Сообщение про башкирский фольклор

Обновлено: 05.07.2024

Башкортостан уникален своей многонациональностью, причудливым сочетанием культур, красочной мозаикой традиций и нравов, свойственных множеству народностей и этнических групп, населяющих этот регион. В Башкортостане живут представители более 160 национальностей. Они как одна большая семья, научились дорожить своей дружбой, оказывать взаимопомощь в трудную минуту, радоваться успехам друг друга. Приоритеты государственной национальной политики в республике — свободное развитие всех народов, сохранение родного языка, самобытной национальной культуры. Это обеспечивает баланс в межнациональных отношениях, атмосферу доверительности и взаимного уважения.

Одной из форм народного творчества, причем одной из первых по времени возникновения, является фольклор. Жанровое своеобразие, богатство башкирского фольклора общеизвестно. Им восхищались, записывали и изучали десятки русских краеведов, писателей, ученых, как П.М. Кудряшев, В.И. Даль, Р.Г. Игнатьев, С.Г. Рыбаков и т.д. Так, не случайно лет шесть тому назад в Уфу приехали музыковеды из Японии, наслышанные о характере башкирских узун-кюй. Они побывали в нескольких районах нашей республики, записывали песни, изучали музыкальный фонд башкирского радио, ИИЯЛ УНЦ РАН, а на следующий год пригласили к себе в Японию наших кураистов, в составе которых был народный артист РБ Юлай Гайнетдинов. Изучив мелодику башкирских и японских народных песен, они определили много общего в их структуре.

В Башкортостане 20 февраля 1937 года был создан Республиканский центр народного творчества.

Республиканский центр народного творчества проводит работу по организации досуга населения, развитию народного творчества, сохранению и пропаганде культур народов республики в сотрудничестве с муниципальными учреждениями культуры, функционирующими в 63 муниципальных образованиях республики.

Республиканским центром народного творчества реализуются многочисленные проекты, направленные на популяризацию культуры башкирского, русского, татарского, марийского, удмуртского, мордовского, украинского и других народов. Эти мероприятия имеют огромный общественный резонанс, многие из них хорошо известны не только в республике, но и за ее пределами. Большинство мероприятий являются традиционными и проводятся уже много лет.

Плодотворная работа Министерства культуры Республики Башкортостан и Республиканского центра народного творчества по развитию и популяризации народного художественного творчества, при поддержке Правительства Республики Башкортостан, дает свои результаты.

Культурную жизнь республики, уровень сохранения и развития народных традиций во многом определяет благородный сплав культур, который демонстрируют фестивали народного творчества, проводимые Республиканским центром народного творчества.

Вовлечение устного народного творчества башкир в широкие историко-этнографические исследования становится возможным благодаря успешной собирательской и публикаторской работе. Еще во второй половине XIX в. появляется серия работ, посвя­щенных как публикации, так и исторической интерпретации баш­кирских исторических преданий, легенд и эпических произведе­ний (Небольсин, 1852; Лоссиевский, 1883; Нефедов, 1882; Соко­лов, 1898 и др.). Подавляющее большинство этих публикаций осуществлено без соблюдения научных принципов издания источ­ников такого рода, что, естественно, снижает возможности их использования.

Наиболее плодотворными в плане накопления фольклорного материала были 1930-е годы. Именно в эти годы учеными, писа­телями, учителями или просто колхозниками были - записаны и переданы в фонд Института истории, языка и литературы наибо­лее выдающиеся образцы устного народного творчества башкир

(эпические произведения, предания, исторические песни, сказа­ния и др.) 8 . В послевоенный период систематический сбор фольк­лора возобновился в конце 1950-х годов, когда ИИЯЛ БФАН СССР вновь стал организовывать ежегодные фольклорные экспе­диции. Экспедициями более чем за десять лет накоплен громад­ный материал, однако с точки зрения историко-этнографической ценности он уступает фольклорным памятникам, собранным раньше; эпические произведения, сказания, исторические песни в связи с изменившимися условиями постепенно стираются в па­мяти народа, а во многих случаях и вовсе исчезают.




Научный архив БФАН СССР, ф. 3, оп. 12, д. 222, 223, 227, 230, 233, 242, 269, 276, 277, 292, 294, 298, 300, 303, 336.

Фиксируя внимание на перспективности использования баш­кирского фольклорного материала в качестве историко-этнографи-ческого источника, в то же время подчеркнем, что пока эти воз­можности все же ограниченны. Кроме обстоятельств, отмеченных выше, здесь существенное значение имеет взаимосвязанность изу­чения истории и фольклора. Фольклор, безусловно, помогает по­нять историю, но, чтобы постичь исторические истоки самого фольклора и проникнуть в закономерности его генезиса и разви­тия, надо хорошо знать историю народа. Теперь многие признают, что значение фольклорных памятников в изучении истории бес­письменных в прошлом народов велико. Но фольклор не может быть единственной и даже основной источниковедческой базой. Фольклор может широко раскрыть свои возможности как истори­ческий источник только в том случае, когда он интерпретируется уже с позиций достаточно широко и обстоятельно разработанных исторических концепций. Вот почему в нашем исследовании мы избегали, несмотря на многочисленные, казалось бы, возможности, использования материала, почерпнутого из устного народного творчества, в качестве основного источника при решении вопро­сов этнической истории. Как правило, сведения и наблюдения, извлеченные из фольклорных произведений, выступают в работе как дополнительный материал, помогающий усилить аргумента­цию тех или иных положений. Но и в такой роли фольклорный материал в этногенетических исследованиях кочевых и беспись­менных в прошлом народов занимает как исторический источник почетное место.

К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. 1, стр. 419.

Ономастический материал

В то же время успешно начатая работа в области ономастики в источниковедческом плане требует дальнейшего развития и углубления. Ценность этимологических изысканий, которым исто­рики всегда придавали значение, возрастает при условии установ­ления хотя бы относительной датировки появления данного на­звания в среде конкретного этноса. Для этого ономастам пред­стоит основывать свои построения не на фрагментах ономастиче­ского материала. Совершенно необходимо накопление данных по всему изучаемому этносу и по всей территории его исторического обитания. Только при этом условии появится возможность исто-рико-хронологического (или стратиграфического) членения мате­риала и далее этимологических и семантических изысканий, опи­рающихся на системные знания об историческом развитии данной группы названий. В свете указанных требований необходимо от­метить работу А. А. Камалова по гидронимии Башкирии (1969). В настоящее время в ИИЯЛ БФАН СССР ведется активная ра­бота по составлению общей картотеки топонимических названий БАССР.


Башкиры создали богатый фольклор, связанный с ранним периодом их истории. В произведениях устного народного творчества художественно отражены воззрения древних баш­кир на природу, их житейская мудрость, психология, нрав­ственные идеалы, социальные чаяния и творческая фантазия. Жанровый состав башкирского народного творчества разно­образен: эпос и сказка, легенды и предания, загадки, песни (обрядовые, эпические и лирические), байты и мунажаты и др.

Существовали легенды об утках-демиургах, сотворивших некогда землю из песчинок, глины, ила, добытых ими со дна моря. В башкирском фольклоре известны образы утки и се­лезня, выступающие как духи-хозяева горного озера. Пред­ставления о создании земли птицами встречаются в мифоло­гии монгольских, скандинавских и ряда тюркских народов. Возникновение подобных легенд обуславливалось древним образным мышлением, связанным с трудовой деятельностью людей эпохи родового строя.

Значительное место в башкирском фольклоре занимают топонимические предания и легенды. Древнейший их пласт составляют легенды, восходящие к мифологическим пред­ставлениям. Так, по легенде, записанной в д. Турат (Илясово) Хайбуллинского района, название косогора Турат про­изошло оттого, что там будто бы похоронен крылатый конь-тулпар. По легенде „Караидель“, родник Караидель забил из-под земли в том месте, где могучий крылатый конь уда­рил копытом. В топонимических легендах, как и в космого­нических, природа поэтически одушевляется. Реки разгова­ривают, спорят, сердятся, ревнуют („Агидель и Яик“, „Агидель и Караидель“, „Калым Урала“, „Большой и Малый Инзер“).

Своеобразны старинные предания, в которых рассказыва­ется о происхождении племен, родов и их названий, а также об историко-культурных связях башкир с другими народами. Самый древний мировоззренческий пласт образуют легенды-предания о родоначальниках башкирских племен. Первопредками башкирских родов выступают Волк („Потомство вол­ков“), Медведь („Происхождение от медведя“), Конь („Тар­пан человечий“), Лебедь („Племя Юрматы“) и демонологи­ческие существа — черт („Род шайтанов“), шурале-леший („Род потомков шурале“) и т.д.

Исторические предания башкир отражают многие реаль­ные события общественного значения в народном осмыслении. Память народа сохранила и донесла до нас отзвуки трагичес­кой эпохи, эпохи монголо-татарского нашествия. Народные рассказы описывают нашествие монголов как вторжение на благодатную землю мирно живущих людей „черной жестокой рати“, уничтожающей на своем пути все живое, все священ­ное. Они запечатлели имена батыров, которые встали на за­щиту родной земли и погибли в неравном бою (Биксура, Акман-Токман). Предание, записанное в середине прошлого века В.С.Юматовым от башкир племени мин, изображает события времен владычества ногайских мурз.

К жанрам фольклора, возникшим в глубокой древности, от­носится загадка. Вначале она была связана с верованиями пер­вобытных людей, носила обрядовую функцию, а затем с измене­нием общественно-исторических условий постепенно приобре­ла педагогическое значение и развлекательную функцию.


В загадках народ создает поэтический образ того, что его окружает: предметов, явлений, людей, животных и т.д. В отли­чие от других жанров, они поэтизируют конкретные, самые обык­новенные, но близкие и необходимые человеку вещи реальной действительности. В основе большинства загадок лежит мета­фора, т.е. перенесение значения по сходству. Объект для сопос­тавления, сравнений народ выбирает из среды, близкой к своему быту и согласно своему художественно-поэтическому вкусу.

Огромное количество „загадочных“ метафор связано с об­разами животных, с которыми люди постоянно соприкасались.

На ранних стадиях общественного развития вырабатыва­лись определенные правила человеческого общежития, мо­рально-этические понятия и нормы общества, которые офор­млялись в виде пословиц, выполнявших роль неписаных за­конов и правил. В каждой пословице выражена непреложная истина, которая была проверена наблюдениями и опытом мно­гих поколений. Кроме эпосов, легенд, преданий, сказок, зага­док, пословиц, башкирский фольклор включает в себя песни, кулямасы, байты и др. жанры.

Устно-поэтическое творчество башкир

Башкирское устно-поэтическое творчество обширно по своему объему и разнообразно по жанрам. Лучшие эпические жанры созданы безымянными мастерами импровизированного художественного слова — сэсэнами. В их творчестве особенно большого совершенства и неповторимой национально-поэтической самобытности достиг жанр кубаира.

Кубаир — это основная жанровая форма и народный тип стиха башкирских героических сказаний. Кубаиры близки и родственны, например, русским былинам, украинским думам, казахским жырам, якутским олонхо, кавказским нартам. Основное идейно-тематическое содержание кубаиров связано с прославлением родины, родного Урала, народа и его славных батыров. Глубокое общественно-патриотическое содержание кубаиров, их эмоциональная сила придали этому эпическому жанру величие и мощь наказа-клича Родины, поэтических наставлений и заветов предков.

В кубаирах выявляется искусство красноречия и народная мудрость. Особенностью кубаиров следует признать и то, что в них часто употребляются пословицы, поговорки, крылатые выражения. Некоторые почти целиком состоят из афористических изречений.

Наиболее значительные и самобытные героические сказания-кубаиры — это „Урал-батыр“, „Акбузат“, „Заятуляк и Хыухылыу“, „Алпамыша и Барсынхылыу“, „Кузыйкурпэс и Маянхылыу“, „Кусяк-бий“.

Одним из ранних памятников башкирского эпоса является героическая поэма „Урал-батыр“, в которой выражена идея победы жизни над смертью. Урал-батыр победит Смерть, пожертвовав при этом своей жизнью: он отказался выпить добытую им с великими трудностями живую воду и разбрызгал ее вокруг себя, чтобы обессмертить природу. Люди насыпали над его могилой высокий курган, от которого, как говорится в поэме, образовались Уральские горы, а останки Урал-батыра сохранились в виде различных драгоценных камней, золота, серебра и железа.

Тематическим завершением поэмы об Урал-батыре является сказание „Акбузат“.

В сказаниях „Кузыйкурпэс и Маянхылыу“, „Алдар и Зухра“, „Кусяк-бий“, в отличие от мифологического эпоса, реально проступает быт, обычаи, верования, традиции кочевого хозяйства, празднества, спортивные состязания. Они насыщены глубоким лиризмом, мотивами любви и верности, преданности друг другу.

Среди традиционных жанров башкирской народной песни (йыр) выдающееся положение занимает озон-кюй — сокровищница башкирской народной музыкально-поэтической культуры. В озон-кюй наиболее глубоко и всесторонне выражен национальный характер башкирского народа. озон-кюй в то же время и национальный эпос: в прошлом, не имея возможности запечатлеть свою насыщенную богатыми событиями историю в письменной форме, башкирский народ стремился отобразить ее в озон-кюй.

Черты художественного самосознания людей наиболее древнего периода выражены в сказках. В башкирском сказочном эпосе наиболее богато представлены сказки волшебные, бытовые и о животных. Волшебные сказки отражают страх и удивление человека перед непонятными силами природы, показывают борьбу человека с этими силами, их преодоление. Богатая природа Урала — обилие гор, лесов, вод — не могла не поражать воображение человека, не возбуждать желание найти посильное объяснение непонятным явлениям.

Основными персонажами башкирских волшебных народных сказок выступают: аждаха, юха, дейеу, пэри, мэскэй — злые духи и враждебные людям существа. Среди положительных персонажей выделяется крылатый конь Толпар — верный слуга сказочного героя и громадная птица Сэмрегош, которая спасает героя за то, что он избавляет ее птенцов от дракона. Сказочная традиция выработала также целый ассортимент волшебных предметов, облегчающих героям их подвиги. Наиболее широко употребляемыми из них являются меч-самосек, топор-саморуб, шапка-невидимка; вода, прибавляющая или убавляющая силу; гребешок, из которого вырастает лес; зеркало, превращающееся в озеро (реку, море); курай, из которого капает кровь, если герой попал в беду, или молоко — при удаче героя; целебная трава; одежда, которая не изнашивается; хлеб, который не кончается.

Башкирские бытовые сказки вводят в атмосферу кочевой жизни, в быт охотников, скотоводов. Сказки всегда кончаются возвращением героя на родину и победой.

> > This page is based on a Wikipedia article written by contributors (read/edit).
Text is available under the CC BY-SA 4.0 license; additional terms may apply.
Images, videos and audio are available under their respective licenses.

Tell your friends about Wikiwand!

Suggest as cover photo

Would you like to suggest this photo as the cover photo for this article?

Thank you for helping!

Your input will affect cover photo selection, along with input from other users.

Читайте также: