Сообщение про этнографический музей улан удэ

Обновлено: 05.07.2024

Забайкалье — один из прекрасных уголков России. Каждого, кто приезжает сюда, поражает неоглядная ширь Байкала, бескрайние таёжные леса на севере и степи на юге, полноводные реки и вечно заснеженные пики гор.

С древнейших времён на забайкальской земле жили различные племена и народы, частью, исчезнувшие с исторической арены. В каменном веке здесь обитали охотники, рыболовы и собиратели. В эпоху бронзы появились создатели культуры “плиточных могил”, оставившие после себя большое количество древних памятников – величественные каменные ограды на могилах умерших. “Плиточники”, умели обрабатывать медь и бронзу, делать прекрасные украшения и предметы обихода из золота и бронзы, занимались преимущественно скотоводством, находились на ступени патриархального родового строя.

Подлинный расцвет культурного и духовного общения между народами Забайкалья произошёл в годы Советской власти.

Создание этнографического музея под открытом небом было продиктовано заботой о сохранении памятников национальной культуры, быта, хозяйственного уклада народов Забайкалья.

Этнографический музей народов Забайкалья создан по постановлению бюро обкома КПСС, Совета Министров Бурятской АССР от 12 мая 1968 года и открыт 6 июля 1973 года, в канун 50-летия республики за Байкалом.

Музей имеет своей задачей научную и собирательскую деятельность в области археологии, этнографии, художественных промыслов, декоративного народного и прикладного искусства, показ их в историческом развитии и взаимодействии, широкое ознакомление трудящихся с музейными ценностями.

Музей занимает территорию около 100 гектаров. Природный ландшафт позволяет показать поселения всех этнических групп Забайкалья в условиях, максимально приближенных к естественным.

Экспозиция этнографического музея создаётся по принципу показа этнических групп края самостоятельными комплексами.

АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Далекое прошлое Забайкалья имеет богатую историю, запечатленную в большом многообразии археологических памятников. Стоянки первобытного человека и городища хунну, пещеры и рисунки на скалах, могильники и культовые святилища дают представление о том, как жили и чем занимались наши далекие предки.

В республике планомерно ведутся раскопки, и осуществляется перенос в этнографический музей наиболее типичных, различных по времени памятников древности.

Древнекаменный век (палеолит) представлен в музее остатками жилища людей, населявших территорию Забайкалья 15-20 тыс. лет назад. Жилище это, раскопанное на Санном мысу в долине реки Уды экспедицией А.П.Окладникова, имело вид удлиненного шалаша, каркас крыши которого из костей мамонта крыт шкурами животных. Нижняя часть крыши, лежавшая на земле, была придавлена крупными камнями. Внутри жилища было раскопано три очага.

Жилище новокаменного века (неолита), Конструкция его в целом схожа с предшествующим, но в нем размещалась одна семья, а не родовой коллектив. Чум-шалаш делился на женскую и мужскую половины. Жилище обнаружено на временной стоянке байкальских рыбаков.

В стороне от плиточных могил находится часть небольшой скалы, вывезенной из окрестностей города Улан-Удэ. На ней запечатлены петроглифы – рисунки, сделанные красной охрой около двух – трех тысяч лет назад скотоводами позднего бронзового и раннего железного веков. Рисунки отражают характерную для того времени художественную композицию в виде ограды, полной скота, которую охраняют члены семьи и души предков. Смысл этого ясен: он выражает идею приумножения и защиты скота – основного источника существования кочевников.

Эпоха хуннов представлена также надмогильными сооружениями. Кроме могил бедняка и зажиточного скотовода в музей переносится крупный памятник- захоронение знатного хунна., раскопанное в районе Усть-Кяхты.

Осмотр комплекса завершается эпохой поздних кочевников, остатки феодальной усадьбы из местности Сутой Мухоршибирского района.

ЭВЕНКИЙСКИЙ КОМПЛЕКС

В таежном крае за Байкалом издавна живут эвенки. Это часть того этноса, который расселен необычно широко – на семи из десяти миллионов кв. километров территории Сибири. В то же время общая численность эвенков составляет не более 25 тыс. человек. Эвенков (по-старому тунгусов) можно встретить в горах, в тундре, на лесных просторах от Енисея до Тихого океана, от Степей Монголии до Северного Ледовитого океана.

Районы, прилегающие к Байкалу, считаются некоторыми учеными прародиной эвенкийского народа. До начала 18 в. Эвенков можно было встретить по всему побережью озера Байкал и в прилегающих таежных массивах. В настоящее время эвенки Забайкалья проживают в Баунтовском, Северо-Байкальском, Курумканском районах Бурятии, на севере Читинской области, в Баргузинском районе и в г. Улан-Удэ.

Уменьшение ареала расселения эвенков в Забайкалье объясняется их массовым вымиранием до Октябрьской революции.

Местное купечество, скупая за бесценок у таежных охотников пушнину спаивало их. Царское правительство не заботилось о медицинском обслуживании эвенков, их материальном положении. В конце 19 – начале 20 века прошли опустошительные эпидемии сибирской язвы, поголовье домашних оленей – основного источника жизни забайкальских эвенков – катастрофически упало. По данным Баунтовской управы за 1894г., например, в районе насчитывалось свыше 3000 голов оленей, а к 1917 г. Их осталось менее 700 голов. От голода и болезней значительно уменьшилась численность эвенкийских родов. Так. По берегу Байкала от Турки до Верхней Ангары из 2000 человек осталось в живых немногим более 800.

За годы Советской власти многое изменилось. Быт эвенков изменился так быстро, что уже сейчас – чумы, лабазы, шаманская атрибутика, охотничий и рыболовный инвентарь практически не сохранились. Только в самых дальних уголках забайкальской тайги, на местах былых стойбищ можно встретить полусгнившие лабазы, навесные захоронения людей, некоторые предметы прошлого кочевого быта.

Этнографическому музею удалось отыскать некоторые такие места и по собранным материалам не только реконструировать жилища, но и воссоздать стойбище охотников, рыболовов, оленеводов 19-нач 20 веков. Это несколько чумов, крытых берестой, лосиными шкурами, деревянные лабазы с крышами, навесы, расположенные в непосредственной близости друг от друга. Эвенкийский комплекс разместился в сухом сосновом бору, на берегу ручья, где обычно строили эвенки свой временные жилища.

Чум летом и зимой был основным жилищем эвенков. Единственным отличием было лишь то, что летний чум сооружался из бересты, а зимний из их коры или тонких бревен. В центре чума был очаг, за которым против входа – почетное место для гостей. Здесь имеются полдочки для хранения продуктов и посуды. В верхней части чума – перекладина для сушки одежды. Мебели, кроме столика на миниатюрных ножках, в чуме не было.

Сумы, мешки, свернутые постели (спальные мешки из шкуры оленя), подушки, одеяла располагались по внутренним краям чума. Разделение на мужскую и женскую половины было характерно в то время для многих народов Сибири.

В небольшом отдалении стоит чум шамана. Шаманство играло в дореволюционной жизни эвенков большую роль. Шаман выступал в роли лекаря, предсказателя судьбы. Кроме того, шаманы камлали перед охотой, на похоронах, на свадьбах. Камлание у эвенков, как и у всех народов Севера, состояло в ритуальной пляске, пении и ударах в бубен.

В эвенкийском комплексе представлены также некоторые виды орудия труда фабричного производства. Купцы, скупая за бесценок пушнину, доставляли таёжным охотникам огнестрельное оружие, металлические капканы, петли, обметы для ловли соболя, сети и неводы. К эвенкам-хамниганам поступали земледельческие орудия: плуги, бороны, косы, серпы, вилы.

Знакомство с эвенкийским комплексом даёт достаточно полное представление о быте и культуре эвенков дореволюционной поры.

БУРЯТСКИЙ ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС

Буряты – древний народ, живущий в районе Байкала. По данным археологии, истоки бурятского этноса уходят в глубины бронзового века. В 17 веке, ко времени прихода в Забайкалье русских казаков, основу хозяйства бурят составляло экстенсивное кочевое скотоводство, а также охота, рыболовство и лесное собирательство. В некоторых местах буряты занимались примитивным мотыжным земледелием, унаследованным, вероятно, от их тюрко-монгольских предшественников – курыкан и баргутов.

В силу ряда причин в прошлом буряты условно делились на западных (предбайкальских и восточных забайкальских), что нашло отражение в особенностях быта и в организации двух комплексов музея.

Забайкальские буряты издавна населяют территорию нынешней Бурятии и ряда районов Читинской области. Они в большей степени, чем западные, занимались скотоводством, и этот вид занятий, а также господство у них буддизма наложили отпечаток на их культуру.

Традиционной формой жилища бурят-скотоводов была решетчато-войлочная юрта, обычно обращенная дверью на юг. Посуда и утварь делались из небьющегося материала- кожи. Дерева, железа.

Мебель - легкие деревянные сундуки, разборные кровати, кожаные сумки, войлочные изделия.

С 18 века у восточных бурят появляются зимние усадьбы, построенные по типу русских изб. Одна из них, привезенная из села Арбижил Заиграевского района. Она срублена в 1912г. Ринчином Цыремпиловым и русским плотником Степаном Зуевым.

Завершают бурятский забайкальский комплекс два памятника, относящиеся к области религиозных верований забайкальских скотоводов - это ламаистский дуган-молельня и юрта служителя культа – ламы.

Ламаизм - северное ответвление буддизма - начал проникать в Бурятию в конце 18 в. Из Монголии. В дореволюционное время в Бурятии насчитывалось около 40 дацанов и свыше 14 тысяч лам.

Особый интерес вызывают архитектурные детали Янгажинского дацана, выполненные оронгойскими мастерами. Интересно, что краска, покрывающая детали, почти не подверглась влиянию времени. Она по-прежнему ярка.

Рядом с дуганом находится юрта служителя буддийского культа, которая предназначалась для приема верующих.

Бурятский забайкальский комплекс продолжает развиваться.

БУРЯТСКИЙ ПРЕДБАЙКАЛЬСКИЙ КОМПЛЕКС

Предбайкальские буряты издавна жили в лесостепных районах долинах рек Ангары, Лены и их притоков. Главным их занятием было скотоводство, а с 18 века еще и земледелие. Наряду с этим развивалась охота, рыболовство и лесное собирательство.

Предбайкальские буряты оставались в большинстве своем шаманистами.

В северо-западном углу юрты можно увидеть изображение добрых божеств - онгонов. В данном случае это шкурки колонка или горностая с прикрепленными к ним фигурками человека.

Зимние усадьбы предбайкальских бурят более просторны, высоки и имеют дополнительные архитектурные детали: балкончики, веранды, вторые полуэтажи и т.д.

В музее воссозданы усадьбы предбайкальских бурят, соответствующие различиям в дореволюционном быту. Усадьба зажиточного бурята-скотовода из Хорёт состоит из двух зимних изб, гостевой летней юрты, кухни, амбаров, навесов, загонов для скота и др.

РУССКИЙ СТАРОЖИЛЬЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Русский (старожильческий) комплекс этнографического музея состоит из деревни односторонней застройки, представляющей различные слои населения. Это дома казачьего атамана, середняка и бедного пашенного крестьянина. Они свидетельствуют о том, что различия между категориями русских были существенны.

Жилище бедняка отличает простота архитектуры, убогость внутренней планировки. Оно состоит из избы с печью посредине и пристроенных теплых сеней. Маленькие оконца не имели стекол, заделывались слюдой или бычьим пузырем. Дом середняка – крестьянина представлен избой, построенной в 1842году. Создание интерьера продолжается.

Со временем в комплексе намечается воссоздать почтовую станцию.

РУССКИЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ СЕМЕЙСКИЙ КОМПЛЕКС

Переселившись в Забайкалье, старообрядцы стали жить крупными обособленными группами в нынешних Тарбагатайском, Бичурском и Мухоршибирском районах Бурятии, а также в Красночикойском районе Читинской области.

Одна из характерных особенностей интерьера семейских - яркая роспись лавок, кадок для воды, наличников, посуды. В стене прорублено окошечко, закрывающееся доской, откуда наблюдали за двором.

Горница считалась праздничной частью дома, здесь принимали гостей, иногда жили в летнее время сами, совершали религиозные обряды, так как там стояло большое число старообрядческих икон.

В избе и горнице стоит мебель простая, самодельная: стол, покрытый домотканой скатертью, диван, кровать, сундук, шкаф с посудой. Помимо глиняной и деревянной посуды здесь представлена стеклянная и фарфоровая, что было большой редкостью в крестьянских деревнях прошлого века и говорят о зажиточности хозяина.

Усадьба зажиточного крестьянина- старообрядца делилась на три части: ограда, скотный двор и огород. Во дворе, обнесенном глухим забором (заплотом), расположены амбар, сарай-завозня, зимовье, где зимой держали новорожденных телят, поросят и кур.

Так как основным занятием семейских было земледелие, скота они держали меньше, чем буряты. Но и здесь мы видим отдельные помещения для лошадей, коров, овец, свиней и молодняка.

В старообрядческой деревне большое значение придавалось украшению ворот. По ним судили о достатке хозяина. Из села Новая Брянь Заиграевского района вывезены уникальные ворота с прилегающими к ним полотнищами забора. Ворота, калитки и заборы сплошь покрыты рельефной резьбой и богато раскрашены.

Завершается старообрядческий комплекс часовней, построенной в 1910 году в селе Ключи. Это небольшая молельня, наверху которой восьмиконечный крест. В таких часовнях семейские-беспоповцы устраивали молебны.

ГОРОДСКОЙ КОМПЛЕКС

Верхнеудинск (ныне столица Бурятии город Улан-Удэ), возникший в 1666 году при впадении уды в Селенгу как острог, очень быстро разросся и в 1775г. Стал именоваться городом. В начале 19 века он был вторым после Кяхты крупным населенным пунктом края, хотя и имел всего 4 тысячи жителей.

Старый Верхнеудинск был невелик: количество его улиц не превышало двадцати, но на проезжающих он производил благоприятное впечатление.

С возникновением Верхнеудинской ярмарки начинается новая жизнь старинного города. Были построены крупный гостиный и постоялые дворы, лавки, магазины, усадьбы купцов и приказчиков, появилось много домов ремесленников, мещан, служащих и представителей прочих городских сословий. Мощный толчок развитию города дало проведение в конце 19 в. Великой Сибирской магистрали.

Среди интересных памятников городского комплекса - рубленое деревянное здание с мезонином и наружной крытой лестницей, с очень богатой деревянной резьбой оконных наличников, ставней, карнизов. В очень большом одноэтажном доме, богато украшенном кружевной резьбой создается историческая экспозиция дореволюционного прошлого Бурятии.

ОТДЕЛ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ

Одной из достопримечательностей Улан-Удэнского этнографического музея под открытым небом является отдел живой природы, в котором будут представлены основные виды фауны и флоры Забайкалья. Живые экспонаты дают посетителям наглядное представление о многообразии форм живой природы края. Здесь поселились медведи, волки, изюбры косули, верблюды, яки, птицы и другие виды, в 2001г. Здесь появились такие новые животные как коты-манулы, рыси, баклан, ушастая сова, серая цапля, и даже павлин.

ТВОРЧЕСКИЕ ИТОГИ -2001

Одним из важнейших аспектов деятельности музея является реставрационная работа. В 2001г. В музее, при поддержке Научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры МК РБ, проведена реставрация Эвенкийского комплекса, текущий ремонт Старообрядческого комплекса, Казачьего комплекса.

В создании Этнографического музея принимали участие сотни людей. Буквально по крупицам собирали экспонаты по всей республике, в Иркутской, Читинской областях. И надо отдать должное людям, которые возводили этот музей, энтузиастам и любителям старины, таким, как первый директор В.В. Мисуль и другие.

Большой вклад в создание музея внес директор Семен Романович Хомонов. Благодарности заслуживают и бурятские ученые, подключившиеся к работе по созданию музея, это - Г.Охрименко, К.Басаева, Т.Михайлов. П. Коновалов и многие другие.

А в будущем этнографический музей- заповедник станет любимым местом отдыха горожан. Здесь запланировано устроить пруд, кафе.

Сюда курсирует специальный автобус, и многие горожане приезжают с детьми, с бабушками и дедушками, с тем, чтобы молодежь знакомилась со стариной и сохраняла ее, а пожилые, чтобы обновить память своей молодости.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Этнографический музей народов Забайкалья: Составитель А.В. Тиваненко. Улан-Удэ: Бурят. Кн. Издательство, 1984.

В живописной части города Улан-Удэ находится этнографический музей народов Забайкалья. На его территории, которая составляет примерно тридцать семь гектаров, разместились более сорока интересных памятников архитектуры, а также представлена удивительная экспозиция, насчитывающая одиннадцать тысяч предметов. Он считается одним из крупнейших музейных комплексов России под открытым небом, целью которого является поближе познакомить посетителей с историей и культурой этого края.

Исторические факты

Идея создания такого неповторимого комплекса принадлежит знаменитому и талантливому академику Алексею Павловичу Окладникову, который воплотил свои замыслы в жизнь в 1973 г. Таким образом появился этнографический музей народов Забайкалья.

Он был основан благодаря постановлению Совета Министров Бурятии. Ведомство заботилось о сохранности исторических и культурных памятников Забайкалья, поэтому было и решено создать такой музейный комплекс.

этнографический музей народов забайкалья

Описание

Со дня своего открытия и до настоящего времени эта интересная экспозиция пользуется большой популярностью среди населения Бурятской республики и её гостей. В течение всего года сюда может приехать на экскурсию более ста тысяч туристов и местных жителей. Такая цифра является большим показателем для этого региона. Этнографический музей народов Забайкалья (Улан-Удэ) знакомит всех своих посетителей не только с историей края, но и с его материальной и духовной культурой.

Весь комплекс разделён на несколько тематических отделов, в которых каждый из посетителей сможет открыть для себя что-то новое об этнических группах и народностях республики. Интерес людей к этому месту не ослабевает со временем благодаря тому, что этнографический музей народов Забайкалья находится в постоянном развитии. Здесь регулярно создаются новые экспозиции и выставки, что привлекает сюда посетителей со всех стран СНГ.

этнографический музей народов забайкалья фото

Что посмотреть?

Этот музейный комплекс паркового типа состоит из шести экспозиционных отделов, которые изолированны друг от друга при помощи природных ландшафтов. Последовательность их расположения совпадает с хронологическими периодами освоения данного края.

Начинается этнографический музей народов Забайкалья (Улан-Удэ) с его археологического отдела, где можно увидеть воссозданные и подлинные памятники глубокой древности, сохранившиеся со времён этнической Бурятии. Затем идёт эвенский сектор, где демонстрируется различная утварь, чумы и лабазы данной народности.

После него следует бурятский отдел, который представляет собой целое собрание юрт из войлока и дерева, в центре которых находится дуган – культовое сооружение в буддийской религии. Затем посетители попадают в предбайкальский сектор, где могут увидеть, как выглядели дома бурят, имевших разный достаток. Забайкальский отдел познакомит гостей с историей ссылок и каторги этого края.

Затем идёт старожильческий сектор, где можно увидеть дом пашенного крестьянина, построенный ещё в 1881 г. Возле него расположены амбар, сарай и другие хозяйственные постройки. Прекрасно дополняет данную экспозицию хата казачьего атамана.

После него следует старообрядческий отдел, который считается одним из самых интересных мест музея и может познакомить гостей с постройками, срубленными в традициях деревянного зодчества. Эта экспозиция выполнена в виде традиционной односторонней улицы, на которой расположены дома старообрядцев, сосланных в Сибирский край в восемнадцатом столетии. Заканчивает выставку этнографический музей народов Забайкалья городским сектором. Здесь находится собрание жилых построек старого Верхнеудинска.

Во всех выставках этого комплекса под открытым небом отражена материальная и духовная культура народностей в виде различных поселений, которые были характерны той либо иной этнической группе. Поэтому они могут последовательно рассказать посетителям об истории заселения края и всех культурных процессах, происходивших в этом регионе с древних времён до двадцатого века.

этнографический музей народов забайкалья фото

Живой уголок

Помимо основных отделов, в этом музейном комплексе работает сектор дикой природы. В нём можно увидеть практически всех представителей сибирской фауны. Этот уголок регулярно пополняют новыми видами зверей и птиц. Совсем недавно здесь поселились амурские тигры, олени и красный волк.

В этом секторе можно также увидеть редких животных Забайкалья и научиться бережному отношению к ним, чтобы избежать их полного исчезновения.

Деятельность

Кроме этого, данный музейный комплекс проводит ещё и разнообразные выездные выставки в городских учебных заведениях, благодаря которым школьники могут познакомиться с культурой и жизнью бурят, эвенков и других народностей этого края.

Также персонал, работающий в музее, активно участвует в различных научных практических конференциях, а также ведёт исследовательскую деятельность. Ещё на территории этого комплекса паркого типа каждый год проводятся народные гуляния в честь крупнейших культурно-массовых мероприятий, проходящих в этой республике.

этнографический музей народов забайкалья адрес

Отзывы

Люди любят приезжать целыми семьями в этнографический музей народов Забайкалья. Фото, сделанные на его территории, показывают, что там всегда много посетителей разных возрастных групп. Гостям этого удивительного комплекса нравится, что здесь собраны все экспонаты, отображающие быт и историю народов, заселяющих Бурятскую республику.

Публика, приезжающая сюда на экскурсии, отмечает, что все постройки, собранные здесь, аутентичны и привезены из сельской местности. Благодаря этому можно посмотреть, как раньше жили люди этого края, и прочувствовать в полной мере дух эпохи.

Дети любят сюда приезжать посмотреть на животных, заселяющих зоопарк, и подышать лесным воздухом. В этот комплекс несложно выбраться всей семьёй, так как он работает по удобному графику.

этнографический музей народов забайкалья часы работы

Полезная информация

По понедельникам и вторникам отдыхает этнографический музей народов Забайкалья. Часы работы его выгладят таким образом:

Начиная с 16 сентября и по 1 июня в будние дни комплекс принимает посетителей с 09:00 до 17:30, а в выходные - с 10:00 утра до 18:30 вечера.

В летний период он открывается в 10:00 и закрывается в 18:30 по будням, а по выходным - с 10:00 до 19:00.

Стоимость взрослого билета составляет 150 руб., студенты могут посмотреть экспозиции за 100 руб., а школьники и пенсионеры - за 90 руб.

Где находится?

Не нужно ехать далеко за город, чтобы увидеть этнографический музей народов Забайкалья. Адрес его выглядит следующим образом: посёлок Верхняя Березовка, улица Музейная, дом 17 Б. Это живописное местечко находится всего в восьми километрах от Улан-Удэ. Поэтому можно на общественном транспорте приехать в этнографический музей народов Забайкалья. Как добраться туда, знает любой местный житель. Например, можно воспользоваться автобусом №37, который отправляется туда от Площади Советов. Дорога займёт не больше двадцати минут.

этнографический музей народов забайкалья как добраться

Особенность данного музейного комплекса паркового типа заключается в том, что все его экспонаты показаны в подлинном виде и в максимально аутентичной обстановке, хотя и привезены сюда из различных мест. Поэтому люди могут совершить здесь путешествие в прошлое и посмотреть, как жили их предшественники.

День птиц 2019 год

Категория: Байкал, Бурятия, туризм, отдых, досуг.
Этнографический музей приглашает Вас посетить археологический комплекс, семь этнографических комплексов и "Живой уголок".
Этнографический музей - это:
Показать полностью.
- Место семейного досуга с прогулками по лесу, с чайными посиделками у костра, с шашлыками на свежем воздухе на улице или в охотничьем домике;
- Место активного отдыха школьников, студентов и не сидящей на месте молодежи. А чтобы не было скучно, музей организует и проведет для Вас интерактивные и спортивные игры, анимации, тематические экскурсии;
- Проведение обрядов сватовства, свадебного обряда + консультация по традиционной свадебной одежде и по проведению традиционных обрядов.
А ещё - качели, фотографии и хорошее настроение! )
Наш номер телефона: 33-25-10 и еще один: 44-33-10

Отзывы о музее

Этнографический музей народов Забайкалья

Этнографический музей народов Забайкалья запись закреплена

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Утвердить день для бесплатного посещения ГАУК РБ "Этнографический музей народов Забайкалья":

- последнее воскресенье месяца.

2. Утвердить список посетителей, с правом бесплатного посещения один раз в месяц ГАУК РБ "Этнографический музей народов Забайкалья" (при предъявлении соответствующих документов):

- Лица, не достигшие восемнадцати лет, в том числе дети-сироты и дети, оставшиеся без

попечения родителей, учащиеся по основным профессиональным образовательным

программам, дети дошкольного возраста.

- Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.

- Ветераны и пенсионеры.

3. Утвердить список посетителей с правом льготного посещение ГАУК РБ "Этнографический музей народов Забайкалья" с оплатой 50% стоимости входного билета:

- Учащиеся старше восемнадцати лет.

- Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

При осуществлении сопровождения лица, сопровождающие несовершеннолетнего (опекуны, попечители, представители образовательных организаций, обеспечивающих сопровождение групп несовершеннолетних) не имеют права на бесплатное посещение, а также права на льготы при посещении платных мероприятий учреждений культуры, если иное не установлено действующим законодательством.

Александра Баирын

Александра Баирын

Карина Шахназарова


Карина Шахназарова

Этнографический музей народов Забайкалья

Этнографический музей народов Забайкалья запись закреплена

Эвенки – коренные жители Бурятии. Еще в древности они освоили огромные пространства тайги и тундры. Материальная и духовная культура эвенков была приспособлена к кочевой жизни. Они занимались охотничьим промыслом, оленеводством, собирательством, а также рыболовством.

Выставка будет работать до 20 декабря 2021 г.

Этнографический музей народов Забайкалья

Этнографический музей народов Забайкалья запись закреплена

Дорогие гости музея!

В связи с риском распространения коронавирусной инфекции COVID-19 в музее введена система QR-кодов.

Для посещения музея необходимо:

получить персональный QR-код через портал госуслуг и предъявить его на кассе музея (можно предъявить справку о перенесенном заболевании и о медицинском отводе);
для подтверждения данных по QR-коду и справкам понадобится любой документ, подтверждающий личность.

Вера Полубенко

Владимир Виноградов

У вас там что, закрытые помещения? Вы еще масочный режим введите на территории. Что за истерика то такая?

Марина Бурякова

У вас так посетителей не айс , вы ещё с улицы на улицу через ворота ценник не маленький и QR-код , вообще никто не пойдет

Этнографический музей народов Забайкалья

Этнографический музей народов Забайкалья запись закреплена

21 октября Этнографический музей народов Забайкалья посетил митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Иосиф. Владыку Иосифа сопровождал секретарь Улан-Удэнской и Бурятской епархии иеромонах Тихон (Тихомиров). В музее гостей встретили директор музея А.А. Маладаев, заместитель директора по научной работе С.В.Бильдуева, главный хранитель В.Р.Чойбсонова. Экскурсию для гостей провела заведующий экспозиционным отделом Э.С. Найданова. Митрополит Улан-Удэнский и Бурятский Иосиф передал в дар музею старинные предметы быта из личной коллекции.

Этнографический музей народов Забайкалья

Этнографический музей народов Забайкалья запись закреплена

А ваши дети уже посетили программу КИС-БУМ?

Уже более 200 детей посмотрели шоу

У нас в Этнографический музей народов Забайкалья на шоу вас ждут фокусы, танцы, игры - будет весело!

Обязательно записывайте класс или группу дошкольников, шоу только в октябре.

Этнографический музей народов Забайкалья

Этнографический музей народов Забайкалья запись закреплена

Сегодня мы хотим рассказать вам об удивительном изобретении человечества, чья история насчитывает целые тысячелетия, а красота и разнообразие форм завораживает.

Рассказ будет о подсвечниках. На фото изображен подсвечник-шандал начала XX века, который поступил в фонды нашего музея в 1976 году.
Показать полностью.

К сожалению, достоверных источников о том, кто и когда изобрел подсвечники нет. Однако известно, что появился этот нужный аксессуар в то же время, когда придумали свечу. Благодаря археологам мы можем с уверенностью утверждать, что подсвечниками пользовались с древнейших времен в Египте и Греции. Встречаются подсвечники-канделябры и в культуре этрусков, а от них их переняли древние римляне.

Подсвечники изготавливались из бронзы, железа, серебра и даже дерева. Отдельно стоит отметить дизайн подсвечников. Их украшали позолотой, драгоценными камнями, чеканкой. Подставки под свечи были самых разнообразных форм - в виде причудливых растений, ангелов, лепестков и т.д. Тут все зависело от фантазии мастеров-ремесленников. В Средние века подсвечники оставались атрибутом роскоши, их устанавливали в храмах, домах знати. Зачастую подсвечники были довольно крупными. Высота могла достигать от 1,5 м. до 2,7 м. Но наряду с этим существовали и маленькие подсвечники, которые удобно было носить с собой.

Со временем стало так много видов подсвечников, что каждый получил свое название: жирандоль, торшер, минора, шандал. Например, жирандоль- это многоярусный подсвечник на низкой подставке. Часто изготавливался из хрусталя и устанавливался для освещения каминных столешниц. Торшер – это напольный светильник, который служил украшением дворцовых залов.

На сегодняшний день подсвечники не потеряли своей актуальности. Если раньше они служили единственным источником света в темное время суток, то сейчас в эпоху электричества создают дома уют, романтическую и успокаивающую атмосферу. По-прежнему у подсвечников огромное количество названий и форм, а изготавливают их из абсолютно любых материалов. Особенно в холодные осенние вечера, так и хочется зажечь свечу в волшебном подсвечнике и насладиться домашней и уютной атмосферой.

В Улан-Удэ мне очень хотелось посетить этот музей. Я готова была пожертвовать прогулкой по городу и терпеть недовольство моего семейства - кроме меня музеи не любит никто. Для них это был очередной краеведческий музей (а кто их любит? да и одинаковые они почти во всех городах), только еще и очень большой.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Находится он на въезде в город, ну или выезде - смотря с какой стороны ехать. Мы ехали с Баргузинского залива озера Байкал. И занимает большую территорию - 37 гектаров. Глядя на карту в 2ГИС сложно оценить реальный размер, и на прогулку по этому музею мы потратили ровно в два раза больше времени, чем планировали. Да еще объекты для осмотра такие интересные. Просто пробежать мимо не получается - хочется все рассмотреть детально.

Не буду вкладывать фото кассы, чтобы приберечь лимит фото для экспонатов. Работает музей летом в будни до 18.30, в выходные до 19.00. По стоимости точно не помню, вроде 200 р взрослый билет и 100 детский. Уже после покупки билетов муж вычитал информацию, что многодетным семьям вроде посещение бесплатно, но да ладно, билеты уже куплены, да и цена незаоблачная.

На входе сразу есть большая карта, но и без нее понятно куда идти - вдали заманчиво виднелось деревянное здание старинной церкви.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Но в первую очередь мы пошли в небольшой зоопарк. Там есть верблюды!

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

А еще павлины, лисы, косули, маралы, свиньи, овцы, куры, совы, тигры и олени Бэмби.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Несмотря на маленькие клетки зоопарк не производит отталкивающего впечатления, животные ухоженные и очень-очень милые. На территории растут кабачки и подсолнухи, а рядом продают мороженое и сладкую вату. А еще корм для животных. Кормить, естественно, можно не всех животных. Отдельно платить за вход в зоопарк не нужно.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Ну а насмотревшись на животных в этом Уголке живой природы, мы отправились на осмотр основной экспозиции.

Ребята, там не просто старинные вилки с ложками под стеклом разложены. Там целые старые дома, даже подворья - с банями, летними верандами, сараями и т. д. И везде воссоздана стандартная обстановка "как было" в 19 веке и начале 20-ого. Здания перевезены сюда из разных мест.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Сначала мы идем в Бурятский предбайкальский комплекс. Перед каждым комплексом информационный стенд, рассказывающий о особенностях быта именно этой народности, как менялись строения, по каким причинам. При постройке домов учитывались рельеф местности, наличие рядом питьевой воды и многие другие факторы.
Например, ниже летняя юрта, построенная в 1977 году. В летник переносили после зимы самые необходимые предметы утвари.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

А сейчас внутри стоит прибор для изготовления молочной водки.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Под хозяйственный навесом стоят плуги, веялки, косы, пилы и даже табакорезка.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

А назначение некоторых предметов без подсказки не угадаешь. Нипочем не догадаетесь, что на фото ниже.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Это наколенник для охоты на нерпу из конского волоса. Изготовлен на острове Ольхон в начале 20-ого века.

А это уже зимняя юрта.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Свет попадает только через люк вверху (он же дымоход), а еще через него в дом входит счастье от божеств с неба!

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Дальше стоит дуган "Деважин.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

А рядом надгробия, вокруг которых много монет. Видимо, это какая-то традиция, потому что мы во многих значимых местах Бурятии видели множество монет рассыпанных на земле.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

А это дом крестьянина из села Батурино Прибайкальского района, построен в 1880 году.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Почти половину единственной комнаты занимает глиняная печь.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Чтоб вы понимали расстояние - это примерно половина дорожки от одного двора к другому. Лес шикарный вокруг! Прогулка-наслаждение.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

По этой дорожке мы подошли к другому комплексу - русский старожильческий. Русские пришли за территорию Забайкальского края в начале 17-ого века. Военные, казаки содержались за счет казны, а крестьян переселяли в принудительном порядке для развития земледелия в крае. Уж очень дорого обходилась казне доставка продовольствия, нужно было выращивать еду рядом.

Казаки были одними из первых переселенцев, и первый экспонат (если можно назвать экспонатом целый дом) это дом станичного атамана.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Дом богатый, это даже по воротам видно.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Печь в нем тоже есть, но обстановка куда богаче по сравнению с домом крестьянина.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Не простые лавки, а уже кровати и кресла. Столы круглые, а не простой прямоугольной формы. Даже шторы есть и скатерть.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Под навесом во дворе тоже уйма интересных вещей.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Ну а большая усадьба старообрядцев огорожена красивейшими воротами.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Самое монументальное сооружение в усадьбе за этими воротами это дом Борисова.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

На каждом доме есть информационная табличка. Сведения на английском и русских языках отличаются) Точнее, на английском информация более полная. Оттуда можно узнать, что дом был построен во второй половине 19-ого века.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Это лавка на первом этаже.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Меня особо заинтересовали граммофон и неплохой выбор утюгов)

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Ну а на втором этаже жилые комнаты.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Осмотр музея близился к концу, а дети уже подустали. Есть лавочки, можно посидеть.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Следующий большой двор с постройками.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

С виду они все кажется похожими, но заходишь внутрь, начинаешь сравнивать - все такие разные. Ка же по-разному жили люди, казалось бы на одной территории.
Вот, например, дом Зайцева. Какие у него красивые расписные ставни с орнаментом, и олени внизу.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

А внутри лома прялка и люлька для младенца. Дом построен в 1894 году.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Зайцев был зажиточным крестьянином, посмотрите только какие парадно-выходные сани у него были!

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

А это, видимо, прицеп)

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Дальше уже просто отдельно стоящие здания.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Шикарные образцы деревянного зодчества!

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Та самая Никольская церковь староверов, которую мы видели вначале.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Далеко внутрь не проходили, только заглянули.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Уф, на этом осмотр зданий закончился. Честно, даже я устала - и от ходьбы по большой территории, и от количества полученных знаний и впечатлений. Тем приятнее было отвлечься, и покататься на прикольной карусели. Или качели. Как это назвать? Хватаешься за веревку и бежишь, что есть сил. А набрав разгон поднимаешь ноги - йухуууу!

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

А еще есть домики на деревьях, ну прям как домики для эльфов!

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Жилища сойотов, которые называются урсы. Ниже на фото урса богатая - она покрыта шкурами, а не просто корой деревьев.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

В перечень малочисленных коренных народов Севера, Сибири и дальнего Востока сойоты были включены только в 2006 году.

Дальше полянка с петроглифами на камнях. Вот честно, сколько я не рассматривала эти камни, ничего похожего на рисунок я не нашла. Хотя табличка рядом гласит, что в железном веке на этом камне были процарапаны изображения косули, солнца и другие.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

А вот Шатровые кладки. Они предназначались для жертвенно-поминальных ритуалов в раннем средневековье.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Фото Хранителя семейного очага напоследок.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Ну и в киоск с сувенирами завернули. Цены и ассортимент там адекватные, но вот магнитиков с самим музеем там не было. Были в кассе, но в кассе уже дороже.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Доча еще просилась на площадку с аттракционами, но уже не пошли. Аттракционы и дома есть, а вот дацана Хамбын-Хурэ нет, а именно он был следующим нашим пунктом для посещения.

Этнографический музей народов Забайкалья (Россия, Улан-Удэ) фото

Конечно же, я рекомендую Этнографический музей народов Забайкалья к посещению. Большая, чистая и уютная территория в лесу. Огромное количество экспонатов, да не абы каких, а целые дома, специальное привезенные сюда. Экспозиции - не просто нагромождение предметов, а воссозданы быт и атмосфера. В целях сохранения экспонатов многие входы в комнаты домов закрыты решетками. Но через них отлично все видно, я сделала, как видите, множество фото (на самом деле около 500!) и нигде решетки мне не мешали. Есть открытые экспозиции, там всегда рядом сидит человек и следит, чтобы ничего не трогали руками. Вблизи рассматривать, конечно, лучше.

Рядом с музеем есть кафе, выбор блюд там хороший, но мы не стали там есть - народу очень много было. Туалеты есть. Дорожки хорошие, асфальтированные. Много людей на самокатах и велосипедах.

Самое интересное, что когда вышли оттуда, муж сказал: "Интересное место, не зря сходили". Хотя вот он прям не любитель музеев. Это высшая похвала от него, до этого я никогда ни про один музей таких слов не слышала.

Читайте также: