Сообщение право и религия

Обновлено: 02.07.2024

1)Влияние религии на возникновение права и государства

Если считать, что государство основано на религии, отмечает и Гегель, то по существу дела это означает, что государство произошло из религии и теперь и всегда происходит из неё, то есть принципы государства должны быть рассматриваемы как имеющие силу в себе и для себя, а это возможно лишь, поскольку они признаются определениями самой божественной природы. Поэтому природа государства и его конституции таковы же, как и природа религий, государство действительно произошло из религии и притом так, что афинское или римское государство было лишь при специфической форме языческой религии этих народов так же, как католическому государству свойственный иной дух и иная конституция, чем протестантскому.

2) Правовая реализация религиозных людей

История предоставляет массу свидетельств непосредственного либо опосредованного происхождения права из религии, как на Западе, так и на Востоке. Так, именно языческим религиям народов Древнего Востока и древнего Средиземноморья правообязано такой категорией, как справедливость. На экзистенциальном уровне, то есть на уровне религиозных представлений, справедливость есть соответствие судьбы человека характеру его усилий.

Представления о справедливости целиком вытекают их язычества. В результате кризиса языческой религиозности справедливость из мирового принципа превращается сначала в долг, а затем в формальное предписание, то есть в право.

Поначалу мусульманское право существовало на уровне религиозного сознания, и его отдельные нормы зависели от толкования священных текстов, данного тем или иным факихом (авторитетным богословом). При решении сходных вопросов могли применяться несовпадающие выводы мазхабов - религиозно-правовых направлений ислама (на сегодняшний день их существует всего пять). Даже в рамках одного толка существуют противоречивые правила, закреплённые различными авторитетными решениями той ил тиной юридической проблемы. В средние века мусульманские факихи на основе индивидуальных судебных предписаний мусульманского права сумели сформулировать его общие принципы (алкава ид алкуллийа). Среди работ такого рода особо известен трактат Ибн Нудажйма (ум. в1562). В 16-17в.в. мусульманское право окончательно сформировалось в целостную систему.

Система римского права своим непосредственным источником имело не религию, а мораль. Однако сама эта мораль явилась системой норм, сконденсировавшихся в результате компромисса господствующих религиозных учений древнего Средиземноморья. Одним из таких учений, в частности, была римская религия, оказавшая не последнюю роль в формировании римского права. В соответствии с религиозными представлениями древних римлян мир людей строится по образу мира богов. Боги имеют своего царя Юпитер, наиболее почитаемые из них именуются, как и римские сенаторы, отцами (patres) и имеют своих божественных слуг (famuli tivi). Боги подразделяются на богов небесных, земных и подземных, однако одни и те же боги могут действовать во всех трёх мирах (например, Юпитер, Диана, Меркурий). Миры богов, людей и мёртвых разграничены (так, право богов (fas) не смешивается с правом человеческим (ius), из действия которого изымается всё посвященное богам) и, вместе с тем, взаимосвязаны. Люди не начинают не одного важного дела, не узнав, как отнесутся к нему боги. Отсюда сложная наука авгуров и гаруспиков, читающих волю богов по полёту и поведению птиц, внутренностям жертвенных животных, удару молнии. Большую роль при всевозможных гаданиях играют связанные с почитанием Апполона так называемые Сивиллины книги, якобы купленные за большую цену Тарквинием Гордым у пророчицы и содержащие туманные стихотворные изречения. Порученные специальной жреческой коллегии, они хранились втайне от непосвящённых. В случае угрожающих знамений жрецы по специальному постановлению сената ищут в них указаний, как поступить. Боги постоянно присутствуют среди людей, иногда подают голос. Богов врага с помощью определённой формулы (evocatio) можно было переманить на сторону Рима, где им в этом случае учреждается культ. Считалось, что мёртвые влияют на дела живых, мстят за пренебрежение к установленных в их честь обрядами. Умерший отец становится богом для своих сыновей (сын поднимал кость отца с погребального костра и объявлял, что покойный стал богом). Существовали культы отдельных сословий (конный Нептун и Диоскуры у всадников; Церера и Либера у плебеев); отдельных прогрессий (Меркурий у торговцев, Минерва у ремесленников, художников, писателей, учителей). Каждая локальная община или любой другой компактный коллектив неразрывно связаны со своими богами. Каждый член фамилии обязан участвовать в её культе, а, переходя в другую фамилию по усыновлению или браку, принимал её культ. Гражданин обязан участвовать в культе гражданской общины. Когда Рим стал главой Латинского союза, он принял культы его богов Дианы Арицийской и Юпитера Латиариса. Позднее, когда появляется много людей, не связанных с каким-нибудь исконно существовавшим коллективом: переселенцы, оторвавшиеся от фамилий рабы и отпущенники, - для них создаются культовые коллегии с вербовавшимися из их среды министрами и магистрами богов римского пантеона. Отсюда сформулированное впоследствии Варроном положение о приоритете гражданских установлений над религиозными, общий над почитаемыми ими культами. Всё это, наряду с выборностью и общедоступностью жреческих должностей, сделало высшим религиозным авторитетом саму гражданскую общину, а чёткость социальной структуры (полноправные граждане, с одной стороны, полностью бесправные, удерживаемые только силой рабы - с другой) делала бесполезной божественную санкцию. Граждане обязаны были чтить богов, составлявших как бы часть общины (отсюда распространённая мысль о мире как великом городе людей и богов), но мыли о них думать, говорить и писать что угодно, вплоть до полного их отрицания. Такие мотивы встречаются уже у поэта 3-2 в.в. до н.э.

3) Идея справедливости в религии и в праве

4) Влияние права на религию

Речь, прежде всего, идёт о различных формах оккультизма. Оккультизм - общее название учений, признающих существование скрытых сил в человеке и космосе, недоступных для общего человеческого опыта, но доступных для людей, прошедших через особое посвящение и специальную тренировку. Оккультизм - это преимущественно западная традиция, которая с большой охотой, однако пользуется достижениями восточной религиозно-философской мысли. К оккультизму относится целая группа учений, практически каждое из которых, с древности до 20 века, формировалось либо непосредственно на Западе, либо представителями Западной культуры. Название этой группы учений происходит от латинского occoltus - тайный.

Как известно, позитивное право есть конечная форма всякого права, представляющая собой данную в опыте объективную реальность. Чтобы стать таковой, содержание права должно проделать определённый путь становления. Однако существуют ситуации, когда те основания активности, которые присутствуют в праве, не проходят никаких стадий преобразования, но сразу же объективируются в виде позитивного права. Речь идёт о ситуациях, когда люди, видящие смысл в определённом образе жизни, навязывают этот образ жизни другим людям. В этих случаях религиозные основания активности непосредственно превращаются в право на основе чистой силы. Обобщение подобных случаев даёт повод многим исследователям, во-первых, отрицать какие-либо формы права кроме права позитивного, а во-вторых, отождествлять право с властью как с проявлением чистой силы. Право и религия тесно переплетены между собой, так как при построении любого государства в правовом сознании всегда присутствуют религиозные воззрения. Каждый волен исповедать любой способ распоряжения своей жизнью, но реально распоряжаться ею он свободен лишь в пределах аналогичной свободы других людей. Не все вероисповедания разделяют это положение. Такие вероисповедания сами ставят себя вне свободы совести, и поэтому они должны быть ограничены в своих проявлениях. Общество обязано держать их под контролем и прямо запрещать широкую пропаганду и организованное исповедание тех религиозных учений, которые даже косвенно толкают своих последователей на преступления. Не следует запрещать человеку верить во что-то, но нельзя допускать, чтобы вера, которая может привести к преступлениям, сплотила вокруг себя организованную силу, направленную против общества. Учёные считают, что природа государства и его конституции таковы же, как и природа религий, государство действительно произошло из религии и притом так, что афинское или римское государство было возможно лишь при специфической форме, языческой религии этих народов так же, как католическому государству свойственны иной дух и иная конституция, чем протестантскому. В этом проявляется прямая связь права и духовного начала. Право возникает непосредственно из требований религиозной идеи лишь тогда, когда группа людей, одержимых этой идеей, силой подчиняет себе группу других людей, не разделяющих данных религиозных убеждений. Стремление воплотить в законах и других юридических источниках права справедливость свойственно позитивному праву, созданному многими государствами прошлого и современности. И, невзирая на все различия в понимании справедливости отождествления права со справедливостью никогда не было ни абсолютной истиной, ни абсолютной ложью.

1) Алексеев Н.Н. Основы философии права. - М., 1996.-330 с.

2) Алексеев С.С. Общая теория права. - М., 1994.-256 с.

3) Керимов Д.А. Основы философии права. - М.,1992.-310 с.

4) Основы права/под ред. М.И. Абдулаева. - Спб., 2004.-604 с.

5) Правоведение/под ред. О.Е. Кутафина. - М., 2002.-398 с.

6) Теория государства и права/ред. Т.Н. Манова. - М., 1996.-336 с.

7) Тихонравов Ю.В. Основы философии права. - М., 1997.-608 с.

8) Общая теория государства и права Т. 2/под ред. проф. М.Н. Марченко. - М., 1998.-640 с.

Читайте также: