Сообщение о хозяйстве повседневной жизни и быте жителей беларуси в первой половине 19 века

Обновлено: 06.07.2024

Общественно-политическая ситуация в Беларуси была обусловлена ее вхождением в состав Российской империи. В первой половине XIX в. экономическое и политическое влияние на территории Беларуси находилось в руках польской и ополяченной шляхты. Ее представители были основными участниками общественно-политического движения. Шляхта стремилась к восстановлению Речи Посполитой в границах 1772 г. Эта идея была главной в деятельности тайных обществ, которые являлись основной организационной формой революционного и национального движения в первой половине XIX в.

В 1817 г. студенты Виленского университета (Т. Зан, А. Петрашкевич, Я. Чечот, А. Мицкевич, И. Ежовский и др.) создали общество филоматов (любителей наук). Первоначально филоматы занимались только самообразованием. Со временем они осознали необходимость социально-экономических и политических реформ: ликвидации крепостного права, установления конституционного правления. Но главной целью филоматов было возрождение Речи Посполитой. Среди филоматов был И. Домейко, который после участия в восстании 1830—1831 гг. уехал за границу и оказался в Чили, где за свою научную и просветительскую деятельность был объявлен национальным героем.

В 1820 г. филоматы организовали новую тайную организацию - общество филаретов (приверженцев благотворительности). Вместе с распространением образования в обществе они пропагандировали идеи равенства и свободы, вплоть до ликвидации крепостного права и провозглашения независимости народов. В 1817-1823 гг. в Королевстве Польском и на белорусских землях существовало около 50 тайных организаций учащейся молодежи. Царское правительство видело опасность в идеях филоматов и филаретов, их деятельность была запрещена. В 1823 г. тайные общества были раскрыты. 20 человек были арестованы (среди них А. Мицкевич, Т. Зан, И. Домейко) и высланы во внутренние губернии России.

Социально-экономическое положение характеризовалось наличием фольварочно-барщинной системы хозяйствования и полной личной зависимостью крестьян от помещиков. Вся пригодная для обработки земля помещиков находилась в пользовании крестьян, плативших за это помещику денежный чинш или натуральный оброк.

Большая часть крестьян переводилась на барщину — обработку помещичьей земли. В середине XIX в. крестьянским хозяйствам, имевшим надел в одну волоку (мера площади, равная 21,36 га), устанавливалось 12 дней барщины в неделю (по 6 дней мужской и женской). Такие условия труда не вызывали у крестьян материальной заинтересованности.

Чтобы ослабить крепостные отношения, в 1844— 1857 гг. была проведена инвентарная реформа в помещичьей деревне. Крепостные крестьяне должны были выполнять в пользу помещика разные повинности, закрепленные в инвентарях — документах, где описывались владения помещиков и определялись размеры крестьянских повинностей. Инвентари составлялись и регулярно пересматривались самими владельцами. Суть инвентарной реформы заключалась в регулировании размеров наделов и крестьянских повинностей, которые закреплялись в обязательных как для крестьян, так и для помещиков инвентарях. Однако реформа вызвала сопротивление помещиков, не желавших нормирования крестьянских повинностей.

В первой половине XIX в. в Беларуси начался промышленный переворот. Происходит переход от ремесленного производства к фабричному, были построены первые суконные фабрики в местечках Хомск и Коссово Гродненской губернии. На этих фабриках применялись паровые двигатели, что считается признаком перехода от ручного к машинному труду. Особенностью промышленности Беларуси была ориентация на переработку сельскохозяйственного сырья. Поэтому промышленные предприятия находились преимущественно в сельской местности, а не в городах.


1. Каковы были особенности формирования белорусской нации в XIX в.?

2. Что такое менталитет и каковы его основные черты у белорусов?

Сайт: Профильное обучение
Курс: История Беларуси, XIX – начало XXI в., 11 класс
Книга: § 24–3. Быт и образ жизни населения Беларуси в XIX в.
Напечатано:: Гость
Дата: Вторник, 1 Март 2022, 01:29

Оглавление

1. Сельская община, ее влияние на обычаи и обряды белорусов

Народные обычаи и традиции представляют собой уникальный пласт материальной и духовной белорусской культуры. Их характерные черты были тесно связаны с сельской общиной, которая исторически сложилась на белорусских землях.

Устоявшиеся в рамках сельской общины обычаи и обряды являлись составной частью уклада жизни белорусов. Самыми распространенными были толока, сябрына, бонда, вечорки, колядование, волочебный обряд.



Общинный характер имели вечорки — посиделки, которые обычно организовывались по окончании полевых работ. В осенне-зимний период молодежь собиралась в одном большом доме, девушки обычно приходили каждая со своим рукоделием, прялкой или вышивкой. В процессе работы вели разговоры, пели народные песни. Молодые люди чаще всего во время таких посиделок плели лапти.

С Пасхой был связан волочебный обряд. Волочебники обходили с обрядовыми песнями все дома, прославляли их хозяев и членов их семей, желали мира, счастья и добра.

Популярным был праздник, связанный с днем летнего солнцестояния, — Ивана Купалы, который отмечали в ночь с 23 на 24 июня по старому стилю. Обязательной частью обрядов в ночь этого праздника являлись хороводы и прыжки через костер, который, по древним поверьям, способствовал очищению души и защищал от болезней, колдовских чар и дурного глаза. Согласно традиционной легенде, в ночь на Ивана Купалу распускается цветок папоротника, и тот, кто найдет его, обязательно будет богатым и счастливым.

Самые важные обряды были связаны со сбором урожая — дожинки и зажинки, которые сопровождались песнями. В содержании песен магическая сила придавалась первому и последнему снопу — символу урожайности и достатка. В них воспевались крестьянский труд, надежды на лучшую долю, протест против крепостного гнета.

2. Быт крестьян. Образ жизни рабочих

В середине XIX в. среди крестьянства Беларуси была распространена большая и малая патриархальная семья. Большая семья состояла из нескольких супружеских пар, жила в одном доме и вела общее хозяйство. Всем имуществом в такой семье распоряжался ее глава, он пользовался большим авторитетом. Важнейшие хозяйственные дела (начало сельскохозяйственных работ, приобретение или продажа имущества, скота и т. д.) решались при участии взрослых членов семьи, особенно мужчин, хотя в окончательном решении основная роль принадлежала главе семьи. В больших семьях существовало строгое разделение труда между мужчинами и женщинами. Распорядителем основных хозяйственных работ был отец, а в случае его отсутствия — старший сын. Глава семьи пользовался большим авторитетом. Женщина становилась главой семьи только после смерти мужа, если в семье не было взрослого сына. Всеми женскими работами управляла жена хозяина, сам он обычно не вмешивался в специфически женские работы.

Малые семьи по своему характеру и укладу были тоже патриархальными, особенно в том случае, если муж и жена проживали вместе с родителями. В таких семьях ведущую роль играли родители мужа. Жене часто приходилось терпеть придирки со стороны свекра или свекрови. Жена не была в равных правах с мужем.


В отличие от крестьянского быта уклад жизни рабочих был менее патриархальным. Семейные традиции были более простыми. Для рабочих характерной была только одна форма семьи — малая. От малой крестьянской семьи она отличалась тем, что не являлась производственной ячейкой, не была основана на частной собственности на средства производства. Молодые юноши и девушки были более самостоятельны в выборе мужа или жены. Утратило значение приданое (выкуп) для невесты, которое было распространено в деревне. В рабочей семье было больше равноправия между ее членами, в том числе между женой и мужем.

3. Питание населения

Источником питания белорусского крестьянства являлось его хозяйство. Поэтому в рационе белорусов было много овощей: капусты, свеклы, моркови, репы, картофеля и т. д. Из овощей готовили жидкие щи, борщ. Из картофеля — клецки, картофельную бабку, драники (картофельные блины). Количество, качество и разнообразие пищи зависели от уровня материального благосостояния различных слоев деревенского населения.

Основным продуктом питания белорусского крестьянства был хлеб. Его употребляли в будни и праздники, в постные и скоромные дни, дома, на работе и в дороге. Он был как самостоятельным кушаньем, так и необходимым дополнением ко всем блюдам. Хлеб пекли из ржаной, картофельной муки, но чаще всего из непросеянной с добавлением различных зерновых культур (ячмень, просо, гречка и т. д.).

Мясо как самостоятельное кушанье на крестьянском столе появлялось в редких случаях. Каждая семья в своем хозяйстве имела кур, более зажиточные — индюков. Выращивали уток, гусей.

Молоко чаще употреблялось как приправа к различным кушаньям. Добавлялось оно в незначительных количествах и при подаче блюда на стол.

Ежедневная пища белорусского крестьянина менялась в зависимости от времени года. Весной переходили на свежую зелень, варили крапиву, щавель. В летней пище преобладали свежие овощи: зеленый лук, иногда с квасом, отваренные бобы. Более разнообразной и обильной пища была осенью после сбора урожая.

Независимо от имущественного положения и времени года в питании белорусских крестьян сохранялись различия в праздничные и обычные дни, в посты и мясоеды. Обрядовые блюда готовились как в дни христианских религиозных праздников, так и в традиционные народные праздники, связанные с пережитками дохристианских верований.

Состав блюд домашнего питания рабочих дореволюционной Беларуси мало отличался от крестьянского. В нем преобладали каши, картофельные блюда, мучные изделия. Молоко и овощи рабочие употребляли реже, чем крестьяне. На предприятиях столовых обычно не было. Рабочие питались всухомятку, нередко хлебом с водой.

Все эти особенности сохранились в быту белорусского населения вплоть до 1917 г.

4. Семейные и религиозные праздники и обряды

Для семейного быта характерным было сохранение традиций, обрядов, обычаев предков. Семейные обычаи и обряды объединяли семью, служили своеобразным механизмом для передачи этнических традиций, морально-этических норм и принципов от старших к младшим. Они помогали каждой отдельной семье отметить такие радостные и важные события как рождение ребенка, свадьба, новоселье или снять эмоционально-психическое напряжение в случае смерти близких людей.


Из семейных обрядов наиболее красочным была и остается свадьба. Свадьбу справляли осенью после окончания полевых работ, зимой или же ранней весной перед началом сева.

Похороны, похоронный обряд — один из важнейших комплексов семейных обрядов, завершающих жизненный цикл. Сроки похорон определялись по прошествии трех суток со времени кончины. В дом приглашали священника, который с момента смерти и до самых похорон читал над покойным молитвы. Как правило, похороны заканчивались поминками, для чего готовили специальные поминальные кушанья. Поминовение усопших устраивалось не только в первый день после похорон, но и на девятый, и на сороковой день. В память обо всех умерших в христианском календаре есть особые дни, праздники — родительские субботы, Дзяды, Радуница, — в которые они поминают своих родных и близких.

Наряду с семейными праздниками и обрядами в белорусской деревне почитали и религиозные — Коляды, Пасху, Семуху и др., а также праздники производственно-сельскохозяйственного направления — первый выгон животных в поле, сбор урожая (Яблочный спас), окончание медового сезона (Медовый спас).

Традиционные обряды, обычаи, в сокращенном виде или переосмысленные, сохранились и у современных белорусов.

Вопросы и задания


1. Объясните, в чем заключалось влияние сельской общины на обычаи и обряды белорусов.

2. Сравните быт крестьянского населения и рабочих. Покажите взаимосвязь между занятиями и образом жизни различных групп населения.

3. В чем заключались особенности питания крестьян? Какие из крестьянских блюд считаются блюдами белорусской национальной кухни?

4. Составьте краткий календарь праздников жителей Беларуси в XIX в.

2. Подсчитайте количество дней барщины в неделю, которые нужно было отрабатывать крестьянской семье, пользовавшейся наделом в 1⁄2 волоки земли.

Барщина — одна из главных повинностей, которую выполняли почти все помещичьи и абсолютное большинство государственных крестьян. В конце XVIII в. с одной волоки нужно было отрабатывать 8 дней барщины в неделю: по 4 дня мужской и женской работы. В середине XIX в. барщина составляла уже 12 дней в неделю с волоки (по 6 дней мужской и женской работы). В конце XVIII в. количество дней барщины в неделю, которые нужно было отрабатывать крестьянской семье, пользовавшейся наделом в 1⁄2 волоки земли, составило бы 4 дня барщины в неделю: по 2 дня мужской и женской работы. А в середине XIX в. – 6 дней: по 3 дня мужской и женской работы.

3. Определите, о каком явлении поется в народной песне:

  • Цяжка ды важка жыць на радзіме,
  • Цяжка ды важка, як на чужыне,
  • Свеціць сонейка — ды не нам,
  • Свеціць яснае — ды панам.

В этой народной песне поется о таком явлении, как крепостное право. Жизнь крестьян того периода была очень тяжелой. Крепостные крестьяне были обязаны выполнять в пользу помещика различные повинности. Они сами, их труд и имущество принадлежали владельцам. Крепостных продавали по одному и семьями, взрослых и детей, мужчин и женщин, с землей и без нее, дарили и обменивали на любую вещь, ссылали без суда на каторгу, били розгами. Произвол помещиков практически ничем не ограничивался, так как крестьянам запрещалось даже жаловаться на них.

4. Объясните причинно-следственную связь между следующими историческими явлениями: нарастание крестьянских выступлений → меры правительства, направленные на решение аграрного вопроса.

Нарастание крестьянских выступлений, спровоцированных усилением крепостного гнета, привело к тому, что с каждым десятилетием помещикам и властям становилось все сложнее держать крестьян в повиновении. Это, в свою очередь, вынудило правительство принять меры, направленные на решение аграрного вопроса.

5. Можно ли считать реформу П. Д. Киселева в государственной деревне положительным явлением? Используйте для обоснования своего ответа карту на с. 5 атласа с показателями увеличения земельных наделов государственных крестьян и уменьшения их повинностей.

Как известно, подавляющее большинство современных белорусов являются потомками крестьян. И если отбросить в сторону либеральные мифы о счастливой и зажиточной жизни крестьян Западных губерний России (куда относилась и территория современной Беларуси), то на поверхность выступает крайняя нищета, неустроенность крестьянских хат и периодический голод.

Жизнь и быт полесского крестьянства XIX века

Жизнь и быт полесского крестьянства XIX века

на фото слева - крестьянка, фото примерно 1890г.

В таких жутких, с позиции современного человека антисанитарных условиях, крестьянские семьи жили практически в полной нищете. Вот как описывал подполковник Бобровский их рацион: «Пища крестьян состоит из хлеба, огородных овощей, молока, мяса и грибов; она груба и неприхотлива. Хлеб из ржаной и дурно просеянной муки, вообще вкусный и здоровый; у бедных хлеб делают с примесью ячменя и картофеля; мякина – необходимый спутник крестьянского хлеба. Щи – необходимое кушанье, делаются из кислой серой капусты и приправляются овсяной или ячменной крупой; борщ из бураков, кашица – похлебка из круп, приправленная луком. Картофель в разных видах, горох, чечевица, огурцы, редька и разные пироги. Сало в большом употреблении, им приправляются все кушанья; по праздникам едят овечье мясо, а иногда копченую говядину. Жареное – гусь, поросенок – на крестьянском столе попадается весьма редко.

Жизнь и быт полесского крестьянства XIX века

Жизнь и быт полесского крестьянства XIX века
Жизнь и быт полесского крестьянства XIX века

Жизнь и быт полесского крестьянства XIX века

на фото справа - П.О.Бобровский

Источник:
Автор: Никита Стриж

Дополнительные материалы по теме:














© Виртуальный Брест 2001 - 2022 ----- Контакт с редакцией
Использование материалов разрешено только при указании прямой ссылки на сайт Виртуальный Брест!
Услуги оказываются ИП Кухарчик Ю.А. Свидетельство № 441р/0167051 УНП 290724940

Читайте также: