Сообщение о ш пение

Обновлено: 06.07.2024

Вокал (или пение) – самое древнее музыкальное искусство. Пение заключается в исполнении мелодии с помощью голоса человека. Исполнителей называют певцами или вокалистами. Вокал является искусством потому, что певец должен не только точно повторить мелодию, написанную композитором, но и про помощи голоса передать все ее оттенки, характер и настроение, не каждый человек способен на это.

Что должен уметь вокалист?

Выделяют три основных качества певца:

  • развитый музыкальный слух – это способность различать и запоминать музыкальные звуки разной высоты;
  • чувство ритма – это способность точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии, то есть, исполнять мелодию, выдерживая все длительности нот;
  • координация между слухом и голосом – способность читать с листа мелодию или воспроизводить высоту услышанного звука.

Если у человека плохо развито одно из этих чувств, ему будет довольно сложно петь. Конечно, каждое чувство можно развить, но для этого необходимо много тренироваться.

Голос человека индивидуален, как и его отпечатки пальцев. Невозможно найти двух людей с абсолютно одинаковыми голосами. Несмотря на это можно разделить человеческие голоса на четыре категории: высокие женские голоса (в музыке их называют сопрано), низкие женские голоса (альт), высокие мужские голоса (тенор), средние мужские голоса (баритон), низкие мужские голоса (бас). Разделение зависит от диапазона голоса. Диапазон – это те ноты, которые певец может спеть. Например, низкий голос не сможет спеть очень высокую ноту и наоборот.

Акадамический вокал

Существует две разновидности пения: народное и академическое. Народное пение отличается открытым, прямым звуком. Академическое пение – более профессиональное, певец способен полностью управлять своим голосом. Первая школа, где начали обучать академическому вокалу, возникла в Италии в 17 веке. Конечно, до этого времени тоже были профессиональные певцы, но под словом школа понимаются особые традиции, собственная манера пения. Вокалисты итальянской школы, покоряли целые страны свои искусством пения. Вскоре появилась и французская школа вокала. Певцы Франции отличались по манере исполнения от итальянцев, они сильнее разрывали слова, делая фразы гораздо короче (итальянцы старались, как можно сильнее связать каждый слог слова, поэтому на одном вдохе они могли исполнить очень длинную мелодию).

Вокал (или пение) – самое древнее музыкальное искусство. Пение заключается в исполнении мелодии с помощью голоса человека. Исполнителей называют певцами или вокалистами. Вокал является искусством потому, что певец должен не только точно повторить мелодию, написанную композитором, но и про помощи голоса передать все ее оттенки, характер и настроение, не каждый человек способен на это.

вокальное искусство, исполнение музыки голосом, искусство передавать средствами певческого голоса идейно-образное содержание музыкального произведения, один из древнейших видов музыкального искусства. П. может быть со словами и без слов (см. Вокализация); сольным (одноголосным), ансамблевым (на два голоса — Дуэт, на три — Трио, на четыре — Квартет и др.) и хоровым. Обычно П. сопровождается инструментальным Аккомпанементом, но может осуществляться и без него — А капелла. Основными жанрами П. в классической музыке являются оперное П., связанное с драматическим действием, с театральным представлением, включающее в себя все виды вокального искусства, и камерное — исполнение романсов, песен, главным образом Соло или небольшими ансамблями (См. Ансамбль). В лёгкой музыке соответственно существуют жанр оперетты и эстрадный жанр, включающий множество стилей пения (в народной манере, говорком, нараспев, в микрофон и др.).

Для исполнения профессиональной музыки голос должен быть специально приспособлен и развит (см. Постановка голоса).

Существуют три основных типа построения вокальных мелодий и соответственно три манеры П.: певучий стиль, где требуется широкое, плавное, связное П.— Кантилена, декламационный стиль, где П. воспроизводит строение и интонации речи (Речитативы, монологи), и колоратурный, где мелодия в известной мере отходит от слова и уснащается многими украшениями, пассажами, исполняемыми на отдельные гласные или слоги.

Различные национальные школы П. характеризуются своим стилем исполнения, манерой звуковедения и характером певческого звука. Национальная школа П. как исторически сложившееся стилистическое направление оформляется тогда, когда возникает национальная композиторская школа, выдвигающая перед певцами определённые художественно-исполнительские требования. В национальной манере П. находят отражение исполнительские традиции, особенности языка, темперамент, характер и др. качества, типичные для данной национальности.

Первой европейской школой П. была итальянская; она сложилась в начале 17 в. Выделяясь совершенной техникой Бельканто и блестящими голосами, многие её представители получили мировое признание. Вокальность итальянского языка и удобство для голоса итальянских мелодий позволяют максимально использовать возможности голосового аппарата. Итальянская школа выработала эталон классического звучания голоса, которому в основном следуют остальные национальные школы П. Высокое совершенство итальянского певческого искусства оказало влияние на формирование и развитие др. национальных вокальных школ — французской, отличительную особенность которой составляют декламационные элементы, происходящие от распевной декламации актёров французской классической трагедии, немецкой, в своём развитии отвечавшей требованиям, которые ставила перед исполнителями вокальная музыка крупнейших немецких и австрийских композиторов, самобытной, ведущей начало от манеры исполнения народных песен, русской школы. Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского. Исполнительский стиль её выдающихся представителей О. А. Петрова, Ф. И. Шаляпина, Л. В. Собинова, А. В. Неждановой и др. характеризовался мастерством драматической игры, простотой, задушевностью исполнения, умением сочетать пение с живым, психологически окрашенным словом. Традициям русской вокальной школы следует советская вокальная школа.

Лит.: Львов М. Л., Из истории вокального искусства, М., 1964; Морозов В. П., Тайны вокальной речи, Л., 1967; Назаренко И. К., Искусство пения, 3 изд., М., 1968; Дмитриев Л. Б., Основы вокальной методики, М., 1968; Лаури-Вольпи Дж., Вокальные параллели, пер. с итал., Л., 1972; Ewen D., Encyclopedia of the opera, N. Y., [1955].

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Хоровая музыка принадлежит к наиболее демократичным видам искусства. Большая сила воздействия на широкий круг слушателей определяет ее значительную роль в жизни общества. Воспитательные и организующие возможности хоровой музыки огромны. В истории человечества бывали периоды, когда хоровая музыка становилась средством идеологической и политической борьбы.

Немного из истории хорового искусства


Первые упоминания о хоровой музыке народов Древнего мира относятся тоже ко 2 веку до н.э. Исключительное значение для развития хоровой культуры имело музыкальное искусство Древней Греции. В греческой народной музыке возникли хоровые песни, исполнявшиеся на праздниках урожая, в церковной музыке (пеан, тренос). Хоровое искусство Византии развивалось в рамках и светской, и духовной музыки.

Певческое искусство эпохи Возрождения 14-16 века явилось прогрессивным периодом в развитии хорового пения и серьезными преобразованиями профессионального хорового искусства.

В 17-18 веках хоровая музыка перестала быть только частью церковных ритуалов, постепенно обретая свою собственную эстетическую функцию.17 век – век возникновения и первого расцвета оперы, которая оказала огромное влияние на все области музыкального искусства. Одновременно с оперой возникает оратория, а несколько позже появилась кантата.

В начале 18 века монументальные оратории Г.Ф. Генделя открыли новую страницу в истории хоровой культуры, когда ход классовой борьбы в Англии поставил его творчество в непосредственную связь с политическими событиями.

Хоровое пение – русская национальная традиция


Правомерно говорить о хоровом пении, как о русской национальной традиции. Многим из нас хотелось бы изменить к лучшему судьбу России. Но как часто, вступая на этот путь, мы ощущаем беспомощность от всеобщей разобщенности! Каждый сам по себе. И так мало осталось живых русских традиций, способных объединить нас!

Современный человек нередко относится к традициям без особого почтения. Они воспринимаются как пережиток, осложняющий жизнь, и не приносящий никаких ощутимых плюсов. Но в хоре, несколько отдельных чувств сливаются в одно сильное чувство, и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце, а это очень важно.

Г.А. Струве, композитор, хормейстер,
дирижер, педагог и просветитель


Хоровое пение существует в России издавна, оно присуще человеку, как часть жизни. Люди пели за работой – когда сеяли и убирали урожай, шили и вязали. Пели за столом, в моменты отдыха и в праздник, во время богослужения и в походе. Во время торжеств все пели огромным хором, даже цари пели в хоре. Пела вся Россия. Пели хором бурлаки и плотники, студенты и учёные, пели на заводах и фабриках, в университетах и дворцах, в городе и деревне, пели везде.

Уильям Кокс,автор записок о путешествии
по России эпохи Екатерины

«Голос в России – это основной музыкальный инструмент. Поэтому все музыкальное воспитание связано именно с этим инструментом, доступным всем, каждому. У всех есть этот инструмент. Не надо специально покупать рояль, не надо ходить доставать скрипку – у тебя всё при себе. И всегда в России понимали, что именно через этот инструмент, через голос идёт всё воспитание".

В.С. Попов, хормейстер,
народный артист СССР, профессор



Хоровое пение объединяет людей, даёт им душевный подъём и чувство братского согласия. Когда голоса сливаются в унисоне или сложных гармонических аккордах, человек чувствует, что он не одинок, что все люди – братья, что родство со всей вселенной – не пустые слова.

Роберт Л. Шоу. американский хоровой дирижёр

Печаль и горе, радость и надежда, вера и счастье изливаются из человеческой души, находя выход в хоровом пении.

Хор – как инструмент со многими голосами. Он может выразить еле слышное эхо человеческих переживаний, ликование победы или величие бессмертной человеческой души.

В. Ф. Базарный,
доктор медицинских наук, академик

Пение в хоре не случайно так повсеместно распространено. В хоре голоса людей сливаются, рождая чувство согласия в главном, растворяя мелкие несогласия, которые возникают в жизни. Это чувство общности людей рождает атмосферу творчества и сотрудничества, способность трудиться в команде.


Пение в хоре развивает творческие способности в любой области жизни, жизненно необходимые каждому. Не случайно многие успешные люди в детстве пели в хоре.

Врачи говорят о том, что дети, которые поют в хоре, гораздо реже болеют, кроме того, пение снимает стресс, даёт человеку расслабиться.

Педагоги говорят о том, что пение развивает владение речью, устраняет проблемы логопедии, помогает изучению математики и иностранных языков.

Пение в хоре - это культурный досуг, эстетическое развитие, раскрытие творческих способностей в любой области жизни, важная часть здорового образа жизни.

Надо развивать, возрождать хоровое пение повсеместно и люди станут добрее и благороднее.

Патти Смит поёт в микрофон.

  • инструментальные средства (арфа, флейта, барабан)
  • семантико-речевой контекст.

Происхождение пения связано со стремлением человека выразить своё настроение в звуках голоса. Постепенно развиваясь, пение становится предметом особого искусства. Слова, благодаря пению, приобретают бо́льший рельеф. Речь, в соединении с пением, производит особенно сильное, захватывающее действие. Для пения как искусства необходимы правильная, натуральная постановка голоса и техническое вокальное развитие.

Считается, что пение или, по крайней мере, мелодичные звуки предшествовали современной человеческой речи. Поэтому слова песни мозг усваивает лучше, нежели текст без музыкального сопровождения. Это объясняет также музыкальную природу многих фольклорных жанров, так как народное творчество играло роль не только развлечения, но и способа передачи информации как современникам, так и потомкам.

Русская вокальная школа оформилась под влиянием художественных требований искусства русских композиторов-классиков М. И. Глинки, А. С. Даргомыжского, М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова, П. И. Чайковского.

Читайте также: