Сообщение о гарине михайловском

Обновлено: 01.07.2024

Предприимчивый землевладелец, увлечённый путешественник, инженер, писатель, публицист-марксист, человек, состоявший под надзором полиции и в то же время удостоенный аудиенции царской семьи… Трудно представить, что все эти характеристики в полной мере могут принадлежать одному человеку. Однако это именно так. Речь о Николае Гарине-Михайловском. Разносторонняя личность, в историю он вошёл прежде всего как талантливый инженер-путеец и человек, благодаря идеям которого был основан Новосибирск.

Про Николая Михайловского существует то ли легенда, то ли быль. Во время строительства одной из железных дорог инженеры спорили, как обогнуть высокий холм. Устав от споров, Михайловский ушёл и целый день просидел на этом холме, а вечером указал коллегам схему будущей дороги. Когда те попросили объяснений, он признался, что наблюдал за полётами птиц — как те огибают холм. Ведь птицы, рассуждал инженер, выбирают самый короткий путь, чтобы экономить силы. Коллеги с ним согласились, и дорога пошла намеченным Михайловским маршрутом.

Природная смекалка, творческое начало в сочетании с хозяйским отношением к делу помогали ему не раз.

Один из его коллег вспоминал: "Чувство местности у Николая Георгиевича было удивительное. Продираясь на лошади по тайге, утопая в болотах, он будто с птичьего полёта безошибочно выбирал наиболее выгодные направления. А строит он как волшебник".

Крестник императора

Родился Николай Георгиевич в 1852 году в Петербурге, в семье потомственного дворянина Георгия Михайловского. Тот отличился при подавлении Венгерского восстания 1848–1849 годов, служил в лейб-гвардии Уланском полку и был столь уважаем при дворе императора, что сам Николай I стал крёстным отцом мальчика, которого и назвали в его честь.

Николай стал девятым — старшим ребёнком в семье Михайловских. После выхода отца в отставку семья переехала в Одессу, в своё имение. В доме царила суровая система воспитания. На всю жизнь Николай запомнил жестокого отца, карцер в их доме, порки. Мать защищала детей, упрекая отца: "Щенков вам дрессировать, а не детей воспитывать". Об этом сам Николай позже вспоминал в биографической повести "Детство Тёмы" (публиковаться он начал лишь в 40 лет, под псевдонимом Н. Гарин, который потом "дополнил" его фамилию).

Неудивительно, что будущий инженер рано покинул дом, поступив на юридический факультет Петербургского университета.

Из юристов в кочегары

Но кабинетная работа ему быстро наскучила и он уехал в Батуми, где участвовал сначала в строительстве порта, а потом — Закавказской железной дороги. Николай Георгиевич по природе своей был кочевником. "Вот такая жизнь по мне…" — писал инженер жене, подразумевая ночлег под звёздным небом, постоянные лишения и работу, которая его заряжала энергией на все остальные дела.

Главным инженерным проектом в его жизни стало участие в строительстве Великого Сибирского рельсового пути. Так в то время называли Транссибирскую магистраль. Стране требовались высококлассные инженеры, способные взять на себя руководство масштабным строительством. Гарин-Михайловский отличался не только блестящим талантом и интуицией инженера, но патологической честностью. Он умудрялся экономить колоссальные суммы на строительстве дороги, и это в то время, как другие подыгрывали подрядчикам и наживали состояния.

"Отец" Новосибирска

В 1891 году Михайловского назначили руководителем работ по строительству участка Челябинск — Обь Западно-Сибирской железной дороги. Строительства этой ветки особо ждали в Томске. Это должно было дать толчок экономическому развитию города, закрепив за ним статус главного транспортного узла всей Сибири.

Но, проведя изыскания, Николай Михайловский предложил обойти Томск, проложив дорогу значительно южнее. Это сократило протяжённость пути на 100 с лишним вёрст и помогло серьёзно сэкономить на строительстве моста через Обь.

В пояснительной записке к проекту Гарин-Михайловский писал: " На 160-вёрстном протяжении это единственное место, где Обь, как говорят крестьяне, в трубе. Другими словами, оба берега реки и ложе скалисты здесь. И притом это самое узкое место разлива: у Колывани, где первоначально предполагалось провести линию, разлив реки 12 верст, а здесь 400 сажен".

Предложенный инженером вариант сокращал расходы казны на три миллиона рублей. В 1893 году на месте строительства моста появился небольшой посёлок железнодорожников — этот момент и принято считать датой основания Новосибирска.

Проезжая здесь позже по уже построенной дороге, Николай Георгиевич писал: "Изменение первоначального проекта ‒ моя заслуга, и я с удовольствием смотрю на то, как разросся на той стороне бывший в 1891 году посёлок, называвшийся Новая деревня. Теперь это уже целый городок…"

С Томском же отношения у Михайловского так и не сложились. Местная пресса ругала его, а сам он, пожив в городе две недели, потом писал: "За две недели жизни в Томске тогда я так истосковался, что, когда выехал, наконец, из него и увидел опять поля, леса, небо, я вздохнул, как человек, вдруг вспомнивший в минуту невзгоды, что наверно за этой невзгодой, как за ночью день, придёт и радость. Эта радость заключалась в том, что я больше не в Томске и, вероятно, никогда больше не увижу его".

Географ и путешественник

В следующие несколько месяцев он проходит по Корее и Маньчжурии около 1600 км, в том числе около 900 км верхом, 400 км в лодке по Амноккану и 300 км на китайской повозке-двуколке по Ляодунскому полуострову. Эта экспедиция становится лишь первым этапом его кругосветного путешествия — из Порт-Артура он едет в Шанхай, оттуда в Японию, потом в Соединённые Штаты Америки, которые он пересекает с запада на восток, оттуда — в Европу.

Результаты своих путешествий по малоизведанным территориям Кореи и Маньчжурии он публикует в виде двух научных трудов и серии очерков в научно-популярном журнале "Мир Божий". А его сборник из 64 корейских народных сказок становится значительным вкладом в корейскую фольклористику. Сделавшись известным в столичном обществе как литератор (к тому времени он уже издал несколько повестей) и путешественник, Михайловский получает приглашение в царский дворец, где встречается с Николаем II и его супругой.

Это, впрочем, не спасает его от скорой опалы. Он никогда не скрывал своих левых политических взглядов, был знаком в Максимом Горьким, Анатолием Луначарским, другими большевиками. В 1901 году его высылают из Санкт-Петербурга под надзор полиции за подписанное вместе с другими литераторами письмо протеста против избиения участников одной из студенческих демонстраций.

Весной 1903 года он проводит изыскания для строительства электрической железной дороги между Ялтой и Севастополем. Но работа инженера уже увлекает его меньше, чем литературная деятельность. Он входит в редакцию большевистского журнала "Вестник жизни", активно пишет. И умирает в декабре 1906 года прямо в редакции журнала во время чтения и обсуждения очередного его произведения.

Ему было всего 54 года. Последние изыскания инженера были использованы при строительстве междугородной троллейбусной трассы Симферополь — Алушта — Ялта. А новосибирцы увековечили память о Гарине-Михайловском, присвоив его имя площади у железнодорожного вокзала.

История очень понравилась. Теперь первая в списке любимых

Чудовищный эксперимент [ЛП]

От Донер ждёшь большего. Роман получился вымученным каким-то. Пара не интересная.

Стрела Купидона (ЛП)

Ванильная Райли. Не самый интересный романчик. По мне так даже скучноват.

Сногсшибательная Мэри (ЛП)

На удивление книга понравилась именно сценами секса. Эмоционально, горячо. При переизбытке таких сцен, здесь не возникает вопрос, а откуда взялись чувства.

LaraI63

Ррр! Или смешно пытаться выдать ведьму замуж!

Так хорошо всё начиналось - и героиня весёлая и адекватная, и сюжет вроде неплохой - и бац! Закончилось ничем, ГГ бросают в чужом мире с непонятными перспективами, додумывайте финал сами (( И опечаток - полно.

Ксюшаша

Лакей по завещанию (СИ)

Интересная история, любви маловато. Но о прочитанном не жалею

Ксюшаша

Мстительная пышка (СИ)

Неприятная книга, не смогла дочитать. Все грубо, не смешно. Общение на уровне гопоты.

Гарин-Михайловский Николай

Гарин-Михайловский Николай

Об авторе

Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852 - 1906) – русский писатель, эссеист, инженер, путешественник.

Позже в биографии Н.Г. Гарина-Михайловского было принято решение принимать участие в постройке Транссибирской железнодорожной магистрали. Группа, которой руководил Гарин-Михайловский, выбирала путь для прокладки магистрали (а именно – железнодорожного моста). Было принято решение строить поблизости современного Новосибирска, а район поблизости Томска не утвердили.

Биография из другого источника

В 1891 году Николай Георгиевич руководил пятой изыскательской партией на участке Челябинск - Обь Западно-Сибирской железной дороги. Самым трудным участком был подход к Обско-Енисейскому водоразделу. Обсуждалось множество вариантов. В дикой стране с непривычно суровым климатом, невзирая на лишения, колоссальное напряжение сил, изыскательская партия Михайловского скрупулезно прокладывает (один за другим) варианты пересечения Оби и выбирает наилучший, наикратчайший, самый выгодный: там, где великая река течет по скалистому ложу меж скалистых берегов у села Кривощёково. Большую роль в выборе места для железнодорожного моста сыграл инженер Викентий-Игнатий Иванович Роецкий. Именно его отряд, входивший в состав пятой изыскательской партии, проводил подробные изыскания в этом районе. С середины 90 годов Николай Георгиевич участвовал в организации первой легальной марксистской газеты "Самарский вестник", журналов "Начало" и "Жизнь", входил в редакцию большевистского "Вестника жизни".

Он не раз скрывал в своем имении подпольщиков, хранил нелегальную литературу, в частности "Искру". В годы первой русской революции через A.M. Горького передавал крупные суммы в партийную кассу.

В декабре 1905 года, находясь в Маньчжурии как военный корреспондент, Николай Георгиевич участвовал в работе по распространению в армии революционно-пропагандистских изданий.

Не случайно с 1896 года за ним устанавливается строжайший негласный надзор, который с того времени продолжался до его кончины.

Покой претил кипучей натуре Николая Георгиевича. Его стихия - движение. Он исколесил всю Россию, совершил кругосветное путешествие и, по свидетельству современников, свои произведения писал "на облучке" - в купе вагона, в каюте парохода, в номере гостиницы, в сутолоке вокзала. И смерть настигла его "на ходу". Николай Георгиевич умер вскоре после возвращения из армии, на редакционном заседании журнала "Вестник жизни". Это случилось 27 ноября 1906 года. Его, отдавшего крупную сумму для нужд революции, оказалось не на что похоронить. Собрали деньги по подписке среди питерских рабочих, интеллигенции.


Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (1852-1906) – знаменитый русский путешественник и инженер. Также внес свой вклад в литературу. В биографии Гарина-Михайловского имеется немало интересных, значимых событий.

Краткая биография – Гарин-Михайловский

Вариант 1

В восьмидесятых годах селится в собственном имении, находящимся в Самарской губернии и увлекается народничеством.

Его задумка начать социальное реформирование терпит крушение, и Гарин начинает сотрудничество с марксистскими изданиями, материально поддерживает большевицкое движение.

В литературе его больше воспринимают как демократа и реалиста. В своих рассказах, написанных в девяностых годах, Гарин-Михайловский вырисовывает лики рабочих и технической интеллигенции, показывает картину расслоения деревни.

Не стало Николая Георгиевича Гарина-Михайловского 10 декабря 1906 года. Он умер в Петербурге, где и родился.

Вариант 2

Вариант 3

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич (8 февраля (20 февраля) 1852, Санкт-Петербург — 27 ноября (10 декабря) 1906, там же) — русский писатель.

Автобиографический элемент слишком им владеет; он загромождает рассказ эпизодами, нарушающими цельность художественного впечатления.

Детские годы

Известный русский писатель, путешественник, инженер и строитель железных дорог Николай Георгиевич Гарин-Михайловский (Гарин – появившийся позже псевдоним) появился на свет в Петербурге 8 февраля 1852 года. Отец, Георгий Антонович Михайловский, имел дворянское происхождение, был военным, и за участие в сражениях имел орден Св. Георгия. Мать, Глафира Николаевна, по происхождению сербка, также происходила из дворян. Учитывая военные заслуги Георгия Михайловского перед Отчизной, император Николай I лично принял участие в крещении его сына Николая.

Получив начальное домашнее образование, что было традиционным для дворянских семей, Николай в 1863 году стал учеником Одесской Ришельевской гимназии.

Юность

Еще в студенческую пору у Михайловского появилось желание писать. Он сочинил несколько повестей, но ни одно издательство их не оценило. Приняв первую неудачу за отсутствие таланта, Николай на долгие годы отказался от мысли стать писателем. Окончив институт, он получил профессию инженера. С новым дипломом он отправляется в Болгарию, где принимает участие в строительстве порта и путей.

Николай в молодости

Литературные опыты

Гарин-Михайловский не был профессиональным писателем. Но его произведения “Детство Темы” и “Несколько лет в деревне” получили признание как читателей, так и критиков. Печатался Николай Георгиевич в “Русской мысли”. Сотрудничая с этим журналом, Михайловский достаточно близко сошелся с еще одним выдающимся литератором, К. М. Станюковичем.

Талант автора повести “Детство Темы” позволил назвать его одним из выдающихся писателей своего времени. Но Гарин-Михайловский достаточно ровно отнесся к неожиданному успеху. Посвящать всю жизнь литературе он не пожелал.

Настоящую славу писателю принес цикл автобиографических произведений. После “Детства Темы” были изданы “Гимназисты”, “Студенты”, “Инженеры”.

Значение личности писателя

Это был очень красивый и образованный человек своего времени, наделенный многими способностями. В нем органично сплелись талант инженера, неутомимая энергия общественника и простая человечность высокообразованной личности. Им были разработаны инновационные по тем временам проекты, которые приносили ощутимую экономию в железнодорожную отрасль России. Примером этому может служить первая российская дешевая узкоколейка.

Скромный по своей природе, он никогда не выставлял напоказ свои писательские способности. Тем не менее, его работы были оценены, признаны и приобрели свое заслуженное долгожительство.

В путешествии

Экспедиция прошла по Северной Корее, Маньчжурии и Ляодунскому п-ову. На обратном пути Михайловский посетил США. Последним пунктом до возвращения в Россию была Франция.

Гарин-Михайловский Николай Георгиевич

В Челябинске есть улица имени Гарина-Михайловского, на старом здании железнодорожного вокзала в 1972 г. установлена мемориальная доска с его барельефом (скульптор М. Я. Харламов). Установлена мемориальная доска и на станции Златоуст (2011).

Начало жизни Гарина-Михайловского

Работа Николая Михайловского на железной дороге

Несколько лет в деревне

Уральский период жизни Михайловского

Зимой 1887 г. Николай Георгиевич поселился с семьей в Усть-Катаве. К сожалению, дом, где жили Михайловские, не сохранился. На кладбище у церкви есть маленький памятник. Здесь похоронена дочка Николая Георгиевича – Варенька. Она прожила всего три месяца.

Николай Георгиевич жил в Челябинске в 1891–1892 гг. Он был связан с Управлением строительства Западно-Сибирской железной дороги. Оно находилось в двухэтажном доме по улице Труда между зданием, где сегодня расположен Музей истории Челябинска (д. 98) и памятником Прокофьеву. Его снесли в 1980-е гг. Поселка, где был дом Михайловского, давно нет на карте города. Сейчас здесь расположено высотное здание ГИПРОМЕЗа.

Работа не позволяла ему сидеть за письменным столом, он пишет на ходу, в поезде, на клочках бумаги, бланках, конторских книгах. Иногда рассказ сочинялся за одну ночь. Очень волновался, посылая свое произведение, крестил его. Потом мучился, что не так написал, с разных станций телеграммами посылает поправки. Гарин-Михайловский – автор не только знаменитой тетралогии, но и повестей, рассказов, пьес, очерков.

Работа на железной дороге, над новыми книгами далась нелегко. Николай Георгиевич очень устал и решил в 1898 г. отдохнуть, проехать вокруг света через Дальний Восток, Японию, Америку, Европу. Это была его давняя мечта. Он исколесил всю Россию, теперь захотелось повидать другие страны. Подготовка к поездке удачно совпала с предложением принять участие в большой научной экспедиции по Северной Корее и Манчжурии. Он согласился. Это было очень трудное, опасное, но чрезвычайно интересное путешествие по неизведанным местам. Писатель прошел с экспедицией 1600 км, пешком и верхом на лошади. Много повидал, вел дневники, слушал через переводчика корейские сказки. Позже он издал эти сказки, впервые в России и Европе. Отдельной книжкой они были изданы в Москве в 1956 г.

Опять железная дорога

Гарин-Михайловский и дети

Сохранились его письма к уже взрослым детям. Они напоминают умные отцовские заповеди. Он мало виделся с детьми, не навязывал им своих убеждений, но влияние его было огромным. Все они выросли достойными людьми.

Южный Урал может гордиться тем, что такой уникальный человек, как Гарин-Михайловский, имеет к нему прямое отношение.

Н. А. Капитонова

Сочинения

  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Собрание сочинений : в 5 т. / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва : Гослитиздат, 1957–1958.
  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Сочинения / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва : Совет. Россия, 1986. – 411, [1] с.
  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Рассказы и очерки / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва : Худож. лит., 1975. – 835 с., ил.
  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Повести : в 2 т. / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва : Худож. лит., 1977. Т. 1 : Детство Темы. Гимназисты. – 334 с. Т. 2 : Студенты. Инженеры. – 389 с.
  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Рассказы и очерки / Н. Г. Гарин-Михайловский ; [ил. Н. Г. Раковской]. – Москва : Правда, 1984. – 431 с. : ил.
  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Вариант : очерк. Рассказы / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 1982. – 215 с. : ил.
  • ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ, Н. Г. Проза. Воспоминания современников / Н. Г. Гарин-Михайловский. – Москва : Правда, 1988. – 572 с., ил.

Литература

Читайте также: