Сообщение по истории россии 8 класс художественная культура
Обновлено: 06.05.2024
Раздел IV русская культура, наука, общественная мысль после петра великого. Русская художественная культура 18 века. Архитектура. Скульптура. живопись. Культура и быт российских сословий 8 класс Составитель: Сафаралеева Юлия Уразмухаметовна
План урока: Повторение ранее изученного материала А) Как написать учебный проект по истории? Б) М.В. Ломоносов В) Общественная мысль второй половины 18 века Г) Русская литература, театральное и музыкальное искусство. 2. Изучение нового материала А) Развитие русского художественного творчества Б) Русская архитектура В) Русская скульптура Г) Русская живопись Д) Изменение в культуре и быту Е) Крестьяне и горожане Ё) Повседневная культура дворянства Ж) Дворянская усадьба 3. Задания для закрепления и рекомендации
Повторение ранее изученного материала А) Что такое учебный проект по истории? (Продолжение) Ребята, повторим основные компоненты введения: Актуальность – Определяется несколькими факторами: необходимостью дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению; потребностью в новых данных; потребностью практики. Обосновать актуальность – значит объяснить, почему данную проблему нужно в настоящее время изучать. Проблема – социально-значимое противоречие, разрешение которой является прагматической целью проекта. Проблемой может быть, например, противоречие между потребностью и возможностью её удовлетворения, недостаток информации о чём-либо или противоречивый характер этой информации, отсутствие единого мнения о событии, явлении и др. Гипотеза – обязательный элемент в структуре исследовательского проекта; предположение, при котором на основе ряда факторов делается вывод о существовании объекта, связи или причины явления, причём этот вывод нельзя считать вполне доказанным. Чаще всего гипотезы формулируются в виде определённых отношений между двумя или более событиями, явлениями. Цель проекта – модель желаемого конечного результата (продукта). Задачи проекта – это выбор путей и средств достижения цели. Постановка задач основывается на дроблении цели на подцели .
Повторение ранее изученного материала Ребята, это информация необходимо, например для теоретической части проекта! Особенности культурного развития России В середине и второй половине XVIII в. Российская культура развивалась под влиянием глубоких перемен, которые произошли во время правления Петра I . На приобретала в значительной степени светской характер, то есть освободилась от доминирующего влияния религии и Церкви. Было положено начало науке и светской системе образования.
Повторение ранее изученного материала сословные учебные заведения Школа и образование были подчинены теперь интересам общества и государства: стояла задача подготовить всесторонне грамотных людей, имевших специальную подготовку в какой-либо области знания или профессии. Россия в XVIII в . Была сословной страной, отсюда проистекало стремление строить систему образования по сословному принципу. Так, в 1732 г. Был основан Сухопутный шляхетский корпус, впоследствии – Сухопутный кадетский корпус. При Елизавете Петровне был открыт Пажеский корпус. В Петербурге при Смольном монастыре был открыт Институт благородных девиц.
Повторение ранее изученного материала высшее образование. основание московского университета. Сословные учебные заведения давали среднее образование. При Петербургской академии наук, созданной в 1725 г., действовал университет. В разработке его устава принимал участие М.В. Ломоносов. Однако в 1760-е гг. прекратил существование. По инициативе М.В. Ломоносова был создан Московский университет. По замыслу Ломоносова Московский университет стал внесословным учебным заведением. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).
Повторение ранее изученного материала Организация и основные задачи науки История российской науки берет свое начало в правлении Петра I . эта деятельность носила светский характер, то есть была свободна от церкви. Ученые пытались найти истину, опираясь на разум, научные методы познания мира. Первое научное учреждение в России - Петербургская академия наук. В течении всего столетия академия оставалась основным центром научных исследований в России. Пребывание иностранных ученых в Академии способствовало развитию её международных связей, сотрудничеству с зарубежными научными центрами. Деятельностью российских ученых была нацелена на потребности страны, изучение территории России, забота о ее благосостоянии. Первые шаги сделаны в изучении истории России, географии, медицины.
Повторение ранее изученного материала Медицина и здравоохранение В Х VIII в. большое внимание уделялось развитию медицинской науке. Это было связано с частыми войнами и необходимостью помощи раненным, постоянной угрозой были эпидемии. Существовало несколько центров медицинской науки. Это военный госпиталь в Москве, созданный еще при Петре I , Академия наук, Московский университет, специальное государственное учреждение - Медицинская канцелярия. Одной из самых опасных болезней в то время, являлась чума. Эффективных лекарств против нее не было, поэтому задача состояла в том, чтобы не пропустить заразу внутрь страны. От такой заразной болезни как оспа, было найдено эффективное средство - прививки. Медицина в России долгое время была уделом иностранных специалистов, но во второй половине Х VIII в. появляются русские ученые-медики.
Повторение ранее изученного материала Гуманитарные науки В области гуманитарного знания наибольшие успехи были достигнуты в российской словесности в истории. В течении всего столетия происходили изменения в русском языке, начало которым было положено при Петре I . В дальнейшем усилиями В.К Тредиаковского и М.В Ломоносова проводилась реформа литературного языка и стихосложения. В 1783г. по инициативе Екатерины II была создана Российская академия. Её задачей стало изучение российской словесности. В Х VIII в. было положено начало и научному исследованию истории России, то есть осмысление русской истории на основе исторических источников, выявлению причин и следствий событий.
Повторение ранее изученного материала
Повторение ранее изученного материала Заполните пропуск . Период отечественной истории, к которому относилась деятельность человека, изображенного на марке, известен под названием эпоха ____________.
Повторение ранее изученного материала М. В. Ломоносов Укажите одно любое историческое событие (процесс), в котором участвовал данный исторический деятель. Приведите два исторических факта, связанных с участием исторического деятеля в исторических событиях ( процессах).
Изучение нового материала Развитие русского художественного творчества Русское художественное творчество в XVIII в. прошло большой путь. Его развитие происходило в благоприятных условиях. Значительно расширился круг тех, кто испытывал потребность в произведениях искусства. Это императорский двор, вельможи и обычные дворяне, владельцы городских и сельских усадеб, заинтересованные в украшении своего быта. В 1757 г. в Петербурге была открыта Академия художеств , которая стекла центром художественного образования в России. Под руководством высококлассных мастеров, в том числе приглашённых из-за рубежа, здесь проходили обучение способные молодые люди из разных сословий и регионов России. Наиболее талантливые из них имели возможность за счёт академии продолжить обучение за границей, прежде всего во Франции пли Италии. Там они могли воочию наблюдать шедевры европейского искусства разных эпох: Античности, Средневековья, Возрождения. Русская художественная культура испытывала сильное воздействие со стороны Западной Европы , которое оказалось для России плодотворным. В России XVIII в. развивались, сменяя друг друга, те же художественные СТИЛИ (направления), что и во всей Европе. Под стилем понимается набор определённых принципов, в соответствии с которыми художник выстраивает форму и содержание своего произведения. Господство того или иного СТИЛЯ занимает целую эпоху в истории искусства, определяя развитие всех Для русского искусства XVIII в. характерны стили барокко, рококо, классицизм . В конце столетия можно говорить о появлении сентиментализма .
Изучение нового материала Русская скульптура Жанр скульптуры в допетровское время был нехарактерен для русского художественного творчества. Лишь в храмах иногда встречались изваяния святых из дерева. Со времён Петра I развивается светская скульптура: античные боги и герои, а также портреты реальных людей. В эпоху барокко значительный вклад в развитие скульптуры в России внёс Бартоломео Карло Растрелли, отец знаменитого архитектора. Будучи приближённым ко двору, он изваял бюсты Петра I и А.Д. Меншикова. Изображая Анну Иоанновну, скульптор создал целую композицию, где фигура императрицы в полный рост дополнена арапчонком, подающим ей державу, символ власти. В соответствии с принципами барокко фигуры изображаемых деятелей преисполнены величия, что подчёркивается их роскошной одеждой, орденами и украшениями. Первым среди них стал памятник Петру I . Его автор Этьен Морис Фальконе был приглашён из Франции. Он изваял преобразователя России в образе римского императора-законодателя на вздыбленном коне, вознесённом на каменную глыбу. Этот памятник с бронзовой статуей Петра I , Медный всадник, стал одним из самых ярких символов Петербурга. Он вдохновил А.С. Пушкина на создание одноимённой поэмы.
Изучение нового материала Изменение в культуре и быту Изменения в культуре и быту. Перемены , происходившие в культуре России в течение XVIII в., непосредственно касались повседневной людей , их быта или образа жизни, который включает поведение распорядок дня, жилище, одежду , пищу, развлечения, обряды, праздники и многое другое. Реформы Петра I в сфере культуры подразумевали значительное расширение контактов России с другими европейскими странами В результате общие принципы и стиль европейской культуры оказывали сильное воздействие и на русскую культуру. Влияние культуры просвещённой Европы в наибольшей степени явилось в жизни и быте верхов общества. Российское дворянство усваивало общеевропейские правила поведения в благородном обществе, стиль жизни и кодекс чести, восходивший к рыцарским нормам. Большинство же населения сохраняло приверженность старинному укладу жизни, обычаям и традициям, следуя им в одежде, развлечениях, повседневной жизни . Это касалось не только крестьянства, но и городского населения и даже многих представителей провинциального дворянства.
Изучение нового материала Крестьяне и горожане Крестьянство европейское влияние практически не затронуло . В одежде, питании, обрядах , развлечениях мало что изменилось по сравнению с допетровской эпохой. Русский город с точки зрения повседневной жизни также больше был похож на деревню . Побочным и важным занятием жителей было разведение домашнего скота и огородов. На окраине каждого города выделялось пространство для пастбища. Практически каждый дом имел двор и огород, в котором горожане выращивали для себя и на продажу огурцы, капусту, корнеплоды и т.д .
Задания для закрепления и рекомендации:
Задания для закрепления и рекомендации:
Задания для закрепления и рекомендации: Дорогие ребята! Для эффективной подготовки и понимания материала рекомендую прослушать на сайте Российская электронная школа Уроки 32, 33 а также решать задания на сайте Решу ВПР.
2 П ЛАН УРОКА : Стили и направления в художественной культуре. Литература. Театр Музыка Живопись Архитектура
3 Особенности культуры в первой половине XIX века: 1. Быстрая смена направлений и стилей. 2. Подъем после Отечественной войны 1812 года. 3. Усиление интереса к спектаклям, музыкальным вечерам, собиранию книг и картинам.
4 К ЛАССИЦИЗМ Основой направления; Основой направления; подражание античному искусству. Главная идея; Главная идея; просвещение и освобождение угнетенных народов.
5 Сентиментализм- Сентиментализм- Направление обращено к чувствам и переживаниям людей, а не к разуму. Возникло в 10 – х годах XIX века. Романтизм Романтизм- Это направление рисует жизнь в романтических и идеальных чертах. Реализм- Реализм- Изображение окружающей действительности в наиболее типичных проявлениях. Получил распространение в х годах XIX века.
8 Дуэль Ленского и Онегина.
10 И.А.Крылов Произведения: басни, которыми зачитывался весь Петербург и вся Россия.
17 В театре главным лицом стал Павел Мочалов, который слыл ярким приверженцем романтизма.
18 Ярким представителем актерской стези был выдающийся актер Михаил Щепкин. Каждая его новая роль, была событием в жизни Москвы.
21 Живопись этого периода, стала расцветом реализма, явным проявлением которого, стал выдающийся художник Карл Брюллов.
23 20 лет трудился над своим фундаментальным трудом «Явление Христа народу, выдающийся живописец А.Иванов.
25 Картины Федотова открывали жизнь и бытовые краски русского народа. В своих картинах он метко показывает крупные социальные проблемы.
27 В архитектуре царил стиль АМПИР, что значит имперский. Ярким его представителем был архитектор Андрей Захаров, автор Адмиралтейства в Санкт-Петербурге.
29 Андрей Воронихин стал автором монументального Казанского собора в столице империи. Именно того собора, в котором отпевали Кутузова, после смерти великого полководца.
31 Осип Бове стал творцом Москвы. Его руке принадлежит реконструкция Красной площади, Триумфальной арки, Театральной площади.
33 Д.Жилярди Здание МГУ
35 Тон. Храм Христа Спасителя. (современный вид).
37 Большой Кремлевский дворец. К.Тон.
38 Москва в середине XIX века.
39 Петербург в середине XIX века
В развитии художественного творчества в XVIII веке можно выделить эпохубарокко (40—50-е годы) и эпоху классицизма (вторая половина века).
Литература
Рубежом в развитии отечественной литературы стала середина XVIII века, когда сложилась развитая система жанров — ода, басня, элегия, трагедия, комедия, повесть, роман.
Главными отличительными чертами этого времени были также новый литературный язык и новая система стихосложения.
Основоположником нового стихосложения, лежащего в основе современной русской поэзии, был Василий Кириллович Тредиаковский (1703—1768).
Новым явлением в литературе стало и то, что писать стремились все — от самой императрицы Екатерины II до купцов и простолюдинов. Это говорило о том, что интерес к литературе становился массовым.
Театр
До середины XVIII века при царском дворе и во дворцах вельмож выступали в основном иностранные труппы. Однако подъем русской национальной культуры делал необходимым создание русского театра.
Уже при Елизавете Петровне возникли театры при учебных заведениях Петербурга (Шляхетском корпусе) и Москвы (в университете).
Одной из ярких особенностей театральной жизни в XVIII веке стало появление крепостных театров, в которых играли крепостные актеры. Наиболее известными были крепостные театры графовШереметевых в Кускове и Останкине, князейЮсуповых в Архангельском. Талантами и богатством постановок они порой превосходили казенные театры. Московских крепостных актрис П. И. Ковалеву- Жемчугову, Т. В. Шлыкову-Гранатову приезжали слушать специально из Петербурга.
Музыка
Уже в Петровскую эпоху развивалось домашнее музицирование на клавесинах и столовых гуслях.
При Анне Иоанновне была впервые создана придворная опера, в которой пели итальянские и французские певцы. Авторами музыки были также преимущественно итальянские мастера.
В середине века оперные постановки ставились не только в столицах, но и в провинциальных городах, а также в крепостных театрах.
Большой популярностью пользовались концерты русской народной музыки. Бортнянский выступил создателем русского хорового концерта.
Живопись и скульптура
XVIII век стал периодом расцвета отечественной живописи и скульптуры.
Картины отличались разнообразием жанров: от традиционных портретов и исторической живописи до театральных декораций, пейзажей, натюрмортов, сцен из народной жизни.
В развитии портретной живописи проявились две особенности: все большее внимание к повседневному быту людей и повышение художественного мастерства. Даже на парадных портретах крупные государственные деятели и царствующие особы представали простыми людьми.
Одним из известных мастеров был Алексей Петрович Антропов (1716—1795). Он обычно изображал людей среднего и пожилого возраста, выделяя их волевые качества, достоинство, уверенность в себе. Такими были парадные портреты императора Петра III, архиепископаКулябки. Антропов явился одним из основателей нового жанра живописи — камерного (небольшого) портрета (особенно интересен в этом плане портрет А. М. Измайловой).
Мастером портретного жанра был также Иван Петрович Аргунов (1729 — 1802), создавший галерею парадных изображений графов Шереметевых. Однако особенно славились его портреты простых современников — архитектора Ветошкина и его жены, супругов Хрипуновых и др. Его сын Николай Иванович Аргунов (1771 — 1829) прославился образами крепостных актрис графов Шереметевых (в частности, Т. В. Шлыковой-Гранатовой).
Особая душевная тонкость и многогранность личности отличала картины, написанные Федором Степановичем Рокотовым (1735—1808). Написанные им парадные портреты Екатерины II, ее сына Павла, графа Г. Г. Орлова отличало высокое мастерство. Выразительны были и камерные портреты (особенно А. П. Струйской).
Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735—1822) был учеником А. П. Антропова. Его работам была присуща яркая индивидуальность образов. Он создал глубокие по содержанию портреты деятелей эпохи Просвещения Д. Дидро и Н. И. Новикова, галерею портретов воспитанниц Смольного института, которых он изобразил танцующими, поющими, музицирующими.
Новые черты в живописном искусстве проявились в творчестве Владимира Лукича Боровиковского (1757—1825). Будучи автором в основном камерных портретов (лучший из них — портрет М. И. Лопухиной), он впервые дает на них, кроме изображенного образа, также пейзажный фон.
Практически все правители России XVIII века внесли большой вклад в собирание произведений художественной культуры. На покупку картин и скульптур, изделий декоративно-прикладного искусства не жалели денег даже в самые сложные периоды военного лихолетья. На этой основе возникла крупнейшая художественная коллекция петербургского Эрмитажа.
Художественные коллекции были собраны также в Москве, Ярославле и некоторых других городах страны.
Архитектура
В творчестве крупнейших русских архитекторов XVIII столетия были воплощены лучшие национальные традиции русского зодчества, обогащенные мировым наследием.
Самой крупной фигурой в архитектуре XVIII века был Варфоломей Варфоломеевич Растрелли (1700—1771). Он родился в Италии в семье скульптора. Вместе с отцом 16-летним юношей приехал в Россию. Он был автором крупнейших дворцовых ансамблей, построенных в Петербурге и его пригородах: Зимнего дворца, Большого дворца в Петергофе, Большого Екатерининского дворца в Царском Селе, дворца Строгановых, Смольного монастыря, Андреевской церкви в Киеве. Они были выполнены в стиле барокко, для которого характерно обилие колонн, пышность внешнего и внутреннего убранства зданий, обилие лепных украшений.
Основоположником русского классицизма был Василий Иванович Баженов(1738—1799). По его проектам были построены Дом Пашкова в Москве, Царицынский дворцовый ансамбль под Московой, Михайловский замок в Петербурге, несколько церквей. Характерной особенностью его творчества было то, что он первым предложил органично вписывать архитектурные сооружения в пейзаж или городскую среду.
Матвей Федорович Казаков (1738—1812) был помощником и учеником Баженова. По его проектам были возведены здания Сената в Московском Кремле, Московского университета, Голицынской и Павловской больниц, дом-усадьба Демидовых, Петровский дворец. Он создал одно из известнейших и красивейших зданий Москвы — дом князей Долгоруких, переданный затем Дворянскому собранию (Дом Союзов).
Иван Егорович Старов (1745—1808) известен реконструкцией Александро-Невской лавры, строительством ряда усадеб под Петербургом. Однако самым крупным и известным его творением стал Таврический дворец со множеством богато убранных помещений, зимним садом. Он был построен по заказу Екатерины II и подарен Г. А. Потемкину за героические победы, одержанные им в ходе русско-турецких войн.
Особенностью архитектуры второй половины XVIII века стало развитие ансамблевой застройки не только столичных площадей, но и губернских и уездных городов. В центре всегда были административные здания — губернаторский дворец, здание судебных органов, а также собор, театр, больница, гимназия, библиотека. Это вело к тому, что город становился центром новой культуры.
Итог
Художественная культура XVIII века нагляднее всего свидетельствовала о том, что Россия за короткий срок превратилась не только в великую военную державу, но и в одну из крупнейших и признанных культурных держав Европы.
1 слайд
Описание слайда:
2 слайд
Описание слайда:
Цели урока Охарактеризовать российскую культуру в начале XIX века; Изучить творчество композиторов, литераторов и художников;
3 слайд
Описание слайда:
План урока Развитие художественной культуры в первой половине XIX века; Литература; Театр; Музыка; Живопись; Архитектура.
4 слайд
Описание слайда:
Термины Ампир Национальное самосознание Художественная культура Художественный стиль
5 слайд
Описание слайда:
Проверка домашнего задания: 1 2 3 4 6 8 7 9 10 11 По горизонтали: 5. Первооткрыватель "льдинного материка". 8. Название корабля И. Ф. Крузенштерна. 9. Остров, на котором основана крепость Новоархангельск. 11. Пролив, открытый Г. И. Невельским на Дальнем Востоке. По вертикали: 1. Исследователь острова Сахалин. 2. Список букв. 3. Материк, открытый Ф. Ф. Беллинсгаузеном. 4. Правитель русских колоний в Америке в 1803-1818 гг. 6. Название корабля Е. В. Путятина. 7. Устойчивый ветер в тропических широтах над океанами. 10. Сооружение на палубе.
6 слайд
Описание слайда:
Особенности культуры в первой половине XIX века: Задание: стр. 112-114 читать Что способствовало развитию художественной культуры? Назовите особенности развития литературы и искусства Назовите главную черту данной эпохи Охарактеризуйте понятие сентиментализм Охарактеризуйте понятие реализм
Содержимое разработки
Урок по истории России в 8 классе
Домашнее задание: параграф 17 читать, вопросы 1, 2, 3 пересказ
Подготовила: Парейшина И.В.
Учитель истории и обществознания
- Охарактеризовать российскую культуру в начале XIX века;
- Изучить творчество композиторов, литераторов и художников;
- Развитие художественной культуры в первой половине XIX века;
- Литература;
- Театр;
- Музыка;
- Живопись;
- Архитектура.
Проверка домашнего задания:
1. Исследователь острова Сахалин.
3. Материк, открытый Ф. Ф. Беллинсгаузеном.
4. Правитель русских колоний в Америке в 1803-1818 гг.
6. Название корабля Е. В. Путятина.
7. Устойчивый ветер в тропических широтах над океанами.
10. Сооружение на палубе.
5. Первооткрыватель "льдинного материка".
8. Название корабля И. Ф. Крузенштерна.
9. Остров, на котором основана крепость Новоархангельск.
11. Пролив, открытый Г. И. Невельским на Дальнем Востоке.
Особенности культуры в первой половине XIX века:
Задание: стр. 112-114 читать
Национальное самосознание – осознание представителями народа своего единства, права на независимость и свободу.
Н. М. КАРАМЗИН
Основоположник реализма на сцене Московского Малого театра
Работа с учебником
Работа в группах:
Ампир (в переводе: империя) - разновидность классицизма в архитектуре, возникшая во Франции при императоре Наполеоне
Здание Адмиралтейства в Петербурге
Архитектура
Архитектура
Здание Русского музея
Архитектура
Архитектура
Храм Христа Спасителя
Архитектура
В начале __ века в русском зодчестве господствует стиль ___. Для зданий, построенных в этом стиле характерны ___, ___, ___.
___ театр, ____ ____ и ____ собор, здание ___ построены в стиле ампир (поздний ___ ). Архитектор __ в своем творчестве пытался возродить традиции _____ архитектуры. Так возник русско-___ стиль. В этом стиле построены ___ палата, Храм ___ в память победы России над ____.
В ____ крупнейшей фигурой классицизма был Брюллов. Одна из самых известных и масштабных его работ ___ произвела подлинный триумф. Представителями ____ в живописи стали портретисты _____ и ____. Картины _____ жанра писал Венецианов. Они были посвящены повседневному _____. Основоположником реализма в живописи стал ____. В литературе основным стилем в 1830-1840-е годы стал ____. ___, ___, ___ писали свои произведения в этом стиле.
- XIX,
- классицизм (ампир),
- симметрия,
- подчеркивание центра,
- выверенность пропорций,
- Большой,
- Александровский столп,
- Казанский,
- адмиралтейства классицизм,
- К.А. Тон,
- древнерусской,
- -византийский,
- оружейная
14. Христа Спасителя
- В.А. Тропин
- О.А. Кипренский
- бытового,
- труду крестьян,
- П.А. Федоров,
- Реализм
- А.С. Пушкин,
- М.Ю. Лермонтов,
Спасибо за внимание!
- История России, XIX век: учеб. Для 8 кл. общеобразоват. Учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М.: Просвещение, 2008.
- Колганов Е. В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России. XIX век: 8 класс. М.: ВАКО, 2009.
- Колганов Е. В., Сумакова Н.В. Поурочные разработки по истории России. XIX век: 8 класс. М.: ВАКО, 2012.
- Кочетов Н.С. История России. XIX век: 8 класс: поурочные планы по учебнику А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. Волгоград: Учитль, 2006.
-75%
Специфика художественной культуры 19 века
Появились поклонники классической трагедии и оперы. Широко распространилось такое явление, как салоны. В его рамках проводились музыкальные вечера, ставились домашние спектакли. Наконец, появились и первые отечественные коллекционеры. Они собирали произведения искусства и книги. Важной особенностью этого периода стала быстрая смена художественных направлений и одновременное существование сразу нескольких стилей.
Так, если раньше тот или иной художественный стиль мог доминировать на протяжении двух-трех веков, то теперь за каких-то полвека сменялось два-три крупных направления. Шел процесс взаимного влияния различных областей культуры друг на друга. То есть теперь человек, интересовавшийся литературой, просто не мог себе позволить не разбираться одновременно и в истории, и философии, и в музыке, и живописи.
Соответственно, это способствовало общему росту культурного уровня российского населения.
Ведущее направление в культуре
Господствующим направлением в европейской и русской культуре начала 19 века оставался классицизм. Его последователи восхищались творениями античных Греции и Рима, воспевали их в собственных произведениях, подражали им.
Перед самой войной 1812 года в России зарождается такое направление, как сентиментализм. Он в отличии от классицизма обращен не к разуму, а к чувствам человека, его внутренним переживаниям.
Романтизм и реализм 19 века
Более широко отказ от рационального рассудочного взгляда на мир воплотился в стиле романтизм, который во многом доминировал в европейском искусстве в первой половине 19-го века. Его характерной чертой стало противопоставление идеального романтического образа грубой реальной жизни. В противовес романтизму во второй четверти 19 века распространилось иное направление — реализм.
Для реализма характерна попытка показать жизнь такой, какая она является на самом деле. Одним из важных направлений реализма стоит, так называемый, критический реализм. Он выявлял неблагополучные стороны жизни в России и сюжетами своих произведений, как бы, взывал к началу перемен. Разумеется для России первой половины 19 века, мечтавшей о политических и общественных реформах, это было как нельзя актуально.
Яркие представители культуры того времени
В первой половине 19 века русская литература вступила в период так называемого Золотого века. Это время, когда появилось огромное количество молодых талантливых авторов. Создавались произведения в самых разных жанрах. Писатели и поэты обратились к вопросу о том, какова роль России в судьбах этого мира, значение нашей страны для них. Благодаря этому впервые за долгое время авторы стали обращаться к историческому наследию страны.
Наиболее ярким примером соединения истории и литературы стало творчество Николая Михайловича Карамзина. Так в произведении “Марфа посадница или покорение Новгорода” он сравнивает две формы правления: Новгородскую — республиканскую и Московскую — соответственно, самодержавную. Вопрос, безусловно, актуальный и для России 19 века.
Появление романтизма в русской литературе связано с именами Жуковского, Одоевского, Рылеева. Также к этому направлению можно отнести частично ряд произведений и наших выдающихся поэтов: Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова. Их произведениям присуще живительный оптимизм, активная позиция в борьбе за идеалы, безусловно, некоторая наивность. Эти черты были преобладающими в начале 19 века. Ко второй же его четверти уже наметился переход к иному направлению — реализму.
Представители реализма
Выдающимися образцами данного стиля в России послужили произведения Пушкина такие, как “Медный всадник”, “Повести Белкина”, роман Лермонтова “Герой нашего времени”.
Основателем критического реализма в России часто называют Николая Васильевича Гоголя. Его произведения “Шинель”, “Ревизор”, “Мертвые души” во многом изменили ход развития отечественной литературы.
Теперь внимание авторов уходит постепенно от представителей дворянства и обращается к самым разным сословиям Российской империи.
Александр Николаевич Островский обратился к неизвестному доселе российскому читателю миру купечества. В сороковые-пятидесятые годы Иван Сергеевич Тургенев открыл в российской литературе тему крестьян. Вслед за ним тема крепостной деревни, ее обычаев, нравов стала одной из основных для, наверное, всего российского искусства. Настоящим потрясением стал выход в свет “Записок охотника” Тургенева, в которых удивительно сильно прозвучали темы российской природы, жизни российских крестьян со всеми их слабыми и сильными сторонами.
Появление новой литературной традиции
В первой половине 19-го века фактически сложился современный русский литературный язык. Было создано огромное количество интересных произведений. Все это создаст возможным появление новой глубокой и сильный российской литературной традиции, которая в будущем породит целую плеяду выдающихся авторов.
Читайте также: