Сообщение по теме сюжеты и образы духовной музыки высокая месса

Обновлено: 15.05.2024

Содержимое публикации

Тема урока: Высокая месса И.С. Баха

Тип урока: урок освоения новых знаний

включить учащихся в учебную деятельность; актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала; организовать коммуникативные взаимодействия;

развивать умение учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержа нием, определение их характера и настроения;

Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.

Предметные: научатся проявлять эмоциональную отзывчивость, личностное отношение при восприятии музыкальных произведений; сравнивать музыкальные произведения разных жанров; применять знания основных средств музыкальной выразительности при анализе прослушанного музыкального произведения; проводить интонационно-образный анализ инструментального произведения – чувства, характер, настроение; Проявлять навыки вокально-хоровой деятель­ности.

Метапредметные: умение понимать учебную задачу урока; умение воспринимать окружающий мир во всем его социальном, культурном, природном и художественном разнообразии; планирование, контроль и оценка собственных учебных действий, понимание их успешности или причин не успешности, умение корректировать свои действия; готовность к логическим действиям: анализ, сравнение, обобщение; наблюдение за различными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, понимание их специфики и эстетического многообразия; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Личностные: наличие эмоционального отношения к искусству; формирование личностного смысла постижения искусства и расширение ценностной сферы в процессе общения с музыкой; осознание жизненного смысла музыкальных образов;

2.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

О какой музыке мы будем говорить на уроке?

Сегодня мы вспомним еще раз о Бахе (биография).

4.Первичное усвоение новых знаний.

Месса (от лат. missa – посылаю, отпускаю) как музыкальный жанр – это многочастное вокально-инструментальное произведение на текст определенных разделов главного богослужения католической церкви. В православной церкви ему соответствует литургия.

Месса как музыкальный жанр сложилась примерно к XIV-XV веку. Традиционно она включала в себя наиболее значимые части литургической службы в католицизме:

Kyrie eleison (Господи, помилуй);

Agnus Dei (Агнец Божий).

Названия взяты из начальных слов культовых молитв. Религиозный текст всегда был неизменным и исполнялся хором и солистами в сопровождении органа на латинском языке. Позднее торжественные мессы стали писать и с оркестровым звучанием. Католическая месса всегда отличалась большей помпезностью и красочностью даже для церковного исполнения, не говоря о сценическом. В сравнении с ней православное обрядовое служение более скромно, внешние эффекты активно порицались церковниками, и даже произведения, предназначенные для сцены, а также писали П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, С.И. Танеев и многие другие взывают к внутреннему голосу души человека. Тогда как католическая месса прославляет величие и торжество Абсолютного бога. Эти особенности заметны и в музыке.

История создания

Над этим монументальным произведением Бах работал не один десяток лет. Начав ее писать в 1724, закончил примерно в 1749 году. Но при этом большая часть вошедшего музыкального материала (две трети) была взята из ранее написанных произведений, а правки композитор вносил до самой смерти. Месса Си Минор стала для него центральной во всем творчестве, вершиной и подношением той животворящей силе, что наделила его необычайным музыкальным даром.

Месса – главное богослужение католической церкви на латинском языке. Большую роль в мессе играла музыка, а точнее церковное пение. Постепенно месса в эпоху барокко сформировалась как музыкальное самостоятельное произведение крупной формы.

В мессе присутствует 2 типа текста: ординарий – неизмененный текст; и проприй – текст менявшийся в зависимости праздников церковного календаря.

Какие образные сферы представлены в этом фрагменте?

Какие чувства выражены в этой части мессы?

Какие знакомые вам приёмы полифонического развития использует композитор?

В каком жанре написана месса? ( пятиголосная фуга)

С первых возгласов хора и оркестрового вступления слышны интонации вздохов, тревоги. Основная мелодия поочередно проходит у всех групп хора. Мир величавого и глубокого чувства открывается слушателям. Кажется, будто все новые толпы присоединяются к молению, что это молитва всего человечества.

О каком музыкальном жанре шла речь на уроке?

Расскажите об особенностях мессы.

Что нового узнали?

Домашнее задание: выучить текст песни, определение месса,

Цель: создание коллекции образцов духовной музыки.

Ожидаемый результат: книжечка-развертка.

1. Для подготовки этого проекта вам понадобятся несколько умений — собирать информацию в энциклопедии, подбирать и хранить фонограммы, оформлять сведения в книжечку.

2. Рассмотрите информацию о духовные произведения и их разновидности, выберите среди произведений те, которые наиболее вам понравились. Подберите иллюстрации к произведениям портреты композиторов, изображения музыкальных инструментов, репродукции известных картин) и оформите собранную информацию в самодельную книжечку. Добавьте иллюстрации или свои рисунки. Запишите музыкальные произведения на диск. Пусть он станет дополнением к вашей книжечки.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Сюжеты и образы духовной музыки

для учащихся 7-х классов

Автор: Емельянова Елена Викторовна

1) Закрепить знанияи понимание особенности музыки Баха;

Воспитательная :

Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.

Образовательные :

Обобщить знания о музыке И. С. Баха;

продолжить развивать слушательский опыт семиклассников, связанный с образами духовной музыки;

Сопоставить произведений Баха и Рахманинова.

Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы? Почему?

Какие знакомые вам приёмы музыкального развития использует композитор?

В каком жанре написана месса?

Учитель : Месса-это многочастное вокально-инструментальное произведение, написанное на текст Богослужения.

Вопросы учителя:

Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы?

Как музыка передаёт эти чувства?

Какие средства выразительности создают этот образ?

Детиговорят: Начало торжествующее и блестящее. Лёгкое и чёткое вступление труб, начинающих движение. Радость переходит в ликование, когда к оркестру присоединяется хор. Голоса переплетаются и создают особенный колорит праздника. Звучание мажорное.

Учитель: В чём драматургия развития идеи мессы?

Композитор показывает образную разность разных частей,

В этом заключается развитие образов, котороеидёт от страдания к радости, от смерти к жизни.

Идея произведения жизнеутверждающая!

Учитель: Как вы думаете, эту музыку написал Бах?

Анализируем произведение . Эта музыка проникнута лирическим настроением и тихой молитвой.

Что происходит в Душе слушающего её человека?

Дети: она ощущает умиротворение, покой. Безмятежность.

Учитель: к кому в ней обращается человек?

Дети: к Богородице.

Учитель: Богослужение православной церкви совершается вечером в канун праздника. Состоит из двух частей: Вечерняя-(Всенощная) и утренняя- Литургия.По правилам музыкальной драматургии развитие происходит, если есть в произведении контраст, т.е. сопоставление. Назовите:

Дети: Вечерняя-Утренняя. Ночь-день. Тьма-свет.

Учитель: А как в музыке показать этот контраст?

Дети: вечерняя ночная молитва. Образ тихого покаяния.

Учитель : Какая должна звучать музыка в утренней литургии?

Дети: яркая, мажорная.

Анализ, в котором раскрывается музыкальный язык произведения.

Учитель: в литургии утренние песнопения динамичные, с яркими тембровыми красками и контрастами, подчёркнутой ритмикой. Почему? Образ Веры, Надежды, Любви.

И.С Бах Месса Си Минор

Бах Месса си минор

Самый монументальный и масштабный шедевр Иоганна Себастьяна Баха и сегодня собирает большие концертные залы. Прекрасная музыка проникает в глубины сердца и пробуждает самые возвышенные мысли и устремления в человеке. Поразительно, насколько сильное влияние может оказывать творение сына человеческого на других людей.

Почти все композиторы в той или иной мере обращались к духовной музыке. Были и те, кто писал исключительно для церковного богослужения. Они малоизвестны широкой публике. Великие же авторы, вошедшие в историю мировой музыкальной культуры, чаще писали на канонический текст концертные варианты богослужебных песнопений. Тема взаимоотношений человека и бога одна из самых глубоких, философских, позволяющих выразить очень сложную гамму человеческих чувств и помыслов.


Месса как музыкальный жанр сложилась примерно к XIV-XV веку. Традиционно она включала в себя наиболее значимые части литургической службы в католицизме:

Названия взяты из начальных слов культовых молитв. Религиозный текст всегда был неизменным и исполнялся хором и солистами в сопровождении органа на латинском языке. Позднее торжественные мессы стали писать и с оркестровым звучанием. Католическая месса всегда отличалась большей помпезностью и красочностью даже для церковного исполнения, не говоря о сценическом. В сравнении с ней православное обрядовое служение более скромно, внешние эффекты активно порицались церковниками, и даже произведения, предназначенные для сцены, а также писали П.И. Чайковский , С.В. Рахманинов , С.И. Танеев и многие другие взывают к внутреннему голосу души человека. Тогда как католическая месса прославляет величие и торжество Абсолютного бога. Эти особенности заметны и в музыке.

История создания


Над этим монументальным произведением Бах работал не один десяток лет. Начав ее писать в 1724, закончил примерно в 1749 году. Но при этом большая часть вошедшего музыкального материала (две трети) была взята из ранее написанных произведений, а правки композитор вносил до самой смерти. Месса Си Минор стала для него центральной во всем творчестве, вершиной и подношением той животворящей силе, что наделила его необычайным музыкальным даром.

Сам Иоганн Себастьян был лютеранином по вероисповеданию. Но курфюрст (правитель), в услужении которого он состоял, принял католичество, став королем Польши. Постепенно весь дрезденский двор перешел на католичество. Бах, бывший в ту пору придворным композитором с весьма солидным жалованием и имевший в связи с этим большую художественную свободу, стремился добросовестно исполнять свои обязанности. Так появились несколько ораторий, месс и кантат.

Исследователи выдвигали множество предположений о том, что же послужило главным мотивом к созданию этого величественного и грандиозного сочинения. По одной из версий, Бах рассчитывал завершить ее к открытию новой церкви в Дрездене в конце 1740-х г. г. Но строительство ее затянулось до 1751 года. За год до этого в 1750-м Иоганн Себастьян Бах скончался.

Также предполагалось, что ее в готовом виде ожидали к определенному событию в Вене в соборе Святого Стефана. Эти сведения опираются на взаимоотношения Баха с неким высокопоставленным лицом, графом Иоганном Адамом фон Квестенбергом. Но вероятнее всего, речь шла об исполнении некоторых номеров.

И все же большинство баховедов склоняются к тому, что сам композитор стремился существенно расширить возможности исполнения духовной музыки, возможно, он сам с прозорливостью, присущей гению, предугадал последующее развитие музыкального искусства и его роль в жизни социума.


Высокая Месса Си-Минор Баха

Иоганн Себастьян Бах жил во времена, когда композиторов финансово поддерживала Церковь и аристократия. Он всю жизнь работал в различных приходах органистом. Причем, был хорошо известен в протестантской Германии как превосходный исполнитель-органист, педагог и музыкант. Также довелось ему поработать и придворным капельмейстером, и видным общественным деятелем, сочиняя музыку для увеселительных мероприятий и церемоний. Таким образом, за всю свою жизнь он написал свыше 1000 произведений светского и духовного характера.

Месса Н-moll стала центральным произведением всего его творчества. Его гений длительное время обдумывал и проектировал его. Хотя официально искусствоведы заявляют, что работал он над ней с 1733 по 1738 год, есть сведения, что задумка вполне могла появиться еще в 1724 году. Учитывая грандиозность замысла, это было бы вполне естественно.

Цели и мотивы, побудившие композитора к сотворению этого шедевра, до сих пор являются предметом научных дискуссий. Карл Эммануил Бах (сын Иоганна Себастьяна, прославившийся чуть менее, чем отец), называл его Великая католическая месса. Первое исполнение всей мессы целиком зафиксировано документально в 1859 году. К середине XIX века она получила широкое признание как одна из величайших композиций в истории музыки, а сегодня ее считают лучшим вокально-хоровым произведением.

Музыка Мессы Си минор

Богатство образов мессы поражают. Здесь есть скорбь, тихая радость, торжественное ликование, надежда, страдания. Вся гамма истинных человеческих чувств передана композитором с потрясающей подлинностью и силой. На контрастном сопоставлении образов, чередовании хоровых и сольных частей, камерных и tutty построен основной принцип драматургического развития, схожий с симфоническим. В этом автор тоже опередил современников, работающих в полифоническом стиле.


Прослушивание произведения оказывает колоссальное воздействие на слушателей. Написанная с величайшим композиторским и психологическим мастерством, более 250 лет назад, сегодня она не только не потеряла своей актуальности. Она нужнее, понятнее и доступнее мышлению современного человека более, чем в то время, когда была создана.

Интересные факты


Современная практика исполнения и интерпретации

В сохранившейся партитуре рукой автора указан состав для исполнения мессы: хор (около 15 человек, включая солистов), 2 скрипки , 1 альт, continuo, 2 флейты , 2 гобоя (или 3), три трубы , литавры. За прошедшее время существенно преобразовалось концертное исполнительское искусство. Оно прошло свой большой путь, испытывая влияние тех новшеств, что появлялись в музыке.

Поэтому зачастую можно услышать исполнение старинной музыки в нескольких интерпретациях. Так, Мессу Си минор Баха долгое время исполняли под влияние романтических тенденций – склонность к замедлению, усилению всех нюансов, монументализации. Один из примеров – исполнение мессы под управлением дирижера Карла Рихтера. Его трактовку сейчас считают классической, она в меньшей степени похожа на изначальный вариант И.С. Баха и вообще на стилистику барочной музыки, но имеет безусловную художественноую ценность.

В противоположность ему существует аутентическая интерпретация бельгийского (фламандского) аутентиста Филиппа Херревеге (род. 1847). Он полностью воссоздает исполнительскую манеру, соответствующую эпохи Баха, и использует старинные инструменты. Это более строгое, даже аскетичное исполнение, тем не менее, воздействует самой музыкой на глубины человеческой души.

К популярным интерпретаторам Мессы СИ минор относят также Хельмута Риллинга, Франса Брюггена, Джона Эллиота Гардинера.

Месса Си минор Иоганна Себастьяна Баха считается наивысшим достижением в академической музыкальной культуре. Это высочайший уровень понимания земной и возвышенной природы, воплощенный в музыке. Только по-настоящему свехгениальные композиции приобретают спустя столетия все большее значение для человечества.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Месса си минор

Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.

Обобщить знания о музыке И. С. Баха;

продолжить развивать слушательский опыт семиклассников, связанный с образами духовной музыки;

Сопоставить произведений Баха и Рахманинова.

ВложениеРазмер
7_klass.docx 21.58 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

с углубленным изучением иностранных языков (английского и финского)

Центрального района Санкт-Петербурга

191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, 14, лит А тел./факс 312-94-48

Сюжеты и образы духовной музыки

Методическая разработка урока

для учащихся 7-х классов

Автор: Григорьева Т. П.

1) Закрепить знания и понимание особенности музыки Баха;

Подвести учащихся к мысли о духовном совершенствовании через духовные музыкальные образы.

Обобщить знания о музыке И. С. Баха;

продолжить развивать слушательский опыт семиклассников, связанный с образами духовной музыки;

Сопоставить произведений Баха и Рахманинова.

Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы? Почему?

Какие знакомые вам приёмы музыкального развития использует композитор?

В каком жанре написана месса?

Учитель : Месса-это многочастное вокально-инструментальное произведение, написанное на текст Богослужения.

Какие оттенки человеческих чувств выражены в этой части мессы?

Как музыка передаёт эти чувства?

Какие средства выразительности создают этот образ?

Дети говорят: Начало торжествующее и блестящее. Лёгкое и чёткое вступление труб, начинающих движение. Радость переходит в ликование, когда к оркестру присоединяется хор. Голоса переплетаются и создают особенный колорит праздника. Звучание мажорное.

Учитель: В чём драматургия развития идеи мессы?

Композитор показывает образную разность разных частей,

В этом заключается развитие образов, которое идёт от страдания к радости, от смерти к жизни.

Идея произведения жизнеутверждающая!

Учитель: Как вы думаете, эту музыку написал Бах?

Анализируем произведение . Эта музыка проникнута лирическим настроением и тихой молитвой.

Что происходит в Душе слушающего её человека?

Дети: она ощущает умиротворение, покой. Безмятежность.

Учитель: к кому в ней обращается человек?

Дети: к Богородице.

Учитель: Богослужение православной церкви совершается вечером в канун праздника. Состоит из двух частей: Вечерняя- (Всенощная) и утренняя- Литургия. По правилам музыкальной драматургии развитие происходит, если есть в произведении контраст, т.е. сопоставление. Назовите:

Дети: Вечерняя-Утренняя. Ночь-день. Тьма-свет.

Учитель: А как в музыке показать этот контраст?

Дети: вечерняя ночная молитва. Образ тихого покаяния.

Учитель : Какая должна звучать музыка в утренней литургии?

Дети: яркая, мажорная.

Анализ, в котором раскрывается музыкальный язык произведения.

Учитель: в литургии утренние песнопения динамичные, с яркими тембровыми красками и контрастами, подчёркнутой ритмикой. Почему? Образ Веры, Надежды, Любви.

Читайте также: