Сообщение по биологии на тему гигиена анализатора

Обновлено: 02.07.2024

Гигиена органа зрения очень важна для сохранения хорошего зрения вне зависимости от возраста. Все правила чрезвычайно просты, однако следует помнить, что их нужно соблюдать всегда, а не от случая к случаю.

Итак, представляем вашему вниманию несколько основных правил гигиены.

1. Чтобы сохранить глаза, важно читать и работать за компьютером при хорошем освещении. Правильно поставленный свет – основа хорошего зрения. Не стоит читать при слишком тусклом освещении (а то и вообще без него), когда в буквы приходится всматриваться. Это влечёт за собой перенапряжение мышц глаза и, соответственно, снижение зрения. Слишком яркий свет также вреден. Лучше всего, когда источник света находится позади читающего. Причём из-за особенностей работы мозга для левшей идеально, когда свет направлен справа, а для правшей – слева. Это правило применимо и к письму, что важно для школьников: таким образом тень от пишущей руки не будет падать на бумагу.

2. Расстояние от глаза до книги/смартфона/планшета должно быть не менее 30 сантиметров. При работе за компьютером оно должно увеличиться до 50–60 сантиметров.

3. Не стоит читать в транспорте или на ходу, поскольку тряска, даже самая минимальная, негативно сказывается на состоянии мышц глаза, они перенапрягаются из-за необходимости постоянно фокусироваться на тексте.

4. Глаза должны быть всегда хорошо увлажнены. Это необходимо для нормальной работы органов зрения. К тому же влага помогает удалять пылинки и микробы, попадающие в глаза. Поверхность глазного яблока увлажняется при моргании, поэтому во время работы за компьютером необходимо следить за глазами и чаще моргать. При особо интенсивных зрительных нагрузках следует воспользоваться увлажняющими каплями. Их ещё называют искусственной слезой. Такие капли можно приобрести в любой аптеке без рецепта.

5. Во время интенсивных зрительных нагрузок нужно регулярно делать перерывы, примерно раз в 40 минут – час. Если глаза уже утомлены, перерыв требуется каждые полчаса. Во время отдыха можно закрыть глаза, поразглядывать далёкие объекты за окном или сделать гимнастику для глаз, чтобы разгрузить зрительные мышцы.

6. Ультрафиолетовое излучение вредит глазам. Поэтому в солнечный день (неважно, летом или зимой) не стоит пренебрегать солнцезащитными очками. Важно также помнить, что напрямую на солнце нельзя смотреть даже в солнечных очках! В противном случае можно заработать ожог сетчатой оболочки, который чреват полной слепотой.

7. При появлении дискомфорта, например, каком-либо воспалении глаз нужно как можно скорее обратиться к офтальмологу. Самолечение опасно. Ведь при неправильно подобранном лечении даже при лёгком воспалении могут появиться осложнения. Если нет возможности обратиться к доктору незамедлительно, при воспалении до консультации следует промывать глаза. Можно промывать отваром ромашки, водным раствором хлоргексидина или фурацилином. Офтальмологи не рекомендуют промывать заваркой, поскольку она может усилить раздражение.

8. При воспалении конъюнктивы или любом другом заболевании глаз необходимо чётко придерживаться рекомендаций врача относительно лечения, диеты и режима. Несоблюдение рекомендаций может сделать так, что лечение будет если не вредным, то бесполезным.

9. Гигиена зрения напрямую связана с общей гигиеной. Важно регулярно с мылом мыть руки, не тереть глаза, не пользоваться чужой косметикой для глаз, регулярно менять полотенца и постельное бельё.

10. Тем, кто носит контактные линзы, следует менять их регулярно. Старые линзы могут доставлять дискомфорт и увеличивают риск заболеваний глаз. При каком-либо воспалении органа зрения о линзах нужно на время забыть: старые выбросить, чтобы не заразиться повторно, а после излечения воспользоваться новой парой.

11. Любые средства коррекции (и линзы, и очки) должны быть подобраны правильно. Несоответствующие диоптриям очки способны не только причинять вызывать головные боли и головокружения, но и изрядно испортить зрение.

12. Расстройство зрения может произойти и тогда, когда в организме не хватает витамина А. Вредно для зрения курение. Никотин и другие вещества, содержащиеся в табачном дыме, иногда поражают зрительный нерв.

Понятие об анализаторах.Анализатор представляет собой участок нервной системы, состоящий из чувствительных нервных клеток (рецепторов), промежуточных и центральных нервных клеток и связывающих их нервных волокон. Анализаторы являются системами входа информации в мозг и анализа этой информации. Работа анализатора начинается с восприятия рецепторами внешней для мозга химической и физической энергии, трансформации ее в нервные сигналы. Возбуждение от рецептора по нервам поступает в кору головного мозга, где в соответствующей зоне происходит различение раздражителей и возникают зрительные, звуковые и другие ощущения.

Существуют зрительный, слуховой, вкусовой, соматосенсорный, висцеральный, а так же анализаторы равновесия, осязания, и обоняния. Они обеспечивают человека информацией, что позволяет ему ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях окружающей среды.

Орган зрения. Периферическим отделом зрительного анализатора является глазное яблоко. У детей оно имеет шаровидную форму, у взрослых немного вытянутую в длину. Стенки глазного яблока образованы тремя оболочками: наружной – белочной, средней – сосудистой и внутренней – сетчаткой. Сетчатка является частью мозга, вынесенного на периферию, представляет собой внутреннюю оболочку глаза, имеющую многослойное строение. Наружный её слой, наиболее удаленный от зрачка назван пигментным. Он образован пигментным эпителием и содержит пигмент - фусцин. Последний поглощает свет, препятствует его отражению и рассеиванию, что способствует четкости зрения. Сетчатка содержит светочувствительные рецепторы – палочки и колбочки. Палочки ответственны за восприятие света, сумеречное зрение, колбочки – за цветовосприятие, дневное зрение. При этом сначала лучи света проходят через светопреломляющие среды глаза – роговицу, хрусталик и стекловидное тело, после чего на сетчатке образуется обратное уменьшенное изображение объекта.

По зрительному нерву возбуждение передается в зрительные центры, расположенные в затылочной доле коры больших полушарий (центральная часть анализатора), где и происходит различение раздражения.

Из всех светопреломляющих сред только хрусталик может изменять свою кривизну, при этом меняется угол проходимых через него лучей, что позволяет получать на сетчатке четкое изображение объектов, находящихся на разных расстояниях от глаза. Когда человек смотрит вдаль, изображение предметов фокусируется на сетчатке и они видны ясно, зато близкие видны расплывчато, т.к., лучи собираются за сетчаткой. Видеть одновременно далекие и близкие предметы невозможно. Приспособление глаза к ясновидению называется аккомодацией.

Механизм аккомодации сводится к сокращению ресничных мышц, которые изменяют выпуклость хрусталика. Хрусталик заключен в капсулу, переходящую в связки, и находится постоянно в натянутом состоянии, ресничные мышцы иннервируются парасимпатическими волокнами глазодвигательного нерва.

Для здорового глаза дальняя точка ясного видения лежит в бесконечности. Дaлёкие пpeдмeты он рассматривает без аккомодации, т.е. сокращения ресничной мышцы. Ближайшая точка ясного видения находится на расстоянии 10 см от глаза.

Зрачок это отверстие в центре радужной оболочки, через которое лучи проходят внутрь глаза. Он способствует четкости изображения, пропуская только центральные лучи и устраняя периферические. Мускулатура радужки изменяет величину зрачка, регулируя поток света, попадающий в глаз. Изменение диаметра зрачка изменяет световой поток в 17 раз. В радужке 2 вида мышечных волокон: кольцевые, иннервирующие парасимпатическими волокнами глазодвигательного нерва; радиальные, иннервируемые симпатическими нервами. Парасимпатические вызывают сужения зрачка, симпатические - его расширение. При эмоциях (ярость, страх), когда происходит возбуждение, ЦНС, а также во время боли зрачки расширяются. Это признак патологического состояния, например, болевого шока.

Для рассматривания любых предметов имеет значение движение глаза. Оно осуществляется с помощью 6 мышц, прикрепленных к глазному яблоку. Это 2 косые и 4 прямые мышцы - наружная, внутренняя, верхняя и нижняя. Только наружная поворачивает глаз прямо наружу, а внутренняя - прямо внутрь. Верхняя и нижняя вместе с косыми поворачивают глаз не только вверх и вниз, но и внутрь.

Выявлено, что одни колбочки максимально поглощают красно-оранжевые лучи, другие - зеленые, третьи - синие лучи. Трехкомпонентная теория также объясняет такие факты как последовательные цветовые образы и цветовую слепоту. При длительном действии лучей определенной длины волны в колбочках происходит расщепление соответствующего светочувствительного вещества. Цветовая слепота. Открыта физиком Дальтоном в 18 веке, который сам страдал этим заболеванием. Отсюда и название. Страдают 8% мужчин. Это генное заболевание, связанное с отсутствием определенных генов в непарной Х-хромосоме. Определяют с помощью цветовых таблиц и важны для некоторых профессий.

Существует 3-и разновидности цветовой слепоты:

1. Протанопия - "краснослепые", не воспринимают красного цвета, сине-голубые лучи кажутся им бесцветными.

2. Дейтеранопия - "зеленослепые", не отличают зеленого цвета от тёмно-красного и голубого.

3. Тританопия - редко встречается, не воспринимаются лучи синего и фиолетового цвета.

Все эти аномалии хорошо объясняются 3-компонентной теорией. Каждая из них - результат отсутствия одного из трёх цветовоспринимающих веществ, располагающихся в колбочках.

Бывает и полная цветовая слепота. Это уже возникает в результате повреждения всего колбочкового аппарата. Все предметы черно-белые. Так как цвет имеет волновую энергетическую природу, человек испытывает его воздействие. Самая большая длина волны у красного цвета. Он оказывает наибольшее воздействие на сетчатку, поэтому мы замечаем его раньше других Красный цвет действует возбуждающе (учащается пульс, артериальное давление, дыхание). Синий цвет оказывает противоположное воздействие, улучшает умственную деятельность, снижает аппетит (в природе практически нет плодов синего цвета). Поэтому рекомендуется окрашивать стены классных комнат в синий цвет, а столовых – в оранжевый, который является стимулятором аппетита. Для комнат отдыха подходит светло-зеленый цвет, обладающий успокаивающим эффектом.

Гигиена органов зрения.При нарушении аккомодации могут развиться близорукость или дальнозоркость. При сильном преломлении световых лучей они фокусируются перед сетчаткой вследствие увеличения кривизны хрусталика либо удлинения глазного яблока, что и вызывает близорукость. Дальнозоркость обусловлена слабым преломлением световых лучей и фокусировкой их позади сетчатки.Она возникает из-за укороченности глазного яблока или уплощения хрусталика. Хрусталик с возрастом становится менее эластичным, связки ослабевают и аккомодация становится слабой. Ближайшая точка ясновидения отодвигается - это старческая дальнозоркость, хотя длина глазного яблока не изменяется.

Нарушение зрения как при близорукости, так и при дальнозоркости исправляется подбором оптических линз.

Наиболее благоприятен для зрения и для концентрации внимания учащихся рассеянный свет. Поэтому источник искусственного освещения должен быть снабжен специальной светорассеивающей арматурой. Каким бы ни было освещение в учебном помещении – естественным, искусственным или смешанным, к нему предъявляется ряд общих требований. Этими требованиями являются: достаточность, равномерность, отсутствие теней на рабочем месте, отсутствие слепимости (блескости), отсутствие перегрева помещения.

Большую роль в освещенности классных помещений играет окраска стен, столов учащихся и классной доски. Для стен лучше всего выбирать светло-желтые тона, отражающие примерно 60% падающего на них света. Столы учащихся целесообразнее всего окрашивать светло-зеленым цветом, а классные доски — темно-зеленым. Такие доски поглощают значительную часть падающего на них света, контрастно выделяя записи и рисунки, сделанные мелом.

Слуховой и вестибулярный анализаторы.Периферический отдел слухового анализатора представлен слуховым органом, состоящим из наружного, среднего и внутреннего уха. Если два первых отдела выполняют вспомогательные функции, то восприятие звуковых раздражении осуществляется в части внутреннего уха, называемого улиткой. Функция наружного уха, образованного ушной раковиной и наружным слуховым проходом, заключается в улавливании и проведении звуковых волн к барабанной перепонке, которая начинает колебаться синхронно им. В среднем ухе находится передаточный механизм — три слуховые косточки – молоточек, наковальня и стремя, последовательно сочленяющиеся между собой. Внутреннее ухо образовано костным лабиринтом, расположенным в толще височной кости, в котором, как в футляре, находится соединительнотканный перепончатый лабиринт, повторяющий в основном очертания костного и заполненный эндолимфой.

Перепончатый лабиринт образован двумя мешочками преддверия, от одного мешочка отходят три взаимно перпендикулярных полукружных канала, а от другого – улитка. Полукружные каналы образуют вестибулярный аппарат, не связанный с функцией слуха, а обеспечивающий ориентировку в пространстве и равновесие.

Информация о звуковом раздражителе, поступает от улиток с обеих сторон головы в слуховые ядра обеих половин мозгового ствола и в слуховую кору обоих полушарий. В коре найдены три слуховые проекционные зоны со сложными взаимосвязями. После этого информация передается в ядра латеральной петли и нижние бугорки четверохолмия среднего мозга.

В полукружных каналах заложен периферический конец вестибулярного анализатора, волокна от вестибулярных рецепторов впадают в XIII нерв. Отсюда меньшая часть волокон направляется к коре червя мозжечка, а большая часть заканчивается в преддверных ядрах ромбовидной ямки (4 мозговой желудочек). Ядерная зона вестибулярного анализатора располагается в височной области.

Острота слуха у детей ниже, чем у взрослых. Она постепенно увеличивается вплоть до 14-19 лет. Заметно изменяется и порог слышимости речи. У детей младшего школьного возраста он выше, чем у взрослых. Способность различать высоту тонов зависит от разных причин, в том числе и от врожденных особенностей. Музыкально одаренные дети уже в раннем возрасте способны не только различать высоту тонов, но и безошибочно определять каждый из них. Наибольшая слуховая чувствительность у человека наблюдается в полосе частот от 1 до 4 кГц, весь диапазон — от 12 Гц до 20 кГц. Начиная с 35-40 лет, происходит повышение порогов слышимости на высоких частотах примерно на 80 Гц каждые полгода. Это происходит в результате уменьшения эластичности тканей уха. Абсолютная чувствительность уха настолько велика, что человек почти способен слышать удары молекул воздуха о барабанную перепонку и в то же время ухо способно выдерживать очень сильные по интенсивности удары звуковых волн, вызывающих вибрацию всего тела, например при взрывах.

Вкусовой анализатор. Вкусовые рецепторы расположены на языке, а также на определенных участках мягкого нёба и задней стенки глотки. Эти рецепторы носят название вкусовых сосочков. Одни вкусовые рецепторы воспринимают сладкое, другие – горькое, третьи – кислое, четвертые – соленое. Эти вкусовые клетки являются периферическим отделом вкусового анализатора. Проводниковый отдел состоит из волокон тройничного, блуждающего и языкоглоточного нервов. Импульсы поступают на ядра одиночного пути в продолговатом мозге, далее в вентральное ядро зрительного бугра и в заднюю центральную извилину новой коры.

Обонятельный анализатор. Кроме того, в определении того, что в быту называется вкусом пищи, участвуют обонятельные раздражения. Орган обоняния образован рецепторами, расположенными в эпителии верхней части носовой полости (периферическая часть анализатора). По отросткам обонятельных клеток, входящих в состав обонятельного нерва (проводниковая часть), возбуждение передается в обонятельную зону височной доли коры (центральная часть анализатора). Раздражителями обонятельных рецепторов являются вещества, находящиеся в газообразном состоянии во вдыхаемом воздухе. Во время приема пищи обонятельные ощущения дополняют вкусовые.

Кожный анализатор. Рецепторы кожи воспринимают несколько видов ощущений. Это боль, тепло, холод, прикосновение и давление. Каждое из этих ощущений воспринимается специфическими рецепторами. Рецепторы прикосновения и давления носят название тактильных.

Ближе к поверхности кожи располагаются болевые и осязательные рецепторы, а температурные залегают глубже.

Заложенные в коже рецепторы служат периферическим отделом кожного анализатора. В мышцах, сухожилиях, связках заложены проприорецепторы, представленные мышечными и сухожильными веретёнами (это периферический отдел двигательного анализатора). Центральным отделом кожно-мышечной чувствительности являются центральные области больших полушарий. Импульсы от температурных и болевых рецепторов поступают в задне-центральные области коры головного мозга.

Организм соприкасается с внешней средой через кожу. Кожа, кроме чувствительной, выполняет защитную, выделительную, и терморегулирующую функции. Следует знать, что кожа ребенка тоньше, чем кожа взрослых и менее устойчива к повреждениям, поэтому важен вопрос гигиены одежды. Наиболее защищены от холода должны быть поясница (почки), горло, ноги, у девочек – нижняя часть туловища.

Для повышения устойчивости организма к неблагоприятным климатическим условиям большое значение имеет закаливание. В качестве средств закаливания используются естественные факторы среды: вода, воздух, солнце. УФ часть спектра способствует выработке в коже витамина Д, необходимого для регуляции фосфорно-кальциевого обмена. Его недостаток – одна из причин рахита.

Мышечно-суставной анализатор.В мышцах, в одевающих их соединительнотканных оболочках, в сухожилиях и суставных сумках есть проприорецепторы. Одни из них раздражаются сокращением мышц, натяжением их соединительнотканных оболочек, сухожилий, суставных сумок, а другие – расслаблением мышц и уменьшением натяжения перечисленных элементов.

Импульсы, передающиеся от проприорецепторов, позволяют человеку без помощи зрения ощущать положение своего тела и его частей, что играет большую роль в ориентировке организма в пространстве. При нарушении проприорецептивной деятельности люди лишаются возможности определять без помощи зрения положение своего тела.

Висцеральный анализатор. Обеспечивает регуляцию работы внутренних органов, взаимосвязь и координацию их деятельности. Огромная роль в его функционировании принадлежит интерорецепторам. Импульсы, передающиеся от интерорецепторов поступают в ряд структур ствола мозга и подкорковые образования. Высшим отделом висцерального анализатора является кора большого мозга, проводниковый отдел представлен, в основном, блуждающим, чревным и тазовыми нервами.

Слуховой анализатор – это второй по значению анализатор в обеспечении адаптивных реакций и познавательной деятельности человека. Его особая роль у человека связана с членораздельной речью.

Периферическим отделом является ухо. Рецепторную функцию выполняет Кортиев орган, находящийся в улитке во внутреннем ухе. Кортиев орган – это система волосковых высокочувствительных рецепторных клеток.

Проводниковый отдел представлен слуховыми нервами, направляющимися в центральный (корковый) отдел, расположенный в височных долях коры больших полушарий.

В первые годы жизни дети нередко болеют отитом, т. е. воспалением среднего уха. Это связано с тем, что через широкую и короткую слуховую трубу ребенка легко проникают микробы, находящиеся на слизистой оболочке носоглотки. Поэтому отит часто возникает при различных инфекционных заболеваниях, особенно при кори, скарлатине, коклюше, гриппе, а также при насморке. Если ребенок жалуется на боль в ушах или у него ухудшается слух, надо немедленно показать его врачу-специалисту. Запущенный отит может привести к очень тяжелому заболеванию — воспалению мозговых оболочек, чему способствует незаконченное окостенение височной кости.

При отите воспалительный процесс затрагивает и барабанную перепонку, что иногда приводит к притуплению или даже полной потере – слуха. В сырую холодную и ветреную погоду надо оберегать уши ребенка от охлаждения, которое, как правило, понижает сопротивляемость тканей, и тем самым облегчает возникновение воспаления.

В наружном слуховом проходе легко скапливаются грязь и ушная сера, что вызывает раздражение и зуд. Дети, стараясь устранить неприятные ощущения, часто прибегают к твердым и даже острым предметам (ручки, карандаши, шпильки). При этом они могут поранить слуховой проход и барабанную перепонку, занести в ухо инфекцию. Поэтому содержание ушей в чистоте – одно из важных правил гигиены. При жалобах ребенка на зуд в ушах следует осторожно с помощью ватного тампона промыть их теплой водой или раствором перекиси водорода и затем просушить кончиком полотенца.

Для удаления из уха небольших инородных тел и насекомых в него вливают половину чайной ложки подогретого жидкого масла, глицерина, спирта или водки, а затем на 5-10 мин. ребенка следует положить больным ухом вниз. Инородное тело или погибшее насекомое при этом удаляется вместе с жидкостью. Если таким способом инородное тело из уха ребенка удалить не удалось, его направляют к врачу.

Одно из существенных требований гигиены слуха — предохранять слуховой аппарат от чрезмерно сильного и длительного, раздражения и тренировать его реакции на слабые и средние звуки, особенно музыкальные.

Гигиена зрительного анализатора

Зрительный анализатор – парное образование, представлен следующими отделами. Глаз – является периферическим отделом анализатора, рецепторную функцию в глазу выполняют фоторецепторы – палочки и колбочки. Палочки – структуры сумеречного зрения, отвечают за черно-белое изображение. Колбочки обеспечивают цветное, дневное видение. Проводниковый отдел – зрительный нерв, а корковый отдел располагается в затылочной доле каждого полушария.

К моменту рождения зрительный анализатор морфологически подготовлен к деятельности. Однако и после рождения происходит совершенствование структуры соответствующих нервных образований.

В период раннего детства большинство детей имеют дальнозоркость, поскольку продольная ось их глаза короткая. Примерно с 4-5 лет глазные яблоки начинают более интенсивно расти в длину, а не в ширину и у большинства детей формируется функциональная близорукость, которая обычно продолжается до возраста 10-12 лет.

Кажущаяся близорукость сохраняется в течение всего дошкольного возраста. Даже в 7-летнем возрасте расстояние до ближайшей точки ясного видения, как правило, не превышает 6—7 см. Поэтому, когда ребенок дошкольного возраста старательно рисует или внимательно рассматривает, он так низко склоняет голову, что легко принять его за близорукого.

У детей не кажущаяся, а настоящая близорукость выявляется, как правило, лишь после трехлетнего возраста. Чаще всего близорукость передается по наследству. Однако она может быть и приобретенной. Развитию близорукости способствует усиленное напряжение органа зрения во время занятий, рассматривания картинок, вышивания и др., особенно если не соблюдаются гигиенические требования к посадке, освещению помещений, к учебным и наглядным пособиям. Близорукость чаще развивается у ослабленных детей.

Детей с плохим зрением обычно во время занятий сажают ближе к источнику света и к столу воспитателя. Воспитатели должны следить за тем, чтобы выписанные детям очки были правильно подогнаны к глазам, а заушины очков удобно и плотно держались за ушами. При постоянном перекашивании, сползании очков они могут оказаться бесполезными и даже вредными, а потому при выявлении дефектов очки надо отдавать оптику для исправления. Дети, которым выписаны очки, обязательно должны пользоваться ими. В противном случае близорукость будет быстро прогрессировать.

При дальнозоркости человек ясно видит более или менее удаленные предметы, что объясняется уменьшенным передне-задним диаметром глазного яблока. Для исправления дальнозоркости необходимо усилить преломление при помощи очков с двояковыпуклыми стеклами. У детей дошкольного возраста дальнозоркость выявляется редко.

Чрезмерное напряжение зрения, если оно часто повторяется, спо-собствует развитию близорукости, а нередко и косоглазия. Поэтому необходимо большое внимание уделять организации такой обстановки, которая облегчает функцию органов зрения. Глаза напрягаются при недостаточном освещении, а также при сильной аккомодации. Поэтому надо следить за освещением помещений, в которых занимаются дошкольники, и за правильным расстоянием от рабочей поверхности до глаз: менее всего утомляется зрение при расстоянии, равном 15—20см. На занятиях, связанных с длительным напряжением глазных мышц (рисование, лепка, вышивание, время от времени надо отвлекать детей от работы каким-либо замечанием или показом наглядных пособий, чтобы переключить зрение с близкого расстояния на далекое и дать отдых рес-ничной мышце.

Особое внимание надо обращать на правильную с гигиенической точки зрения организацию просмотра фильмов и телевизионных передач. Количество кадров в диапозитивном фильме не должно превышать для младших групп детского сада 25—30, средних 35—40 и старших 45—50. Детям 3—5 лет рекомендуется смотреть не более одного фильма (15—20 минут, а старшим (6—7 лет) — два фильма, если общая их продолжительность не превышает 20—25 минут.

Смотреть телевизионные передачи следует не чаще двух раз в неделю. Телевизор надо установить на столике высотой 1—1,2м над полом и по испытательной таблице получить хорошее качество изображения. Первый ряд стульев должен быть не ближе 2м, а последний не дальше 5м от экрана; в промежутке устанавливаются еще 5 рядов по4—5 стульев. Продолжительность телевизионной передачи для детей 3—4 лет должна быть не более 10—15, а для детей 5—7лет — не более 25—30 минут. В помещении, кроме светящегося экрана, рекомендуется иметь еще небольшой источник света, расположенный за спиной зрителей, что способствует меньшему утомлению зрения.

Светочувствительный аппарат глаза. Луч света, пройдя через оптические среды глаза, пронизывает сетчатку и попадает на ее наружный слой. Здесь находятся рецепторы зрительного анализатора. Это особые, чувствительные к свету клетки—палочки и колбочки. Палочки дают возможность видеть в сумерки и даже ночью, но без различения цвета. Колбочки приходят в состояние возбуждения лишь при достаточно сильном освещении, но зато позволяют различать цвета. Цветовое зрение у ребенка можно развить, давая ему игрушки разного цвета, и особенно различной их яркости (насыщенности).

Нарушение функции цветоощущения является врожденным и проявляется с раннего детства, его следует иметь в виду и учитывать при работе с детьми. Чем раньше будут выявляться у детей нарушения зрительных функций, тем будет легче их вылечить. Первую проверку зрения у детей проводят в возрасте 1-1,5 года, следующую – в 3-4 года и, наконец, в 6-7 лет, перед поступлением в школу.

Освещение. При хорошем освещении все функции организма протекают более интенсивно, улучшается настроение, повышается активность, работоспособность ребенка. Наилучшим считается есте-ственное дневное освещение. Для большей освещенности окна игровых и групповых комнат обычно смотрят на юг, юго-восток или юго-запад. Свет не должны заслонять ни противоположные здания, ни высокие деревья.

Чем больше площадь помещения, тем больше должна быть световая поверхность окон. Отношение площади остекленной поверхности окон к площади пола называется световым коэффициентом. Для игровых и групповых помещений в городах принята норма светового коэффициента, равная 1:4— 1:5; в сельской местности, где здания, как правило, строят на открытых со всех сторон площадках, световой коэффициент допускается равным 1:5—1:6. Световой коэффициент для остальных помещений должен быть не менее 1: 8.

Чем дальше место от окна, тем хуже его освещенность естественным светом. Для достаточной освещенности глубина помещения не должна превышать двойное расстояние от пола до верхнего края окна. Если глубина помещения равна 6 м, то верхний край окна должен быть на расстоянии 3 м от пола.

Ни цветы, которые могут поглощать до 30% света, ни посторонние предметы, ни шторы не должны мешать прохождению света в помещение, где находятся дети. В игровых и групповых комнатах допустимы только узкие занавески из светлой, хорошо стирающейся ткани, которые располагаются на кольцах по краям окон и применяются в тех случаях, когда необходимо ограничить прохождение в помещение прямых солнечных лучей. Матовые и замазанные мелом оконные стекла в детских учреждениях не допускаются. Необходимо заботиться, чтобы стекла были гладкие, высокого качества.

Достаточное освещение групповых комнат площадью в 62кв. м дают 8 ламп мощностью 300Ватт каждая, подвешенных в два ряда (по 4 лампы в ряду) на уровне 2,8—3м от пола. В спальнях площадью в 70кв. м надо иметь 8 ламп по 150Ватт каждая. Кроме того, в спальнях и примыкающих к ним коридорах необходимо дополнительное ночное освещение с помощью ламп синего цвета. Лампы должны быть помещены в арматуру, смягчающую их яркость и дающую рассеянный свет. Установлено, что прямой, не огражденный арматурой свет снижает работоспособность, сильно слепит глаза, вызывает резкие тени. Так, при прямом освещении тень от туловища понижает освещенность рабочего места на 50%, а от руки даже на 80%.

Естественное и искусственное освещение не достигает цели, если отсутствует надлежащий уход за источниками света и помещениями, в которых они находятся. Так, например, замерзшее стекло поглощает до 80% световых лучей, грязь может снижать прохождение света на 25% и больше. Значительно снижается мощность электрических ламп по мере их эксплуатации. Поэтому необходим систематический уход как за стеклами окон и арматурой, так и за самим помещением, его стенами и потолком. Надо следить также за своевременной сменой устаревших ламп.

Список использованной литературы

Инструктор по физической культуре:

Грищенко Надежда Васильевна

Гигиена зрительного и слухового анализаторов у дошкольников Гигиена зрительного анализатора это комплекс норм, условий и требований, которые следует соблюдать для создания оптимальных условий деятельности.

Режим певца и гигиена голоса В понятие певческой культуры входят не только правила и законы голосоведения, вокально-разговорные и исполнительские требования. Достаточно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

Органы чувств — это анатомические образования, которые воспринимают внешние.

Органы чувств — это анатомические образования, которые воспринимают внешние раздражения (звук, свет, запах, вкус и др.), трансформируют их в нервный импульс и передают его в головной мозг.




Заболевания органа зрения

Заболевания органа зрения

Катаракта – помутнение хрусталика глаза

Катаракта – помутнение хрусталика глаза

Заболевания органа слуха

Заболевания органа слуха

Отит – воспалительный процесс в одном из отделов уха

Отит – воспалительный процесс в одном из отделов уха

Как беречь орган зрения? - использование учебников и книг, имеющих хорошее ка.

Как беречь орган зрения? - использование учебников и книг, имеющих хорошее качество оформления, соответствующее санитарным нормам и правилам; - соблюдение санитарно-гигиенических условий обучения; - чередование занятий с отдыхом; - проведение гимнастики для глаз в школе и дома;

Как беречь орган зрения? - контроль за правильной позой учащихся во время зан.

Как беречь орган зрения? - контроль за правильной позой учащихся во время занятий; - активное гармоничное физическое развитие; - организацию рационального питания и витаминизации; - исключение зрительных нагрузок за полчаса до сна.

Как беречь орган зрения? - занимайтесь при хорошем освещении; - свет при чтен.

Как беречь орган зрения? - занимайтесь при хорошем освещении; - свет при чтении и письме должен падать с левой стороны; книгу и тетрадь держите на расстоянии 35 см от глаз; - не читайте лежа; не трите глаза руками, носовым платком.

Профилактика заболеваний органа слуха содержать уши в чистоте; нельзя ковырят.

Профилактика заболеваний органа слуха содержать уши в чистоте; нельзя ковырять острыми предметами, так как можно потерять слух; сильный шум портит слух; нельзя часто слушать громкую музыку в наушниках; нужно давать отдых слуху, быть в тишине.



Как беречь орган вкуса? после приёма пищи прополоскать рот; не брать в рот ос.

Как беречь орган вкуса? после приёма пищи прополоскать рот; не брать в рот острые предметы, чтобы не поранить язык; нельзя есть горячую пищу, чтобы не повредить вкусовые сосочки; систематически очищать язык от налёта, чтобы избежать попадания инфекции в организм.


Как беречь орган осязания? кожу надо содержать в чистоте; мыть тело 1-2 раза.

Как беречь орган осязания? кожу надо содержать в чистоте; мыть тело 1-2 раза в неделю с мылом и мочалкой; умываться то холодной, то горячей водой; старайтесь не ранить, не обжигать, не обмораживать кожу.

Вопросы для повторения Для улучшения зрения часто рекомендуют употреблять опр.

Вопросы для повторения Для улучшения зрения часто рекомендуют употреблять определённые продукты. Чем это обосновано? Для поддержания зрения человеку нужны витамины, особенно витамин А, поэтому для улучшения зрения часто рекомендуют употреблять продукты содержащие данный витамин.

2. Каковы причины возникновения близорукости и дальнозоркости? Перечислите фа.

2. Каковы причины возникновения близорукости и дальнозоркости? Перечислите факторы, которые повышают риск этих заболеваний. Близорукость развивается чаще в подростковом возрасте, возникновение ее способствует длительное рассматривании предметов на маленьком расстоянии, что приводит к перенапряжению глазных мышц. Дальнозоркость считается болезнью людей старшего возраста. Хрусталик становится менее эластичным, мышцы, управляющие кривизной хрусталика, не могут напрягаться так, как прежде. В результате человек далекие предметы видит также, а близкие хуже.

3. Почему существуют санитарные нормы, ограничивающие время работы на компьют.

3. Почему существуют санитарные нормы, ограничивающие время работы на компьютере? На какие части глаза приходится нагрузка? Какие упражнения помогают снимать усталость глаз? Длительная работа с компьютером отражается на зрении. Глазодвигательные мышцы удерживают взгляд в узком пространстве монитора, хрусталик постоянно настроен на фокусировку изображения с определенного расстояния. Постоянное напряжение мышцы глаза приводит к утомлению: глаза слезятся, становятся красными, возникает жжение, предметы расплываются. Существуют нормы работы с компьютером, которые для школьника составляют не более 30-45 минут в день.

4. Почему люди с трудом отводят взгляд от мерцающего изображения? В чём опасн.

4. Почему люди с трудом отводят взгляд от мерцающего изображения? В чём опасность периодических мерцаний? При мерцании источников света в зрительной коре головного мозга нейроны попеременно то возбуждаются, то тормозятся. Это может вызвать гипнотический эффект. При определённой частоте ритмическое возбуждение может охватить большие участки мозга, что может привести к потере сознания и возникновению судорог.

5. Какие особенности строения уха позволяют бактериям, вызвавшим ангину, прон.

5. Какие особенности строения уха позволяют бактериям, вызвавшим ангину, проникать в полость среднего уха? Так как, среднее ухо соединено с носоглоткой узким каналом - евстахиевой трубой.

Органы чувств: как бережно к ним относится

Органы чувств, зрения и слух являются неотъемлемой частью нервной системы. Работают как единая система. Органы чувств также называют сенсорами, они позволяют воспринимать окружающую информацию. Органы чувств через импульсы подают необходимую информацию в мозг, где уже она анализируется.

Ни одно живое существо не сможет полноценно существовать без сенсоров. Как найти еду, если ее не видеть, как отличить запах соленого от сладкого, и как понять, ощущается ли боль, если нет тактильного восприятия? Без органов чувств человек просто не сможет выжить. Именно поэтому им необходимо обеспечить должный уход.

Необходимые памятки должны быть во всех учебных заведениях, в том числе в детских садах. Ребенок с самого раннего детства должен понимать, что к своему организму нужно относиться бережно. Для начал нужно знать, что у каждого человека 5 сенсорных систем.

Органы зрения

Organi-zrenie.jpg

Впервые человек получает информацию об органах чувств в начальных классах. Но родители должны самостоятельно уделить этому вопросу внимание намного раньше, чем дети начнут с этим знакомиться на уроках биологии.

С самых первых дней малыш с помощью глаз познает окружающий мир. С помощью глаз человек может читать, писать, распознавать окружающие вещи и предметы, что особенно важно для становления личности.

Вокруг находится огромное количество раздражителей, но большее внимание уделяется зрительным, поскольку около 90% информации человек получает с помощью глаз. Чтобы уберечь органы зрения, нужно следовать некоторым простым правилам:

При чтении книг и журналов позаботиться о хорошем освещении;

Отказаться от курения;

Не тереть глаза грязными руками, вытирать лицо чистым полотенцем;

Употреблять в пищу продукты, которые положительно сказываются на зрении;

У кого проблемы со зрением, нужно хорошо ухаживать за линзами и очками. Менять их также нужно вовремя;

Если специалист назначил очки, то их обязательно нужно носить;

Периодически проверяться у врача;

При продолжительном сидении за компьютером, чтении книг или просмотра телевизора нужно делать специальную гимнастику для глаз, особенно если чувствуется утомляемость;

Нельзя смотреть на яркое солнце без солнцезащитных очков;

Выдерживать необходимое расстояние от компьютера, телефона и книг. Также нельзя смотреть телевизор или в экран монитора сбоку – только прямо.

Следуя этим простым рекомендациям, то органы зрения будут здоровы.

Органы вкуса

За восприятие вкуса отвечает язык. Это подвижная мышца, которая на удивление является одной из самых сильных. Поверхность языка немного шершавая, поскольку на ней находится огромное количество мелких сосочков, с помощью которых и распознается вкус еды. Все сосочки разделяются на несколько групп в зависимости от вида: листовидные, конические и др. В зависимости от формы, каждый отвечает за конкретные функции. Чтобы уберечь орган вкуса, нужно придерживаться следующих рекомендаций:

Нельзя употреблять очень горячую еду, пить слишком горячую воду;

Перед приемом пищи обязательно мыть руки;

Не класть в рот неизвестные предметы, лекарства и растения;

Во время еды активно не разговаривать, иначе можно подавиться.

Особенно следует наблюдать за маленькими детьми, которые любят тянуть все в рот и как можно раньше отучить от этой плохой привычки. Препараты для пищеварительного тракта и обмена веществ, вы сможете купить через наш каталог.

Обоняние

Organi-obonyanie.jpg

За восприятие запахов отвечает нос. Именно с помощью него можно распознавать приятные ароматы. Также он может предупреждать о различных опасностях, например, утечка газа и пожар. Обонятельные рецепторы также нуждаются в правильном и должном уходе:

Для органа чувств вредной считается пыль. Поэтому в помещении, в котором вы живете, работаете или часто находитесь, нужно регулярно делать влажную уборку и хорошо проветривать;

Курение и или вдыхание дыма от сигарет негативно отражается на органах обоняния;

При чистке ротовой полости зубной пастой, не забывать хорошо очищать язык.

Органы слуха

Органом слуха являются уши, с помощью которых мы распознаем разные звуки и можем приблизительно определять их дальность, силу. Звуки распространяются при помощи волн. Существуют некие пределы. Если звук выходит за эти пределы, то его называют ультразвуком или инфразвуком. Органы слуха нужно беречь. Для этого есть простые правила:

Нельзя слушать громко музыку, особенно в наушниках;

Запрещается, чтобы кто-то громко орал в ухо;

Чистить уши можно только ватными палочками, не стоит использовать острые предметы, иначе можно повредить барабанную перепонку;

Нужно каждый день чистить и мыть уши;

При разных болезнях или дискомфортных ощущениях сразу же обращаться к врачу.

Осязание

Organi-osyazanie.jpg

И последний орган – кожа, которая отвечает за тактильные восприятия. Она выполняет основную и одну из самых значимых функций – защищает организм от проявления внешних факторов, которые могут навредить. Благодаря коже человек ощущает боль, понимает, когда холодно, а когда жарко. Стоит взять во внимание несколько полезных советов, которые помогут уберечь органы осязания:

Каждый день нужно принимать душ или ванну;

Не наносить на кожу средства с подозрительным или незнакомым составом;

Носить качественную одежду из натуральных материалов;

Не допускать ожогов, перемерзания и сильных порезов;

Не нужно трогать неизвестных насекомых, растений и уличных животных.

Следуя простым правилам, человеку удастся сохранить свои органы чувств здоровыми. При любых ухудшениях, нужно сразу же обратиться к врачу и ни в коем случае не заниматься самолечением.

В нашем каталоге также продаются препараты для лечения геморроя. Вы будете приятно удивлены нашими ценами.

Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.

Читайте также: