Выход на пенсию как кризисный период сообщение

Обновлено: 28.06.2024

Для социального работника чрезвычайно важное значение имеет также целый ряд факторов социального и психологиче­ского характера, связанных с образом и уровнем жизни пожи­лых людей, их положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условия­ми и др.

Изменение социального статуса человека в старости, как показывает практика, негативно сказывается, прежде всего, на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболе­ваниям и адаптацию к изменениям окружающей среды. У человека с переходом в категорию пожилых людей, пен­сионеров зачастую коренным образом изменяются не только взаимоотношения с обществом, но и такие ценностные ориенти­ры, как смысл жизни, счастье, добро, зло и др. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, круг общения.

Вторая особенность определяется своеобразным ощуще­нием времени. Пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое также присутствует в настоящем - отсюда запасли­вость, бережливость, осторожность пожилых людей. Они как бы консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, его ценности.

Более того, потенциал пожилого человека чаще всею внешне не соответствует (или соответствует очень мало) мента­литету новых поколений. Но у них всех есть общая основа, куда более значимая, чем расхождения. Это - общечеловеческие цен­ности. У старшего человека они прошли свое индивидуальное бытие. Нарушение преемственности поколений, предполагаю­щей, если исходить из принципа природосообразности, что старшее существует ради младших и умирает, оставляя им жизнь, нарушение такого единства, болезненно для всех и во все времена.

В целом невостребованность пожилого человека входит в противоречие с общественной сущностью человека. Значит, на­до ее подкрепить, в том числе социально. В частности, средст­вами социальной работы, в доступных ей формах, чтобы по воз­можности смягчить ситуацию.

Одним из наиболее сложных моментов на жизненном пути человека, влекущим за собой существенные изменения в усло­виях и образе его жизни, является выход на пенсию. Выход на пенсию может рассматриваться как завершение одной деятель­ной фазы социальной жизни человека и начало другой, резко отличающейся от предыдущей. По своей значимости он может сравниться с такими событиями, как выбор профессии, вступле­ние в брак и т.п.

Известно, что сам факт выхода на пенсию является для че­ловека психической травмой: падает его социальная значимость, страдает его престиж, самооценка и самоуважение. Новые тре­бования ему зачастую не под силу, он чувствует себя отсталым от жизни. Преждевременный физический и духовный покой - это изнуряющий ад, под воздействием которого старость стано­вится ранней, ненужной, патогенной, социально обременитель­ной, сами же старики становятся не только скучными, беспо­койными людьми, но даже опасными как для самих себя, так и для окружающих их людей. Творческий труд - главное лекарст­во от старости.




Специфика посттрудового этапа жизни обусловлена тем, что образ пенсионера в сознании людей связан не столько с кон­кретным кругом занятий, сколько с отходом от работы, что в значительной мере ориентирует самих пенсионеров на пассив­ный, бездеятельный образ жизни.

Пенсионный период жизни часто рассматривается как кри­зисный период в жизни человека. Происходящее значительное изменение жизненной ситуации связано как с внешними факто­рами (появление свободного времени, изменение социального статуса), так и с внутренними (снижение с возрастом физиче­ской и психической силы, зависимое положение от общества и семьи). Эти изменения требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. У одних этот процесс происходит долго, болезненно, сопровождается переживаниями, пассивно­стью, неумением находить новые занятия, новые контакты, по-новому взглянуть на себя и окружающий мир. Другая категория пенсионеров, напротив, адаптируется быстро. Они не склонны драматизировать переход к пенсионному образу жизни, полно­стью используют появившееся свободное время, находят новую социальную среду.

Одним из последствий выхода на пенсию является потеря каждодневных моделей поведения, что может провоцировать агрессию, направленную как на других, так и на себя.

Важно подчеркнуть, что выход на пенсию - это значимое событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Поэтому процесс адаптации к новому положению имеет две стороны: с одной стороны, человек приспосабливается к своему социальному окружению, с другой - окружение приспосаблива­ется к новой социальной роли человека.

Большинство авторов сходятся во мнении о том, что:

- после ухода на пенсию каждому человеку требуется время для перестройки стиля жизни и сознания; эта деятель­ность зависит от индивидуальных особенностей и объективных обстоятельств, что и представляет собой процесс адаптации;

- существенным фактором такой адаптации является ра­циональная организация свободного времени и правильный вы­бор занятий;

- семья выполняет компенсаторную функцию, т.е. стано­вится основной сферой межличностных контактов.

Р.С. Эшли выделяет шесть фаз пенсионного процесса:

- предпенсионная фаза — выход на пенсию видится в дос­таточно отдаленном будущем, но может возникнуть ощущение тревоги, касающееся предстоящих изменений;

- фаза переориентации - это продуктивный период для разработки более реальной картины жизненных альтернатив;

- фаза стабильности - осознание своих сильных и сла­бых сторон, понимание своих возможностей позволяют принять роль и статус пенсионера;

- завершающая фаза - болезнь или индивидуальность за­трудняют выполнение домашней работы и уход за собой или делают невозможным выполнение повседневных обязанностей.

Фазы не соответствуют определенному календарному воз­расту, сменяются не в строго определенном порядке.

Зачастую пожилые люди выходят на пенсию психологиче­ски неподготовленными к своему новому положению и новому периоду жизнедеятельности. Такая неопределенность, неподго­товленность к будущим занятиям негативно сказываются на процессе их социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности. Особую роль играет общая актив­ность пожилых людей. Среди пенсионеров, которые ведут ра­циональный образ жизни, сохраняют высокую физическую и особенно социальную активность, уровень адаптации намного выше, чем среди пенсионеров, ведущих пассивный образ жизни. Таким образом, с прекращением трудовой деятельности у стареющих людей резко нарушается жизненный стереотип, при­способляемость к новым условиям, перестраивается весь образ жизни. Поэтому изучение социально-психологических проблем пожилого возраста, и в частности проблемы адаптации, пред­ставляет одну из ведущих задач социальной геронтологии.

Для социального работника чрезвычайно важное значение имеет также целый ряд факторов социального и психологиче­ского характера, связанных с образом и уровнем жизни пожи­лых людей, их положением в семье, возможностью и желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условия­ми и др.

Изменение социального статуса человека в старости, как показывает практика, негативно сказывается, прежде всего, на его моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость к заболе­ваниям и адаптацию к изменениям окружающей среды. У человека с переходом в категорию пожилых людей, пен­сионеров зачастую коренным образом изменяются не только взаимоотношения с обществом, но и такие ценностные ориенти­ры, как смысл жизни, счастье, добро, зло и др. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, круг общения.

Вторая особенность определяется своеобразным ощуще­нием времени. Пожилой человек всегда живет в настоящем. Его прошлое также присутствует в настоящем - отсюда запасли­вость, бережливость, осторожность пожилых людей. Они как бы консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, его ценности.

Более того, потенциал пожилого человека чаще всею внешне не соответствует (или соответствует очень мало) мента­литету новых поколений. Но у них всех есть общая основа, куда более значимая, чем расхождения. Это - общечеловеческие цен­ности. У старшего человека они прошли свое индивидуальное бытие. Нарушение преемственности поколений, предполагаю­щей, если исходить из принципа природосообразности, что старшее существует ради младших и умирает, оставляя им жизнь, нарушение такого единства, болезненно для всех и во все времена.

В целом невостребованность пожилого человека входит в противоречие с общественной сущностью человека. Значит, на­до ее подкрепить, в том числе социально. В частности, средст­вами социальной работы, в доступных ей формах, чтобы по воз­можности смягчить ситуацию.

Одним из наиболее сложных моментов на жизненном пути человека, влекущим за собой существенные изменения в усло­виях и образе его жизни, является выход на пенсию. Выход на пенсию может рассматриваться как завершение одной деятель­ной фазы социальной жизни человека и начало другой, резко отличающейся от предыдущей. По своей значимости он может сравниться с такими событиями, как выбор профессии, вступле­ние в брак и т.п.

Известно, что сам факт выхода на пенсию является для че­ловека психической травмой: падает его социальная значимость, страдает его престиж, самооценка и самоуважение. Новые тре­бования ему зачастую не под силу, он чувствует себя отсталым от жизни. Преждевременный физический и духовный покой - это изнуряющий ад, под воздействием которого старость стано­вится ранней, ненужной, патогенной, социально обременитель­ной, сами же старики становятся не только скучными, беспо­койными людьми, но даже опасными как для самих себя, так и для окружающих их людей. Творческий труд - главное лекарст­во от старости.

Специфика посттрудового этапа жизни обусловлена тем, что образ пенсионера в сознании людей связан не столько с кон­кретным кругом занятий, сколько с отходом от работы, что в значительной мере ориентирует самих пенсионеров на пассив­ный, бездеятельный образ жизни.

Пенсионный период жизни часто рассматривается как кри­зисный период в жизни человека. Происходящее значительное изменение жизненной ситуации связано как с внешними факто­рами (появление свободного времени, изменение социального статуса), так и с внутренними (снижение с возрастом физиче­ской и психической силы, зависимое положение от общества и семьи). Эти изменения требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. У одних этот процесс происходит долго, болезненно, сопровождается переживаниями, пассивно­стью, неумением находить новые занятия, новые контакты, по-новому взглянуть на себя и окружающий мир. Другая категория пенсионеров, напротив, адаптируется быстро. Они не склонны драматизировать переход к пенсионному образу жизни, полно­стью используют появившееся свободное время, находят новую социальную среду.

Одним из последствий выхода на пенсию является потеря каждодневных моделей поведения, что может провоцировать агрессию, направленную как на других, так и на себя.

Важно подчеркнуть, что выход на пенсию - это значимое событие не только для человека, но и для окружающих его лиц. Поэтому процесс адаптации к новому положению имеет две стороны: с одной стороны, человек приспосабливается к своему социальному окружению, с другой - окружение приспосаблива­ется к новой социальной роли человека.

Большинство авторов сходятся во мнении о том, что:

- после ухода на пенсию каждому человеку требуется время для перестройки стиля жизни и сознания; эта деятель­ность зависит от индивидуальных особенностей и объективных обстоятельств, что и представляет собой процесс адаптации;

- существенным фактором такой адаптации является ра­циональная организация свободного времени и правильный вы­бор занятий;

- семья выполняет компенсаторную функцию, т.е. стано­вится основной сферой межличностных контактов.

Р.С. Эшли выделяет шесть фаз пенсионного процесса:

- предпенсионная фаза — выход на пенсию видится в дос­таточно отдаленном будущем, но может возникнуть ощущение тревоги, касающееся предстоящих изменений;

- фаза переориентации - это продуктивный период для разработки более реальной картины жизненных альтернатив;

- фаза стабильности - осознание своих сильных и сла­бых сторон, понимание своих возможностей позволяют принять роль и статус пенсионера;

- завершающая фаза - болезнь или индивидуальность за­трудняют выполнение домашней работы и уход за собой или делают невозможным выполнение повседневных обязанностей.

Фазы не соответствуют определенному календарному воз­расту, сменяются не в строго определенном порядке.

Зачастую пожилые люди выходят на пенсию психологиче­ски неподготовленными к своему новому положению и новому периоду жизнедеятельности. Такая неопределенность, неподго­товленность к будущим занятиям негативно сказываются на процессе их социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности. Особую роль играет общая актив­ность пожилых людей. Среди пенсионеров, которые ведут ра­циональный образ жизни, сохраняют высокую физическую и особенно социальную активность, уровень адаптации намного выше, чем среди пенсионеров, ведущих пассивный образ жизни. Таким образом, с прекращением трудовой деятельности у стареющих людей резко нарушается жизненный стереотип, при­способляемость к новым условиям, перестраивается весь образ жизни. Поэтому изучение социально-психологических проблем пожилого возраста, и в частности проблемы адаптации, пред­ставляет одну из ведущих задач социальной геронтологии.

Проблема возрастных кризисов актуальна и интересна, но недостаточно разработана теоретически и экспериментально.

Суть возрастных кризисов заключается в изменении системы отношений человека с окружающей действительностью. В отличие от невротических или травматических кризисов, они являются нормативными изменениями, необходимыми для нормального психологического развития.

В этот период меняется эмоциональный фон, появляются элементы депрессивной симптоматики, тревога, напряжение, снижение трудоспособности. Дети на критических стадиях становятся раздражительными, капризными, непослушными и вступают в конфликты со взрослыми. Кардинальные изменения в психике ребенка делают необходимыми новые стратегии воспитания для учителей и родителей. Возрастные кризисы характерны не только для возраста ребенка. Существуют также так называемые кризисы взрослости, которые характеризуются анализом человеческой жизни и самого себя.

Понятие возрастных кризисов, как уже говорилось выше, связано с закономерностями духовного развития человека. Процесс познания человеком мира, физического, интеллектуального, духовного и психического развития начинается с момента физического рождения, продолжается всю жизнь и заканчивается его смертью.

В последнее десятилетие интерес к геронтологическим проблемам значительно возрос в связи с увеличением продолжительности жизни людей.

Необходимость поддержания активной жизни в пожилом возрасте является одной из актуальных тем современных научных исследований. В этом контексте рассматриваются такие вопросы, как факторы старения (отказ от работы, сужение привычного круга общения и т.д.), адаптация к новым внешним условиям, снижение интеллектуальных способностей, предпочитаемые механизмы копинга (совладания с трудными ситуациями) и др. (М.Д. Александрова, Л.И. Анциферова, Л.В. Бороздина, О.В. Краснова, С.Г. Максимова, Н.Н. Сачук, Н.П. Петрова и др.)

Период выхода на пенсию.

Особенности психического состояния пожилых людей

Изменение социального статуса человека в старости, как показывает практика, в основном негативно сказывается на его моральном и материальном положении, влияет на психическое состояние, снижает его сопротивляемость болезням и адаптацию к изменениям окружающей среды. Став пожилым человеком, пенсионеры часто радикально меняют не только отношения с обществом, но и такие ценности, как смысл жизни, счастье, добро, зло и другие. Образ жизни, распорядок дня, круг общения также меняются.

Вторая характеристика определяется особым чувством времени. Пожилой человек всегда живет настоящим. Их прошлое присутствует и в настоящем — отсюда и накопительство, и бережливость, и осторожность по отношению к пожилым людям. Они как будто сохраняются в непосредственности, и духовный мир и его ценности также сохраняются таким образом.

Более того, потенциал пожилого человека обычно не соответствует (или соответствует незначительно) менталитету новых поколений. Но все они имеют общую основу, которая гораздо более значима, чем отклонения. Это общечеловеческие ценности. Они отдали свое индивидуальное существование пожилому человеку. Нарушение преемственности между поколениями, которая, если исходить из принципа естественности, предполагает, что старший существует и умирает ради младших и оставляет им жизнь, нарушение этого единства болезненно для всех и во все времена.

В целом, невостребованность старших противоречит социальной природе человека. Поэтому необходимо укреплять их, в том числе и в социальном плане. В частности, через социальную работу, в имеющихся в ее распоряжении формах, максимально облегчить ситуацию.

Выход на пенсию — один из самых сложных моментов в жизни человека, который влечет за собой значительные изменения в условиях и образе жизни. Выход на пенсию можно рассматривать как окончание одной активной фазы социальной жизни человека и начало другой, которая сильно отличается от предыдущей. Его значение сравнимо с такими событиями, как выбор профессии, женитьба и т.д.

Специфика посттрудового этапа жизни

Хорошо известно, что сам факт выхода на пенсию является психологической травмой для человека: снижается его социальная значимость, страдает престиж, самооценка и самоуважение. Новые требования часто перегружают его/ее, он/она чувствует себя отстраненным от жизни. Преждевременный физический и психический отдых — это парализующий ад, под влиянием которого старость становится преждевременной, ненужной, болезненной, социально обременительной; сами старики становятся не только скучными, беспокойными людьми, но даже опасными как для себя, так и для окружающих. Творческая работа — главное средство от старости.

Особенности периода жизни после трудоустройства связаны с тем, что образ пенсионера в сознании людей ассоциируется не столько с определенной сферой деятельности, сколько с уходом с работы, что во многом ориентирует самого пенсионера на пассивный, малоактивный образ жизни.

Период выхода на пенсию часто рассматривается как кризисное время в жизни человека. Значительное изменение жизненной ситуации связано как с внешними факторами (появление свободного времени, изменение социального статуса), так и с внутренними (упадок физических и душевных сил с возрастом, зависимость от общества и семьи). Эти изменения требуют от человека переосмысления своих ценностей и отношения к себе и другим, а также поиска новых способов осуществления своей деятельности. Для некоторых людей этот процесс длительный, болезненный, сопровождающийся тревогой, пассивностью, неспособностью найти новые занятия, новые контакты, новый взгляд на себя и окружающий мир. Другая категория пенсионеров, напротив, быстро адаптируется. Они не склонны драматизировать переход к пенсии, в полной мере используют свое свободное время и находят новую социальную среду.

Одним из последствий выхода на пенсию является потеря повседневных моделей поведения, что может привести к агрессии, направленной как на других, так и на себя.

Важно подчеркнуть, что выход на пенсию — это значимое событие не только для самого человека, но и для тех, кто его окружает. Таким образом, процесс адаптации к новой должности имеет две стороны: С одной стороны, человек адаптируется к своему социальному окружению, а с другой стороны, окружение адаптируется к новой социальной роли человека.

Большинство авторов согласны с этим:

  • После выхода на пенсию каждому человеку необходимо время для перестройки своего образа жизни и сознания, эта деятельность зависит от индивидуальных особенностей и объективных обстоятельств, это и есть процесс адаптации;
  • Важнейшим фактором такой адаптации является рациональная организация свободного времени и правильный выбор деятельности;
  • семья выполняет компенсаторную функцию, т.е. становится основной сферой межличностных контактов.

Р.С. Эшли выделяет шесть стадий процесса выхода на пенсию:

Фазы не соответствуют какому-либо определенному календарному возрасту и не сменяют друг друга в строго определенном порядке.

Часто пожилые люди выходят на пенсию психологически неподготовленными к своему новому положению и этапу жизни. Эта неопределенность, неподготовленность к будущей профессии отрицательно сказывается на процессе их социальной адаптации, социальной активности и личной удовлетворенности. Особую роль играет общая активность пожилых людей. У пенсионеров, ведущих рациональный образ жизни, поддерживающих высокий уровень физической и, главное, социальной активности, степень адаптации значительно выше, чем у пенсионеров, ведущих пассивный образ жизни.

Возрастной кризис старости

В предыдущий стабильный период человек воспринимал мир во всей его полноте, была видна далекая перспектива. Но с 56 лет взгляд снова обращается внутрь. Начало кризиса старости отмечено появлением ощущения будущих больших проблем. Это время для размышлений о том, что было сделано, что еще предстоит сделать и что еще хочется сделать. Возникают мысли о времени, потраченном на какие-то пустяки, об отсутствии дальнейшего будущего.

В этом возрасте человек готов выйти на пенсию. Он должен привыкнуть к упадку физических и душевных сил, к дальнейшему ослаблению сексуальной потенции и интересов, а также к зависимости от других людей. Но в то же время это время общих социальных достижений — положения в обществе, авторитета и власти, свободы от рутинных занятий, возможности выбирать общественные дела, наиболее интересные для человека. Меняется мотивация человека в плане подготовки к предстоящей старости, ожидания старости или сопротивления ей.

Г.С. Абрамова выделяет три группы людей в зрелом возрасте:

1) Есть желание уйти на пенсию. Люди из этой группы хотят уйти на пенсию, чтобы заняться другой работой. Они активно готовятся к этому, изучая дополнительную область знаний или приобретая новую, необходимую информацию. Они рассматривают выход на пенсию как начало новой жизни, возможность заниматься тем, что им нравится.

2) Они боятся выхода на пенсию. Эта группа людей пытается продлить свою трудовую жизнь, чтобы чувствовать, что они кому-то нужны, зарабатывая достаточно денег.

3) Безразличный. Эти люди не работали долгое время с полной отдачей, поэтому выход на пенсию не даст им значительного опыта изменения образа жизни.

В кризисе старости человек оценивает накопленный опыт, соотношение между ожидаемым и достигнутым, подводит итоги своей деятельности, задумывается о смысле жизни и ценности достигнутого. Источником жизненной энергии в этом возрасте являются успехи детей.

Кризис старости преодолевается через понимание роли и места своей деятельности в историческом и социальном процессе, через освоение новой профессиональной деятельности, через знакомство с новыми людьми, через включение своей социальной и профессиональной позиции в процесс создания нового. В новой ситуации развития человек должен заново найти себя в новых условиях и выработать соответствующие формы поведения и способы действий.

В этот период творческая активность и профессиональный рост выражаются в обобщении профессионального опыта и его передаче следующему поколению. Это так называемая фаза наставничества. Появляются ученики и последователи, которые делают свою собственную жизнь более осмысленной и насыщенной.

Особенности адаптации в пожилом возрасте

Личностные особенности (особенности самооценки, мотивационной, потребностной и эмоциональной сфер) выступают как фактор успешного процесса адаптации.

II. пожилые люди с высоким уровнем адаптации в посттрудовой период имеют оптимальный уровень самооценки (средний и высокий). В то же время они более высоко оценивают свои социально желательные характеристики. Они склонны считать себя ответственными за свою жизнь.

Пожилые люди с низким уровнем адаптации в посттрудовой период характеризуются низкой и средней самооценкой, часто они не удовлетворены собой. Среди людей этой группы преобладает тип внешнего контроля.

III. пожилые люди с высоким уровнем адаптации в посттрудовой период с оптимизмом смотрят в будущее (мотив достижения), оценивают свое прошлое, считают, что смогли реализовать себя. Для них характерно разнообразие интересов, у них высокий уровень принятия других, они удовлетворены общением.

Пенсионеры с низким уровнем адаптации в посттрудовой период по отношению к будущему характеризуются ожиданием проблем, трудностей, а также отсутствием каких-либо ожиданий; оценивая прошлое, они приходят к выводу, что не сделали того, что могли бы сделать. Для этой группы характерны пассивные интересы или отсутствие любимого занятия. В общении с родственниками они ожидают поддержки от своих близких и выражают страх остаться в одиночестве; они не удовлетворены общением.

IV. Пожилые люди с высоким уровнем адаптации в послерабочий период имеют высокий уровень эмоционального комфорта, т.е. они уравновешены, спокойны, оптимистичны. Они беспокоятся о проблемах своих близких, о проблемах общества. Страх не успеть что-то сделать, не успеть реализовать свои планы — это основная тревога, которую испытывают пенсионеры этой группы.

Эмоциональная реакция на процесс выхода на пенсию была спокойной, это связано с тем, что они видят много положительных изменений в образе жизни после выхода на пенсию.

Пенсионеры с низким уровнем адаптации в послепенсионный период имеют низкий уровень эмоционального комфорта, то есть они испытывают тревогу, беспокойство или чувствуют безразличие к своему окружению. Их основными проблемами являются страх быть обузой, страх одиночества и проблемы со здоровьем.

V. Необходима специальная организация психологической поддержки пожилых людей предпенсионного и пенсионного возраста, а также психологическая помощь пенсионерам, испытывающим трудности адаптации в постпенсионный период. В то же время работа психолога может быть основана на личностных характеристиках, которые являются фактором адаптации (характеристики уверенности в себе, сферы мотивации, потребности и чувства личности).

Работа по профилактике дезадаптации на постпрофессиональном этапе жизни человека.

Результаты исследования указывают на необходимость психологической работы с группой пожилых людей, имеющих низкий уровень адаптации в посттрудовой период. Работа должна быть направлена на профилактику дезадаптации в посттрудовой период человека.

После выхода на пенсию пожилым людям необходимо приобрести новые ценности, роли и навыки, чтобы сохранить связь с внешним миром, способности и интерес к жизни как можно дольше по мере изменения образа жизни и прекращения форм работы.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Эмоции и чувства станут основными нашими практическими инструментами психологической коррекции такого кризисного состояния. Выраженный акцент на эмоциях и чувствах в настоящей статье необходим именно поэтому.

1) Первый в жизни выход на работу чаще всего наполнен энтузиазмом и если переживается то весьма положительными чувствами. Интерес, любопытство и радость. Даже тревога от неизведанной новой жизни скорее бодрящая чем тоскливая. Вероятные чувства грусть по детству плюс гордость за себя взрослого.

Неминуемо из трудовой юности мы попадаем в трудовую молодость.

2) В молодости человек может поменять свою работу на новую. В молодости такое столкновение со стрессом, а ведь смена работы и есть сильнейший стресс, не является губительным. Глубоких огорчений в связи со сменой работы быть ещё не может, так как не выработана длительная многолетняя привычка к этой самой работе. И новая работа вновь встречается с новым интересом.

За молодостью же следует зрелость возрастная и профессиональная.

3) А вот изменение профессии в зрелом возрасте может уже погрузить человека в глубокие длительные переживания. Зрелый возраст это когда за плечами уже долгий трудовой путь, когда профессиональное мастерство и авторитет встраиваются в личность человека.

Профессионализм буквально становится атрибутом личности. То есть появляются новые личные особенности, которые подчинены профессиональным навыкам и профессиональному поведению, мышлению, эмоциональной субкультуре трудового коллектива. Особенности трудовой деятельности формируют эту самую зрелую личность, зрелую персону, если хотите. Поэтому отказ от привычной работы в пользу новой – может вызывать глубокие и длительные, неосознанные переживания.

4) Выход на пенсию. Завершение НАСОВСЕМ трудовой деятельности в преддверии пожилого возраста – переживается более всего тяжело.

Кризис выхода на пенсию, в контексте профессиональной жизни, определяется как кризис трудовой деятельности, а точнее как кризис завершения трудовой деятельности. Как самый глубокий профессиональный кризис.

Привычная нормальная работа головного мозга, напрямую зависимая от получаемых прежде эмоций и чувств, уже не возможна. Не удовлетворённая зависимость от утраченной профессиональной деятельности обостряется, и отягощается чаще всего не пониманием, не осознанностью самим человеком – что именно с ним такое происходит. Откуда вдруг берётся эта тоска, эта пустота, это ненужность, эта беспомощность – понять в таком состоянии невозможно по определению, ведь состояние уже кризисное.

Дополнительным отягощающим фактором могут стать возрастные изменения:

2. Возрастные изменения.

Предпенсионный возраст является апогеем зрелости, вершиной этой зрелости, в том числе профессиональной. Интеллект продолжает свой рост до 50-55 лет, до 60 лет и даже далее, хотя пик физиологической активности человека наступает много раньше (уже в 35-40 лет), и в поздней зрелости уже идёт на спад. Здоровье, как не крепись, уже не то. Зубы, кожа, волосы, движения тела, скорость мысли, лекарства, старомодные привычки, не совпадение с целями и задачами молодых, сексуальная активность – говорят не в пользу молодости. Значит не в пользу высокой способности к адаптации присущей молодости и зрелости, это объективно.

Психологические особенности могут быть ещё и продиктованы особенностями восприятия окружающими людьми, которые много моложе. Мужчина может восприниматься уже как дед, как старик, женщина как старая женщина, как бабушка. Что в свою очередь только дополняет досадой и обидой общую горечь переживаний безвыходности кризиса выхода на пенсию.

Возрастное замедление всей деятельности человека от двигательной активности, от общей физиологической деятельности, до высшей нервной деятельности называется – возрастная ригидность. И эта возрастная ригидность становится вторым отягощающим фактором, из рассматриваемых нами, не благоприятно влияющих на кризис выхода на пенсию.

Иными словами эмоционально-чувственный тупик от неполучения привычных профессиональных радостей, огорчений, интересов, потребностей, оставшихся безвозвратно в прошлом, отягощается ещё и общей возрастной ригидностью. То есть отсутствие привычных, и навсегда утраченных, профессиональных переживаний – является душевной мукой, при том не осознанной, какой бывает мука при отказе от зависимости любого вида. А возрастные особенности могут добавлять ко всему досаду, обиду, разочарование и отчаяние – уже самим фактом своего появления и нарастания.

Это и есть две основные черты кризиса выхода на пенсию. Есть и третья.

3. Не понимание, что происходит.

Следующая, третья особенность та, что кризис этот не осознаётся человеком так как сейчас осознаётся читателями этой статьи. Как может осознаваться и безопасно переживаться в кабинете психолога. Кризис выхода на пенсию умом может быть адекватно не понят, адекватно не осознан именно в силу глубоких поглощающих чувственных переживаний. Следовательно, может психологически травмировать человека. И как правило в такие переживания втягивается вся семья без исключения, и кризис уже становится семейным.

Пожалуй, это и будет третьим китом, третьим отягощающим фактором описываемого кризисного состояния.

Профессиональная психологическая зависимость.

Если это не очередной отпуск, а смена работы на другую, то и здесь с натяжкой – да, можно сказать: осталась сильная привычка к старой работе.

А если это не смена работы, а полное прекращение работы по выходу на пенсию? (Справка: эмоциональные и чувственные переживания зрелого человека, связанные с профессией, по длительности и силе часто преобладают над всеми остальными, то есть – семья, увлечения, т.д.).

А это значит, что на личности человека в зрелый период его жизни как минимум уже есть глубокий отпечаток профессиональных его особенностей. Чувства возникающие в ходе профессиональной деятельности становятся доминирующими и их переживание становится необходимой психологической потребностью. Переживать свой собственный уникальный набор чувственных профессиональных переживаний, испытывать потребность в таком переживании, и может напоминать нам профессиональную зависимость как зависимость собственно.

Не правда ли уходя на две недели в отпуск, многие люди делают это нехотя, а трудоголики, как ультра-крайние представители трудовой зависимости, вообще не могут променять свою работу ни на какой отпуск.

Величина такой психологической зависимости индивидуальна и пропорциональна величине чувственной вовлеченности человека в трудовой процесс. Отказ же от зависимости любого рода, повторимся, всегда глубоко переживается.

Профессиональное привыкание и отвыкание.

Отказ от профессиональной зависимости, отвыкание от прежней работы, мы рассмотрим подробно, сравнив его с привыканием к новой работе. Тем самым проведём разделительную линию между ними. Ведь чаще всего вопрос адаптации к смене основной деятельности не сводится к такому разделению, но акцентируется только на адаптации к новой деятельности, исключая важный элемент – отвыкание от старой.

Как вообще головной мозг привыкает к новой работе? Вырабатываются связи между нервными клетками, что внешне проявляется: как способность мыслить по новому; способность заучивать сложные схемы; как способность врабатываться в новое (то есть раз за разом делать больше и при этом меньше уставать). День за днём межнейронные связи головного мозга перестраиваются в нужном русле, успешно обеспечивая новую трудовую деятельность любого рода. Речь идёт одновременно как о новом интеллектуальном опыте, так и о новом эмоциональном опыте накладывающимся на опыт старый. Так формируя профессиональный опыт.

Много сложнее с профессиональным отвыканием. Отвыкание это отказ от старых профессиональных навыков, как заученных интеллектуальных схем, с одной стороны. С другой стороны, и это более значимо для нас, – отвыкание от привычных эмоций и чувств связанных с прежней работой.

Именно переживаемые чувства становятся не осознаваемой потребностью. У каждого человека такой эмоционально-чувственный набор конечно индивидуален. Общее же для всех то, что привычные, заученные наизусть профессиональные отношения с людьми и событиями привязывают душу к прежней работе, и чаще, повторимся, совершенно не осознанно привязывают. Как массивный якорь.

Суть такое отвыкание много дольше чем привыкание к новой деятельности, и именно с этим долгим неосознанным эмоционально-чувственным отвыканием сталкивается человек – выходящий на пенсию.

Такой срок на практике требует пристальнейшего внимания. Внимания близких, внимания новоиспечённого пенсионера к самому себе – новому.

Подведём промежуточный итог с позиции отвыкания от трудовой деятельности:

Не пережитые привычные чувства аккумулируют напряжения, не находя им индивидуальный привычный естественный выход. Эмоциональный мир может становится в этот первый период скачкообразным, может сужаться до простых и неприятных переживаний. Человек переживает такую пустоту как уныние, как обиду, как отчаяние, как никчёмность, как фатальные представления о собственной личности, об окружающем мире. Одновременно с этим двигательная активность резко снижается, руки опускаются сами собой, ноги не ходят, вкус пищи исчезает, как исчезает сон. Интеллектуальная деятельность так же временно может застывать.

Именно таким может представляться психологу кризис выхода на пенсию.

Что же касается эмоций и чувств, точнее их стойкости и неизменности во времени, они вообще мало меняют свой привычный алгоритм проявлений с раннего детства до глубокой старости. (Мозг может забыть, как ходить на четвереньках в раннем детстве, но полностью забыть, что при этом чувствуешь, увы, не может).

Пожалуй, что необходимая база для рекомендаций новоиспечённым пенсионерам (и их близким) уже есть и мы переходим собственно к рекомендациям.

Подробные рекомендации – что конкретно делать, как лучше всего выходить на пенсию, как лучше всего адаптироваться к пенсии.

– Золотые слова: уходить на пенсию лучше не одномоментно, а постепенно. Поэтапно снижая нагрузку физическую, нагрузку ответственности, нагрузку по длительности труда. Такое поэтапное понижение по карьерной лестнице – психологическое благо будущему пенсионеру.

– Если выход на пенсию уже состоялся, а силы и желание приносить пользу и подрабатывать остались, тогда можно и нужно удовлетворить такое желание.

Конечно с осознанным прицелом на следующее плавное понижение в карьере. И даже если такая новая лёгкая работа не будет прямо соответствовать профессиональному опыту, то это только к лучшему. Ведь опыт такой адаптации пригодится очень скоро, когда придёт время совсем оставить труд. Опыт адаптации полученный в пожилом возрасте особенно психологически ценен.

– Подрастающие внуки прямо нуждаются в жизненном опыте и зрелой мудрости новоиспечённого пенсионера. Другого источника во всей природе для них просто не существует. И не следует, конечно, обделять их своим вниманием. Не следует.

Наставничество, если оно востребовано в профессии или в семье является хорошим ресурсом для логического продолжения профессиональной жизни, для продолжения семейной жизни.

– Натуралистическая деятельность связанная с дачей, походами в лес, рыбалкой и лыжами – показана.

– Путешествия. Возможность переезжать по области, стране или даже по миру – особенно благотворна. И не имеют принципиального значения цели таких перемещений, отдых это или путешествие на родину, к друзьям, к детям, так далее. Главное то, что если есть такая реальная возможность, то её следует использовать. Особенно в первый год или два выхода на пенсию, когда человек ещё не закоренелый пенсионер, а пенсионер-новичок.

– Общение со сверстниками благоприятно влияет на адаптацию к счастливой пенсионной жизни, особенно это важный ресурс для женщин, точнее так получается, что они более качественно умеют использовать его.

– Психокоррекционная работа в кабинете психолога. Она позволяет, первое, выделить основные индивидуальные ресурсы из перечисленных выше, найти другие новые. Второе, в психологически безопасной рабочей атмосфере кабинета можно прожить чувства не осознаваемые до конца, освободиться от их гнёта. Здесь можно познакомить самого себя с благодатью поздней зрелости. И это не просто громкие слова, это трудная практическая работа для зрелой личности пенсионера-новичка.

Заключение . Психологическая работа с кризисным состоянием выхода на пенсию в современной России не развита, да что там говорить, отсутствует. В целом сеть социальных служб психологической поддержки населения не знакома с этим явлением. Поэтому ответственность за выход из такого кризиса полностью ложится на человека, на его близких.

Кризис старости или пожилого возраста — неизбежный период в жизни каждого человека. Чаще всего для него характерны чувство ненужности, растерянность, беспомощность и отсутствие смысла жизни. Человек понимает, что таким, как раньше, он уже не будет. К этому осознанию добавляется постоянно ухудшающееся здоровье. Мрачная картина, не так ли? Но стоит сказать, что в наших силах все изменить. Как? Есть ли возможность избежать кризиса или пережить с минимальными потерями?

Кризис пожилого возраста — что это

Пожилой возраст условно делится на 3 этапа:

  • 60-75 лет — старение;
  • 75-90 лет — старость;
  • от 90 лет и старше — долгожительство.

По-другому они называются ранней, средней и глубокой старостью соответственно. Человек уже выходит на пенсию, получает новый социальный статус, ищет другие занятия, поскольку работать чаще всего он не может. Хотя есть и те, кто продолжают трудовую деятельность еще несколько лет. Стоит отметить, что границы этих периодов указаны примерно. В пожилом возрасте они размыты.

Каждый из вышеупомянутых этапов старения имеет свои особенности:

  1. При ранней старости преодолеть кризис пожилого возраста несложно. Поэтому он и не считается критическим. Это своеобразное продолжение поздней зрелости, когда человек уже реализовал себя и в профессии, и в семье.
  2. Средняя старость сродни переходному возрасту у подростков. Человек пересматривает ценности и приоритеты, по-другому смотрит на прожитые годы, осознает, что начался уход из жизни. Психологи считают этот период критичным, поскольку он связан с депрессией, острым чувством ненужности и одиночества, утратой каких бы то ни было интересов. В особо тяжелых случаях появляется склонность к суициду.
  3. Если личностный кризис успешно преодолен, наступает глубокая старость или долгожительство. Этот период связывают со старческим слабоумием. Редко когда люди в возрасте от 90 лет могут похвастаться ясным умом и способностью размышлять. Главными характеристиками этого периода являются: отсутствие страха смерти, инфантилизм, эгоцентризм, детская непосредственность и склонность к фантазированию.

Сложно сказать точно, каким будет человек в период кризиса. Можно утверждать одно — в старости у него заострятся личностные характеристики. Сложнее всего это время переживают интроверты.

Классификация

психолог Эрик Эриксон

Американский психолог Эрик Эриксон считает, что кризис пожилого возраста — это восьмой по счету кризис в жизни человека. Его главной особенностью является остро выраженный психосоциальный конфликт, во время которого индивид полностью переосмысливает свою жизнь.

Кризис пожилого возраста и его психологическое содержание носят сугубо индивидуальный характер. Но Эриксон выделил 3 способа адаптации, которые встречаются чаще всего:

Если пожилой человек смог пережить кризис старости, он обретает мудрость, чувство целостности с временем и обществом. В противном случае он испытывает глубокое неудовлетворение жизнью, отчаяние и безысходность. Он понимает, что уже ничего не изменить.

Причины возникновения кризиса пожилого возраста

Причины возникновения кризиса пожилого возраста

Для любого личностного кризиса характерна невозможность жить так, как раньше. Индивид меняется и психически, и физически. Психологи определили ряд факторов, которые способствуют этим изменениям:

  1. Человек уходит с работы, превращаясь при этом из уважаемого работника в практически бесправного члена общества, чаще всего получающего мизерную пенсию.
  2. Происходит выход на пенсию, в связи с чем меняется социальный статус.
  3. Активность сменяется бездействием и скукой.
  4. Общество считает пожилых людьми, истратившими весь свой потенциал. Они будто выпадают из жизни.
  5. Появляется масса свободного времени, но тратить его особо и некуда. Бешеный ритм жизни замедлился до безобразия.
  6. Сужается круг общения. Дети взрослеют и уезжают, заводят свои семьи, коллеги забывают, друзья болеют и умирают.
  7. Нерадостные мысли приводят к депрессии, появлению чувства ненужности и безысходности.
  8. Обостряются заболевания, физическое здоровье стремительно ухудшается.
  9. Человек осознает, что он стал зависимым от других людей. А кому хочется быть обузой?

Упомянутый выше Э. Эриксон считает, что кризис пожилого возраста — это следствие несовпадения целей и желаний с тем, как прошла жизнь. В этот период человек анализирует прожитые годы, смотрит, чего он добился, получил ли он то, что ему было нужно. И зачастую анализ не показывает ничего хорошего. Понимая, что прошлое не изменить, пожилой человек испытывает сначала замешательство, а потом разочарование.

Симптомы кризиса

Психические и физиологические процессы, протекающие в организме, замедляются. Пожилому человеку все сложнее справляться даже с простыми действиями.

Скорость реакции

Пожалуй, самый главный признак кризиса старости. Нервный импульс движется медленнее, замедляется и обработка поступающей в мозг информации. Э. Я. Штернберг, основавший школу геронтопсихиатров, выяснил, что сниженная психическая активность приводит к сужению восприятия. В результате этого начинаются проблемы с концентрацией внимания. Психическое состояние ухудшается и из-за снижения тонуса и ограничения подвижности.

Память

память в пожилом возрасте

О сюрпризах от памяти можно слагать легенды. Но у более чем 90% пожилых людей она сохраняется в прекрасном состоянии. Да, возможно, им сложнее запоминать то, что происходит сейчас. Однако они отлично помнят прошлое. Наверняка вы слышали рассказы ветеранов о Великой отечественной войне. Обращали ли вы внимание на то, как точно и в хронологической последовательности они описывают те события. При этом они упоминают имена и фамилии своих сослуживцев, называют населенные пункты.

Внимание

С вниманием ситуация обычно хуже, чем с памятью. Замечали, как пожилым людям сложно сосредоточиться? Они обычно рассеянны, путают очередность событий. И они понимают, что с ними что-то не так, страдают от этого, усиливая тем самым проявления кризиса.

Интеллект

В этом вопросе не все так однозначно. По мнению многих, в пожилом возрасте интеллектуальные возможности уменьшаются. Но на самом деле все совсем не так. В Сиэтле (США) на протяжении 20 лет проводилось массовое лонгитюдное исследование. Согласно ему, интеллект человека не меняется на протяжении всей его жизни. Однако он нуждается в постоянном развитии. Если профессиональная деятельность была связана с умственным трудом, способность ясно мыслить сохранится надолго. В противном случае рекомендуется регулярно заниматься, например, разгадывать кроссворды.

Этапы развития кризиса старости

У каждого человека кризис протекает по-разному. Личности с активной жизненной позицией и правильной самооценкой, возможно, его и не заметят. Те же, кто страдает от неуверенности в себе, прочувствуют всего его проявления. И если вовремя не принять меры, появляется лень, апатия, а следом за ними и депрессия.

В своем развитии кризис пожилого возраста проходит 3 этапа:

  1. Переоценка ценностей, новое знакомство с изменившимся внутренним Я.
  2. Осознание собственной беспомощности, ухудшения физического здоровья, утраты сил.
  3. Осознание неизбежности старения.

Проявления отдельных этапов имеют индивидуальные особенности для конкретного человека.

Типы личности в старости

оптимистический взгляд на жизнь в старости

Психологи выделяют несколько типов личности, характерных для пожилых людей:

  1. Конструктивный. Отличается уравновешенностью, оптимистичным взглядом на жизнь, критичным отношением к самому себе, высокой самооценкой. Пожилой человек не впадает в депрессию из-за выхода на пенсию, а вместо этого строит планы на будущее.
  2. Зависимый. Такие личности хорошо адаптируются к новым обстоятельствам. Они ориентированы на семью, склонны к подчинению, не имеют амбиций ни в профессиональном, ни в личном плане.
  3. Защитный. Человек практически никогда не проявляет эмоции, прямолинеен в поступках, всегда говорит правду и по существу. При любых обстоятельствах стремится быть самостоятельным.
  4. Самообвинительный. Для такого типа личности характерна пассивность, вера в предопределение, депрессивность, нежелание решать проблемы. Человек смотрит на мир сквозь призму негатива. Он настолько одинок, что считает смерть решением всех трудностей.

Различия между кризисом старости у мужчин и женщин

Первое различие кроется во временных рамках. Согласно данным Европейского бюро ВОЗ, пожилой возраст у женщин начинается в 55 лет, а у мужчин в 61.

Второе различие связано с предназначением представителей обоих полов. Женщина — хранительница домашнего очага. К ней обычно не предъявляют серьезных требований касательно профессиональной и общественной деятельности. В случае же с мужчинами все наоборот. Им отведена роль кормильцев семьи, добытчиков. Поэтому на первом месте у них практически всегда карьера. Выход на пенсию воспринимается как личная трагедия. Из-за нее кризис пожилого возраста усиливается.

Третье отличие касается одиночества. Женщине легче к нему приспособиться. Она тратит освободившееся время на заботу о семье, доме, внуках или общение с подругами. Мужчинам сложнее. Часто они ударяются в размышления о смысле жизни, своем предназначении и т.д. Они постоянно анализируют, правильно ли поступили в той или иной ситуации.

Способы борьбы с кризисом старости

хобби в старости

Главное — не замыкаться в себе. Существует достаточно факторов, которые заставляют чувствовать одиночество и собственную ненужность. Но если принимать их все во внимание, кризис не только не уйдет, а затянется на долгие годы.

Есть и другие советы от психологов:

И, пожалуй, самый главный совет — улучшайте отношения с родными и близкими людьми. Не обижайтесь на них, если кажется, что они уделяют вам мало времени. Также не пренебрегайте ими. Людям в состоянии кризиса пожилого возраста свойственно погружаться в себя и не замечать, что творится вокруг. Поэтому простите обиды и всегда идите на контакт. Практикуйте задушевные беседы, сидите с внуками, проводите время вместе с семьей. Это немаловажное требование для тех, кто хочет как можно скорее победить кризис старости.

Заключение

Старение — естественный процесс. И кризис пожилого возраста рано или поздно коснется каждого из нас. Вопрос только в том, как мы его встретим. Принимайте себя с любым возрастом, со всеми достоинствами и недостатками. Будьте уверенными в себе, занимайте активную жизненную позицию, заводите друзей, найдите хобби. Только так вы сможете избежать депрессии по поводу того, переступили очередную черту своего жизненного пути.

Читайте также: