Сообщение поэты 20 века

Обновлено: 05.07.2024

Ниже мы поговорим о русской поэзии 20 века – разберем основные направления и наиболее значимых поэтов. Материал можно смело использовать для сочинения!

Серебряный век

На рубеже XIX-XX вв. в России происходили бурные перемены во всех областях жизни. Не обошли стороной эти изменения и культурную сферу. В XIX веке на небывалую высоту поднялась русская литература, достигшая своего золотого века. В области поэзии Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета и других классиков уже было невозможно превзойти. Возникла потребность в поиске и создании чего-то принципиально нового. В обществе нарастало ожидание грядущих грандиозных перемен. Культурным ответом на это стала эпоха серебряного века. Ее нередко называли русским культурным ренессансом. Произошел настоящий расцвет поэтических жанров.

Поэзия серебряного века включает в себя произведения представителей самых разных направлений. Наибольший успех выпал на долю модернистских течений: символизма, акмеизма, футуризма (Блок, Мандельштам, Гумилев, Маяковский). Особое место занимают т. н. “крестьянские” поэты: С. Есенин, Н. Клюев и др. Многие знаменитые поэты вообще не принадлежали к какому-либо направлению: М. Цветаева, И. Бунин, В. Ходасевич.

Символизм

Течение символизма сложилось в 60-70-х гг. XIX века во Франции. Поэты этого направления (П. Верлен, А. Рембо) стремились обратиться не к разуму, а к чувствам и эмоциям человека. Они отрицали привычную логику и пытались проникнуть в сферу подсознательного. Символизм в России, как литературное течение, оформился в 1890-х гг.

Один из главных манифестов символистов – конфликт между реальным и идеальным миром. Поэтому для поэтов этого направления было характерно стремление вырваться из грубой и пошлой действительности в мир мечты. Яркий пример – начало стихотворения З. Гиппиус “Надпись на книге”:

Символисты резко отрицательно относились к творчеству “грубых и вульгарных” реалистов. Высшей ценностью они объявляли само искусство, которое не обязано чему-то учить. В стихотворении “Юному поэту” В. Брюсов дает три “завета”: “не живи настоящим… никому не сочувствуй… поклоняйся искусству”.

Главные особенности поэзии символистов: мистическое содержание, использование неясных символов и образов, описание глубоких личных переживаний.

В развитии русского символизма четко выделяются два этапа. К первому относятся “старшие символисты” (Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт), ко второму – “младосимволисты” (А. Белый, А. А. Блок).

“Старших символистов” часто называют импрессионистами. Для них была важна не система определенных образов или символов, а возможность передать оттенки настроений и впечатлений. К. Бальмонт определял символизм, как “утонченный способ выражения чувств и мыслей”.

Произведения Ф. Сологуба, М. Лохвицкой, З. Гиппиус проникнуты декадентскими настроениями: безнадежность, неприятие жизни, поэтизация смерти. Эти мотивы ярко выражены в стихотворении Лохвицкой “Я умереть хочу весной…”. За Ф. Сологубом вообще закрепилась слава “певца смерти”: “О смерть! я твой! Повсюду вижу одну тебя…”.

Предтечей “младосимволистов” был философ В. Соловьев. Он утверждал, что мир находится на краю гибели. Спасти его может лишь Божественная красота (Вечная женственность).

Религиозная философия Соловьева оказала большое влияние на раннее творчество А. Блока. В цикле “Стихи о Прекрасной даме” поэт воспевает Любовь и Красоту, которые способны преобразить погибающий мир.

За отрыв от реальности, туманные и непонятные произведения, мистицизм символисты часто подвергались нападкам критиков. После революционного кризиса 1905 г. в символизме разочаровался даже Блок. К 1910 г. течение перестает существовать.

Акмеизм

Акмеизм (от лат. acme – “высшая степень, расцвет”) – течение русского модернизма, возникшее на основе символизма в начале 1910-х гг. Акмеисты признавали заслуги предшественников в области стихосложения, но хотели вырваться из утопичного мистического мира, противопоставляя ему обычные человеческие чувства.

В 1911 г. в Петербурге был основан “Цех поэтов”, противостоящий поэзии символизма. В него вошли Н. Гумилев, А. Ахматова, О. Мандельштам и др.

Основные принципы акмеизма были изложены в статьях М. Кузмина, Н. Гумилева, С. Городецкого: логичность художественного замысла, стройность композиции, ценность реального мира.

Поэты-акмеисты сделали акцент на четкости художественных образов и использовании малейших деталей. Они словно заново открыли для русской поэзии реальный земной мир, скрытый за туманным мистицизмом символистов.

Гораздо позже А. Ахматова в стихотворении “Мне ни к чему одические рати…” (1940 г.) так определила суть поэзии:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как желтый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеда.

Футуризм

Самым скандальным течением в русской поэзии стал футуризм (“футурум” – будущее). Его основателями были Д. Бурлюк, В. Хлебников, В. Каменский, выпустившие в 1910 г. первый футуристический сборник “Садок судей”. Вскоре к течению примкнули В. Маяковский и А. Крученых, образовав новую группировку – кубофутуризм.

Первый сборник кубофутуристов носил красноречивое название – “Пощечина общественному вкусу” (1912 г.). Поэты этого направления отрицали все культурные достижения прошлого: “Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. С Парохода Современности”. Они требовали создания нового языка: “Мы расшатали синтаксис”, “Нами сокрушены рифмы”.

Футуристы стремились шокировать слушателей. Они появлялись и вели себя на публике подчеркнуто вызывающе. Яркий пример – выступление В. Маяковского с программным стихотворением “Нате!”, во время которого пришлось вызывать полицию. Современников потрясал язык футуристов: “дохлая луна”, “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “стоглавая вошь”.

Главное требование футуристов – полностью разрушить старый мир, на обломках которого родится новый человек. Культура должна ускорить этот процесс.

Эксперименты футуристов с языком обычно вызывали смех. Вот пример стихотворения А. Крученых:

Отдельное направление составляли поэты-эгофутуристы во главе с И. Северяниным. Он провозглашал следующие лозунги: самоутверждение личности, поиски нового без отвергания старого, осмысленные неологизмы и др. Северянин пользовался огромной популярностью в 1913-1917 гг.

В целом футуризм не оказал большого влияния на русскую поэзию. Течение вообще стало широко известно благодаря В. Маяковскому.

Маяковский

Маяковский прославился в качестве автора советских лозунгов. Однако большого внимания заслуживает его раннее творчество, в котором глубоко развиты темы трагического одиночества и непонимания поэта.

Восторженное принятие Маяковским революции основано на ненависти, которую он испытывал к пошлому буржуазному миру. Стихотворения “Нате!” и “Вам!” были действительно “пощечиной общественному вкусу”: “Вам ли, любящим баб да блюда, жизнь отдавать в угоду?!”.

Лирический герой Маяковского – бунтарь, борец с несправедливостью. За грубостью и неологизмами, тем не менее, скрывается очень тонкая душа поэта, испытывающая боль и страдания. Это особенно заметно в любовной лирике Маяковского.

Особое значение в творчестве Маяковского имеет его знаменитая “лесенка”, придающая стихам энергичный и резкий характер. Он ввел в поэзию язык улицы, противопоставив его классическим образцам (“слова разлагаются, как трупики”).

Революционной настрой Маяковского сменился разочарованием. Поэт повел решительную борьбу с негативными явлениями советского строя: бюрократизмом, возвращением мещанства (“Прозаседавшиеся”, “О дряни”). В то же время он написал немало стихотворений для детей.

Есенин

Особое место в отечественной поэзии XX века занимает С. Есенин. Это не только “крестьянский”, но один из самых “русских” поэтов. Все творчество Есенина неразрывно связано с его непростой судьбой.

Главный герой произведений Есенина – трагический образ крестьянского поэта, который кровно связан с родной природой. Пейзажная лирика Есенина очень трогательна и душевна. В простых на первых взглядах строках заключен уникальный дар поэта отмечать самое яркое и важное: “костер рябины красной”, “зелень пряная сияет в серебре”, “закружилась листва золотая”.

Есенин очень часто использует необычные олицетворения и метафоры, благодаря чему природа оживает в его произведениях: “тучи рваные кутают лес”, “отговорила роща золотая”, “месяц, купаясь в снегу”.

Красной нитью через все творчество Есенина проходит любовь к крестьянской Руси: “Но люблю тебя, родина кроткая! А за что – разгадать не могу”; “Не надо рая, дайте родину мою”. Испытав временное увлечение революционными идеями, поэт вновь обращается к патриотической теме, отождествляя себя с уходящей в прошлое патриархальной Русью: “Моя поэзия здесь больше не нужна”.

Автобиографичность поэзии Есенина ярко проявляется в любовной теме. В жизни поэта было несколько женщин, к которым он испытывал настоящую страсть. Увлечения Есенина приводили к созданию шедевров любовной лирики: “Ты меня не любишь, не жалеешь”, “Я помню, любимая, помню”, “Мне грустно на тебя смотреть” и др.

Жизнь и творчество Есенина отражают двойственную суть национального характера: “Из нас, как из дерева, – и дубина, и икона”. Буйные пьяные выходки поэта необъяснимым образом сочетались с удивительными по душевности произведениями.

В позднем периоде творчества Есенин все чаще обращался к теме смерти и самоубийства (“На рукаве своем повешусь”). Многие исследователи считают, что поэт предвидел свою гибель. В конце концов душевный конфликт заставил Есенина покончить с собой.

Ахматова

А. Ахматова “ворвалась” в русскую поэзию с темой любви. Первые два сборника ее стихотворений пользовались бешеной популярностью. Произведения отличались передачей самых сокровенных чувств лирической героини (“Сероглазый король”, “Песня последней встречи”). Любовь была показана в самые драматические моменты, часто встречались мотивы смерти.

С началом Первой мировой войны в творчестве Ахматовой появляется патриотическая тема (“Молитва”). Судьба поэтессы после революции сложилась очень трагично. Ахматова не пожелала уехать из страны, но и не смогла принять нового строя. Это отразилось в ее размышлениях об эмиграции (“Мне голос был…”), о судьбе поэзии и истинных поэтов.

Твердая “антиреволюционная” позиция поэтессы подверглась яростной травле со стороны советских критиков. Во второй половине 20-х и 30-е гг. ее произведения были под запретом.

С 1939 г. стихотворения Ахматовой вновь появляются в печати. В военные годы она создает патриотический цикл “Ветер войны”, в который вошли стихотворения “Мужество”, “Победителям” и др. В ее творчестве ведущей становится тема Родины.

В 1946 г. поэтесса вновь подверглась удару со стороны власти. Лишь со второй половины 50-х гг. она возвращается в литературу. В начале 60-х гг. Ахматова заканчивает “Поэму без героя” и “Реквием”. Последнее произведение – литературный памятник жестокой сталинской эпохе.

Цветаева

Нелегкой была и судьба другой знаменитой русской поэтессы – М. Цветаевой. Первые сборники ее стихотворений вышли в 1910-1912 гг., но остались незамеченными современниками.

С 1922 по 1939 гг. Цветаева жила в эмиграции. Враждебность критики, конфликты с русскими эмигрантами, любовь к Родине – все это привело к тому, что поэтесса вернулась в Советскую Россию. Оказалось, что в СССР она никому не нужна. После ареста мужа и дочери Цветаева покончила жизнь самоубийством.

Лирике Цветаевой присущ максимализм, неизбежность одиночества, неприятие окружающего мира. Главной темой творчества для поэтессы всегда была любовь, обреченная на разлуку, боль и страдание. Самым ярким образцом любовной лирики Цветаевой является стихотворение “Мне нравится, что Вы больны не мной…”.

Советский период

Первые десятилетия советской власти не принесли отечественной поэзии громких имен. Это было связано с жесткой цензурой и официальным заказом. Поощрялись только поэты, безудержно восхваляющие новый строй. В литературу хлынул поток агитационных стихотворений крайне низкого качества (образец – творчество Д. Бедного).

Новый подъем отечественная поэзия испытала в годы Великой Отечественной войны. Он связан, прежде всего, с именами А. Твардовского и К. Симонова.

Поэма Твардовского “Василий Теркин” – уникальное художественное произведение. Ее высоко оценили советские критики, И. Бунин, А. Солженицын. Произведение написано очень простым и доступным языком, не содержит избитых пропагандистских штампов. В образе Василия Теркина поэт подобрал ключ к сердцу каждого советского бойца, выразил общенародную веру в правое дело и неизбежную победу над врагом.

Огромный эмоциональный накал ощущается в стихотворениях о войне К. Симонова: “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины”; “Майор привез мальчишку на лафете”, “Атака” и др. Ненависть к фашистским захватчикам очень откровенно выражена в произведении “Убей его”. В то же время поэт тесно переплетает патриотическую тему с любовной лирикой (“Жди меня, и я вернусь”, “Жены”, “Ты говорила мне люблю”).

В послевоенное время среди поэтов можно выделить Е. Евтушенко, Р. Рождественского, Б. Ахмадулину, А. Вознесенского. Одним из новых направлений поэзии стало авторская песня (В. Высоцкий, Б. Окуджава).

Особое место занимали непризнанные официальной властью поэты, прежде всего, И. Бродский. В его творчестве сочетались самые разные направления: неоклассицизм, акмеизм, постмодернизм. Спорным выглядит мнение, что Бродский является прямым продолжателем традиций классической русской поэзии. Однако его произведения пользуются большой популярностью как в России, так и на Западе.


20 век подарил русскому народу огромное количество поэтов. В данной статье рассмотрим, кто относился к поэтам 20 века, к каким литературным направлениям они принадлежали.

Серебряный век

Говоря о поэтах 20 века, невозможно не упомянуть такое литературное явление, как Серебряный век. Это период в истории русской литературы, охватывающий конец 19 – начала 20 вв.

На рубеже веков в России появилось множество поэтов и множество литературных направлений.

К течениям Серебряного века относятся символизм, имажинизм, акмеизм, футуризм.

Серебряный век

Рис. 1. Серебряный век.

В рамках символизма работали А. А. Блок, В. Я. Брюсов, А. Белый, К. Д. Бальмонт, Д. С. Мережковский, И. Ф. Анненский, Ф. Сологуб, В. Иванов, З. Гиппиус.

Самыми известными акмеистами принято считать А. А. Ахматову, Н. С. Гумилева, О. Э. Мандельштама. В рамках данного направления работали и С. М. Городецкий, М. А. Зенкевич, В. И. Нарбут, Г. Иванов.

Ярким представителем футуризма является В. В. Маяковский. В этом направлении творили и другие поэты: В. В. Хлебников, Б. Л. Пастернак, Д. Д. Бурлюк, В. В. Каменский, А. Е. Крученых, И. Северянин, В. Г. Шершеневич, С. М. Третьяков.

К имажинизму относятся С. А. Есенин (его раннее творчество), А. Б. Мариенгоф.

Вне течений

Ошибочно предполагать, что все поэты 20 века относились к тому или иному литературному направлению.

Приведем список русских поэтов 20 века, не относящих себя к конкретным направлениям: М. И. Цветаева, М. А. Волошин, И. А. Бунин, Н. А. Клюев, М. А. Кузмин, Саша Черный, Б. Ю. Поплавский, В. Ф. Ходасевич.

Советский период

К советским писателям относятся: А. А. Ахматова, В. В. Маяковский, А. Т. Твардовский, В. А. Солоухин, Б. А. Ахмадулина, О. Ф. Берггольц, А. А. Вознесенский, Е. А. Евтушенко, Р. И. Рождественский, Н. М. Рубцов, К. М. Симонов, В. Т. Шаламов, Э. А. Асадов, И. А. Бродский, С. Я. Маршак, А. Л. Барто, В. С. Высоцкий, Ю. В. Друнина, В. М. Инбер, Р. Г. Гамзатов, Б. Ш. Окуджава, Б. Ю. Поплавский, М. И. Алигер, П. Г. Антокольский, К. Я. Ваншенкин, Е. М. Винокуров, С. П. Гудзенко, М. В. Исаковский, А. С. Кушнер, В. А. Лившиц, С. В. Михалков, Ю. П. Мориц, Н. М. Олейников, Н. К. Отрада, Л. И. Ошанин, К. Прутков, Д. С. Самойлов, Б. А. Слуцкий, Н. С. Тихонов.

Что мы узнали?

К поэтам 20 века относятся поэты Серебряного века (символисты, имажинисты, акмеисты, футуристы), поэты, которые не относили себя к каким-то литературным направлениям. При создании Советского союза появляются так называемые советские поэты.

Несмотря на все болезные события, несмотря на преследование и ущемления, необъятный мир поэзии ежедневно пополнялся новыми произведениями и переживаниями, которые в настоящее время являются достоянием прошлого. Ради этого жили они, еще не прославившиеся личности, и ради того, чтобы показать нам героизм народа. Поэты (А. Блок, В. Маяковский, С. Есенин, а также М. Цветаева, А. Ахматова, Б. Пастернак, О. Мандельштам и многие другие) помогают нам осознать, кем мы являемся и, опираясь на описанный опыт, принять правильное решение. Неважно, какое будет от него последствие, ведь иметь собственное мировоззрение это лучшая награда, полученная от ознакомления с ней – русской поэзией!
В этом разделе представлены официальны е сайты русских поэтов 20 века.

Маргарита Алигер


Поэты 20 века

Символизм

Течение стало ответом литературного общества на кризис, охвативший европейскую культуру в конце 19 века. В рамках направления было множество школ и течений, отличающихся восприятием символизма в эстетическом плане.

Дмитрий Мережковский

Русский писатель и поэт, а также муж Зинаиды Гиппиус. Он вошел в историю как основоположник русского символизма как полноценного жанра. Его идеи вызывали неоднозначные отклики, но при этом многие признавали оригинальность его мышления. Пика своего творчества он достиг уже в эмиграции, после 1919 года поэт уехал из России сначала в Польшу, а затем во Францию. Известные произведения Дмитрия Мережковского:

Дмитрий Мережковский

Дмитрий Мережковский был 10 раз номинирован на Нобелевскую премию в области литературы. К сожалению, победы он так и не получил.

Зинаида Гиппиус

Одна из самых ярких представителей поэтов и критиков серебряного века, жена Дмитрия Мережковского. Зинаида Гиппиус начала писать стихи с 7 лет, для ее первых произведений характерны мрачные настроения. Первое признание ей пришло уже в 19 лет, именно тогда она начала активную литературную деятельность, познакомилась со многими значимыми авторами Петербурга.

Зинаида Гиппиус

Валерий Брюсов

Русский поэт и один из основоположников русского символизма. Брюсов принадлежал к московской поэтической школе, а в литературу вошел в возрасте 13 лет. Но первый сборник стихов под названием Chefs d’oeuvre вышел только в 1895 году, уже после окончания МГУ.

Валерий Брюсов

Под конец жизни Брюсов остался один. Он не смог принять новую реальность и состояние литературы после революции. Эмигрировать он отказался.

Константин Бальмонт

Один из самых ярких представителей позднего символизма 20 века. Он является автором 35 поэтических сборников, 20 прозаических произведений. Бальмонт занимался и переводами со многих языков:

  • испанский;
  • словацкий;
  • грузинский;
  • югославский;
  • болгарский;
  • литовский;
  • мексиканский;
  • японский.

Несмотря на огромную работоспособность, Бальмонт был нестабильным. Он не смог окончить университет из-за нервного истощения, несколько раз пытался покончить с собой. После революций поэт эмигрировал во Францию. В 1923 году Константин Бальмонт был номинирован на Нобелевскую премию в области литературы.

Константин Бальмонт

Александр Блок

Блок

Поэт не принял советскую власть. Под конец жизни он остался без материальных средств, много болел. Умер поэт в возрасте 40 лет.

Акмеизм

Николай Гумилев

Известный поэт Серебряного века, основатель школы акмеизма. Гумилев известен и как первый муж Анны Ахматовой. Основными темами стихотворений поэта стали любовь, искусство и смерть. Отличительная особенность Гумилева – использование разных размеров стихов, его поэзия очень разнообразна. Известные сборники:

В отличие от многих авторов того времени, в его творчестве практически нет политических отсылок. Но, несмотря на это, летом 1921 года Николай Гумилев был расстрелян советской властью.

Гумилев

Осип Мандельштам

Осип Мандельштам

Анна Ахматова

Ахматова

С 1922 года все произведения поэтессы подвергались цензуре. Николай Гумилев, ее второй муж, был расстрелян, а третий муж, Николай Пунин, скончался в лагере. Единственный сын, Лев Гумилев, более 10 лет провел в лагерях.

Поздний Серебряный век

После революций становится сложно разделить течения в литературе. Многие авторы становятся настолько самобытными, что не попадают ни под один из сложившихся стилей.

Марина Цветаева

Марина Цветаева очень болезненно воспринимала революцию и гражданскую войну в России. Из-за невыносимости реальности она эмигрировала в Париж, но к 1939 году вернулась обратно на родину. Не выдержав новостей о начале очередной войны, поэтесса покончила жизнь самоубийством, оставив три предсмертные записки.

Марина Цветаева

Сергей Есенин

Один из самых лиричных и популяризированных поэтов 20 века. В раннем творчестве Сергей Есенин является примером классической новокрестьянской лирики, а в позднем – имажинизма. Сергей Есенин – мастер психологизированного пейзажа и тонкий лирик. В стихах он воспевает красоту России, любовь и буйство молодости. Как при жизни, так и после нее вышло немало сборников стихов и поэм автора. Самые известные из них:

Есенин известен не только своим творчеством, но и многочисленными любовными похождениями, разгульными вечеринками. Смерть поэта до сих пор воспринимается неоднозначно, многие считают, это было убийство.

Есенин

Владимир Маяковский

В последние годы жизни Маяковский много работал, считая себя пролетарским писателем.

Владимир Маяковский

Конец 20 века

Вторая половина 20 века богата на поэтов не меньше, чем Серебряный век. Вот самые знаковые литераторы этого периода.

Роберт Рождественский

Александр Твардовский

Ольга Берггольц

  • Владимир Высоцкий. Поэт-песенник, известный на весь мир не только своими яркими стихами, но и голосом. Его творчество стало классикой, а стиль и слог является безупречным, по мнению многих критиков.

Владимир Высоцкий

20 век - один из самых ярких в русской литературе. Только в этот период можно встретить такую палитру стилей и талантливых авторов. Из этого видео вы узнаете еще больше поэтов прошлого столетия:

Читайте также: