Сообщение про воскресенскую церковь

Обновлено: 02.07.2024

Воскресенская церковь в Томске — Церковь в начале XX века Церковь во время ремонта, 2006 год Воскресенская церковь православный храм в Томске. По имени храма названа Воскресенская гора, на мысу которой он находится. К югу от церкви проходит Раскат (он же Октябрьский взвоз,… … Википедия

Воскресенская церковь (Томск) — Церковь в начале XX века Воскресенская церковь православный … Википедия

Воскресенская церковь над Форосом (Крым) — Церковь Воскресения Христова над Форосом Церковь Воскресения Христова церковь над поселком Форос, построенная в 1892 году на обрывистом утёсе Красной скале. Высота строения над уровнем моря составляет 400 метров. Памятник русской… … Википедия

Воскресенская церковь (Сумы) — Воскресенская церковь православный храм, расположенный в самом центре Сум. Самое старое каменное строение города. В советские времена в её здании находился музей прикладного искусства. Сейчас это действующая Церковь Украинской Православной… … Википедия

Воскресенская церковь (Суздаль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Храм Воскресения Христова. Церковь Воскресенская церковь на торгу … Википедия

Воскресенская церковь (Воронеж) — памятник архитектуры (федеральный) Православный храм … Википедия

Воскресенская церковь (Санкт-Петербург, Смоленское кладбище) — Действующая церковь Воскресенская церковь Церковь Воскресения Христова … Википедия

В оскресенский военный собор — первый каменный храм города Омска. Собор заложен в центре второй Омской крепости 8 июня 1769 года. Строилась церковь в течение четырёх лет. К осени 1773 года постройка храма завершилась, и внутри был установлен иконостас. В 1773 году были освящены три первые престола во имя Преподобного Сергия Радонежского, Спасительного Воскресения Христова и во имя Святой Великомученицы Екатерины.

Воскресенский собор вызывал восхищение у многих известных путешественников и ученых, бывавших в Омске. Тесно был связан собор и с людскими судьбами. В нем служили известные в Омске протоиереи Димитрий Пономарев и Стефан Знаменский. На богослужениях в храме бывал и ссыльный каторжник, впоследствии ставший классиком русской литературы, — Ф.М. Достоевский. В 1856 году в Соборо-Воскресенской церкви крестили замечательного русского художника М.А. Врубеля. В 1891 году в храме молился будущий император всероссийский Николай II, а в 1905 году здесь служил Божественную литургию святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Следует отметить, что данная церковь являлась прародительницей Омского архива, библиотеки и музея. Именно здесь хранился ценный документальный материал по храмам Омска и прилегающим к нему селениям. В стенах собора имелась большая духовная библиотека, которая в 1867 году насчитывала более 1 020 изданий, а к началу ХХ века их численность возросла до 2 000. Были в соборной церкви и особо чтимые реликвии: напрестольное облачение, крест, дискос и Евангелие, пожертвованные храму самой императрицей Екатериной II, а также три казачьих знамени начала XVIII века.

Собор являлся культурно-просвятительным и благотворительным центром Омска. При храме находилась самая большая церковная библиотека в городе, которая в 1908 году насчитывала 1 875 томов. В советское время службы в соборе были прекращены в 1920-е годы, в 1958 году Воскресенский собор был разобран.

Строительство Воскресенского собора началось в 1658 году. К 1666 году стены центрального крестообразного объема и ротонды не достигали сводов. Достроили колокольню. Самим Патриархом Никоном были освящены три придела: Голгофский, придел Усекновения главы Иоанна Предтечи под Голгофой и церкви Успения Пресвятой Богородицы в северо-восточной части храма. В 1679 году после 13-летнего перерыва строительство было возобновлено и в 1685 году освятили главный алтарь храма. Приделы, устроенные в XVII веке, освящались и в 1690-е годы, и в следующем столетии.

Собор Ново-Иерусалимского монастыря воспроизводит план, размеры и трехчастную структуру прототипа. К центральному крестно-купольному объему, с востока примыкает Подземная церковь. С запада возвышается мощный объем ротонды, увенчанный шатром. С юга, западнее главного входа в храм до ее разрушения в 1941 году устремлялась ввысь колокольня. Главный фасад всего ансамбля монастыря — восточный. Господствующее положение в композиции восточного фасада занимает центральный крестообразный объем, увенчанный главой на круглом барабане диаметром 13,2 метра.

За алтарем устроено четыре придела, три из которых соответствуют приделам прототипа и завершены главками на восьмигранных световых барабанах.

Кровли Воскресенского собора, как и кровли его прототипа, первоночально были плоскими с ограждением. На кровлях второго яруса в восточной части с юга и севера поставлены две симметричные главы на восьмигранных барабанах. Пирамидальная, с четко выделенной центральной осью, композиция собора с востока строится по принципу объединения отдельных самостоятельных объемов в гармоничное единое сооружение. Образ храма-града был еще более убедителен в силу того, что все части собора, соединенные галереями и переходами, окруженные плоскими кровлями, были доступны для обозрения не только в целом, но и по отдельности, и на разных уровнях.

В облике южного фасада Воскресенского собора отчетливо проступают черты прототипа. В одну линию, длинной в 106 метров, выстраиваютс все три части храма. Мысленный взор обращается здесь непосредственно к храму Гроба Господня и через него к Иерусалиму земному — сосредоточию главных христианских святынь. Последовательно от низкого объема подземного храма взгляд следует к центральному крестообразному объему и далее к высоко взметнувшемуся вверх шатру ротонды.

С юго-восточной части собора между первым и вторым этажом распологается Голгофа, которая снаружи выделена папертью и керамическим декором на южном фасаде.

23 мая 1723 года случилось непредвиденное — произошло обрушение кирпичного шатра ротонды. Разрушения усугубил грандиозный пожар 1726 года, повредивший все монастырские строения. Монастырь остро нуждался в средствах для восстановления собора и ремонтных работах на других объектах. В 1730-е годы вопросами поврежденной ротонды и шатра занимались московские архитекторы А.П.Евлашев, Д.В.Ухтомский, И.Ф.Мичурин. До 1736 года на старом фундаменте и с сохранением древней кладки были восстановлены два нижних яруса ротонды. И.Ф.Мичурин предпологал восстановить шатер кирпичным и вернуть ротонде прежний облик. Но восстановление ротонды задерживалось из-за недостатка средств, а также сомнения в возможности ее фундамента и нижних ярусов выдержать тяжесть нового шатра. Разработка проекта шатра была поручена обер-архитектору Варфоломею Растрелли. Архимандрит Амвросий,назначенный императрицей Елизаветой Петровной, предложил вместо кирпичного шатра сделать шатер деревянным. К строительству приступили в 1757 году. В основу лег схематичный проект Растрелли; конструкцию разработал инженер В.Бернардаччи; работы велись под наблюдением московского архитектора Карла Бланка. Частичной перестройке и переоформлению в стиле барокко подверглась центральная часть собора. Собор после возведения нового шатра освятили вновь в 1759 году. Работы по обновлению интерьера продолжались и в 1760-х годах.

С середины XVIII столетия поновление приделов, а также устроение новых, осуществлялось за счет пожертвований членов императорской фамилии, близких ко двору вельмож и местных землевладельцев. Придел Всех Святых под колокольней обустраивался в конце XVIII века тщанием князя В.М.Долгорукого-Крымского. Придел преподобного Андрея Критского в заалтарном обходе собора устроен на средства М.А.Шуваловой — жены фельдмаршала П.И.Шувалова. Екатерина Романовна Дашкова — устроительница придела Преображения Господня во втором ярусе ротонды. Семейной усыпальницей помещика Рузского уезда генерала Б.А.Загряжского и его супруги стал придел 12 и 70 апостолов, обновленный и освященный вторично в 1793 году. В 1847 году в нем же была похоронена княжна А.М.Черкасская.

Уникальный изразцовый декор Воскресенского собора сделал его ключевым паямятником русского зодчества позднего средневековья. Изразцовые пояса опоясывали здание по всем ярусам, объединяя в единое целое все его объемы. Все окна храма (их более 100) имели керамические наличники.

Главным украшением Арзамаса, города с древней и богатой историей, является его Воскресенский кафедральный собор. Расположенный на естественной возвышенности, он в ясные погожие дни виден за десятки километров, а благовестом своих колоколов оглашает раскинувшиеся со всех сторон просторы. Судьба этого храма, как большинства российских святынь, тесно связана с событиями отечественной истории.

Воскресенский собор Арзамас

Идея постройки нового собора

По свидетельству сохранившихся исторических документов, при царе Фёдоре Иоанновиче в Арзамасе был построен и освящён храм Воскресения Христова, которому он пожертвовал крест с мощами святых мучеников. Однако за два последующих столетия эта постройка весьма обветшала, и в начале XIX века было решено её разобрать и строить заново на более удобном для этого месте. По замыслу создателей, Воскресенский собор в Арзамасе должен был стать памятником победы российских войск над Наполеоном.

Работа по составлению проекта нового храма, а также непосредственное руководство его строительством было поручено талантливому арзамасскому зодчему Михаилу Петровичу Каринфскому, являвшемуся учеником знаменитого архитектора А. Н. Воронихина, обессмертившего своё имя созданием Казанского собора в Санкт-Петербурге. Кстати, М. П. Коринфский помогал своему учителю в создании его знаменитого проекта, однако прослеживается определённое сходство Воскресенского собора в Арзамасе не с ним, а с другим петербургским шедевром храмового зодчества ─ Исаакиевским собором О. Монферана.

Начало подготовительных работ

Место для новой постройки выбрали на вершине холма, где когда-то, ещё во времена Ивана Грозного, размещался деревянно-земляной острог, весьма претенциозно именовавшийся кремлём. С годами он был разрушен и уступил место деревянным домикам местных обывателей, которые перед началом строительства скупались на слом городскими властями и употреблялись в качестве дров для обжига кирпичей.

Воскресенский собор Арзамас расписание

Возведение стен будущего собора заняло семь лет (1814-1821) и явилось весьма затратным делом, поскольку, кроме огромного количества кирпичей, для сооружения фундамента потребовалось почти 10 тыс. кубометров бутового камня и ещё 164 т. железа. На покрытие столь значительных расходов, средств, выделенных из казны, не хватало, и их недостаток компенсировался за счёт добровольных пожертвований населения, всегда отзывчивого на богоугодные дела.

Строительство Воскресенского собора в Арзамасе не обошлось и без происшествия, ставшего впоследствии местной легендой и наглядно иллюстрирующего профессиональную смекалку рабочего люда. Рассказывают, что однажды, когда уже всё было готово для монтажа главного купола, дал трещину один из четырёх столпов, поддерживавших своды собора. Положение сложилось поистине критическое, так как обнаружившийся дефект создавал угрозу обрушения всего здания. Собранный в срочном порядке технический совет не мог предложить ничего лучшего, кроме демонтажа всей возведённой к этому времени постройки.

Воскресенский собор Арзамас расписание богослужений

Внешний облик нового храма

Торжественный и поистине монументальный облик собора символизирует собой величие России, что вполне отвечает замыслу его создателя, перед которым, как уже было сказано выше, стояла задача создать памятник военной доблести русского народа. В плане он представляет собой греческий (равносторонний) крест, положенный на квадрат размером 64х64 мм. Вся постройка поднята на ступенчатое основание ─ так называемый стилобит - и имеет общую высоту почти 47 метров.

Кровлю Воскресенского собора в Арзамасе венчают 5 куполов сферической формы, из которых самый большой ─ центральный, украшен 12 вертикальными окнами. Такое композиционное решение полностью соответствует традициям русской храмовой архитектуры. Основное здание окружено четырьмя портиками-колоннадами, имеющими высокие треугольные фронтоны и придающими ему строгий классический вид. Каждый из фронтонов собора украшен фресками на сюжеты, заимствованные из Священного Писания.

Воскресенский собор Арзамас как строили

Оформление внутренних помещений

Благодаря обилию света, проникающего в собор через 24 вертикально прорезанных окна, внутри него создаёт ощущение обширности и пространства. В целом оформление интерьера выполнено в приглушённых коричневых тонах, что способствует концентрации внимания и создания у присутствующих молитвенного настроения.

Кроме многочисленных фресок, на которых представлены эпизоды из земной жизни Иисуса Христа, а также традиционных для любого храма икон, внутренние стены собора украшает целый ряд живописных полотен, большинство из которых являются копиями работ известных европейских мастеров прошлого, писавших на библейские сюжеты.

Воскресенский собор в Арзамасе история

Закрытие собора большевиками

История Воскресенского собора в Арзамасе после прихода к власти большевиков столь же печальна, как и большинства его собратьев, разбросанных по всей территории России. Повезло ему лишь в том, что, в отличие от остальных 38 храмов и 5 монастырей, украшавших город в 1917 году, он не был разрушен, хотя новые власти и пытались это сделать. Спасло его лишь всеобщее возмущение граждан, а также заступничество ряда видных советских деятелей культуры.

Тем не менее богослужения в нём были прекращены, а всё находившееся внутри имущество либо конфисковано, либо попросту разграблено. С 1921 года в здании бывшего Воскресенского собора (Арзамас) помещалось несколько сотен политзаключённых, свезённых в город для работы на одном из военных объектов.

Божий храм, превращённый в музей

В 30-е годы местному руководству пришла идея использовать собор для размещения в нём экспозиций незадолго до этого созданного музея религии и атеизма, как это было сделано в Ленинграде с Исаакиевским собором. Следует признать, что это решение сыграло положительную роль в судьбе исторического памятника и уберегло его от неминуемых перестроек или полного разрушения. Привычное для старожилов города, расписание богослужений Воскресенского собора в Арзамасе сменила вывеска с графиком работы музея и перечнем ближайших атеистических лекций, но в целом облик здания остался прежним.

Кафедральный Воскресенский собор Арзамас

В те годы созданный большевиками музей стал средоточием многих православных святынь, свезённых в него из разорённых храмов не только Арзамаса, но и многих других городов и сёл России. Среди них, в частности, оказался весьма почитавшийся на протяжении веков напрестольный крест XVII века, находившийся более двух столетий в разрушенной большевиками Ильинской церкви, а также целый ряд икон, признанных уникальными памятниками древнерусской живописи.

Патриаршая инициатива

Возрождение арзамаского Воскресенского собора как духовного центра началось в 1944 году. Толчком к этому послужило обращение святейшего патриарха Сергия (Страгородского), являвшегося уроженцем этого города, к руководству Совета по делам РПЦ при ЦК КПСС. В нём он просил рассмотреть вопрос о передаче храма верующим и возобновлении в нём богослужений. Патриаршее ходатайство, хоть и не сразу, но было удовлетворено, поскольку события Великой Отечественной войны заставили правительство пойти на определённые уступки в религиозных вопросах.

Самый крупный действующий храм в СССР

В 1947 году Кафедральный Воскресенский собор в Арзамасе (этот статус он получил вскоре после своей передачи в ведение Московского патриархата) вновь открыл свои двери для прихожан и многочисленных паломников со всех концов страны. В последующий период богослужения в соборе более не прерывались. В 1988 году он стал центром мероприятий, связанных с празднованием тысячелетия крещения Руси. Это и неудивительно, поскольку тогда самым крупным из всех действовавших в Советском Союзе православных храмов являлся именно Воскресенский собор Арзамаса.

Воскресенский собор в Арзамасе

Расписание ежедневных богослужений

Все желающие посетить главный собор города Арзамаса должны учесть, что расписание его богослужений несколько отличается от стандартного графика, принятого в большинстве российских церквей. Так, по будням они начинаются в 7:30 с молебна, посвящённого святому, чья память отмечается в тот день согласно церковному календарю. Затем в 8:00 следует Божественная литургия, а в 17:00 совершается всенощное бдение или вечерня и утреня. В воскресные и праздничные дни общий порядок служб сохраняется, но ему предшествует начинающаяся в 6:00 ранняя Божественная литургия.

Читайте также: