Сообщение позднее творчество л н толстого анна каренина воскресение

Обновлено: 05.07.2024

ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ
(1828 – 1910)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Основные положения лекции учителя

В романе дан широкий показ русского общества:
— высшая знать (Щербацкие, Облонские, Вронские, Тверские);
— чиновники высшего класса (Каренин, Стремов);
— крупные капиталисты (Мальтус, Рябинин, Бомаринов);
— представители интеллигенции (доктор, художник, адвокат);
— крестьяне, слуги.

В центре произведения — образ Анны Карениной, давший название роману. Развитие сюжета — в столкновении Анны с окружающим миром.

Выводы. Автор осуждает Анну за то, что она разрушила семью. В образе Левина звучит призыв к дворянству изменить свою жизнь. Толстой отрицает образ жизни дворянского общества, погрязшего в пороках.

4. По мнению Толстого, если невозможно жить вне общества, то нужно хотя бы показать его несовершенство.

Выводы.

Воскресение Нехлюдова — путь дворянина к народу, проповедь нравственного совершенствования, непротивления злу насилием


5. Толстой принимает решение: нужно уйти не от общества, а из общества.

Выводы.

28 октября 1910 г. темной, сырой осенней ночью 82-летний писатель в сопровождении врача Маковицкого тайно и навсегда покинул Ясную Поляну. По пути он заболел и на станции Астапово вынужден был остановиться. 7 ноября Л. Толстого не стало. Есть в яснополянском парке, на краю оврага, одинокая могила. На ней нет ни креста, ни памятника, только невысокий холм, покрытый дерном. Великий бунтарь нашел здесь успокоение. Лев Николаевич Толстой остался наедине с природой, которую так любил.

Итог уроков.

В конце жизни великий писатель, мыслитель и философ Л. Н. Толстой приходит к мысли о порочности общества, к которому он сам принадлежал. И он находит в себе силы возвыситься до отрицания современного ему мира, считая, что выход из создавшейся ситуации в нравственном самосовершенствовании человека.


УРОКИ 126*-127*
Классное сочинение
или контрольная работа по творчеству Л. Н. Толстого.

1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

(для классов гуманитарного профиля)

Основные положения лекции учителя

— нужно изменить мир изначально, с детского возраста, занимаясь педагогической деятельностью;

В романе дан широкий показ русского общества:

— высшая знать (Щербацкие, Облонские, Вронские, Тверские);

— чиновники высшего класса (Каренин, Стремов);

— крупные капиталисты (Мальтус, Рябинин, Бомаринов);

— представители интеллигенции (доктор, художник, адвокат);

В центре произведения — образ Анны Карениной, давший название роману. Развитие сюжета — в столкновении Анны с окружающим миром.

Выводы. Автор осуждает Анну за то, что она разрушила семью. В образе Левина звучит призыв к дворянству изменить свою жизнь. Толстой отрицает образ жизни дворянского общества, погрязшего в пороках.

4. По мнению Толстого, если невозможно жить вне общества, то нужно хотя бы показать его несовершенство.

28 октября 1910 г. темной, сырой осенней ночью 82-летний писатель в сопровождении врача Маковицкого тайно и навсегда покинул Ясную Поляну. По пути он заболел и на станции Астапово вынужден был остановиться. 7 ноября Л. Толстого не стало. Есть в яснополянском парке, на краю оврага, одинокая могила. На ней нет ни креста, ни памятника, только невысокий холм, покрытый дерном. Великий бунтарь нашел здесь успокоение. Лев Николаевич Толстой остался наедине с природой, которую так любил.

Итог уроков. В конце жизни великий писатель, мыслитель и философ Л. Н. Толстой приходит к мысли о порочности общества, к которому он сам принадлежал. И он находит в себе силы возвыситься до отрицания современного ему мира, считая, что выход из создавшейся ситуации в нравственном самосовершенствовании человека.

Уроки 126*—127*.

Последний период жизни Толстого — это время окончательной переоценки ценностей, конфликтов с окружением. Выясним, в чем особенность его творчества того времени.

Это часть интерактивных уроков, подготовленных образовательной платформой Level One в сотрудничестве с крупнейшими российскими экспертами.



Поговорим о позднем Толстом и начнем с того, какие темы и сюжеты берет писатель, от чего отказывается и чем очень раздражает читателей.

🏠 С 1882 по 1901 Толстой жил в основном в Москве (ради образования детей), и его дом стал одним из культурных центров, где встречались писатели, художники, ученые.











Лев Толстой глазами художника Ильи Репина.

1 — Илья Репин. Портрет писателя Л.Н.Толстого. 1887

2 — Илья Репин. Пахарь. Лев Николаевич Толстой на пашне.1887.

3 — Илья Репин. Лев Николаевич Толстой в яснополянском кабинете.1887.

4 — Илья Репин. Портрет Л. Н. Толстого.1891

5 — Илья Репин. Этюды Л. Н. Толстого. 1891.

6 — Илья Репин. Лев Николаевич Толстой на отдыхе в лесу. 1891.

7 — Илья Репин. Лев Николаевич Толстой в кабинете под сводами. 1891.

8 — Илья Репин. Лев Николаевич Толстой за работой в кабинете хамовнического дома в Москве. 1893.

9 — Илья Репин. Л. Н. Толстой босой. 1901.

10 — Илья Репин. Лев Николаевич Толстой в розовом кресле. 1909.

👫 В сюжете романа противопоставлены настоящее и прошедшее и истории двух героев, Нехлюдова и Катюши Масловой.

➖ В прошлом — короткая любовная история и долгая история падения.
➖ В настоящем — несправедливый суд и внутренний суд над собой, медленное движение к истине.

✍️ Толстой повторяет свою излюбленную технику — остранение, взгляд со стороны, который открывает подлинную страшную природу всего, что считается нормальным.

⛓ Теперь у Толстого нет чистых картин природы, которая выше и больше человека: никто, кроме повествователя, не смотрит на небо и деревья, и сразу же после короткой зарисовки городской весны мы попадаем в тюрьму.

«Утром и днем тяжелый сон после оргии ночи. В третьем, четвертом часу усталое вставанье с грязной постели, зельтерская вода с перепоя, кофе, ленивое шлянье по комнатам в пеньюарах, кофтах, халатах, смотренье из-за занавесок в окна, вялые перебранки друг с другом; потом обмывание, обмазывание, душение тела, волос, примериванье платьев, споры из-за них с хозяйкой, рассматриванье себя в зеркало, подкрашивание лица, бровей, сладкая, жирная пища; потом одеванье в яркое шелковое обнажающее тело платье; потом выход в разукрашенную, ярко освещенную залу, приезд гостей, музыка, танцы, конфеты, вино, куренье и прелюбодеяния с молодыми, средними, полудетьми и разрушающимися стариками, холостыми, женатыми, купцами, приказчиками, армянами, евреями, татарами, богатыми, бедными, здоровыми, больными, пьяными, трезвыми, грубыми, нежными, военными, штатскими, студентами, гимназистами — всех возможных сословий, возрастов и характеров.

⚪️ В этом состоянии у Толстого находится весь мир — нет настоящего движения, нет личностей, только бессмысленный цикл.

✍️ Толстой пишет о богоискательстве так же, как обо всех вариантах внутреннего развития героев. Нехлюдов проходит классическую религиозную инициацию — через раскаяние, отвращение к себе, очищение, чтение священного текста. А голос повествователя все время обращает наше внимание на пропасть между смыслом христианской веры (как ее понимает сам Толстой) и религиозной практикой.

📜 Театральности ритуала противопоставлен личный внутренний опыт Нехлюдова в самом конце романа. Он решает перечитать Евангелие от Матфея, и Толстой прямо превращает текст романа в комментарий к тексту Писания. Только вместо традиционных объяснений символических подтекстов, параллелей, богословских рассуждений Нехлюдов впервые просто читает сам текст:

📍 Простота и ясность — лейтмотивы позднего Толстого. В последней сцене романа можно видеть руководство к действию, с которого начинается толстовство как общественное движение — но это одновременно и эстетический манифест.

👀 Роман на наших глазах превращается в притчу, и все творчество Толстого в это время стремится вернуть литературу к более древним и, с его точки зрения, более чистым и понятным формам.




Для низшего, крестьянского сословия силой, обесчеловечивающей их всех и каждого, является способ их бытия. В массе своей они живут устоявшимися обычаями, образ их жизни предусматривает пребывание в нищете. Не нищету следует признать причиной, обесчеловечивающей крестьян. Эти люди таковы не потому, что они нищие. Они сами, как люди, порождают своим человеческим бытием свою духовную и материальную нищету. Крестьяне живут потребностями и интересами, представлениями и запросами своего сословия. Правоту своих представлений Толстой утверждает, описывая появление на свет Катерины Масловой. Она была шестым ребенком незамужней дворовой женщины. От сословной же судьбы, как показывает писатель, Катю ничего не могло спасти. Не приспособленная к трудовой, простонародной жизни, она обречена была стать игрушкой для сословия господ. Попав в дом прелюбодеяний, она стала публичной девкой.

Для низшего, крестьянского сословия силой, обесчеловечивающей их всех и каждого, является способ их бытия. В массе своей они живут устоявшимися обычаями, образ их жизни предусматривает пребывание в нищете. Не нищету следует признать причиной, обесчеловечивающей крестьян. Эти люди таковы не потому, что они нищие. Они сами, как люди, порождают своим человеческим бытием свою духовную и материальную нищету. Крестьяне живут потребностями и интересами, представлениями и запросами своего сословия. Правоту своих представлений Толстой утверждает, описывая появление на свет Катерины Масловой. Она была шестым ребенком незамужней дворовой женщины. От сословной же судьбы, как показывает писатель, Катю ничего не могло спасти. Не приспособленная к трудовой, простонародной жизни, она обречена была стать игрушкой для сословия господ. Попав в дом прелюбодеяний, она стала публичной девкой.

Читайте также: