Роль интонации в устной речи сообщение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Роль интонации в речи огромна. Через интонацию выявляется смысл речи и ее подтекст. Она усиливает значение слова. Вместе с тем иногда с ее помощью можно придавать высказыванию смысл, противоположный тому, что выражает само слово. Она усиливает само значение слов. Значительно сниженная интонационная выразительность может затруднить восприятие, что влияет на понимание смысла воспринимаемой речи. Интонация - это сложный комплекс всех выразительных средств звучащей речи, включающий:

- ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (т. е. следующих из качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса);

- фразовое и логическое ударения - выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов (фразовое ударение) или отдельных слов (логическое ударение) в зависимости от смысла высказывания;

- сила голоса - смена громкости звучания речи в зависимости от содержания высказывания.

При помощи этих средств выразительности осуществляется в процессе общения уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретает законченный характер, высказыванию может придаваться дополнительное значение, не меняющее его основного смысла, но может изменяться и смысл высказывания.

У детей с умственной отсталостью особое место занимают трудности овладения мелодической (просодической) стороной речи, которая представляет собой комплекс ритмико-интонационных элементов речи: интонация, ритм, темп, речевое дыхание. Одной из характерных особенностей устной речи детей с интеллектуальной недостаточностью является недоразвитие ее интонационной стороны. Их речь мало выразительна, монотонна. Интонации удивления, восклицания, вопросов, спокойного повествования выражены слабо. Нарушение просодической (мелодикоинтонационной) организации речевого потока оказывает негативное влияние как на развитие устной разговорной речи (адекватное восприятие и понимание речи, ее репродукция и продуцирование), так и на усвоение письма и чтения, т.е. на овладение в дальнейшем письменной речью.

Если дети без особенностей в развитии достаточно легко владеют основами просодических возможностей, то дети с умственной отсталостью испытывают значительные трудности в овладении данными возможностями. Зачастую их речь монотонна, невыразительна, громка, насыщена простыми речевыми конструкциями. Поэтому у данной группы детей одной из центральных задач в развитии речи является формирование просодических возможностей, умение не только грамотно, но и достаточно выразительно и точно передавать эмоциональные переживания по средствам просодики при общении с окружающими.

Решение данной задачи возможно путём комплексного коррекционного подхода, уделяя, таким образом, внимание данной проблеме в течение всего дня. Ребёнок непроизвольно погружается в атмосферу наполненную разнообразием игр и игровых упражнений по формированию просодических возможностей.

Арттерапия – основной инструмент развития просодических возможностей, позволяет легко мотивировать детей на занятии, переключать от одного вида деятельности к другому, доступно преподносить изучаемый материал.

Педагоги группы в содружестве с дефектологом организуют театрализованные и сюжетно – ролевые игры, где отрабатывают умения выразительно говорить, самостоятельно строить вопрос, восклицательные и повествовательные высказывания, обращения, ответы. Ребёнок тренирует силу голоса, высоту, темп речи. В дальнейшем отработанные умения переносятся в самостоятельные игры в группе, в специально организованных уголках сюжетно – ролевых и театрализованных играх.

Формирование просодических возможностей – это длительный процесс, неразрывно связанный с повседневной жизнью ребенка. Поэтому он осуществляется в разных видах деятельности: на всех занятиях и в режимных моментах дня. Таким образом, в это процесс вовлечены все участники образовательного воздействия: педагоги группы, дефектолог, логопед, музыкальный руководитель, педагог физкультуры, а так же библиотекарь, дополнительные кружки и т.д.

Дефектолог и логопед на специально организованных занятиях по развитию речи, ознакомление с окружающим миром формирует просодические возможности с использованием многообразного речевого материала: слушание рассказов, сказок, стихотворений, загадок, разучивание, чтение по ролям, где у ребёнка формируется умение читать выразительно, эмоционально, живо, адекватно тексту. На данных видах занятия специалисты развивают просодические возможности по средствам составления рассказов по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, при разучивании логоритмических заданий. Дети соотносят темп речёвки с движением рук, ног, туловища; ритм текста с динамикой движения тела.

На коррекционных логопедических занятиях учитель логопед развивает просодические возможности по средствам подобранных игровых упражнений, скороговорок, чистоговорок, речетативов, где темп и ритм легко воспроизводится детьми.

В комплексе с музыкальным руководителем, педагогами группы и дефектологом продолжается формирование просодических возможностей по средствам музыкальных произведений, используя как активное так и пассивное участие детей, начиная от восприятия музыкальных произведений до самостоятельного выполнения специальных упражнений под музыку. Обогащая при этом эмоциональную сферу ребёнка весёлой и грустной музыкой, бодрой и спокойной, где формирование темпа, ритма, мелодики является первостепенной задачей.

Вывод: Таким образом, специально организованное комплексное воздействие всеми специалистами образовательного процесса на развитие просодических возможностей у детей с умственной отсталостью является важной и продуктивной формой работы.

Что же позволяет так разнообразить устную речь? Ответ один – интонация.Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповторимый, индивидуальный характер.

Интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.

Она выполняет и синтаксическую функцию: указывает конец фразы, ее законченность или незаконченность, то, к какому типу относится предложение, содержит ли оно вопрос, восклицание или повествование. В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.

Интонация – сложное явление. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность,или силу звучания, темп речи и тембрголоса.

Когда говорят о тоне звуков речи, то имеют в виду высоту гласных, сонорных и звонких шумных согласных. Тон формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В результате колебания голосовых связок возникает основной тон звука – важнейший компонент речевой интонации.

Ученые подсчитали, что мужчины говорят на частоте 85–200 Гц (герц), а женщины 160–340 Гц. Это средний тон речи.

Другой компонент интонации – интенсивностьзвучания. Она зависит от напряженности и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук.

На слух различают уровень интенсивности.Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания может не изменяться (ровный, спокойный голос), но чаще всего направление и характер интенсивности меняются: увеличиваются или уменьшаются, и это может происходить резко или плавно. Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи.

Жизненная ситуация, психическое состояние человека, его воспитанность, уважительное отношение к окружающим определяют, в каком тоне он будет вести речь. Так, в некоторых ситуациях позволительно говорить громко: на митинге, параде; на вокзале, когда разговаривающие находятся один в вагоне, а другой на перроне; если собеседники разделены расстоянием или их окружает беспрерывный шум, а необходимо сказать что-то важное и др. Когда же человек находится в семье или в кругу друзей, на приеме у врача, в кабинете начальника, в трамвае, в магазине или в другом общественном месте, то громкая речь будет свидетельствовать о невоспитанности или чрезмерной нервозности, возбужденном состоянии или, наконец, о стремлении говорящего обратить на себя внимание.

Темп речи(итал. tempo, от лат. tempus – время) – скорость произнесения речевых элементов.

Нормальный темп речи русских – около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за две-две с половиной минуты. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации. Вообще, чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье – замедляют его. Очень медленный темп характерен также для речи затрудненной, речи тяжелобольного, очень старого человека. В медленном темпе читается судебный приговор, произносится присяга.




По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др.

Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр, как и отпечатки пальцев. В Италии, например, в средние века в паспорте среди характерных для владельца примет указывался и тембр голоса.

Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека. Поэтому тембром называют также специфическую окраску речи, которая придает ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.

Характер тембра бывает настолько разнообразным, а его восприятие субъективным, что ученые в описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие зрительное восприятие (светлый, темный, тусклый, блестящий); слуховое (глухой, вибрирующий, дрожащий, звонкий, крикливый, скрипящий); осязательное (мягкий, острый, тяжелый, холодный, горячий, жесткий, сухой, гладкий); ассоциативное (золотой, медный, серебряный, металлический); эмоциональное (угрюмый, хмурый, раздосадованный, веселый, радостный, ликующий, резвый, восторженный, восхищенный, насмешливый, страстный).

Что же позволяет так разнообразить устную речь? Ответ один – интонация.Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповторимый, индивидуальный характер.

Интонация передает смысловые и эмоциональные различия высказываний, отражает состояние и настроение говорящих, их отношение к предмету беседы или друг к другу.

Она выполняет и синтаксическую функцию: указывает конец фразы, ее законченность или незаконченность, то, к какому типу относится предложение, содержит ли оно вопрос, восклицание или повествование. В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.

Интонация – сложное явление. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность,или силу звучания, темп речи и тембрголоса.

Когда говорят о тоне звуков речи, то имеют в виду высоту гласных, сонорных и звонких шумных согласных. Тон формируется при прохождении воздуха через глотку, голосовые связки, полости рта и носа. В результате колебания голосовых связок возникает основной тон звука – важнейший компонент речевой интонации.

Ученые подсчитали, что мужчины говорят на частоте 85–200 Гц (герц), а женщины 160–340 Гц. Это средний тон речи.

Другой компонент интонации – интенсивностьзвучания. Она зависит от напряженности и амплитуды колебания голосовых связок. Чем больше амплитуда колебания, тем интенсивнее звук.

На слух различают уровень интенсивности.Он бывает низким, средним и высоким. Уровень силы звучания может не изменяться (ровный, спокойный голос), но чаще всего направление и характер интенсивности меняются: увеличиваются или уменьшаются, и это может происходить резко или плавно. Взаимодействие тона и интенсивности усиливает громкость речи.

Жизненная ситуация, психическое состояние человека, его воспитанность, уважительное отношение к окружающим определяют, в каком тоне он будет вести речь. Так, в некоторых ситуациях позволительно говорить громко: на митинге, параде; на вокзале, когда разговаривающие находятся один в вагоне, а другой на перроне; если собеседники разделены расстоянием или их окружает беспрерывный шум, а необходимо сказать что-то важное и др. Когда же человек находится в семье или в кругу друзей, на приеме у врача, в кабинете начальника, в трамвае, в магазине или в другом общественном месте, то громкая речь будет свидетельствовать о невоспитанности или чрезмерной нервозности, возбужденном состоянии или, наконец, о стремлении говорящего обратить на себя внимание.

Темп речи(итал. tempo, от лат. tempus – время) – скорость произнесения речевых элементов.

Нормальный темп речи русских – около 120 слов в минуту. Одна страница машинописного текста, напечатанного через 1,5 интервала, должна читаться за две-две с половиной минуты. Темп речи может изменяться. Это зависит от содержания высказывания, эмоционального настроя говорящего, жизненной ситуации. Вообще, чувства восторга, радости, гнева ускоряют темп речи, а подавленность, инертность, раздумье – замедляют его. Очень медленный темп характерен также для речи затрудненной, речи тяжелобольного, очень старого человека. В медленном темпе читается судебный приговор, произносится присяга.

По тембру голоса устанавливают его тип: бас, баритон, тенор, сопрано, колоратурное сопрано и др.

Тип голоса может быть общим, но у каждого человека свой тембр, как и отпечатки пальцев. В Италии, например, в средние века в паспорте среди характерных для владельца примет указывался и тембр голоса.

Тембр голоса может изменяться, что зависит от эмоционального состояния человека. Поэтому тембром называют также специфическую окраску речи, которая придает ей те или другие экспрессивно-эмоциональные свойства.

Характер тембра бывает настолько разнообразным, а его восприятие субъективным, что ученые в описании особенностей тембра используют самые различные определения, подчеркивающие зрительное восприятие (светлый, темный, тусклый, блестящий); слуховое (глухой, вибрирующий, дрожащий, звонкий, крикливый, скрипящий); осязательное (мягкий, острый, тяжелый, холодный, горячий, жесткий, сухой, гладкий); ассоциативное (золотой, медный, серебряный, металлический); эмоциональное (угрюмый, хмурый, раздосадованный, веселый, радостный, ликующий, резвый, восторженный, восхищенный, насмешливый, страстный).

интонация устной речи

Грамотно выстроенная интонация – основной компонент устной речи. Сложно переоценить ее роль в современном актерском или ораторском искусстве.

Правильно выделенные слова в тексте влияют на публику, передавая слушателям необходимые эмоции и ощущения. Для передачи эмоциональной окраски текста на письме используются определенные знаки препинания: вопросительный или восклицательный знаки, многоточия, запятые. В устной речи оратор использует все возможности голоса, речевых техник, эмоциональной составляющей искусства говорения.

Отличается эмоциональная насыщенность и в зависимости от местожительства оратора. Например, жители южной части России очень громко и подчеркнуто выражают свои мысли. А вот граждане северной части страны редко повышают голос и делают большие паузы между высказываниями.

Интонационная разновидность текста

Еще со школьной скамьи известно, что предложение может быть повествовательным, восклицательным или вопросительным. Это определенные особенности интонации. В первом случае текст передается слушателям ровным и спокойным голосом. Для вопросительной интонации характерна такая особенность, как повышение тембра голоса в конце предложения. Что касается восклицательной интонации, то она имеет ярко выраженную эмоциональную окраску. Это привлекает внимание публики. Стоит отметить, что интонация русской речи – сложный аспект, требующий детального изучения.

Актеры и ораторы не используют только одно направление при чтении текста. Они знают, что такое интонация, и умело комбинируют несколько методик, попеременно чередуя один тип с другим.

Мастерски использовать все существующие особенности интонации им позволяет длительное обучение с опытными педагогами. Если есть желание развить свою речь самостоятельно, то следует несколько раз в день читать вслух отрывки из любимых книг. Не забывайте уделять особое внимание знакам препинания, расставленным как внутри предложения, так и в его конце. В совершенстве овладеть ораторским искусством невозможно, если интонация устной речи не проработана. Даже опытные ораторы тщательно прорабатывают этот аспект, готовясь к выступлению.

intonation2

Как формируется индивидуальная интонация?

По мнению директора института лингвистики РГГУ Максима Кронгауза, интонация устной речи является самой загадочной областью фонетики. Умелое владение этим аппаратом всегда базируется на интуитивном ощущении. Грамотно выстроенная интонация существенно помогает человеку в общении, делая его более коммуникабельным и уверенным в себе. Умелое владение интонационными техниками позволяет добиваться успехов в переговорах, публичных выступлениях и межличностном общении.

Влияние на формирование индивидуальной интонации человека в некоторой степени оказывает мода.

Например, в 80-е годы в обществе стали без причины использовать фразу ”как бы”. Эту тенденцию сложно зафиксировать, но она постоянно возникает в разных слоях нашего общества.

И в последнее время моду на использование определенных слов можно наблюдать намного чаще, чем раньше. Многие люди заканчивают фразу на высокой интонационной ноте. Хотя, для русского языка характерно снижение интонации в конце мысли. Таким образом, подчеркивается определенный стиль речи говорящего.

Изменения происходят не только при общении обычных людей, но и дикторов, которые стараются скопировать манеру поведения и произношения своих коллег. Например, многие молодые дикторы стараются скопировать манеру передачи мыслей Леонида Парфенова. Все это отражается на обыденной человеческой речи: транслируемые с экранов и приемников интонационные схемы подсознательно подхватываются слушателями и воспроизводятся в жизни.

интонация устной речи

С каждым годом интонация устной речи претерпевает изменения. Даже словарный запас общества не всегда можно зафиксировать во времени. Но, стоит отметить, что интонационные изменения менее подвижны, а значит, более консервативны. Хотя есть области человеческой деятельности, где интонация речи за короткий промежуток времени претерпела существенные изменения. Речь идет о современном театре, кино и телевидении, где просто обязаны учитывать роль интонации в речи.

Ярким представителем мастерства ораторского искусства считается Левитан. Но сегодня не слышно с экранов телевизоров столь чеканной фразировки. Звучание речи всегда происходит в соответствии со временем. В любом обществе манера очень быстро становится штампом и приобретает характер искреннего звучания.

Сегодня мы наблюдаем, как речь журналистов становится более демократичной. Она приобретает манеры, присущие разговорному стилю. Такая демократизация речи бесспорно хороша, если послабление имеет определенные границы и рамки. Не нужно забывать о том, что такое интонация речи, как она влияет на людей и какова роль интонации в речи. Разговаривайте правильно, грамотно выражайте свои эмоции, и вы всегда будете горды за русскую культуру и за русский народ. Пусть интонация русской речи еще до конца не изучена, но она легко формируется интуитивно. Используя соответствующую интонацию, вы можете влиять на людей, удерживать внимание, заинтересовывать или успокаивать слушателей.

Интонация

Тема нашего нового урока – интонация. Мы уже имеем достаточную базу знаний, чтобы разобраться в ней. На предыдущих уроках мы поняли, как работает голос и как влиять на его основные характеристики. А также достаточно подробно изучили различные аспекты правильной дикции и артикуляции.

Цель урока – научиться интонировать и выражать при помощи интонации различные эмоции, усиливать важные моменты в своей речи, обозначать окончание одной мысли и переход к следующей.

Мы изучим различные виды интонирования и научимся применять их на практике.

Содержание:

Цель занятия понятна, поэтому переходим к уроку.

Виды и функции интонации

Для начала разберемся, что же такое интонация. С теоретической точки зрения это некий комплекс просодических характеристик произнесения, которые помогают влиять на смысл речи. Просодия – это наука, которая изучает модификации характеристик голоса во время речи, а именно тон, громкость, темп, ритм и тембр голоса. Напомним, что характеристики голоса мы изучили на прошлых занятиях.

С практической точки зрения интонация – это гораздо более сложное взаимодействие взаимосвязанных компонентов, когда тон, громкость, темп, паузы и тембр реализуются в речевых конструкциях и несут смысловую и эмоциональную нагрузку. Таким образом, интонация – это комплексная характеристика, включающая в себя множество элементов, которые мы разберем чуть позже.

Уточним, что просодия как раздел фонетики изучает, помимо всего прочего, такие особенности произношения как придыхание, глоттализация (сужение/закрытие голосового отверстия), палатализация (смягчение согласных поднятием спинки языка), тип примыкания согласного к гласному (слоги), прочие дополнительные аспекты звукоизвлечения. Конечно, они влияют на интонирование, однако интонация – намного более широкое понятие, чем результат применения того или иного приема артикуляции.

Ввиду того, что наш курс носит прикладной характер, мы сделаем упор на практику. Теорию расскажем вкратце, чтобы у нас с вами было единое понимание используемых в курсе терминов. Начнем с интонем, т.е. типов интонационных средств.

Типы интонем:

Тем, кто захочет вникнуть в тему интонирования поглубже, следует иметь представление о классификации интонем, принятой в науке.

Разновидности интонем:


Все это многообразие конструкций можно свести к трем простым средствам организации речи при помощи интонации.

Базовые виды интонации:

  • повествовательная;
  • вопросительная;
  • восклицательная.

Ключевое слово – базовые, потому что, как мы уже видим, восклицание может означать согласие или несогласие, вопрос может нести в себе отрицание, а уж количество оттенков интонаций в повествовательных предложениях и вовсе не поддается исчислению. Это позитивные и негативные эмоции, радость и грусть, счастье и печаль, и многое другое. Так, у интонации очень много функций.

Функции интонации:

  • Синтаксическая – формулировка мыслей с их оформлением в интонационные группы. Так мы говорим большую часть времени в обычном режиме.
  • Семантическая – коммуникативная организация фразы, членение фразы интонацией на смысловые части.
  • Экспрессивная – выражение собственных эмоций и их силы, воздействие на эмоциональную сферу слушателей.
  • Эвфоническая – обеспечение благозвучия фразы путем деления на соразмерные фрагменты, баланса более громких и тихих отрезков фразы.
  • Стилистическая – приведение речи к тому или иному стилю.

Стилистическую функцию в отдельную категорию выделяют весьма условно, потому что она, так или иначе, является синтаксической, т.е. предназначена для передачи неких сведений или информации. Однако, согласитесь, что диктор в телевизионных новостях подает информацию несколько иначе, чем преподаватель в университете. А сказку на ночь 3-летнему малышу вы будете читать совсем по-другому, нежели рассказывать какой-нибудь случай из жизни 10-12-летнему ребенку.

Есть и другие определения интонации. Например, подразделение на интонацию завершения, выделения, перечисления, предупреждения, пояснения и разделения, а также звательную интонацию. Думается, из этих названий вполне понятно, о чем идет речь.


Другими словами, разные виды и функции интонации реализуются разными способами. Поэтому рассмотрим основные элементы интонирования подробнее.

Основные элементы интонирования

Мы уже начали говорить о способах реализации различных видов и функций интонации, кода рассматривали разновидности интонем. Как вы поняли, добиться того или иного эффекта можно за счет корректировки того или иного элемента интонирования. Далее мы продолжим тему интонационных конструкций и рассмотрим ее отдельные элементы.

Высота или тон звука (выше-ниже)

Итак, повествовательной речи свойственно ровное и спокойное произношение слов и фраз. Речь течет плавно, голос иногда чуть повышается, иногда слегка снижается, однако в целом впечатление от такой речи ровное.

Для вопросительных фрагментов речи характерно повышение тона голоса в начале и понижение к окончанию вопроса. Для восклицания все строго наоборот: тон повышается ближе к окончанию фразы. Если вопрос или восклицание вставить между смысловыми фрагментами речи, удерживать внимание аудитории можно практически до бесконечности. Точнее, до звонка с урока или лекции, т.к. на конференциях и прочих мероприятиях доклады длиннее 30 минут уже давно не практикуются.

Поэтому, если вы научитесь управлять интонацией и удерживать внимание зрителей полчаса – считайте, что эту тему вы освоили. Предвидим вопрос по поводу модных нынче онлайн-стримов, длящихся, как правило, заметно дольше часа.

Так что костяк доклада вписывается в те же полчаса, которые, конечно же, должны быть отработаны, отрепетированы или, как минимум, хорошо продуманы. Тогда, если вы уже справились с постановкой голоса, этого будет достаточно для успешного стрима. В общем, вы поняли, что нам одинаково нужен и высокий, и низкий голос.

Темп (быстрее-медленнее)

Для каждого типа и вида интонемы, каждого вида и функции интонации важно подобрать адекватный темп речи. Студенты не будут понимать преподавателя, если он возьмет ровный повествовательный тон без скачков вверх-вниз, но начнет говорить очень быстро. А если речь будет слишком медленной, они и вовсе уснут.

Сила звука (тише-громче)

Как вы заметили, к данной характеристики речи даже нет парной противоположности. А все потому, что ритмичность имеет важнейшее значение для восприятия речи. Это с громкостью и высотой можно поэкспериментировать, а вот если вы постоянно сбиваетесь с ритма, вам никакие ухищрения не помогут сделать речь красивой и хорошо воспринимаемой.

Под ритмом подразумевается регулируемая последовательность каких-либо характеристик речи. Например, длинных и коротких предложений, логических ударений и безударных конструкций. Так, 5-6 длинных запутанных предложений подряд способны убить интерес аудитории даже к самой интересной теме. Слова-паразиты и неуместные паузы делают речь рваной и тяжело воспринимаемой, даже если оратор говорит дельные вещи.

Тембр

Тембр – важнейшая физическая характеристика голоса. Многие даже сравнивают тембр с отпечатками пальцев в том смысле, что тембральная окраска голоса каждого человека уникальна и индивидуальна. Тембр важен для адекватного интонирования не меньше, чем все остальные голосовые характеристики.

Значит ли это, что возможности интонирования при помощи тембра ограничены природной данностью? Вовсе нет! Ранее мы рассмотрели тему раскрытия резонаторов: грудного, головного, носового, ротового. Так вот, если продолжить работу над резонаторами и их соединением на постоянной основе, можно добиться впечатляющих успехов в управлении собственным тембром. Напомним, что нам дает соединение резонаторов:

1 объемное и мощное звучание голоса;
2 отличную слышимость в аудитории любого размера;
3 возможность перенастраивать голос по ходу выступления;
4 возможность по желанию делать голос выше, ниже, звонче, интимнее, мягче, нежнее и т.д.;
5 больше возможностей для интонирования и выразительности речи;
6 больше возможностей для обогащения индивидуального тембра;
7 возможность сгладить переходные ноты (для певцов).

Напоминаем также, что весь пройденный материал подлежит регулярному повторению вплоть до полного усвоения, а упражнения следует делать ежедневно, пока не увидите результат. Впрочем, некоторые элементы не требуют особых усилий, но способны добавить выразительности вашему интонированию.

Паузы

Даже если вы далеки от актерской профессии, вы вполне можете позволить себе короткие паузы и короткие мимические жесты – движения бровями, поворот головы, взгляд вверх или вниз. Не делайте паузу длиннее, чем та, которую вы в состоянии заполнить. Это дается тренировками, и со временем вы сможете запланировать нужное количество пауз для собственного отдыха без потери внимания аудитории.

Ударения

Использование логических ударений также не требует супер навыков. Единственное ограничение: их не должно быть сильно много, иначе слушатели не поймут, что же самое главное в вашем выступлении. Хотя изредка можно пользоваться и таким приемом как логическое ударение на каждом слове в предложении.

Интенсивность

Эмфатическая долгота

Мелодика

И, наконец, мелодика речи. С научной точки зрения под мелодикой следует понимать изменения во времени частоты основного тона. Другими словами, нужно не просто вовремя сделать то или иное слово или высказывание выше или ниже, но и постараться, чтобы такие подъемы и спуски сливались в единую гармонию звучания. Это также нарабатывается тренировками, а о том, как это тренировать и нарабатывать, мы поговорим дальше.

Как тренировать способность к интонированию

Тренировать способность к интонированию можно с помощью специальных упражнений, которые широко практикуются на актерских курсах и факультетах. К слову, очень многие навыки актера нам могут пригодиться в обычной повседневной жизни. Самая простая тренировка на интонирование – это чтение вслух стихов с выражением. Просто это потому, что стихотворение всегда имеет свой ритм, поэтому вам будет легче контролировать интонацию.

Чтение стихов

Обязательно делайте глубокий вдох в нижнюю часть легких, следите, чтобы не поднимались плечи, а бока и живот оставались раздутыми на протяжении всей строчки. Не выпускайте резко весь воздух на первых же словах строчки – это навредит четкости речи. К тому же вам может не хватить дыхания на всю строчку, а пауза в нелогичном месте для добора воздуха испортит мелодику речи и общее впечатление от вашего чтения стихотворения вслух.

После Есенина и Маяковского можно перейти к любимым авторам или тем стихотворениям, которые вы изучаете в школьном курсе русской литературы и должны будете сдавать (читать вслух) на оценку. Такая тренировка улучшит не только вашу речь, но и успеваемость.

Тот же совет можно дать людям, которые работают над развитием голоса с целью научиться петь. Каждый разбор новой песни следует начинать с того, что просто прочитать песню, как стихотворение, т.е. без музыки, не пытаясь петь. В принципе, любая песня – это стихи, положенные на музыку, так что затруднений быть не должно.

Следующим шагом будет отбивание ритма при чтении стихотворения. Это позволит работать над интонированием комплексно, тренируя все его аспекты, включая темп и ритм. Можно хлопать в ладоши, можно отбивать ритм по столу. Главное, чтобы вы поймали ощущение ритма и больше его не теряли.

Далее нужно усложнить задачу и попробовать сохранить найденный темп, ритм и прочие компоненты интонации, читая стихотворение с карандашом в зубах. Не напрягайте челюсть, не стискивайте зубы – просто расслабьте мышцы челюсти, положите между верхними и нижними зубами карандаш и начинайте читать стихотворение.

Чтение текстов

Чтение текстов вслух следует начинать тренировать после того как вы стали понемногу справляться со стихами. Дело в том, что в стандартном тексте у вас не будет подсказки в виде рифмы, позволяющей быстро вписаться в темп и ритм и найти нужную интонацию. Интонацию вам предстоит задать самостоятельно, и в этом, собственно, и есть смысл упражнения.

Кстати, насчет учебника – это очень хороший лайфхак для молодых родителей, еще не закончивших вуз. Вы вполне можете читать с выражением своему малышу перед сном любой учебник, который вам нужно одолеть к сессии. Смысл совсем маленькие детки пока не понимают, а вот интонацию улавливают отлично. Так что и ребенка успокоите, если он вдруг взялся плакать, и сами не отстанете от учебной программы из-за пополнения в семье и возросшего количества связанных с этим хлопот.

Имитация эмоций

И, наконец, когда у вас начали получаться все предыдущие упражнения, можно взять любой хорошо знакомый вам текст, с которым вы успели плотно поработать, и читать его вслух с выражением разных эмоций. Это может быть стихотворение или песня, рассказ или учебник по сопромату, да даже любая из скороговорок, ранее отработанных вами.

Ваша задача – при чтении изобразить поочередно все базовые эмоции, такие как радость, грусть, гнев, удивление, отвращение, волнение и прочие. Для контроля записывайте себя на видео. У людей, далеких от актерской профессии, изображаемые эмоции, к их удивлению, оказываются на удивление похожими, и отличить в их исполнении отвращение от гнева практически невозможно.

Если это ваш случай, попробуйте более активно артикулировать звуки. Если окажется, что вы не вполне себе представляете, как изображать ту или иную не свойственную лично вам эмоцию, можно лишь посоветовать внимательно смотреть фильмы, чаще ходить в театр и обращать внимание на соотношение мимики и изображаемых актерами эмоций. Со временем вы накопите хороший багаж знаний и без труда сможете воспроизвести нужную вам эмоцию.

К слову, такой же подход можно попробовать, если у вас вызвал затруднение совет имитировать интонации персонажей из классической литературы. Если вы будете больше читать, то быстрее сориентируетесь, чьи интонации вы хотели бы освоить и научиться имитировать. А если вы будете чаще бывать в театре, вы наглядно увидите и услышите, как это делать.

Желающим поработать над английским произношением можно посоветовать книгу Intonation of colloquial English [J. O’Connor, G. Arnold, 1978]. Заметим, что в русском и английском языках интонирование имеет определенные отличия, даже когда фраза переведена точь-в-точь и другие толкования невозможны:


Сет Риггс ставил голос многим известным звездам шоу-бизнеса: Мадонне, Хулио Иглесиасу, Стиви Вандеру, Майклу Джексону и другим. И если вы тщательно проработали все ранее рекомендованные в нашем курсе упражнения, вам будут по силам те упражнения повышенной сложности, которые Сет Риггс давал своим звездным ученикам, покорившим весь мир.

Подведем итоги. На сегодняшнем уроке мы изучили различные виды интонирования и поняли, как применять их на практике. Кроме того, мы разобрались, как правильно интонировать и выражать при помощи интонации различные эмоции, усиливать важные моменты в нашей речи. Осталось проверить, как вы поняли урок, и можно переходить к следующему!

Тест на усвоение материала урока



Роль интонации в жизни людей

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 села Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан

1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Гимназия №1 с.Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район Республики Башкортостан


Автор работы награжден дипломом победителя III степени

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Интонация – это ювелирное украшение голоса музыки жизни.

Проблема исследования: бытует мнение, что интонация – это душа речи, и она играет огромную роль во взаимоотношениях людей.

Актуальность исследования заключается в том, что интонация как мимика, жесты, добрые, ласковые слова являются неотъемлемой частью взаимоотношений людей.

Гипотезой выступило предположение о том, что интонация - важный фактор живой речи.

Объектом исследования явилась эмоциональная, живая речь.

Предмет исследования – интонация в отношениях людей.

Цель работы: выяснить, какую роль играет интонация в жизни?

- выявить методы воздействия интонации на слушателей (эмоциональная и логическая);

Методы исследования:

- изучение литературы об интонации, её разновидностях;

- анкетирование учителей, обучающихся, диктора телевидения, родителей;

- сравнительный анализ детских стихотворений по эмоциональной окраске;

- сравнительный анализ декламации стихотворений одноклассников.

- литература по данной теме; интернет-ресурсы; анкеты, опросники.

Практическая значимость заключается в том, что результаты исследования помогут изменить отношение учащихся начальных классов к интонации, что может благотворно влиять на взаимоотношения, повысить интерес друг к другу.

Практическая часть. Исследование по теме работы.

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай – не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.

Да, действительно, слово может ранить человека до глубины души, может обрадовать. Каждое слово можно произносить с разной интонацией, и оно принимает разную окраску. С раннего детства родители учат меня говорить, учить стихотворения правильно, с расстановкой, надлежащей паузой. Эти же правила действуют и на уроках литературы. Меня заинтересовал вопрос: что такое интонация? Зачем люди меняют свою интонацию? Какую роль играет интонация в жизни каждого из нас? Чтобы ответить на эти вопросы мы провели исследование

Значение (этимология) слова.

- ударения (правильная постановка ударения – один из признаков грамотности: позвонит, красивее),

- паузы (помогают говорящему формулировать предложения, а слушающему понимать информацию),

- тон (бывает высоким и низким, громким и тихим, приказным, сдержанным, чётким – тон раскрывает настроение и характер говорящего),

- тембр голоса (резкий, мягкий),

- темп речи (быстрый, медленный).

Виды интонации.

По ходу исследования на уроке русского языка мы столкнулись еще с одной темой. Это виды интонаций в предложениях. Для меня, второклассницы, это новая тема. Основными в русском языке являются три вида интонации: повествовательная, вопросительная и восклицательная. Для себя сделала вывод:

Интересные методы воздействия интонации на слушателей.

Работая над этой темой, мы определили, что ИНТОНАЦИЯ условно делится на эмоциональную и логическую.

А)Эмоциональная

При разговоре, учитывая ситуацию или собеседника у нас появляются разные окраски тона, голоса, эмоции. Эмоции хочу рассмотреть на примере стихотворений для детей.

Например как можно выразить:

РАДОСТЬ, удовольствие, довольство, блаженство, восхищение, восторг, ликование.

Зимой на ветке яблоки!

Скорей их собери!

Но вот вспорхнули яблоки,

Ведь это снегири!

ПЕЧАЛЬ, грусть, тоска, тоскливость, уныние, безотрадность, безрадостность, подавленность, угнетенность, горе, огорчение.

Вот новый катер заводной.

А в деревне – лошади.

Папа мне купил тягач,

Кран игрушечный и мяч.

А в деревне – лошади.

Мне грустно — я лежу больной.

Вот вертолётик жестяной.

А в деревне — лошади.

Я в деревне летом был,

Я лошадь серую кормил,

Она сухарь жевала

И головой кивала.

ИСПУГ, тревога, беспокойство, волнение, смятение, взволнованность, замешательство, страх, паника, ужас, отчаяние.

У страха глаза велики.

У страха не зубы – клыки.

У страха, как бочка живот.

У страха желанье есть –

Схватить, укусить, даже съесть!

Трусишка придумает страх

И жалобно ахает:

А я ничего не боюсь.

УДИВЛЕНИЕ, изумление, недоумение.

Как большой, сидит Андрюшка

На ковре перед крыльцом.

У него в руках игрушка –

Погремушка с бубенцом.

Мальчик смотрит – что за чудо?

Мальчик очень удивлен,

Не поймет он: ну откуда

Раздается этот звон?

ГНЕВ, возмущение, ярость, негодование, озлобленность, раздражение, злость.

И встал медведь,

И к Большой Реке

А в Большой Реке

Вывод: в исследовании мы специально взяли за образец не прозаические, а детские стихотворные тексты. Вы все знаете, что со стихотворением работать сложнее, ведь многое скрыто от невнимательного читателя, невнимательного к слову, ритму, стилю стихотворения. От интонации зависит и настроение текста. Очень интересно и то, если в стихотворении имеются слова, которые выражают радость, веселье, спокойствие, доброту, озорство тогда и текст получается таким же. А есть такие люди, кто самое прекрасное произведение превращает в такое, что не хочется его слушать.

Б)Логическая

Логическое ударение – это выделение наиболее важных слов во фразе (не столько усилением звука, сколько изменением интонации, ритма и постановкой пауз).

Всё я делаю для мамы:

Для неё играю гаммы,

Для неё хожу к врачу,

Все мальчишки в речку лезли,

Я один сидел на пляже,

Для неё после болезни

Не купался в речке даже.

Для неё я мою руки,

Ем какие-то морковки.

Только мы теперь в разлуке:

Мама в городе Прилуки,

Пятый день в командировке.

Вывод: в стихотворении мы наблюдаем интонацию перечисления – это такая интонация, при которой после каждого однородного члена делается пауза и на каждое из них ставится логическое ударение.

В) Передача эмоций, интонаций через смайлики.

В современной письменной речи отсутствуют инструменты, которые позволили бы быстро отобразить настроение автора, его эмоциональное состояние, интонацию и отношение к собеседнику. В литературе писатели обычно справляются с подобным, выражая мысли несколькими предложениями, но в интернет переписке, где важна быстрота при общении в социальных сетях, это крайне непрактично. Такой диалог будет затянутым, ведь каждому собеседнику придется раздумывать над тем, как он употребит те или иные слова, поймет ли его правильно другая сторона.

И тут на помощь приходят смайлики – наборы символов, отображающие человеческие эмоции или интонацию. Они значительно экономят время и упрощают текстовое общение между пользователями сети.

Вывод: в последнее время смайлики, выражающие эмоции, интонацию очень актуальны во время онлайн переписки, так как облегчают взаимопонимание.

Вместе с Лилией Валериевной мы решили провести эксперимент в нашей группе, чтобы выяснить:

-с какой интонацией рассказывают мои одноклассники выученное стихотворение;

- правильно ли оценивают рассказчика слушатели;

- нравится ли их декламация другим обучающимся;

- влияет ли та или иная интонация на слушателей.

Для достоверности выводов подготовили шаблон оценивания выступающих. ( Приложение 1)

Из 12 обучающихся, включая меня, (показатели учитывали 11 и более):

- с интонацией рассказывают 7, то есть больше половины нашей группы;

- интересно слушать 7 обучающихся;

- сила голоса отмечена только у 6;

-соответствующее произношение у 5 обучающихся;

При изучении данной темы о роли интонации в жизни людей я нашла интересные сведения о древнегреческом философе Сократе, который высказывал свое мнение о человеке только после того, как слышал его голос. Мы не всегда задумываемся, с какой интонацией нужно произнести слово и как благодаря интонации меняется смысл высказывания.

Возьмем, например, слова "да" и "нет".

"Да" может выражать согласие с собеседником, удивление, восторг, сомнение, отрицание.

"Нет" - несогласие, размышление, сомнение. Английский драматург Бернард Шоу очень правильно сказал: "Есть пятьдесят способов сказать "да" и пятьсот способов сказать "нет" и только один способ это написать".

Мы выяснили, что радостная, спокойная, восторженная интонация положительно влияют на взаимоотношения людей, на их эмоциональное состояние. Это доказывает проведенный нами эксперимент.

Анкетирование

У нас возник вопрос, в какой деятельности, в каких профессиях интонация играет важную роль, как используют её, чтобы привлечь внимание слушателей?

Вывод: в каждой профессии, деятельности имеет свою, особую, важную роль. Для актера, диктора, режиссёра - основа профессии, вся их жизнь состоит из интонаций, для раскрытия образа; обучающимся - для выразительности речи, с правильной интонацией рассказать стихотворение; учителям – на уроках, для общения с окружающими, воспринимать и анализировать литературные тексты. Всем остальным для взаимопонимания.

Когда мы говорим, то стараемся убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. А для того чтобы окружающие вас понимали, необходимо позаботиться об интонации. Действительно интонация — не только средство выразительности, она является важным средством формирования высказывания и выявления его смысла, играет огромную роль в жизни, во взаимоотношениях людей.

Для себя я сделала вывод, что голос - только одежда живой речи, а душой ее является интонация. Красивый голос при плохой интонации все равно, что красивое, но глупое лицо.

1.Введенская Л.А., Что ни звук, то и подарок: Рассказы о звучащей речи. – М., 1996.

Читайте также: