Сообщение по теме характер светотени с методикой преподавания

Обновлено: 17.05.2024

Понятие о светотени. Тон как средство выражения объемной формы.

Человек воспринимает реальную форму предмета благодаря отраженным световым лучам, попадающим в глаз. Источник света, освещая предмет, определяет не только его положение в пространстве, но и выявляет характер его объемной формы в соответствии с конструктивным строением.

Поскольку отдельные участки (поверхности) того или иного объемного предмета располагаются под разными углами к источнику света, то и различна их степень освещенности. Последнее объясняется тем, что они принимают на себя различное количество световых лучей. Наиболее освещенные части, то есть поверхности, обращенные к источнику света и получающие наибольший поток прямых лучей, принято называть светом.

Освещенность поверхности предмета значительно убывает по мере уменьшения угла падения световых лучей. Косые (скользящие) лучи света образуют на поверхности полутень. На округлых формах полутень является зоной постепенного (плавного) перехода от световой части к теневой, а на предметах граненой формы полутень выступает как самостоятельная зона между его освещенной и теневой частями.

Тенью на предмете называется та часть поверхности формы, на которую лучи от источника света не попадают, причем такую тень принято называть собственной тенью.

Существует и так называемая падающая тень, образующаяся на поверхностях (на освещенной части формы, на плоскости стола, на фоне и т. п.) от освещенных предметов, преграждающих путь световому потоку. Характер очертания падающей тени зависит от формы предмета, образующего эту тень, и от структуры поверхности и конструкции формы, на которую она падает.

Хотите научиться рисовать? Онлайн школы рисования.

Самый светлый участок освещенной поверхности предмета, отражающий наибольшее количество лучей света, называется бликом. Лучше всего он виден на глянцевых поверхностях, особенно на выпуклых и вогнутых формах. На рисунке показана схема распределения светотени на предметах граненой и округлой формы.

Распределение светотени на предметах граненой и округлой формы

Распределение светотени на предметах граненой и округлой формы

Итак, существуют определенные закономерности распределения лучей света по форме предмета, благодаря чему наш глаз воспринимает различные градации светового потока, попадающего на его поверхности, а следовательно, и объемную форму. На основе этих объективных закономерностей и возникает понятие о светотени в натуре как о совокупности оттенков света на соответствующей форме от самого светлого до самого темного.

В то же время степень насыщенности светотени в натуре зависит от целого ряда объективных условий. Если два сходных по всем параметрам предмета (например, два гипсовых шара) осветить источниками света различной силы, то на шаре, который освещен более сильным источником света, светотень будет выражена более четко, чем на шаре, освещенном менее сильным источником.

Поразному воспринимается сила светотени на однородных объектах, занимающих различное пространственное положение к источнику света. Это хорошо можно проследить на натурной постановке из группы геометрических тел, освещенных единым источником света. Чем ближе предмет расположен к источнику света, тем сильнее и контрастнее выражена на нем светотень по отношению к освещенным и теневым поверхностям предметов, находящихся дальше от этого источника света.

Различно будет восприниматься сила светотени на предметах, освещенных одним и тем же источником света, но разных по цвету (например, синий и коричневый чайники или красная и зеленая чашки). Это зависит от степени отражения или поглощения предметным цветом количества светового потока.

Таким образом, сила светотени зависит не только от силы источника света и его расстояния до предмета, но и от цветовой окраски его поверхности, то есть сила светотени зависит от способности отражения определенного количества света той или иной поверхностью предмета. Так возникает понятие о светосиле в натуре.

Светосила отдельных элементов светотени (свет, полутень, тень, рефлекс) в натуре находится в определенных отношениях. Так, рефлекс всегда светлее тени и темнее света, полутень темнее света и светлее тени как собственной, так и падающей. В данном случае речь идет об одинаково окрашенном предмете.

Однако студентам приходится рисовать не только натурные постановки, предметы которых имеют однородный материал и одинаковую окраску (как, например, группа гипсовых геометрических тел), но и натюрморты, составленные из предметов быта различной окраски, в том числе и имеющих различный диапазон светлоты одного и того же локального цвета (например, синий чайник, светло-синяя чашка и т. п.).

В подобных натурных постановках, с одной стороны, каждый предмет несет в себе собственные светосиловые отношения, с другой — светосиловые отношения одного объекта (от светлого до темного) отличаются от светосиловых отношений других объектов.

Сопоставляя светосиловые отношения между цветными предметами натурной постановки, можно обнаружить не только отличие одного от другого по светлоте (например, желтый лимон светлее синей чашки), но и различие светосилы элементов светотени. Так, сила освещенной поверхности одного из цветных предметов может быть светлее или темнее световых частей других, а может быть и так, что сила тени одного из предметов натурной постановки будет светлее полутеневой поверхности другого предмета (при равных условиях освещения теневая часть светло-желтого предмета будет светлее полутеневых поверхностей предметов, имеющих темносинюю или лиловую окраску).

Таким образом, отражательная способность цвета существенно влияет на светосиловые отношения степени светлот элементов светотени между предметами, а следовательно, и на общий светотеневой строй натурной постановки.

Различие силы светотеневых градаций в натуре определяет понятие тона. Под тоном в рисунке следует понимать воспроизведение на плоскости листа светотеневого строя, наблюдаемого в натуре от самого светлого к самому темному, иначе говоря, воспроизведение светосиловых отношений поверхностей, образующих объем.

Следует отметить, что художник, располагая карандашом или углем, как самыми темными изобразительными материалами, и белой бумагой не может воспроизвести не только абсолютную силу глубоких теней и яркости света, но и то богатство тональных оттенков, которыми располагает природа. И все же, несмотря на ограниченность диапазона тональной шкалы изобразительных материалов, опытный рисовальщик передает в рисунке как разнообразие светотеневых градаций на соответствующих формах, так и общий светотеневой строй натурной постановки.

Свет и тень, светотень - важнейшие парные категории теории и практики изобразительного искусства.


В изобразительном искусстве свет и тень взаимосвязаны, поскольку используются в качестве изобразительных средств. Отсюда обобщенное понятие: светотень, в котором подразумевается определенное количественное отношение качеств света и тени.


Светотень как средство композиции применяется для передачи объема предмета. Степень рельефности объемной формы связана с условиями освещения, что имеет непосредственное отношение к выражению конструктивной идеи произведения. К тому же степень освещенности изображаемого оказывает значительное влияние на характер цветовых и тональных контрастов, на уравновешенность, взаимосвязь частей и целостность композиции.


Трактовка объема и освещенности объектов зависит от светотеневых объектов, образующих всевозможные контрасты тени, полутени и рефлексы, наделенные своими цветовыми качествами и свойствами.


Объемные формы в природе воспринимаются так или иначе освещенными. Градации света и тени на их поверхности определяют понятиями: блик, свет, светораздел ( полутон ), тень, рефлекс.


  • света́ - поверхности, ярко освещённые источником света;
  • блик - световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;
  • тени — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности - падающими;
  • полутень - слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;
  • рефле́кс - слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.
  • собственные (на поверхности предмета) и
  • падающие (отбрасываемые предметом на плоскость или другие предметы).

Однако изображение светотени необходимо отличать от тональных (в том числе светотеневых) отношений изображения, которые подчиняются не оптическим, а композиционным закономерностям, т. е. отношениям светлоты, которые художник сознательно выстраивает на плоскости, в объеме или пространстве. Художник не изображает, а искусно компонует свет и тень. Поэтому можно сказать, что светотень в природе является оптической основой формообразования в искусстве.


Видео: Основы СВЕТОТЕНИ в Рисунке Карандашом / Учимся РИСОВАТЬ карандашом

Зрительное восприятие формы предметов и их изображения в учебном рисунке в значительной мере определяется пониманием закономерностей светотени. Эти закономерности легко проследить и понять, наблюдая за окружающими нас предметами, освещенными как естественным, так и искусственным светом. Благодаря источнику света человек способен зрительно воспринимать и различать те или иные формы освещенных поверхностей предметов в пространстве. Но для того, чтобы серьезно овладеть тональным рисунком, необходимо хорошо освоить закономерности светотени.

Законы освещения имеют свои точные научные определения, как и законы перспективы и анатомии. Поэтому свет, как физическое явление, имеет определенные законы распространения в пространстве и на поверхности предметов, которые необходимо знать каждому рисовальщику.

  • направленное;
  • рассеянное;
  • комбинированное (рассеянно-направленное).

Направленное освещение создают прямой солнечный свет в безоблачный день, вольтова дуга, электролампа без арматуры и рефлектор с зеркальной поверхностью. Такое освещение образует на объекте съемки резко выраженные цвета, тени и в некоторых случаях блики. Оно освещает только поверхности объекта, обращенные к источнику света, остальные поверхности остаются в тени. На снимке поверхности объекта имеют тона, соответствующие их цвету. Фактура воспроизводится достаточно точно. Затененные участки получаются глубоко черными. На них тона и фактура объекта не воспроизводятся.

Направленное освещение от одного источника света вызывает чрезмерный контраст изображения. Его можно избежать, применив отражательные подсветки или несколько источников света.

Рассеянное освещение создают солнечный свет сквозь облака или туман, электролампа из молочного стекла или в рефлекторе с матированной поверхностью, светильник, перед которым установлен рассеивающий экран. Такое освещение равномерно и одинаково распределяется по всей поверхности объекта, вследствие чего на нем отсутствуют тени, блики и рефлексы. Соответствующими тонами передаются только форма и цвет объекта. Из-за отсутствия теней и полутеней объект на снимке кажется почти плоским. Рассеянный свет создает слишком мягкое освещение. Снимки получаются малоконтрастными.

Комбинированное освещение - сочетание направленного и рассеянного света. Оно обладает значительными, преимуществами по сравнению с направленным и рассеянным, так как образует полутени, создающие впечатление объема объекта. Комбинированное освещение благоприятно изменяет отношение яркостей: яркость цветов убывает быстрее, чем теней, за счет рассеянного света. Таким образом, получается нормальный контраст объекта съемки.

Большую роль играет направление света. Если источник света расположен выше объекта - освещение верхнее, если он ниже - освещение нижнее. Источник света может занимать также заднее, переднее и боковое положение по отношению к объекту. В зависимости от угла, под которым падает свет на поверхность объекта, освещение бывает прямым, когда лучи падают на поверхность объекта под углом больше 45°, и косым, когда лучи падают под меньшим углом.

Элементы светотени образуют гамму светотональных переходов, богатый световой рисунок, как бы состоящий из множества тонов. Среди них блики представляют собой наиболее яркие тона, а тени - наименее яркие.

СВЕТОТЕНЬ. Видеоуроки Данила Белова.
Часть 1.



Часть 4.



Слово "тон" происходит от греческого слова "tonos" - напряжение. Под словом "тон" понимается количественная и качественная характеристика света на поверхности того или иного предмета, в зависимости от источника света и окраски самого предмета.

Степень освещенности отдельных поверхностей предмета зависит от их положения в пространстве относительно лучей света, из-за чего сила света подвергается изменению. Участки поверхностей, находящиеся под прямым углом к лучам, будут наиболее освещенными. Другие же, в зависимости от положения по отношению к лучам, будут освещены слабее, так как лучи падают под острым углом, как бы скользя по поверхности.


Уроки Данила Белова. Тон.


Степень освещенности поверхности предметов зависит от характера источника света (яркий или слабый), расстояния от поверхности предмета до источника света, а также от угла падения луча света на поверхность. Кроме того, степень освещенности поверхности предмета зависит и от расстояния между изображаемым предметом и рисовальщиком, которое обусловлено пространственной световоздушной средой. Чем больше расстояние, тем слабее освещенность, аналогично тому, как это происходит на открытом пространстве (в степи, на море), где яркий свет или яркое пятно по мере его удаления при всей его яркости будет ослабевать.


Рассматривая и изучая закономерность светотеней на простых геометрических телах, мы видим, что поверхность предмета, степень ее освещенности зависит от силы источника света, расстояния и угла падения луча на его поверхность. По мере приближения поверхности предмета к источнику света его освещенность будет усиливаться и, наоборот, по мере его удаления - ослабевать. Следовательно, сила контраста светотеней на поверхностях предметов, расположенных ближе к источнику света, будет резче, чем на поверхности предметов, удаленных от него. Поэтому свет и тени на переднем плане следует брать всегда контрастнее, чем на заднем, при этом растяжка тонового контраста должна быть планомерной, без резких переходов: от наиболее контрастного на переднем плане - до плавно убывающего к заднему плану.

Лучше разобраться и понять закономерности светотеней помогут изготовленные из бумаги модели различных геометрических тел небольшого размера (большая сторона в пределах 5-7 см). Их легко изготовить в домашних условиях из плотного ватмана. В качестве источника света можно использовать как искусственное освещение (настольную лампу), так и естественное (солнечные лучи). Варьируя положение модели, анализируйте, изучайте закономерность светотеней. Кроме того, в целях развития навыков попробуйте выполнить зарисовки с определенных положений.

Итак, для рассмотрения закономерностей светотеней и подробной характеристики всех светотеневых градаций на геометрических телах целесообразно обратиться к форме шара или подобным ему шарообразным телам.


Рассмотрим форму шара. Лучи света, падая на сферическую поверхность шара под углом 40-45° с левой стороны, отчетливо выявляют его объемную форму, отделяя световую часть от теневой.


Степень освещенности отдельных участков, в зависимости от характера кривизны поверхности, определяется величиной угла падения лучей света на его поверхность, о чем уже было сказано выше. Если наиболее освещенный участок поверхности шара будет там, где лучи света падают перпендикулярно, то остальные окружающие его участки будут освещены меньше. Это происходит из-за кривизны поверхностей, уходящих от первоначальных перпендикулярных лучей к косым лучам и далее, до тех пор, пока поверхность не окажется вне зоны досягаемости лучей света.


Таким образом, полутона на освещенной поверхности от самого светлого к менее светлому плавно переходят по сферической поверхности тела, постепенно усиливаясь по мере увеличения угла падения лучей света. Доходя до критической точки, они так же плавно переходят на теневую сторону, оставляя на поверхности границу теней, за которой и начинается собственная тень. Освещенная ровно наполовину сферическая поверхность шара имеет не одинаковое по тону освещение. Очевидно, что наиболее освещена та часть поверхности шара, которая находится под прямым углом к лучу света. На остальную поверхность шара лучи падают под все более острым углом, все меньше и меньше доходя до критической досягаемой точки, и форма постепенно погружается в тень. При этом наиболее ярким пятном на световой поверхности шара является блик, вокруг которого присутствует легкая полутень, благодаря чему рисующий может его выявить.

Разумеется, что сила тона белизны бумаги несравнима с силой тона настоящего блика на освещенной поверхности тела. Поэтому в рисунке, чтобы выявить блик, необходимо выдержать определенную тональность, что редко удается рисовальщику. В результате при изображении шара или других предметов их освещенная поверхность остается непроработанной подобающим образом, а теневая проработка осуществляется в одной тональности.

Собственная тень всегда находится на поверхности, противоположной освещенной поверхности предмета, и определяется величиной утла падения лучей света. Линия границы собственной тени проходит в одном случае по ребру граненой поверхности предмета, в другом - по изогнутой образующей. В данном случае лучи света, определяющие границу между освещенными и теневыми поверхностями, падают касательно к сферической поверхности. На теневую поверхность предмета падают отраженные лучи, называемые рефлексом, которые идут от самого окружающего предметного пространства. Отраженные лучи на теневой поверхности придают собственным теням некоторую освещенность (рефлекс), которая по мере его приближения к линии границы тени постепенно усиливается. Рефлекс, по силе тона темнее полутени, лишь при искусственно отраженных лучах он может быть приближен к полутонам, хотя растяжка полутонов по силе тона имеет различную степень тональности. Учитывая круглую сферическую форму шара, граница тени на своем протяжении по силе тона не может быть одинакова, равномерна. Ближняя, выпуклая поверхность теневой границы, будет несколько темнее, чем края, так как эта часть наиболее близко расположена к рисующему.

Кроме собственной тени, от самого предмета падает еще одна - падающая тень. Падающая тень бывает темнее собственной, даже в том случае, когда предмет имеет темноватую окраску. Характер участка падающих теней обусловлен характером формы самого предмета и является, по существу, проекцией самого предмета. Участок падающей тени у самого основания предмета выглядит темнее собственной тени.

Освещенные поверхности предметов, состоящих из плоскостей (куб, призма, пирамида), грани. В зависимости от их положения к лучу света они освещаются по-разному. При зрительном восприятии наиболее освещенной будет та грань, которая находится под большим углом к лучу света. По мере уменьшения угла наклона грани к лучу света освещенность будет ослабевать.


Контраст светотени на границе гранных предметов всегда будет восприниматься неравномерно. Так, например, светлая поверхность будет казаться светлее, темная - темнее, а границы линий ребер - отчетливее. Из этого следует, что степень освещенности поверхности зависит от силы источника света, расстояния от него до поверхности, а также - от угла падения световых лучей на поверхность.

Знания закономерностей светотеней, полученные в процессе обучения рисунку на простых гипсовых геометрических телах будут способствовать решению тональных задач при изображении более сложных форм, находящихся в различных условиях освещения (независимо от их окраски).

Закон распределения света и теней, независимо от сложности форм и характера поверхностей предметов, имеет единую для всех сущность. Поэтому для правильного его применения в рисунке таких более сложных по форме предметов, как фигура человека, детали архитектуры, необходим анализ характера изгибов, образующих форму.

Рисунок должен быть тонально выдержан, а для этого следует брать верные тональные отношения от самого светлого через промежуточные тона до самого темного, не забывая о связи с фоном. Работая светотеневыми отношениями, следует стремиться к гармоничному единству в рисунке. Все светотональные нюансы: свет, полусвет, тень, полутень, рефлекс должны быть подчинены ансамблю рисунка и не выходить из общего тонального строя. Таким образом, усваивая законы распределения света и теней, можно переходить к практическому применению их в рисунках простых геометрических тел с полной тональной проработкой, в единстве с фоном.

Практические занятия

Как нарисовать светотень

Представим, что вам нужно изобразить свет и тени, чтобы предметы выглядели трёхмерными. Это применимо ко всему, что вы видите. Всегда рисуйте, когда имеется достаточно света., чтобы отбрасывалась тень: это облегчит вашу работу. Если вы прищуритесь, когда ищите тени, вам легче будет их увидеть.

Постарайтесь написать этот шар жёлтым, синим и белилами. Посмотрите, как он похож на плоский круг, пока вы не добавили затенения, которое сразу придаёт ему трёхмерность.

Большой кистью добавьте синего с правой стороны и подправьте маленькой кистью. Добавление синего в жёлтый даст зелёный.

Примешайте немного белил к синему для получения среднего тона в середине шара. Он также превратится в зелёный, примешавшись к жёлтому.

Вмешайте цвет, в светлую часть, чтобы жёлто-зелёный шар казался освещенным слева и был в тени справа.

СВЕТОТЕНЬ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ В ПЕРЕДАЧЕ ОБЪЕМА

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

данная разработка поможет в подготовки к уроку, лекционному занятию. Может использовать в работе не только в школе, но и в ВУЗах и СУЗах. здесь находиться краткая истоия светотени, ее принципы, виды и правила как она должна выглядеть., так же указано ипользуемые материалы

Цель урока:дать понятие светотени, выяснить элементы светотени, охарактеризовать, что такое тень.

План урока:

1.Понятие светотени.

2. Элементы светотени.

Студент должен:

знать: основное средство изобразительной передачи объемной формы – светотень.

Ответы на вопросы плана урока:

1. Светотень — всякий рисунок, сделанный карандашом, или однотонная акварель (сепия, тушь и т. п.) представляют изображение предметов, отделяющихся один от другого только очертаниями форм или же, сверх того, относительной светлотой предметов и частей их, что выражается карандашной тушевкой или накладыванием при посредстве кисти более или менее сильных затенений. В картинах, писанных красками, кроме расположения света и теней, еще и тона красок служат как для разграничения соприкосновенных предметов (облаков от неба, очертания головы от предметов, служащих ей фоном и т. п.), так и частей предмета одних от других. Тона в теневых частях картины служат не только средством для выражения рельефа предметов, но и большей или меньшей зависимости их цветового вида от тонов других предметов, окружающих первые. Явления световых контрастов, обнаруживающиеся часто с большей силой в затененных частях, чем в ярко-красочных предметах, в соединении с тонами теней, происходящими вследствие отражения света от соседних ярко освещенных предметов, — вся эта игра тонов, недоступная однотонному рисунку или гравюре, должна быть отнесена также к светотени, в обширном смысле этого слова. Гравюра и рисунок имеют, впрочем, в своем распоряжении одно слабое средство для условного изображения тональности, как свойства, пополняющего светотень. Если в картине или в природе две прилежащие части разного цвета имеют одинаковую степень светлоты, то на рисунке или гравюре и даже в идеально точной фотографии эти две разноцветные части казались бы сливающимися, если бы гравер или рисовальщик не показали бы различия между ними неодинаковым направлением штрихов или иными техническими приемами рисования и гравирования. Светоте́нь— наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей. Свет в фотографии является одним из основных изобразительных средств: от условий освещения зависит передача формы, объёма, фактуры объекта и глубины пространства. Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости. В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость.

2.Различают следующие элементы светотени:

света́— поверхности, ярко освещённые источником света;

блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;

те́ни — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;

полуте́нь— слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;

рефле́кс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

Элементы светотени у объекта и фотографического изображения часто называют тона́ми. Таким образом, блик представляет собой наиболее яркий тон, а тень — наименее яркий. Глаз различает значительное число тонов. Чем шире шкала тонов, тем меньше они различаются по яркости друг от друга, тем менее контрастным воспринимается объект; чем она у́же, тем бо́льшими будут различия яркостей между тонами, тем более контрастным явится объект.




отбрасываемые (падающие) тени – это тени которые формируются когда какой либо предмет стоит на пути источника света; тени формы – это тени, которые формируются на предмете, и располагаются на стороне, которая не обращена к источнику света.

Заметки для работы со светотенью:

свет распространяется во всех направлениях, поэтому если вы расположите источник света прямо над предметом, то этот объект будет отбрасывать тени во всех направлениях;

тени отбрасываемые предметами имеют форму самих предметов, при этом их размеры будут зависеть от угла падения лучей и расстояния до источника света;

использование на рисунке нескольких источников света ослабляет глубину теней, а также добавляет противоречивые тона;

когда источником света является солнце или луна, то тогда точка схода тени будет располагаться на линии горизонта прямо под источником света;

если источником света является солнце – то все отбрасываемые тени будут параллельны, и при этом зрительно будут восприниматься как расходящиеся лучи вследствие эффекта перспективы.

Вопросы для повторения:

1.Что такое светотень?

2.Назовите элементы светотени?

3.Дайте определение тени?

4.Какие бывают виды теней?

Литература:

1. Азбука цветов, сост. И. В. Ромаль. С-Пб.: Кристалл, Терция, 1998.

Цель урока:дать понятие светотени, выяснить элементы светотени, охарактеризовать, что такое тень.

План урока:

1.Понятие светотени.

2. Элементы светотени.

Студент должен:

знать: основное средство изобразительной передачи объемной формы – светотень.

Ответы на вопросы плана урока:

1. Светотень — всякий рисунок, сделанный карандашом, или однотонная акварель (сепия, тушь и т. п.) представляют изображение предметов, отделяющихся один от другого только очертаниями форм или же, сверх того, относительной светлотой предметов и частей их, что выражается карандашной тушевкой или накладыванием при посредстве кисти более или менее сильных затенений. В картинах, писанных красками, кроме расположения света и теней, еще и тона красок служат как для разграничения соприкосновенных предметов (облаков от неба, очертания головы от предметов, служащих ей фоном и т. п.), так и частей предмета одних от других. Тона в теневых частях картины служат не только средством для выражения рельефа предметов, но и большей или меньшей зависимости их цветового вида от тонов других предметов, окружающих первые. Явления световых контрастов, обнаруживающиеся часто с большей силой в затененных частях, чем в ярко-красочных предметах, в соединении с тонами теней, происходящими вследствие отражения света от соседних ярко освещенных предметов, — вся эта игра тонов, недоступная однотонному рисунку или гравюре, должна быть отнесена также к светотени, в обширном смысле этого слова. Гравюра и рисунок имеют, впрочем, в своем распоряжении одно слабое средство для условного изображения тональности, как свойства, пополняющего светотень. Если в картине или в природе две прилежащие части разного цвета имеют одинаковую степень светлоты, то на рисунке или гравюре и даже в идеально точной фотографии эти две разноцветные части казались бы сливающимися, если бы гравер или рисовальщик не показали бы различия между ними неодинаковым направлением штрихов или иными техническими приемами рисования и гравирования. Светоте́нь— наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости, создающей шкалу яркостей. Свет в фотографии является одним из основных изобразительных средств: от условий освещения зависит передача формы, объёма, фактуры объекта и глубины пространства. Объект зрительно воспринимается только тогда, когда он освещён, то есть когда на его поверхности образуется светотень из-за разной освещённости. В зависимости от положения объекта по отношению к источнику света, вида (фактуры) и цвета его поверхности и ряда других факторов светотень будет иметь ту или иную яркость.

2.Различают следующие элементы светотени:

света́— поверхности, ярко освещённые источником света;

блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение;

те́ни — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта. Тени на неосвещённой стороне объекта называются собственными, а отбрасываемые объектом на другие поверхности — падающими;

полуте́нь— слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света. Она также образуется на поверхности, обращённой к источнику света под небольшим углом;

рефле́кс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.

Элементы светотени у объекта и фотографического изображения часто называют тона́ми. Таким образом, блик представляет собой наиболее яркий тон, а тень — наименее яркий. Глаз различает значительное число тонов. Чем шире шкала тонов, тем меньше они различаются по яркости друг от друга, тем менее контрастным воспринимается объект; чем она у́же, тем бо́льшими будут различия яркостей между тонами, тем более контрастным явится объект.

отбрасываемые (падающие) тени – это тени которые формируются когда какой либо предмет стоит на пути источника света; тени формы – это тени, которые формируются на предмете, и располагаются на стороне, которая не обращена к источнику света.

Заметки для работы со светотенью:

свет распространяется во всех направлениях, поэтому если вы расположите источник света прямо над предметом, то этот объект будет отбрасывать тени во всех направлениях;

тени отбрасываемые предметами имеют форму самих предметов, при этом их размеры будут зависеть от угла падения лучей и расстояния до источника света;

использование на рисунке нескольких источников света ослабляет глубину теней, а также добавляет противоречивые тона;

когда источником света является солнце или луна, то тогда точка схода тени будет располагаться на линии горизонта прямо под источником света;

если источником света является солнце – то все отбрасываемые тени будут параллельны, и при этом зрительно будут восприниматься как расходящиеся лучи вследствие эффекта перспективы.

Вопросы для повторения:

1.Что такое светотень?

2.Назовите элементы светотени?

3.Дайте определение тени?

4.Какие бывают виды теней?

Литература:

1. Азбука цветов, сост. И. В. Ромаль. С-Пб.: Кристалл, Терция, 1998.

Читайте также: