Сообщение на тему словообразование в терминологии профессии машинист локомотива
Обновлено: 17.05.2024
Железная дорога - комплексное транспортное предприятие, имеющее все технические средства для перевозки пассажиров и грузов. Локомотив - от латинских слов "locus" - место и "moteo" - тяну, т.е. дословно "двигающий по месту", по рельсам. Это название было придумано Дж. Стефенсоном. Профессия "машинист" не такая древняя, как многие другие, и связана с появлением железных дорог.
Хотя прообраз железной дороги появился в древности. Это были рельсовые (деревянные или каменные) колеи, по которым перетаскивали тяжелые грузы. В XVI веке появляются чугунные и стальные рельсы ("колесопроводы") для передвижения различных тележек, повозок вагонеток. Тяга на этих прародительница железных дорог была конной или человеческой.
В 1769 году корабельный механик Джеймс Уатт запатентовал "паровую машину", а за три года до этого механик-самоучка Иван Ползунов запатентовал свою паровую машину. Это событие подвело к созданию будущего двигателя для железных дорог.
Первый в мире паровоз изобрел и построил в 1803 году английский горный инженер Ричард Тревик. Машина весила 5 т и шла со скоростью 8 км/ч. В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктоном и Дарлингтоном в Англии. Эту дату можно считать датой появления профессии "машинист".
Профессиограмма машинист локомотива
Доминирующий способ мышления
Область базовых знаний №1 и их уровень
физика (пневматика, тепло-и электротехника, механика), уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень
слесарное дело, кинематика, устройство и конструктивные особенности тепло- или электровоза, его агрегатов и узлов, вагонов, маневровая работа, уровень 2, средний, (практическое использование знаний)
Область базовых знаний №3 и их уровень
навыки вождения железнодорожных составов, уровень 1, низкий (опытные знания, навыки)
Способности
Личностные качества, интересы и склонности
хорошее здоровье (отсутствие сердечных заболеваний и т.д.);
скорость и точность движений;
хорошая координация движений;
эмоциональная устойчивость (умение "трезво" мыслить в критических ситуациях);
психическая устойчивость (умение преодолевать воздействие однообразного ландшафта и ровного гудения приборов длительное время);
высокий уровень переключаемое™, концентрации, устойчивости внимания;
навыки зрительного восприятия в процессе движения;
хороший слух (навыки различения сигналов);
Качества, препятствующие эффективности профессиональной деятельности:
- невнимательность;
- безответственность;
- плохое зрение;
- плохие показатели быстроты реакции;
- нерешительность;
- сердечные заболевания;
- злоупотребление спиртными напитками.
Области применения профессиональных знаний:
- железные дороги общей сети;
- рудники;
- промышленные предприятия (внутризаводские пути);
- шахты.
История профессии железнодорожник, осмотрщик и ремонтник вагонов
Профессия "железнодорожник, осмотрщик и ремонтник вагонов" появилась с возникновением железных дорог общего пользования. Железная дорога - комплексное транспортное предприятие, имеющее все технические средства для перевозки пассажиров и грузов. Причем важной составляющей железнодорожного комплекса является система технической поддержки подвижного состава, поскольку без этого невозможно бесперебойное движение поездов.
Хотя прообраз железной дороги появился в древности - это были рельсовые (деревянные или каменные) колеи, по которым перетаскивали тяжелые грузы, - первый в мире паровоз был изобретен и построен в 1803 году английским горным инженером Ричардом Тревиком. В 1825 году Джордж Стефенсон построил первую в мире железную дорогу общего пользования с паровой тягой между городами Стоктоном и Дарлингтоном в Англии. Именно в это время начали осматривать железнодорожные вагоны перед выездом. Однако первые "осмотрщики" выполняли очень много разнообразных функций: они производили осмотр не только вагонов, но и локомотивов, осуществляли не только осмотр, но и ремонт. Поэтому люди данной профессии обязаны были обладать большим количеством знаний по устройству и функционированию вагонов и локомотивов и совершенными техническими навыками.
Первая в России железная дорога общего пользования протяженностью 27 километров была построена в 1837 году между Петербургом и Царским Селом. Она служила для деловых и увеселительных поездок царя и не имела большого экономического значения. В 1851 году в России строится первая в мире двуполосная железная дорога. Уже в 1876 году первые опыты по применению электрической тяги провел инженер Пиромкий. Соответственно люди, производящие осмотр подвижного состава, должны были теперь обладать знаниями по электротехнике. С этого времени начинается бурное развитие железнодорожного транспорта.
Профессиограмма железнодорожник, осмотрщик и ремонтник вагонов
железнодорожник, осмотрщик и ремонтник вагонов
Доминирующий способ мышления
Область базоаых знаний №1 и их уровень
физика (пневматика, тепло- и электротехника, механика), уровень 3, высокий (теоретический)
Область базовых знаний №2 и их уровень
слесарное дело, кинематика, устройство и конструктивные особенности тепло- и электровоза, его агрегатов и узлов, различных типов вагонов, уровень 2, средний (практическое использование знаний)
Машинист локомотива – работник, управляющий локомотивом на железной дороге. Доминирующие виды деятельности машиниста локомотива:
Требования к индивидуальным особенностям специалиста
К профессионально важным качествам машиниста локомотива относятся:
- физическая выносливость;
- нервно-психическая устойчивость;
- хорошая координация движений;
- скорость и точность движений;
- быстрота реакции;
- высокий уровень переключаемости, концентрации, устойчивости внимания;
- навыки зрительного восприятия в процессе движения;
- навыки различения сигналов;
- точный глазомер;
- оперативность мышления.
Машинист локомотива должен обладать следующими личностными качествами:
- сообразительность;
- наблюдательность;
- бдительность, выдержка;
- организованность;
- осторожность;
- осмотрительность;
- решительность;
- дисциплинированность;
- самообладание.
Медицинские противопоказания
- Врожденные пороки развития, деформации, хромосомные аномалии со стойкими выраженными нарушениями функции органов и систем.
- Последствия повреждений центральной и периферической нервной системы, внутренних органов, костно-мышечной системы и соединительной ткани от воздействия внешних факторов (травмы, радиация, термическое, химическое и другое воздействие и т.д.) с развитием необратимых изменений, вызвавших нарушения функции органов и систем выраженной степени.
- Заболевания центральной нервной системы различной этиологии с двигательными и чувствительными нарушениями выраженной степени, расстройствами координации и статики, когнитивными и мнестико-интеллектуальными нарушениями.
- Нарколепсия и катаплексия.
- Заболевания, сопровождающиеся расстройствами сознания: эпилепсия и эпилептические синдромы различной этиологии, синкопальные синдромы различной этиологии и др.
- Психические заболевания с тяжелыми, стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями и приравненные к ним состояния, подлежащие обязательному динамическому наблюдению в психоневрологических диспансерах.
- Алкоголизм, токсикомания, наркомания.
- Болезни эндокринной системы прогрессирующего течения с признаками поражения других органов и систем и нарушением их функции 3 — 4 степени.
- Злокачественные новообразования любой локализации.
- Заболевания крови и кроветворных органов с прогрессирующим и рецидивирующим течением (гемобластозы, выраженные формы гемолитических и апластических анемий, геморрагические диатезы).
- Ревматизм: активная фаза, частые рецидивы с поражением сердца и других органов и систем и хронической сердечной недостаточностью 2 — 3 степени.
- Активные формы туберкулеза любой локализации.
- Осложненное течение язвенной болезни желудка, двенадцатиперстной кишки с хроническим часто (3 раза и более за календарный год) рецидивирующим течением и развитием осложнений.
- Хронические гепатиты, декомпенсированные циррозы печени и другие заболевания печени с признаками печеночной недостаточности 2 — 3 степени и портальной гипертензии.
- Хронические болезни почек и мочевыводящих путей с явлениями хронической почечной недостаточности 2 — 3 степени.
- Неспецифический язвенный колит и болезнь Крона тяжелого течения.
- Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата с нарушениями функции 2 — 3 степени.
- Хроническая распространенная, часто рецидивирующая (не менее 4 раз в год) экзема.
- Псориаз универсальный, распространенный, артропатический, пустулезный, псориатическая эритродермия.
- Хронический прогрессирующий атопический дерматит.
- Хронические, рецидивирующие формы инфекционных и паразитарных заболеваний, поствакцинальные поражения в случае неподдающихся или трудноподдающихся лечению клинических форм.
- Стойкие (3 и более мес.) понижения слуха (одно-, двусторонняя сенсоневральная, смешанная, кондуктивная тугоухость) любой степени выраженности, за исключением отсутствия слуха, выраженных и значительно выраженных нарушений слуха (глухота и III, IV степень тугоухости).
- Нарушения функции вестибулярного аппарата любой этиологии.
- Гипертоническая болезнь 2 — 3 степени.
- Заболевания центральной нервной системы.
- Вертебро-базилярная недостаточность.
- Ишемическая болезнь сердца.
- Язвенная болезнь желудка, двенадцатиперстной кишки в стадии обострения.
- Хронические заболевания периферической нервной системы с частотой обострения 3 раза и более за календарный год.
- Заболевания сосудов вне зависимости от степени компенсации.
- Болезнь и синдром Рейно.
- Выраженные расстройства вегетативной (автономной) нервной системы.
- Хронические заболевания органов дыхания с частотой обострения 3 и более раза за календарный год.
- Хронический тонзиллит, хронические воспалительные заболевания околоносовых пазух.
- Хронические рецидивирующие заболевания кожи с частотой обострения 4 раза и более за календарный год.
- Ишемическая болезнь сердца.
- Высокая или осложненная близорукость (выше 8,0 Д).
Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 12 апреля 2011 г. N 302н
Машинист поезда – это специалист, который управляет электро-, грузовыми и пассажирскими поездами.
Они могут двигаться с помощью тепловоза или электровоза. Одни из них служат для перевозки пассажиров или грузов на большие расстояния, другие предназначены для промышленных объектов. В каждом из этих случаев требуется особая подготовка машиниста.
СОДЕРЖАНИЕ:
История профессии
Профессия машинист поезда родилась одновременно с железными путями. В Российской империи первые профессионалы, умеющие управлять локомотивами, появились в 1834 году. В то время поезда ездили в основном из Санкт-Петербурга в Москву со скоростью почти 33 км\ч.
В СССР железные дороги активно развивались, возникла необходимость перевозить на дальние расстояние людей и грузы. В связи с этим работа машинистом поезда стала престижной и востребованной.
На данный момент квалифицированные машинисты очень востребованы.
Особенности профессии
Профессия подходит тем, кто любит путешествия, управлять транспортными средствами.
Работа машинистом поезда далеко не простая. Смена длится в среднем 13 часов, все это время нужно быть предельно внимательным. Со временем могут возникнуть проблемы со зрением.
Еще один недостаток профессии – длительное отсутствие дома, работать приходится в любое время суток, вне зависимости от праздников и выходных.
Обязанности
В обязанности машиниста входит вести поезд по маршруту, точно следуя графику и соблюдая правила движения. Необходимо уметь стремительно принимать решения, так как ситуация на железной дороге, поведение пассажиров, погодные условия и другие факторы могут меняться быстро и непредсказуемо.
Важные качества
Профессия машинист поезда требует:
- высокой концентрации внимания;
- стрессоустойчивости;
- ответственности;
- умения быстро принимать решения;
- оценивать и просчитывать ситуацию.
Также для этой профессии необходимы хорошее зрение и отличный слух.
Машинистом не сможет стать человек, имеющий проблемы с сосудами, сердцем, вестибулярным аппаратом, нервной и опорно-двигательной системами, с бронхиальной астмой.
Навыки и знания
Машинист поезда – это человек, который умеет управлять локомотивом и хорошо знаком с его устройством, способен провести незначительные слесарные и инженерные работы, осуществить техобслуживание состава.
Также он должен уметь пользоваться радиосвязью, контролировать толпу и общаться с людьми в стрессовых ситуациях, досконально знать правила движения на железной дороге.
Перспективы и карьера
Машинист может пойти работать на железную дорогу, в метрополитен, на геолого-разведывательный объект, промышленное предприятие, в шахту. Для получения должности необходим опыт работы, поэтому после обучения проще устроиться помощником машиниста.
В зависимости от квалификации машинист получает класс. Новички не имеют никакой категории. После года работы можно сдать экзамен и стать специалистом третьего класса. Еще через год – получить второй класс, а затем и третий. Квалификация влияет на уровень зарплаты.
Обучение
В зависимости от базового образования и формы обучения на овладение профессией уйдет от полугода до пяти лет.
Имея неоконченное среднее образование можно поступить в колледж и стать помощником машиниста. Это позволяет не только получить практический опыт работы, но и в дальнейшем получить специальность машиниста по упрощенной схеме.
Те, у кого есть возможность или желание учится подольше, могут поступить в железнодорожный техникум или колледж на техника и на последних курсах изучить работу машиниста, получив соответствующий диплом.
У давно окончивших школу и не имеющих профильного образования есть возможность выучиться на машиниста по месту работы.
В депо нередко набирают учеников. Учеба состоит из практики и теории. Основной минус этого варианта – изучить удастся только один тип локомотива.
Все машинисты регулярно проходят аттестацию для подтверждения своей квалификации и получения лицензии.
быстрая хорошая зрительная оценка размеров предметов быстрая хорошая зрительная оценка размеров предметов хорошее зрительное восприятие расстояний между предметами хороший глазомер динамический (способность оценивать направление и скорость движения предмета) способность к различению фигуры (предмета, отметки, сигнала и пр.) на малоконтрастном фоне; развитый объем внимания (способность одновременно воспринимать несколько объектов) оперативность (скорость мыслительных процессов, интеллектуальная лабильность) мышления предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления способность к обобщению информации техническое мышление
память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики) память на условные обозначения (знаки, символы, планы, схемы, графики) согласованность движений с процессами восприятия (сложноорганизованная деятельность) хорошее общее физическое развитие – выносливость умение четко и кратко формулировать информацию сохранение бдительности в условиях однообразной деятельности переносимость статических физических нагрузок выносливость к эмоциональным нагрузкам
Требования к профессиональной подготовке: Машинист локомотива должен знать основы электротехники, материаловедения, правила эксплуатации железных дорог, устройство и правила технической эксплуатации локомотива, правила техники безопасности. Должен уметь проводить слесарные работы, обнаруживать и устранять неисправности локомотива, пользоваться радиосвязью
Машинист тепловоза должен обладать значительным багажом знаний для безопасного выполнения работ. Кроме устройства и принципа работы самого локомотива, машинист обязан идеально владеть целым рядом нормативных документов, среди которых основными, безусловно, являются Устав железных дорог, Правила технической эксплуатации, Инструкция по сигнализации, Инструкция по маневровой работе и т.д.
Читайте также: