Коренное население кировской области сообщение

Обновлено: 04.07.2024

Как бы многим ни хотелось (включая когда-то и меня), но это действительно так. Племя вятичей никак не повлияло на этнический состав населения Вятской земли - нынешней Кировской области.

Здесь всё гораздо более интересно и запутанно.

Сразу скажу, я с огромным уважением отношусь к жителям Кировской области и Кирова (бывш. Вятки, Хлынова), потому что у меня все деды и бабки родом из Кировской области. И интерес к племени вятичей у меня возник из-за интереса к своим корням.

Кто такие вятичи (кратко). О названии племени.

Мы точно знаем, что это мощное восточно-славянское племя. Славянский язык был передан местным балтам от группы переселенцев с Запада. Ближайшие родственники - Радимичи. "Повесть Временных Лет" говорит, что Вятко и Радим от рода ляхов, т.е. с территории современной Польши. Вятичи дольше всех восточно-славянских племен сохраняли свою идентичность и боролись с христианизацией. Крайняя восточная точка расселения вятичей - современная Рязань. Это чудовищно далеко от реки Вятки.

Происхождение названия племени очень дискуссионный вопрос. Но многие сходятся с тем, что оно происходит от древнего корня "Венд", Вент", "Вёнт". Можно соотнести с ними и древних Венедов (Венеди - Венедичи - Вентичи), и даже Вандалов (Венеди - Вендели - Вандалы).

Река Вятка. Происхождение названия.

Современные жители г. Кирова (бывшего г. Вятки) любят называть себя "вятичами". Стоит вся Вятская Земля на реке Вятке.

Одна из версий происхождения названия - по имени племенного объединения Ватка', удмуртов (вотяков). Но если бы славяне переняли такое название, они бы и называли Ватка! На самом деле это удмурты, жившие на верхней Вятке стали называться по имени реки - Ватка, став для славянского уха "вотяками".

Вторая гипотеза - сугубо лингвистическая. Основана именно на происхождении от славянского или прото-балто-славянского единого наречия:

1) "Ветка" - изогнутая большая ветка, слово исказилось в "Вятку" в кривичском произношении.

Наиболее основательной считается версия, что название Вятка произошло от древнерусского слова вятче (вяче, вятше) - "больше". Дело в том, что первые славянские покорители Вятской земли - новгородцы - пришли с Северо-Запада по притоку Вятки, реке Моломе, посчитав Вятку, естественно, "большей рекой".

Существует даже прото-индоевропейская гипотетическая основа происхождения названий Вятки и её притоков. До прихода сюда финно-угров, здесь существовало население с исчезнувшим позже индоевропейским языком, либо осколком германо-балто-славянской общности.

Осталось рассказать об интереснейшей этнической структуре русских Кировской области (Вятского края) и показать почему они не вятичи! Об этом более короткая следующая статья .



Актуальность Сегодня изучение истории и культуры народов России является особенно актуальной, так как малочисленные народы находятся под угрозой исчезновения. А история и культура – духовное богатство народа. Веками, из поколения в поколение передавались обычаи, традиции, моральные устои, произведения искусства и литературы. Познавая их, человек становится духовно богаче.


Цель - способствовать формированию осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к народам, населяющим Кировскую область, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, религии, традициям, ценностям и готовности вести диалог с другими людьми. .


Задачи : - воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям малой Родины; - развитие интереса к культуре народов Кировской области; - формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями; - укрепление дружбы между народами, проживающими в области.


План 1.Расселение 2.Занятия 3. Особенности языка, религии, культуры и быта. 4. Марийский национальный костюм.



Карта расселения марийского народа


Занятия Основными занятиями этого периода были – пашенное земледелие , охота , рыболовство, бортничество. Сильное развитие у них получило ремесло, особенно обработка железа и дерева кожа , изготовление меховых изделий , украшений. Устанавливали торговые отношения с соседями, в том числе и с русскими. Жили в укрепленных городищах или в открытых поселениях (селищах) , а так же в полуземлянках, укрепленных бревнами .


Занятия марийского народа


Жилище марийского народа


Особенности языка История марийского языка сравнительно мало известна. Достоверно известно лишь то, что он сформировался в Поволжье и относится к волжской группе финно-угорских языков. По месту обитания и языковым различиям марийцы делятся на четыре группы: луговые — основное население республики Марий Эл, горные, живущие в южных районах Марий Эл и Кировской области, восточные — в республиках Башкирия и Татария, Свердловской и Пермской областях и северо-западные — в ряде районов Кировской и Нижегородской областей Поэтому и в языке различается четыре основных диалекта: луговой, восточный, горный и северо-западный.


Титульный лист первой марийской грамматики 1775 года


В словаре марийского языка обычно устанавливают много наслоений. На время до н. э. падают заимствования из речи ариев юго-восточной Европы. На время VII века падают заимствования из речи волжских булгар. Число этих заимствований очень велико. Причина проникновения в марийский язык такого числа волжско-булгарских заимствований заключается несомненно в том, что марийцы в течение многих веков жили в сфере напряжённого экономического, политического и культурного воздействия волжских булгар. На более позднее время падают заимствования из татарского и русского языков.



Во время традиционного моления


Традиционная религия марийцев, включая в свое миросозерцание и практику положительный опыт многовековой истории, ставит своими ближайшими целями утверждение подлинно братских отношений в обществе и воспитание человека облагороженного образа, защищает себя праведностью, преданностью общему делу и ставит перед собой духовно-исторические задачи объединения усилий верующих по защите их жизненных интересов, окружающей нас природы, животного и растительного мира, а также достижения материального достатка, житейского благополучия, нравственного регулирования и высокого культурного уровня отношений между людьми.


Общественный быт и обряды В общественном быту марийцев важное значение имеют семейные обряды и обычаи, связанные с родами, первой стрижкой, началом хождения ребенка, свадьбой (сÿан), похоронами и поминками и другими. В настоящее время жители многих деревней принимают активное участие при проведении семейных обычаев и обрядов.


Традиционные праздники Марийцы - трудолюбивый, веселый народ. У марийского народа есть свое богатство - традиции, обряды, своя культура, которая передается из поколения в поколение. Марийские праздники являются очень древними. Они рождались в процессе труда, связаны с явлениями природы, с основными этапами сельскохозяйственных работ - весеннего сева, пахоты, уборки урожая. Разнообразные обряды и обычаи, магические действия, приметы и поверья, игры и развлечения, общие трапезы были направлены на обеспечение плодородия земли, получение богатого урожая, высокой рождаемости, семейного благополучия, приплода скота.




О марийской национальной кухне ТРАДИЦИОННЫЕ БЛЮДА подкогольо (отварные пирожки с разнообразными начинками) коман мелна (трехслойные блины)


Марийский национальный костюм: особенности и виды Марийский народ – это финно-угорский этнос с мягким характером данного народа основывается на благосклонном принятии всего, что существует в этом мире. Столь толерантный взгляд помог населению сохранить свою первобытную историю и веру как основу аутентичной истории и первобытной культуры чувашей. Ее олицетворением стал марийский национальный костюм, отличающийся оригинальными, красочными цветовыми комбинациями, необычными, удивительно красивыми орнаментами и декоративными отделками.


основной цвет – белоснежный; допускаются вставки и вышивки черного, бордового, коричневого цвета; одежда украшалась вышивками и оригинальными узорами.


Свадебный наряд Самым роскошным и красивым среди всех нарядных костюмов марийцев был свадебный. Как мужской, так и женский подвенечный наряд выполнялся в белоснежных тонах, с изысканными вышивками. Невесты отдавали предпочтение белым нарядным платьям, под которые надевались легкие нательные рубашки. Подол свадебного наряда был украшен монетами для того, чтобы семейная жизнь молодых была счастливой и безбедной.


Вот марийские костюмы С вышивкою яркой. В них все девочки красивы, Выглядят нарядно. (Учащиеся школы МКОУ ООШ д. Мари – Ошаево)


Мужчины одевались очень просто – холщовая вышитая рубаха и штаны. Рубаху завязывали поясом (кушаком). (Анисимов А.К. – учитель школы во время праздника).


Богаты марийские женщины головными уборами шымакш сорока рывыж упш лисья шапка


Несмотря на стремительный прогресс модной индустрии и развитие новых трендов, традиционный марийский костюм не теряет своей актуальности. Конечно же, изготовленный и расшитый вручную национальный наряд на сегодняшний день является музейной редкостью и чаще всего применяется для украшения кукол на выставках, различных народных праздников и торжественных мероприятий


заключение С.М.Монин ― специалист по истории внешней политики России и истории национальных отношений, разработал и читает курс "Становление и развитие многонационального государства (этнополитическая история России)". История многонационального Российского государства, как и всей русской (российской) цивилизации, свидетельствует о том, что в ней были величайшие взлеты и победы, но были и настоящие катастрофы. Теперь от воли и усилий нынешнего поколения зависит то, станет ли этническое, языковое, религиозное, культурное многообразие России источником ее мощи и процветания, залогом преодоления невзгод и достижения новых побед.

В брошюре представлен материал о народах Кировской области: татар, удмуртов и марийцев. Отмечены особенности каждого из народов, история их заселения территории нашего края, особенности одежды, традиции и обычаи.

ВложениеРазмер
Народы Кировской области 41.89 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ СОШ д. Денисовы

Народы Кировской области.

Учитель географии и краеведения

Конькова Ирина Павловна

В брошюре представлен материал о народах Кировской области: татар, удмуртов и марийцев. Отмечены особенности каждого из народов, история их заселения территории нашего края, особенности одежды, традиции и обычаи.

Цель брошюры обобщить материал по данной теме, выделить отличия народов Кировской области и их особенности, способствовать формированию представления у учащихся о разнообразии народов Кировской области, о богатстве российской культуры, толерантного отношения к обычаям и традициям других народов.

Материалы предназначены для использования на уроках географии, краеведения, истории, а так же внеклассной деятельности.

Данная брошюра будет актуальна, так как в настоящее время практически нет учебных пособий по данной теме.

В 1920-х гг. насчитывалось около 15 тысяч человек.

Живут в основном в Удмуртской Республике (Юкаменском, Глазовском, Балезинском, Ярском районах), Кировской области .

Делятся на подгруппы: нукратских (каринских, с. Карино ) и чепецких или верхнечепецких — потомков населения булгарской колонии на реке Чепце . В формировании чепецких татар оказали большое влияние удмурты и бесермяне. К чепецким татарам иногда также причисляют самих бесермян .

Говорят на татарском языке с некоторыми особенностями, характерными для южно-удмуртского языка, называемом нукратским говором казанского диалекта .

В исторической науке существует 2 мнения о появлении татар на землях удмуртов. В 1391 г. татарский царевич Бекбут совершил набег на Вятский край, грабя, убивая и угоняя в полон удмуртов. Арские князья (от названия города Арск вблизи Казани), принимавшие участие в походе Бекбута, остались по праву победителя на вятской земле. 1391 г. считается датой основания Карино.

2 версия. В конце XIV в. суздальские князья Василий и Семен Дмитриевичи Кирдяпа владели Вяткой, как своей вотчиной. В сепаратистской борьбе с Москвой они искали поддержки у татар и в 1399 г. в союзе с татарским царевичем Ейтяком взяли штурмом и ограбили Нижний Новгород. Затем, в оплату за этот поход и в целях собственной безопасности, поселили татар в Карино и передали им во владение удмуртов. Описывая данное историческое событие, видные краеведы: А.В.Эммаусский и П. Н.Луппов называют имя татарского царевича по-разному: один – Ейтяк, другой – Сентяк. На кладбище в Карино сохранился памятник Джиланши, сына Сейдтяка, датируемый сентябрем 1522 г. Может быть царевича, воевавшего вместе с Семеном Кирдяпой, звали Сейдтяк?

В исторических документах середины XVI века Карино значится наряду с городами Вятской земли, а в начале XVII века является центром Каринского стана Хлыновского уезда, который включал все течение реки Чепцы. По сведениям Дозорной книги Каринского стана Хлыновского уезда (1615 г.), Карино состояло из 3-х погостов: Большое Карино, Нижнее Карино и Ильясово .

Удмурты (удм. удмурт, удморт; ранее вотяки; марийск. одо, башк.арҙар) – народ, относящийся к финно-угорской группе. По последней переписи в России живет порядка 600 тысяч удмуртов, при этом в самой Удмуртской республике – немногим более 400 тысяч, остальные в близлежащих областях.

Кировская область всегда была местом расселения удмуртов. Через несколько лет после Октябрьской революции несколько уездов Вятской губернии (впоследствии Кировской области) были переданы в Пермскую губернию, из которой впоследствии выделилась Удмуртская республика. Это произошло в связи с компактным проживанием удмуртов на территории области. На сегодняшний день в Кировской области проживает около 20 тысяч представителей этого народа. По численности удмурты занимают четвертое место после русских, татар и украинцев.

Удмуртский народ возник в результате распада прапермской этнолингвистической общности и является автохтонным населением северного и среднего Предуралья и Прикамья. В языке и культуре удмуртов заметно влияние русских (особенно у северных удмуртов), а также различных тюркских племён — носителей R- и Z-тюркских языков (у южных удмуртов в особенности заметно влияние татарского языка и культуры). Некоторые ученые называют удмуртов самыми древними обитателями Южного Урала. Они считают их теми самыми ариями, которые жили в знаменитом Аркаиме.

Среди традиционных занятий удмуртов ведущую роль играло земледелие, для которого характерна комбинация подсеки и перелога с трехпольем. Землю вспахивали сохами разных типов или плугом-сабаном. Выращивали преимущественно морозоустойчивые зерновые культуры — рожь, ячмень, овес, а также пшеницу, гречиху, из технических культур — коноплю, а позднее лен. Меньшую роль играли огородные культуры — капуста, огурцы, редька. Разводили коров, лошадей, овец, свиней, домашнюю птицу, но скота держали мало из-за недостатка пастбищ, породы его были малопродуктивны, выпасали животных в лесу без присмотра пастухов. Разнообразны были подсобные занятия: охота — на белку, горностая, зайца, лисицу, рыболовство, пчеловодство, лесные промыслы — заготовка древесины, углежжение, смолокурение, деревообработка, а также прядение, ткачество, кожевенное, кузнечное дело.

Основная социальная ячейка — соседская община (бускель). Это — несколько объединений родственных семей. Преобладали малые семьи, но были и большие. Такая семья имела общее имущество, земельный надел, совместное хозяйство, жила на одной усадьбе. Некоторые отделялись, но при этом сохранялись элементы общего хозяйства, то есть родственная взаимопомощь.

Типичное поселение — деревня ( гурт), располагалось цепочкой вдоль реки или вблизи родников, без улиц, кучевой планировкой (до XIX века). Жилище — наземная, бревенчатая постройка, изба (корка́), с холодными сенями. Крыша — двускатная, тесовая, ставилась на самцах, а позже на стропилах. Углы рубились в обло, пазы прокладывались мхом. Зажиточные крестьяне стали ставить, в двадцатом веке, дома-пятистенки, с зимней и летней половинами или двухэтажные дома, иногда с каменным низом и деревянным верхом.

Куала (точнее "куа", -ла — суффикс местного падежа — это особая ритуальная постройка, которая была известна, очевидно, многим финно-угорским народам ("кудо" — у марийцев, "кудо", "куд" — у мордвы, kota — у финнов, "koda" — у эстонцев, карел, вепсов, води). Обычно они стояли во дворе жреца или в лесу за околицей. По внешнему виду покчи и быдӟым куа почти не отличались (только размерами): это бревенчатое срубное сооружение с двускатной крышей на сомцах.

В домах находилась глинобитная печь (гур), с подвешенным у северных удмуртов, и вмазанным, как у татар, котлом. По диагонали от печи располагался красный угол, со столом и стулом для главы семьи. По стенам — скамьи и полки. Спали на полатях и на нарах. Двор включал погреб , хлевы, навесы, кладовые.

Североудмуртский женский костюм включал рубаху (дэре́м), с прямыми рукавами, вырезом, съёмный нагрудник, халат (шортдэре́м), опояску. Одежда — белая. У южных белая одежда была ритуальной, бытовая — цветной, украшенной. Это та же рубаха, безрукавка (саэсте́м), или камзол, шерстяной кафтан. Обувь — узорные чулки и носки, башмаки, валенки, лапти (кут).

На голове носили налобные повязки (йыркерттэт), полотенце (чалма, весяк кышет), высокую берестяную шапку, обшитую холстом с украшениями и покрывалом ( айшон). Девичьи уборы — укотуг, платок или повязка, такья, шапочка с украшениями. У северных удмуртов преобладали из украшений : вышивка, бисер, бусы, у южных — монеты. Украшения — цепочки (жильы), серьги (пель угы), перстни (зундэс) , браслеты (поскес), ожерелье (весь).

Мужской костюм —косоворотка, синие в белую полоску штаны, валяные шляпы, шапки из овчины, из обуви — онучи, лапти, сапоги, валенки.

Верхняя одежда без половых различий — шубы.

В питании удмурты сочетали мясную и растительную пищу. Собирали грибы, ягоды, травы. Супы (шыд) — разные: с лапшой, грибами, крупой, капустой, уха, щи, окрошка с хреном и редькой. Молочные продукты — ряженка, простокваша, творог. Мясо — вяленое, печёное, но чаще отварное, а также студень (куалекьясь) и кровяные колбасы (виртырем). Типичны пельмени (пельнянь — хлебное ухо, что говорит о финно-угорском происхождении названия), лепёшки (зыретэн табань иперепеч), блины (мильым).

Хлеб (нянь). Из напитков популярны свекольный квас (сюкась), морсы, пиво (сур), медовуха (мусур), самогон (кумышка).

В двадцатом веке сложились такие виды народного искусства, как вышивка, узорное ткачество (ковры, дорожки, покрывала), узорное вязание, резьба по дереву, плетение, тиснение по бересте. Вышивали на холсте гарусными нитками, шёлковыми и хлопчатобумажными, мишурой. Орнамент — геометрический, преобладали цвета красный, коричневый, чёрный, фон — белый. У южных удмуртов под влиянием тюрков вышивка более полихромна. В XIX веке вышивку заменяет узорное ткачество, а узорное вязание живёт до сих пор.

Основой календарно-праздничной системы удмуртов (как крещёных, так и некрещёных) является юлианский календарь с кругом православных праздников. Основные праздники — Рожденство, Крещение, Пасха, Троица, Петров день, Ильин день, Покров.

  • Толсур — день зимнего солнцестояния, в него проводились свадьбы.
  • Гырыны потон или акашка́ — Пасха, начало весенней страды.
  • Гербер— Петров день.
  • Выль ӝук — приготовление каши и хлеба из нового урожая.
  • Сӥзьыл юон — окончание уборки урожая.
  • Выль шуд, сӥль сиён — начало забоя скота.

Праздновались и вскрытие рек (йӧ келян) и появление первых проталин (гуждор шыд).

Из фольклора удмуртами созданы мифы, легенды, сказки (волшебные, о животных, реалистические), загадки. Главное место занимает лирическое песенное творчество. Существует народное музыкальное и танцевальное творчество. Танцы — самые простые — хождение по кругу с танцевальными движениями (круген эктон), парный перепляс (ваче эктон), есть танцы втроём и вчетвером.

Исторические музыкальные инструменты: гусли (крезь), варган (ымкрезь), свирель и флейта из стеблей трав (чипчирган, узьы гумы),волынка (быз) и др.

Народная мифология близка мифологиям других финно-угорских народов. Для неё характерна дуалистичесая космогония (борьба доброго и злого начал), трёхчленное деление мира (верхний, средний и нижний). Верховное божество — Инмар (также одним из главных богов считался Кылдысин). Злой дух, соперник Инмара — Шайтан. Божество домашнего очага, хранитель рода — Воршуд.

Развитым был языческий клир — жрец (вӧсясь), резник (парчась), знахарь (туно). Условно к клиру может быть причислен тӧро — уважаемый человек, присутствующий при всех церемониях.

Почиталась священная роща (луд); некоторые деревья имели сакральное значение (берёза, ель, сосна, рябина, ольха).

Религия, верования, обычаи, традиции, обряды, праздники

Марийцы до начала XX века официально числились православными. Они были принудительно окрещены в XVIII веке. Крещение носило формальный характер, новокрещеные не знали элементарных основ православного учения. Вплоть до начала XIX века не была налажена в крае и проповедническая деятельность. Марийцы втайне от властей продолжали соблюдать свои традиционные культы. Большинство марийцев придерживалось православно-языческих синкретизированных культов: продолжало выполнять языческие культы, не отказываясь и от услуг православной церкви. Многие образы традиционных божеств были идентифицированы с образами христианских святых.

Обильный обед на Шорыкйол должен обеспечить достаток в еде на предстоящий год. Обязательным обрядовым блюдом считается баранья голова, помимо неё готовят традиционные напитки и кушанья: пиво (пура) из ржаного солода и хмеля, блины (мелна), овсяные пресные хлебцы (шергинде), ватрушки с начинкой из конопляных семян (катлама).

Мланде шочмо кече – день рождения земли. У марийцев обряд рождения земли празднуют через семь недель после Великого дня. Обряд в честь Мланде шочмо кече был связан с запретами по отношению к земле. Марийцы соблюдали особые правила, считали, что земле после зачатия требуется отдых, покой и тишина. В этот день запрещалось шуметь, копать, рыть землю, забивать колья, стирать грязное белье, громко разговаривать. Мланде шочмо кече считался важным праздником.

Ремесла и промыслы

Традиционное жилище.
Разбросанная планировка селений во второй половине XIX века стала сменяться уличной: стал преобладать северно-великорусский тип планировки. Жилище — срубная изба с двускатной крышей, двухраздельная (изба-сени) или трёхраздельная (изба-сени-клеть, изба-сени-изба). У русской печи часто устраивалась небольшая плита с вмазанным котлом, кухня отделялась перегородками, вдоль передней и боковой стен помещались лавки, в переднем углу — стол с деревянным стулом главы семьи, полки для икон и посуды, сбоку от входной двери — деревянная кровать или нары, над окнами — вышитые полотенца. У восточных марийцев, особенно в Прикамье, интерьер приближался к татарскому (широкие нары у передней стены, занавеси вместо перегородок и др.).
В летнее время марийцы переходили жить в летнюю кухню (кудо) — срубную постройку с земляным полом, без потолка, с двускатной или односкатной крышей, в которой оставлялись щели для выхода дыма. Посреди кудо размещался открытый очаг с подвесным котлом. Усадьба включала также клеть, погреб, хлев, сарай, каретник, баню. Характерны двухэтажные кладовые с галереей-балконом на втором этаже.

Традиционная одежда.
Основными частями старинной мужской одежды является холщовая вышитая рубаха, холщовые штаны и летом холщовый, а зимой суконный кафтан. К концу XIX века повсеместно стали распространяться косоворотки, заменившие рубаху старинного образца. Вышивка на старинных рубахах украшала воротник, грудь и подол спереди.

Национальная кухня.
Марийская кухня – кухня древняя. Ей не одна сотня лет. Основа ее – продукты, которые марийцы умели добывать рядом со своим жилищем – в лесах, на лугах, в реках, озерах. Это дичь, рыба, ягоды, грибы, всевозможные травы. Рыбный марийский стол включал в себя, например, салат из стерляди, двойную уху, супы из соленой и сушеной рыбы, рыбное жаркое, запеченную рыбу. Активно использовалась разнообразная зелень, из нее готовили различные супы, щи. Представители лесной фауны также интересовали марийцев в кулинарном смысле. Они ели зайчатину, оленину, лосятину, медвежатину. Кроме того, в давние времена для национальной марийской кухни были характерны весьма специфические блюда: из мяса филина, ястреба, ежа, белки, даже ужа и гадюки.
Из ягод марийцы делали различные простые десерты, а также напитки – клюквенные, рябиновые, брусничные квасы. Грибы, в основном, сушили, солили. Использовали марийцы для приготовления различных блюд и мёд. Сначала дикий, а потом и продукт освоенного ими пчеловодства. Из мёда делали напитки, в том числе и алкогольные, с мёдом ели ягоды (вкусна брусника в меду!), готовили молочно-медовые блюда.

Постепенно, с развитием земледелия и скотоводства, пищевой рацион марийцев изменялся, становился богаче. Появились, заняв видное место в марийской кухне, различные каши: из овсяной, ячменной, гречневой крупы. Каши готовили с говядиной и бараниной, меньше со свининой. А еще марийцы любили и любят кашу тыквенную. Из круп также варили кисели.
С началом выращивания картофеля в марийской кухне начало появляться множество блюд, приготовленных с его использованием. Это и картофельные пельмени, и оладьи, картофель вошел в состав многих первых и вторых блюд. Марийскую кухню по частоте использования в ней картофеля даже сравнивают с белорусской. Первые блюда с развитием животноводства готовились, в основном, на мясном бульоне. Традиционный марийский суп – суп с клецками. Но это не значит, что марийцы не знают других супов. Уже упоминавшиеся щи готовились и готовятся с капустой, картошкой, борщевиком, снытью, крапивой, щавелем. Есть в марийской кухне даже суп с калиной. Для изготовления холодных супов использовались также различные квасы. Молоко, молочные и кисломолочные продукты также играли и играют по сей день важную роль в пищевом рационе марийцев. Простокваша, творог, сметана, топленое молоко, сливочное масло – все это неотъемлемая часть марийской кухни. Много в марийской кухне вторых мясных и рыбных блюд. Мясо, в основном, варят и тушат, реже жарят. Делают домашние колбасы из сала и крови, с крупой. Вареники с различными начинками (мясо, картошка, творог, ягоды) марийцы также издавна охотно готовят и едят.
Широк и ассортимент мучных и выпечных изделий с добавлением ягод, мёда: трехслойные блины из ржаной и ячменной муки, колобок, особый караваец, пирог с клюквой, брусникой

Кировская область исторически сложилась, как многонациональный регион. С глубокой древности на берегах Вятки жили племена удмуртов и марийцев. Перве русские поселенцы пришли на Вятку из приволжских княжеств в XIV веке. В XIX веке здесь проживало уже 80% русских. Сейчас на Вятке мирно живут десятки национальностей.

На момент переписи населения 2010 года в Кировской области проживало более 100 различных национальностей. Подавляющее большинство населения составляют русские - 1200 тыс. чел. (91,9%). По сравнению с переписью 2002 года их число сократилось на 165 тыс. человек или на 12%, однако доля русских в общей численности населения выросла на 0,9%.

Второе место по численности занимают татары (36,5 тыс. человек), хотя их доля в 2010 году уменьшилась на 0,1% и составила 2,8%.

Далее следуют марийцы (29,6 тыс. человек), удмурты (13,6 тыс. человек), украинцы (7,7 тыс. человек), азербайджанцы (2,2 тыс. человек). Кроме того в Кировской области проживает ещё 6 национальностей, численность которых более тысячи человек. К ним относятся белорусы (1942 человека), армяне (1825 человек), цыгане (1417 человек), чуваши (1399 человек), немцы (1040 человек), молдаване (1037 человек).

В период 2002-2010 год из этой группы выбыла национальность Коми в связи с сокращением её численности с 1054 до 866 человек. Более 60 национальностей Кировской области малочислены - от 1 до 100 человек. Следует отметить, что за межпереписной период увеличилась доля таких национальностей, как узбеки, таджики, цыгане и значительно уменьшилась доля марийцев, украинцев и удмуртов.

Население Кировской области урбанизировано - 74% граждан проживает в городской местности. высокую долю горожан составляют такие национальность, как русские, татары, белорусы, украинцы, азербайджанцы, армяне, узбеки, грузины. Самая сельская нациоанльность - марийцы, 71% которых проживает в селе, лишь 21% в городе.

Значительное превышение по количеству мужчин над женщинами наблюдается у узбеков (в 3,2 раза), молдован (в 2,5 раза), азербайджанцев (в 2,2 раза), армян (в 1,6 раз) и украинцев (в 1,2 раза)

В ходе переписи были полученны данные о владении языками. практически все многонациональное население области владеет русским языком, его указало 1311, 2 тыс. человек (99,9% от общей численности населения, указавших владение языком). Менее всего русский язык знают въетнамцы (92,5%) и китайцы (34%). Среди других языков наиболее распространенными являются английский (2,9%), татарский (2%), марийский (1,1%), немецкий (1%) и удмуртский (0,5%).

Единственным источником сведений о национальном составе населения Кировской области является Всероссийская перепись населения.

Заселяя Вятский край, русские, конечно, в первую очередь стремились обратить в свою веру местные языческие племена. Коренное население яростно сопротивлялось принятию христианства. Дошло до нас предание, которое рассказывает, как это происходило:

Если ненадолго отвлечься от несметных сокровищ, что таятся в Вятской земле и по сию пору, то возникает вопрос – когда пришли на Вятку люди?

Заселять и осваивать бассейн реки Вятки человек начал 9 тысяч лет назад, в период среднего каменного века.

Коренным населением р. Вятки были племена финно-угорской языковой группы – предки современных удмуртов, марийцев, коми. Ананьинская культура была распространена в бассейне Камы, отчасти средней Волги, Вятки и Белой.

На фото: Наиболее значимые археологические памятники территории Кировской области

По Чудским следам.

Жили финно-угорские племена разбросанно, небольшими селениями. Городища строили на мысах рек и защищали валами, рвами и частоколами. По возможности выбирали для своих городищ места, неприступные с нескольких сторон. Занимались преимущественно скотоводством, а также охотой, рыболовством и собирательством. Знали чёрную и цветную металлургию, кузнечное дело, занимались ткачеством, прядением, обработкой кости и кожи, изготовлением посуды. Весьма интересен тот факт, что существовали связи населения Вятки с племенами Кавказа и Сибири, скифами, сарматами и др.

Учёные установили, что технологические приёмы обработки железа финно-уграми восходят именно к кавказским традициям.

На фото: В раннем железном века в 1 тысячелетии до н.э. появилось оружие ближнего боя: короткий меч акинак, изготовленный по образцам скифского оружия; боевой топор - кельт.

По Чудским следам.

«В северной части города на левом берегу р. Курьи, левого притока р. Вятки расположено Наговицинское (Червяковское) городище VII – III вв. до н.э. Городище маленькое. Площадь всего 450—500 кв. м. Вал хорошо выражен, высота его 1.9 м Площадка имеет неправильную форму. В 80-х гг. XIX века городище было обследовано А. А. Спицыным. В 1938 г. его изучал Н. А. Прокошев, а в 1957 г. — Л. М. Еговкина.

Летом 1977 г. памятник осмотрен разведочным отрядом Камско-Вятской археологической экспедиции под руководством Н. А. Ярославцевой.

Подобные городища есть y Советска, Малмыжа, Котельнича.

Выбрав погожий денёк, вооружаюсь картой города, фотоаппаратом и отправляюсь по чудским следам.

На фото: Первые ориентиры: Филейка (район города Киров), трамплин.

По Чудским следам.

Да, когда-то Наговицинское городище представляло собой небольшую площадку, окружённую 30-метровым валом, изящно выгнутым в виде полумесяца. Ныне это ровная поверхность земли. В настоящее время никаких археологических работ на территории древнего поселения не проводится. В 1951 году овраг, некогда защищавший городище с юга, был использован для постройки трамплина К-90. Вокруг археологического памятника пролегли лыжные трассы. А в 2013 году красивейший берег р.Вятки окончательно превратился в спортивную зону, и новые трассы пролегли по самой территории городища.

На фото: Новые лыжероллерные трассы.

По Чудским следам.

Археологи выдали заключение, что границы городища находятся ниже проводимых работ. Кировские краеведы, сообщают, что на работы были выданы все разрешения, работы велись под контролем археологов, которые выезжали на место и обследовали найденные черепки. Находки археологической ценности не представляли.

Гранитный камень, отмечающий территорию городища, сохранился, но помешал проведению строительных работ, и был перенесён на другое место.

На фото: Памятный камень, отмечающий территорию городища.

По Чудским следам.

По Чудским следам.

Читайте также: