Сообщение по теме комплексная безопасность как условие защиты населения система оксион

Обновлено: 01.07.2024

Петрова Елена Никифоровна

Широбоков Сергей Валентинович

В данной работе исследуется эффективность региональной подсистемы Всероссийской комплексной системы информирования и обучения населения в местах массового скопления людей (ОКСИОН) на примере 4-го учебного корпуса Удмуртского государственного университета. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что ОКСИОН является одним из наиболее финансово ёмким мероприятием, и для нас значимо оценить его эффективность и перспективы в качестве элемента системы формирования культуры безопасности населения.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОКСИОН В ФОРМИРОВАНИИ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ СТУДЕНТОВ И СОТРУДНИКОВ УДГУ

Петрова Елена Никифоровна

Широбоков Сергей Валентинович

Заведующий кафедрой защиты в ЧС и управления рисками

Института гражданской защиты

Удмуртский государственный университет,

В данной работе исследуется эффективность региональной подсистемы Всероссийской комплексной системы информирования и обучения населения в местах массового скопления людей (ОКСИОН) на примере 4-го учебного корпуса Удмуртского государственного университета. Выбор объекта исследования обусловлен тем, что ОКСИОН является одним из наиболее финансово ёмким мероприятием, и для нас значимо оценить его эффективность и перспективы в качестве элемента системы формирования культуры безопасности населения.

Культура безопасности жизнедеятельности, гражданская защита, информационные технологии, обучение и информирование населения, эффективность функционирования ОКСИОН.

EFFICIENCY OF THE OKSION PROGRAM IN THE FORMATION OF THE LIFE SAFETY CULTURE WITHIN STUDENTS ANDEMPLOYEES OF UdSU

Elena N. Petrova Udmurt State University Izhevsk, Russian Federation

In this work the efficiency of the regional subsystem, Russian complex system of information and studying of general public in the places of a mass congestion of people (OKSION) is investigated on the example of the 4 th academic building, Udmurt State University. The object of the study is determined due to the fact that OKSION is one of the most financial succinct events, and for us it is important to estimate its efficiency and prospects as part of the safety cultural formation of the population.

Key words: life safety culture, civil defense, information technology, information and studying of the population, efficiency of the OKSION functioning.

В настоящее время в России выстроена система формирования культуры безопасности населения, основанная на процессе обучения и воспитания, морально-психологической подготовки, пропаганды знаний и оперативного информирования. При этом применяются как традиционные способы, так и современные информационно-телекоммуникационные технологии.

Высококачественный видеоряд, динамичные анимационные фрагменты, профессиональное дикторское сопровождение, мультимедийное представление информации – все это комплексно воздействует на органы чувств человека, вызывает интерес, влияет на его эмоционально-чувственную сферу, развивает устойчивые эмоциональные отношения к окружающему миру, подсознательно воздействует на мотивацию поступков. Кроме того, в условиях мощного деструктивного информационного воздействия на человека, огромного потока негативной информации об неотвратимых ужасах современного мира с использованием именно этих технологий возможно сформировать у людей способность объективно оценивать уровень и характер угроз и опасностей, анализировать возможные последствия их реализации, повысить готовность противостояния им. По оценкам специалистов внедрение рассматриваемых технологий позволит почти вдвое сократить количество безвозвратных и санитарных потерь населения в опасных и чрезвычайных ситуациях за счет повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности [1].

Очевидно, что для целенаправленной, с единых научно-методических позиций, комплексной деятельности по массовому внедрению этих технологий необходимо системное объединение кадровых, технических, программных, информационных и других ресурсов. Такое объединение ресурсов реализуется в настоящее время в Общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН), создаваемой на основании поручений Президента и Правительства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Удмуртской Республики утверждена Ведомственная целевая программа "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Удмуртской Республике на 2011-2013 годы". Целью Ведомственной целевой программы явилось последовательное снижение рисков чрезвычайных ситуаций, повышение защищенности населения и территории Удмуртской Республики от угроз природного, техногенного характера, обеспечение необходимых условий безопасной жизнедеятельности и устойчивого социально-экономического развития Удмуртской Республики, уменьшение гибели, травматизма людей и размера материальных потерь от чрезвычайных ситуаций. Одним из основных мероприятий реализации Ведомственной целевой программы было создание региональной подсистемы общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения (далее – ОКСИОН) в местах массового пребывания людей Удмуртской Республики.

С целью выяснения эффективности территориальной подсистемы ОКСИОН в местах массового пребывания людей был проведено исследование. На первом этапе исследования была разработана анкета, в которую вошли следующие вопросы: Что вы знаете о чрезвычайных ситуациях, которые могут произойти в УдГУ или рядом с ним? Как должны оповещаться сотрудники и студенты вуза о чрезвычайных ситуациях? В каком виде предоставлена в четвертом корпусе университета система информирования и оповещения населения в чрезвычайных ситуациях? Какую роль играют в этой системе плазменные экраны? Что полезного вы узнали с плазменных экранов? Как Вы оцените эффективность информации, транслируемой на плазменных экранах, установленных на входе в университет (по пятибалльной шкале)? Какая информация, на Ваш взгляд, должна транслироваться на плазменных экранах?

Опрос сотрудников и обучающихся четвертого учебного корпуса Удмуртского государственного университета показал, что респонденты больше доверяют традиционным системам оповещения о чрезвычайной ситуации, таким как громкоговоритель и три тревожных сигнала оповещения, нежели технические средства информирования и оповещения. Это связано, скорее всего, с тем, что 8% опрошенных отметили, что современные системы оповещения они даже не замечают. Более 20% считают, что система информирования в вузе представлена тематическими вывесками и стендами по БЖ. На вопрос об эффективности информации, транслируемой по ПИОН (пункты информирования и оповещения населения в зданиях с массовым пребыванием людей) в УдГУ более 10% опрошенных указали, что эти экраны не видели. Хотя использование Общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей должно сократить сроки доведения до аудитории необходимой информации. Около 17% опрошенных считает, что пункт информирования и оповещения в четвертом корпусе вуза никакой полезной информации не дает, т.к. в режиме повседневной деятельности данная система зачастую используется для трансляции рекламных роликов и эфирное время заполняется бегущей строкой с информацией о деятельности МЧС.

По результатам исследования мы пришли к выводу, что, несмотря на стремительное развитие информационного центра ОКСИОН на сегодняшний день комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания населения является малоэффективной. Соответственно, одна из основных целей создания системы ОКСИОН – обучение населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий не достигнута.

Так же, на основании проведённых исследований можем с уверенностью сказать, что эффективность ОКСИОН в части формирования культуры безопасности существенно возрастёт, если будет доводится информация о действиях в экстремальных ситуациях, нежели транслироваться ролики на уровне ликбеза.

Литература

Очевидно, что для целенаправленной, с единых научно-методических позиций, комплексной деятельности по массовому внедрению этих технологий необходимо системное объединение кадровых, технических, программных, информационных и других ресурсов. Такое объединение ресурсов реализуется в настоящее время в Общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН), создаваемой на основании поручений Президента и Правительства Российской Федерации.

Основной целью создания ОКСИОН является повышение эффективности действий населения при чрезвычайных ситуациях за счет сокращения сроков гарантированного оповещения о ЧС, повышения оперативности информирования населения по правилам безопасного поведения при угрозе и возникновении ЧС, оптимизации информационного воздействия, необходимого для привития норм безопасного поведения, скорейшей реабилитации пострадавшего населения в послекризисный период, а также увеличения эффективности мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей.

При выборе конкретной структуры ОКСИОН принимались во внимание параметры применяемых информационно – телекоммуникационных технологий. Так, указанные технологии предусматривают передачу информации одновременно для значительного числа людей или индивидуально (адресно), учитывая особенности отдельной личности, коллектива, социальной группы.

Адресное применение рассматриваемых технологий предусматривает доведение информации до людей вне зависимости от мест их нахождения с помощью различных типов оконечных устройств индивидуального пользования (мобильных телефонов, портативных компьютеров с беспроводным выходом в Интернет, теле и радиоприемников).

Для эффективной реализации этих технологий структура ОКСИОН должна включать:

– информационные центры федерального и регионального (местного) уровней;

– подсистему связи и передачи данных;

– подсистему массового информирования;

– подсистему сбора информации.

Информационные центры предназначены для формирования актуализированной информации, инициации процедур пропаганды в области безопасности жизнедеятельности, оповещения населения при угрозе и возникновении опасных и чрезвычайных ситуаций, интерактивной связи с населением, сбора информации профилактического видео и аудионаблюдения, ее обработки и документирования.

Подсистема связи и передачи данных обеспечивает передачу информации между информационными центрами различного уровня, а также между информационными центрами и оконечным оборудованием ОКСИОН.

В функции подсистемы массового информирования входит оповещение населения об опасных и чрезвычайных ситуациях, его подготовка к действиям в этих условиях, а также его информирование в интересах социально – психологической реабилитации, включающей морально – психологическую поддержку, ослабление и снятие пост – кризисных психических осложнений, повышение морального уровня и возвращение к полноценной жизни в обществе.

Подсистемой сбора информации решаются задачи профилактического мониторинга прилегающих территорий, оперативного вызова экстренных служб, предупреждения вандальных действий в отношении оборудования.

В свою очередь ОКСИОН будет являться составной частью системы управления РСЧС, сопрягаться с органами повседневного управления (НЦУКС, ЕДДС) и обеспечивать информационную поддержку при выявлении ЧС, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях. Это позволит избежать дублирования функций управления защитными мероприятиями и значительного увеличения финансовых затрат.

Типовой сценарий функционирования ОКСИОН, в котором в качестве исходной выбрана крупная авария на ХОО, предусматривает следующие положения. При возникновении крупной аварии на ХОО на экране оператора регионального (местного) информационного центра появляется видеосигнал (надвигающееся облако АХОВ, возгорание и задымление, бегущих людей и т.п.). Оператор информационного центра доводит полученную информацию в ЕДДС (НЦУКС). Оператор ЕДДС (НЦУКС) оценивает сложившуюся обстановку и принимает решение на доведение информации в вышестоящую инстанцию и привлечение дополнительных сил и средств. Видеоинформация с места аварии из регионального (местного) информационного центра поступает в федеральный информационный центр и обрабатывается с целью поддержки принятия решения на привлечение дополнительных сил и средств. Параллельно оператор информационного центра осуществляет оповещение населения и доведение информации по правилам безопасного поведения, маршрутам эвакуации, наличию систем обеспечения безопасности, телефонам и местам нахождения служб обеспечения безопасности (пунктов охраны общественного порядка, спасательных служб, медицинских учреждений и т.п.). Сведения об обстановке в районе аварии поступают на оконечные устройства, расположенные вблизи указанного района. На них отображается информация о месте аварии, направлении движения облака АХОВ, путях, маршрутах обхода и объезда, правилах предупреждения воздействия возникших поражающих факторов. Из федерального информационного центра через региональный (местный) на оконечные устройства поступает информация в виде консультаций ведущих специалистов в области медицины, химической безопасности и др., а также уточненная информация по правилам действия при химическом заражении. По мере ликвидации ЧС система переходит в режим наблюдения.

Развертывание ОКСИОН на территории Российской Федерации в полном масштабе планируется поэтапно к 2010 году.

Раздел: Безопасность жизнедеятельности
Количество знаков с пробелами: 52701
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Литвиненко Е.А., Кривенко Н.Н.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Литвиненко Е.А., Кривенко Н.Н.

Феномен уверенного поведения как фактор профессиональной эффективности сотрудника органов внутренних дел

Проблематика развития пропаганды в области противопожарной безопасности в современном медиапространстве

Технико-экономическая оценка общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)

Культура безопасности жизнедеятельности как системообразующий фактор снижения рисков чрезвычайных ситуаций в современных условиях

Подытожив сказанное, необходимо отметить важность социально-психологического обучения сотрудников ОВД в контексте формирования навыков уверенного поведения в типичных и экстремальных условиях деятельности с целью обеспечения:

- личной профессиональной безопасности сотрудника ОВД;

- эффективности выполнения правоохранительных задач;

- высокого социального престижа профессии полицейского.

2. Кораблев С.Е. Организация коммуникативного обучения сотрудников органов внутренних дел на этапе осуществления профессиональной подготовки / С.Е. Кораблев // Вестник Воронежского института МВД России. - 2009. - № 3. - С. 51-54.

3. Кораблев С.Е. Этикет сотрудников органов внутренних дел : учебное пособие / С.Е. Кораблев. - Воронеж : ВИ МВД России, - 2005. - 156 с.

4. Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь / Б.Г. Мещеряков, В.И. Зинченко. - М., 2003. - 672 с.

5. Ромек В.Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях / В.Г. Ромек. -СПб.: Речь, 2003. - 175 с.

Е.А. Литвиненко1, Н.Н. Кривенко2

^УКС ГУ МЧС России по Республике Крым

АНОО ВО Международный институт компьютерных технологий

СИСТЕМА ОКСИОН, КАК ПЕРЕДОВОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Ключевые слова: пожарная безопасность, культура безопасности, ОКСИОН Е.А. Litvinenko, N.N. Krivenko

SYSTEM OKSION, AS A PROGRESSIVE MEANS OF ENHANCING A CULTURE OF

FIRE SAFETY OF THE POPULATION

The article is devoted to the actual problem of educating the culture of fire safety of the population and safety of life activity in general. The main goals, tasks and significance of the "All-Russian complex system of informing and alerting the population" in addressing the problem of forming a culture of fire safety are considered.

Keywords: fire safety, safety culture, OKSION

В век высоких технологий и ускоренного ритма жизни люди часто забывают о самом главном - собственной безопасности. Ежедневно, порой сами того не замечая, мы рискуем попасть в экстремальную ситуацию.

Несмотря на осуществление широкого спектра мероприятий в области обеспечения пожарной безопасности и безопасности жизнедеятельности в целом, на сегодняшний день устойчивой тенденции к сокращению людских потерь и материального ущерба от различного рода опасностей не наблюдается. Опыт показывает, что без учета человеческого фактора, мероприятия по увеличению надежности технических объектов, разработка совершенных средств и способов защиты от чрезвычайных ситуаций, внедрение новых информационных технологий являются малоэффективными.

Одной из главных целей создания и функционирования ОКСИОН является подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности.

Основными задачами системы, в рамках повышения уровня культуры пожарной безопасности можно считать следующее:

- формирование правильных поведенческих мотивов;

- развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире, в быту и профессиональной деятельности;

- привитие знаний, умений и навыков по снижению индивидуальных и коллективных рисков;

- выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций.

На терминальном комплексе ОКСИОН транслируется видеоинформация, которая сопровождается титрами. Большая часть видеороликов направлена на подготовку и предупреждение населения в области безопасности жизнедеятельности. Кроме того, в базе данных ОКСИОН содержаться материалы, освящающие социальные темы. Видеоконтент представлен доходчиво и наглядно, что способствует его легкому восприятию различными социальными группами населения [3].

Система ОКСИОН, как передовое средство повышения культуры безопасности населения способна помочь каждому человеку иметь чёткое представление о рисках, угрозах и других особенностях своего региона, иметь достаточно знаний, чтобы не стать причиной опасного происшествия, а оказавшись в чрезвычайной ситуации, обладать практическими навыками оказания самопомощи и первой помощи пострадавшим. А внедрение мобильного сегмента в структуру ОКСИОН позволит существенно расширить возможности и эффективность системы по информированию и оповещению населения во всех режимах функционирования.

1. Маслоу А. Мотивация и Личность. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

Е.С. Ловкие1, А. Б. Плаксицкий2, А. В. Мещеряков2 !ФКУ ЛИУ-23 УФСИН России по Волгоградской области

2Воронежский институт - филиал ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России

К ВОПРОСУ ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В работе представлен анализ противопожарной защиты образовательных учреждений

Ключевые слова: пожарная безопасность, здания с большими объемами, системы противопожарной защиты, пути эвакуации, дымоудаление, расчет пожарного риска.

E.S. Lovkis, А. В. Plaksitsky, А. V. Meshcheryakov

ТО THE QUESTION OF ENSURING THE FIRE SAFETY OF THE INSTITUTIONAL INSTITUTIONS

ОКСИОН расшифровывается, как общероссийская комплексная система по информированию и оповещению местного населения, используемая в тех местах, где обычно массово собираются люди. А целью ОКСИОН есть:

ОКСИОН

Что входит в общероссийскую комплексную система информирования и оповещения населения?

В систему информирования входят:

  • терминальные комплексы;
  • современные информационные центры;
  • пункты оперативного информирования на улице;
  • пункты информирования в любых зданиях;
  • устройства с бегущей строкой;
  • мобильные комплексы оповещения.

Что такое ОКСИОН?

Кроме этого система оснащена:

  1. датчиками контроля радиации;
  2. химическими датчиками;
  3. камерами видеонаблюдения;
  4. системами, помогающими вовремя информировать население.


На данный момент почти половина систем оповещения предназначена именно для оповещения людей о различных ЧС, но они не полностью соответствуют нужным требованиям, потому что готовы к работе лишь ограниченно, поэму стана может рассчитывать только на часть рабочей системы.

В данное время в России функционирует:

  • федеральная система;
  • семь межрегиональных систем;
  • восемьдесят три региональных системы;
  • местные;
  • локальные.

Основными задачами ОКСИОН есть:

  1. повышение уровня безопасности;
  2. оперативное информирование;
  3. быстрые сроки распространения информации о безопасности;
  4. обучение населения безопасности их жизнедеятельности;
  5. более быстрая реабилитация населения;
  6. профилактические цели;
  7. сбор информации;
  8. наблюдение за обстановкой;
  9. оперативное осуществление радиационного контроля;
  10. быстрое осуществление химического контроля в регионе;
  11. обеспечение полной безопасности информации.

Какие общие требования существуют к центрам информации?

В таком центре должны быть:

  • вещательный центр (для подготовки информации);
  • основной центр сбора информации;
  • основной центр обработки информации;
  • основной центр управления передачей новых данных;
  • система гарантированного электрического снабжения;
  • система гарантированного кондиционирования;
  • система гарантированной пожарной охраны;
  • система гарантированного водоснабжения.

Написать директору

Володин
Александр Александрович Написать директору

Читайте также: