Сообщение на тему словообразование в терминологии профессии машинист локомотива

Обновлено: 17.05.2024

Железная дорога - комплексное транспортное предприятие, имеющее все технические средства для перевозки пассажиров и грузов. Локомотив - от латинских слов "locus" - место и "moteo" - тяну, т.е. дословно "двигающий по месту", по рельсам. Это название было придумано Дж. Стефенсоном. Профессия "машинист" не такая древняя, как многие другие, и связана с появлением железных дорог.

Хотя прообраз железной дороги появился в древности. Это были рельсовые (деревянные или каменные) колеи, по которым перетаскивали тяжелые грузы. В XVI веке появляются чугунные и стальные рельсы ("колесопроводы") для передвижения различных тележек, повозок вагонеток. Тяга на этих прародительница железных дорог была конной или человеческой.

В 1769 году корабельный механик Джеймс Уатт запатентовал "паровую машину", а за три года до этого механик-самоучка Иван Ползунов запатентовал свою паровую машину. Это событие подвело к созданию будущего двигателя для железных дорог.

Первый в мире паровоз изобрел и построил в 1803 году английский горный инженер Ричард Тревик. Машина весила 5 т и шла со скоростью 8 км/ч. В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктоном и Дарлингтоном в Англии. Эту дату можно считать датой появления профессии "машинист".

Профессиограмма машинист локомотива

Доминирующий способ мышления

Область базовых знаний №1 и их уровень

физика (пневматика, тепло-и электротехника, механика), уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний №2 и их уровень

слесарное дело, кинематика, устройство и конструктивные особенности тепло- или электровоза, его агрегатов и узлов, вагонов, маневровая работа, уровень 2, средний, (практическое использование знаний)

Область базовых знаний №3 и их уровень

навыки вождения железнодорожных составов, уровень 1, низкий (опытные знания, навыки)

Способности

Личностные качества, интересы и склонности

хорошее здоровье (отсутствие сердечных заболеваний и т.д.);

скорость и точность движений;

хорошая координация движений;

эмоциональная устойчивость (умение "трезво" мыслить в критических ситуациях);

психическая устойчивость (умение преодолевать воздействие однообразного ландшафта и ровного гудения приборов длительное время);

высокий уровень переключаемое™, концентрации, устойчивости внимания;

навыки зрительного восприятия в процессе движения;

хороший слух (навыки различения сигналов);

Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:

  • невнимательность;
  • безответственность;
  • плохое зрение;
  • плохие показатели быстроты реакции;
  • нерешительность;
  • сердечные заболевания;
  • злоупотребление спиртными напитками.

Области применения профессиональных знаний:

  • железные дороги общей сети;
  • рудники;
  • промышленные предприятия (внутризаводские пути);
  • шахты.

История профессии железнодорожник, осмотрщик и ремонтник вагонов

Профессия "железнодорожник, осмотрщик и ремонтник вагонов" появилась с возникновением железных дорог общего пользования. Железная дорога - комплексное транспортное предприятие, имеющее все технические средства для перевозки пассажиров и грузов. Причем важной составляющей железнодорожного комплекса является система технической поддержки подвижного состава, поскольку без этого невозможно бесперебойное движение поездов.

Хотя прообраз железной дороги появился в древности - это были рельсовые (деревянные или каменные) колеи, по которым перетаскивали тяжелые грузы, - первый в мире паровоз был изобретен и построен в 1803 году английским горным инженером Ричардом Тревиком. В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктоном и Дарлингтоном в Англии. Именно в это время начали осматривать железнодорожные вагоны перед выездом. Однако первые "осмотрщики" выполняли очень много разнообразных функций: они производили осмотр не только вагонов, но и локомотивов, осуществляли не только осмотр, но и ремонт. Поэтому люди данной профессии обязаны были обладать большим количеством знаний по устройству и функционированию вагонов и локомотивов и совершенными техническими навыками.

Первая в России железная дорога общего пользования протяженностью 27 километров была построена в 1837 году между Петербургом и Царским Селом. Она служила для деловых и увеселительных поездок царя и не имела большого экономического значения. В 1851 году в России строится первая в мире двуполосная железная дорога. Уже в 1876 году первые опыты по применению электрической тяги провел инженер Пиромкий. Соответственно люди, производящие осмотр подвижного состава, должны были теперь обладать знаниями по электротехнике. С этого времени начинается бурное развитие железнодорожного транспорта.

Профессиограмма железнодорожник, осмотрщик и ремонтник вагонов

железнодорожник, осмотрщик и ремонтник вагонов

Доминирующий способ мышления

Область базоаых знаний №1 и их уровень

физика (пневматика, тепло- и электротехника, механика), уровень 3, высокий (теоретический)

Область базовых знаний №2 и их уровень

слесарное дело, кинематика, устройство и конструктивные особенности тепло- и электровоза, его агрегатов и узлов, различных типов вагонов, уровень 2, средний (практическое использование знаний)

Машинист локомотива – работник, управляющий локомотивом на железной дороге. Доминирующие виды деятельности машиниста локомотива:


Требования к индивидуальным особенностям специалиста

К профессионально важным качествам машиниста локомотива относятся:

  • физическая выносливость;
  • нервно-психическая устойчивость;
  • хорошая координация движений;
  • скорость и точность движений;
  • быстрота реакции;
  • высокий уровень переключаемости, концентрации, устойчивости внимания;
  • навыки зрительного восприятия в процессе движения;
  • навыки различения сигналов;
  • точный глазомер;
  • оперативность мышления.

Машинист локомотива должен обладать следующими личностными качествами:

  • сообразительность;
  • наблюдательность;
  • бдительность, выдержка;
  • организованность;
  • осторожность;
  • осмотрительность;
  • решительность;
  • дисциплинированность;
  • самообладание.

Медицинские противопоказания

  • Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем.
  • Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени.
  • Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
  • Нарколепсия и катаплексия.
  • Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.
  • Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах.
  • Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
  • Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 — 4 степени.
  • Злокачественные новообразования любой локализации.
  • Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы).
  • Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 — 3 степени.
  • Активные формы туберкулеза любой локализации.
  • Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений.
  • Хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 — 3 степени и портальной гипертензии.
  • Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени.
  • Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
  • Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 — 3 степени.
  • Хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема.
  • Псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия.
  • Хронический прогрессирующий атопический дерматит.
  • Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм.
  • Стойкие (3 и более мес.) понижения слуха (одно-, двусторонняя сенсоневральная, смешанная, кондуктивная тугоухость) любой степени выраженности, за исключением отсутствия слуха, выраженных и значительно выраженных нарушений слуха (глухота и III, IV степень тугоухости).
  • Нарушения функции вестибулярного аппарата любой этиологии.
  • Гипертоническая болезнь 2 — 3 степени.
  • Заболевания центральной нервной системы.
  • Вертебро-базилярная недостаточность.
  • Ишемическая болезнь сердца.
  • Язвенная болезнь желудка, двенадцатиперстной кишки в стадии обострения.
  • Хронические заболевания периферической нервной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год.
  • Заболевания сосудов вне зависимости от степени компенсации.
  • Болезнь и синдром Рейно.
  • Выраженные расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.
  • Хронические заболевания органов дыхания с частотой обострения 3 и более раза за календарный год.
  • Хронический тонзиллит, хронические воспалительные заболевания околоносовых пазух.
  • Хронические рецидивирующие заболевания кожи с частотой обострения 4 раза и более за календарный год.
  • Ишемическая болезнь сердца.
  • Высокая или осложненная близорукость (выше 8,0 Д).

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н

машинист в поезде

Машинист поезда – это специалист, который управляет электро-, грузовыми и пассажирскими поездами.

Они могут двигаться с помощью тепловоза или электровоза. Одни из них служат для перевозки пассажиров или грузов на большие расстояния, другие предназначены для промышленных объектов. В каждом из этих случаев требуется особая подготовка машиниста.

СОДЕРЖАНИЕ:

История профессии

Профессия машинист поезда родилась одновременно с железными путями. В Российской империи первые профессионалы, умеющие управлять локомотивами, появились в 1834 году. В то время поезда ездили в основном из Санкт-Петербурга в Москву со скоростью почти 33 км\ч.

В СССР железные дороги активно развивались, возникла необходимость перевозить на дальние расстояние людей и грузы. В связи с этим работа машинистом поезда стала престижной и востребованной.

На данный момент квалифицированные машинисты очень востребованы.

Особенности профессии

Профессия подходит тем, кто любит путешествия, управлять транспортными средствами.

Работа машинистом поезда далеко не простая. Смена длится в среднем 13 часов, все это время нужно быть предельно внимательным. Со временем могут возникнуть проблемы со зрением.

Еще один недостаток профессии – длительное отсутствие дома, работать приходится в любое время суток, вне зависимости от праздников и выходных.

Обязанности

В обязанности машиниста входит вести поезд по маршруту, точно следуя графику и соблюдая правила движения. Необходимо уметь стремительно принимать решения, так как ситуация на железной дороге, поведение пассажиров, погодные условия и другие факторы могут меняться быстро и непредсказуемо.

Важные качества

Профессия машинист поезда требует:

  • высокой концентрации внимания;
  • стрессоустойчивости;
  • ответственности;
  • умения быстро принимать решения;
  • оценивать и просчитывать ситуацию.

Также для этой профессии необходимы хорошее зрение и отличный слух.

Машинистом не сможет стать человек, имеющий проблемы с сосудами, сердцем, вестибулярным аппаратом, нервной и опорно-двигательной системами, с бронхиальной астмой.

Навыки и знания

Машинист поезда – это человек, который умеет управлять локомотивом и хорошо знаком с его устройством, способен провести незначительные слесарные и инженерные работы, осуществить техобслуживание состава.

Также он должен уметь пользоваться радиосвязью, контролировать толпу и общаться с людьми в стрессовых ситуациях, досконально знать правила движения на железной дороге.

Перспективы и карьера

Машинист может пойти работать на железную дорогу, в метрополитен, на геолого-разведывательный объект, промышленное предприятие, в шахту. Для получения должности необходим опыт работы, поэтому после обучения проще устроиться помощником машиниста.

В зависимости от квалификации машинист получает класс. Новички не имеют никакой категории. После года работы можно сдать экзамен и стать специалистом третьего класса. Еще через год – получить второй класс, а затем и третий. Квалификация влияет на уровень зарплаты.

Обучение

В зависимости от базового образования и формы обучения на овладение профессией уйдет от полугода до пяти лет.

Имея неоконченное среднее образование можно поступить в колледж и стать помощником машиниста. Это позволяет не только получить практический опыт работы, но и в дальнейшем получить специальность машиниста по упрощенной схеме.

Те, у кого есть возможность или желание учится подольше, могут поступить в железнодорожный техникум или колледж на техника и на последних курсах изучить работу машиниста, получив соответствующий диплом.

У давно окончивших школу и не имеющих профильного образования есть возможность выучиться на машиниста по месту работы.

В депо нередко набирают учеников. Учеба состоит из практики и теории. Основной минус этого варианта – изучить удастся только один тип локомотива.

Все машинисты регулярно проходят аттестацию для подтверждения своей квалификации и получения лицензии.

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

быстрая хорошая зрительная оценка размеров предметов быстрая хорошая зрительная оценка размеров предметов хорошее зрительное восприятие расстояний между предметами хороший глазомер динамический (способность оценивать направление и скорость движения предмета) способность к различению фигуры (предмета, отметки, сигнала и пр.) на малоконтрастном фоне; развитый объем внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов) оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления способность к обобщению информации техническое мышление

память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики) память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики) согласованность движений с процессами восприятия (сложноорганизованная деятельность) хорошее общее физическое развитие – выносливость умение четко и кратко формулировать информацию сохранение бдительности в условиях однообразной деятельности переносимость статических физических нагрузок выносливость к эмоциональным нагрузкам

Требования к профессиональной подготовке: Машинист локомотива должен знать основы электротехники, материаловедения, правила эксплуатации железных дорог, устройство и правила технической эксплуатации локомотива, правила техники безопасности. Должен уметь проводить слесарные работы, обнаруживать и устранять неисправности локомотива, пользоваться радиосвязью

Машинист тепловоза должен обладать значительным багажом знаний для безопасного выполнения работ. Кроме устройства и принципа работы самого локомотива, машинист обязан идеально владеть целым рядом нормативных документов, среди которых основными, безусловно, являются Устав железных дорог, Правила технической эксплуатации, Инструкция по сигнализации, Инструкция по маневровой работе и т.д.

Читайте также: