Сообщение преподобных церковных деятелях

Обновлено: 05.07.2024

Вассиан Кошка (Фатеев, Вотмицкий) (?-1568) - церковный деятель, писатель. Сподвижник и ученик старца Фотия. В 1555 г. поставлен игуменом тверского Вотмицкого монастыря. Активно выступал против еретиков в вопросах монастырского землевладения и монашеского бытия. После 1554 г. создал "Житие" Фотия, основанное на рассказах знавших его старцев и собственных воспоминаниях. Составил один из первых словарей энциклопедического типа.

Вассиан Топорков (?-позже 1553) - церковный деятель, художник. Из рода Саниных. Как художник церковного направления сложился под влиянием Феодосия. В 1511-1515 гг. - игумен Песношского Николаевского монастыря. С 1525г.-.епископ Коломенский. Активно участвовал в суде над Максимом Греком. Позже поддержал митрополита Даниила в борьбе с Вассианом Патрикеевым и в 1531 г. добился его осуждения. Был одним из тех духовных лиц, которые выступали за устранение от власти А. Ф. Адашева и Сильвестра в 1553 г. Сторонник сильной самодержавной власти.

Вассиав Патрикеев (Косой) (в миру - князь Василий Иванович Патрикеев) (ок. 1470 - после 1531 г.) - церковный и политический деятель, писатель. Активно поддерживал великого князя Дмитрия в конце XV в., за что был подвергнут опале и пострижен в монахи в 1499 г. Сторонник Нила Сорского, активный деятель движения нестяжателей. В 1531 г. был предан соборному суду, на котором его обвинили в составлении неканонической Кормчей книги и выступлениях против монастырского землевладения. Сочувственно относился к проблемам монастырских крестьян.

Иов (в миру - Иван) (30-е гг. XVI в. - 1607) - первый патриарх Московский и всея Руси. Родом из посадских кругов. Обучался в Старицком Успенском монастыре, где принял монашество. В 1569 г. по приказу Ивана Грозного возведен в сан архимандрита. Затем - настоятель Симонова и Новоспасского монастырей в Москве. С 1581 г. - епископ Коломенский, с 1586 г. - архиепископ Ростовский, с 1587 г. -митрополит Московский, с 1589 г. - патриарх. Основал Донской монастырь в Москве. Поддерживал миссионерскую деятельность Русской православной церкви в Поволжье. Активный сторонник Бориса Годунова, оказавший ему поддержку в обретении престола. Противник Лжедмитрия, предал его анафеме. За отказ присягнуть самозванцу был лишен сана и сослан в Старицу. При Василии Шуйском был вызван в Москву на всенародное церковное покаяние в Успенском соборе. Канонизирован Русской православной церковью.

Макарий (1482-1563) - церковный деятель, писатель. Митрополит Русской православной церкви с 1542 г. Глава иосифлян и кружка книжников, члены которого собирали и распространяли произведения русской церковной литературы. В 1551 г. добился отклонения Иваном IV проекта секуляризации церковных земель. Руководил антиеретическими церковными соборами 1553 г. и 1554 г. Редактор "Великих Четьи-Минеи" и "Книги Степенной царского родословия". Первая из книг - сборник сочинений для "душеполезного чтения", рекомендующий и регламентирующий "круг чтения" на каждый день. Вторая - систематическое изложение русской истории в виде жизнеописаний великих князей от Владимира Святого до Ивана Грозного. Главная идея книги - прославление правящей династии Рюриковичей, обоснование ее божественного Происхождения, преемственности и непрерывности власти киевских и московских князей. В ней были помещены и рассказы о деяниях митрополитов. В Москве при его содействии была создана первая русская типография - Печатный двор.

Максим Грек (настоящее имя - Михаил Триволис) (ок. 1475-1556) - религиозный деятель, публицист, писатель, филолог. В 1518 г. приехал из Ватопедского монастыря (Греция). Сблизился с церковной оппозицией. В своих богословских произведениях он выступал с критикой организации русской церкви, обличал монахов во многих грехах, описывал тяжелое положение монастырских крестьян. В ряде своих работ он размышлял также о взаимоотношениях церкви и государства. Писал, что задачей любого правителя является не только окружение себя мудрыми советниками, но и следование заповедям и нормам христианской морали. Взгляды М. Грека и его связь с оппозицией были осуждены церковными соборами 1525 и 1531гг.

Сильвестр (? - ок. 1566) - священник Благовещенского собора Московского Кремля с конца 1540-х гг. Оказал большое влияние на Ивана IV, будучи его духовником (с 1547). Член Избранной рады. Автор особой редакции "Домостроя" и многих "посланий". С 1560г.-в опале. Постригся в монахи.

Феодосии (Косой) - деятель еретического движения, монах Кирилло-Белозерского монастыря. Родом из беглых холопов. С 1551 г. распространял новое учение. Отвергал официальную церковь, ее основные догматы и таинства. Проповедовал социальное и политическое равенство людей. В 1553 г. привлечен по делу М. Башкина, обвиненного в еретичестве, и был вынужден бежать в Литву.

Филипп (Колычев Федор Степанович) (1507-1569) - русский митрополит с 1566 г. Публично выступал против опричного террора Ивана Грозного. Низложен в 1568 г. Задушен по приказу царя. Канонизирован Русской православной церковью.

Филофей - активный деятель движения иосифлян, монах псковского Елизарова монастыря. Обосновывал в своих трудах идею "Москва-третий Рим".

Содержание

Период гонений

Уже в период гонений появились люди, которые вели аскетический образ жизни, но особого почитания такого вида подвига в те времена еще не было. Случаи прославления таких подвижников были связаны не с их монашеским подвигом, а с их кончиной за Христа. В настоящее время тех, кто сочетал аскетический и мученический подвиги, именуют преподобномучениками. Среди преподобномучеников, пострадавших в период гонений на христиан в Римской империи, можно упомянуть Евгению Римскую, пострадавшую в 262 году.

Первые преподобные

Первыми преподобными в христианской церкви, прославленными именно за монашеский подвиг, стали египетские и палестинские монахи-отшельники:

    , проживший в пустыне 91 год († 341 год) [4] ; , которого принято считать основателем общежительного монашества († около 348 года) [5] ; , которого принято считать основателем пустыннического монашества († 356 год) [6] ; , которого принято считать основателем палестинского монашества († 371 или 372 год) [7] .

Впоследствии монашество начало распространяться и в другие страны, и в Египте, Палестине и других странах прославилось великое множество преподобных. Среди них можно упомянуть

Благодаря трудам этих и тысяч других подвижников благочестия монашество распространилось по всему христианскому миру.

Преподобные на Руси





Основание монашества

На Русь монашество пришло через Святую Гору Афон, где получил постриг Антоний Печерский. Он и Феодосий Печерский стали первыми преподобными Русской церкви, основателями Киево-Печерской лавры. Хотя они не были, в полном смысле слова, первыми монахами на Руси (следы монашеской жизни обнаруживаются и до них), именно их почитают отцами русского монашества.

Среди монахов основанного ими монастыря в лике преподобных были прославлены

    , первый князь-инок на Руси;
  • Прохор Лебедник, который не ел никакого хлеба, кроме приготовленного из собранной им самим лебеды;
  • безмездный врач Агапит; , много пострадавший от искушений плоти;
  • затворники Исаакий и Никита, ставшие жертвами бесовского обмана, но вспоследствии достигшие святости;
  • Пимен Многоболезненный; , т.е. венгр, много пострадавший в польском плену от любовных домогательств знатной вдовы;
  • и другие (см. Собор преподобных отцов Киево-Печерских).

Принявший мученическую кончину Григорий Печерский почитается как преподобномученик.

В других местах Русской земли в домонгольский период прославились преподобные Авраамий Смоленский, Авраамий Ростовский, Никита Переяславский, Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин.

Монгольское нашествие

После монгольского нашествия, как отмечает Георгий Федотов, пострадала не только государственная и культурная жизнь Древней Руси:

Около столетия русская Церковь не знает новых святых иноков — преподобных.

Возобновление монашеской жизни



Возобновление монашеской жизни на Руси после монгольского нашествия связано с именем преподобного Сергия Радонежского, основателя Троице-Сергиевой лавры, духовного наставника великого множества учеников, многие из которых впоследствии стали основателями новых монастырей. К их числу, в частности, относятся [13] :

  • преподобный Авраамий Галицкий, основавший четыре обители (монастырь в честь Успения Пресвятой Богородицы, монастырь Положения пояса Богоматери, монастырь во имя Собора Богоматери и обитель в честь Покрова Пресвятой Богородицы);
  • преподобный Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове;
  • преподобный Мефодий Пешношский, основатель Николо-Пешношского монастыря;
  • преподобный Павел Обнорский или Комельский, основатель общежительного монастыря во имя Живоначальныя Троицы;
  • преподобный Роман Киржачский, основатель Благовещенского монастыря;
  • преподобный Савва Сторожевский, который после смерти преподобного Сергия и по удалении преподобного Никона на безмолвие шесть лет управлял Лаврою преподобного Сергия, а затем основал близ Звенигорода на горе Стороже монастырь во имя Рождества Богородицы;
  • преподобный Сергий Нуромский, который основал на реке Нурме монастырь Преображения Господня;
  • преподобный Феодор, в миpу Иоанн, родной племянник преподобного Сергия, основатель Симонова монастыря.

В свою очередь, монастыри, созданные непосредственными учениками преподобного Сергия, взрастили новое, второе, поколение учеников, среди которых также немало основателей монастырей.

В их числе — Кирилл и Ферапонт Белозерские, выходцы из Симоновой обители. Первый из них основал в 1397 году) в честь Уcпения Пресвятой Богородицы Кирилло-Белозерский монастырь, а второй — Ферапонтов монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы (в 1398 году). В 1408 году преподобный Ферапонт перешёл в Можайск и основал в версте от города Лужецкий монастырь [14] .

Этот раздел еще не дописан.

Синодальный период

Важнейшие представители этого периода, прославленные в лике преподобных, — Серафим Саровский и преподобные старцы Оптинские, а важнейшие духовные центры — Оптина пустынь и Саровский монастырь.

Этот раздел еще не дописан.

Почитание преподобных

Почитание преподобных — практически необъятная тема: в церковном календаре не так уж много дней, на которые не попадает память кого-либо из преподобных. (Более того, нередко на один день выпадает несколько имен преподобных.) По этой причине можно рассказать лишь о почитании самых известных и почитаемых преподобных, но даже это непростая задача, поскольку в разных частях православного мира список наиболее почитаемых преподобных может существенно различаться. Поэтому рассмотрим почитание преподобных в Русской Православной Церкви.

По всей видимости, наиболее известные преподобные Русской церкви — Сергий Радонежский и Серафим Саровский.

Сергию Радонежскому, согласно информации из базы данных сайта Храмы России (по состоянию на 29 октября 2012), в одной лишь Москве посвящены престолы (не обязательно главные) 67 храмов (показать список по Москве), а по всей России — 591 храм (показать список по всем регионам России).

Серафиму Саровскому, согласно информации из базы данных Храмы России (по состоянию на 29 октября 2012), в Москве посвящены престолы (не обязательно главные) 31 храма (показать список по Москве), а по всей России — 207 храмов (показать список по всем регионам России).

Следует, однако, иметь в виду, что статистика сайта Храмы России включает сохранившиеся, не сохранившиеся и строящиеся храмы и может включать храмы, принадлежащие старообрядцам. Кроме того, эта статистика включает в себя данные по домовым храмам (расположенным на территориях больниц и других социальных учреждений) и часовням.

К домовым храмам относится, например, храм Серафима Саровского при московском НИИ педиатрии и детской хирургии, который не занимает отдельного здания, а расположен в одном из корпусов этого медицинского учреждения [15] .

самые почитаемые святые в православии

Почитание святых — необыкновенная сторона Церковной жизни. В ней по-своему, — и во всей полноте, — раскрывается идея о том, что все верующие во Христа едины. Их не может разделить ни расстояние, ни время, поскольку и расстояние, и время — это условности нашего земного бытия, а Церковь — это часть вечности в нашей жизни.

Святые стяжали Благодать духа Святого и продолжают быть с нами. Мы можем общаться с ними, просить их о чем-то и не сомневаться в том, что будем услышанными.

Каждый святой — это своя история стяжания Благодати Святого Духа уже здесь на земле. Сонм святых — это дар Церкви нам. Святыми становились и нищие и богатые; мужчины и женщины; образованные и неграмотные; покаявшиеся и — ведшие целомудренную жизнь с самого детства. Каждый может найти себе святого с похожей судьбой, проблемами или жизненной ситуацией.

Например, святой Силуан Афонский, который жил в XX веке — это вдохновлящий пример того, как хранить мир душевный и молитву, находясь посреди суеты.

Преподобный старец Силуан Афонский, фотография

Старец Силуан Афонский — один из самых известных святых подвижников XX века. Еще при жизни он сподобился созерцать Нетварный Свет.

Прежде, чем мы расскажем о самых почитаемых и знаменитых святых в православии, хотим сказать, что при всей кажущейся недостижимости их святости, прежде всего они были обычными людьми, которые проживали свою жизнь по совести. Это и есть главное вдохновение для нас. Никто из святых не был от рождения сверхчеловеком — все они были точно такие же, как и мы с вами.

Почитание святых — это не только преклонение перед ними, но и живое общение. К любому святому можно обратиться, любого можно попросить, любой из них услышит искреннюю молитву.

Ниже мы назовем только несколько имен — тех, кто особо почитаем на Руси. На самом деле, это неполный список — он гораздо шире. В конце-концов, каждый святой кем-то да почитаем. Но так сложилось, что есть святые известные настолько, что их имена, — например Николая Чудотворца, — слышали даже те, кто никогда не были в Церкви.

Самые известные святые в православии

О каждом из этих святых мы писали отдельную статью, поэтому ниже в тексте о каждом святом — несколько тезисов и — ссылка на соответствующее житие.

Святитель Николай Чудотворец

Святой Николай Угодник, икона

Николай Чудотворец — это один из самых почитаемых в православии и христианском мире святых. В католических странах Николай Чудотворец стал прообразом Деда Мороза (Санта-Клаус, святой Николай).

Святитель Николай жил в конце III — начале IV-го веков. Он был митрополитом Мир — одной из территорий в Римской Империи, самого крупного на тот момент и сильного государства.

Святитель Николай является олицетворением сразу нескольких подвигов и служений:

Преподобный Сергий Радонежский

икона преподобного Сергия Радонежского

Преподобного Сергия любили тогда и почитают сейчас, потому что он был образцом. Жизнь почти каждого святого является образцом, но преподобный Сергий Радонежский олицетворял собой действительно чудесный пример. Его образ жизни явил собой истинное христианство — когда человек кроток, свободен от страстей и человеческих условностей, но при этом спокойно в них вписывается и даже на них влияет — изменяя вокруг себя мир. По сути, преподобный Сергий олицетворял собой облик счастливого человека.

Преподобный Серафим Саровский

преподобный Серафим Саровский и медведь

Житие Серафима Саровского рассказывает о том, как уже в детстве с ним начали происходить чудеса, а став монахом, преподобный Серафим начал являть их сам — в первую очередь невероятными подвигами, которые совершал: например, три года молился на камне и почти не вкушал при этом пищи. Или кормил диких животных, которые стекались к нему со всего леса и становились рядом с ними кроткими.

Но еще преподобный Серафим — это один из тех святых, который оставил после себя не только предание о собственной подвижнической жизни, но и поучения (если не сказать — целое учение): о благодати. Он учил: христианство — это не свод этических правил, где важно просто быть хорошим человеком, а более высокая цель — стяжав благодать Духа Святого, изменить саму природу человека. И следом — и человек освятится, и мир вокруг него преобразится самым чудесным образом!

В какой-то степени поучения — это действительно самое важное, что святой Серафим Саровский оставил после себя.

Преподобный Амвросий Оптинский

Преподобный Амвросий Оптинский фото

Преподобный Амвросий Оптинский родился в 1812 году в Тамбовской Губернии и скончался в 1891 году — в возрасте 78 лет.

Казалось, его жизнь была сплошным страданием — он постоянно и тяжело болел. Но преподобный Амвросий благодарил Бога за все и всех, кто приходил к нему за советом, просил о том же — благодарить Бога и любить ближних.

Он утешал скорбящих, исцелял больных. А о глубоких и серьезных вещах он говорил на самом простом языке — за что его и полюбил народ.

Блаженная Ксения Петербургская

Святая блаженная Ксения Петербургская, икона

После скоропостижной смерти своего мужа, Ксения Петербургская, будучи еще молодой женщиной, раздала все деньги, оделась в одежду супруга, стала назвать себя его именем и говорила всем, что это не он, а Ксения умерла. И начала так жить — в Санкт-Петербурге и ближайших его окрестностях.

Святая блаженная Ксения была из числа святых, которые прославились в народе своей прозорливостью, хотя это была всего лишь одна и далеко не самая важная часть ее духовного пути — и скорее, его лишь следствие.

Блаженная Ксения помогала бедным, несчастливым. Помогала обрести семью, спасти кров над головой, строить храмы. И все это делала, стараясь остаться безвестной.

Святые праведные Петр и Феврония

петр и феврония икона

Святые Петр и Феврония жили в XII–XIII веках. Их жизнь — пример того, как можно стяжать Благодать Духа Святого через супружество, а также свидетельство, что святость возможна не только среди бедных и убогих, монахов или странников, но даже у правителей.

Их жизнь была необыкновенной. Почитайте подробнее: святые Петр и Феврония — история любви.

Спиридон Тримифунтский

Спиридон Тримифунтский

Святитель Спиридон родился около 270-го года на острове Корфу и прожил 70 лет. Он был женат, но рано овдовел. После того, как святитель Спиридон остался один, его избрали епископом города Тримифунт. В 325 году святитель Спиридон Тримифунтский участвовал в Первом Вселенском соборе — важном для христианства событии, когда епископы и богословы со всего мира формулировали основные вероучительные догматы — чтобы победить существующие ереси и расколы и избежать новых.

Больше ничего точного о Спиридоне Тримифунтском неизвестно, однако, народное предание бережно сохранило память о множестве чудес, которые Божией Благодатию сотворил этот святой, и множестве историй, когда святитель при жизни — или после своей смерти — заступался за сирых и обездоленных, бедных и бедствующих.

Святая великомученица Екатерина

святая Екатерина Александрийская

Житие святой Екатерины — это история красивой и умной девушки, которую убили в 18 лет в центре цивилизованного мира. Возможно, это одна из самых впечатляющих судеб, что случались за две тысячи лет в христианской Церкви.

Смерть святой Екатерины пришлась на самое начало IV века — за несколько лет до того, как Римский император Константин объявил христианство государственной религией.

Формальным поводом для ее казни стало то, что она отказалась поклониться местночтимым богам. Однако власть и императора разозлило не только то, что святая Екатерина оказалась вдруг христианкой. А то, что никто не понимал, как христианкой могла оказаться именно она — красавица из высших слоев.

Преподобный Паисий Святогорец

Паисий Святогорец

Паисий Святогорец — один из самых почитаемых святых XX века.
Живя на Афоне, он прослыл настоящим чудотворцем — исцелял, предсказывал будущее. Однако чудеса Паисия Святогорца — это далеко не самое важное, что было в его житии, и Паисий Святогорец в какой-то степени стал заложником своих чудес.

С одной стороны, то, что о нем говорят в первую очередь как об аскете-чудотворце, справедливо: им старец Паисий и был.
Паисий Святогорец спал 3–5 часов в день. Строгость его постов иной назвал бы голоданием. Он исцелял от неизлечимых болезней, предсказывал будущее, вдохновлял на духовную жизнь, обращал в христианство тех, кто кажется никогда бы не обратился. Он изгонял бесов и сам переживал их многочисленные нападки. Его видели парящим над землей и излучающим Божественный Свет.

Но все эти внешние проявления святости затмили главный подвиг старца Паисия: его смирение — то есть умение с миром на душе воспринимать любые события, которые происходили с ним — плохие и хорошие.


Список особенно будет полезен в свете изменений в задании № 25, один из вариантов которого теперь предполагает написание исторического сочинения о значимых исторических деятелях. Среди таких вполне могут оказаться и личности важные для истории РПЦ.

Список составлен в алфавитном порядке и охватывает период с XII по XVIII вв.

Авва́кум / Авваку́м (Петров)

Выступил против церковных реформ патриарха Никона, стал вождём церковного раскола и старообрядческого движения, за что в 1653 г. был арестован и сослан. Возвращён в 1664 г. в Москву, где при поддержке своих сторонников категорически отказался согласиться с церковной реформой.

В 1666 г. его лишили сана, вновь сослали. По указу уже царя Фёдора Алексеевича в 1682 г. Аввакум был казнён — сожжён заживо вместе с единомышленниками в г. Пустозёрске (сейчас не существует, находился на территории современного Ненецкого автономного округа).


Во́лоцкий Иосиф

В миру — Иван Иванович Санин.

Церковный деятель, писатель. Из семьи небогатого волоколамского землевладельца. В 1460 г. был пострижен в монахи в Пафнутьево-Боровском монастыре, где провёл последующие 20 лет. После смерти Пафнутия был утверждён игуменом монастыря.

Основатель (1479 г.) и игумен Иосифо-Волоколамского (Волоцкого) монастыря.

В 1503 г. вступил в борьбу с нестяжателями по вопросу монастырского землевладения. Стоял у истоков особого направления русской общественной мысли конца XV – начала XVI в. – иосифлянства, связанного с защитой церковно-монастырского землевладения, незыблемостью религиозных догматов, укреплением государственности на Руси.

Канонизирован Русской православной церковью.

Морозова Феодо́сия Прокофьевна

Боярыня, деятельница русского раскола, сподвижница протопопа Аввакума.

В ноябре 1673 г. была арестована, состояние её конфисковано. Вместе с сестрой – княгиней Е.П. Урусовой – была подвергнута пыткам и уморена голодом в 1675 г.


Не́стор

Древнерусский летописец XI – начала XII в., монах Киево-Печерского монастыря.


Осля́бя* Андрей / Родион

Монах (и́нок) Троице-Сергиевой лавры, отправленный Сергием Радонежским вместе с князем Дмитрием Ивановичем для участия в Куликовской битве в 1380 г.

Пересве́т Александр

Монах Троице-Сергиевой лавры, отправленный Сергием Радонежским вместе с московским князем Дмитрием Ивановичем для участия в Куликовской битве в 1380 г.

Поединок Пересвета с ордынским воином Челубеем (Темир-мурзой), в котором погибли оба бойца, стал началом сражения.


По́лоцкий Симео́н

Белорус по происхождению, принял монашеский постриг в Полоцком монастыре, откуда и возникло прозвище.

В 1665 г. создал 1-е учебное заведение для подготовки государственных служащих – училище для подьячих при Заиконоспасском монастыре.


Прокопо́вич Феофан

Политический и церковный деятель, писатель, историк. Украинец.

С 1711 г. – ректор Киево-Могилянской духовной академии. В 1716 г. переехал в Санкт-Петербург и стал ближайшим помощником Петра I в проведении церковной реформы.


Ра́донежский Се́ргий (не СергЕй!)

Церковный и государственный деятель. В миру – Варфоломей*. Родился в семье ростовского боярина.

Вместе со старшим братом Стефаном около 1310–1340 гг. основал Троицкий монастырь (сейчас — Троице-Сергиева лавра), стал его игуменом. Ввёл в монастыре общежитийный устав, уничтожив существовавшее до него раздельное жительство монахов, что способствовало превращению монастырей в крупные феодальные объединения.

В 1380 г. Сергий благословил** князя Дмитрия Московского (будущего Донского), когда тот отправлялся на Куликовскую битву с ордынским темником Мамаем. Также вероятно послал вместе с князем 2-х монахов – Пересвета и Ослябю.

Канонизирован Русской православной церковью.

**Существует версия, что на самом деле эпизод с благословением мог иметь место двумя годами раньше, в 1378 г., перед битвой Дмитрия с войском ордынского полководца Бегича на р. Воже.


Сильвестр

Протопоп, политический деятель и писатель. Был священником в Новгороде, с 1540-х гг. — священник Благовещенского собора (домовой церкви русских монархов) Московского Кремля.

Оказал большое влияние на Ивана IV Грозного (1533–1584 гг.), будучи его духовником (с 1547 г.). Член Избранной Рады (неофициального правительства России в конце 1540-х – начале 1560-х гг.).

С 1560 г. в опале, постригся в монахи.


Со́рский Нил

Фамилия возникла от монастыря, где жил Нил, расположенного на р. Соре. В миру — Николай Майков.

Основатель и глава нестяжателей (главных оппонентов иосифлян) в России. Развивал идеи нравственного самосовершенствования и аскетизма. Противник церковного землевладения, выступал за реформу монастырей на началах скитской жизни и личного труда монашествующих.

Нестяжательство было разгромлено в начале XVI в. на церковных соборах 1503, 1504 гг. при великом князе Иване III (1462 – 1505 гг.), а затем в 1525, 1531 гг. при его сыне Василии III (1505 – 1533 гг.).

Филофе́й

Монах Псковского Елеазарова монастыря.

Яво́рский Стефан

Сын мелкого украинского шляхтича.

Своей проповедью на похоронах первого российского генералиссимуса – боярина А.С. Шеина в 1700 г. обратил на себя внимание Петра I. В течение года проделал путь от игумена Никольского Пустынного монастыря до митрополита Рязанского и Муромского.

С 1701 г. – местоблюститель патриаршего престола. С 1721 г. – президент Духовной коллегии (Святейшего Синода).

При этом, несмотря на своё высокое положение в церковной иерархии, достигнутое благодаря Петру I, Стефан Яворский был хотя и тайным, но противником преобразований царя. И иногда позволял себе высказывать суждения, не вызывавшие одобрения последнего.


История России с древнейших времен до 1861 года: Учеб. для вузов / Под ред. Н. И. Павленко. М.: Высшая школа, 2001.

Читайте также: