Сообщение про богов беларуси

Обновлено: 05.07.2024

В 1992 году в Беларуси торжественно отмечалось тысячелетие крещения. Исходной датой послужила уточненная историками годовщина создания Полоцкой епархии.

Одним из самых главных богов был могущественный Перун, бог грома и молнии, дождя, опекун военного дела и княжеской дружины. В Беларуси Перуна помнят до сих пор и называют его именем молнию.

Гром и молния возникали, когда рассерженный Перун стучал каменными жерновами. В силе ему не откажешь, попробуйте в каждой руке удержать по огромному мельничному камню.

Древние каменные топоры, редкие случайные находки людей того времени называли стрелами Перуна. Считалось, что они обладают целебными средствами. Истертые в порошок камни применялись в качестве лечебного средства при любых болезнях.

Соперник Перуна — Велес (Волос), бог животноводства, богатства, помощник земледельцев, властитель потустороннего мира, опекун волхвов. На территории нынешней Беларуси, возможно, это был самый главный бог. Во многих местах сохранились воздвигнутые в честь Велеса огромные камни. Кроме всего прочего, Велес распоряжался стоками рек. С его культом связано название реки Вили и основанного на ней кривичами города Вильно, нынешнего Вильнюса.

Богом весенних гроз и плодородия был Ярило. Он воплощал в себе понятия весеннего света, теплоты, юности и любовной страсти. Совмещение им вдобавок и некоторых военных функций дает основания предположить, что Ярило тесно связан с Перуном, возможно, был одним из его воплощений или сыном.

Славяне представляли себе Ярило босоногим красавцем, разъезжающем на белой лошади по небу в белом одеянии, с венком из весенних полевых цветов на голове. Где появлялся Ярило, там обязательно бывал хороший урожай, кого одаривал взглядом — у того в сердце разгорался любовный костер.

Бога солнца кривичи называли Сотваром. За хранительницу семейного очага почитали богиню достатка Тетю, которую представляли в образе высокой статной женщины с ржаным венком на голове, с хлебом и плодами в руках.

Опекуном всех кузнецов считался бог огня Жижаль. Негаснущий святой огонь назывался Знич. Замерзнуть как Зюзя — бог зимы и мороза — можно и в наши дни.

Утреннюю и вечернюю зори символизировали сестры Денница и Вечерница. Из древней мифологии известно также имя далекого предка современных белорусов — Боя, везде ходившего с верными псами Ставрой и Гаврой.

В древности коммуникации были развиты далеко не так, как сегодня. Поэтому в различных местностях представления о богах, их образах и именах могли существенно отличаться. Конец языческим разночтениям на славянских землях положило христианство. Но это уже, как говорится, совсем другая история.

3-bogi-slavyan1

article155

Велес

veles

Перун (Дундар)

Перун — громовержец, владелец стрел-молний и жерновов, которыми он грохотал, создавая гром. Молнии Ильи-пророка, по народным представлениям, уничтожают нечистую силу. Отсюда вероятно, что Перун выступал борцом с враждебными человеку существами. По А. Л. Барковой он, скорее всего, был змееборцам (как громовержцы других народов — Тор, Зевс и т. д.), но сведения о его противнике-змее утеряны.

По Д. Соболевскому (верификация этого источника проблематична), белорусы будто представляли Перуна величественным, статным, с черными волосами и длинной золотой бородой. Он разъезжает по небу на огненной колеснице.

512

Ярило

В древних источниках божество не упоминается, однако его существование фактически доказывает значительный след в более позднем фольклоре. Имя Ярилы часто встречается в народных песнях в связи с образами весны, плодовитости, урожая. Также расширенный культ святого Юрия, который после прихода христианства принял функции языческого бога Ярилы (нередко применяется даже смешанное имя — Юрила). О писывается как красивый юноша, разъезжающий на белом коне; на голове его венец, а ноги босые. Каждую весну он по приказу матери отворяет небесные ворота и спускается на землю, после чего зима уходит.

Даждьбог-e1462473376773

Предметом культа этого божества считается Давгинский крест. Могла быть богиней рождения, плодовитости и смерти — то есть обладала функцией циркуляции между миром живых и миром умерших. Предполагается, что её культ в Беларуси развивался под влиянием балтской культуры, где существовала богиня Маря с аналогичными функциями. В более позднем белорусском фольклоре Мара постепенно превратилась в женский дух, призрак, привидение.

13937c3cfeaf


Бог Ящер в воображении современного белорусского художника

Мокошь

Возможно, богиня домашнего хозяйства, ткачества. Часть её функций в христианское время переняла святая Параскева.

15b93_terraoko-201510041-9

Стрибог

Болотный дракон, картина современного белорусского художника

Белорусская мифология — комплекс легенд и верований белорусов. Сначала языческая, политеистичная, позже она значительно трансформировалась под влиянием христианства. По мере отхода в прошлое собственно языческих представлений, их место постепенно занимала Народная Библия — совокупность апокрифичных фольклорных рассказов, которые объясняли окружающие явления через интерпретацию сюжетов Святого Писания.










- Ну, молодцы! Порадовали вы меня.
3. Операционно-познавательный этап
3.1. Рассказ о происхождение и строение мира у древних белорусов
Педагог:
- Огонь для наших предков - мужская основа мира. Он может быть разным: небесным, подземным, живым, земным. Вода - женская основа. Она также бывает нескольких видов: небесной, земной, подземной, живой и мертвой. Из этих двух первоэлементов была создана Земля. А произошло это так.
Когда-то весь мир состоял из света и мертвой воды, посреди которой находился камень. Однажды бог Перун разгневался и давай метать стрелы в камень. Одна стрела попала в цель и высекла три искры: белую, желтую и красную. Искры упали в воду и взбаламутили ее. Свет посерел, как будто небо затянулось тучами. Через некоторое время стало видно, что среди воды появилась земля. Затем возникла жизнь: леса, трава, звери, рыбы и - человек.
Создателями мира были Белбог - старший бог неба, олицетворение добра, светлого начала, и Чернобог - бог тьмы, зла.




Чернобог
Весь мир древние белорусы делили на три части: верхнюю, среднюю, нижнюю. Верхняя - Небо - место нахождения главных богов - богов света, добра. Средняя часть - Земля, здесь живут земные боги, множество добрых и злых духов, люди, животные, растут дивные растения. Нижняя часть - Подземный мир - место обитания подземных богов и духов, в большинстве своем недобрых, олицетворяющих тьму, зло, холод.
Все три мира соединены между собой мировым древом. У белорусов это Дуб.





Дажбог - бог Солнца. Его воображали красивым, сильным юношей. Он защитник и учитель земледельцев. Дажбог хранит земные ключи: он замыкает землю на зиму и отдает ключи птицам, которые несут их в Вырай. Весной птицы возвращают ключи, и Дажбог отмыкает землю.
Макошь - богиня времени и судьбы людей. Покровительница женщин и женских ремесел: ткачества, прядения, вышивания, которыми и сама богиня владеет в совершенстве.




Ярила - молодой красивый юноша, разъезжает на белом коне и в белом плаще; на голове у него венок, в руках колосья, ноги босые.



Жена Перуна - Тётя - богиня лета, попечительница урожайности крестьянских полей, олицетворяла благополучие и щедрость.



Тётя - дородная женщина зрелого возраста. Белорусы могли ее увидеть на поле, убранной спелыми колосьями, со зрелыми плодами в руках.
Лада - божество, которое поддерживает лад, порядок в семье. Богиня любви, красоты и плодородия.



У нее есть дочка Ляля (Лёля) - богиня весны, белорусы представляют ее молоденькой, красивой, стройной девушкой, одетой в длинные белые одежды.



Знич - бог священного погребального огня, превращал тела и вещи покойника в пепел. Он же гасил зничку - звезду, зажженную в час рождения человека богом Родом.



Девоя - богиня невинности. У беларусов есть обычай при выходе девушки замуж праздновать последний день ее девичества. С потерей девичьей золотой вольницы каждая девушка теряет опеку Девои. Богиня известна практически по всей Беларуси, только под разными именами (например, Калая, Гожня, Сева и др.).



Люмбел - бог брака, который появляется перед молодоженами в день бракосочетания.
Коляда - бог достатка и урожая, которого беларусы чествовали зимой на празднике его имени.
Летние обряды находились под покровительством Кляскуна - бога луны. Это был красивый, веселый и умный юноша. А в полной мере отдавались беларусы утехам с Переплутом - богом веселья, песен, игр, шуток.
Нижний мир
Нижний мир размещается под землей. В нем есть реки, озера. Там живут маленькие люди. Они очень слабые, потому что здесь никогда не бывает солнца. Здесь же находится Навье - место, в котором живут самые злые, смертельные духи, крадущие души умерших с целью прервать вечную жизнь человека.
Боги подземного мира
Властелином нижнего мира является - Чернобог - бог тьмы, зла и смерти. Вместе с Белбогом он создавал свет, природу, человека.
Велес - бог подземного мира, хранитель богатства и домашних животных.




Живет он под землей, занят тем, что расхаживает и выпускает из себя огонь.
Ох - маленький, бородатый божок, который живет под землей.Любит людей и всегда готов прийти им на помощь.
Кладник - подземный бог, который охраняет сокровища, клады.



Это старик небольшого роста. Живет в подземных дворцах, украшенных драгоценными камнями и металлами. Людям помогает бог осени - Житень, которого беларусы представляют не очень грозным и всегда чем-то недовольным. Бродит он по полям и осматривает, хорошо ли убраны, и если найдет на жнивье колосья, то собирает их, связывает в сноп и переносит на чисто убранное поле. На следующий год там, где Житень нашел брошенные колосья, будет неурожай, и, наоборот, большой урожай будет на том поле, где он оставил сноп.





Это старик с синим или красным носом. Он весь белый, потому что одет в снег, лед и иней, только губы у него красные. Вместо усов и бороды сосульки чуть ли не до земли. Иней - это пыль, что сыплется с Мороза.
Навье
В мире Навье всем заправляет богиня смерти - Паляндра.



Паляндра находится во вражде с людьми и поэтому бывает рада, когда они умирают. Морена - смерть, которая вместе с морозами хозяйничает всю зиму на земле.



Трасца - название череды духов, которые наводят на людей разные болезни. Они выходят из земли и бродят по свету весной и осенью. Это двенадцать сестер разного возраста. Время от времени они собираются на лесной поляне и там обсуждают свои дела.
Как и боги неба, боги нижнего мира активно участвуют в жизни людей. Они также могут явиться перед человеком сами, но чаще действуют через своих помощников духов.
Средний мир
Земля стоит посреди мира, а Солнце и Луна ходят кругом и светят. Край земли где-то далеко за морем, где земля сходится с небом, но никто туда не доходил.
За обладание Землей и человеком борются боги как неба, так и нижнего мира. Поэтому Земля - место действия большей части богов и духов того и другого мира. Кроме них на земле живут и действуют боги и духи Земли.
На священных празднествах в честь богов белорус подымал чашу и пил как за богов света, так и тьмы. Ожидая поддержки от добрых богов, белорус понапрасну не гневил злых.
Земля
Земля - мать белорусов. Бог сотворил человека из земли, он - земля и в землю пойдет. Земля поит, кормит, носит человека, оберегает и наказывает его, как мать. Самым страшным наказанием для белоруса было провалиться сквозь землю, когда гибло не только тело, но и душа. Это наказание белоруса ждало за черные дела против людей, за непослушание взрослых перед Богами, детей перед родителями.
Земные боги
Когда-то давно боги жили на земле вместе с людьми и только позднее, когда люди стали ставить себя вровень с богами, они ушли на небо, но не пустили туда людей. И только несколько богов остались на земле.
Чур - родовое божество, предок, который и после смерти заботится о своем роде, оберегает его от злых духов. Основная его задача - охранять земельные владения рода.




Ветер - чудовищного вида пузатый человек с длинными, похожими на гусиный клюв губами. Если его губы широко раскрыты - дует теплый ветер, если сжаты, - веет холодом. Ветер бывает: свистун, ледовик, снеговик, хухач.




Первыми людьми на нашей земле были волоты - существа огромного роста. Проходя через лес, они брали за верхушку огромную сосну, вырывали с корнем и опирались на нее, как на посох. Нынешние люди им бы только до колена доставали. Силы они были невероятной, не знали, куда ее приложить. Это они прокопали реки, насыпали горы, разбросали по всему свету большие камни. Как начнут биться да рвать дубье, так аж земля стонет! Не было на земле никого, кто бы мог померяться с ними силой. Много они погубили на земле животных и растений. Кичась своей силой, даже богам стали угрожать, хотели с ними побороться и кидали камни в небо. За это боги их наказали: часть погубили, а остальных превратили в малых и обычных людей.
Асилки




Человек, которого превратили в волколака без его желания, вреда не приносил, более того, стремился находиться ближе к людям, чтобы в случае, если его признают за человека и пожалеют, он мог вернуться в человеческий облик. Такие волколаки совсем ручные, жалобно стонут, потому что не теряют человеческих чувств. Выглядят как волки, только с человеческими глазами. На шее у них белая полоса.
Бывало, целый свадебный поезд превращали в волколаков. Грустные волки слезали с воза и шли в лес. По лошадям, которые вернулись домой, сельчане догадывались про то, что случилось.
Умели беларусы выращивать Змея. Для этого ждали, когда черный петух снесет яйцо особенного вида, напоминающее раковину улитки. Делает он это раз в семь лет. Затем яйцо клали под мышку и носили 3 года. Из яйца выводился маленький Змей. Он был похож на ужонка, только с крыльями и весь горел, как золотой.


Читайте также: