Сообщение по классному часу холокост

Обновлено: 05.07.2024

Загрузить презентацию (989 кБ)

Над Бабьим Яром памятников нет,
Крутой обрыв,
Как грубое надгробье.
Мне страшно,
Мне столько лет сегодня,
Как самому еврейскому народу.

Цель: обучение межкультурному пониманию и толерантному поведению в межэтнических отношениях.

Вступительное слово учителя.

Весной 1945 года закончились ужасы войны. Многие не дожили до этого радостного часа. В их числе шесть миллионов евреев. Треть еврейского населения была стерта с земли. И сегодня мы почтим память жертв холокоста.

Возможно, вы нас спросите: почему именно сейчас, когда прошло более шести десятилетий, когда мир и так напряжен, наэлектризован и агрессивен и столько новых проблем, мы снова говорим о холокосте?

Почему говорим сейчас, когда взрываются дома-небоскребы, и тысячи людей гибнут только по воле безумца, или безумцев, разрешивших себе вершить судьбу этих ни в чем не повинных людей?! Почему снова – о холокосте? Очень хочется, чтобы вы поняли: холокост – это общечеловеческая трагедия. Холокост – это апофеоз зла. И нам сегодня крайне важно понять его источники.

Рассказывая вам о том, как гибли люди, а среди них было много детей, мы говорим: “Ты запомни их глаза. Ты подумай, может, они могли стать большими музыкантами, художниками, физиками, просто красивыми людьми. Но кто предоставил право одному лишать жизни другого без суда и следствия, только по расовым и национальным признакам?”

Наш долг и обязанность – помнить о погибших, уважать уцелевших и снова подтвердить стремление человечества к взаимопониманию и справедливости.

Мы – это и вы, любой и каждый из нас.

Слайд 1. Звучит песня “Бухенвальдский набат” 1-ый куплет (на сцену выходят выступающие)

Слайд 2. Звучит еврейская музыка – doyna.

Звезда упала, и прервалась чья-то жизнь.
Не просто чья-то жизнь, а жизнь ребёнка!
Совсем недавно он смеялся звонко –
Теперь же в небесах лишь след его парит.
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слёз, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?

Слайд 3. Слышали ли вы слово “холокост”? Вторая мировая война принесла народам всего мира неисчислимые бедствия. Среди моря человеческих страданий особо говорят о еврейской Катастрофе. На западе её называют греческим словом “холокост”, в Израиле – “шоа”, что в переводе с иврита и означает: катастрофа – уничтожение евреев.

Вы не должны иметь прав.
Вы не имеете права жить среди нас.
Вы не имеете права жить.

Слайд 4. Германия. 30 годы. Фашисты во главе с Гитлером приходят к власти. Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки.

Слайд 5. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта. По всей Германии прокатилась волна еврейских погромов, самый крупный из которых, произошедший 9-10 ноября 1938 года, получил название “Хрустальная ночь”. Было разрушено 1400 синагог, погибло около 100 евреев, разгромлены еврейские дома и магазины, разбиты стёкла еврейских школ.

1 сентября 1939 года – началась Вторая мировая война. “Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи - это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами.” После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

Слайд 5. Ученик (читает отрывок стихотворения), звучит еврейская музыка - nigun_e_bloch:

Два треугольника – звезда.
Щит праотца. Отца Давида
Избрание – а не обида,
Священный дар, а не беда.
Здесь было горе – горе без счёта.
Жёлтые звёзды – звёзды почёта.
Звёзды униженных, звёзды отверженных,
Вшитые в небо еврейской одежды.
Жёлтые звёзды, звёзды
Давида, горькие слёзы еврейской обиды.

Слайд 6. Евреев стали переселять в особые районы – гетто, где им предстояло теперь жить. Особенно тяжело было детям. Они были обязаны работать, как взрослые, по 14-16 часов в сутки, получая 270 граммов хлеба в день. Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.

Слайд 7. Особой гордостью обитателей Вильнюсского гетто была школа. Дети учились, несмотря на холод и голод, отсутствие учебников и письменных принадлежностей. И отнюдь не по вине учеников их количество постоянно уменьшалось… Где эти ученики? Где их учителя? Они ушли в лагеря смерти или были уничтожены во время одной из многочисленных акций.

Секретарь юденрата в литовском городе Шауляй учитель Александр Ерусалимский вёл дневник. Вот что он писал о школе и судьбе детей в гетто в 1943 году. “29 апреля. Полуофициально, без шума, открылась народная школа в гетто площадью 18 кв. метров. Школа работает с 9 до 16 часов. Обучается 90 детей в четырёх группах, каждая по 1,5 –2 часа в день. Стоит отметить, что, несмотря на тяжёлые условия жизни, детишки с радостью бегут в школу, учатся охот но и со вниманием. 35-40 детишек сидят, а то и стоят, тесно прижавшись друг к другу. В классе никакого шума, но в этой тишине гетто словно ожило”

Слайд 8. “Пятница. 5 ноября. Самый мрачный день нашей безрадостной жизни в гетто: у нас отобрали детей. (…) Всюду, где можно было спрятаться, они искали детей, и если находили, то вытаскивали их, голых и босых, на площадь. Там они поднимали детей за волосы и за руки и швыряли в машины. Они гонялись за малышами, которые случайно оказывались на улицах или во дворах, стреляли в них и ловили. За детьми бежали несчастные родители, они рыдали и умоляли, но их избивали и отгоняли.

Слайд 9. Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти.

Слайд 10. Этот ужас пережили не только дети Варшавы. Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс. В трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.

Слайд 11. Звучит еврейская музыка – doyna (ученик читает стихотворение Э.Межелайтиса “Пепел”).

Эта рыжая пыль под ногами, щебёнка
Из костей – не осколки ль, покрытые ржой?
Это, может быть, резвые ноги ребёнка,
Что за белою бабочкой гнался межой;
Или ручки, – дитя ими тянется к маме,
Обнимая за шею, ласкается к ней…
Или был этот щебень большими руками,
Что с любовью к груди прижимали детей.
Этот пепел, который разносится с ветром,
Был глазами, смеялся и плакал порой,
Был губами, улыбкою, музыкой, светом,
Поцелуями был этот пепел седой.
Был сердцами, тревогою, радостью, мукой,
Был мозгами, сплетеньем извилин живых, –
Слово “Жить” до конца, словно буква за буквой,
Точно белым по чёрному вписано в них.
Эти волосы – локоны, косы и пряди,
Что навалены мёртвой, косматой горой,
Кто-нибудь расплетал и взволнованно гладил.
И сухими губами касался порой.
Чистый трепет сердец, вдохновенные речи,
Золотые надежды, сияние глаз…
Крематориев страшных горящие печи.
Пепел… пепел… Лишь пепел остался от вас.

Слайд 12. Самые крупные лагеря смерти были в Польше… Их оборудовали газовыми камерами и печами для сжигания трупов – крематориями. Но прежде, чем люди попадали в газовые камеры, их осматривал зубной врач, чтобы вырвать золотые зубы. Многие фирмы отправляли в лагеря заявки на поставку человеческих волос. Еврейские дети, по личному приказу Гитлера, уничтожались в первую очередь. Всех детей до 14 лет с матерями отправляли прямо в газовые камеры. Когда газа для уничтожения не хватало, маленьких детей живыми бросали в печи крематориев. Наиболее высокопроизводительным с позиции технологии убийства был лагерь в Освенциме, где за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, которые впоследствии сжигались в печах крематория.

Слайд 13. (ученица читает стихотворение Наума Коржавина “Дети в Освенциме”)

Звучит музыка С.Рахманинова concerto 2.

Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый раз опять, –
Кляня, ругаясь без причины…
И детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова.
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы,
Но их всё били. Так же. Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин “идеи” были,
Мужчины мучили детей.

Одна из особенностей Холокоста на территории Советского Союза – самые варварские способы уничтожения людей, особенно маленьких детей. Нацисты бросали их живыми в могилу, подбрасывали в воздух, ловили на штыки, раздирали на части, смазывали губы ядом. В столице Калмыкии Элисте в 1942 году было уничтожено около 900 евреев - беженцев. Маленьким детям надевали марлевые повязки, и они засыпали. В могилу их бросали живыми.

Слайд 14. В 1941-1942 гг. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Немцы установили новый порядок.

В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.

Звучит еврейская мелодия (скрипка). Ученица читает отрывок из стихотворения “Варварство”.

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных… Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землей,
Друг друга с бешенством гоня.
Нет, этого я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз…
Шумел осенний лес.

Над бабьим Яром шелест диких трав.
Деревья смотрят грозно, по-судейски.
Всё молча здесь кричит, и, шапку сняв,
Я чувствую, как медленно седею.
И сам я, как сплошной беззвучный вопль,
Над тысячами тысяч погребенных,
Я – каждый здесь расстрелянный старик.
Я – каждый здесь расстрелянный ребенок.
Ничто во мне
Про это не забудет!

Видеоклип на песню А.Розенбаума “Бабий Яр”. (Приложение)

Слайд 16. Звучит мелодия rozhinkes_mit_mandelen.

Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребёнка. Ребёнок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города.

Что может быть страшнее смерти ребёнка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя.

Звучит “Реквием” Моцарта. Ученица читает “Равенсбрюкскую молитву”.

“Да воцарится мир в душах людей злой воли,
И да положит это конец мщению
И разговорам о казнях и насилии.
Жестокость несовместима ни с какими нормами и принципами,
Она вне пределов человеческого понимания,
Из-за неё так много мучеников в этом мире”.

Ученик 1. Каждый из нас должен помнить: многое начинается с меня, моих мыслей, поступков, моих действий.

Ученик 2. Совершая действия, помни, что ты – Человек!

Ученик 3. Прислушайся к своему сердцу, загляни себе в душу, посмотри на мир справедливыми глазами и помни, что ты – Человек!

Ученик 4. Протяни руку не для удара, а для помощи. Радуйся тому, что кто-то может быть тебе за это благодарен.

Цель классного часа : формирование толерантного сознания, исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида; формирование патриотизма, гражданственности; ознакомление с хронологией трагедии Холокоста .

Ход классного часа

-Посмотрите на доску. На ней записано несколько дат. Между этими датами есть какая-то связь. Подумайте, чем могут быть связаны данные даты?

-Что такое Холокост?

-Определите задачи нашего классного часа.

(Узнать, что такое Холокост. Какая связь между этим понятием и датами 1933, 1935, 1938, 1941-1945).

-В нашем календаре есть очень много различных памятных дат, с двумя из них мы познакомимся на этой неделе.

-Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Он был установлен 1 ноября 2005 г. Генеральной Ассамблей ООН. В 2021 году дату справляют 16-й раз.

-27 января жители всей планеты вспоминают о мучениках Холокоста: почитают оставшихся в живых и скорбят по погибшим.

-Давайте узнаем, как всё это было…

-Кто такие евреи?

-Евреи – это нация. Это народ семитского происхождения, живущий во многих странах мира, однако с 1948 года существует также еврейское государство Израиль .

до 3 миллионов польских евреев,
1,2 миллиона советских евреев из них:
140 тысяч евреев Литвы
70 тысяч евреев Латвии;
800 тысяч евреев – Белоруссии.
560 тысяч евреев Венгрии,
280 тысяч — Румынии,
140 тысяч — Германии,
100 тысяч — Голландии,
80 тысяч евреев Франции,
80 тысяч — Чехии,
70 тысяч — Словакии,
65 тысяч — Греции,
60 тысяч — Югославии.

-Из всех злодеяний нацистской Германии – это, самое страшное. Человек, на котором лежит тяжесть ответсвенности за все это – Адольф Гитлер.

-Гитлер пришел к власти в январе 1933. Уже в 1935 году были приняты Нюрнбергские законы, которые разделили население Германии: немцев и не немцев.

-Согласно этой политике австрийцы и немцы были объявлены господствующими, чистокровными расами, остальные же - недочеловеками, годными лишь к обслуживанию арийцев, - славяне, цыгане, евреи и представители многих других национальностей подлежали полному уничтожению. Среди всех народов, обреченных нацистами на физическое истребление, евреи ими были объявлены главным врагом и, по их планам, этот народ надо было уничтожить.

9 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии произошла Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин, когда нацисты вероломно напали на еврейские общины. Нацисты разрушили, ограбили и сожгли более 1000 синагог, уничтожили более 7000 предприятий. Они также разрушили еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Когда все было кончено, 96 евреев были убиты и 30000 арестованы.
Евреев обязали носить особые знаки на одежде, повязки с шестиконечными звездами; во многих городах запрещалось ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, заходить в центральные районы…

Затем немцы начали создавать концентрационные лагеря. От жертв до последнего момента скрывали, что их ожидает смерть. Это позволяло в большинстве случаев предотвращать акты сопротивления Тех, кто заболевал или просто ослабел от голода, немедленно отправляли в газовые камеры.

Самые известные из концлагерей – Бухенвальд, Освенцим, Силаспилс, Дахау, Майданек, Треблинка и другие.

-Хотелось вам напомнить о школьнице Тане Савичевой, жительницы Ленинграда, которая вела дневник в страшные дни блокады.

Когда умерли все родные, чудом выжившая Таня попала в детский дом. Оттуда её вывезли на Большую землю. Два года врачи боролись за её жизнь, но спасти Таню так и не смогли… Ленинград находился в блокаде более двух лет.

-До нас дошёл дневник одной еврейской девочки, Анны Франк, которая оформляла его в виде писем воображаемой подруге Кити. Анна мечтала стать журналисткой, дневник она вела в течение трёх лет, пока всех прятавших в убежище не схватили по доносу и не отправили в концлагерь. Анна Франк умерла от голода в концлагере. Погибли все – мать, сестра, друзья, выжил только отец Отто Франк, он и опубликовал дневник дочери после войны.

Пятница, 9 октября 1942 г.

Сегодня у меня очень печальные и тяжелые вести. Многих евреев — наших друзей и знакомых — арестовали. Гестапо обходится с ними ужасно. Их грузят в теплушки и отправляют в еврейский концлагерь Вестерборк. Это — страшное место. На тысячи человек не хватает ни умывалок, ни уборных. Говорят, что в бараках все спят вповалку: мужчины, женщины, дети. Убежать невозможно. Заключенных из лагеря сразу узнают по бритым головам, а многих и по типично еврейской внешности.

Если уж тут, в Голландии, так страшно, то какой ужас ждет их там, куда их высылают! Английское радио передает, что их ждут газовые камеры, и, может быть, это еще самый быстрый способ уничтожения. Мип рассказывает ужасные случаи, она сама в страшном волнении. Она ждала машину гестапо, которая собирает всех подряд. Старуха дрожала от страха. Зенитки гремели, лучи прожекторов шарили в темноте, эхо от грохота английских самолетов перекатывалось среди домов. Но Мип не решалась взять старуху к себе. Немцы за это карают очень сурово.

Среда, 13 января 1943 г.

Сегодня мы опять страшно расстроены, нельзя спокойно сидеть и работать. Происходит что‑то ужасное. Днем и ночью несчастных людей увозят и не позволяют ничего брать с собой — только рюкзак и немного денег. Но и это у них тоже потом отнимают!

Семьи разлучают, отцов и матерей отрывают от детей. Бывает, что дети приходят домой из школы, а родителей нет, или жена уйдет за покупками и возвращается к опечатанной двери — оказывается, всю семью увели!

И среди христиан растет тревога: молодежь, их сыновей, отсылают в Германию. Везде горе!

Каждую ночь сотни самолетов летят через Голландию бомбить немецкие города, каждый час в России и в Африке гибнут сотни людей. Весь земной шар сошел с ума, везде смерть и разрушение.

Конечно, союзники сейчас в лучшем положении, чем немцы, но конца все равно не видно.

Нам живется неплохо, лучше, чем миллионам других людей. Мы сидим спокойно, в безопасности, мы в состоянии строить планы на послевоенное время, мы даже можем радоваться новым платьям и книгам, а надо было бы думать, как приберечь каждый цент и не истратить его зря, потому что придется помогать другим и спасать всех, кого можно спасти.

Многие ребятишки бегают в одних тонких платьицах, в деревянных башмаках на босу ногу, без пальто, без перчаток, без шапок. В желудках у них пусто, они жуют репу, из холодных комнат выбегают на мокрые улицы, под дождь, ветер, потом приходят в сырую, нетопленую школу. Да, в Голландии дошло до того, что дети на улице выпрашивают у прохожих кусок хлеба! Я бы могла часами рассказывать, сколько горя принесла война, но мне от этого становится еще грустнее. Нам ничего не остается, как спокойно и стойко ждать, пока придет конец несчастьям. И все ждут — евреи, христиане, все народы, весь мир. А многие ждут смерти!

-Что вы узнали о Холокосте из писем Анны Франк.

-Последняя дата в дневнике датирована 1 августа 1944 г. На этом дневник Анны обрывается. Анна умерла в марте 1945 года в концлагере Берген‑Бельзен, за два месяца до освобождения Голландии.

-Предлагаю послушать воспоминания выживших во время Холокоста.

27 января - Советские войска освобождают Освенцим.

11 апреля - 4 мая - войска союзников освобождают концлагеря в Бухенвальде, Берген-Бельзене, Дахау, Маутхаузене, Терезине.

8 мая - капитуляция Германии.

Октябрь 1945г. - ноябрь 1946г. - суд над военными преступниками в Нюрнберге.

Послушайте высказывание И. Бауэра "Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями".

-Давайте обсудим, что оно может означать, и как вы его понимаете.

-Вернемся снова к тем датам, которые вы видели на слайде в начале классного часа. Что вы сейчас можете рассказать о них?

-Мы, современные люди, не просто должны помнить ужас тех лет, но и стать толерантными, то есть терпимыми к другим людям, вне зависимости от расы, нации, вероисповедания и других отличий, чтобы не повторились события, унесшие жизни миллионов людей, виновных лишь в том, что были евреями. Пока мы помним – мы живы. И жива память о миллионах погибших в аду Геноцида и Холокоста. Мы обязаны знать причины Холокоста, обязаны думать о том, почему такое стало возможным, и делать все, чтобы этот ужас никогда больше не повторился. Сохранится память — сохранится народ.

Наш классный час мне хотелось бы закончить стихотворением (Учитель читает стихотворение).

Говорят погибшие. Без точек.
И без запятых. Почти без слов.
Из концлагерей. Из одиночек.
Из горящих на ветру домов.

Говорят погибшие. Тетради.
Письма. Завещанья. Дневники.
На кирпичной, на шершавой глади
Росчерк торопящейся руки.

На промозглых парах железякой.
На стене осколками стекла.
Струйкой крови на полу барака
Расписалась жизнь — пока была.

Говорят погибшие. Дыханье
В грудах пепла раздувает жар.
Маутхаузен. Орадур. Дахау.
Бехенвальд. Освенцим. Бабий Яр.

У меня мечта есть у живого:
В эти мне отпущенные дни
Вымолвить хоть слово, хоть полслова,
Но из тех, что унесли они.

Актуальность.
В наше время тема Холокоста не утратила актуальности; социальная напряженность, межэтнические и межконфессиональные конфликты, всплески экстремизма и неофашизма — всё это вынуждает вспоминать о Катастрофе европейского еврейства.
Метод обучения: наглядно-практический, словесный.

Организационный момент.
Актуализация знаний. Самоопределение темы занятия.
(Два ученика читают стихотворение)
Холокост (Фридрих Золотковский)
Народ мой пролил море слёз,
где б ни был он рассеян…
Война всегда есть холокост –
не только для евреев…

В полях, и в ямах, и в лесах,
и в лагерях, и в гетто,
в нацистских газовых печах
терзали нас…
Не спета
была ни песнь из древних книг,
ни слово сказано, ни стих…

Но в шуме ветра и знамён,
где путь прошел армейский,
в могилах братских погребён
и мой народ еврейский…

И я мечтаю об одном:
чтоб люди веры разной
покончили с войны проказой.
Земля у всех – наш общий дом!

Века об этом говорим,
а всюду кровь, и смерть, и дым…

Подтверждение тому, что холокост был, являются документы, фотографии. Очень часто фотографии эти делали сами эсэсовцы, охочие до острых ощущений. Или их пособники – как доказательство усердной службы: живые, которых бросают в ров к мертвым, скелеты, обтянутые кожей, дети на грани голодной смерти. Расстрелянные, удушенные, замученные.

Исторические факты
(Подготовленный ученик)
Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года.
1 сентября 1939 года началась вторая мировая война. Немецкие войска уничтожали всё на своём пути.
В период между 1933 и 1945 годами во время Холокоста было убито более 11 миллионов мужчин, женщин и детей. Примерно шесть миллионов из них были евреями.
9 ноября 1938 года на территории Германии и Австрии произошла Хрустальная ночь или Ночь разбитых витрин, когда нацисты вероломно напали на еврейские общины. Нацисты разрушили, ограбили и сожгли более 1000 синагог, уничтожили более 7000 предприятий. Они также разрушили еврейские больницы, школы, кладбища и дома. Когда все было кончено, 96 евреев были убиты и 30000 арестованы.
Евреев обязали носить особые знаки на одежде, повязки с шестиконечными звездами; во многих городах запрещалось ходить по тротуарам, пользоваться общественным транспортом, заходить в центральные районы…

(Ученик читает стихотворение)
Два треугольника – звезда.
Щит праотца. Отца Давида
Избрание – а не обида,

Священный дар, а не беда.
Здесь было горе – горе без счёта.
Жёлтые звёзды – звёзды почёта.
Звёзды униженных, звёзды отверженных,
Вшитые в небо еврейской одежды.
Жёлтые звёзды, звёзды Давида,
Горькие слёзы еврейской обиды.

За время Холокоста погибло более 1,1 миллиона детей. Дети были особой мишенью для нацистов в период Холокоста. Живыми они представляли исключительную угрозу, ведь, повзрослев, они бы создали новое поколение евреев. Многие дети задохнулись в скотовозах по пути в лагеря. Тех, кто выжил, незамедлительно помещали в газовые камеры.

Звучит красиво - Бухенвальд,
Гора и дол покрыты лесом,
Но что же мне туманит взгляд?
В глазах - кровавая завеса.

Здесь восемь лет витала смерть,
На рубищах - сплошные клейма,
И невозможно разглядеть,
Что там, внизу - волшебный Веймар.

Там - Гете "Фауста" писал,
Здесь - пламя смерти бушевало
Там - "Люди гибнут за металл",
Здесь - люди гибнут от металла.

Там - Виланд, Шиллер, Гердер, Бах,
Там - Кранах, сказочен и ярок.
Здесь - пулеметы на столбах
И пасти лютые овчарок.

Там - жил великий Ференц Лист,
Воспевший музыкой свободу.
Здесь - бьют кувалдой в ржавый лист,
Людей сгоняя на работу.

Там - грациозный Бельведер,
Там - дух искусств здоров и пылок.
А здесь - фашистский офицер
С ухмылкой целится в затылок.

Там - Музы вышли на парад,
Здесь - всюду смерти изваянье.
Звучит красиво - Бухенвальд?!
Какое жуткое названье!

По приказу Генриха Гиммлера от 27 апреля 1940 года был создан концлагерь Освенцим.
14 июня 1940 г. сюда привезли первый транспорт — 728 поляков.
На территории Польши, Чехии, Латвии и других восточноевропейских стран существовали также лагеря Майданек, Саласпилс и многие другие.
Концентрационных лагерей было около 14 тысяч.

Мама, мне страшно… (Корюкина Валерия, 16 лет)
( Ученик читает стихотворение)
“Мама, мне страшно!”
“Не бойся, малыш.
Это не долго –
Представь, что ты спишь.
Закрой свои глазки
и вспомни меня…
Потом все, как в сказке.
Вся вместе семья”.

“Мама, мне больно!
Зачем?! Почему?!”
“Хватит! Довольно!
Скажите ему!”

“Мама, спаси!
Не хочу умирать!”
“Спрячь! Унеси!
Мы устали страдать.
Вот уже смерть
повернулась лицом…”
“Мама, не плачь!
Я умру храбрецом!”

Жестокость
(Подготовленный ученик)

Рабочих концентрационных лагерей заставляли бегать перед офицерами СС, чтобы показать, что у них все еще есть силы. Офицеры СС направляли бегущих в одну из двух линий. Одна шеренга шла в газовые камеры. Другая - возвращалась в бараки. Бегущие работники не знали, куда направляется каждая из них.

Фашисты перерабатывали волосы жертв Холокоста в войлок и нити. Волосы также часто использовали для изготовления носков и стелек командам подводных лодок, для запалов бомб, веревок, корабельных шнуров и для набивки матрасов. Начальники лагерей должны были представлять ежемесячные отчеты о количестве собранных волос.

Учитель.
Сидел писец в Освенциме,
Считал не хуже робота –
От матерей с младенцами
Волос на сколько добыто.
И.Эренбург
История Холокоста помогает осознать, как предрассудки, предубеждения, ложные суждения порождают практический расизм. История Холокоста учит нас и тому, как современная техника и технология могут быть использованы для уничтожения людей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный час способствует пробуждению интереса к истории Холокоста, способствует формированию нравственных и этических принципов, патриотизма, толерантности.

пробуждение у школьников интереса к истории Холокоста; повышение информационной грамотности учащихся;

формирование сочувствия к жертвам массового убийства;

формирование подлинно гражданского сознания;

воспитание у школьников стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире; защищать идеи гуманизма;

способствовать формированию нравственных и этических принципов, патриотизма и толерантности

Международный день памяти жертв Холокоста отмечается 27 января . Установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 (Резолюция № 60/7). Дата 27 января была выбрана потому, что в этот день советские войска освободили концентрационный лагерьОсвенцим (территория нынешней Польши ).

в узком смысле — преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны; систематичное преследование и уничтожение европейских евреев нацистской Германией на протяжении 1933—1945 годов. Наряду с геноцидом армян в Османской империи считается одним из самых известных примеров геноцида в XX веке.

в широком смысле — преследование и массовое уничтожение нацистами представителей различных этнических и социальных групп (евреев, цыган, безнадёжно больных и др.) в период Третьего Рейха.

Шоа́ ( ивр. שׁוֹאָה‎ — бедствие, катастрофа) — термин, употребляемый евреями на иврите и реже на некоторых других языках для обозначения политики немецких нацистов по планомерному уничтожению еврейского этноса;

Впервые Международный день памяти жертв Холокоста отмечался во всём мире в 2006 году . Однако некоторые страны отмечали этот день и ранее.

В Венгрии День памяти отмечается 16 апреля. В этот день в 1944 году евреев страны начали массово переселять в гетто.

В Израиле отмечается по еврейскому календарю 27 нисана, день начала восстания в Варшавском гетто. В григорианском календаре эта дата может соответствовать промежутку между 7 апреля и 7 мая.

В Латвии отмечается 4 июля. В этот день в 1941 году были сожжены все рижские синагоги, погибли тысячи евреев.

В Румынии отмечается 9 октября . В этот день в 1941 году началась депортация евреев Буковины, Молдавии и Румынии в концлагеря и гетто Транснистрии.

Германия отмечает день памяти жертв Холокоста 27 января — как всемирный. В 2011 году этот день был впервые посвящён цыганским жертвам геноцида.

Генеральная Ассамблея ООН призвала государства разработать просветительские программы , чтобы уроки Холокоста навсегда сохранились в памяти последующих поколений и способствовали предотвращению актов геноцида в будущем.

"Холокост, приведший к истреблению одной трети еврейского народа и несчетного числа представителей других меньшинств, будет всегда служить всем людям предостережением об опасностях, которые таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предрассудки", — говорится в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

О зло людское! Как бы мне придумать

С тобой сразиться в страшном поединке,

Чтоб изрубить твои глухие корни,

Чтоб истребить твоё глухое семя.

Чтобы убить твоё глухое сердце,

Наполненное мерзостью и смрадом.

Ты солнце застишь! Как убить тебя?

(слайды: 10-11) План “окончательного решения” как убийства целого народа вырабатывался нацистами постепенно. “Вначале было слово” - устное и печатное, использование понятного “образа врага” для победы на выборах; детальное антиеврейское законодательство, насилия, принудительная эмиграция, заключение в гетто и концлагеря. И лишь потом – массовые расстрелы и газовые камеры.

Идеологи нацизма не скрывали суть своей расовой программы, объявляя “арийцев” представителями “высшей расы”, а всех остальных – представителями “низшей расы” и даже “недочеловеками”. Утверждение, что германская нация – превыше всего, что она – “носительница высших моральных чувств” привели к политике “расовой гигиены”, воплощавшейся мечом и огнем, а затем и к политике тотального уничтожения народов, отнесенных нацистами к “неполноценным расам”. Гитлер говорил об этих народах: “…они так далеки от нас, как породы животных – от подлинной человеческой породы”.

Ведь автомат – не детская игрушка,

Его опять сегодня ждёт работа:
Там, возле речки, на лесной опушке
Он будет убивать опять кого-то.

-2-
В то утро собирала сумки Роза,
Укладывая ценный скарб в дорогу,
Не чувствуя в своей душе угрозу,
Надеясь на удачу и на Бога.

-3-
К восьми евреи собрались у леса,
Одеты все практично: строго в чёрном;
Глаза полны живого интереса:
Куда их повезёт фургон огромный.

Вдруг высыпали, как горох, фашисты,
Случилось то, чего от них не ждали:
Очередями метко, жёстко, быстро
В минуту всех евреев расстреляли.

Стояла среди мёртвых только Роза,
Её свинцовым градом не задело,
Раскинув руки и глотая слёзы,
Лишь прядка у виска чуть поседела.

И Роза вдруг пошла, взмахнув руками,
Из горла вырывалось хрипло пенье,
Тот танец, что берёг народ веками,
Поверг фашистов всех в оцепененье.

Схватив свои винтовки, автоматы,
Стреляли и безумными глазами,
Смотрели все фашистские солдаты
Еврейский танец с кровью и слезами.

-5-
Фашисты ненавидели евреев,
Евреев всех они уничтожали,
Победным взглядом гору трупов смерив,
За новыми живыми уезжали.

Сгущались над страною злые тучи,
И боль тупая в каждом сердце зрела,
Когда фашисты вниз смотрели с кручи,
Курок нажать, готовясь для расстрела.

И сердце наполнялось диким страхом,
И скорбь пронзала по своей Отчизне,
Когда фашист рукой, одним лишь махом,
Лишал людей такой прекрасной жизни.

(слайд 23-24) 1 сентября 1939 года – началась Вторая мировая война. “Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи - это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами.” После оккупации фашистами Польши, всем евреям, в том числе и детям с 6лет, было приказано носить белую или желтую повязки с шестиконечной звездой Давида. За появление на улице без повязки евреев убивали на месте.

(слайд 25) Однажды во двор домов, где жили рабочие меховой фабрики, въехали грузовики. Взрослые были на фабрике. Полицаи проверяли каждый укромный уголок. Впрочем, дети шли навстречу своим палачам сами: они верили, что их везут на медосмотр. В Кракове их сдали в немецкий госпиталь, где у одних брали кровь, у других снимали кожу с лица для раненых и обожжённых.

(слайд 26-30) Сколько детей прошло через ужасы, ад и пекло фашистских лагерей смерти? Бухенвальд, Треблинка, Освенцим, Саласпилс - в трубах этих лагерей стоял дым от сожжённых детских тел и душ. Этого нельзя забыть.

Крупнейший концентрационный лагерь - Освенцим – был одновременно и "трудовым" лагерем. Стариков и женщин с детьми отправляли в "душегубку" сразу, буквально через несколько часов. Что же касается здоровых мужчин и женщин, то их посылали работать в мастерские и на фабрики, специально построенные при лагере. Некоторых заключенных заставляли обслуживать сам "производственный цикл" уничтожения. В Освенцим направляли не только евреев, но и поляков, русских военнопленных, а также цыган и политических заключенных со всей Европы. В этом и других лагерях проводились чудовищные, зачастую приводившие к смертельному исходу, эксперименты, как в области традиционной медицины, так и с целью отработки наиболее эффективных методов массовой стерилизации "расово неполноценных" групп. В лагере широко практиковались медицинские эксперименты и опыты. Изучались действия химических веществ на человеческий организм. Испытывались новейшие фармацевтические препараты. Заключенных искусственно заражали малярией, гепатитом и другими опасными заболеваниями в качестве эксперимента. Нацистские врачи тренировались в проведении хирургических операций на здоровых людях. В качестве "подопытных" предпочитали использовать женщин и детей.

Читайте также: