Сообщение на тему возрастные особенности вкб кратко

Обновлено: 30.06.2024

Одним из факторов, влияющих на формирование ВКБ и психосоматическое развитие в целом, является возраст.

В формировании ВКБ индивидуально-типичные свойства играют главную роль в зрелости, в то время как в детстве важнее возрастные особенности.

По мере развития личности перестраивается и соотношение структурных компонентов ВКБ: чувственный аспект становится менее значимым на фоне растущего влияния других аспектов (мотивационного, интеллектуального). Отношение к болезни формируется через соотнесение ощущений с системой ценностей, представлениями пациента о себе. Не следует забывать, что дальнейшее построение образа Я (и развитие личности в целом) идет с учетом особенностей ВКБ.

В более зрелом возрасте семья, ближайшее окружение сохраняют значительное влияние. Например, уход с работы или развод может серьезным образом изменить отношение пациента к своей болезни.

Особенности ВКБ в разных возрастах:

Младший возраст (6-10/11 лет)

• Не возникает сознания болезни. Депрессии не возникает.

• Ребенок не может опереться на данные самоанализа, рефлексии, у него его нет психических средств для этого. Нет эталонного представления о здоровье/болезни. Активность самопознания есть, она опирается на систему внешних ограничений, которые создает болезнь.

• Болезнь предстает для ребенка как система ограничений, одно из главных – фрустрация двигательной активности. Другое ограничение – фрустрация познавательной потребности (особенно в случае стационирования). Ситуация лечения также презентирует болезнь.

• Главная роль принадлежит ближайшим взрослым. Анализ телесных состояний ребенка проводит мать, и она означает их, дает словарь описания. Первичное и вторичное означение осуществляет ближайший взрослый. Он этого зависит качество ВКБ. Этот словарь может содержать в себе ятрогенные характеристики.

• Специальных стратегий преодоления болезни у ребенка нет.

• Депрессивные состояния соматогенной природы, ипохондрия. Достаточный уровень психического развития для осознания болезни и средств для когнитивного опосредования телесных ощущений.

• Анализ собственного телесного самочувствия. Жалобы становятся похожими на жалобы взрослого.

• Чисто ситуационный контекст налагает ограничения, на которые подросток ориентируется. Ведущее ограничение – фрустрация потребности в общении. Изоляция выступает фактором, повышающим депрессивность и приводящая к вторичной аутизации.

• Ближайший взрослый – носитель значений.

• Разнообразные психологические стратегии преодоления болезни:

1. выработка определенных поведенческих стереотипов, позволяющих скрыть дефект от окружающих;

2. уход в фантазии, отрицающие болезнь;

3. семейная самоизоляция (семейный искусственный симбиоз);

4. сверхактуализация будущего: болезнь временна, в принципе преодолимая. Реалистичные планы на будущее с учетом фактора болезни.

Другой вариант ответа:

Возрастная динамика ВКБ.

Содержание ВКБ у детей зависит не столько от характера болезни, о ее локализации, от степени витальной угрозы, сколько от психологических особенностей детского возраста; она связана с ведущей деятельностью, характерной для определенного возрастного периода.

У детей до 10 лет еще не сформировано культурно-эталонное представление о болезни и здоровье; не сформирован образ телесного Я, представления о собственном теле достаточно разрозненны, недифференцированы.

У ребенка еще нет психологических средств для понимания собственного состояния, анализа телесного самочувствия. Болезнь презентируется ребенку через систему ограничений:

- ограничение двигательной активности, которая является необходимым условием психического развития; важна для полноценного протекания игровой деятельности, поэтому болезнь часто воспринимается как нарушение или разрушение игры;

- ограничение познавательной активности – особенно ярко проявляет себя в младшем школьном возрасте; до 70% детей в стационаре считают себя несчастливыми, т.к. не могут посещать школу, общаться со сверстниками;

- ситуация лечения связана с применением неприятных, болезненных процедур; часто возникают страхи, которые могут фиксироваться, особенно при длительном лечении.

Важным фактором формирования ВКБ является близкий взрослый (его эмоциональная реакция, оценки, убеждения), а также врачи и медперсонал; они способствуют означиванию телесных ощущений.

Факт выписки, купирования боли часто рассматривается ребенком как акт излечения.

В предподростковом и подростковом возрасте формируется телесное Я как необходимый элемент образа Я в целом. Имеется дифференцированное представление о теле, тело обретает язык описания отдельных органов, телесного состояния, телесного самочувствия. Таким образом, в этот период возникает возможность самоанализа, самостоятельного означения телесных феноменов. Имеют значения те фрустрации, которые создает болезнь, особенно при хронизации. Основными преградами для подростка являются:

- дефицит общения со сверстниками, что может быть вызвано характером заболевания (например, стационарное лечение) или устанавливаться произвольно в результате самоизоляции в силу психотравмирующего влияния болезни (например, при псориазе); самоизоляция может приводить в вторичной аутизации и к сильной привязанности к родителям;

- ощущение остановленности жизни, т.к. в этом возрасте формируются жизненные планы, а болезнь представляет угрозу для их осуществления.

К подростковом возрасту относятся первые удачные и неудачные способы совладания. Существует 3 основные стратегии:

- сверхактуализация будущего – болезнь рассматривается как трудная жизненная ситуация, преграда на пути достижения жизненных целей, но преодолимая; подросток строит реальные планы на будущее с учетом болезни и возникших преград; подросток открыт контакту, нет конфликта и агрессии;

- уход в фантазии – построение красочного иллюзорного мира, в котором болезнь отсутствует; подросток мало доступен контакту, негативистичен в отношении любых воздействий; конфликтен;

- самоизоляция (аутоинвалидизация) – возникает в ситуации симбиоза; вся семья в ситуации болезни ребенка занимает стратегию обороны, следовательно ребенок не преодолевает трудности, связанные с болезнью, у него может возникнуть ипохондрическая фиксация.

Можно рассмотреть возрастную динамику ВКБ на примере больных атопическим дерматитом и псориазом.

Дети младшей возрастной группы были послушными, добросовестными в учебе, при этом отмечалась несамостоятельность, зависимость от родителей. У них представлен уровень глубокого чувственного отражения болезни (зуд, неприятные процедуры лечения) при спокойном отношении к ней и разумной оценке степени ее тяжести и последствий. Они не чувствуют себя ущербными, не скрывают свою болезнь, у них много друзей. Для них ведущей является учебная деятельность, и болезнь не препятствует ее реализации, поэтому эмоциональный компонент ВКБ отсутствует. Отношение к болезни безразличное, т.к. она не затрагивает смысловой иерархии личности.

В средней возрастной группе (пубертат) на 1 план выступает эмоциональная оценка болезни и ее последствий. Жизнь строится исходя из этой эмоциональной оценки: пытаются скрыть дефекты внешности. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение, но есть дефект внешности, поэтому подростки начинают меньше общаться, становятся скрытными. Личностный смысл болезни в стремлении скрыть ее от окружающих.

В старшей возрастной группе на первый план выходит рациональная переработка. Личностный смысл – преодоление болезни. Начинают применять собственно психологические приемы компенсации, вырабатывается система целей, достижение которых уводит больного от ситуации болезни, т.к. ведущая деятельность – профессиональная.

Одним из факторов, влияющих на формирование ВКБ и психосоматическое развитие в целом, является возраст.

В формировании ВКБ индивидуально-типичные свойства играют главную роль в зрелости, в то время как в детстве важнее возрастные особенности. По мере развития личности перестраивается и соотношение структурных компонентов ВКБ: чувственный аспект становится менее значимым на фоне растущего влияния других аспектов (мотивационного, интеллектуального). Отношение к болезни формируется через соотнесение ощущений с системой ценностей, представлениями пациента о себе. Не следует забывать, что дальнейшее построение образа Я (и развитие личности в целом) идет с учетом особенностей ВКБ.

В более зрелом возрасте семья, ближайшее окружение сохраняют значительное влияние. Например, уход с работы или развод может серьезным образом изменить отношение пациента к своей болезни.

Особенности ВКБ в разных возрастах:

Младший возраст (6-10/11 лет)

• Не возникает сознания болезни. Депрессии не возникает.

• Ребенок не может опереться на данные самоанализа, рефлексии, у него его нет психических средств для этого. Нет эталонного представления о здоровье/болезни. Активность самопознания есть, она опирается на систему внешних ограничений, которые создает болезнь.

• Болезнь предстает для ребенка как система ограничений, одно из главных – фрустрация двигательной активности. Другое ограничение – фрустрация познавательной потребности (особенно в случае стационирования). Ситуация лечения также презентирует болезнь.

• Главная роль принадлежит ближайшим взрослым. Анализ телесных состояний ребенка проводит мать, и она означает их, дает словарь описания. Первичное и вторичное означение осуществляет ближайший взрослый. Он этого зависит качество ВКБ. Этот словарь может содержать в себе ятрогенные характеристики.

• Специальных стратегий преодоления болезни у ребенка нет.

• Депрессивные состояния соматогенной природы, ипохондрия. Достаточный уровень психического развития для осознания болезни и средств для когнитивного опосредования телесных ощущений.

• Анализ собственного телесного самочувствия. Жалобы становятся похожими на жалобы взрослого.

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

• Чисто ситуационный контекст налагает ограничения, на которые подросток ориентируется. Ведущее ограничение – фрустрация потребности в общении. Изоляция выступает фактором, повышающим депрессивность и приводящая к вторичной аутизации.

• Ближайший взрослый – носитель значений.

• Разнообразные психологические стратегии преодоления болезни:

1. выработка определенных поведенческих стереотипов, позволяющих скрыть дефект от окружающих;

2. уход в фантазии, отрицающие болезнь;

3. семейная самоизоляция (семейный искусственный симбиоз);

4. сверхактуализация будущего: болезнь временна, в принципе преодолимая. Реалистичные планы на будущее с учетом фактора болезни.

Другой вариант ответа:

Возрастная динамика ВКБ.

Содержание ВКБ у детей зависит не столько от характера болезни, о ее локализации, от степени витальной угрозы, сколько от психологических особенностей детского возраста; она связана с ведущей деятельностью, характерной для определенного возрастного периода.

У детей до 10 лет еще не сформировано культурно-эталонное представление о болезни и здоровье; не сформирован образ телесного Я, представления о собственном теле достаточно разрозненны, недифференцированы. У ребенка еще нет психологических средств для понимания собственного состояния, анализа телесного самочувствия. Болезнь презентируется ребенку через систему ограничений:

- ограничение двигательной активности, которая является необходимым условием психического развития; важна для полноценного протекания игровой деятельности, поэтому болезнь часто воспринимается как нарушение или разрушение игры;

- ограничение познавательной активности – особенно ярко проявляет себя в младшем школьном возрасте; до 70% детей в стационаре считают себя несчастливыми, т.к. не могут посещать школу, общаться со сверстниками;

- ситуация лечения связана с применением неприятных, болезненных процедур; часто возникают страхи, которые могут фиксироваться, особенно при длительном лечении.

Важным фактором формирования ВКБ является близкий взрослый (его эмоциональная реакция, оценки, убеждения), а также врачи и медперсонал; они способствуют означиванию телесных ощущений.

Факт выписки, купирования боли часто рассматривается ребенком как акт излечения.

В предподростковом и подростковом возрасте формируется телесное Я как необходимый элемент образа Я в целом. Имеется дифференцированное представление о теле, тело обретает язык описания отдельных органов, телесного состояния, телесного самочувствия. Таким образом, в этот период возникает возможность самоанализа, самостоятельного означения телесных феноменов. Имеют значения те фрустрации, которые создает болезнь, особенно при хронизации. Основными преградами для подростка являются:

- дефицит общения со сверстниками, что может быть вызвано характером заболевания (например, стационарное лечение) или устанавливаться произвольно в результате самоизоляции в силу психотравмирующего влияния болезни (например, при псориазе); самоизоляция может приводить в вторичной аутизации и к сильной привязанности к родителям;

- ощущение остановленности жизни, т.к. в этом возрасте формируются жизненные планы, а болезнь представляет угрозу для их осуществления.

К подростковом возрасту относятся первые удачные и неудачные способы совладания. Существует 3 основные стратегии:

- сверхактуализация будущего – болезнь рассматривается как трудная жизненная ситуация, преграда на пути достижения жизненных целей, но преодолимая; подросток строит реальные планы на будущее с учетом болезни и возникших преград; подросток открыт контакту, нет конфликта и агрессии;

- уход в фантазии – построение красочного иллюзорного мира, в котором болезнь отсутствует; подросток мало доступен контакту, негативистичен в отношении любых воздействий; конфликтен;

- самоизоляция (аутоинвалидизация) – возникает в ситуации симбиоза; вся семья в ситуации болезни ребенка занимает стратегию обороны, следовательно ребенок не преодолевает трудности, связанные с болезнью, у него может возникнуть ипохондрическая фиксация.

Можно рассмотреть возрастную динамику ВКБ на примере больных атопическим дерматитом и псориазом.

Дети младшей возрастной группы были послушными, добросовестными в учебе, при этом отмечалась несамостоятельность, зависимость от родителей. У них представлен уровень глубокого чувственного отражения болезни (зуд, неприятные процедуры лечения) при спокойном отношении к ней и разумной оценке степени ее тяжести и последствий. Они не чувствуют себя ущербными, не скрывают свою болезнь, у них много друзей. Для них ведущей является учебная деятельность, и болезнь не препятствует ее реализации, поэтому эмоциональный компонент ВКБ отсутствует. Отношение к болезни безразличное, т.к. она не затрагивает смысловой иерархии личности.

В средней возрастной группе (пубертат) на 1 план выступает эмоциональная оценка болезни и ее последствий. Жизнь строится исходя из этой эмоциональной оценки: пытаются скрыть дефекты внешности. Ведущая деятельность – интимно-личностное общение, но есть дефект внешности, поэтому подростки начинают меньше общаться, становятся скрытными. Личностный смысл болезни в стремлении скрыть ее от окружающих.

В старшей возрастной группе на первый план выходит рациональная переработка. Личностный смысл – преодоление болезни. Начинают применять собственно психологические приемы компенсации, вырабатывается система целей, достижение которых уводит больного от ситуации болезни, т.к. ведущая деятельность – профессиональная.

Взаимоотношения телесных проявлений и психической реальности являются в настоящее время одной из самых интенсивно исследуемых проблем в клинической психологии. Актуальным в этой области становится изучение самосознания человека в ситуации болезни: его самооценки, отношения к себе, внутренней картины болезни. Установлено, что между субъективной оценкой болезни и ее объективными проявлениями наибольшие расхождения выражены в молодом и старческом возрасте [1]. Еще В. В. Николаева [2] отмечала, что именно возрастной аспект субъективного отражения болезни остается малоисследованным, это же характерно и для современного состояния изученности проблемы.

Проблема внутренней картины болезни включает вопросы о том, какова роль личности в возникновении заболевания и в выходе из него, в процессе реабилитации, что нового вносит болезнь в личность человека, как она изменяет личность. Внутренняя картина болезни, полагает В.Е. Каган [3], представляется в содержательном плане как частный случай внутренней картины здоровья, так как болезнь практически никогда не воспринимается и не переживается сама по себе, но всегда в контексте жизненного пути личности. Внутренняя картина болезни представляет собой тот пласт самосознания человека, в котором отражается образ Я в ситуации болезни. Безусловно, на формирование определённого типа реагирования на заболевание и формирование внутренней картины болезни оказывают влияние психологические особенности человека на каждом возрастном этапе развития.

Структура внутренней картины болезни включает следующие компоненты: 1) чувственный (ощущения, вызванные болезнью); 2) эмоциональный (эмоциональные состояния, связанные с болезнью, эмоциональная реакция на отдельные симптомы, на заболевание в целом); 3) информативный, или интеллектуальный (знания и представления о болезни, ее симптомах, способах лечения и исходах); 4) регулирующий, или поведенческий (действия больного, направленные на излечение).

Цель данного исследования: сравнить особенности внутренней картины болезни у людей разного возраста с психосоматическими заболеваниями. В качестве психосоматического заболевания была выбрана гастроэнтерологическая патология (гастрит, дуоденит, дуоденальная язва).

Количественный и качественный анализ рисунков респондентов разного возраста показал следующее различия в особенностях компонентов ВКБ.

1. Чувственный компонент:

- 42% исследуемых юношеского возраста в и 20% взрослых рассматривают свою болезнь как острое состояние (наличие болевых ощущений, недомогания, дискомфортное состояние);

- 44% исследуемых юношеского возраста в и 28% исследуемых взрослого возраста не выделяют в болезни острые болезненные ощущения, изображая в рисунках абстракции без непосредственного наличия показателей болевых ощущений (стрел, ножей, слёз и т.д).

2. Эмоциональный компонент:

- яркие эмоциональные переживания по поводу болезни испытывают 42% исследуемых юношеского возраста и 68% исследуемых взрослого возраста;

- тревожные переживания по поводу своего заболевания испытывают 56% исследуемых юношеского возраста и 48% исследуемых взрослого возраста;

- равнодушны к болезни, а также не принимают её как серьёзное заболевание 28% исследуемых юношеского возраста и 20% взрослых;

- мимические проявления тревоги, боли в своих рисунках передали 24% и 20% исследуемых юношеского и взрослого возрастов соответственно.

Большинство исследуемых в обеих возрастных группах отмечают на своих изображениях интенсивные болевые ощущения, а также угнетённость своим состоянием, тревогу по поводу своего заболевания.

3. Когнитивный компонент:

- причины возникновения заболевания на рисунках отметили по 4% исследуемых юношеского и взрослого возрастов;

- локализацию заболевания обозначили 36% респондентов обеих возрастных групп;

- способы лечения обозначили на рисунках по 4% исследуемых юношеского и взрослого возрастов.

4. Поведенческий компонент:

- формы лечения и определённые действия, направленные на выздоровление, отметили 16% исследуемых юношеского возраста, данный показатель отсутствует в рисунках исследуемых взрослого возраста;

- поиск социальной поддержки отметили 12% и 4% исследуемых юношеского и взрослого возрастов соответственно.

Результаты методики ЛОБИ позволили выявить типы отношения к своему заболеванию, которые наиболее часто встречаются у исследуемых юношеского и взрослого возрастов.

Таблица 1 – Типы отношения к своему заболеванию у больных разного возраста, в %

Медицинская психология

    Вы здесь:
  1. Внутренняя картина болезни (ВКБ). Психология пациента


Внутренняя картина болезни (ВКБ). Психология пациента

Внутренняя картина болезни. Психология пациента

Внутренняя картина болезни (ВКБ) – это сугубо индивидуальная система ощущений, эмоциональных переживаний и мыслей, определяющих отношение пациента к нарушению здоровья и связанное с ним поведение.

Четыре уровня восприятия болезни

1. Сенситивный – наличие болезненных ощущений (головная боль, тошнота, озноб и т.д.)

2. Эмоциональный – общее чувственное впечатление от ситуации, вызванной болезнью.

3. Интеллектуальный – логическая оценка ситуации болезни с позиции имеющихся знаний, опыта, интеллектуальных способностей.

4. Поведенческий – действия, которые человек предпринимает или планирует предпринять в связи со своей болезнью.

Этапы течения болезни

2. Манифестация болезни. Резкая боль, нарушение жизненно важных функций не оставляют сомнений в тяжести болезни. Возникает необходимость неотложной госпитализации. Страх и растерянность усиливаются в связи с недостатком информации по поводу диагноза. Поступки пациента могут быть крайне неосторожными и нелогичными.
Медицинские работники должны взять под жесткий контроль поведение пациента и его родственников.

3. Активная адаптация. Наступает не позднее чем на 5-й день лечения. На этом этапе острая боль и другие мучительные симптомы уменьшаются, самочувствие улучшается. Это вселяет надежду в пациента и может привести к необоснованной беспечности.
Важно - не допустить легкомысленного отношения пациента к своему состоянию.

4. Психическая декомпенсация. Возникает, когда состояние не улучшается или даже ухудшается. У больного может возникнуть чувство обманутых надежд. Усиливаются отрицательные ощущения, которые пациент испытывал в начале болезни, возникает неуверенность и страх, пациент утрачивает веру в лечение, во врача и медицинский персонал. Человек становится импульсивным, нетерпеливым, раздражительным, чрезмерно требовательным.
Необходимо проявить терпение и понимание.

5. Пассивная адаптация и капитуляция. Если заболевание неизлечимо, происходит потеря надежды на выздоровление, снижается интерес к лечебным и реабилитационным мероприятиям. Пациент примиряется с тяжелой судьбой, перестает внутренне бороться за свое здоровье, становится равнодушным и угрюмым.
Нужно приводить примеры людей с таким же заболеванием, живущих полноценной жизнью, ориентировать интересы пациента на те сферы жизни, которые остаются ему доступны.

Этапы течения болезни, пациент, активная адаптация, болезнь

+

Факторы, влияющие на внутреннюю картину болезни

Эти факторы могут быть разделены на следующие группы:

1) преморбидные биологические и личностные факторы;

2) характер заболевания и его возможные последствия;

3) социальное положение больного и влияние окружения;

4) медицинские факторы (условия диагностики и лечения)

Влияние на ВКБ преморбидных биологических и личностных факторов

1. Пол. Различие в физиологии мужчин и женщин накладывает отпечаток на переживания, связанные с критическими периодами. У женщин такими периодами являются начало менструаций, беременность и роды, климакс, во время которых усиливается реактивность и обнаруживаются повышенная готовность к различным невротическим расстройствам преимущественно истерического, ипохондрического, депрессивного круга.

У мужчин возрастные кризы не имеют заметной внешней выраженности, но в переживаниях, связанных с возникновением тех или иных серьезных заболеваний, часто находят отражение опасения ослабления или утраты сексуальных возможностей.

Еще одним заметным различием, связанным с полом пациента, является переносимость физической боли, которая у женщин выше. Лучше переносят женщины и вынужденную неподвижность, связанную с болезнью. Для женщин более актуальны семейные проблемы, связанные с болезнью, а для мужчин – служебно-профессиональные, возможность утраты трудоспособности.

2. Возраст. Расхождение между субъективной оценкой болезни и объективными данными наиболее выражены в молодом и старческом возрасте. У детей дошкольного возраста собственная оценка заболевания еще не сформирована, а у детей младшего школьного возраста она недостаточно полная и только в пубертатном возрасте приближается к оценке взрослых.

По сравнению с взрослыми, дети более тяжело переносят боль и страдания, боятся больничной обстановки, медицинских инструментов и манипуляций, хирургического вмешательства. Во многом реакция ребенка на свою болезнь и его поведение в условиях болезни зависят от влияния окружающих, в первую очередь, родителей и врачей.

Следует учитывать, что дети повышенно внушаемы, отвлекаемы, быстро забывают пережитое, переключаются на новую ситуацию. Эти особенности детской психики необходимо использовать при проведении лечения, как с профилактической целью, так и с целью устранения возникших психических нарушений.

3. Темперамент, в первую очередь, отвечает за физиологическую основу реагирования на болезнь. Влияние темперамента сказывается на характере ощущений и эмоциональных проявлений. Так, холерикам и меланхоликам свойствен более низкий порог болевой чувствительности по сравнению с сангвиниками и флегматиками . У меланхоликов даже не очень интенсивные болевые ощущения вызывают снижение двигательной активности в виде вялости, заторможенности. Напротив, субъекты с ярко выраженным холерическим темпераментом при наличии болевых ощущений не могут оставаться на месте, совершают импульсивные действия. Особенности темперамента сказываются и на переносимости режима ограниченной подвижности, связанного с заболеванием.

4. Характер. Особенности характера человека определяют своеобразие его поведения и отношения к окружающему и самому себе, в том числе к своему здоровью и болезни. Здесь ведущая роль принадлежит эмоционально-волевой и мотивационной сферам, обеспечивающим адаптацию.

Особое значение в формировании ВКБ имеет уровень образования и культуры больного, В том числе степень осведомленности в области медицины. Осведомленность в области медицины может играть двоякую роль. Отсутствие медицинских знаний иногда приводит к непониманию своего болезненного состояния, недооценке его проявлений и возможных последствий. Избыток же информации у пациента о болезнях, механизмах их развития, течении, прогнозе также может приводить к деформации ВКБ. В одних случаях это выражается в преувеличении тяжести болезни, в других в преуменьшении ее значимости или полном игнорировании.

Эти проблемы нередко возникают у пациентов-врачей и в случаях заболевания детей, родители которых – врачи.

Также на ВКБ влияют такие особенности личности как интернальность или экстернальность.

Интернальность – склонность человека принимать ответственность за происходящие в его жизни события на себя. Интернальные личности ответственно относятся к процессу лечения, активно содействуют лечебному процессу, прилагают для выздоровления все зависящие от них усилия.

Внутренняя картина болезни, ВКБ, факторы внутренней картины болезни, факторы, влияющие на ВКБ

+

Читайте также: