяснить, кем он желает стать в будущем.

Первый этап. Желания

С чем или с кем ребенку больше нравится взаимодействовать: с другими людьми, документацией, техникой, животными? Возможно, ему доставляет удовольствие работать с информацией? Может, он увлекается искусством (хореография, живопись, музыка, театральные постановки и так далее)? Ответы на эти вопросы можно почерпнуть из повседневной жизни, занятий в школе, предпочтений и увлечений. Тут важно не промахнуться: если сын или дочь часами напролет сидят в интернете, это вовсе не значит, что у них есть склонность к работе с техникой. Вполне возможно, им нравится совсем другое – например, общаться с людьми.

Обозначьте требования к условиям работы: на свежем воздухе или в офисе, в движении или сидячая, постоянное общение или дистанционная занятость. Немаловажен и рабочий график: четко расписанный по часам или гибкий, которым можно управлять самостоятельно.

Второй этап. Возможности

Тщательно взвесьте способности и возможности ребенка. Предложите ему подумать, какие предметы в школе ему даются легче всего (точные либо гуманитарные), какие задачи решать проще (творческие или с четкой последовательностью действий).

Дайте реальную оценку уровню интеллекта, умению коммуницировать (эффективное общение, убеждение собеседников, разрешение конфликтов, легкость контакта с незнакомым человеком) и организаторским способностям. Свои выводы основывайте на имеющемся у ребенка опыте. Пусть он спросит у своих близких (братьев, сестер, друзей), каким они его видят. Попросите его описать свои личные качества: ответственный или недобросовестный, опрятный или неряха, эгоист или альтруист. Очень хорошо, если школьник сможет перечислить 10 главных черт характера, которые ему присущи.

Помогите сыну или дочери трезво оценить их физические возможности и обязательно учтите ограничения по здоровью, если таковые имеются. Для некоторых профессий (например, связанных со спортом или химической промышленностью) это будет важно.

Третий этап. Изучение профессий

На этом этапе уже примерно намечен вектор будущей деятельности подростка. Теперь можно заняться изучением соответствующих профессий. Для каждой из них необходимы определенные способности, умения и личностные качества. Важно понимать, есть ли они у ребенка.

Даже если вы уверены, что знаете о предпочтительном виде деятельности все, постарайтесь найти в интернете профессиограмму – полное описание профессии. В процессе знакомства с ней вы откроете для себя много новых нюансов. Кроме списка личных качеств, профессиограмма содержит подробное описание обязанностей специалиста, рекомендации касательно образования, требования работодателя, особенности карьерного роста, перспективы и так далее.

Есть и альтернативный вариант знакомства с профессиями. Правда, он требует больше времени и усилий. Можно посмотреть, что они собой представляют в реальности, если пообщаться со специалистами прямо на их рабочем месте.

Четвертый этап. Анализ рынка занятости и образования

Помогите своему ребенку провести грамотный анализ рынков образования и труда. Главная цель: получить информацию о наиболее востребованных и наименее популярных профессиях в разрезе региона и страны. Для чего это нужно? Объясните сыну или дочери, что при перенасыщенности рынка специалистами определенного вида деятельности для успешного трудоустройства потребуется намного более высокая квалификация, чтобы обойти конкурентов. Кроме того, важно учитывать уровень заработной платы в заинтересовавшей сфере. Ведь работа должна приносить не только удовольcтвие, но и достаточный стабильный доход.

Как получить такую информацию? Самый простой способ: зайти на несколько веб-ресурсов по трудоустройству и просмотреть базу вакансий для вашего населенного пункта или региона. Эти данные будут наиболее объективными. Альтернативный вариант: сходить за сведениями в центр занятости по месту жительства.

Отдельно остановитесь на возможностях получить нужное образование по направлениям, которые ваш ребенок определил как предпочтительные. Есть ли подходящее учебное заведение в вашем населенном пункте или ему надо будет жить в другом городе? Узнайте, как обстоят дела с бюджетными (бесплатными) местами. Если их нет, поинтересуйтесь, сколько стоит год обучения и полный курс.

Пятый этап. Выбор

Постарайтесь найти золотую середину. Обсудите с ребенком, будет ли выгоднее сменить место жительства для учебы и работы. Согласен ли он пожертвовать своими интересами в пользу более высокого заработка? Может, он выберет любимое, но низкооплачиваемое дело? А вдруг сын или дочь активно возьмутся за развитие необходимых способностей, чтобы получить ту профессию, которая даст возможность полноценно самореализоваться? Во всяком случае решать только подростку, а задача родителей – сделать все, чтобы это решение было взвешенным и здравым.

Если вы чувствуете, что не сможете помочь ребенку должным образом, лучше обратиться за рекомендациями к профконсультанту или психологу. Конечно, они не дадут ему готового решения и не выберут профессию за него, зато подскажут, как разобраться в себе.

Советы психолога

Когда родители интересуются у психолога, как выбрать профессию ребенку, он обычно говорит, что вид деятельности обязательно должен соответствовать характеру, темпераменту и специфике его мышления. Предлагаем ознакомиться с некоторыми рекомендациями по выбору профессии для старшеклассников, которые помогут им определить свои цели на будущее.

Для школьника

Психологи убеждены, что в процессе выбора вида деятельности крайне важно опираться на соответствие собственных психологических особенностей характеристикам профессии. Работа должна в первую очередь быть интересной. Если нравится техника, увлеченность ею станет отличной поддержкой инженеру, айтишнику, физику, строителю.

Каждая профессия требует наличия важных именно для нее качеств. Поэтому при самоопределении надо понимать, обладаешь ли ты способностями, которые соответствуют этим качествам. Если есть сомнения, стоит сделать выбор в пользу того вида деятельности, где склонности и таланты будут реализованы по максимуму. Тогда есть хорошие шансы достичь в нем высоких успехов.

И напоследок: тип занятия не должен противоречить твоему типу личности. Например, если ты любишь встречаться с друзьями и общаться с ними, заводить новые знакомства, следует обратить внимание на те профессии, которые предполагают множество контактов и активную коммуникацию. При эмоциональной нестабильности будет крайне тяжело заниматься рутинными делами и подолгу концентрироваться на чем-то одном.

Для родителей

Мамам и папам подростка, желающим помочь ему с выбором профессии, желательно учитывать следующие моменты:

Подытожим

Выбор профессии – одно из самых важных и ответственных решений. Вместе с тем оно не является необратимым. То, что сегодня выбирает старшеклассник, – это всего лишь отражение его текущих потребностей и интересов. Идеально, если выбранное направление будет востребованным и интересным в течение десятилетий. Изменение предпочтений вовсе не трагично. Теперь это станет, скорее всего, новой нормой. Эксперты утверждают, что выбор профессии на всю жизнь постепенно обретает черты пережитка прошлого и считается непрактичным. Прогресс вносит настолько серьезные коррективы в нашу жизнь, что навряд ли удастся проработать на одном месте до пенсионного возраста. Стремительные изменения в мире не дают возможности предугадать, каким будет рынок труда, например, в 2030-2040-е годы. Вполне вероятно, что популярные и высокооплачиваемые сегодня специальности утратят свою актуальность. Однако это не должно смущать или пугать. Возможность изменить профиль деятельности или начать все сначала получит каждый – независимо от возраста и имеющегося багажа знаний, умений и навыков.


СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ




РАЗНООБРАЗНЫЙ МИР ПРОФЕССИЙ


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Понятие и виды профессий стр.4

2. Факторы, определяющие выбор профессии стр.5

3. Востребованность профессий и профессии будущего стр.6

4.Результаты анкетирования по вопросам выбора профессии стр.8

Список использованной литературы стр.11

ВВЕДЕНИЕ

Один из важных шагов в жизни человека – выбор профессии. От того, какую профессию вы выберете, зависит и развитие личности, и достижение чувства самодостаточности и даже счастья, и, конечно, материальное благополучие. В современном мире существует множество профессий, появляются новые, исчезают старые, некоторые профессии существуют постоянно.

Разобраться в многообразии мира профессий и помочь в выборе наиболее подходящей – цель настоящего проекта. Ведь выбирая профессию, мы выбираем свое будущее!

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть понятие и виды профессий, представить классификацию профессий;

- проанализировать факторы, определяющие выбор профессии;

- изучить востребованность профессий и определить профессии будущего;

- провести анкетирование школьников по вопросам выбора профессии.

В работе выдвинута гипотеза: На выбор профессии влияют желания, умения человека, а также востребованность профессий в обществе.

В соответствии с поставленной целью и обозначенными задачами построена структура работы. Работа состоит из:

- введения, в котором отражена актуальность темы, сформулирована проблема, поставлены цель и задачи;

- основной части, состоящей из 4 параграфов;

- заключения, где представлены основные выводы и результаты исследования;

-списка использованной литературы;

В работе отражены результаты анкетирования школьников 6-х и 11-х классов по вопросам выбора профессии.

Работа содержит библиографический список, включающий учебную, научную литературу, статьи из периодической печати, интернет-источники, использованные при написании работы. В приложении приведена анкета, по которой проводился опрос по выбору профессии.

1.ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ПРОФЕССИЙ

Профессия - род трудовой деятельности, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником средств существования [1].

Таким образом, из приведенных определений видно, что профессией является форма или род трудовой деятельности. Трудовая деятельность должна быть результатом определенной подготовки, в результате которой появляются знания и навыки.

В современном мире множество самых разнообразных профессий.

Чтобы разобраться в многообразии мира профессий рассмотрим основные их группы.

По характеру труда:

- Физический или умственный труд. Примером профессий физического труда служат строитель, токарь, фасовщик, умственного труда – учитель, научный сотрудник, врач.

- Исполнительский или творческий характер. Пример профессий, где присутствует исполнительский характер, - бухгалтер, юрист; профессии творческого характера – художник, модельер.

По уровню квалификации:

- Профессии, требующие высшего образования;

- Профессии, требующие среднего профессионального образования;

- Профессии, не требующие квалификации;

По предмету и характеру труда выделяют несколько видов профессий, которые можно обозначить следующим образом [2, 5]:

- Человек-Человек. В таких профессиях важны общительность, контактность, умение налаживать взаимодействие между людьми, устойчивое хорошее настроение, способность мысленно поставить себя на место другого, терпение. Примером таких профессий являются: врач, экскурсовод, психолог, секретарь, бармен, учитель, продавец, менеджер по персоналу, корреспондент.

- Человек-Техника. Для людей этой группы профессий важно практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части. Пример: автомеханик, инженер-конструктор, слесарь, сантехник, плотник.

- Человек-Информация. Для людей таких профессий важно умение мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), представлять и воспринимать явления стоящие за знаками, цифрами, данными. Пример профессий этой группы: бухгалтер, аудитор, историк, системный администратор, переводчик, следователь, менеджер, архивариус.

- Человек-Искусство. Для таких людей необходимо творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант и трудолюбие. Пример: актер, музыкант, архитектор, имиджмейкер, визажист, дизайнер, портной, фотограф.

- Человек-Природа. Люди, выбравшие профессии этой группы любят природу, знают законы природы и умеют применять их, обладают инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением. Пример: ветеринар, агроном, метеоролог, фермер, садовник, геолог.

2.ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВЫБОР ПРОФЕССИИ.

Выбор профессии - осознанный процесс подбора трудовой деятельности, которой хотелось бы заниматься в дальнейшем.

Чтобы правильно выбрать профессию, необходимо проанализировать свои способности, интересы и имеющиеся умения и подобрать к ним профессию, попробовать свои силы в различных делах и понять для себя «чем мне нравиться заниматься?

Человек будет успешен в профессиональной деятельности, если:

- выбранная профессия будет для него интересна;

- выбранная профессия будет соответствовать его возможностям;

- можно будет найти работу по выбранной профессии.

К факторам, которые необходимо учитывать при выборе профессии, относятся:

3.ВОСТРЕБОВАННОСТЬ ПРОФЕССИЙ И ПРОФЕССИИ БУДУЩЕГО

Сегодня весьма часто люди меняют профессии. Это связано с меняющейся ситуацией в экономике, развитием новых видов деятельности, что сказывается на потребностях в той или иной профессии.

По данным Федеральной службы государственной статистики и служб занятости наиболее востребованными профессиями являются [3]:

1.Специалисты высшего уровня квалификации – 22,6% от общего числа потребности в работниках,

в т.ч. специалисты в области естественных и инженерных наук – 6,4%;

специалисты в области биологических, сельскохозяйственных наук и здравоохранения – 8,2%;

Специалисты среднего уровня квалификации и вспомогательный персонал естественных наук и здравоохранения – 8,8%;

Рабочие металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности – 7,8%;

Работники сферы индивидуальных услуг и защиты граждан и собственности – 7,7%

Водители и машинисты подвижного оборудования – 7,3%.

Высока потребность в неквалифицированных рабочих, общих для всех отраслей экономики – 9,3%

1. Инженерные специальности.

2. IT и разработчики компьютерного аппаратного обеспечения.

4. Специальности на стыке электроники и биотехнологий.

5. Маркетинг и продажи.

6. Специальности, связанные с сервисом.

9. Медицинские специальности, связанные с поиском средств продления жизни.

4.РЕЗУЛЬТАТЫ АНКЕТИРОВАНИЯ ПО ВОПРОСАМ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

Для подтверждения гипотезы о влиянии на выбор профессии желаний, возможностей и потребностей экономики и общества в рабочей силе было проведено анкетирование школьников 6-х и 11-х классов.

Анкета состояла из 4 вопросов, которые сочетали ответы на вопросы о желаниях выбора профессии, уровне знаний и предпочтений в различных науках, выявлении профессионального типа опрошенных, а также вопросы, связанные с перспективами будущих профессий (Приложение 1).

Первый вопрос: Кем ты хочешь стать по профессии?

Самые распространенные ответы на данный вопрос:

Менеджер, экономист, бизнесмен – 16,6%;

инженер, IT-специалист – 15,2%.

Второй вопрос анкеты: Какие школьные предметы тебе больше всего нравятся? (назови 3 предмета).

Ответы на вопрос представлены в таблице 1.

Ответы на второй вопрос анкеты

Выбранная профессия

Наиболее часто встречающиеся ответы (выбранные школьные предметы)

Менеджер, экономист, бизнесмен

рисование, геометрия, история

обществознание, история, литература

математика, химия, физика

Третий вопрос анкеты:

Выбери для себя подходящую характеристику:

Выбранная профессия

Профессиональный тип личности

Менеджер, экономист, бизнесмен

Вопрос четвертый анкеты:

Назови 3 профессии, которые будут наиболее востребованы в будущем.

Наиболее популярные ответы:

Инженер-технолог, IT-специалист, специалисты в области естественных наук (химия, генетика, физика), учитель и воспитатель, врач, юрист.

Ответы на данный вопрос во много схожи с мнением экспертов. Ребята выбирают перспективные профессии в будущем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выбор профессии - важный шаг в жизни каждого человека. От того, какую профессию выбирает человек, зависит его благосостояние и самоутверждение.

Формулу выбора профессии можно выразить следующим образом:

На выбор профессии влияют желания, умения человека, а также востребованность профессий в экономике и обществе.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы было проведено анкетирование школьников по вопросам выбора профессии.

Результаты проведенного анкетирования подтвердили выдвинутую в проекте гипотезу.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Кем ты хочешь стать по профессии? _________________________

Какие школьные предметы тебе больше всего нравятся? (назови 3 предмета)__________________________________________________________

Выбери для себя подходящую характеристику:

3.1. Я - общителен, контактен, умею налаживать взаимодействие между людьми, у меня устойчивое хорошее настроение, я способен мысленно поставить себя на место другого.

3.2. У меня практическое мышление, техническая фантазия, способность мысленно соединять и разъединять технические объекты и их части.

3.3. Я могу мыслить абстрактно (отвлеченными вещами), могу работать с цифрами, данными.

3.4. У меня творческое воображение, способность к искусству, образное мышление, талант.

3.5. Я люблю природу, знаю законы природы и умею применять их, обладаю инициативностью, самостоятельностью, заботливостью, терпением.

4. Назови 3 профессии, которые будут наиболее востребованы в будущем___________________________________________________________


Старт в науке

Все о творческих профессиях

Выбирая будущую специальность, стоит исходить из собственных интересов. Люди с богатым воображением выбирают для себя творческие профессии, если результат приносит удовольствие, то это рано или поздно приведет к хорошему материальному вознаграждению.


Особенности

Творческие профессии привносят в жизнь яркость, которая сопровождается спонтанностью, симпатией аудитории (которая, несомненно, появляется у творца) и атмосферой праздника. Дети более творчески смотрят на мир – этому многим не помешало бы у них поучиться, а еще лучше выбрать ту профессию, которая поможет раскрыть творческий потенциал, заложенный в нас природой, будет вдохновлять на новые свершения и приносить хорошее денежное вознаграждение. Представитель творческой профессии, как считают многие, талантлив от природы, но это не совсем так. Если человек ничему дополнительно не обучается – из этого вряд ли что-то получится.

Люди, выбирая творческую профессию должны обладать:

  • чувством прекрасного;
  • образным мышлением;
  • художественным вкусом;
  • ярким, богатым воображением;
  • эстетическим вкусом;
  • тонким чувствованием мира.

Творчество – это процесс создания чего-либо нового. Каждый человек способен к творчеству, главное, выбрать свое направление: кто-то любит писать стихи, а кому-то нравится проектировать интерьеры.

Профессии, связанные с творчеством, будут существовать всегда, к тому же они приносят неплохой доход. Например, за один съемочный день актер может заработать 600 000 рублей! Для людей, которые открыты новым идеям, отлично подходит творческая деятельность.


Обзор профессий

Топ 10 востребованных специальностей

Дизайнер

Дизайнеры – это творцы окружающего мира. У них всегда есть работа. Если нужно оформить витрину нового магазина, создать интерьер дома или квартиры, зовут дизайнера. Одним словом, дизайном называют художественно-проектную деятельность, которая направлена на создание окружающей среды в соответствии с такими параметрами, как удобство, привлекательность и экономичность.

Быть дизайнером непросто. Человеку, решившему связать свою жизнь с данной профессией, очень важно изучить психологию потребителей, быть коммуникабельным, уметь располагать к себе людей, иметь широкий кругозор. Кроме того, дизайнеру нужны навыки для продвижения себя, иначе он просто затеряется на рынке труда. К наиболее современным и перспективным видам дизайна относятся UX/UI, Web, графику, гейм, дизайн интерьера. Для справки: если посмотреть Instagram знаменитых дизайнеров, можно обнаружить, что они не работают только в одном направлении, а одновременно в нескольких, например, в архитектурном дизайне и Web.


Актер

В настоящее время профессия актера – одна из самых интересных и уникальных, поскольку одним из основных инструментов в работе является сам человек, перевоплощающийся в разные роли. Актеру недостаточно иметь профессиональные навыки, также важную роль играют врожденные способности: харизма, умение заряжать публику, быть непосредственным и обаятельным.

Обратите внимание! Многие считают, что актеры не прилагают особых усилий на пути к успеху и купаются в лучах славы, но это не так. Зачастую актерам приходится жертвовать своей личностью жизнью, потому что большую часть своего времени они находятся на съемках.

Дизайнер интерьера

Одна из отраслей профессии дизайнер. Творческому человеку, привыкшему создавать вокруг себя уютную обстановку, стоит обратить внимание на профессию дизайнер интерьера. В обязанности специалиста входит красивое оформление внутреннего пространства: будь это дом или магазин. С каждым днем эта профессия набирает все большую популярность, ведь каждый хочет жить, работать и учиться не только в комфортных, но и эстетически привлекательных условиях.

Задача дизайнера интерьера – сделать обстановку неповторимой, стильной и, конечно, функциональной. Специалист изначально собирает информацию о клиенте, учитывая его пол, возраст, увлечения и пожелания, создает проект. Интерьерный дизайнер должен обладать трудолюбием (а трудиться придется очень много), коммуникабельностью и креативностью.

Интересный факт: во время обучения будущий дизайнер ознакомится с разными направлениями и стилями, что очень увлекательно и интересно.


Ландшафтный дизайнер

Еще одна высокооплачиваемая профессия будущего. Многие хотят облагородить свой загородный участок, но не у всех творчески работает воображение – в этом случае пользуются услугами ландшафтного дизайнера. Мастер разрабатывает проекты парковых зон, садов и загородных участков, делая их удобными для клиентов и эстетически привлекательными.

Мастер макияжа

Мастер макияжа – одна из самых популярных на сегодня профессий. О красивом мейкапе мечтают многие: он требуется для фотосессий, таких мероприятий, как свадьба, день рождения, романтическое свидание, важная встреча. Визажист – это мастер, создающий различные образы с помощью косметики. Это, прежде всего, художник, который должен уметь мастерки замаскировать все недостатки внешности и подчеркнуть достоинства. Мастер макияжа учитывает пожелания клиента и старается воплотить их в реальность.

Визажисту необходимо знать обо всех видах макияжа и владеть техниками нанесения косметики.


Косметолог

Секрет бархатистой и красивой кожи кроется зачастую в хорошем косметологе. Он занимается устранением всех эстетически непривлекательных элементов на коже и лице человека. Профессия в России довольно молодая, и впервые была утверждена у нас в 2009 году. В настоящее время практически каждая девушка посетила косметолога, чтобы сделать депиляцию или провести чистку лица.

Ежедневно на плечи косметолога ложится масса процедур, которые он должен провести, не повредив кожу посетителя салона. Зачастую эти процедуры очень утомительны и требуют от мастера 100% концентрации. Любой косметолог должен обладать широким кругозором и уметь проводить расчеты, ведь он определяет дозу препаратов для процедур. Профессия косметолога востребована – у мастера всегда есть клиенты, и, как следствие, хорошая зарплата.

Стилист

Зарплата стилиста, востребованного в современном мире мастера, напрямую зависит от его таланта угадывать настроение людей и от умения себя продвигать. Средняя зарплата стилиста – 35 000 рублей, она может быть как меньше, так и взлететь до небес. Многие звезды прибегают к услугам стилистов, это еще один огромный плюс в данной профессии: если хорошо себя зарекомендовать и продвинуть, появится возможность пообщаться со знаменитостями.

Стилист специализируется на создании уникального образа для своего клиента, в который входит одежда, прическа, макияж. Специалист должен не только правильно подобрать одежду, но и учесть настроение клиента. Если девушка, обратившаяся к стилисту, ощущает себя принцессой из сказки, а на нее наденут косуху, очевидно, такой выбор будет провальным. Стилист должен быть внимательным и терпеливым. К каждому клиенту придется находить индивидуальный подход.


Модельер

Мастер отвечает за весь процесс, который включает в себя создание набросков, изготовление выкроек, отбор материалов, пошив изделий. Вакансия модельера предполагает участие в различных конкурсах, общение с журналистами.

Получив необходимые навыки и знания, специалист при желании может начать вести преподавательскую деятельность.

Галерист

Галерист – ключевая фигура в арт-индустрии. Именно он знает все о стилях и авторах, умеет отличать шедевр от подделки и может с легкостью организовать выставку любого уровня. Мир произведений искусства захватывает полностью, поэтому предстоит заранее подготовиться к невозможности из него выбраться.

В период Античности в храмах богов располагались прообразы галерей, где размещались картины и статуи греческих мастеров. Галерист – это работник искусствоведения, зачастую его еще называют галерейным менеджером. Второе название больше подходит современному галеристу, ведь он не просто разбирается в живописи, а раскручивает выставки и даже организует аукционы с произведениями искусства.


Анималист и мультипликатор

Художники-анималисты рисуют картины, действующими фигурами которых выступают животные. Героями произведений анималистической скульптуры, живописи и графики чаще всего являются птицы и звери – их всегда рисуют крупным планом. Анималистами сейчас называют фотографов, которые фотографируют кошек. Это целое направление в фотографии со своими особенностями.

Еще одной интересной профессией является художник-мультипликатор. Участвуя в крупных проектах, можно получать высокую оплату. Эта творческая профессия очень востребована. Человек, решившей стать мультипликатором, должен обладать терпением, наблюдательностью, чувством стиля и пониманием принципов динамики движения. Главное – начать заниматься, все приходит с практикой.

Другие

Еще одна востребованная специальность на сегодня – писатель. В эту категорию входят различные популярные специальности: журналист, блогер, сценарист, копирайтер. Главная особенность, объединяющая все эти специальности: умение ярко и интересно излагать свои мысли. Стоит отметить, что обучиться красиво излагать мысли невозможно ни в одном учебном заведении.


Какую специальность выбрать?

Выбирая творческую профессию в России с хорошим заработком и рассматривая перечень профессий, следует учитывать собственные предпочтения и психотип. Для женщин, которые любят сидеть дома и предпочитают спокойные мероприятия, вязание может стать не только хобби, но и работой. Выкладывая в интернет свои работы, можно обзавестись постоянными клиентами. Для мужчин такое направление, как IT, на сегодня – лучшая возможность хорошо зарабатывать, ведь специалисты отрасли востребованы как никогда.

После 9 класса

Безусловно, после 11 класса перед учащимся открывается больше возможностей в плане выбора профессий, но не все готовы учиться до 11 класса, и выбирают колледж. После 9 класса несложно освоить профессии, связанные с индустрией моды. К ним относятся:

Данным специальностям обучают в техникумах. Это не только женские профессии, их также может освоить мужчина. Также после 9 класса доступны специальности:

  • ювелира;
  • фотографа;
  • иллюстратора;
  • художника.

К творческим профессиям, которые можно получить после 9 класса, можно смело отнести работу повара и кондитера. При хорошем уровне подготовки и художественном вкусе можно воплощать в жизнь настоящие кулинарные и кондитерские шедевры.


После 11 класса

Для тех, кто окончил 11 класс, выбор творческой профессии достаточно широк. Если человек любит быть в центре внимания и легко перевоплощается, ему подойдет профессия актера. В киноиндустрии также востребованы и другие специалисты:

  • музыканты;
  • писатели;
  • художники.

Специфика нашего времени такова, что без работы никогда не останутся:

  • редакторы;
  • копирайтеры;
  • журналисты.

Бывает, что они впоследствии создают собственные сайты и начинают зарабатывать большие деньги. Наше будущее – в наших руках. Чем быстрее ученик после 9 или 11 класса начнет осваивать понравившуюся специальность, тем быстрее он сможет зарекомендовать себя на рынке в качестве хорошего специалиста и начнет зарабатывать большие деньги. Самое главное, что нужно учитывать при выборе любой специальности: она должна доставлять удовольствие, тогда работа превратится в праздник.

Читайте также: