Сообщение о первобытных жителях кольского края

Обновлено: 02.07.2024

Заселение Кольского полуострова началось очень давно. Археологи обнаружили стоянки людей каменного века. Они относятся к 7-11 тыс. до н.э. Предки современных саами появились здесь во 2 тыс. до н.э. Саамы (лопари) — коренное население Кольского полуострова — с древних времен занимались оленеводством, охотой, рыболовством. Торговля и развитие промыслов в Европе требовали освоения новых территорий с целью использования их природных ресурсов. Первые русские поселения возникли на полуострове в 9-11 веках. В летописях говорится о сказочных богатствах Мурмана: пушнине, рыбе, оленях, морском звере. В XI в. новгородцы на своих судах уже бороздили воды Белого и Баренцева морей.

В X-XII вв. новгородцы завладели огромной территорией севера от Финского залива и Кольского полуострова до бассейна Печоры. Уже в 1 половине 12 века среди Новгородских земель числится волость Тре (Терский берег Белого моря), а в 13 веке упоминаются русские села Варзуга и Кола. Русские быстро заселили побережье полуострова, осваивали морские пути вокруг Терского волока (так в летописях назывался Кольский полуостров). Появление русских не только способствовало развитию края, но и обеспечило защиту коренного населения от набегов западных завоевателей.

В 16-18 веке Кольский полуостров играл заметную роль в экономике России. Но к началу 19 века экономическое развитие края замедлилось в связи с открытием новых торговых путей, несмотря на огромные природные богатства полуострова.

В 17 веке саамы занялись разведеним оленей. До этого они их просто отлавливали диких оленей и использовали их а качестве транспортного средства и в пищу. На Мурманском берегу быстро развивался рыбный промысел. К концу столетия ежегодно вылавливали 200-250 тыс. пудов рыбы. В 1803 году образовалась Беломорская компания по добыче рыбы и морского зверя. К середине 19 века на Мурман ежегодно стали приходить до 500 поморских судов, которые вылавливали более 400 тыс. пудов рыбы. При этом на Кольском полуострове проживало к началу 19 века около 5 тыс. человек, а в его конце — около 9 тыс. человек.

С 1860-х годов Мурман стал для многих берегом надежды. Русские власти хотели заселить пограничное побережье и, чтобы привлечь и поддержать переселенцев-колонистов, готовы были предоставить им разнообразные льготы и привилегии. По приглашению русского царя сюда прибыли около полутора сотен переселенцев из Норвегии, а также из Финляндии. Так и образовались в Цып-Наволоке на полуострове Рыбачий крупные поселения норвежцев, а в Ура-Губе (Кольский район) — финнов.

Центральные районы Кольского полуострова оставались покрыты туманом неизвестности очень долго. Все имеющиеся до 1840 года карты были неверными в принципе. И лишь летом 1840 года среднюю часть Кольского полуострова пересек маршрут А.Ф. Мендельдорфа. Карта его пути из Колы в Кандалакшу оказалась достаточно точным изображением бассейна Имандры.

Углубленное географическое исследование Кольского полуострова началось лишь во второй половине 19-го века экспедициями Н. Кудрявцева (1881) и Ш. Рабо (1884), финских ученых В. Рамзая, А. Чильмана и А. Петрелиуса (1887-1889). Топограф финской экспедиции А. Петрелиус первым произвел полуинструментальную съемку бассейна Имандры. Геолог Н.В.Кудрявцев наряду с геологическими наблюдениями делал зарисовки, собирал интересные материалы по топографии и топонимике района.

Саамы, или, по-другому их называют, лопари - народ Севера Европы, основная масса которых живет в Норвегии, Швеции и Финляндии. Часть саамов живет в России, на Кольском полустрове, 2 000 человек.

Я ездила к саамам в России в 2011 году, мне было интересно воочию увидеть малочисленные народы Севера. Саамы - самобытный народ, относящийся к финно-угорской группе народов, тем не менее, их язык не схож с языками этой группы. Он обособлен, в сторонке, так сказать (если по-простому, то это язык, пути появления которого не совсем ясны). Этот язык сложнее русского, примерно раз в 5. Так мне сказали саамы. Всё, что я рассказываю здесь или пишу, это с их слов.

Русские лопари проживают в п. Ловозеро Мурманской области. Это основная их локация на данный момент. А вообще. лопари - кочевой народ. Если есть олени, то есть и саамы, которые кочуют по всему полуострову, меняя места пастбищ оленей. И они были рассеяны по всему Кольскому полуострову до советской власти, которая определила им место жительства в поселке Ловозеро. А несогласных с её политикой советская власть убирала. Было страшно про это слушать, как людей топили в баржах. И как саамы из народа с самобытной культурой превратились в оседлых практически "русских" людей. Саамский язык был запрещен, люди общались на нём меж собой тайком, если осмеливались. И так выросло поколение людей, не знающих свой родной саамский язык. И осталось после "чистки" 2 000 человек саамов, которых до этого было больше.

Было печально слушать, что из 2 000 человек осталось лишь несколько, кто знал свой родной язык. Мы жили у одной семьи дома, не в гостинице, сказали, что мы путешественники, и попросились переночевать. Я не совсем поняла, это буквально, что знающих саамский язык как родной осталось 5-7 человек, или я что-то не поняла. Да и за давностью поездки начинаешь сомневаться даже в том, что помнишь. Например, мы жили у пары, которой было лет по 50-60, они не знали саамского. Их родители шепотом между собой общались на саамском, но дети уже не усвоили язык.

Кстати, интересен тот факт, что у саамов не было письменности. Первые попытки "засистематизировать" их язык были предприняты до 1900х гг. Потом этот процесс надолго оборвался, и первый букварь был выпущен в 1980х гг., когда саамы практически позабыли свой язык, и они учат его как иностранный.

Сейчас всячески поднимается культура саамов. Это ремесла и одежда. Ремесленные изделия рассчитаны на туристов, но они сделаны достойно, без всякого пафоса, как и положено изделиям древнего народа со своей культурой.

Оленья шкура, лежавшая дома

Олень - основное животное в их жизни. С ним саамы кочуют, ездят на санях, едят оленину, из его кожи делают одежду, сапоги и украшения. Из рога оленя делают украшения и различные предметы быта. Ко всему, что я перечислила, можно применить прошедшее время. Сейчас это попытки сохранить исчезающую культуру. Но, конечно же, остались саамы, кочующие в глубине Кольского полустрова. Но на эту тему саамы не распространялись, и на мой вопрос, а можно ли посмотреть оленей, тоже не стали отвечать, ушли в сторону. При чем, отклонялись от ответа все. То ли не хотят говорить, то ли не знают, в чем я сомневаюсь.

Не так давно я видела в интернете фотографию саама в санях с оленями, едущему по замерзшему Ловозеру. Рядом с поселком есть одноименное озеро. Туда и я мечтала попасть, но дело было зимой, а саамы оказались не больно разговорчивы на эту тему, ездит ли вообще туда кто-нибудь и есть ли там кто-то, а одна я не хотела ехать. Так что я обзавидовалась тому, кому удалось сделать эту фотографию.


С XV века на Кольском полуострове появились три первые поселения. Два посёлка - Варзуга и Умба существуют и в наше время, а Корельский погост остался на страницах древнейших летописей. Считается, что первые поселения, в которых обосновались поморы, появились на Кольской земле ещё в XI-XII веках. Но об этих сёлах нет никаких упоминаний в летописях тех лет. Оттого принято считать, что первое постоянное поселение возникло с XV века, когда старец рассказал в своем письме о маленьком селе на Крайнем Севере.

Корельский погост

Самое первое поселение Заполярья впервые упоминается в источниках новгородских летописцев. Так, в письме, датированном 1419 годом, говорится о Корельском погосте на реке Варзуга, который был разрушен норвежскими войсками.

Как считают историки, погост в Варзуге называли Корельским, поскольку он был основан преподобным Евфимием Корельским и его учениками из Николо-Корельского монастыря.


Эти священнослужители родом из Архангельской области, были первыми переселенцами, которые основали на Кольском полуострове постоянную обитель.

Между прочим, Николо-Корельский монастырь также упомянут в новгородских летописях 1419 года. В древней хронике указано, что святыня была сожжена норвежцами.

Умба и Варзуга

С момента разрушения Корельского погоста в русских летописях не упоминалось о постоянных поселениях на Кольском полуострове. Только спустя 47 лет, в документах Соловецкого монастыря, появились упоминания о двух сёлах Заполярья.

В 1466 году Тимофей Ермолинич указал в своем письме, что он передаёт свои угодья на реке Варзуга Соловецкому монастырю из Архангельской области. Старец указал, что отдаёт храму в земельное владение Умбу и Варзугу.

С тех пор на Кольском полуострове возникли постоянные поселения, в которых переселенцы строили дома, занимались промыслом, исследовали новые территории Заполярья.

Как появилась Умба

Первоначально переселенцы из Архангельской земли обосновались возле устья реки Вялы, впадающей в Умбу. Поморы поселились на неприметной территории, чтобы защитить свои семьи от недругов.

Спустя несколько лет северяне начали строить дома возле реки Умбы, которая была богата подводной фауной. Так возникшее новое селение стали называть Новой Умбой, а старое – Воскресенским погостом.

Но поморы всё же не смогли избежать вражеских набегов. В 1589 году Умба была разграблена и сожжена шведскими войсками. Однако после нашествия врагов поморы вернулись к прежнему укладу жизни.

Основой всего хозяйства у жителей Умбы была добыча рыбы и нерпы. Осенью они забивали тюленей, выходящих в больших количествах на камни, а весной добывали зверя на льду. Охотники обменивали свою добычу, либо продавали её поморам, приходящим из Кеми.


Помимо ведения хозяйства, жители Умбы практиковались в письме - они составляли договоры, прошения и грамоты.

Причем, как отмечают историки, уровень грамотности у северян был не ниже, чем в других поселениях России.

Согласно старинным летописям, в середине XVIII века в сельской общине состояло 300 человек. Спустя век умбские крестьяне на собственные средства построили церковь Воскресения Христова. Это деревянное строение 1894 года, построенное руками поморов, до сих пор находится под северным небом Умбы.


Об истории Варзуги

Важную роль в жизни Варзуги играл Соловецкий монастырь, которому досталась во владение эта территория. Благодаря служителям церкви в поселении строились дома и храмы, велось хозяйство.

Жители деревни разводили крупный рогатый скот, овец, лошадей и оленей. Однако, в основном, они занимались рыболовством.

Выращивание сельскохозяйственных культур поморам не удавалось из-за сурового климата. Но в реке Варзуга переселенцы добывали жемчуг из раковин, который, впоследствии, продавали.


В середине XVI века в мирную жизнь поморов вторгся московский карательный отряд опричника Басарги Леонтьева, который разгромил жилища крестьян.

Поморы лишись домашней утвари, одежды, промысловых судов, рыболовных снастей и прочих орудий труда.

В Варзуге поморы также оставили после себя след в истории. Например, Успенская церковь, основанная церковнослужителями Соловецкого монастыря в
конце XVII века. Этот храм стоит в селе Варзуга на протяжении четырех веков.

Эту статью могут комментировать только участники сообщества.
Вы можете вступить в сообщество одним кликом по кнопке справа.

Галина Соколова,
Санкт.Петербург

Следы древних ариев на Кольском полуострове. Сейды и лабиринты

s640x480.jpg

Гиперборея на карте Меркатора


Влияние электромагнитного поля Землина судьбы людей

karta severa.jpg

Группа зороастрийцев вместе с членами туристического клуба СанктПетербурга недавно побывала на горе Воттоваара, священном хранилище древних тайн, и стала свидетелями грубого вторжения в природный ландшафт, которое влечет за собой неизбежное разрушение этого сакрального комплекса. После поездки было организовано движение в защиту горы Воттоваара, сбор подписей с просьбой к правительству края сохранить в первозданном виде это уникальное место, которое, возможно, являлось одним из поселений древних ариев. К сожалению, обращение в вышестоящие инстанции не было понято и не принесло желаемых результатов.


Связь сейдов с геологическими особенностями региона

 горе Воттоваара_0.jpg

На горе Воттоваара

Само расположение сейдов относительно друг друга не носит случайного или хаотического характера. Космопланетарная энергетика в местах их расположения превышает любые допустимые нормы. В. Н. Демин в своих книгах отмечает, что энергетический эффект усиливается в случае использования огня, однако в основном это происходит при совпадении
проводимых сакральных экспериментов с определенными календарными датами (например, с днями летнего и зимнего солнестояния).

Сейды — хранители древних тайн

-птица_0.jpg


Сейд-птица

 ступени_0.JPG

Каменные ступени, ведущие в никуда. Гора Воттоваара

Арктика как колыбель арийской цивилизации

Исследования таких ученых, как Рене Генон, Гвидо фон Лист, Юлиус Эвола, Герман Вирт, подтверждают существование древней прародины человечества — легендарной Гипербореи — на Крайнем Севере. Во время археологических экспедиций современных русских исследователей (В.Н. Демина — на Кольском полуострове и Г.Б. Здановича — на Южном Урале) в России были найдены древнейшие очаги протоарийской культуры.

 астрономической обсерватории_1_0.jpg


Схема астрономической обсерватории

 в Ð¥Ð¸Ð±Ð¸Ð½Ð°Ñ _0.jpg

Каменная пирамида в Хибинах — хранительница древней цивилизации


Солнечные культы на Кольском полуострове

Спиральная природа лабиринтов

Каждый лабиринт содержит в себе спираль в качестве первичного символического элемента. Спираль — это сакральная форма в нашей жизни. Она есть во всей природе. Спирали можно обнаружить в рогах некоторых животных (например, у оленя), морских раковинах, в сосновых шишках, подсолнухах, розах и др. Орган слуха в наших ушах тоже имеет форму спирали. Древний авестийский символ зодиакального знака Рака, символическое значение которого — дом, родина, корни предков, тоже включает спираль. А спираль в развитии — это свастика, символ творческого развития Вселенной.

Типы лабиринтов

Движение энергии при прохождении по лабиринту

Символическое значение лабиринта в мифах

Версии происхождения лабиринтов

Рассмотрим наиболее значимые версии о предназначении лабиринтов.

1. Памятники ритуальной магии.

3. Лабиринт как древнейший календарь.

4. Указатели на близость иных пространств и измерений.


Хранители сакральной информации

Таким образом, разные версии о предназначении лабиринтов свидетельствуют о том, что все они имеют нечто общее. Все лабиринты включают в себя спирали (как символ свертки и развертки пространства и времени) и связаны между собой. Вполне очевидно, что в древности они служили для связи с предками и инициаций. Прохождение по лабиринтам дает выход на подсознание, включение кармической памяти, раскрытие своей истинной сущности, творческого начала. Лабиринты включают в себя свастиковую символику, которая отражает развитие Вселенной и человека в ней.

Свастика проявляетживую и мертвую воду, взаимосвязь сознания и подсознания, коллективных и индивидуальных ритмов, активного и пассивного начала. Она позволяет восстанавливать и сохранять гармонию между развитием человека и Космоса. Проходя по лабиринту, человек мог сгармонизировать свое внутреннее состояние, восстановить энергетический баланс, включаясь в космические ритмы, достичь преображения сознания.
Некоторые схемы лабиринтов удивительно похожи на очертания одной из со
хранившихся старинных карт — карты Меркатора, наиболее известного картографа всех времен, опиравшегося на какието древние знания, где Гиперборея изображена в виде огромного арктического материка с высокой горой (Меру) посередине. В лабиринтах, так же как и на карте Меркатора, есть центр и ориентация на стороны света. Поэтому с уверенностью можно сказать, что лабиринты символически моделируют картину далекого прошлого, когда центром мира была таинственная гора Меру, которая находилась в центре мира, на северном полюсе. А гора Меру в представлениях всехнародов мира является обителью рая на Земле. В некоторых древних источниках также говорится, что именно туда отправляются души умерших после смерти. Когдачеловек проходит по лабиринту и достигает центра, он символически возвращается в исходную точку своего существования, когда не было зла на Земле и это дает ему возможность вернуть утраченную целостность и силу богов.

svastika.jpg


Лабиринт как символ сакральной информации

Безусловно, и сейды, и лабиринты являются хранителями сакральной информации. Они служат как бы опознавательными знаками необычной энергетики данной местности. Соприкосновение с памятниками древности помогает нам приобщиться к тайнам мироздания, ощутить свою связь с нашими предками, с истоками нашего бытия, чтобы выйти на новый созидательный виток своего развития. Поэтому для нас очень важно
знать, что они несут в себе, чтобы не дать бездумно уничтожить эти следы далекого, но родного прошлого.
_____________________________________________________________________

Читайте также: