Сообщение про кузнечное ремесло

Обновлено: 05.07.2024

Кузнец — всем ремеслам отец, фото № 1

Сложно сказать, когда именно появилось кузнечное ремесло.

Коваль занимается производством металлических изделий, он кует раскаленный металл, его стихия — огонь. Традиционно мужское ремесло требует особых навыков и силы. А кузни всегда строились на отшибе, чтобы избежать лишнего риска пожара для деревни.

В истории кузнечного дела, связного с работой мастера и его удаленным местом жительства, о мастерах возникло не одно поверье. А их роль в обществе неоднократно менялась. Часто кузнецы выступали в роли ведунов и чародеев, они изготавливали атрибутику для обрядов, к ним обращались за медицинской помощью.

Искусство кузнеца всегда было магическим, благодаря его власти над огнем и металлом.

На Руси считалось, что кузнец может не только выковать плуг или меч, но и излечить болезнь и прогнать порчу. И даже извести нечистую силу: в эпосе именно кузнец побеждает Змея Горыныча, приковав его за язык. А есть еще и сказания о том, как небесные ковали, при помощи железных клещей, изловили страшного Ящера, запрягли его в плуг и вспахали землю.

Ну и, конечно, один из главных помощников — кузнечный молот. Вернее, их существует множество — молотков и кувалд. Молот может весить и 10, и 12 килограммов, а может и больше. Для изготовления изящных изделий применяются маленькие молотки. Мастеру помогает в кузне ученик — молотобоец, который выполняет самую тяжелую физическую работу.

Не менее важны для коваля и клещи. Бог древних славян Сварог, когда учил человека ковать, послал ему на землю кузнечные клещи. И это не случайно, поскольку невозможно достать из огня голыми руками раскаленный кусок железа. А клещи, по сути, — продолжение руки мастера, они позволяют ему выполнять разные операции с разогретым металлом, ковать, пока горячо.

Но все-таки каждый настоящий коваль — художник по металлу. Даже когда получаешь заказ и утверждаешь эскиз, всегда в какой-то момент видишь его иначе, и в результате на свет появляется оригинальная вещь со своей историей. Маленький штрих может полностью поменять картину.

Не так давно я делал петли на ворота в форме ящерицы. И решил добавить одну деталь — корону, которая превратила простую ящерку в королевну, а затем — в Медной горы Хозяйку из уральских сказов.

На воротах, как известно, петли всегда смотрят друг на друга, поэтому ящерок из горна выползло четыре штуки. И они все немножко разные, потому что куются вручную, а значит, все — со своим характером. Поскольку у меня получились Хозяйки горы, то у них должна была быть корона, и даже простой крепеж — гвозди — пришлось доводить до ума вручную. Они в результате получились другой фактуры и цвета.

В современном мире есть нанотехнологии, которые предполагают манипуляции с устройствами настолько маленькими, что ничего меньшего быть не может. А на самом деле первыми применили нанотехнологии кузнецы еще в глубокой древности, когда ковали дамасскую сталь.

Кузнечное ремесло было повсеместно широко распространено. В кузнях изготавливали все, что требовалось в условиях городской и деревенской жизни: от ножей до лопаты и сковороды.

А еще там ковалось боевое оружие и военное снаряжение - мечи, копья, шлемы, кольчуги. При этом кузнецу надо было уметь работать и с деревом.

Взять хотя бы древние щиты. Они делались из дерева и служили защитой от стрел и ударов копья и меча, а затем красились в яркие цвета и часто украшались различными узорами. Красный был наиболее употребляем и символизировал власть.

Щит для состоятельных воинов обковывался по периметру металлическими накладками ручной работы, которые защищают от рубящих ударов. По центру же располагался железный умбон - бляха конической формы для защиты кистей.

Ценители средневековых доспехов и вооружения есть и сейчас. И у кузнецов бывают заказы на щиты и мечи – конечно, не для боевых сражений, а для исторических фестивалей или просто для красивого интерьера.

Для меня в таких заказах принципиально максимально соблюсти историческую правду. И в процессе работы открывается много интересного. Например, мало кто знает, что раньше металл чернили или воронили обычным репчатым луком, а дерево склеивали рыбьим клеем или клеем, сваренным из сухожилий.

Очень важен и орнамент на щите, который для древних воинов становился дополнительной защитой - оберегом. Часто для узора брался так называемый триксель, или трискеле. Это закрученные три линии, исходящие из одного центра. У кельтов и скандинавов триксель часто встречается в виде трех стилизованных змей и называется змеевиком. Точно так же его называли и славяне. Триксель можно увидеть и на Кавказе на башнях Вайнахов, и в Индии.

Я люблю украшения, которые несут не только эстетическую, но и смысловую нагрузку. Моя авторская коллекция фибул родилась случайно - сначала были эксперименты, а потом одна за одной появились экземпляры, которыми я остался доволен. В результате одной из проб завязался узел, заплетение которого требует определенных навыков и опыта. Уже потом я узнал, что и до меня древние мастера вязали магические узлы из различных материалов.

Работа кузнеца довольна сложна, но очень интересна и увлекательна. И заниматься ей можно, только если любишь свое дело. И это — один из главных секретов мастерства.


Кузнечное дело — это одно из древних ремесел. Это могут доказать археологические находки, которые показывают, что еще в каменном веке обрабатывались самородные металлы и метеоритное железо, используя каменные ударные инструменты.

Развитие кузнечного ремесла происходило и на территории Древней Руси. В 1 тыс. до н.э. была хорошо известна кузнецам, так называемая обработка металла в сочетании с термической обработкой. Но профессионально кузнечным делом на Руси начали заниматься в 6 веке до н.э., естественно это были грубо выполненные предметы.

Чуть позднее начали изготавливать мечи и серпы, шлемы и кольчуги. До сих пор можно удивляться, как кузнецам во времена Ивана Грозного, когда кузнечный труд был исключительно ручным, удавалось поставлять в войска кованые пушки.

Постепенно производство совершенствовалось и уже в 18 веке при Петре I, было создано достаточно много оружейных заводов. А в 20 веке художественная ковка достигла своего пика. Это было связано с развитием истории государства, различных архитектурных стилей.


Для того, чтобы представить как выглядели кузницы средних веков, необходимо окунуться в историю возникновения кузниц. До монгольского нашествия кузнечное ремесло оставалось на одной и той же стадии развития. Следовательно, можно использовать любые средневековые свидетельства, которые могут рассказать про кузницы.

Кузнец — одна из тяжелых ремесленных специальностей, требующая специального оборудования и помещения для работы. Именно так уже работали кузнецы в 5 веке до н.э. Для того, чтобы не возник пожар, кузницы старались размещать на окраинах города. Кузницы были оборудованы горном и воздуходувными мехами.

Разумеется, первоначально всю уникальность и многофункциональность кузнечного ремесла осознали представители сильного пола. Они создавали все новые виды оружия, а в некоторых странах из железа ковались даже троны для царей.

Представительницам слабого пола кузнечное искусство также принесло немало радости: появились железные украшения. Конечно, легкими и изящными их назвать трудно, но красота и в древние времена требовала жертв.

Сейчас технологии обработки металла ушли далеко от тех времен. Цари восседают далеко не на железных тронах, а юные девы любят куда более дорогие украшения, нежели железные серьги.

Однако, даже сейчас, в эпоху расцвета науки, мы не можем разгадать некоторые секреты мастерства, например, средневековых восточных кузнецов. До сих пор не найден состав булата или способ изготовления необыкновенно легких и крепких шпаг.

Поскольку орудия войны в двадцать первом веке стали несколько сложнее и дороже, то кузнечное дело переквалифицировалось в художественное ремесло. Современные мастера создают из железа не топоры, клещи и наконечники для стрел, а всяческие ограды, предметы быта и мебель.

Сегодня украшать свой дом изделиями художественной ковки не только практично и красиво, но и престижно. Даже самый необыкновенный деревянный забор не сравниться с кованой оградой, украшенной готическими завитками и шикарными розами. Да и современный пятиэтажный коттедж весьма трудно представить за деревянными воротами!

Наверняка в детстве многие мечтали жить в средневековом замке – шикарном и величественном. Сейчас есть все для воплощения вашей заветной мечты в реальность! Средневековые советники по обустройству жилища превратились в дизайнеров.

Они разработают уникальные проекты создания вашего личного замка со всеми удобствами: спутниковым телевидением и фонтаном в стиле английских королей на заднем дворе. Только представьте: распахиваются шикарные железные врата, и вы попадаете в небольшой сад: массивные фонари, кованные по особой технологии, освещают зеленую аллею.

Среди шелестящих деревьев красуются необыкновенные фигуры, созданные кузнецами, будто с натуры! Вас могут встречать единороги, кентавры и прочая мифологическая живность. Проходя в свой замок, вы еще раз посмотрите на собственный фамильный герб, который мастера кузнечного дела изготовили из уникальных сплавов, придающих шедевру аристократичный блеск.

Атмосферу уюта и торжества роскоши подчеркнут железные подсвечники и старинные предметы вооружения: кинжалы, шпаги, мечи, заботливо развешанные по стенам замка. Пред гостями вы сможете похвастаться эрудицией, рассказав, например, о битвах, в которых участвовали ваши экспонаты.

На чай всех можно пригласить в гостиную, где величественно стоит небольшой кованый столик – созданный по индивидуальному заказу. Его необычность заключается в том, что художественная ковка столешницы удачно скомбинирована с деревом и стеклом.

И, наконец, самым близким гостям, можно показать настоящий предмет гордости: кровать, обвитую железными розами. Цветы едва распустили свои лепестки и будто смеются над временем – оно их не тронет. Что может быть прекрасней, чем осознание того, что в твоем доме средневековые предметы роскоши сочетаются с такими благами цивилизации, как кондиционер и спутниковое телевидение?

Наверно, только гордость за то, что все эти предметы роскоши сделал ты сам. Профессия кузнеца в наше время настолько экзотична, насколько и прибыльна. Кроме того, может быть, именно вы разгадаете секрет изготовления булата!

А теперь немного о том, чем пользовались кузнецы, их орудия труда. Горн — это одно из важных принадлежностей каждой кузницы. Насколько этот инструмент является одним из важных для кузнеца?

Судите сами. Горн необходим для нагревания железа, стали при ковке или для термической обработки. По археологическим находкам конструкция горна была достаточно проста. Это была обыкновенная жаровня с воздуходувными мехами. Что такое мех в кузнечном ремесле, наверняка такой вопрос возникнет у вас сразу.

Температуру в горне необходимо поддерживать все время на уровне 1400-1460°. Для того, чтобы уголь в горне горел сильнее необходимы были мощные меха. Кузнечный мех — специальное дутьевое устройство, которое способствовало нагреванию воздуха. Основным инструментом кузнеца, вплоть до сегодняшнего дня является наковальня, молот, молоток, клещи и зубила. Эти инструменты очень часто встречаются среди археологических материалов.


Наковальня — опора, на которой производилась ковка изделий. Устанавливалась наковальня на некотором расстоянии от горна, на таком расстоянии, чтобы кузнец мог спокойно проходить между нею и горном.

По весу молоты можно разделить на две группы — весом до 1кг и молоты-кувалды более 1 кг. Кузнечные молоты представляли собой железное основание и наварные бойки из стали.

Цивилизация вносит свои изменения и в настоящее время, кузнецы все чаще изготавливают фонари, лестничные перила, различные архитектурные композиции из металла. Нелегкий кузнечный труд был всегда в цене и востребован. Интересен и тот факт, что фамилия Кузнецов является самой распространенной русской фамилией.

Кузня

Первыми металлами, освоенными людьми, были золото, серебро, медь и ее сплавы. Это обусловлено существованием этих металлов в самородном виде, химической стойкостью и лёгкостью их обработки в холодном состоянии. Легкоплавкость меди сделала ее первым металлом, выплавляемым человеком. Древнейшие находки медных изделий датируются VII тыс. до н. э.

Кузнец за работой

Собственно кузнечные (ударные) технологии для медных изделий в тот период в основном касались отделки — чеканка, гравировка, полировка или покрытия изделий (фрагментов) чернением, золотом или серебром.

Железный век

Походный вариант горна

В замкнутом гончарном горне получают температуры 800–1000˚С., и уже есть вероятность получения зерен чистого металла. Лишь в сыродутной печи можно обеспечить температуру до 1100˚–1300˚С. и уверенно получают восстановленное железо.

Нужны печи особой конструкции (с интенсивным наддувом) металл плавится и стекает в нижнюю часть горна, так что шлаки всплывают на нём. К сожалению, такая технология приводит к науглероживанию железа и получению чугуна, который не поддается кузнечной ковке.

Ковка

Ковка — основное техническое действие кузнеца. Она производится исключительно с нагретым металлом, что принципиально отличает кузнецов от слесарей, мастеров по холодной обработке металла.

Большое количество одинаковых фасонных изделий из металла может изготавливаться штамповкой, которая может быть горячей и холодной. Этот способ также относят как к кузнечному, так и слесарному делу.

Инструменты

В кузнице можно обнаружить множество оборудования, инструментов и приспособлений. К основному (обязательному) оборудованию относят:

Названы и классифицированы лишь главные инструменты, оборудование и устройства. Помимо них существует множество других, с помощью которых раньше кузнецы выполняли и массу специфических операций, в настоящее время полностью автоматизированных на промышленных предприятиях.

Изделия

Кузнецы изготавливали огромное количество необходимых для существования человека предметов:

  • инструменты
  • оружие
  • подковы
  • строительные элементы
  • украшения и т.д.

С наступлением индустриализации ручное производство сменилось фабричным поточным. Современные кузнецы занимаются, как правило, ручной художественной ковкой и изготавливают штучные изделия.

Работа кузнеца

В наше время кузнечное ремесло так же сильно востребовано. Кованая мебель, заборы, предметы интерьера и быта. Наверное, люди не смогут обойтись без этой профессии ещё очень долго. Даже технический прогресс не заменит ручной труд кузнеца — ремесленника.

Подковать лошадь, выковать подкову, выполнить сложную фигуру для интерьера — это работа только ручная.

Фамилии

Из-за того, что кузнецы раньше прочих выделились из общей массы народа, и из-за того, что обычно кузнец был уважаемым, достаточно обеспеченным человеком.

Кузнец за работой

Одна из самых распространённых фамилий в мире основана на этой профессии — общерусская фамилия Кузнецов, а также Коваль, Ковалёв, Ковальчук, Коваленко (укр.), Ковальский, Ковальчик (польск.), Смит (англ.), Шмидт (нем.), Лефевр, Ферран (фр.), Эрреро (исп.), Дарбинян (арм.), Мчедлидзе (груз.), Чкадуа (мегр.), Ажиба (абх.), Сепп (эст.), Сеппенен (фин.) и так далее.

Кузнец в мифологии, религии и литературе

В мифах древних цивилизаций бог-кузнец появляется как демиург, устроитель миропорядка, инициатор возникновения ремёсел. Часто он — либо громовержец, либо связан с ним (например, куёт молнии), а ещё с Солнцем.

Ему может быть присуща хромота, кривизна, горбатость и т. п. — в древних племенах в ученики кузнецам отдавали ущербных мальчиков, которые не могли стать полноценными охотниками или воинами.

Кованые кошки

В некоторых племенах кузнецы смыкаются с царями. Владение кузнечным ремеслом приписывалось и мифическим карликам, гномам, циклопам и т. д. В мифах кузнец часто — культурный герой.

О кузнечном деле

Кузнечное ремесло было широко распространено на владимирской земле. В середине XIX в. во Владимирской губернии насчитывалось до 1700 кузниц и около 5 000 кузнецов. Наибольшее промысловое значение кузнечное дело имело в Александровском, Суздальском, Муромском и Гороховецком уездах. Кузнецы владели всеми основными техническими приемами обработки железа, меди и ее сплавов, а также благородных металлов. Местные кузницы производили всё, что требовалось в повседневной жизни: топоры, ножи, обручи и дужки для бочек и ушатов, гвозди, серпы, лопаты, сковороды, массивные клепаные из листов котлы, решётки для окон, разнообразные замки и многое другое. Кузнецы могли делать и тонкую работу, создавая декоративные вещи и ювелирные украшения. Часто кузнецы выполняли заказы по оформлению храмов металлическими деталями (кованые двери, кресты, решётки и пр.). На протяжении веков технология ручной ковки металла практически не изменялась. То есть кузнечное дело по своей природе традиционно.

Сегодня кузнечных дел мастера редки. Но всё же сохраняются кузницы, которые изготовляют штучные металлические изделия и занимаются ручной художественной ковкой. В самом центре Владимира, на пешеходной Георгиевской улице, расположилась действующая кузница потомственных кузнецов Бородиных, которая сегодня является центром сохранения традиций кузнечного ремесла. Мастера используют старинные технологии ковки, творчески работая с раскалённым металлом и создавая из него художественные произведения.

Кузнец Юрий Николаевич Бородин, заслуженный работник культуры России, оформил своими коваными работами многие музеи Владимирской земли, участвовал в восстановлении памятников истории и культуры в Суздале, Владимире, Муроме, Гусь-Хрустальном, Гороховце.

В кузнице Бородиных представлены произведения декоративно-прикладного искусства, которые выполнены как технике русской традиционной, так и ювелирной ковки. Уникальные каминные решётки, люстры и подсвечники, декоративные кованые панно поражают сложными сюжетами, легкостью и изяществом.

Сегодня кузнецы Юрий Бородин и его сын Алексей, ныне народный мастер России, участвуют во всероссийских и международных художественных выставках. В кузнице Бородиных проходят мастер-классы, на которых можно узнать об особенностях старинных технологий кузнечного дела, почувствовать жар раскаленного металла, подержать в руках настоящий кузнечный инструмент и даже самостоятельно выковать гвоздь или подкову на счастье.

Читайте также: