Сообщение на тему аристотель отец зоологии

Обновлено: 07.07.2024

нового времени, но они только очень приблизительно соответствуют нашим современным научным теориям, так как не имеют ни фактического обоснования, ни связи с практикой жизни. Конкретное ознакомление с миром животных и растений античные философы вообще считали унизительным для свободного человека - это было делом рабов, которым приходилось пахать, сеять и убирать урожай, ухаживать за скотом, добывать дичь и ловить рыбу, приобретая свои познания и умение в этих делах от отцов и дедов.

Обращение к исследованию животного мира едва ли можно объяснить только гениальностью Аристотеля и исключительной широтой его научных интересов. Аристотель жил в эпоху, когда греческий мир уже вышел за пределы Эллады и западного побережья Малой Азии и войска Александра Македонского в своем движении на Восток дошли до Индии. Завоеватели увидели иные страны и иную природу, а их предводитель, который в юности сам был учеником Аристотеля, содейство-

Зоологические знания в римскую эпоху. К началу нашей эры широко раздвинула свои границы Римская империя. Ее культура развивалась под сильным влиянием греческой культуры и также выросла па почве рабовладельческого строя. Сельское хозяйство, которое римские писатели восхваляли как основу благосостояния общества, имело по преимуществу натуральный характер и было построено на самой жестокой эксплуатации рабского труда. При таких условиях римские рабовладельцы считали позорным для себя даже умственный труд, который можно было поручить наемным людям, и тем не менее внушал им к себе уважение кропотливый труд исследователя природы.

Обращение к исследованию животного мира едва ли можно объяснить только гениальностью Аристотеля и исключительной широтой его научных интересов. Аристотель жил в эпоху, когда греческий мир уже вышел за пределы Эллады и западного побережья Малой Азии и войска Александра Македонского в своём движении на Восток дошли до Индии. Завоеватели увидели иные страны и иную природу, а их предводитель, который в юности сам был учеником Аристотеля, содействовал сбору тех материалов, которые, наряду с результатами собственных наблюдений, использовал Аристотель в своих зоологических работах.

Однако, как известно, империя Александра Македонского вскоре после его смерти распалась, а вместе с тем ослабли или порвались непрочные связи греческого мира со странами Востока. Центром дальнейшего развития античной культуры — культуры эллинистической — стала Александрия — новый город в пределах того же Средиземноморского побережья.

Начался период национального распада Греции, а затем и утраты её политической самостоятельности. В области философии шла борьба материалистов с идеалистами и мистиками, а конкретное изучение животного мира, начатое Аристотелем, в этих условиях не получило дальнейшего развития.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Аристотель — создатель биологии как науки Объединил изучение природы, свойст.

Аристотель — создатель биологии как науки Объединил изучение природы, свойственное медикам, с философией. Профессия врача была наследственной, Аристотель с детства был знаком с врачебным искусством. Об этом говорит тот факт, что впоследствии даже в самых сложных философских трактатах он часто пояснял свои мысли примерами из медицинской практики. Когда Аристотелю исполнилось 15 лет, его отец умер, и опекуном Аристотеля стал муж его старшей сестры Проксен. Это был образованный человек, имевший обширную библиотеку. Аристотель увлекся философией и не захотел становиться врачом. В 17 лет он уехал в Афины и поступил в Академию Платона. Закончив обучение, он остался препо­давать в Академии.

 В этом месте по предположениям ученых находился Лицей Аристотеля

В этом месте по предположениям ученых находился Лицей Аристотеля

Цель науки он видел в полном определении предмета, достигаемом только путём и.

Категории — это наиболее общие и фундаментальные понятия философии, выражающи.

Зоологические труды К собственно зоологическим трактатам относятся «История ж.

Созданная Аристотелем система животного мира Животные с кровью: I Звери (75).

Созданная Аристотелем система животного мира Животные с кровью: I Звери (75). Живородящие четвероногие с волосами (млекопитающие без китообразных и ластоногих). II Гады (20). Яйцеродящие четвероногие, иногда безногие, с щитками на коже (рептилии и амфибии). III Птицы (160). Яйцеродящие, двуногие, с перьями; летающие. IV Киты (4). Живородящие, безногие, живут в воде; дышат легкими (ки­тообразные и тюлени). V Рыбы (117). Яйцеродящие (иногда живородящие), безногие, с чешуей или гладкой кожей, живут в воде; дышат жабрами. Животные без крови: VI Мягкотелые(Т). Тело мягкое, среднее по консистенции между мясом и сухожилием, образует мешок; ноги на голове (головоногие моллюски). VII Мягкоскорлупные(15). Покров рогового характера облегает мягкое те­ло; имеется большое количество ног (большинство ракообразных). VIII Черепокожие (27). Мягкое тело без ног покрыто твердой ломкой ра­ковиной (в этот высший род он включал раковинных моллюсков, а так­же усоногих ракообразных, морских ежей и асцидий). IX Насекомые (81). Тело с насечками, все твердое (насекомые, хелицеровые, некоторые ракообразные, многоногие, черви).

Аристотель первым начал различать простые и сложные части животных. Под перв.

Впервые вводится понятие об аналогичных (сходных по функции, но различных по.

Аристотель первым сформулировал принцип корреляции органов. «Природа не может.

Впервые формулируются принципы разделения функций и специализации органов. «Г.

Минимальным критерием жизни, присущим как животным, так и растениям, по Арист.

Если способность к онтогенезу всегда проявляется, так сказать, «в полном объе.

Аристотель спорит с утверждением, что ощущение и мышление - это одно и то же.

Аристотель спорит с утверждением, что ощущение и мышление - это одно и то же, как считали прежние философы (например, Эмпедокл). Во-первых, мышление может быть и без ощущений (представление, воображение, умозаключение). А, во-вторых, ощущение всегда истинно, тогда как мышление (умозаключение) может быть ложным. Ощущение присуще всем животным, тогда как мышление - немногим. При этом он не проводит четкой границы между человеком и животными и говорит лишь о разной степени развития этой способности. Стремление (побуждение к движению) имеется у всех животных. Но выбор из нескольких стремлений - это, по мнению Аристотеля, уже размышление. Из этого он делает вывод, что имеется третья способность, присущая некоторым животным и человеку, которую он называет душой разумной (dianoeticon).

. Одним из важнейших обобщений Аристотеля является представление о непрерывно.

Очень многое из того, что было описано Аристотелем, он видел сам. И это харак.

. Ответ Платона — да, идеи существуют, и только они и реальны Идеи существуют.

Аристотель — методы и подходы Логика, Индукция, Эмпиризм Аристотель не считал.

. Аристотель переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовало множество.

. Аристотель переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовало множество учеников. Спустя несколько месяцев умер от болезни желудка в 322 г. до н. э.

Вывод В итоге помним о том, что наследие Аристотеля оказало значительное влия.

Вывод В итоге помним о том, что наследие Аристотеля оказало значительное влияние на все последующее становление зоологии, философии мысли, а также и ботаники. Учение Аристотеля до сих пор остается образцом системно выстроенной зоологии и философии.

Список литературы Юдакова, О. И. Биология: выдающиеся ученые: учеб. пособие д.

Краткое описание документа:

В данной презентации описывается становление систематики зоологии и ботаники. В ней очень четко отражены первоначальные данные о становлении систематики, и первоначальным разделении флоры и фауны. Этот материал ,подойдет как для внеурочной работы,дабы раскрыть наибольший кругозор учеников старший школы,так и для обсуждения на уроках.

Учебник. Аристотель


Аристотель (384 до н. э., Стагир – 322 до н. э., Халкида), древнегреческий философ и педагог. Почти двадцать лет Аристотель учился в Академии Платона и, по-видимому, какое-то время там преподавал. Покинув Академию, Аристотель стал воспитателем Александра Македонского. Аристотель внёс существенный вклад в античную систему образования, основав Ликей в Афинах, который продолжал свою деятельность ещё многие столетия. Он задумал и организовал широкомасштабные естественнонаучные изыскания, которые финансировал Александр. Эти исследования привели ко многим фундаментальным открытиям, однако величайшие достижения Аристотеля относятся к области философии.

Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп. Логические трактаты, объединённые в своде Органон : Категории , Об истолковании , Аналитики первая и вторая , Топика . Физические трактаты: Физика , О происхождении и уничтожении , О небе , О метеорологических вопросах . Биологические трактаты: История животных , О частях животных , О возникновении животных , О движении животных , а также трактат О душе . Сочинение о первой философии , рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название Метафизика . Этические сочинения так называемые Никомахова этика (посвящённая Никомаху, сыну Аристотеля) и Эвдемова этика (посвящённая Эвдему, ученику Аристотеля). Социально-политические и исторические сочинения: Политика , Афинская полития . Работы об искусстве, поэзии и риторике: Риторика и дошедшая не полностью Поэтика .

Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. В своей первой философии ( Метафизике ) Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное то, что существует только где-либо и теперь , оно чувственно воспринимаемо. Общее то, что существует в любом месте и в любое время ( повсюду и всегда ), проявляясь при определённых условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина, начало движения; целевая причина то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия форме приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало бога. Бог Аристотеля перводвигатель мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Учение Аристотеля о форме есть учение объективного идеализма. Однако идеализм этот, как заметил Ленин, во многих отношениях . объективнее и отдалённее, общее, чем идеализм Платона, а потому в натурфилософии чаще материализму . Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность. Аристотель различал 4 рода движения: качественное, или изменение; количественное увеличение и уменьшение; перемещение пространственное движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.

По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство материи и формы , причём форма присущий самому веществу вид , принимаемый им. Один и тот же предмет чувственного мира может рассматриваться и как материя , и как форма . Медь есть материя по отношению к шару ( форме ), который из меди отливается. Но та же медь есть форма по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, таким образом, последовательностью переходов от материи к форме и от формы к материи .

В учении о познании и о его видах Аристотель различал диалектическое и аподиктическое познание. Область первого мнение , получаемое из опыта, второго достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно. Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции:

1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта;

2) убеждение в том, что это свойство существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы категория, силлогизмом.

Исследование категорического силлогизма, осуществлённое Аристотелем в Аналитике , стало наряду с учением о доказательстве центральной частью его логического учения. Связь трёх терминов силлогизма Аристотель понимал как отражение связи следствия, причины и носителя причины. Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Совокупность научного знания не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды категории, к которым сводятся остальные роды сущего.

Космология Аристотеля при всех достижениях (сведение всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрических сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. Подлунный мир, то есть область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. Надлунный мир, то есть область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого, совершеннейшего элемента эфира.

В области биологии одна из заслуг Аристотеля его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т. д. В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой душа, которую Аристотель назвал энтелехией . Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.

Читайте также: