Сообщение про каравеллу 7 класс

Обновлено: 04.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Первыми плавательными средствами человеку служили плоты и лодки, сооруженные из стволов деревьев или связок тростника. Кораблестроение в древности

Финикиняне были лучшими судостроителями мореходами 3,5 тыс. лет назад

На смену финикинянам пришли египтяне. Они вели большую торговлю по реке Нил и в Средиземном море. Так выглядели корабли 3200 лет назад.

Греки вытеснили египтян с торговых маршрутов Средиземного моря к 7веку до н. э. Лучшими боевыми кораблями этого времени были БИРЕМЫ

Через 100 лет греки создали более сильный боевой корабль – ТРИЕРУ

Римляне стали достойными учениками греков и подлинными властителями Средиземного моря. Римские биремы и триеры были созданы по образцам греческих судов, но во многом превосходили их.

Крупнейшим боевым кораблём РИМА был ПЕНТЕРА Римляне господствовали в Средиземном море почти 800лет.

Кораблестроение в средние века Стремление приморских стран Европы к овладению новыми землями в средние века способствовало дальнейшему совершенствованию кораблестроения В ранние средние века скандинавы строили – драккары и снеккары – были парусно-весельными. На судне была одна составная мачта.

В XI веке появилось вместительное грузовое судно, кнорр, не менее надежное, но не такое маневренное, как боевая ладья ранней эпохи. Возникли и другие типы судов, постепенно вытеснившие первоначальные модели. Большой вклад внёс в XIV веке в мореплавание португальский принц Генрих (Энрике) Мореплаватель. Он основал в Португалии мореходную школу и обсерваторию и являлся первым автором навигационных карт.

Караве́лла — тип парусного судна, распространённый в Европе, особенно в Португалии и Испании, во второй половине XV — начале XVI века. Один из первых и наиболее известный тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.

Постоянные перевозки между Европой и американскими колониями послужили толчком к созданию новых кораблей - галеонов.Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и предназначался для дальних океанских путешествий и перевозки грузов в начале Нового времени Галеон отличался от ранних судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна . Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн. Более прочные и лучше вооружённые, галеоны были, кроме того, дешевле их в постройке. Корпус галеона обычно строился из дуба и других твёрдых пород дерева.

Бриганти́на— двухмачтовое парусное судно со смешанным парусным вооружением — прямыми парусами на передней мачте (фок-мачта) и с косыми на задней (грот-мачта). Первоначально бригантины оснащались вёслами. В XVI—XIX веках двухмачтовые бригантины, как правило, использовались пиратами (итал. brigante — разбойник, пират) . Были распространены во всех регионах – от Средиземноморья до Тихого океана. Бриг - это военное судно с вооружением корабельным на борту, а бригантина - это гражданское судно по образу и водоизмещением брига без вооружения на борту. В русском флоте гребные бригантины появились в конце XVII векаЭти парусники использовалось и для перевозки пассажиров. .

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Начало Нового времени ознаменовалось великими географическими открытиями - открытиями европейских путешественников.Были открыты новые материки и страны и установлено, что суша покрывает лишь меньшую часть земной поверхности. Захват и ограбление новых земель положили начало эпохе колониализма и явились одним из источников первоначального накопления. В этот период началось формирование мирового рынка. И это всё стало возможным благодаря совершенствованию кораблестроения и техники мореплавания: созданию достаточно надёжных для океанского плавания парусных судов (каравелл), усовершенствованию компаса и морских карт .

Я считаю, что изменение взглядов на развитие мира в началеXVIвека в сторону индустриального развития, стало возможным благодаря осуществлению дальних мореплаваний, усовершенствованным кораблям: каравелл, галеонов, бригантин.

Краткое описание документа:

Тема: "Каравеллы, галеоны, бригантины - корабли Новой истории"

ЦЕЛЬ : обосновать значение усовершенствования кораблей для возможности не только каботажного (вдоль побережья), но и длительного автономного плавания в открытом море и океанах;

ЗАДАЧИ: изучить историю кораблестроения в Новое время по книжным источникам, интернету;

МЕТОДЫ: в процессе работы над проектом (изучение литературы и цифровых ресурсов о кораблях) собрать по схеме уменьшенный в 100 раз макет БРИГАНТИНЫ;

ПРОДУКТ информационного проекта: презентация и уменьшенный макет корабля БРИГАНТИНЫ


Каравелла — европейское парусное судно, особенно распространённое в XV веке. Первый тип кораблей, с которых начиналась эпоха Великих географических открытий.

Образ каравеллы обычно представляется двух- или трёхмачтовым судном с косым латинским парусным вооружением (каравелла-латина). Хотя на каравеллах нередко использовалось и прямое парусное вооружение (каравелла-редонда).

Благодаря своему поэтичному названию, каравелла ассоциируется со всеми средневековыми океанскими путешествиями и открытиями новых земель, тем самым незаслуженно вытеснив более пригодные для морских походов и более распространённые в то время каракки. Хотя каравеллы и участвовали в океанских походах, это было на начальном этапе Эпохи Великих географических открытий, во время первых походов португальцев вдоль западного африканского побережья. Позже каравеллы играли второстепенную роль в составе эскадр, состоящих из каракк, в том числе в походах Христофора Колумба, Васко да Гамы, Фернана Магелана.

Содержание

Этимология

История

К концу XIII века в Португалии завершилась Реконкиста, страна вступила в эпоху своего расцвета. С XIV века португальцы были заинтересованы в транссахарских морских путях, которые были нужны для развития торговли в обход арабских территорий в северной Африке.

В 1415 году португальцы захватили у арабов Сеуту, город на северном побережье Марокко прямо напротив Гибралтара, который стал форпостом португальцев для исследований западного побережья Африки

С 1419 года принц Португалии Генрих Мореплаватель (1394-1460) начинает активно снаряжать экспедиции для исследования западного побережья Африки.

Тип этих маневренных, приспособленных как для прибрежных, так и для морских плаваний, кораблей с латинским парусным формировался под влиянием кораблей Магриба. Арабы использовали суда с латинским парусным вооружением (багала, дау, кариб) для плаваний вдоль побережья своих земель, в том числе и на северо-западе Африки. Они были приспособлены для плавания на мелководье и использовались как для рыбного лова и каботажных плаваний, так и в качестве лёгких военных кораблей. Такие арабские багалы с латинским парусным вооружением известны с VII века.

Парусное вооружение каравеллы-латины очень похоже на латинское парусное вооружение арабских судов. Но в отличие от багалы, каравелла имеет меньше удлинение – так, типичное соотношение длины к ширине для арабских багал и дау составляет 5:1 и больше, а для каравеллы характерно 4:1 и меньше. Такое решение лучше подходит для походов в океане, особенно в неизвестных водах, так как увеличивает остойчивость судна и повышает его грузоподъемность, что позволяет брать больше запасов воды и провизии для морского перехода не известной продолжительности.

История этого решения, которое в дальнейшем повлияет на политику Европы и спровоцирует войны, начинается ещё в 1452 году. Такое разделение мира между Испанией и Португалией повлияло не только на европейскую и мировую политику, но и на конструкцию каравелл.

Так, в Португалии у каравелл сохранилось латинское парусное вооружение, как более подходящее для плаваний вдоль африканского побережья. А в Испании развитие получает каравелла-редонда с прямым парусном вооружением на фоке и гроте, которое более подходит для трансатлантических переходов.

Каравеллы имели распространение до XVII века.

Конструкция

Парусное вооружение. Каравеллы обычно имели 3 мачты. Наличие бушприта не характерно для каравеллы, хотя на некоторых изображениях можно встретить каравеллу с бушпритом (обычно каравеллу-редонду).

По типу парусного вооружения каравеллы разделяют:

  • Каравелла-латина — косые латинские паруса на всех мачтах.
  • Каравелла-редонда (от исп.redonda — прямой парус) — прямые паруса на фок- и грот-мачтах, и косой латинский парус на бизани.

Размеры и конструкция корпуса. Типичная длина каравеллы 15-35 метров, ширина 4-9 метров, осадка 2-4 метра, водоизмещение 50-80 тонн, иногда до 200 тонн.

Характерной чертой каравелл является длинный полуют – длинная, относительно высокая (но значительно меньше, чем у каракк и более поздних галеонов) надстройка на корме.Носовую надстройку (форкастль) каравеллы имели не всегда.

Археологические находки

Кораблекрушение на рифе Моласиз (англ. Molasses Reef ) [2], территория островов Тёркс и Кайкос. Остатки испанской каравеллы конца XV — начала XVI века, обнаруженные в 1976, и исследованные и поднятые научными экспедициями в 1980-1986 годах. Поднятые археологические объекты хранятся в Национальном музее островов Тёркс и Кайкос [3].

На основании найденных объектов, время кораблекрушения относят к 1510-1520 годам. Это старейший известный европейский корабль, затонувший у берегов Америки.

От корабля сохранилась очень незначительная часть: около 1% корпуса, орудия (небольшие бомбарды) и заряды для них, глиняная посуда, чаши и кувшины, столярные, портняжные и хирургические инструменты, четыре комплекта оков, металлические части такелажа, разные дельные вещи, два якоря, 42 тонны каменного баласта.

Судно было длиной 19 метров, шириной 5-6 метров, осадкой два метра, или чуть больше.

Артиллерийское вооружение каравеллы состояло из двух небольших казеннозаряжаемых бомбард и 15 вертлюжных пушек, устанавлеваемых в поворотное шарнирное крепление (вертлюг) на планширь. Также на вооружении команды были аркебузы. Отдельно от бомбард и вертлюжных пушек хранились каморы - железная цилиндрическая зарядная камера, заполненная порохом, которая устанавливалась как казенная (задняя) часть орудия непосредственно перед выстрелом. Заряды для орудий изготавливались на борту судна - среди остатков корабля были обнаружены большие свинцовые листы, из которых кузнец нарезал кусочки, плавил их и заливал в бронзовую форму, также обнаруженную среди останков, получая круглое ядро. С помощью меньших форм делались заряды для аркебуз. Также были обнаружены гранаты - овальный полый чугунный шар, который через отверстие заполнялся порохом, которое потом запечатывалось запалом.

Личное оружие экипажа состояло из кинжалов и мечей. Найдено было всего одно лезвие меча и части четырех эфесов. Отсутствие личного оружия позволяет сделать вывод, что экипаж успел покинуть тонущий корабль. Из вооружения также были обнаружены остатки арбалетов.

Кораблекрушение на рифе Хайборн (англ. Highborn Cay ), Эксума, Багамские острова. Каравелла, затонувшая на рифе в районе Эскумы (Багамские острова) в начале XVI века, ориентировочно в 1520 году. Останки были обнаружены в 1965 году дайверами-спортсменами. Раскопки и подъем остатков были начаты в 1986 году.

Небольшая часть набора и обшивки корпуса сохранилась благодаря тому, что были покрыты баластом. Толщина обшивки составляла 6 см. Все деревянные элементы корпуса были сделаны из дуба. В качестве баласта использовались камни размером более 50 см.

Длина киля 12,6 метров, общая длина около 19 метров, ширина 5-5,7 метров.

По конструкции это судно схоже с каравеллой, погибшей на рифе Моласиз. Возможно, это один из кораблей, потерянный Пинсоном в 1500 году.

Помните, на каких кораблях плыл в далекую Индию Колумб? Впервые, услышав название этих парусников, невольно восклицаешь: “Как романтично! А что такое каравеллы?” На самом деле название этих средневековых судов имеет очень мелодичное звучание, да и внешне они очень красивы. Их деревянные корпуса нередко украшались богатой резьбой, а развевающиеся на ветру паруса делали их похожими на крылатые ладьи.

что такое каравеллы

Корабль каравелла: история происхождения и этимология

каравелла фото

Что такое каравеллы?

Эти корабли были распространены в Западной Европе в 13-16-м веках. Поскольку в те годы Испания и Португалия считались наикрупнейшими морскими державами и основные географические открытия принадлежали именно им, они, естественно, обладали самыми мощными и развитыми флотилиями. Основную часть от общего числа кораблей испанской флотилии до 15-го века составляли суда, которые назывались "каравелла" (фото смотрите в статье). Поэтому мы все великие открытия мореходов связываем именно с ними, хотя другие морские парусники - каракки - гораздо чаще участвовали в далеких путешествиях Христофора Колумба, Васко да Гамы, Магеллана и др. Признайтесь, что о каракках вы практически ничего не слышали, тогда как каравеллы всегда были на слуху, и все благодаря их поэтическому названию. Каравелла! Красота, ничего не скажешь. Они представляли собой двух- либо трехмачтовые суда с прямым или косым (латинским) парусным вооружением. Для тех, кто более подробно желает знать, что такое каравеллы, можем добавить, что у них был особый тип обшивки корпуса. Так, если на других судах был принят так называемый способ “внахлест”, то у этих парусников доски при обшивке укладывались плотно друг к другу. Кроме этого отличительной особенностью этих кораблей было определенное соотношение длины корабля к его ширине (4:1), наличие одной-единственной палубы и приподнятой кормы, благодаря которой можно было плыть при попутном ветерке. На каравеллах, как правило, были 3 мачты, а треугольные паруса крепились к наклонным реям.

корабль каравелла

Среди флотилии Христофора Колумба подобными суднами были “Нинья” и “Пинта”, а вот величественная “Санта-Мария” принадлежала к новому поколению парусников - караккам. Одним словом, каравелла – это парусное судно, которое благодаря своей маневренности наряду с более совершенными каракками сумела доплыть до берегов Новой Земли. Эти корабли, как правило, были слабо вооружены. Небольшой размер палуб не позволял размещать на них артиллерийские пушки. Поэтому единственной защитой для них служили крупные мушкеты, которые размещались на корме.

каравелла это

Совершенствование каравелл

Со временем каравеллы стали совершенствоваться. У них вместо косых парусов появились прямые, и благодаря им судами стало легче управлять при попутном ветре. Колумбовская “Пинта” принадлежала к новому поколению каравелл, и у нее были прямые нелатинские паруса, в то время как у “Ниньи” они были треугольными, как у классических моделей, которые изначально служили в рыболовных целях.

Колумб перед пересечением Атлантики у Азорских островов решил заменить косые паруса на “Нинье” прямыми. И не ошибся. Ведь если бы не это, то каравелла, возможно, не смогла бы добраться до берегов Америки. Так постепенно вышли из потребления паруса латинского типа. И если бы после этого кого-то спросили, что такое каравеллы, то уже никто бы не ответил, что это суда с косым парусным снаряжением.


Каравелла — тип легкого и маневренного парусного судна (в прошлом рыбацкого с водоизмещением около 20 тонн.) обычно двухмачтового или трехмачтового с косым латинским парусным вооружением.Разработан в 15 веке португальцами для исследования западного побережья Африки и Атлантического океана,в скором времени конструкция успешно была позаимствована испанцами и далее стала довольно распространенной во всей Европе дав начало эпохе Великих географических открытий.

Конструкция

Размеры и конструкция корпуса. Типичная длина каравеллы 15-35 метров, ширина 4-9 метров, осадка 2-4 метра, водоизмещение 50-80 тонн, иногда до 200 тонн. Отличительной чертой каравелл на то время был полуют — длинная, относительно высокая (но значительно меньше, чем у каракк и более поздних галеонов) надстройка на корме. В случае с носовой надстройкой-форкастль каравеллы имели не всегда. Имея легкий вес,маневренность и хорошую скорость каравелла была благом для моряков. Ранние каравеллы обычно имели два или три мачты с косыми парусами , а поздние типы имели четыре мачты. Ранние каравеллы 15-го века была среднюю длину от 12 до 18 м (от 40 до 60 футов), средней мощностью от 40 до 50 тонн,высокое отношение длины к перекладине вокруг от 3,5 до 1, и узкий эллипсоидальный каркас, что делало их очень быстрыми и маневренными. К концу 15 века каравеллы незначительно менялись и начали быть похожими на Каракки,в основном менялся размер самого судна и формы парусов.На фок-мачте и Грот-мачте расположили квадратный парус ,а на Бизань-мачте треугольный.Именно в таких судах, Христофор Колумб отправился в свое экспедиции в 1492 году, Санта-Мария была сто тоновым Кракком (Он-же Нау,Нао), который служил в качестве флагмана, и Пинта и Нинья были меньше каравеллы около 15-20 м, водоизмещением 60-70 Тонн.



Вооружение

На ранних каравеллах использовалось лёгкое артиллерийское вооружение в виде небольших бомбард (иногда упоминается как ломбарда) на верхней палубе,хотя обычно они с корабля не использовались,в основном лёгкие бомбарды грузились на лодки и устанавливались для ведения огня на берегу.Тем не менее мощь некоторых бомбард была довольно хороша.Так к примеру судя по дневнику Лас Касаса для демонстрации силы был уничтожен севший на мель кракк Санта Мария.Стреляли бомбарды свинцовыми,каменными ядрами и картечью,свинцовые ядра могли изготавливать прямо на борту.

История

До 15-го века, европейцы были ограничены прибрежной каботажной навигацией с помощью барж (Барса) или balinger (barinel), древних средиземноморских грузовых судов примерно от 50 до 200 тонн. Эти лодки были хрупкими, имея только одну мачту с фиксированным квадратным парусом, что не позволяло преодолеть навигационные трудности на юге океанской разведки, так как сильные ветры , мелководья и сильные океанские течения легко сбивали их с курса и выводили из строя.
Каравелла была разработана примерно в 1451 году на основе существующих рыболовных судов под эгидой принца Генри Навигатора из Португалии, и вскоре стала предпочтительным транспортом для португальских исследователей, как Бартоломео Диас, Васко да Гама или Фердинанда Магеллана (Фернан де Магальяйнс).
В конце XVI столетия каравелла уже перестанет быть основным исследовательским судном и им на замену придут Нау (оно-же Каракка), судно похожей конструкции, но больших размеров.

Читайте также: