Подготовьте сообщение об одной из сторон жизни советского общества изучаемого периода

Обновлено: 30.06.2024

Идеологические основы советского общества в 1920—1930-х гг

Советское общество строилось на марксистско-ленинской идеологии, ставившей во главу угла классовый подход в отношении абсолютно всех явлений общественной жизни. Сфера культуры оказалась под ощутимым идеологическим прессингом. Его отличительными чертами были:

  • контроль партийных органов над духовной жизнью общества;
  • манипулирование сознанием людей;
  • искоренение инакомыслия;
  • физическое уничтожение части российской интеллигенции.

Культурная революция. Новые тенденции в культурной жизни страны

Совокупность изменений в духовной жизни советского общества межвоенного периода получила название культурной революции. Среди её целей: перевоспитание масс в духе марксизма-ленинизма и создание особой пролетарской культуры (пролеткульта); советизация массового сознания и разрыв с традициями дореволюционного культурного наследия. Массовость новой культуры достигалась благодаря ориентации на малообразованные слои общества. Строились библиотеки, дворцы культуры, дома творчества, кинотеатры, концертные залы, стадионы. Советская молодёжь привлекалась к членству в ОСОАВИАХИМЕ.

Владимир Маяковский

Введение нэпа, снятие многих радикальных лозунгов времён революции и военного коммунизма способствовали временному ослаблению идеологического контроля над интеллигенцией. Некоторые эмигранты вернулись на Родину (А. Толстой, А. Куприн, М. Цветаева и др.). Символом этого периода стало так называемое сменовеховство. Сменовеховцы считали возможным признание большевистской власти и сотрудничество с ней.

Советская власть, пропагандируя атеистические взгляды, вступила в открытый конфликт с Русской православной церковью (РПЦ), который привёл к репрессиям против церковных деятелей (с 1925 г. запрет на выборы патриарха), закрытию и разрушению сооружений культа, экспроприации церковного имущества. Одновременно большевики поощряли обновленчество, которое с 1922 по 1926 г. было единственным официально признаваемым ими православным церковным движением.

В 1930-е гг. контроль партийных органов над культурой был восстановлен в полном объёме. Культура и искусство стали лишь одним из ретрансляторов марксистской идеологии. Всё, что выходило за её рамки, жёстко преследовалось.

Сергей Эйзенштейн

Успехи советской науки 1930-х гг. связаны с именами физиков А. Иоффе, И. Курчатова и П. Капицы, химиков С. Лебедева и А. Баха, биолога Н. Вавилова, математика, географа и исследователя Севера О. Шмидта, авиаконструктора А. Туполева, конструкторов-оружейников Н. Поликарпова и Ф. Токарева. Общесоюзную известность приобрёл легендарный лётчик-испытатель Валерий Чкалов, совершивший первый беспосадочный перелёт через Северный полюс из Москвы в США (1937).

Михаил Булгаков

В искусстве преобладал социалистический реализм, который преследовал цель прославления успехов социалистического строительства, несомненных преимуществ советского общественного строя. Представители других направлений были вытеснены на обочину культурной жизни и репрессированы (поэт О. Мандельштам, театральный режиссёр, работавший в жанре гротеска, В. Мейерхольд и др.).

Максим Горький

Ликвидация неграмотности, создание системы образования

Перед Октябрьской революцией почти 70 % взрослого населения оставалось неграмотным. Большевиками в 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Её деятельность имела позитивные результаты. К середине 1920-х гг. количество грамотного населения выросло вдвое, составив 60,9 °% . Однако разрыв в уровне грамотности между городом и деревней, мужчинами и женщинами всё ещё сохранялся.

В конце 1930-х гг. завершилось формирование советской системы образования. Её основой стала всеобщая 7-летняя средняя школа (с 1937 г.), также существовало среднее специальное образование. Университеты стали доступными для всех социальных групп. Для рабочей молодёжи открывались специальные рабочие факультеты — рабфаки.

2.Наука в тисках идеологии.

3.Успехи советской науки.

4.Социалистический реализм. Советский кинематограф.

6.Изобразительное искусство. Архитектура.

7.Литература. Театр.

8.Приметы времени.

30-е гг. пошли в историю пашей страны как период осуществления культурной революции. Под этим понятием подразумевалось значительное повышение по сравнению с дореволюционным временем образовательного уровня народа и степени его приобщения к достижениям культуры. Еще одной составляющей культурной революции явилось насаждение безраздельного господства марксистско-ленинского учения в науке, образовании и всех областях творческой деятельности.

В начале 30-х п. ЦК ВКП(б) и СНК. СССР приняли ряд постановлений о школе. В 1930/31 учебном году в стране начался переход ко всеобщему обязательному начальному обучению в объеме 4 классов. Наряду с этим в городах и рабочих поселках для всех детей, окончивших четырехлетку, устанавливалось обязательное обучение в объеме семилетней школы. В школу были возвращены старые, осужденные после революции методы обучения и воспитания: уроки, предметы, твердое расписание, оценки, строгая дисциплина и целый ряд наказаний вплоть до исключения. Были переработаны школьные программы, созданы новые, стабильные учебники. В 1934 г. было восстановлено преподавание истории и географии на основе марксистско-ленинских оценок происходивших событий и явлений.

К 1933 г. переход к обязательному четырехлетнему образованию был завершен, а к 1937 г. обязательным стало семилетнее обучение. Было развернуто широкое школьное строительство. Только в течение 1933 — 1937 гг. в СССР открылось более 20 тыс. новых школ, примерно столько же, сколько в царской России за 200 лет. К концу 30-х гг. за школьными партами в республиках страны обучалось свыше 35 млн. учащихся. По переписи 1939 г., грамотность в СССР составила 87,4%.

Быстрыми темпами развивалась система среднего специального и высшего образования. К концу 30-х гг. Советский Союз вышел на первое место в мире по числу учащихся и студентов. Десятки средних и высших учебных заведений возникли на Украине, в Белоруссии, Армении, Азербайджане, Грузии, в республиках Средней Азии, центрах автономных республик и областей. При этом некоторые национальные республики не имели до революции ни одного вуза.

Рост грамотности в стране вызвал большой спрос на литературу. Тираж книг в 1937 г. достиг 677,8 млн. экземпляров, книги выходили на 110 языках народов Союза. Широкое развитие получили массовые библиотеки: к концу 30-х гг. их число превысило 90 тыс. Вместе с тем уровень полученного образования принципиально отличался от дореволюционного. Оно было не только сокращено до минимально необходимого, но и крайне идеологизировано.


Наука в тисках идеологии.

Успехи советской науки.

Идеологические догмы и строгий партийный контроль сильно отразились па состоянии гуманитарных наук. Естественные науки, хотя и испытывали на себе последствия вмешательства партийных и карательных органов, достигли заметных успехов, продолжив славные традиции русской науки.

Получила мировое признание советская физическая школа, представленная именами С. И. Вавилова (проблемы оптики), А. Ф. Иоффе (изучение физики кристаллов и полупроводников), П. Л. Капицы (исследования в области микрофизики), Л. И. Мандельштама (труды в области радиофизики и оптики) и др. Советские физики начали интенсивное исследование атомного ядра (Л. Д. Мысовский, Д. Д. Иваненко, Д. В. Скобельцын, Б. В. и И. В. Курчатовы и др.).

Весомый вклад в прикладную науку внесли работы ученых-химиков Н. Д. Зелинского, Н. С. Курнакова, А. Е. Фаворского, А. Н. Баха, С. В. Лебедева. Был открыт способ получения синтетического каучука, началось производство искусственных волокон, пластических масс, ценных органических продуктов и т. д.

Крупных достижений добились советские биологи Н. И. Вавилов, Д. Н. Прянишников, В. Р. Вильяме, В. С. Пустовойт. Значительных успехов достигли математическая наука, астрономия, механика, физиология.

Социалистический реализм. Советский кинематограф.

Особенно большой вклад в создание подобного социально-психологического настроя внес кинематограф, ставший самым массовым видом искусства. И этому было свое объяснение. Советский кинематограф рождался вместе с революцией, впитывал в себя весь ее пафос. События 20-х, а затем 30-х гг. отражались в сознании людей не только через собственный опыт, но и через интерпретацию их кинематографом. Документальную хронику смотрела вся страна. Ее видел зритель, подчас не умевший читать, неспособный глубоко анализировать события, и он воспринимал окружающую жизнь не только как жестокую зримую действительность, но и как радостную эйфорию, льющуюся с экрана. Огромное воздействие кинодокументалистики на массовое сознание объясняется еще и тем, что на этом поприще трудились блистательные мастера (Д. Вертов, Э. Тиссэ, Э. Шуб, П. Новицкий, А. Згуриди).

Яркие образы в фильмах 30-х гг. создали артисты II. Алейников, Б. Андреев, Б. Бабочкин, М. Бернес, М. Жаров, II. Крючков, М. Ладынина, Т. Макарова, Л. Орлова и др.

Наибольшего расцвета в 30-е гг. достигла самая демократическая ветвь музыкального творчества — песенная. На этом поприще творили талантливые композиторы — И. Дунаевский, Б. Мокроусов, М. Блантер, братья Покрасс и др. Простые, легко запоминающиеся мелодии песен этих авторов были у всех на слуху, они звучали дома и па улице, лились с киноэкранов и из репродукторов. И вместе с мажорной, бодрой музыкой звучали незамысловатые стихи, прославляющие Родину, труд, Сталина. Пафос этих песен не соответствовал реалиям жизни, но их ромаптико-революционпая приподнятость оказывала сильнейшее воздействие на человека.


Изобразительное искусство. Архитектура.

В 30-е г г значительное внимание уделялось развитию всех видов монументального искусства. Монументы Ленину, Сталину, руководителям партии и государства, революционерам и героям Гражданской войны, ученым и литераторам стали непременным атрибутом юродской жизни.

Грандиозные сталинские планы нашли свое воплощение не только в гигантских индустриальных стройках, но и в грандиозных культурных проектах и смыслах' Всесоюзная сельскохозяйственная выставка, канал имени Москвы, строительство метрополитена в Москве, клубов, дворцов культуры, театров, санаториев. При этом недавние модернистские и конструктивистские поиски были прекращены.

Архитектура 30-х гг. отличается пышностью и великолепием, монументальностью, тяготением к традициям неоклассицизма Для осуществления новых архитектурных планов нередко сносились и уничтожались здания, имеющие историческую ценность. Особенно безжалостно разрушались церкви. Одним из примеров деятельности подобного рода стал взрыв в 1931 г. в Москве храма Христа Спасителя, на месте которого планировалось возвести Дворец Советов, увенчанный огромной скульптурой Ленина. Чудом подобной участи избежал храм Василия Блаженного на Красной площади.

Литература. Театр.

огласно канонам соцреализма образцом в театральном искусстве стал МХАТ. В нем собрались лучшие актерские силы страны: О. Л. Книппер-Чехова, В. И. Качалов, И. М. Москвин. Рядом с ними выросло новое, не менее блестящее поколение — О. Андровская, А. Грибов, Б. Добронравов, К. Еланская, Б. Ливанов, А. Степанова, А. Тарасова, М. Яншин и др.

Важнейшей чертой культурной революции стало активное приобщение советских людей к искусству. Это достигалось за счет не только увеличения числа театров, кинотеатров, филармоний, концертных залов, но и широкого распространения художественной самодеятельности. По всей стране создавались клубы, дворцы культуры, дома детского творчества; устраивались грандиозные смотры народных талантов, выставки самодеятельных работ. Широкое распространение получило физкультурное движение.

Приметы времени.

Советский народ в 30-е гг. жил как бы в нескольких измерениях. Не-многочисленные гости из-за рубежа единодушно отмечали атмосферу удивительной приподнятости, веры людей в то, что они вершат великие дела. Вся страна жила в едином ритме: пела жизнеутверждающие марши; смотрела оптимистические фильмы; восторженно приветствовала легендарных летчиков, совершивших в 1937 г. беспосадочный перелет в Америку: В. Чкалова, Г. Байдукова, А. Белякова; тревожилась за судьбу полярников; принимала детей испанских республиканцев. Подростки мечтали сражаться с фашистами в Испании, очень высок был престиж Красной армии, народными кумирами стали пограничники, сражавшиеся у озера Хасан. И со всех сторон — с плакатов, фотографий, картин, с газетных страниц и с киноэкрана — смотрел великий вождь, мудрый Сталин.

Таким образом, развитие советской культуры в 30-е гг. имело противоречивый характер. Образование, паука, литература, художественная культура были взяты под строгий партийный контроль, испытывали идеологическое давление. Тем не менее советская культура имела большие достижения.

О социалистическом реализме. Из письма А. В. Луначарского в оргкомитет Союза Советских писателей Февраль 1933 г.

Говоря о государственной деятельности Ивана Грозного, т. Сталин заметил, что Иван IV (Грозный) был великим и мудрым правителем, который ограждал страну от проникновения иностранного влияния и стремился объединить Россию. В частности, говоря о прогрессив-ной деятельности Грозного, т. И. В. Сталин подчеркнул, что Иван IV впервые в России ввел монополию внешней торговли, добавив, что после него это сделал только Ленин. И. В. Ста-лин также отметил прогрессивную роль опричнины, сказав, что Малюта Скуратов был круп-ным русским военачальником.

Вопросы и задания:

2. Какие изменения происходили в системе образования в 30-е гг.? Чем они были обусловлены?

3. Расскажите о достижениях советской науки этого периода.

4. В чем заключалась суть принципа социалистического реализма? Каково было воздействие этого принципа на развитие coветского искусства? (При ответе используйте документ.)

5. Какова была, социальная функция кинематографа в 30-е гг.? Каковы были его достижения?

Расширяем словарный запас:

Концепция — система взглядов на что-нибудь.
Педология — наука о детях, изучающая ребенка в совокупности его психологических, анатомо-физиологических, биологических и социологических качеств.


История России, XX — начало XXI века : Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, А. В. Пыжиков. — 10-е изд. — М. : Просвещение, 2003

Школьная библиотека онлайн, учебники и книги по всему предметам, История 9 класс скачать

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку, напишите нам.

Если вы хотите увидеть другие корректировки и пожелания к урокам, смотрите здесь - Образовательный форум.

1. Как усиливался контроль за духовной жизнью общества в 1920-х гг.?

- упор на пролетарскую культуры и отказ от буржуазной культуры;

- отказ от традиций и культурных достижений прошлого;

- произведение оценивалось не по художественной уенности, а по социальному происхождению автора;

- основной темой в искусстве стала революция;

- особое внимание к сатире;

- конструктивизм в архитектуре;

Макаренко Антон Семенович [1(13).3.1888, Белополье, ныне Сумской области, — 1.4.1939, Москва] — советский педагог и писатель.

После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нем (1905) Макаренко учительствовал на Украине. В 1917 году он окончил Полтавский учительский институт.

В 1920—1930-е годы Макаренко руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы и трудовой детской коммуной имени Ф.Э. Дзержинского в пригороде Харькова. Он осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей.

В 1937 году Макаренко переехал в Москву и посвятил себя литературной и общественно-педагогической деятельности.

По Макаренко, цель воспитательной работы определяется закономерностями общественного развития, целью и задачами борьбы советского народа за коммунизм, политикой Коммунистической партии и Советского государства в области коммунистического воспитания. Педагогика должна учить тому, как воспитывать человека нового общества. Никакое педагогическое средство не может быть объявлено постоянным, полезным и действующим всегда одинаково эффективно. Никакая система воспитательных средств не может быть установлена навсегда. Макаренко разработал теорию воспитания в коллективе и через коллектив, методику целесообразного, зависимого от конкретных условий организационного строения коллектива воспитанников, структуру взаимоотношения личности и коллектива, самоуправления, дисциплинирования, формирования обществ, теорию существования мнения как регулятора отношений в коллективе, непрерывного выдвижения перспектив перед ним, укрепления и развития традиций.

Подлинный гуманист, Макаренко требовал от воспитателя высокого идейно-морального и профессионального уровня, считал необходимым систематическое нравственное и политическое просвещение воспитанников, выступал за претворение в жизнь марксистско-ленинской идеи соединения обучения и воспитания с производительным трудом учащихся.

Макаренко многое сделал для развития советской теории семейного воспитания, был зачинателем массовой пропаганды педагогически обоснованных принципов воспитания в семье. Он утверждал, что воспитать ребенка правильно и нормально гораздо легче, чем перевоспитать его. Высокие требования к себе, контроль родителей за каждым своим шагом — вот первый и главный метод воспитания. Нужен серьезный, простой, искренний тон в отношениях с детьми.

Как писатель и педагог Макаренко сформировался под сильным воздействием М. Горького, его творчества и личности. Система педагогических взглядов Макаренко способствовала развитию педагогической мысли: он внес большой вклад в теорию и практику коммунистического воспитания, показал огромные возможности целенаправленного воспитательного воздействия. Он был награжден орденом Трудового Красного Знамени. В УССР в 1958 году была учреждена медаль Макаренко, которой награждаются особо отличившиеся учителя и другие работники народного образования.

Писатель Е.И. Замятин опасался увеличения влияния партийной бюрократии, которая постарается поставить культуру под полный идеологический контроль партии. Эти опасения подтверждались событиями 1920-х гг., когда писатель мог наблюдать ужесточение внутриполитической ситуации в стране в ходе борьбы за власть, переход от однопартийной диктатуре к единоличной диктатуре.

4. Соберите материал о разрушенных после революции храмах вашего города/региона, найдите их изображения, узнайте, какие из них восстановлены в наше время. Подготовьте презентацию на данную тему.

Слайд 1. Александро-Невская церковь. Челябинск. Строилась в 1907-1911 гг.

Слайд 2. Изъятие ценностей в 1922 г.

Слайд 3. С конца 20-х — начала 30-х годов в Челябинске началось разрушение церковных сооружений на площадях города, снятие глав с церквей. Не избежал подобной участи и храм на Алом поле: были сняты главы с крестами и шатер колокольни, росписи на стенах были замазаны краской, впоследствии в средней части храма были сооружены перекрытия и перегородки


Раскрываем многообразие и противоречивость духовной сферы общественной жизни СССР: достижения и проблемы в развитии образования, науки, литературы и искусства.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Духовная жизнь советского общества в 1920 - 1930-е гг."

Духовная жизнь советского общества в 1920 – 1930-е годы

Ключевые вопросы:

1) Назовите главные задачи культурной революции в СССР.

2) Перечислите достижения в сфере образования.

3) Какие изменения в советской системе образования произошли в середине 1930-х годов? Как вы думаете, с чем это было связано?

4) Какие две противоречивые тенденции проявлялись в развитии науки?

5) Каким образом осуществлялся контроль над развитием литературы и искусства?

6) Назовите имена выдающихся деятелей советской науки и культуры этого периода.

По мнению классиков марксизма для построения коммунизма необходимо несколько условий.

Во-первых, победа пролетарской революции, ликвидация частной собственности как основы эксплуатации и неравенства.

И в-третьих, формирование нового коммунистического сознания, нового человека, готового эти самые способности бескорыстно ставить на службу обществу.

Поэтому большевистская программа построения социализма включала в себя, кроме индустриализации и коллективизации, культурную революцию.


Её главной целью как раз и было формирование нового человека – строителя светлого коммунистического завтра. Но в первую очередь необходимо было решить более насущную задачу: ликвидировать неграмотность в стране и обеспечить подготовку квалифицированных кадров.

Уже 27 октября 1917 года, на следующий день после II Всероссийского съезда Советов, была создана Государственная комиссия по просвещению, которая и должна была руководить системой народного образования и культуры. 26 декабря 1919 года был подписан декрет, который обязывал всё население страны от 8 до 50 лет овладеть грамотой. Была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности.


Наркомат просвещения получил право привлекать всех грамотных граждан к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.

Дети должны были учиться грамоте в школах. Всеобщее начальное образование – вот цель, которая ставилась правительством. Но для её достижения необходимо было преодолеть несколько проблем. В условиях послевоенной разрухи не хватало школьных помещений.


Около 7 миллионов детей оказались беспризорными. Их нужно было как-то обустроить, привести с улицы в школы. Кстати, борьбу с беспризорностью возглавил главный чекист страны Феликс Дзержинский. Фактически всеобщее начальное обучение детей в СССР было введено лишь к сентябрю 1930 г.


Для молодёжи старше 16 лет и взрослых создавались пункты и школы ликвидации неграмотности.


В вузы вначале (в 1918 г.) планировалось принимать всех желающих граждан старше 16 лет, причём справки о законченном среднем образовании не требовалось. Когда оказалось, что желающих учиться в университетах и институтах больше, чем мест в них, предпочтение стало отдаваться детям рабочих и крестьян, то есть вновь появился отбор по классовому признаку, но теперь (в отличие от дореволюционной России) в пользу трудящихся. Но этим молодым людям часто не хватало базового образования, общих знаний. Для ускоренного прохождения ими курса средней школы в 1919 году стали создаваться рабфаки (рабочие факультеты).


Индустриализация требовала большого количества грамотных специалистов для промышленности. Поэтому с конца 20-х годов увеличивается количество технических вузов и средних специальных заведений, а также сельскохозяйственных и педагогических институтов. Всего в 1940 году в вузах и техникумах обучалось 1 миллион 800 тысяч студентов. По их количеству СССР вышел на первое место в мире.

Но неизменным в ходе этих реформ и преобразований оставался партийный идеологический контроль над системой образования, классовый подход.

После Октябрьской революции и Гражданской войны сократился научный потенциал России. Большевики старались привлечь к сотрудничеству учёных, особенно тех, кто имел мировое признание и мог способствовать укреплению обороны и экономики страны, даже если они не разделяли идеи марксизма. Можно назвать, например, физиолога Ивана Павлова, химика Николая Зелинского, гео- и биохимика, создателя теории ноосферы Владимира Вернадского, отца российской (да и не только российской) космонавтики Константина Циолковского.



Развитие страны требовало новых технических разработок, опирающихся на научные исследования. Росло количество научно-исследовательских институтов. В 1937 году их насчитывалось 867, открывались филиалы Академии наук СССР. Благодаря росту общего уровня образованности населения, в науку приходили новые талантливые исследователи. Назовем некоторые из достижений советской науки 20 – 30-х годов.

Учёным, опередившим сове время, можно назвать Александра Чижевского.


В 20 лет он защитил докторские диссертации по биологии и истории. Он объединил эти две науки, создав две новые – гелиобиологию (учение о солнечной активности в биосфере) и историометрию (учение об активности общественной жизни в зависимости от солнечной активности). Выдающийся российский и советский математик, физик, геофизик Александр Фридман разработал теорию нестационарной Вселенной.


Согласно этой теории Вселенная постоянно сжимается и расширяется с периодом в 10 миллиардов лет. Инженер, ученый Юрий Кондратюк рассчитал оптимальную траекторию полёта к Луне.


На основе его расчётов, американские астронавты уже в 1960-е годы высадились на спутнике нашей планеты. Важные открытия в исследованиях атомного ядра были сделаны под руководством академика Абрама Иоффе. Одним из создателей ракеты на жидком топливе стал Фридрих Цандер.






В начале 30-х годов весь этот плюрализм (многообразие) был ликвидирован. В 1934 году был создан Союз писателей СССР. Первым председателем его правления стал Максим Горький. Авторы, не принятые в Союз не имели шансов увидеть своё произведение напечатанным. Подобные творческие союзы создавались и в других сферах искусства: Союз художников СССР, Союз советских композиторов СССР, Союз советских архитекторов. Насаждался метод социалистического реализма. Он требовал от творца служить своими произведениями интересам строительства социалистического общества, утверждать превосходство коммунистических идеалов. То есть жизнь необходимо было показывать не такой, какая она есть, а какой должна быть с точки зрения большевистского мировоззрения. Те таланты, которые не вписывались в стиль соцреализма, были в немилости у властей. Жёсткий контроль сдерживал, но не останавливал развитие литературы и искусства. Появилось много новых талантливых авторов.



Таким образом, развитие советской культуры в 1920 – 30-е годы происходило в очень сложных условиях, часто не благодаря, а вопреки политике властей. Но культурное наследие того времени богато и разнообразно. Оно достойно вашего пристального внимания.

В период Великой Отечественной войны произошел культурный обмен между советским народом и западными союзниками. В духовном развитии все чаще прослеживались западные капиталистические тенденции.

Уже в 1946 году большевиками была развернута масштабная программа против влияния вражеского запада на русскую культуру. Борьбу с космополитизмом возглавил А. Жданов, так как был ответственным за идеологию в государстве.

Церковь и общество

После окончания войны церковью была выбрана политика всесторонней поддержки государственной власти. Новоизбранный патриарх стал инструментом в руках Сталина, благодаря которому проводилось внедрение коммунистической идеологии.

Значительная либерализация религиозной жизни позволила верующим обратиться к Сталину с просьбой открыть некоторые храмы. Власть пошла навстречу верующим уже к концу 1947 года на территории СССР начало функционировать более 40% ранее закрытых церквей.

Многие политические деятели выступали против подобного потепления в отношениях религии и государства и даже разрабатывали новые атеистические программы. Однако Сталин категорически отклонил подобные предложения. Следует отметить, что благосклонностью со стороны государства пользовались исключительно христианские конфессии.

Репрессивная политика государства в этот период была направлена на буддистских и мусульманских верующих. Особо жестокими были расправы с сектантами, в категорию которых на то время попадали преимущественно лютеране и протестанты.

Культура в послевоенный период

Очень часто прототипами главных героев служили люди, которые отдавали все свои силы на восстановление государства послевоенной разрухи.

Некоторые авторы все же не боялись критиковать Сталина, возлагая на него всю ответственность за многомиллионные человеческие потери, которых можно было избежать.

Наиболее сильное влияние западные идеи оказали на советский театр. Все чаще режиссеры обвинялись в пропаганде буржуазных идей, которые способствуют разложению социалистического общества. В 1946 году согласно указу Сталина, в театрах запрещались постановки западных драматургов.

Образование в послевоенном государстве

Система образования во время войны была полностью дезорганизована. Главной задачей было постепенное возрождение начальных школ, так как дети, чей школьный возраст припал на разгар военных действий так и остались без образования.

В 1950 году в СССР функционировало более 250 тыс. средних школ. Достаточно популярными были вечерние школы, в которых взрослые работники фабрик и заводов смогли получать необходимое 7-летнее образование без отрыва от производства.

В сокращенном варианте преподавание проводилось и в вузах государству требовались квалифицированные врачи, учителя и инженеры. В период 1946- 1953гг. Высшие учебные заведения СССР выпустили более 1.5 млн. специалистов.

Читайте также: