Сообщение по правовому обеспечению фонды

Обновлено: 05.07.2024

Организация, основанная физическими или юрлицами, без членства, на базе добровольных взносов, которые используются для достижения уставной цели.

Определение и признаки, отличительные черты фонда

Фондом называют унитарную некоммерческую организацию, юридическое лицо, которое в качестве цели деятельности имеет общественно полезную задачу, изложенную в Уставе организации. Целью деятельности фонда не может быть получение прибыли.

Фонд, как юридическое лицо, его особенности функционирования, этапы формирования, виды, регулируются нормами Гражданского кодекса, нормативными актами, федеральными законами. Главным принципом организации фонда является добровольность.

Основанием для формирования юридического лица является не членство, а взносы, которые вносятся для развития организации и достижения ее цели на добровольном основании.

Сферы деятельности организации: культура и искусство, благотворительность, просвещение, образование и другие. Фонд имеет имущественные права, которые позволяют распоряжаться имуществом и приобретать его с целью достижения поставленных задач и целей. Также, согласно положениям Гражданского кодекса, если предпринимательство и получение прибыли не являются центральной задачей, а возможностью добиться цели, они разрешены.

Ежегодно фонд должен предоставлять общественности и уполномоченным органам отчет о своей деятельности.

Главная особенность данного юридического лица: фонд является объединением имущества, используемого для достижения общественно важной цели.

Виды и цели фондов

Фонды функционируют на основании целей, поставленных в уставной документации организации. Уставные цели фонда касаются достижения общественного блага в образовательной, здравоохранительной, культурной сферах, благотворительности, физической культуре, спорте, удовлетворении духовных потребностей граждан.

Поскольку фонд является некоммерческой структурой, его целью не может быть получение прибыли. Предпринимательская деятельность может быть видом деятельности организации, но она служит достижению общественной пользы.

Согласно нормам закона, цели фонда – размытое понятие, отсутствует конкретная формулировка данного понятия в положениях законов и Гражданского кодекса. Таким образом, целями деятельности организации может быть любая деятельность, направленная на удовлетворение духовных, нематериальных нужд населения. Любые цели, которые может ставить перед собой некоммерческая организация, могут быть внесены в уставную документацию фонда.

Виды фондов представлены различными вариантами, в зависимости от цели данного юридического лица. Наиболее популярные виды – общественный и благотворительный фонды.

Организационно-правовые формы фондов

Фондом называют организацию некоммерческого типа, унитарную, действующую на основании Устава и норм законодательства Российской Федерации. Виды деятельности фонда включают занятия общественно полезными задачами с целью удовлетворения нематериальных потребностей граждан, предпринимательская деятельность, необходимая для достижения основной задачи фонда.

Основная особенность фонда – его целевая правоспособность, которая формируется целью его деятельности. Формой проявления правоспособности является способность получать доход от предпринимательской деятельности, владеть имуществом.

Понятие целевой (специальной) правоспособности фондов

Фонд является юридическим лицом и имеет целевую правоспособность. Это свойство является главным признаком некоммерческой организации.

На основании норм законодательства, фонд может иметь имущество, которое находится в его собственности и используется для достижения уставной цели организации. Фонды несут ответственность перед гражданами, что требует составления отчетности для информирования о своих тратах.

О тратах имущества и материальных ценностей организация должна отчитываться ежегодно, подавая отчет о своей деятельности. Цели и задачи юридического лица изложены в Уставе – главном документе фонда.

Учредители фондов, порядок создания фондов

Учредители и участники фонда – физические и юридические лица, которые по нормам закона, имеют право формировать данный тип некоммерческих организаций. Создать фонд может коммерческая или некоммерческая организация, публично-правовое образование.

Ограничения для некоторых категорий лиц на право создания фонда изложены в нормах законов и имеют императивный характер. Не могут создавать фонды органы местного самоуправления, государственные органы власти. Также они не могут быть участниками организации, независимо от типа фонда.

Поскольку одним из свойств фонда является отсутствие понятия членства, состав учредителей данной организации меняться не может. Создателями юридического лица может быть также единственный участник.

Учредительная документация фондов, требования к содержанию устава

Устав фонда – главный и единственный учредительный документ фонда и других некоммерческих организаций. В тексте документа содержаться основные положения о деятельности юридического лица.

В документе содержатся:

  • Особенности формирования структурных органов фонда.
  • Порядок формирования попечительского совета.
  • Цели создания фонда – наиболее важная часть документа.
  • Порядок распределения имущества в случае ликвидации фонда.
  • Наименование.
  • Адрес/Метро регистрации.
  • Ответственность участников.
  • Количество участников, состав, должностные лица фонда.
  • Виды деятельности организации.

Устав фонда необходим при регистрации данной организации в уполномоченных органах. Если юридическое лицо планирует занятия предпринимательской деятельностью, это необходимо указать в документации.

В Уставе обязательно должен фиксироваться факт того, что юридическое лицо является фондом.

Отсутствие возможности реорганизации фонда

Согласно положениям закона, фонд не может быть реорганизован. Ранее существовало положение, которое давало право реорганизовать фонд, но оно было исключено.

В фонд могут быть преобразованы некоммерческие структуры.

Причиной невозможности реорганизации считается положение, согласно которому нельзя изменить правовую форму функционирования фонда.

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация - разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Фонд — не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.

Важно понимать, что сам фонд не оказывает услуг, ничего не производит и не участвует в реализации самостоятельно. Вся деятельность фонда построена на содействии. Другими словами, фонд занимается сбором денежных средств, после чего передает их согласно своим целям, т.е. содействует помощи, защите, развитию.

В связи с тем, что фонды не основаны на членстве, учредители фонда не обязаны участвовать в деятельности организации и имеют возможность участвовать в управлении его делами только через органы фонда.

Фонд является собственником своего имущества, на которое у его учредителя (участников) отсутствуют какие-либо права.

Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда. Учредители фонда не сохраняют вещных прав в отношении имущества, переданного фонду, и не приобретают каких-либо обязательственных прав в отношении фонда. Также законом не предусмотрена возможность передачи имущества фонду на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Что входит в услугу регистрации Фонда

  • консультирование по порядку проведения регистрации НКО в форме Фонда в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе по выбору системы налогообложения.
  • консультирование и подбор вариантов адреса места нахождения.
  • подбор видов деятельности (ОКВЭД).
  • разработка пакета документов, необходимых для проведения процедуры регистрации в соответствии с действующим законодательством РФ, в том числе подготовка проектов следующих документов:

— заявление по форме № р11001,

— решение единственного учредителя/ протокол общего собрания учредителей Фонда.

— Устав (стандартная редакция, разработанная специалистами нашего Бюро)

— квитанция (образец платежного поручения) об уплате государственной пошлины за регистрацию юридического лица (4000 рублей).

— приказ о вступлении в должность исполнительного органа (Президент, Председатель, Директор и т. п.), приказ о возложении обязанности по ведению бухгалтерского учета или о назначении главного бухгалтера.

— заявление о переходе на специальный режим налогообложения.

  • получение ЭЦП для электронного взаимодействия с гос. органами (мы являемся официальными представителями удостоверяющего центра, аккредитованного Минкомсвязи России, подробнее см. здесь)
  • подача и получение в регистрирующем органе документов различными способами:

— по электронным каналам связи в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя (УКЭП, ЭЦП) учредителя/заявителя (по всем регионам РФ),

— по нотариальной доверенности (Москва и Московская область),

  • изготовление простой печати (по желанию можно выбрать различные оснастки для печати и либо разработать индивидуальный эскиз)

СПРАВОЧНО! С 7 апреля 2015 г. хозяйственные общества вправе, но не обязаны иметь печать. Сведения о наличии печати должны содержаться в уставе общества.

  • получение кодов статистики — Информационного письма из Статрегистра Росстата
  • резервирование счета без посещения банка (Сбербанк)
  • дополнительно можно заказать Получение извещения и свидетельства о постановке на учет Общества в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования.

Перечень необходимой информации для регистрации компании:

1) полные или сокращенные официальные наименования иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;

2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

3) полные или сокращенные наименования общественных объединений;

4) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали

СПРАВОЧНО! Включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению, выдаваемому в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В случае отзыва разрешения на включение в фирменное наименование юридического лица официального наименования Российская Федерация или Россия, а также слов, производных от этого наименования, юридическое лицо в течение трех месяцев обязано внести соответствующие изменения в свои учредительные документы.

Если фирменное наименование юридического лица не соответствует требованиям законодательства РФ, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому юридическому лицу иск о понуждении к изменению фирменного наименования.

  1. Сведения об адресе места нахождения:

— точное написание адреса с указанием индекса и конкретным помещением согласно данным Росреестра,

— гарантийное письмо от собственника/владельца (образец гарантийного письма можно посмотреть здесь),

— копию документов на право собственности/владения: свидетельства о собственности или выписка из ЕГРП.

СПРАВОЧНО! Допускается использовать в качестве адреса места нахождения — адрес лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица (ЕИО – Директор, Президент), учредителя – подтвердив документами на право пользования в отношении объекта недвижимости или его части (постоянная прописка).

В случае, когда на домашний адрес зарегистрироваться нет возможности, по роду деятельности нет необходимости в аренде офиса, либо нет согласия собственника арендуемых помещений, мы можем оказать содействие в подборе вариантов адреса для регистрации вашей компании для чего необходимо сообщить предпочтения: какая налоговая и тип помещения: бизнес – центр, и пр.

Виды деятельности

Коды ОКВЭД. Как и предмет деятельности, коды должны носить некоммерческий характер, строго ограниченно количество кодов. Количество цифр в коде не менее 4-х цифр. Абстрактные коды, обобщающие широкий диапазон деятельности при регистрации не проходят.

Если учредители — Физические лица, то потребуются полные паспортные данные, номер ИНН, информация о размере доли в рублях (%/ дробях к общей сумме Уставного капитала), номер контактного телефона и адрес электронной почты. СНИЛС в случае выпуска ЭЦП.

Если учредители — Юридические лица, потребуется номер ИНН/ОГРН, паспортные данные ЕИО (директора), информация о размере доли в рублях (%/ дробях к общей сумме Уставного капитала), номер контактного телефона и адрес электронной почты. УКЭП/ЭЦП в случае электронной подачи.

Предоставьте информацию о том, кто из учредителей будет являться Заявителем – от чьего имени будет заверяться доверенность и заявление на регистрацию Фонда.

  1. Структура органов управления Фонда.

Опишите желаемую структуру и наименование органов управления (собрание, попечительский совет и т.п.) которые Вы планируете в Вашем Фонде.

  1. Единоличный исполнительный орган Фонда.

Данные на кандидатуру Единоличного исполнительного органа:

Наименование: Директор, Президент, Председатель и т.п. + копия паспорта и номер ИНН.

  1. Формирование органов управления Фонда.

Если персональный состав Органов управления будет формироваться сразу на учредительном собрании, то необходимо сообщить ФИО избираемых членов каждого органа управления.

  1. Предпринимательская деятельность в Фонде.

НКО могут осуществлять приносящую доход деятельность, направленную на достижение основных целей, если это предусмотрено их уставами. Будет ли Ваш Фонд заниматься предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, если да, то необходимо сформировать имущество НКО в размере не менее 10000 (десяти тысяч) рублей, если имуществом, то необходима оценка независимого оценщика.

Поэтому от вас необходимы пояснения, включать ли в Устав данные положения и в каком размере и каким образом будет формироваться данное имущество.

В случае, если Фонд планирует осуществлять предпринимательскую деятельности, то необходимо определиться с выбором системы налогообложения (ОСНО, УСН 6%/15%).

  1. Будет ли Фонд иметь печать, если да, то вид печати, пожелания по эскизу и оснасткам для печати.
  2. Банк в котором желаете открыть счет.
  3. Контактный телефон, e-mail и телефон для гос. органов.

Дополнительные услуги:

— Подбор юридического адреса.

— Получение электронно-цифровой подписи (ЭЦП) в кратчайшие сроки. Обращайтесь к нам! Удобный и быстрый выпуск ЭЦП.

— Получение извещения и свидетельства о постановке на учет Общества в Пенсионном фонде РФ, Фонде социального страхования.

— Нотариальные услуги по заверению копий или тождественности учредительных документов — по чеку нотариуса.

— Помощь в подготовке документов для открытия расчетных счетов.

Мы ценим Ваше время поэтому быстрая и удобная регистрация вашей компании – наша главная задача. Вы можете заказать услугу, получить юридическую консультацию как отправив нам запрос по электронной почте, телефону, так и обратившись в офис нашего бюро. Наш курьер привезет Вам документы на подпись и после регистрации доставит готовый комплект учредительных документов.

В настоящее время существуют 3 федеральных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах РФ (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Среди негосударственных фондов самыми известными являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).

Правовой статус фондов социального страхования регулируют:

Целью создания внебюджетных фондов является реализация указанных в Конституции прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, то есть средства этих фондов носят целевой характер: они не могут быть изъяты и перенаправлены на какие-либо иные цели.

Внебюджетные фонды, как следует из их названия, образуются и расходуются независимо от федерального и регионального бюджетов, управляются органами государственной власти РФ, но подконтрольны финансовым органам.

Порядок составления и утверждения бюджета фонда определен в Бюджетном кодексе. Отчет об исполнении бюджета фонда представляется Правительством РФ или органом исполнительной власти РФ на рассмотрение Федеральному Собранию или законодательному (представительному) органу субъекта РФ соответственно.

На первый взгляд, ПФР, ФФОМС и ФСС имеют общую цель деятельности: обеспечение реализации социальных прав граждан РФ, выполнение социальных задач РФ, но в соответствующих актах содержатся разные формулировки правового статуса фондов[4].

ПФР – финансово-кредитное учреждение , осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством РФ[5].

ФФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение , реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования[6].

ФСС – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ , управляющее средствами социального страхования[7].

Цель и сущность деятельности государственных фондов одинаковы, но различается их правовой статус. Это вызвано тем, что нормативные акты, регулирующие данные организации, принимались в разное время, и авторы не согласовывали их тексты. Но анализ данных актов позволяет выявить следующие сходства правового статуса государственных фондов:

  1. Осуществляют управление финансами социальной сферы, однако не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
  2. Назначаются Правительством РФ (ПФР, ФФОМС) или его председателем (ФСС).
  3. Целевой характер деятельности.
  4. Полномочия по изданию нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения. Акты подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции и опубликованию.

Данные характеристики государственных внебюджетных фондов говорят об их схожести с органами исполнительной власти. Однако они являются и юридическими лицами[8].

Получается, что государственные внебюджетные фонды занимают промежуточное положение между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями, однако в их деятельности более выражено публично-правовое начало.

Остановимся подробнее на правовом статусе ПФР и НПФ. Так, ПФР имеет следующие полномочия:

— сбор, аккумуляцию, капитализацию и расходование денежных средств, контроль за их поступлением и расходованием;

— организация деятельности по взысканию с работодателей в случае, если по их вине был причинен вред здоровью работникам;

— международное сотрудничество по вопросам пенсионного обеспечения;

— статистическая и научная деятельность по вопросам своего ведения;

— юридическая консультация граждан, ведение разъяснительной работы по вопросам своей компетенции.

ПФР, как уже было сказано, подконтролен подотчетен Правительству, правление ПФР отвечает за выполнение задач Фонда[10].

Работники ПФР несут в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно Кодексу этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть аналогично с другими государственными служащими[11].

При совершении правонарушения в социально-обеспечительных отношениях ответственность наступает только в случаях, если имеет место: противоправное поведение лица, его виновность в этом, наступление имущественного вреда и причинно-следственная связь между правонарушением и наступившими последствиями. Таким образом, если имеет место правонарушение, но вследствие него имущественный вред не нанесен, то юридическая ответственность не возникает. Это связано с тем, что в праве социального обеспечения чаще всего применяются 2 вида санкций: правовосстановительные и правоограничительные. Ответственность ПФР, в свою очередь, имеет специфические черты:

  1. Недостаточно детально урегулирован механизм привлечения к ответственности ПФР
  2. Неясен механизм установления причинно-следственной связи. Такая проблема решается, исходя из судебной практики по аналогичным делам, чего не должно быть.[12]

— исполнять обязательства по договору, заключаемому со вкладчиком;

— осуществлять учет вкладов, предоставлять необходимую информацию вкладчикам;

-не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц[13].

Фонд несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Предусматривается административная ответственность НПФ за нарушения требований законодательства, касающиеся его деятельности (ст. 15.29 КоАП РФ)[14].

НПФ является некоммерческой организацией, и из этого следует первое его отличие от ПФР: преобладание частноправового начала регулирования. На НПФ распространяются все правила о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных специальным Федеральным законом.

НПФ имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, не противоречащей его уставу. По сути, целевое направление деятельности фонда – коммерческое использование денежных средств и распределение между вкладчиками полученных в результате этого доходов. В этом смысле НПФ близки в коммерческим организациям. Также следует отметить, что ПФР подотчетен Правительству РФ, а НПФ – Центральному Банку. [15]

Существуют 2 основных варианта получения негосударственных пенсий: бессрочные и срочные выплаты. В первом случае денежные средства начисляются в течение всего пенсионного возраста вкладчика до его смерти, но не могут быть переданы по наследству. Также возможны выплаты в течение определенного времени, и если вкладчик умирает раньше, чем кончается срок выплат, то средства, оставшиеся на его счете, переходят по наследству. Существует также возможность получить все накопленные средства единоразово.

Несомненными плюсами НПФ по сравнению с ПФР являются: возможность самому выбирать определенный фонд и режим начисления пенсии, государственное страхование вкладов. Однако НПФ не пользуется значительным доверием населения из-за их ненадежности: НПФ не гарантирует стабильный доход. Необходимо тщательно подходить к выбору фонда. [16]

А главное сходство ПФР и НПФ состоит в выполняемой ими функции: социальном обеспечении граждан в случаях, установленных договором (у НПФ) или законодательством (у ПФР). Фонды аккумулируют средства, получаемые от взносов, и распределяют их согласно уставу. Граждане могут добровольно делать взносы не только в НПФ, но и в ПФР в случаях, если они являются, например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами.

Целью данной статьи было выяснение основных черт правового статуса государственных и негосударственных фондов социального страхования, их сходств и различий. В процессе работы стало ясно, что нормативное регулирование данного вопроса нуждается в реформировании, а именно в упорядочивании нормативно-правовой базы.

В настоящее время в науке ведутся дискуссии относительно того, следует ли придавать НПФ коммерческий статус.[17] С одной стороны, это позволило бы им активно использовать находящиеся у них денежные средства. Для этого предлагается преобразовать НПФ в особый вид акционерных обществ или реорганизовать их в структуру, схожую с паевыми инвестиционными фондами.

Однако, НПФ выполняет не только коммерческую, но и социально-значимую функцию: социальное обеспечение вкладчиков. Поэтому необходимо сохранить статус НПФ как некоммерческих организаций. В таком случае возможен государственный контроль над их деятельностью. Более того, такой контроль необходим, так как, охраняя вклады граждан в НПФ, государство выполняет свою функцию по социальной защите граждан.

Что касается нормативного регулирования статуса ПФР, ФСС и ФФОМС, то он регулируется подзаконными актами, которые были приняты в разное время и не унифицированы. Сходство в правовом статусе значительно, в связи с чем было бы целесообразно либо принять единый Федеральный закон, объединяющий и упорядочивающий положения старых источников, или унифицировать акты, регулирующие правовое положение государственных фондов для упорядочивания правоприменительной практики и уменьшения количества сорных ситуаций.

Список литературы:

[1] См.: Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.

[2] Миляков Н.В. Финансы: учебник 2-е изд — М.:ИНФРА-М, 2004. – С.204.

[3] Мацкуляк И.Д. Государственные и муниципальные финансы – М: РАГС, 2007. – С. 331.

[8] См.: Мирошник С.В. Финансово-правовой режим социальных внебюджетных фондов // Пробелы в российском законодательстве – 2012. – №2. –С.274-275.

[12] См. Люминарская С.В. Вопросы ответственности в праве социального обеспечения // Вестник Удмуртского университета – 2010. — №2. – С. 59-62.

[14] См.: Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.

[15] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.87-89.

[16] См.: Сургутскова Е.В. Основные проблемы негосударственных пенсионных фондов и перспективы негосударственного пенсионного обеспечения в России // Вестник Югорского государственного университета – 2015. — №38. – С.52-54.

[17] См.: Кузин А.А. Правовой статус негосударственного пенсионного фонда // Социально-политические науки – 2012. – №2. – С.90.


К внебюджетным фондам в Российской федерации относятся наделенные статусом юридического лица самостоятельные кредитные организации. Государственные внебюджетные фонды формируются за пределами государственного бюджета и являются централизованными целевыми фондами. Такие фонды формируются за счет обязательных отчислений и платежей юридических лиц для реализации конституционных гражданских прав населения Российской Федерации. Средства, размещаемые в таких фондах, предназначаются для трат на конкретные цели – страхование, социальное обеспечение, пенсионное обеспечение, медицинскую помощь.

  1. Внебюджетные фонды документы
  2. Государственные внебюджетные фонды
  3. Органы внебюджетных фондов
  4. Система внебюджетных фондов
  5. Управление внебюджетными фондами

Внебюджетные фонды документы

После регистрации ООО или ИП в налоговой инспекции, вновь учрежденным юридическим лицам необходимо вставать на учет в государственные внебюджетные фонды для своевременного отчисления страховых взносов. Организациям необходимо вставать на учет в Пенсионном Фонде (ПФР), Фонде Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС) и Фонде Социального Страхования (ФСС). Индивидуальным предпринимателям нужно встать на учет только в двух фондах – ФОМС и ПФР. Для того чтобы встать на учет в указанных фондах необходимо заполнить соответствующие бланки заявлений в двух экземплярах. За несвоевременную подачу документов в фонды в качестве страхователя предусмотрены штрафы.

Государственные внебюджетные фонды

К основным государственным внебюджетным фондам относятся следующие организации:

  • Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – фонд, финансирующий медицинское обслуживание населения и регулирующий распределение целевых денежных средств;
  • Фонд социального страхования Российской Федерации – фонд, занимающийся вопросами обязательного социального страхования населения и обеспечения страховой поддержки гражданам РФ;
  • Пенсионный фонд Российской Федерации – фонд, созданный для обеспечения прав граждан на пенсионное обеспечение и управления денежными средствами пенсионной системы РФ.

Органы внебюджетных фондов

Каждый из трех основных внебюджетных фондов имеет собственные органы управления и территориальные подразделения, отвечающие за выполнение функций фондов на местах. Органы внебюджетных фондов несут на себе ту же ответственность, что и государственные, и налоговые органы.

Федеральный Фонд Обязательного Медицинского Страхования (ФОМС):

  • Районные филиалы территориальных фондов обя­зательного медицинского страхования;
  • Территориальные фонды;
  • Директор фонда;
  • Правление Фонда.

Фонд Социального Страхования (ФСС):

  • Филиалы отраслевых и региональных отделений Фонда соци­ального страхования РФ;
  • Отраслевые и региональные отделения;
  • Председатель Фонда.

Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР):

  • Региональные организации Пенсионного фонда;
  • Исполнительная дирекция и Правление.

Система внебюджетных фондов

Система внебюджетных фондов содержит в себе как фонды целевые, так и общегосударственные. К целевым фондам относятся организации, призванные финансировать конкретные нужды образования, медицины, науки, снижать показатели безработицы. Перед общегосударственными внебюджетными фондами ставятся задачи решения более глобальных и программных вопросов – развития таможенной и экономической систем, поддержки конкретных отраслей промышленности, решение вопросов строительства, дорожного хозяйства, борьбы с преступностью. Некоторые функции внебюджетных фондов могут быть делегированы другим организациям, а сами фонды могут реформироваться.

Управление внебюджетными фондами

В зависимости от уровня управления внебюджетные фонды делятся на фонды местные, фонды региональные и фонды федерального масштаба. Деятельность внебюджетных фондов находится под контролем налоговых органов, которые контролируют определение объектов финансирования, формирование и пополнение фондов, распределение и отпуск денежных средств. Также работу внебюджетных фондов контролируют те же государственные органы, что и контролируют исполнение бюджетов. Отчетность внебюджетных фондов предоставляется в сроки, утвержденные Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Читайте также: