Сообщение поздравление просьба написанные на бумаге предназначенные для отправки на расстояние

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: тетради, интерактивная доска, презентация, русско-татарский словарь, словарь С. И. Ожегова.

Эпиграф к уроку : Прошу тебя, пиши мне письма!

В наш громкий век им нет цены.

(Н. Кузовлева)

Ход урока

1. Орг. момент. Мотивация деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас бодрыми и жизнерадостными! Я вижу, что к уроку вы уже приготовились, достали все необходимое. Но предлагаю сделать еще вот что: давайте закроем на несколько секунд глаза, вспомним о чем-нибудь хорошем и улыбнемся. Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало.

2. Беседа по вопросам.

-Ребята! Часто ли в вашей семье получают письма?

- А кто вам пишет? О чем рассказывают письма?

-А вы сами пишете письма?

-Знаете ли вы, как правильно заполнить конверт?

- Ребята, а зачем пишут письма?

- Почему в наше время письмам нет цены?

-На все эти вопросы мы получим ответы на сегодняшнем уроке.

- Попробуйте определить тему урока. (СЛАЙД 1)

Письмо. Виды писем.

- Записываем тему в тетрадь, а на слайде прочитаем, чему мы сегодня научимся. (СЛАЙД 2)

• Познакомимся с разными видами писем;

• узнаем о правилах написания писем;

• научимся заполнять конверт;

• выберем тему для участия в конкурсе, будем учиться писать письма личного характера.

- Эпиграфом к уроку я предлагаю взять слова Н. Кузовлевой, литератора, переводчицы. (Слайд 3)

- Как вы понимаете эти слова?

- Вернемся к эпиграфу в конце урока.

4. Лексическая работа

- Что такое письмо? (Ответы учащихся)

Письмо – одно из основных средств связи между гражданами, учреждениями, организациями и предприятиями. (С. И. Ожегов).

Письмо- хат,мктп, написать письмо- хат язу. (русско-татарский словарь).

Письмо- это общение на расстоянии. В письмах люди не только что-то сообщают друг другу, но и договариваются о делах, помогают друг другу советами.

Письма - бесценные свидетельства времени, исторические документы. Их нужно собирать и бережно хранить.

Письма к родным и близким- выражение нашего внимания, забота любви.

Письмо- это обобщенное название различных по содержанию документов, пересылаемых по почте.

5. История письма.

- Как же давно начали писать письма? Обратимся к истории.

- С древнейших времен человек ведет переписку с себе подобными. Глиняные таблички, берестяные грамоты, письма на пергаменте. Неважно на чем, но человек старался высказать свои мысли и чаяния посредством письма. Уже тогда существовали деловые письма, с помощью которых человек осуществлял обмен информацией, делал предложения и вел переговорное общение. Первыми письмам на Руси были берестяные грамоты. (СЛАЙД 5) Постепенно, с изобретением бумаги, письма приобрели тот вид, к которому мы сейчас привыкли. (СЛАЙДЫ 6,7).

6. Словарный диктант.

Отгадать и записать слова.

7. Знакомство с видами писем. Составление схемы - таблицы. (Слайд 9)

- Ребята, пришло время познакомиться со всеми видами писем, узнать их роль. ( По ходу работы составляем в тетради опорную схему-таблицу и подробно разбираем примеры и упражнения в учебнике :

1) Деловые письма :

-Ребята, как вы думаете, кто пишет деловые письма и с какой целью?

(ответы учеников)

-Очень часто ваши родители, руководители предприятий и учреждений по почте получают такие деловые письма, в которых содержится важная информация, указания вышестоящих руководителей, распоряжения, предписания. На бланке такого письма обязательно должны быть штамп организации, подпись должностного лица и оттиск печати (заполнение первой части таблицы).

2) Дружеские письма (близким, друзьям, родственникам) :

-Дружеские письма играют очень большую роль в жизни людей. С их помощью люди общаются, раскрывают своё отношение к тому, что они видели, слышали, переживали. В таких письмах могут быть изложены самые заветные мысли и желания, о которых можно писать только близкому человеку. Поэтому есть важное правило: не читать чужих писем! Образцы таких писем есть в упражнениях 214, 215.

Одно из них – письмо Николая Островского к своей матери (ученик читает выразительно).

- К какому стилю относится этот текст? (разговорному)

- Найдите в письме обращения (милая мама, моя родная, моя славная труженица)

-Когда вы подрастёте, и придёт время покинуть родной дом, не забывайте своих матерей, пишите им письма, звоните, помните и цените своих родителей! (заполнение второй части таблицы).

Остановимся подробнее на этом виде писем и обратим внимание на детали оформления писем :

Обращение --- содержание письма --- вопросы к тому, кому пишем --- просьба писать письма --- концовка (передача привета, прощание) --- подпись.

3) Поздравительные письма.

-Для чего люди пишут поздравительные письма? (ответы учеников)

Верно, чтобы поздравить со знаменательным событием – днём рождения, свадьбой, праздниками. И для этого чаще всего используются поздравительные открытки. (Зачитываю отрывки из Новогоднего письма от Деда мороза)

4) Письма в газету.

-В этих письмах ребята рассказывают о своих делах, увлечениях, проблемах, просят совета или помощи. Послушайте одно из таких писем (подготовленный ученик зачитывает письмо из газеты)

Я живу в деревне Ивановка. У меня очень много друзей. Однажды летом мы отправились купаться на пруд. Соседские мальчишки начали спорить, кто из них лучше плавает. Но, к сожалению, спор мирно разрешить не удалось – Вася с Мишей подрались. Когда мы приближались к дому, у Мишки синел фингал под глазом. Его мама стала выяснять, что случилось? Мальчишки стали придумывать разные небылицы, наговаривая друг на друга. А Мишке в это время стало совсем плохо – закружилась голова. Мама Миши ещё настойчивей требовала рассказать всю правду, и я не выдержал – я же знал, как было на самом деле! Я рассказал правду! А мальчишки сказали, что я – предатель, и они со мной больше не будут дружить. Как мне поступить? Посоветуйте, пожалуйста!

- Ребята, какой совет вы могли бы дать Ване из деревни Ивановка? (быть честным правдолюбивым, справедливым при любых жизненных обстоятельствах, так как быть таким человеком и другом – это не позор, а гордость для родителей и окружающих людей. (Так же рассказываю о личном опыте написания письма в газету).

5) Письма – источник знаний о прошлом.

-Ребята, из уроков истории вам должны быть известны берестяные грамоты, они писались на бересте. Их писали жители Новгорода ещё в Х веке. В этих письмах учёные находят материалы о том, как жили люди в прошлом на Руси, о том, что их тревожило и заботило.

Если в ваших семьях хранятся письма с фронта, прочитайте их вместе с папой или мамой, дедушкой или бабушкой.

Берегите такие письма! В них запечатлена история твоей семьи, а эта частица истории нашей страны, нашей Родины.

Сегодня мы с папой читали дедушкины письма. Они старенькие-престаренькие, без конвертов и марок – сложены треугольником.

Дедушка в письмах называл папу Вовой. Это потому, что папа тогда был маленьким, его даже на войну не пустили.

Летом мы с папой поедем туда, где воевал дедушка, откуда он присылал свои письма.

Мы найдём могилу дедушки и положим на неё цветы.

Я теперь всю зиму буду ждать лета.

Целую тебя. До скорой встречи.

Твоя внучка Наташа

-Ребята, очень важно помнить и не забывать подвиг наших героев, наших земляков, которые завоевали 66 лет назад Великую Победу! Об этих суровых днях мы можем узнать из фронтовых писем наших земляков, которые хранятся в школьном музее (демонстрирую музейный экспонат).

6) Письма, которые стали книгой (литературный жанр).

8. Определение частей письма.

Письмо состоит из :

1. Приветствие и (или) обращение – название того, кому предназначено письмо.

2. Вступление – извинение, вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, любезности в его адрес, пожелания.

3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, прощения, прощания.

5. Подпись. Дата.

- Что нужно сделать, чтобы письмо дошло до своего адресата? Действительно, необходимо правильно заполнить конверт. (работа со СЛАЙДОМ 10)

Правила заполнения конверта:

От кого Загирова С. Р.

Откуда ул. Восточная, д. 9

Бураевский район, Республика Башкортостан

Кому Бадамшину Д. Д.

Куда ул. Парковая, д. 78, кв. 1, г. Уфа

Индекс 675843 (Слайд 11)

- А теперь попытаемся заполнить чистый конверт, используя маркер интерактивной доски. (работа со СЛАЙДОМ 12)

9. Восстанови письмо, правильно распределив части. Определи вид письма. (Письмо-просьба). (Слайд 13)

1. С уважением, ученица 7-го класса Лилия Г.

2. Буду с нетерпением ждать вашего ответа.

3. Помогите, пожалуйста, узнать, действительно ли это так и моя мечта никогда не исполнится!

4. Мне очень хочется стать подводником. Мои подруги говорят, что лучше не думать об этом, потому что это не женская профессия. Мальчишки просто смеются надо мной. Говорят, девчонок туда не берут.

5. Дорогая редакция!

6. Может быть, есть специальные клубы подводников, куда можно поступать девушкам? Или есть особая система самостоятельной спортивной подготовки? Ведь я понимаю, что эта профессия требует и специальных знаний, и очень хорошей физической подготовки.

10. Закрепление изученного материала:

Подходит к завершению наш урок. Сейчас мы обобщим все, о чем говорили на уроке.

2. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

3. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.

4. Цифровое условное обозначение населенного пункта.

5. Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.

6. Человек, которому адресовано письмо.

7. Слова приветствия в письме :…

8. Слова прощания в письме :…

Проверка диктанта. (СЛАЙД 15)

1. Письмо

До свидания! До встречи!

- Что сегодня узнали нового?

- Чему на уроке научились?

- Сегодня на уроке мы говорили с вами о таком уже немного забытом жанре - жанре письма. Мы познакомились с новым эпистолярным жанром, узнали различные виды писем и определили их роль для человека, научились определять смысловые части письма, и теперь без особого труда в доверительной форме сможем изложить близкому человеку свои чувства и мысли. Ведь очень важно писать письма, несущие доброту и мудрость жизни.

12. Дополнительная информация:

13. Домашнее задание:

Используя рекомендации, полученные на уроке, написать сочинение по одной из предложенных тем конкурса (СЛАЙД 18)

14. Итоги урока

Письмо требует времени, а при бешеном ритме нашей жизни его хватает разве что на телефонный звонок. Это удобнее. Но мы должны помнить: при этом теряется очень важная вещь. Ведь письмо “ дышит “ эмоциями, теплотой. Мысль водит рукой- в этом есть нечто божественное: невыразимое обретает форму. Письмо позволяет сказать то, о чем, может быть, не решаешься сказать вслух. Письма – те же мемуары, документы эпохи, живые свидетели прошлых лет. Пишите письма! Сколько бы лет не прошло, они сохраняют душевное тепло своих авторов.

Урок русского языка во 2 классе. Обобщение знаний о глаголе Урок русского языка во 2 классе. Тема: Обобщение знаний о глаголе. Тип урока: обобщение знаний Цель урока: - обобщение и систематизация.


Первые письма отправлялись только в военных целях .для. Этого использовались пешие или конные гонцы, которых сейчас назвали бы курьерами. в Древней Греции они за час пробегали 55 стадий, что примерно составляет 10км, а за один рейс – 400-500 стадий. Самой организованной была история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту, и перевозки писем стали упорядоченными: Появились крупные и мелкие почтовые станции, где возницы могли передохнуть и переночевать, поменять лошадей.

Первые письма отправлялись только в военных целях .для. Этого использовались пешие или конные гонцы, которых сейчас назвали бы курьерами. в Древней Греции они за час пробегали 55 стадий, что примерно составляет 10км, а за один рейс – 400-500 стадий. Самой организованной была история письма Древнего Рима. Юлий Цезарь создал государственную почту, и перевозки писем стали упорядоченными: Появились крупные и мелкие почтовые станции, где возницы могли передохнуть и переночевать, поменять лошадей.

Эпистолярный жанр.

почтовый ящик Придуман моряками в ХVI веке. Направляясь из Европы в Индию, путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала четко в течение нескольких столетий. В 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка. В России самый первый ящик появился в Санкт-Петербурге. Датой его рождения считается 1 декабря 1848года. Современный почтовый ящик, с донной дверцей, разработал конструктор П.Н. Шабаров.

почтовый ящик

Придуман моряками в ХVI веке. Направляясь из Европы в Индию, путешественники оставляли письма в большом каменном ящике на мысе Доброй Надежды, а возвращавшиеся корабли забирали послания в Европу. Подобная связь действовала четко в течение нескольких столетий.

В 1785 году в Вене был установлен обычный почтовый ящик, украшенный изображением письма и почтового рожка.

В России самый первый ящик появился в Санкт-Петербурге. Датой его рождения считается 1 декабря 1848года. Современный почтовый ящик, с донной дверцей, разработал конструктор П.Н. Шабаров.

С изобретением телеграфа, телефона, почтовая связь не утратила своей важной роли, и остаётся одним из важных средств связи между людьми. Каждый день миллионы людей отправляют и получают по почте письма, посылки и бандероли, денежные переводы, газеты и журналы.

Адресат- отправитель письма адресант-получатель письма

Адресат- отправитель письма адресант-получатель письма

Какие бывают письма? Письмо Деловое Личное Поздравление Письмо-рассказ Письмо-просьба Благодарственное письмо

Какие бывают письма?

Деловое Личное

Поздравление Письмо-рассказ

Письмо-просьба

Благодарственное письмо

Письма деловые отличаются от частных.

Алгоритм написания письма 1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…). 2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания. 3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата. 4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания. Подпись. Дата.

1.Письмо может быть написано от руки или напечатано. При написании письма соблюдай правила : 2.Слева, справа, сверху и снизу оставь поля 3. Пиши разборчиво, аккуратно, без ошибок 4. Не делай помарки, не используй ластик. 5. Соблюдай расстояние между строчками и абзацами .

1.Письмо может быть написано от руки или напечатано.

При написании письма соблюдай правила :

2.Слева, справа, сверху и снизу оставь поля

3. Пиши разборчиво, аккуратно, без ошибок

4. Не делай помарки, не используй ластик.

5. Соблюдай расстояние между строчками и абзацами .

 При написании письма соблюдай правила : 1 . Начинай письмо с обращения к адресату (не забудь поздороваться). Например: • Привет, Марат! • Здравствуйте, тетя Мария и дядя Руслан! 2. Спроси, как идут дела у того, кому ты пишешь. Например: • Как вы поживаете? • Что нового?

При написании письма соблюдай правила :

1 . Начинай письмо с обращения к адресату (не забудь поздороваться).

• Привет, Марат!

• Здравствуйте, тетя Мария и дядя Руслан!

2. Спроси, как идут дела у того, кому ты пишешь.

• Как вы поживаете?

• Что нового?

 3. Если ты отвечаешь на чьё-то письмо, поблагодари за внимание. Например: • Спасибо за письмо. • Я была очень рада получить от тебя письмо. 4 . Вспомни, о чём тебе писали в прошлый раз, и скажи о своём отношении к новостям. Например: • Жалко, что мы не смогли встретиться. • Я рад, что мы увидимся летом! • Как хорошо, что ты успешно сдал экзамены. При написании письма соблюдай правила :

3. Если ты отвечаешь на чьё-то письмо, поблагодари за внимание. Например:

• Спасибо за письмо.

• Я была очень рада получить от тебя письмо.

4 . Вспомни, о чём тебе писали в прошлый раз, и скажи о своём отношении к новостям.

• Жалко, что мы не смогли встретиться.

• Я рад, что мы увидимся летом!

• Как хорошо, что ты успешно сдал экзамены.

При написании письма соблюдай правила :

При написании письма соблюдай правила :

Например:

• Я уже целый месяц хожу на плавание, научился держаться на воде.

6. Передай привет друзьям, знакомым, родственникам.

• Не забудь передать привет родным!

• Поблагодари их за посылку!

При написании письма соблюдай правила : 7. Если тебе писали о чём-то плохом, грустном, поинтересуйся, как обстоят дела теперь . Например: • Надеюсь, что ты уже выздоровел после болезни? • Успешно ли ты сдал зачет? • Тебе купили компьютер? 8. Ответь на вопросы, заданные тебе в предыдущем письме. Например: • Я перестал заниматься борьбой, поступил в секцию футбола. • Я уже поправился и снова хожу в школу.

При написании письма соблюдай правила :

7. Если тебе писали о чём-то плохом, грустном, поинтересуйся, как обстоят дела теперь .

• Надеюсь, что ты уже выздоровел после болезни?

• Успешно ли ты сдал зачет?

• Тебе купили компьютер?

8. Ответь на вопросы, заданные тебе в предыдущем письме.

• Я перестал заниматься борьбой, поступил в секцию футбола.

• Я уже поправился и снова хожу в школу.

При написании письма соблюдай правила :

• Мне, купили футбольный мяч , теперь будет чем заняться на весен-

них каникулах.

• Я уже целый месяц хожу в секцию футбола ,учусь играть

8. Передай привет друзьям, знакомым, родственникам.

• Привет тёте Марии и дяде Руслану!

• Не забудь передать привет бабушке!

• большой привет и спасибо за посылку!

При написании письма соблюдай правила :

9. Когда будешь прощаться, не забудь подписаться .

• До свидания. Марат .

• До скорой встречи. Твоя подруга .

• P.S. Я забыла сказать, что у меня изменился адрес.

• P.S. Я только что узнал, что занял первое место в соревнованиях !

почтовая марка Из чего состоит конверт, как его надписать?

почтовая марка

Из чего состоит конверт, как его надписать?

Угадай слово по его лексическому значению.

2.Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания.

3. Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено.

4.Цифровое условное обозначение населенного пункта.

5.Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы.

6.Человек, которому адресовано письмо.

7.Человек ,который написал письмо

8.Слова приветствия в письме:…,…

9.Слова прощания в письме:…

Проверь себя 1. Письмо 2. Конверт 3. Адрес. 4. Индекс. 5. Почтальон. 6. Адресат . 7. Адресант. 8. Здравствуйте! 9. До свидания! До встречи !

Проверь себя

9. До свидания! До встречи !

Домашнее задание.

Пишите письма

Спасибо за урок

Спасибо за урок


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 4

Труновского муниципального района Ставропольского края

Номинация:

«Лучшая методическая разработка

Учитель начальных классов

Цель: знакомство со структурой письма и его стилистическими особенностями; обучение написанию письма .
Задачи урока:

Метапредметные :

организовать деятельность учащихся по изучению и первичному закреплению правил написания письма;

развивать умение логично излагать свои мысли;
Предметные: закрепить орфографические и пунктуационные навыки; развивать речевой этикет;
Личностные : воспитывать патриотизм и уважение к ветеранам Великой Отечественной войны.

Вид урока: урок получения новых знаний.

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

У . Ну-ка, проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручка, книжки и тетрадки?

Дети проверяют готовность школьных принадлежностей к уроку и тихо садятся.

У . Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Д. Все мы правильно сидим,

Все внимательно глядим,

Все готовы слушать .


II . Актуализация знаний.

1. Отгадайте загадку:

Без крыльев, а летит,

Без языка, а говорит.

2. Постановка проблемного вопроса.
- Что такое письмо?

Д . Письмо –это, когда люди излагают на бумаге ручкой свои мысли, кладут её в конверт, пишут адрес и отправляют друзьям, родным.

У. Письмо – это фиксация речи, позволяющая передавать её на расстоянии и закреплять во времени. Письмо, написанное на бумаге и отправленное в конверте, называется эпистолярным жанром письма.

Мы побывали в местном отделении связи на экскурсии. Что вы узнали?

Д . Мы узнали, что в последнее время люди стали писать письма всё реже и реже.

У . Почему люди пишут мало писем?

Д. Потому что есть другие формы общения людей.

У . Какие формы?

и электронные письма.

У .Все эти формы общения – веление времени. Современный мир не может обойтись без компьютера. Но нужно ли сохранить эпистолярный жанр письма?

Д . Я думаю, что люди должны писать друг другу письма.

У. А знаете ли вы, что письмо – слово многозначное? Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.
Письмо:

2) система знаков, употребляемых для писания;

3) бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-либо.

- Можно ли считать письмо текстом? Почему?

- Прочитайте стихотворение и скажите, как путешествует письмо:

Возят почту корабли,

Мчат во все концы земли:

На заводы, в города.

Почту в дальние районы

И заходят в каждый дом

То с газетой, то с письмом.

- Попробуем составить путь письма в виде ментальной карты-схемы:

Письмо адрес конверт и ндекс почтальон

Виды современного письма

2) Пункт назначения письма, местонахождение лица, которому оно предназначено. (Адрес)

3) Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. (Конверт)

4) Цифровое условное обозначение населённого пункта. (Индекс)

5) Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы. (Почтальон)
6) Человек, который пишет и получает письмо?

( Получателя письма называют адресатом, а кто отправляет письмо – отправителем).

Ученики записывают слова, подчёркивают изученные орфограммы.

- Ребята, мы совсем забыли ещё два самых главных слова, без которых не обойдётся ни одно письмо. Назовите их.

- Молодцы, конечно, это слова здравствуйте и до свидания .

У. Когда появилось письмо?

Д.Первое письмо появилось очень давно.

Из истории письма.

Д. Об истории древних людей учёные узнали по раскопкам. Учёные сделали

выводы, что древние люди захотели рассказать нам о своей жизни и придумали

свой способ передачи мыслей.

У.. Древние люди писали письма на камнях. Они хотели, чтобы люди, которые

будут жить после них, знали об их жизни. В то время каждый рисунок

обозначал целое предложение.

Такое письмо называлось пиктографическим. Современные люди увидели их

рисунки и поняли, как жили древние люди, чем они питались.

Следующий вид письма – это идеографическое письмо, в котором

письменный знак обозначал целое слово. Современные люди изучили их и

поняли, что таким образом древние люди писали письма нам. Эти письма

сохранились до наших дней.

Д. Люди развивались. Появилось слоговое письмо, где письменные знаки обозначали слоги. Разновидностей письма было очень много. Вид письма, который сохранился до наших дней – это буквенно-звуковое письмо.

У. Теперь мы послушаем о современных формах общения людей.

На экране проектора появляется второй слайд из проекта .

- Почтальоном был голубь. Его так и называли - почтовый голубь.

- Почтовые голуби умели точно находить дорогу и возвращаться даже из очень отдалённых мест на 500 км и более. Много сотен лет назад служил людям почтовый голубь. Сейчас, когда вести доставляет радио и телеграф, поезда и самолёты, голубиная почта потеряла своё значение.
- Но как приятно получить письмо, в котором будто находишься рядом с родным человеком, чувствуешь все его переживания, радости. А ещё письмо можно перечитывать и вновь переживать приятные чувства от общения.

III .Определение темы урока.

Тихо звучит аудиозапись стихотворения Э.Асадова:

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую — слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры —
Все — сказка, все в дымке, как снежные горы…
Пусть так, возвратимся — оценим вдвойне!

Сейчас передышка. Сойдясь у опушки,
Застыли орудья, как стадо слонов,
И где-то по-мирному в гуще лесов,
Как в детстве, мне слышится голос кукушки…

За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры —
Ты здесь, ты со мною, родная моя!

В холодной ночи, под неласковым небом,
Склонившись, мне тихую песню поешь
И вместе со мною к далеким победам
Солдатской дорогой незримо идешь.

И чем бы в пути мне война ни грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу!

У . Откуда эти строки?

Д .Я думаю, что эти строки из письма.

У .Кто написал письмо?

Д .Это письмо написал солдат.

У .Откуда солдат написал письмо?

Д. Письмо написано с фронта.

У .Как вы узнали, что письмо написал солдат с фронта?

Д .В письме сказано, что солдат идёт навстречу свинцовому ветру.

У. Правильно. Это письмо хранится в музее со времён Великой

Отечественной войны. С тех пор прошло 74 года. Но это письмо живёт до сих пор. Его прочитали поколение ваших бабушек, мам. Теперь это письмо читаем мы с вами.

Какова тема урока?

Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься на уроке?

Д. Будем учиться писать письма.

IV . Работа по теме урока.

- Оказывается, написать письмо не так просто. Ведь надо учитывать для чего мы пишем письма, какие задачи ставим перед собой и стремимся решить при общении с другими людьми .

(Алгоритм высвечен на интерактивной доске)

- Существует порядок написания письма:

письмо пишут чётким, разборчивым почерком;

на чистом листе бумаги;

письмо можно сопровождать рисунком;

с левого края бумаги оставляют свободное поле шириной до 2,5см, такие же поля - сверху и снизу;

в письме может быть несколько абзацных выделений (красных строк).

У. Чтобы письмо дошло туда, куда мы пишем, что надо уметь?

Д.Надо правильно заполнить конверт, написать адрес и опустить в почтовый ящик.

У. Поучимся правильно подписывать адрес.

На конверте в левом углу, внизу заполняется индекс. Он состоит из 6 цифр. Первые 3 цифры обозначают край, город. 3 другие - почтовое отделение. Например: 356 - п. Кирова, 195 - номер почтового отделения.

-Что написано на конверте справа? (Адрес).

- Адрес пишется разборчиво, грамотно, аккуратно. Это облегчает чтение адреса получателю, почтальону, сортировщику.

- В верхнем левом углу указываем от кого письмо и куда направляется.
Также важно знать структуру письма.

- Сколько частей в письме?

- Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало (приветствие), основную часть и концовку.

1.Приветствие.
- С чего начинается письмо? (С приветствия)

- Как обратиться к друзьям, родителям, родственникам? (Родной, милый, любимый).

-С каким приветствием можно обратиться к ветерану? (Ответы детей вносятся в таблицу).

Обращения и слова приветствия

родной, родной мой, родная моя, родные мои, милый, милая моя, милый мой, милые, любимый, любимая моя, любимые.

К взрослым или малознакомым людям:

2. Вступительное слово.
Начинается со слов благодарности.
3. Основная мысль письма.
Высказываются свои мысли о том, что вас побудило написать письмо:
– прочитанная книга о ВОВ;
– просмотренная передача по ТВ;
– рассказ человека прошедшего и пережившего войну;
– услышанный рассказ сегодня на уроке.
4. Пожелания.
Что можно пожелать ветерану?
5. Заключительное слово.
Какие слова говорят на прощание?

На доске план письма в таблице.

1. Дорогой ветеран!
2. Здравствуй Солдат Победы!
3. Уважаемый ветеран Великой Отечественной войны!
Пишет вам ученик (ца) 3класса МКОУ СОШ № 4 Труновского муниципального района

2. Вступительное
слово

1. Примите слова благодарности…
2. Я вам благодарен за то, что…
3. Благодарю вас за то, что…

3. Основная мысль

Что помогло вам пройти через ужасы страшной войны и победить?
1. Ваше мужество не позволило вам отступать, и вы победили всех врагов.
2. Беззаветная любовь к родной земле.
3. Чувство ответственности за все грядущие поколения.

1. Чтобы ваше сердце всегда оставалось молодым.
2. Семья для вас была крепкой опорой.
3. Долгой жизни и здоровья.

1. До свидания.
2. До встречи.
3. Низко кланяюсь.

У. Письма принято делить на 2 вида: деловые и личные. В связи с этим письма имеют разный стиль написания: деловой и художественный. Но все они подчиняются одному алгоритму написания.

Работа с толковым словарем.
- Что такое реликвия?
Найдем объяснение этого слова в толковом словаре.
- Какая бывает реликвия? (семейная, военная, музейная)
Добавьте это слово в карту

А в письмах на фронт родные рассказывали солдатам, как дома в тылу они стараются помочь им. Долгожданные письма из дома…

С каким нетерпением ждали бойцы весточку от родных и близких. Как нужны они были перед трудным боем.

В нашем школьном музее тоже есть такая реликвия!

- Какие строки письма затронули души?
- Как обращается мальчик к отцу?
- О чем рассказывает сын в письме?
- О чем мечтает мальчик?
- Какое настроение будет у отца после прочтения письма?

Д.Вступление . Основная часть.Заключение.

I V. Физминутка.

Встали ровненько, ребята,
Пошагали как солдаты.
Влево, вправо наклонись,
На носочках потянись.
Раз - рывок,
Два - рывок,
Отдохнул ли ты, дружок?

V. Подготовка к написанию письма.
1.Работа над зачином письма.

- Кого называют ветераном?
Подтвердим свои ответы данными толкового словаря.
Обратите внимание на правописание непроверяемых безударных гласных.
Запишите это слово в тетрадь.
- Есть ли у вас родственники, которые защищали Родину в годы Великой Отечественной войны? Расскажите о них.

2. Повторение правил написания письма.
- Создавая письмо, вы должны ориентироваться на возраст, пол, профессию и даже настроение своего адресата.

Чтобы письма доставлялись адресату, нужно уметь правильно заполнить конверт.

Возьмите в руки конверт. Рассмотрите его.

Где нужно писать адрес того человека, которому мы пишем письмо? (Учитель показывает на слайде )

Где нужно написать свой адрес?

В тетради и на доске давайте запишем без ошибок свой адрес, который вы будете писать на конверте как адрес отправителя.

Дома вы напишете адрес отправителя и адрес получателя (название улицы, номер дома, квартиры, название города, села, деревни и индекс почтового отделения)

Дети берут конверты, рассматривают, прочитывают надписи, отвечают на вопросы учителя.

3.Знакомство с примерным образцом письма.

Здравствуйте, дорогой ветеран!
Пишет Вам ученица 3 класса. Хочу сказать Вам большое спасибо за нашу свободу, за мирное небо. Если бы много лет назад Вы не одержали победу над врагом, мы бы не смогли сейчас учиться и жить под мирным небом.
Мне хочется пожелать Вам счастья, здоровья и долгой жизни.
До свидания .

VI. Практическая работа учащихся (начало написания письма)

Попробуем выяснить, как строится письмо.

Задание для работы в группах:

-Прочитать письмо, разделить его на части, озаглавить части.

Дети работают в группах.

Читают письма, делят их на части, озаглавливают части.

Коллективное составление схемы для написания письма.

Составляется общая схема .

Представители из групп по очереди называют части письма.

Дети записывают схему в тетрадях.

Работа по схеме

-Прочитайте, как можно приветствовать адресата (обращение).

-О чём можно написать в основной части?

-Какие вопросы можно задать адресату?

-Как можно попрощаться?

Дети находят в письмах и зачитывают, предлагают свои варианты

VII. Рефлексия

- О чем вы узнали на уроке?

Сегодня на уроке я узнал…

Сегодня я поняла…

Сегодня я услышал…

Сегодня я научилась…

VIII. Домашнее задание.
Допишите письмо ветерану Великой Отечественной войны.

I Х. Итог урока.

-Путь к победе был трудным и долгим. 1418 дней войны… Много наших воинов погибло на полях сражения. И вот она пришла - долгожданная победа! Нам нельзя забывать какой ценой она досталась!
Почтим минутой молчания, всех кто не вернулся с этой ужасной войны, всех кто отдал жизнь ради нашей с вами жизни.

Минута молчания .

-Давайте бережнее относиться к ветеранам. Добрая память, забота и вечная благодарность пусть станут солдату наградой за великий подвиг.
Пусть маленькое письмо, написанное детской рукой, согреет душу ветерана.

Урок открытия новых знаний построен на основе системно-деятельностного подхода. Для активизаци познавательной деятельности учащихся в урок введены фрагменты и музыка из популярного мультфильс\ма "Каникулы в Простоквашино.

ВложениеРазмер
конспект уроа 49 КБ
презентация 2.62 МБ

Предварительный просмотр:

Тема: Азбука вежливости. Как правильно написать письмо.

Цель: формирование умений писать письма

  1. показать учащимся значение переписки в жизни людей;
  2. показать, что письмо является разновидностью текста, имеет свою структуру и стилистические особенности;
  3. учить правильному обращению в письмах;
  4. познакомить с правилами и вежливыми формами переписки;
  5. развивать воображение, умение писать письма, логично излагать свои мысли;
  6. развивать коммуникативные способности учащихся, умения работать в паре, группе;
  1. Слайдовая презентация
  2. Карточки: для групповой работы, работы в парах, для рефлексии
  3. Конверты
  4. Словари: Толковый словарь
  1. Самоопределение к деятельности. Настрой на урок:

-Повернитесь, пожалуйста, друг к другу лицом, посмотрите своему соседу в глаза, подарите улыбку и хорошее настроение своему однокласснику и гостям. Пожелайте друг другу успехов в работе

- А ну, дружок, проверь, готов ли ты начать урок?

Выполняют самооценку готовности по критериям: правильность выбора учебных принадлежностей (учебник, тетрадь, дневник, пишущие принадлежности, линейка), правильность и аккуратность расположения предметов на парте, самостоятельность подготовки)

- Сегодня у нас урок развития речи. Мы продолжаем изучать азбуку вежливости. А тему урока вы сформулируете сами, отгадав загадку.

Оно само никуда не пойдет,

Но в ящик его опусти -оно пробежит,

Пролетит, проплывет тысячи верст пути (Письмо)

Работа учащихся с Толковым словарем (Что такое письмо – зачитывают определение).

Учитель:- Поэтому жанр письма еще называют эпистолярный жанр .

- Обратимся к истории возникновения письма

Слайды 2 -3 . Рассказывает ученик (как появились письма)
3.Введение нового знания

- Как вы думаете, зачем люди пишут друг другу? (Сообщить; поздравить; поделиться чувствами, впечатлениями; поблагодарить и т. д.)

(Им не хватает теплоты, душевности, ведь когда читаешь письмо, словно разговариваешь с близким тебе человеком).

3. Словарная работа.
- Давайте вспомним некоторые слова, связанные с написанием писем.

- Назовите слова, без которых не обходится ни одно письмо: Здравствуйте, до свидания

В тетрадях записано: конверт, адрес, индекс, почтальон, адресат , здравствуйте, до свидания

Составьте предложение с любыми словами. Запишите. (Устная проверка 2-3 ученика)

4.Первичное закрепление
(Стук в дверь, входит почтальон Печкин - переодетый ученик)
Почтальон:

- Здравствуйте, дорогие друзья! Я к вам пришел с необычной просьбой.

Сегодня я получил письмо в форме СМС. Прочитайте, пожалуйста.

Дорогой Печкин. Мы тебя очень любим. Не скучай. Твои друзья.

- Как вы думаете, кто бы мог это написать?

- Но я же почтальон. И я люблю письма. Порадуйте, пожалуйста, старого Печкина. Напишите хоть немного теплых слов.
Учитель: Проходи, почтальон Печкин, мы с ребятами постараемся тебе помочь, ведь сегодня на уроке мы будем писать письма.

Давайте, ребята порадуем Печкина.

Перед вами алгоритм написания письма. Прочитаем его.

Работа в парах. Каждая пара готовит свой вариант письма, используя заготовки

Алгоритм написания письма:
Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте…).
Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.
Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.
Подпись. Дата .

Учащиеся зачитывают свои варианты писем. (Класс анализирует предложенные варианты и выбирает лучший.)

-Давайте сложим письма в большой конверт. А на следующем уроке подпишем и отправим Печкину.

5. Работа по учебнику

- А сейчас прочитаем письмо Миши, который решил написать своему другу Ване. (с.37)

- Как вы думаете, что смущает Торка? Что нужно изменить в письме? (Поинтересоваться, как дела у друга)

- Давайте выведем главные законы письма (коллективная работа)

- Важно, чтобы тот, кому ты пишешь, чувствовал, что он тебе интересен, что его дела для тебя важны. Потом можешь написать о своих делах. Излагай то, чем хочешь поделиться, последовательно.

Поработали, ребятки, а теперь все на зарядку!

Тихо встаньте, улыбнитесь, все в зверюшек превратитесь.

Сколько в класс пришло зверей! Не узнать моих детей!

Кто зайчишка, кто лисичка, кто медведь, кто кот, кто птичка?

Веселее в пляс пускайтесь, все танцуйте, не стесняйтесь!

6. Составление и оформление групповых проектов

(на партах лежат заранее заготовленные листы). Звучит спокойная музыка.

- Сегодня вы будете учиться писать письма личного характера, для этого мы разделимся на группы. Каждая группа получает задание, алгоритм написания письма, слова подсказки, правила (класс делится на три группы, в каждой группе назначаются консультанты).

Слайд 7. Обращаем внимание на главные законы письма

Задание для 1 группы:
- Напишите родственнику письмо с благодарностью за присланный подарок. Опорные слова: Сердечно благодарю Вас (тебя) за то, что…
От всего сердца.
От всей души…
Я очень благодарен…
Большое (огромное) спасибо…

Задание для 2 группы:
- Напишите письмо-поздравление тренеру

Опорные слова:
Дорогой…Уважаемый…
Поздравляем…От всей души, от всего сердца…
Сердечно благодарим…
Желаем…

Задание для 3 группы:
- Напишите другу письмо–рассказ другу о нашем крае. Какой юбилей будет в январе? (70 лет Кемеровской области)

Опорные слова:
Дорогой друг (имя)…
Хочу рассказать тебе о…
Мы очень скучаем без тебя…
Напиши нам о…
С нетерпением ждем ответа…

5. Защита групповых проектов.

Подводим итоги работы в группах. Ученики читают коллективно написанные письма, обсуждают их достоинства и недостатки.

- Вот и подошел к концу наш урок. На ваших столах лежат лепестки – листочки. Если вам все понятно по теме “Как писать письмо” и понравился урок, то выберите лепесток с восклицательным знаком. А если остались вопросы, на которые вы не знаете ответа, то выберите лепесток с вопросительным знаком. (Размещение на доске лепестков, построение цветка.) Наш цветок готов.

- А сейчас положите свои письма в конверты , и на следующем уроке мы научимся их подписывать.

Читайте также: