Сообщение про газиза альмухаметова

Обновлено: 07.07.2024

Башкир Газиз Альмухаметов был гениален во всем: он - потрясающий музыкант, певец и композитор; выдающийся педагог, воспитавший не одно поколение музыкантов; а еще удивительной души человек, настоящий друг, умевший и поддержать в трудные минуты, и радоваться вместе успехам. Такое встречается не каждый день, и судьба выдающегося сына башкирского народа Газиза Альмухаметова достойна особого внимания.

В двадцатые-тридцатые годы имя этого артиста было у всех на слуху. Его пению рукоплескали повсюду – в далеких становьях кочевников, в скромных сельских клубах, в роскошных залах столичных театров. Затем память о Газизе Альмухаметове, любимом певце татарского и башкирского народов, была надолго вычеркнута из истории нашей культуры.

Блестящий вокалист, талантливый композитор, неутомимый исследователь и педагог Газиз Салихович Альмухаметов родился в 1895 г. в башкирской деревне Мораптал Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (совр. Куюргазинский район РБ).

Младший сын в большой семье, Газиз с малых лет был вынужден зарабатывать себе на жизнь. Зимой, как и все дети, учился в сельском медресе, а летом пас общинное стадо посреди бескрайнего великолепия башкирских лугов и степей. У любого пастушка, как известно всегда есть два постоянных друга: свирель да незатейливая мелодия. Вот и Газиз часами на­иг­рывал на курае древние напевы, услышанные им от взрослых односельчан, уносясь в своих мечтах в дальние края, к удивительным людям и событиям.

Детские мечты иногда сбываются. В 1909 году, когда Газизу едва исполнилось четырнадцать лет, старший брат Абдрахман забирает его с собой в Ташкент, надеясь обучить там мальчика торговому ремеслу. Однако приказчик из него не получился.

То ли заскучав от однообразной работы в купеческих конторах, то ли затосковав по родным местам, Газиз вдруг неожиданно для себя запел. Да так искусно, что окружающие его люди были просто поражены. В красивом и чистом голосе юноши сливались в одно целое невыразимая печаль и бьющая через край нежность. Это был голос, как нельзя лучше подходивший для исполнения протяжных татаро-башкирских песен с их вычурным звуковым орнаментом, непростым эмоционально-философским содержанием.

В 1913 году Альмухаметов впервые выступил на сцене местного клуба, а уже через год полностью посвящает себя концертной деятельности. Его сольные гастроли проходили по всей территории Российской империи – он с успехом выступал в Средней Азии и Сибири, на Урале и Поволжье, в Москве. Причем куда бы ни приехал артист, везде он изучал народные обычаи, записывал образцы песенного фольклора, стремился разнообразить свою программу.

Например, вошли в историю уфимские концерты 1917 году, когда в течение нескольких вечеров Газиз Альмухаметов выступал вместе с легендарным поэтом Шайхзаде Бабичем , мастерски владевшим жанрами сатирического и юмористического стиха.

Сидят в первому ряду: Ш.Бабич, Г.Альмухаметов. Стоят, слева - Сагит Сунчелей, Шариф Сунчелей, Вали Хангильдин (?). Уфа, 1917 год. Фото из книги Миляуши Идрисовой "Газиз Альмухаметов: Статьи. Воспоминания. Документы" (Уфа, 2008).

Сидят в первому ряду: Ш.Бабич, Г.Альмухаметов. Стоят, слева - Сагит Сунчелей, Шариф Сунчелей, Вали Хангильдин (?). Уфа, 1917 год. Фото из книги Миляуши Идрисовой "Газиз Альмухаметов: Статьи. Воспоминания. Документы" (Уфа, 2008).

Вот что вспоминал об этих уфимских концертах писатель Сайфи Кудаш:

Песня "Сакмар" в исполнении Саиды Мухаметзяновой, участницы проекта "Голос. Дети":

Один из критиков середины двадцатых годов ХХ века писал:

Вот эта песня в прекрасном исполнении башкирского певца Расула Карабулатова:

В ее мелодии композитор воплотил всю свою печаль по разоренным гражданской войной селам и городам Отечества, в ней он оплакал гибель тысяч людей в классовых сражениях, всех тех, кто не вынес последствий разрухи и ужасного голода 1921 года. Безусловно, это был не только творческий подвиг, но и по-настоящему честный и смелый поступок гражданина.

Конечно, Газизу Альмухаметову, как впрочем, и другим представителям молодой татарской и башкирской интеллигенции порой не хватало добротного образования, элементарных условий для творчества, но все трудности преодолевались фантастической одержимостью, неустанной работой во благо культуры своего народа.

Результаты же были ошеломляющие. Осуществлялись мечты, которые еще совсем недавно казались несбыточными. Именно Газиз Альмухаметов стал инициатором создания национальной оперы. Здесь необходимо подчеркнуть, что башкиро-татарская интеллигенция той поры, в принципе, не разделяла культуру на башкирскую и татарскую. И когда говорим о национальной опере, то нужно иметь ввиду общее культурное наследие двух народов.

По свидетельству музыканта Исмагила Илялова, в 1920 году певец находился на гастролях в Баку. Уже в то время азербайджанская музыка имела довольно развитые профессиональные формы (достаточно вспомнить замечательные произведения Узеира Гаджибекова).

Газизу здесь предложили сыграть роль в одном из музыкальных спектаклей, после участия в котором он буквально загорелся идеей создания оперы уже для своего народа.

Зрители, в общем-то, тепло встретили это представление. Но деятели татарской культуры, жившие тогда в Ташкенте (кстати, был там и Карим Тинчурин), во время обсуждения спектакля посоветовали автору:

Казалось, что на мечте артиста на этом можно было поставить крест. Но победило завидное упорство Альмухаметова . Совершенно не отчаиваясь, он через год, уже прочно обосновавшись в Казани, наконец-то добивается согласия от Султана Габяши на участие в совместном написании оперы.

Газиз Альмухаметов не оставлял и концертную деятельность. Стараясь не изменять давним привычкам, колесил с различными концертными бригадами из одного конца страны в другой.

Но, возвратившись в Казань, держал двери своей квартиры открытыми, ожидая скорого прихода друзей. Здесь порой стихийно начинались и проходили импровизированные музыкально-поэтические вечера с неизменными их участниками – композиторами Салихом Сайда­шевым и Султаном Габяши , гармонистом Фаизом Туишевым , поэтом Хади Такташем , певцом Ситдиком Айдаровым .

Это был один из самых радостных и плодотворных периодов в жизни Газиза. Он много учился, брал уроки академического вокала в Восточном музыкальном техникуме, участвовал в многочисленных экспедициях, изучал народное песенное наследие. Так, например, с композитором В.Виноградовым впервые в истории опубликовал отдельными изданиями ряд образцов башкирского музыкального фольклора. Весомым было участие Альмухаметова и в популярных теоретических дискуссиях.

Постановочная группа оперы "Сания" , Казань, 1926 г. Сидят (слева-направо): Газиз Айдарский, Сара Садыкова, Султан Габаши, Александр Литвинов, Газиз Альмухаметов, Зинаида Чарушина, Исмагил Илялов. Стоят: Юлий Муко, Хасан Мустафин, Ахат Хисамов. Фото: sarasadykova.su

Постановочная группа оперы "Сания" , Казань, 1926 г. Сидят (слева-направо): Газиз Айдарский, Сара Садыкова, Султан Габаши, Александр Литвинов, Газиз Альмухаметов, Зинаида Чарушина, Исмагил Илялов. Стоят: Юлий Муко, Хасан Мустафин, Ахат Хисамов. Фото: sarasadykova.su

К концу двадцатых годов Газиз Альмухаметов стал широко известен не только как самобытный и талантливый исполнитель, но и как композитор, исследователь и педагог.

Вернувшись в родные края, певец сразу же принялся за дело. Скорое ему удается решить множественные насущные проблемы. В республике не хватало педагогических кадров, в местном музыкальном училище практически отсутствовала башкирская и татарская молодежь, естественно не могло быть и речи о профессионализации музыкального творчества.

Альмухаметов начинает с основ. Заботится о научной и методической литературе, при составлении учебных планов и программ обращается за помощью к русским и татарским композиторам. Он добивается правительственного решения о вызове из Казани Султана Габяши, спасая тем самым лучшего друга от неминуемого ареста в Казани.

И теперь они вместе совершают длительные командировки в отдаленные районы Башкирии в поисках одаренных юношей и девушек. В училище организуют национальные классы, готовятся будущие студенты Московской консерватории.

Благодаря усилиям Альмухаметова стала реальностью идея создания при консерватории башкирской оперной студии . Газиз Салихович искренне радовался успехам молодых, но на душе у него было неспокойно.

Как художник, порожденный народной стихией, он чувствовал приближение худших времен в искусстве. Известный тезис о культуре, национальной по форме, социалистической по содержанию, вызывал у него решительный протест.

В 1936 году он, как будто прощаясь с городом, где начался его творческий путь, проводит большие гастрольные концерты в Ташкенте. А еще через год Газиза Салиховича не стало. Говорят, что его арестовали прямо во время концерта, когда сцена была завалена цветами, а ничего не подозревавшие слушатели восхищенно аплодировали.

Зловещий ветер, чью страшную силу когда-то проклял певец, настиг его самого. Он принес ему пытки и казнь в сталинских застенках. Настиг, но не сломал.

Публикация подготовлена на основе статьи доктора исторических наук, академика Академии наук Республики Татарстан - Радика Римовича Салихова. Его статья о Газизе Альмухаметове ранее публиковалась в газете "Известия Татарстана", а также в книге "Человек в революции. Казанская губерния. Культура" (2019).

almuxamedov_gaziz_salixovich-533x640 АЛЬМУХАМЕТОВ Газиз Салихович Фигуры и лица

АЛЬМУХАМЕТОВ Газиз Салихович (1895–1938), композитор, один из первых композиторов-башкир. Как певец-профессионал (лирический тенор) гастролировал по Средней Азии, Сибири, Башкирии, Татарии, Поволжью. Один из организаторов Башкирского отделения при Московской государственной консерватории.

Лит.: Атанова Л. Жизнь как песня. — Уфа, 1973.

А — АЛЬМУХАМЕТОВ Газиз Салихович

Добавить комментарий

Next Post

Гази́з Сали́хович Альмухаме́тов (башк. Әлмөхәмәтов Ғәзиз Сәлих улы , тат. Әлмөхәммәтов Газиз Салих улы ( 1895 ( 1895 ) , Мурапталово Стерлитамакского кантона Мурапталовской волости Уфимской губернии (ныне Куюргазинский район Башкортостана) — 1938) — татарский и башкирский певец и композитор. Народный артист БАССР (1929) (первым из певцов, кто удостоился почётного звания).

Содержание

Биография

Альмухаметов Газиз Салихович (1895—1938) родился в бедной семье в деревне Мурапталово в 1895 г. Отец его батрачил, батрачили и пятеро братьев Газиза. В один из дней уехал из отчего дома на заработки вместе со старшим братом и он. Их путь лежал в Ташкент.

Живя в Ташкенте, Альмухаметов концертирует в ташкентских парках. Вскоре известность Газиза Альмухаметова как профессионального певца выходит за пределы Средней Азии. Она достигает Сибири, Татар­стана и Башкортостана. В 1914 году начинает гастролировать среди татарского и башкирского населения в По­волжье, Сибири, Казахстане. Талантливый юноша не удовлетворяется только концертной деятельностью. Интересуется фольклором восточных народов, башкирскими и та­тарскими народными песнями, их историей, легендами. Постепенно становится фольклори­стом-собирателем и исполнителем. Но и этого ему было недоста­точно. После гастролей в Баку и участия в музыкальном спектакле на сцене Азербайджанского театра оперы и балета он увлекается идеей создания оперы, основанной на народных татарских и баш­кирских мелодиях.

1922-1929

1929-1937

В Уфе Газиз Альмухаметов выступает с концертами, пишет музыку, развивает бурную деятельность по созданию башкирской национальной студии при Московской консерватории. В поисках одаренных певцов он выезжает в районы республики.

В своих концертных поездках и экспедициях по сбору фольк­лора Газиз Салихович продолжал поиски новых талантов для оперной студии, становясь наставником многих будущих масте­ров: певцов, музыкантов, композиторов. Среди них Бану Валеева, Хабир Галимов, Габдрахман Хабибуллин, Загир Исмагилов, Хусаин Ахметов, Зайтуна Ильбаева, Ульяна Калинина-Сыртланова, Асма Шаймуратова, Марьям Габдрахманова, Муслима Мусина. Окончив башкирскую студию при Московской государственной консерватории, каждый из них внёс свою лепту в развитие музыкального искусства, культуры родной республики.

За полгода до открытия Башкирского оперного театра Газиза Салиховича не стало, он был арестован 12 декабря 1937 года, расстрелян в августе 1938, реабилитирован в 1957.

Память

В 1968 учрежден Республиканский конкурс молодых певцов на приз им. Газиза Альмухаметова

Газиз Альмухаметов был одним из самых ярких представителей первого поколения деятелей культуры и искусства Башкортостана, на долю которых выпала и ранняя слава, и удачи, и множество драм и трудностей, неотделимых от времени, в котором им пришлось жить и творить. Газиз Альмухаметов проявил себя и прекрасным организатором, крупным общественным деятелем. Много сил и энергии он вложил в становление татарской и башкирской профессиональной музыки и исполнительства.

Газиз Салихович Альмухаметов родился 29 октября 1895 года в деревне Старомурапталово Оренбургского уезда одноименной губернии Российской империи, ныне Куюргазинского района Республики Башкортостан, в бедной крестьянской семье.

Газиз Альмухаметов выступал с концертами, писал музыку, развивал активную деятельность по созданию башкирской национальной студии при Московской консерватории и Башкирской государственной филармонии. В поисках одаренных певцов часто выезжал в районы республики, стал наставником многих будущих мастеров: певцов, музыкантов, композиторов. Среди них - Бану Валеева, Хабир Галимов, Габдрахман Хабибуллин, Загир Исмагилов, Хусаин Ахметов, Зайтуна Ильбаева, Ульяна Калинина-Сыртланова, Асма Шаймуратова, Марьям Габдрахманова, Муслима Мусина и многие другие.

Но, как и многие деятели того времени, Газиз Альмухаметов попал под жернова репрессий. В 1937 году его арестовали по ложному обвинению в буржуазном национализме и 10 июля 1938 года расстреляли. Реабилитировали его только в 1957 году.

Читайте также: