Сообщение песенная культура семейских

Обновлено: 28.06.2024

Семейские бережно хранят свои особенные многоголосные песни. На Чикое известно немало престарелых людей, которые знают песни столетней давности.

Все архангельцы были замечательными песенниками, и своё искусство петь передавали из поколения в поколение. С малых лет приучался человек к песне. Слушал он ее из уст бабушки, которая, качая зыбку, напевала. Слушал песню на вечерках у потрескивающего огня.

Деревенские умельцы изготовляли самобытные музыкальные инструменты, напоминающие современную балалайку. Инструмент был предельно прост — деревянный короб с натянутыми струнами, изготовленными из тонких бараньих кишок, он отлично воспроизводил звуки.

Многие жители села с давних пор являются активными участниками художественной самодеятельности. В послевоенные годы по инициативе фронтовика Петра Самойловича Михайлова был создан хор, исполняющей народные песни. В 1948 г. на районном смотре художественной самодеятельности архангельцы заняли I место, были направлены в областной центр, где получили высокую оценку. Первый участники хора: Михаил Афанасьвич Трофимов, Василий Васильевич Черепанов, Фекла Павловна Кривошеева, Анна Ермолаевна Сетова.


Русский народный хор с. Архангельское — лауреат районных, областных, республиканских и всесоюзных смотров. В 1973 г. коллектив выступал в столице на Кремлёвской сцене, в концертном зале им. П.И. Чайковского, на предприятиях Москвы, завоевал звание Лауреата Всероссийского смотра художественной самодеятельности, посвященного 50 — летию СССР.

Из газетной хроники:

(Забайкальский рабочий, 22 ноября 1966г.)

Песни, исполняемые архангельцами, составили золотой фонд музыкальной фонотеки Читинского радио. Записями хора пользуется областной драмтеатр.

Издавна славится своими песнями село Урлук. Песни там любят все: и старые, и молодые. Молодежь не роняет песенной славы села. Урлукский народный хор — лауреат всесоюзного и всероссийского смотров художественной самодеятельности, который выступал в Иркутске, Москве, в Финляндии, на Кипре.

Если вам понравился сайт, вы можете поучаствовать в его развитии и поддержке. Постоянная работа сайта в сети требует финансовых затрат (хостинг, доменное имя), поэтому мы будем рады любой помощи со стороны читателей!

Выселение староверов в Забайкалье началось во второй трети XVIII в. Благодаря замкнутому образу жизни семейские сохранили самобытные музыкальную и песенную традиции, прикладное творчество.

Переселение староверов

Прошло несколько столетий. Крепкие духом, трудолюбивые, верные традициям предков семейские стали настоящими сибиряками, но сохранили народную культуру допетровской Руси. Посещение их сел — все равно что путешествие на машине времени. Например, в селе Тарбагай небольшие бревенчатые дома стоят вдоль улицы крепостной стеной. До окон трудно дотянуться рукой, ворота неприступны и высоки. Но каждое строение ярко окрашено, на воротах расцветают диковинные цветы, переливаются радугой павлины. Здесь и северная резьба, и украинская роспись, и местная бурятская живопись. В местных музеях хранятся старинные костюмы, подобные сейчас надевают на праздники и по воскресным дням. Но в семейских селах можно не только познакомиться с укладом жизни XVII–XVIII веков, но и услышать старинную музыку.

Певческая традиция семейских

Владение распевом всегда считалось необычайно почетным. Существовали школы для мальчиков, в которых кто-то из местных образованных певцов за год обучал 10—20 учеников церковной грамоте и пению. Нетрудно подсчитать, что за десятилетие одно село получало 100—200 профессиональных церковных певчих. В семейском обществе даже возник феномен певческих артелей, семейных или соседских.

Семейским старообрядцам, несмотря на гонения, удалось сохранить свои традиции. Наряду с восемнадцатью наименованиями других традиций из различных регионов мира их культура попала в список шедевров устного и нематериального наследия человечества.

Что необходимо сделать на семейской земле:

— Посетить святое место Жарчиху. Это экскурсия по местам, связанным с жизнью и духовным подвигом священномученика Афанасия. Вы пройдете от дома, где проживал епископ Афанасий, к скале с пещерой, куда владыка, опасаясь репрессий, ночами прятал церковные книги и иконы в 1936 году.


Прошло несколько столетий. Крепкие духом, трудолюбивые, верные традициям предков семейские стали настоящими сибиряками, но сохранили народную культуру допетровской Руси. Посещение их сел — все равно что путешествие на машине времени. Например, в селе Тарбагай небольшие бревенчатые дома стоят вдоль улицы крепостной стеной. До окон трудно дотянуться рукой, ворота неприступны и высоки. Но каждое строение ярко окрашено, на воротах расцветают диковинные цветы, переливаются радугой павлины. Здесь и северная резьба, и украинская роспись, и местная бурятская живопись. В местных музеях хранятся старинные костюмы, подобные сейчас надевают на праздники и по воскресным дням. Но в семейских селах можно не только познакомиться с укладом жизни XVII–XVIII веков, но и услышать старинную музыку.



Владение распевом всегда считалось необычайно почетным. Существовали школы для мальчиков, в которых кто-то из местных образованных певцов за год обучал 10–20 учеников церковной грамоте и пению. Нетрудно подсчитать, что за десятилетие одно село получало 100–200 профессиональных церковных певчих. В семейском обществе даже возник феномен певческих артелей, семейных или соседских.

Семейским старообрядцам, несмотря на гонения, удалось сохранить свои традиции. Наряду с восемнадцатью наименованиями других традиций из различных регионов мира их культура попала в список шедевров устного и нематериального наследия человечества.


Что необходимо сделать на семейской земле:

— Посетить святое место Жарчиху. Это экскурсия по местам, связанным с жизнью и духовным подвигом священномученика Афанасия. Вы пройдете от дома, где проживал епископ Афанасий, к скале с пещерой, куда владыка, опасаясь репрессий, ночами прятал церковные книги и иконы в 1936 году.

Семейские являются старообрядцами, которых правительство Российской империи выслало в 18 веке в Забайкалье при разделе Речи Посполитой (Польши) между Российской империей, Пруссией и Австрийской империей. Семейских переселяли несколько раз с 1735 по 1795 годы.


Где живут

Проживают потомки старообрядцев в Забайкальском крае и Бурятии, на территории сел Хасурта, Ягодное, Ново-Десятницкое, Вознесеновка и Леоновка, в городах Гусиноозерск и Улан-Удэ, в Бичурском, Тарбагатайском, Мухоршибирском и Заиграевском районах.

Язык семейских в основном относится к великорусскому. Постепенно к нему присоединились слова из украинского, польского и белорусского. Семейские, проживающие в Бурятии, заимствовали слова из бурятского языка. Раньше многие из них хорошо владели бурятским, в результате хозяйственно-бытовых контактов и межэтнических браков с бурятами.

Религия

Семейские являются старообрядцами. Религиозно-нравственное воспитание начиналось с самого рождения, с крещения ребенка.

В дореволюционное время у них существовало два основных направления:

Сегодня у семейских условия полной религиозной свободы. Старообрядчество до сих пор не до конца адаптировано к реалиям современного мира. Например, запрещено пользоваться аптечными лекарствами и интернетом, также смотреть телевизор.


В кухне семейских присутствует большое количество мяса. Едят в тушеном и вареном виде баранину, говядину и свинину. Зайчатину не употребляют, строго соблюдают посты. В году у семейских 244 постных дня. Пьют чай, но когда этот напиток еще не получил распространения, предпочитали кипяченую воду, настой бадана и трав. Чай семейские не принимали долго и считали его употребление грехом, но в конце 20 века у них даже сформировались свои традиции потребления чая. Есть у народа правило: сначала напоить гостя чаем и только потом накормить. Чай пьют в большом количестве, по 4 раза в день, до и после еды, из самоваров, которые сохранились во многих домах и сегодня. Воду для чая брали только из родников. В напиток добавляли дикорастущие растения, ревень. Готовится пища и сегодня в русской печи, в чугунах и на сковородах.

Присутствует в кухне народа и большое количество овощей, в том числе маринованных. Готовят различные супы, похлебки, яичницу на сале, пельмени, каши. Из молочных продуктов употребляют молоко, сметану, масло, творог, простоквашу. Из пшеничной и ржаной муки готовят разнообразные изделия: хлеб, пирожки, хворост, ватрушки с творогом, тарки с начинкой, сгибни, лепешки, начиненные ягодами, пирожковую мелочь размером с яйцо со сладкой морковью, черемухой и яйцом. Пироги украшают по-особенному, сахарной пудрой, ягодами, решеткой из тонко раскатанных палочек теста.

На праздники столы ломятся от угощений: жареные поросята, сдобная выпечка, лапша с молоком и мясом, картофель с мясом, яйца вареные.


Внешность

Семейские по физическому типу красивые и рослые люди, трудолюбивые, выносливые, с крепким здоровьем. Всегда стремятся к красоте, что особенно отразилось на их внешности и одежде. Ее шили из цветных дорогих тканей:

Благодаря преданности старине, у семейских до сегодняшнего дня сохранились формы русской одежды, которые у других групп русских народов уже давно вытеснены европейскими предметами одежды.

Янтарь очень ценится этим народом, они привезли его с собой из мест высылки в Прибалтике и Польше. Янтарь у семейских служит амулетом и лекарством. По причине нехватки йода, многие страдали от зоба. Поэтому до старости женщины носят под рубахой связку бус из янтаря. При болезнях щитовидной железы, растирали янтарь в порошок и принимали внутрь.

Мужчины семейских носили и до сих пор носят длинные рубахи с поясом и штаны из темных материй.


Жизнь

Со своим приходом народность принесла на другие земли высокую сельскохозяйственную культуру. Издавна занимаются выращиванием овощей, картофеля, конопли, ячменя, гречихи, овса, пшеницы и ржи. Занимаются и скотоводством, держат коров, свиней, овец. Раньше охотились на изюбря и дикую козу.

Во второй половине 19 века, когда в Забайкалье началась добыча золота, семейские пошли работать на золотые прииски и считались лучшими приисковыми рабочими в Восточной Сибири. В 1880-х годах только из одной Мухоршибирской волости на приисковые работы были наняты 780 семейских.

Семейские хорошо знали и соблюдали родственные связи. Запрещены браки между родственниками до 8 колена, поэтому кровосмешения у них не было. В Забайкалье у семейских был самый высокий естественный прирост, женщины рожали от 10 до 24 детей. Издавна существовали родственные связи между семейскими и бурятами. В селе Хасурта население делилось на карымов и семейских. Карымами называли потомков смешанных браков между бурятами и русскими.

Семьи у народа патриархальные и традиционные. В больших усадьбах, состоящих из нескольких домов, живут до 4 поколений одной семьи. Землю и имущество старообрядцы делили редко. В семье муж считается главным. Строго порицаются измены. Наследство передается по мужской линии.

Жилище

Семейские живут в деревянных домах, которые отличаются высоким крыльцом, округлыми углами внутри помещения, массивной матицей. Потолок делают из круглых бревен, полы выкладывают бревнами, колотыми пополам. Богато украшены в домах ставни и ворота. Масляными красками окрашены двери, окна, плинтусы. Стены, перегородки и потолок расписаны крупными стилизованными цветами.


Культура

В фольклоре семейских присутствуют следующие жанры:

  • обрядовая и календарно-обрядовая поэзия;
  • лирические песни;
  • несказочная проза;
  • заговоры;
  • похоронная причеть;
  • загадки;
  • поговорки;
  • пословицы;
  • частушки.

Специфика жанров определена традициями, праздниками и обрядами народа, связанными с земледельческим календарем, семейными обрядами, которые присутствуют в жизни каждого семейского с рождения и до самой смерти.

В устном традиционном репертуаре поэзии до середины 20 века особое место занимали мифологические рассказы, связанные с бытовыми запретами и религиозно-назидательные произведения с христианскими сюжетами — легенды. Особо почитались христианские легенды и духовные стихи, чье влияние на мировоззрение семейских было значительным.

Наиболее ярким жанром народного творчества семейских является необрядовая песня во всем тематическом и жанровом разнообразии, красоте и богатстве напева. Песенная культура народа прежде всего выделяется многоголосным неповторимым распевом.

Присутствуют в некоторых селах индивидуальны черты музыкальных традиций. Широко распространены песни: хороводные, рекрутские, песни каторги и тюрьмы, которые семейские заимствовали у старожилов Забайкалья.

В каждом селе, где живут старообрядцы, есть фольклорные коллективы и народные хоры. Самые известные из них:

Традиции

Запрещен у народа прием пищи вместе с иноверцами. Поэтому, когда к ним в гости приходили их друзья буряты, они не обижались, что их сажают трапезничать отдельно на лавку, из отдельной посуды. Они понимали, что это связано с религиозными взглядами семейских. Если эти две народности породнились, семейские всегда способствовали обращению бурят в свою веру.


Всегда в семье семейских почитали и уважали старших, детей воспитывали старшие члены семьи. Первой наставницей была бабушка, она обучала ребенка богослужению, жизненным навыкам, внушала правила нравственной жизни, объясняла, что плохо, а что хорошо, как вести себя в обществе, развивала смекалку и ум ребенка, учила песенкам, поговоркам, стихам, считалкам и загадкам.

Читайте также: