Волшебный круг игра для дошкольников сообщение

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Районный конкурс методических и дидактических средств обучения

Номинация: дошкольное образование

Вид: Развивающие и обучающие игры

Дидактическое пособие

Черненькая Елена Эдуардовна

2017-2018 учебный год

Критерии оценки эффективности дидактического пособия. 6

Методика использования дидактического пособия……. ….……8

Описание дидактического пособия………………………………. 9

Описание работы по предложенному материалу…. ……………11

Пояснительная записка

С точки зрения педагогики и психологии, овладение ребёнком речью — это многоуровневый и даже в чём-то загадочный процесс, требующий последовательной и целенаправленной работы всех педагогических кадров детского сада и воспитателя, и логопеда, и психолога.

Требования ФГОС к уровню овладения речевыми навыками заключаются в:

- расширении запаса слов активного (то есть постоянно используемого) и пассивного (то есть не так часто употребляемые слова, но с известным малышу значением) словаря;

- выработке речевого навыка для успешного общения, то есть для того, чтобы понимать и быть понятым;

- отработке интонации и произнесения звуков с целью узнавания и использования, чтобы понимать не только смысл слов, но и эмоциональную окраску целых высказываний, то есть всё тонкости речи;

- совершенствовании навыка воспринимать информацию на слух (это помогает выстраивать причинно-следственные связи в полученной информации, а также развивает логику и образное мышление);

- развитии связной монологической и диалогической речи.

Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, речевой среды способствующей возникновению желания активно развивать свою речь и участвовать в речевом общении. Самая близкая, доступная и увлекательная деятельность дошкольников – это игра. Между игрой и речью существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь ребёнка развивается и активизируется в игре, с другой сама игра совершенствуется под влиянием и обогащением речи.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно, и его личность в целом. Как и дальнейшее успешное обучение в школе.

В четырехлетнем возрасте формирование личности претерпевает существенные изменения, вызванные физиологическими процессами, происходящими в коре головного мозга, модификациями психических реакций, а также повышенной степенью овладения речью. Происходит накопление полноценного запаса сведений о явлениях, которые случаются вокруг ребенка. Средний дошкольный возраст - это тот период, когда активизируется восприятие информации на словесном уровне.

В результате общения с детьми в своей группе мы выявили проблемы по речевому развитию: нарушение звукопроизношения, неумение некоторыми детьми согласовывать слова в роде, числе, падеже; неумение составлять описательный рассказ о предметах, пересказывать короткие и ранее незнакомые рассказы и сказки. Дети затрудняются в узнавании на слух наличие того или иного звука в слове, подборе слова на заданный звук. Также недостаточно сформированы умения в употреблении слов, обозначающих родовые и видовые обобщения (игрушки, посуда, мебель, одежда). В результате мониторинга по речевому развитию в 2016-2017 учебном году 82,2% детей имеют средний уровень освоения программы по речевому развитию, 17, 8% - имеют большие трудности при усвоении программы по речевому развитию в силу своих индивидуальных особенностей.

Проблема. Работа по развитию речи детей проводится в полном объеме в соответствии с требованиями образовательной программы ДОУ, но результаты не соответствуют должному уровню усвоения программы по речевому развитию.

Противоречие. Возникает противоречие между освоением содержания образовательной программы ДОУ по речевому развитию и несформированностью речевых навыков детей.

Цель игры: Развитие речи и коммуникативных способностей детей.

развивать умение чистого произношения звуков родного языка;

уточнять и активизировать словарный запас;

формировать структуру предложений, лексико-грамматических категорий речи;

формировать навыки сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности;

совершенствовать развитие связной речи.

Также новизна пособия заключается в использовании старого материала – виниловых пластинок для игры с детьми. Можно сказать, старым вещам дана вторая жизнь. Дидактическая игра является настольной, то есть статичная, но в своем использовании она динамичная, так как дети вращают круги в поиске правильного ответа.

Критерии оценки эффективности дидактического пособия:

Положительная эмоциональная реакция на материал;

Вовлеченность всех детей в совместную образовательную деятельность;

Проявление инициативы и активности в общении друг с другом и со взрослыми;

Активная работа с дидактическим материалом;

Способность решать бытовые и игровые задачи посредством общения со взрослыми и сверстниками.

Дети проявляют интерес к языку;

Использование детьми простых форм объяснительной речи, простых нераспространённых и распространённых предложений;

Дети отвечают на вопросы воспитателя и сверстников, задают встречные;

Дети большинство звуков произносят чисто;

Дети пользуются средствами эмоциональной и речевой выразительности;

Дети слышат слова с заданным первым звуком;

Дети не допускают грамматические ошибки, согласовывая имена существительные и прилагательные в роде, числе и падеже, существительные с числительными;

Дети способны построить логически правильно оформленное высказывание из нескольких фраз.

Желание выполнять творческие задачи;

Дети проявляют словотворчество.

Методика использования дидактического пособия

Данное пособие можно использовать в работе с дошкольниками от 3 до 7 лет. Оборудование, необходимое для проведения любой игры, может применяться вариативно, так как все игры разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников.

Воспитатель непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно.

Воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи.

Воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной логопедической работы.

Воспитатель осуществляет обучающее руководство речевыми играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

на индивидуальных и подгрупповых занятиях в совместной деятельности;

в непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи;

в самостоятельной деятельности детей;

можно предложить родителям для игры с детьми дома.

Описание дидактического пособия.

В создании дидактического пособия участвовало два педагога, воспитатель Черненькая Е.Э. разрабатывала методическую часть, а практическую часть оформляла воспитатель Ташкинова М.С..

Круги со следующим содержанием:

№ 1. Сосна, береза, ель, дуб, рябина, клен.

№ 2. Семена и плоды вышеперечисленных деревьев.

№ 3. Листья вышеперечисленных деревьев.

№ 4. Лиса, пчелы, медведь, белка, собака, птица.

№ 5. Нора, берлога, дупло, гнездо, будка, улей.

№ 6. Орел, цапля, соловей, ворона, чайка, гусь, ласточка, аист.

№ 7. Разные формы птичьих клювов.

№ 8. Разные виды птичьих ног.

№ 9. Разные виды птичьих крыльев.

№ 10. Город, деревня, лес, море, горы, болото.

№ 11. Животные (лев, лошадь, заяц, лиса, свинья, кошка)

№ 12. Детеныши животных кольца №11.

№ 13. Символы, обозначающие большой и маленький размер.

№ 14. Цифры от 1 до 6.

№ 15. Символы: нос, глаз, зубы, уши, хвост, лапы.

№ 16. Любые предметы.

№ 17. Хвосты животных кольца №11.

№ 18. Лапы животных кольца №11.

№ 19. Предметы (коса, шишка, вертолет, мальчик, бублик, клюква)

№ 20. Игрушки (коза, мишка, самолет, кораблик, зайчик, кукла)

№ 22. Картинки (стрелочка, часики, качели, заборчик, маляр, грибочек, горка).

Описание работы по предложенному материалу:

Цель: совершенствование артикуляционных способностей детей, формирование навыков сотрудничества и самостоятельности.

Описание: Игра проводиться в паре или двумя подгруппой детей. Берутся круги 1 с изображением артикуляционного упражнения, 2 с картинками, соответствующими артикуляционному упражнению (грибок, качели, заборчик, часики, чашечка, маляр, стрелочка, горка). В одном из окошек устанавливается картинка, пара к которой подбирается путём прокручивания второго кольца. В этих играх обязательно одной картинке круга 1 должна соответствовать картинка круга 2. Дети, находя и подбирая картинки, одновременно закрепляют навыки выполнения артикуляционных упражнений, называют артикуляционные упражнения и закрепляют стихи, разученные к данному упражнению. (см. Приложение 1)

2. Игры на подбор пары

Цель игр:

совершенствование лексико-грамматического строя речи

закрепление навыка словообразования и словоизменения.

расширение и активизация словаря

развитие связной речи

Описание: Организация и условия проведения игр те же. На 1 круге картинка животного или птицы, на 2 круге части его тела (хвост, лапы, уши, нос, крылья…) или детёныши, или место обитания, или несколько животных и птиц. Дети, раскручивая круги, подбирают пару.

3. Игры на развитие творческого воображения

Цель игр:

совершенствование навыка речевого общения

закрепление навыка формирования самостоятельного высказывания

развитие речевого творчества, связной речи

формирование навыка сотрудничества, взаимодействия и самостоятельности

Описание: На 1 круге, предметные картинки, на 2 круге картинки, подходящие по рифме (коза-коса, мишка-шишка и т.д.). Дети, раскручивая круги, подбирают пару, подходящую по рифме, придумывают короткие стихи и читают их.

Воспитатель: Какими игрушками ты любишь играть? Жители твоего игрового уголка могли бы рассказать немало интересных историй. Возможно, им бывает весело и грустно, интересно и скучно.

- Сочини истории, героями которых будут твои игрушки.

В игре на развитие творческого воображения подбираются кольца как для первого типа игры, но при этом раскручиваются оба кольца. Далее обсуждается несовместимая на первый взгляд комбинация. Например, совпали картинки колец № 11 и 12.

Дети проявляют активность в общении, отвечают на вопросы, задают встречные, используют простые формы объяснительной речи; используют простые нераспространённые и распространённые предложения, большинство звуков произносят чисто, пользуются средствами эмоциональной и речевой выразительности; проявляют словотворчество, интерес к языку.

В результате повторного мониторинга, проведенного в начале 2017-2018 учебного года 28% детей имеют высокий уровень освоения программы по речевому развитию , 62,2% детей - средний уровень, а 9, 8% детей затрудняются в высказываниях полными распространенными предложениями, имеются трудности в звукопроизношении.

Полученные результаты по речевому развитию оправдали работу с дидактическим средством обучения детей в совместной деятельности.

Эффективность использования дидактического пособия ориентирует на дальнейшую работу с детьми в старшей группе.

Список используемой литературы:

Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.П. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.

Федеральный государственный образовательный стандарт ДО.

Генинг М. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольника правильной речи. Пособие для воспитателей детских садов. 4-е издание. -- Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1980.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Наглядно-дидактическое пособие: Для занятий с детьми 4–6 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

Сказка о Веселом язычке.

- Послушай, сказку о Веселом Язычке и выполни упражнения.

Рот — домик, губы — двери.

А кто живет в этом домике?

В этом домике, дружок,

Живет Веселый Язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка,

И немножко шалунишка.

Приоткрыл Язык окно,

А на улице тепло.

Язычок наш потянулся,

Широко нам улыбнулся,

А потом пошел гулять,

На крылечке загорать.

Наш Веселый Язычок

Повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

А потом опять вперед,

Тут немного отдохнет.

На крылечке полежал,

На качели побежал.

Вверх взлетел он смело.

Но пора за дело.

Поспешил к себе во двор,

Чтобы починить забор.

Быстро взялся он за дело,

И работа закипела.

Обновить заборчик надо.

Стала кисточка плясать,

Наш заборчик не узнать.

В лес пошел он погулять,

Чтоб грибочки собирать.

Все гулял, проголодался

И домой засобирался.

Как пришел домой опять -

Кашу в чашечке мешать.

Скрылось солнце за горой,

Язычок пошел домой.

Дверь он запер на замок.

Лег в кроватку и умолк.

Дементьева Е.Г. ________

11 декабря 2017 года

Основные задачи развития речи решаются на протяжении всего дошкольного детства, и на каждом этапе идёт постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения.

В дошкольном возрасте ребёнок овладевает диалогической речью, которая имеет свои специфические особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи, но неприемлемых в построении монолога, который строился по законам литературного языка. Только специальное речевое воспитание подводит ребёнка к овладению связной речью, которая представляет собой развёрнутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений, разделённых по функционально - смысловому типу описание, повествование, рассуждение. Формирование связности речи, развитие умений содержательно и логично строить высказывание является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника.

Каждый ребёнок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. В тоже время речь детей должна быть живой, выразительной. Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи - это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребёнка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в четкой, логичной речи. По тому, как ребёнок умеет строить своё высказывание, можно судить об его речевом развитии.

Состав и назначение игрового набора

Для составления силуэта нужно использовать все 10 элементов, без наложений одной на другую. Игроку придется анализировать ситуацию, представлять части составляемого предмета и находить способы их соединения.

Из геометрических деталей набора получаются ящерицы, цветы, ракеты, животные и птицы. Головоломка заставит изучить признаки геометрических фигур и освоить счет. Составление сложных геометрических фигур развивают сообразительность, пространственное воображение, абстрактное мышление, комбинаторные способности, терпение и мелкие движения пальцев.

Ребенка нужно постепенно знакомить с игрой, а для начала вместе рассмотреть и сгруппировать по размерам и форме детали, найти одинаковые и попробовать скомбинировать их друг с другом разными способами.

Игры головоломки

Мамышева Светлана Васильевна

Город Абакан Республика Хакасия.

Воспитатель.

Игры – Головоломки

З.А Михайлова, Р.Л Непомнящая

Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели как на занятии, так и в повседневной жизни. Игровые занимательные задачи содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. В истории развития методики обучения детей математике накоплено довольно много подобного материала, часть его доступна и дошкольникам.

В пособии имеются задачи, игры, головоломки для работы с детьми 4-7 лет. Материал представлен в определенной системе, что важно для повышения уровня общего умственного развития ребят, подготовки их к усвоению курса математики в школе, для творческого труда в будущем.

Занимательный математический материал рассматривается и как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя на занятиях и вне их.

Виды игр-головоломок

Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач;

Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.

Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Играть необходимо по принципу от простого — к сложному.

Изготовить игры очень просто. Перенести чертёж и вырезать, соблюдая все пропорции. Использовать лучше цветной картон.

Это древняя китайская игра — квадрат, разделённый на 7 геометрических фигур. Из этих фигур можно составить огромное количество самых разнообразных силуэтов: человека, предметов домашнего обихода, игрушек, различных видов транспорта, цифр, букв и т.д

ВОЛШЕБНЫЙ КРУГ

Детали игры получаются в результате деления круга на 10 частей. Игра даёт возможность создавать силуэты человека, домашних животных, птиц, рыб, предметов обихода и т.д.

В составлении силуэтов должны быть использованы все части набора. Однако на первых порах можно не требовать строгого выполнения этого правила.

ГОЛОВОЛОМКА ПИФАГОРА

В игре нужно по возможности помогать ребенку, который может не суметь преодолеть возникающие трудности. Для занятий с детьми предлагается несколько заданий:





Головоломка Волшебный круг


О нашей игре Игра предназначена для полезного общения родителей с детьми, групповой и индивидуальной работы в детском саду (в т.ч. в разновозрастных группах), самостоятельной деятельности детей.

Игра развивает:

  • восприятие формы
  • способность выделять фигуру из фона
  • выделение основных признаков объекта
  • глазомер
  • воображение (репродуктивное и творческое)
  • зрительно-моторную координацию
  • зрительный анализ/синтез
  • умение работать по правилам

Игра предназначена для детей с 4 лет

Основным правилом классических головоломок является то, что для построения изображения должны использоваться все входящие в комплект детали. Поскольку для 4-х летнего ребенка такая задача чаще всего оказывается непосильной, начинать освоение игры лучше с варианта использования головоломки в качестве геометрической мозаики (когда для построения фигуры необходимы лишь несколько деталей).

Качели Лодка Грибок Домик

В комплект игры входят контурно-силуэтные изображения картинок в масштабе 1:1 (стр.1-4). Пусть ребенок попробует, выбрав нужные детали, собрать картинку наложением их на образец. (Самым маленьким предложите собрать картинку наложением на том образце, где прорисовано расположение деталей головоломки, см. Стр. 1, Стр. 2). Более простой вариант дать ребенку картинку и уже отобранные для построения этой картинки детали. На Стр. 3, Стр. 4 ребенок, если сумеет, может воспользоваться уменьшенными изображениями-подсказками. (Подсказки можно прикрыть листом бумаги.) Сложнее собрать картинку рядом с ее контурным изображением. В этом случае тоже можно предложить ребенку уже отобранные детали или предоставить самостоятельно выбирать их из полного комплекта головоломки. Еще один вариант задания представлен на Стр. 5. Пусть ребенок выберет необходимые детали (они нарисованы непосредственно на картинке) и, правильно их расположив, соберет картинку. Это упражнение развивает восприятие, ориентировку, зрительно-моторную координацию. Детям 5-6 лет можно предложить собрать картинку по уменьшенному изображению, на котором прорисовано расположение деталей головоломки (стр.6, рис. в кругах на стр.3, 4). В процессе игры ребенок учится видеть соотношение формы и размеров фигур, их пространственную ориентацию, тренирует зрительно-моторную координацию. Полезно рассмотреть силуэтные изображения и попросить ребенка сказать, на что они похожи. Если ребенку сложно, можно попросить его: найди здесь картинку, похожую на жирафа ( и обсудить, почему она похожа именно на жирафа: видна длинная шея, туловище, ноги…); на жука, на птицу и т.д. Можно также попросить ребенка сопоставить уменьшенное силуэтное изображение и изображение, на котором прорисованы детали головоломки. (См. Стр. 6) Это упражнение развивает аналитико-синтетические функции, способность выделять фигуру из фона, концентрацию внимания.

Возможные дополнения к игре:

  • сложить наугад 2-3 детали, обвести их и придумать, на что похоже
  • обводка отдельных деталей, создание узоров
  • использование нескольких наборов головоломки в качестве плоскостного геометрического конструктора.

Рекомендуемая литература — З.А.Михайлова “Игровые занимательные задачи для дошкольников”.

Составитель текста Перельман В.Е. © “Оксва”, 2007

Правила игры танграм

В игре танграм необходимо соблюдать следующие правила:

  • При составлении изображений используется весь комплект деталей целиком;
  • Детали геометрического конструктора присоединяются друг к другу;
  • Нельзя накладывать детали друг на друга.

Еще более интересной игру ТАНГРАМ позволяют сделать загадки.

Предлагаю вашему вниманию несколько страничек из моей книги. Отгадывание загадок и, одновременное построение отгадки из элементов танграма, великолепно развивает логическое, наглядно-образное и пространственное мышление.

Материал будет полезен педагогам, работающим с дошкольниками (начиная с раннего возраста), младшими школьниками; а также будет полезен родителям и просто увлеченным людям.

Цель:
Развитие психических процессов.
Задачи:
Развивать:
Процессы внимания;
Мелкую моторику;
Навыки счета;
Пространственную ориентировку;
Цветовосприятие;
Навыки самоконтроля в процессе деятельности.
Материалы и оборудование:
1. Разноцветные пластмассовые крышки от пластиковых бутылок среднего и большого размера.
2. Прищепки разного цвета.
2. Прозрачные емкости для хранения крышечек и прищепок.
3. Схемы с заданиями.
Условия и ход игры:
Для игры Вам нужно набрать крышек от питьевого йогурта и пластиковых бутылок, купить прищепки и подготовить большое количество схем - кругов, по которым дети будут работать.




Также разнообразные картинки небольшого размера, карандаши, фломастеры, вырезанные цифры, скотч для поверхности схемы (для более длительного применения).
Схемы в виде кругов, которые состоят из 8, 6 частей (основа).
















Ход:
На этой же схеме. На прищепки наклеиваем цифры, затем дети подбирают прищепку нужного цвета с нужным числом к определенному цвету треугольника.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты


"Волшебные круги"

Это авторское методическое пособие помогает детям играючи проводить звуко-слоговой анализ слов.


Волшебный круг (развлечение).
Конспект НОД "Игры в волшебном круге"

Конспект НОД для детей 4 - 5 лет по формированию коммуникативных навыков.


Игра предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В игре могут участвовать от 1 до 4 детей. Игра будет интересна воспитателям детских садов, родителям, гувернерам и др.


Цель пособия: повысить эффективность художественно-эстетического воспитания. Возраст: пособие предназначено для работы с детьми от 3 до 7 лет. Усложнения по возрасту представляют собой подбо.


Волшебный круг

Нашим детям , бывает и взрослым очень часто хочется взять кисть и изобразить что-нибудь эдакое необычно красивое. Что же этому может помешать.


В доступной форме знакомит детей с правами человека, записанные в Декларации прав человака.

Читайте также: