Россия многонациональная страна для детей 2 класс сообщение

Обновлено: 30.06.2024

В России живут разные народы: русские, татары, чуваши, баш­киры и многие другие.

Россия — многонациональное государство. В ней проживают представители более чем 100 разных народов. Народом или нацией на­зывают общность людей, сложившуюся в тече­ние длительного времени на определённой тер­ритории, обладающую своим особенным язы­ком, культурой, хозяйством. Принадлежность человека к определённому народу называется национальностью. Национальность человек на­следует от своих родителей.

Познакомимся с особенностями разных на­родов, населяющих Россию. Самый многочис­ленный народ — русские. Из почти ста пяти­десяти миллионов жителей России на их долю приходится почти 3/4. Вместе с украинцами и белорусами русских относят к славянским на­родам. В прошлом они оседло жили на лес­ных равнинах и занимались в основном сель­ским хозяйством: выращивали хлеб, огородные растения, разводили домашних животных. Ха­рактер жизни крестьянина-земледельца опреде­лил весь уклад славян.

Ближайшие соседи России — государства Украина и Белоруссия. И в России издавна живут украинцы и белорусы. Славянские на­роды многому научились друг у друга.

Вместе со славянскими народами на берегах Волги и её притоков живут и другие народы, исконная родина которых — степь. Это тата­ры, башкиры.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о России как многонациональной стране.

Задачи:

  • актуализировать знания о понятиях столица, страна, символы, познакомить детей с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России.
  • развивать элементарную информационную грамотность и мотивационно подготавливать школьников к самостоятельной работе на компьютере;
  • развивать коммуникативные способности детей;
  • совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.
  • воспитывать уважение к культуре, традициям, религии, языку разных народов;
  • прививать любовь к Родине, народу.
ВложениеРазмер
urok_okr_mir.docx 64.9 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная

школа №21 г. Шахты Ростовской области

Конспект открытого урока Окружающего мира в рамках методической недели

Провела: Воронова А.С.

Цель урока: создать условия для формирования представлений о России как многонациональной стране.

  • актуализировать знания о понятиях столица, страна, символы, познакомить детей с различными национальностями, традициями, языком, культурой народов России.
  • развивать элементарную информационную грамотность и мотивационно подготавливать школьников к самостоятельной работе на компьютере;
  • развивать коммуникативные способности детей;
  • совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
  • развивать психологические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание.
  • воспитывать уважение к культуре, традициям, религии, языку разных народов;
  • прививать любовь к Родине, народу.

I. Организационный момент

Ребята вы готовы к уроку?
На вас надеюсь я друзья!
Мы хороший дружный класс,
Всё получится у нас!

II. Повторение пройденного

- Ребята, перед вами кроссворд, давайте его разгадаем.

Вопросы к кроссворду:

  1. Как называлось наше государство? (Русь)
  2. Столица нашей Родины? (Москва)
  3. От какого слова образовалось слово русский? (русичи)
  4. Маленькая ячейка общества? (семья)
  5. Торжественный символ России? (гимн)
  6. На нем говорят.? (язык)

- Молодцы, давайте внимательно посмотрим на наш кроссворд.

- Скажите, какое слово мы с вами разгадали еще? ( Россия)

- Что означает слово Россия? (ответы детей).

С городами России мы с вами подробно познакомились? (Санкт-П., Москва, Сочи) Флаг - герб на карте

Что особенного в этих городах, чем они знамениты?

III. Введение нового материала

3.2 - А еще ребята, мы должны знать основной закон государства - Конституция РФ.

3.3 Работа по учебнику:

- Давайте прочитаем, какими словами начинается конституция.

- Дети читают текст: "Россия - многонациональная страна".

- Итак, перед нами проблема, в которой мы должны разобраться?

- Что означают эти слова: "Россия - многонациональная страна"? (высказывания детей)

Учитель читает стихотворение В.Степанова:

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна. Ева

- Мы отправляемся с вами в путешествие по нашей стране.

IV. Работа по теме урока

Центральная Россия - самый заселенны район страны. В нем проживает 5 часть всего населения России. В том числе и мы с вами. Наши предки - славяне , издавна жили в этих местах. Главное богатство - непроходимые дремучие леса, в которых водилось много пушного зверя, ягод, грибов. Реки были полны рыбой. Все это привлекало сюда людей.

История русского народа неразрывно связана с центральной Россией.

Самый многонациональный район России Северный Кавказ. В нем проживают представители более 100 народов. Один только Дагестан является исторической родиной для 30 народов - авганцев, лакцев, лизгин, недаром Дагестан называют страной языков.

Народы Кавказа издавна славились как отличные воины, наездники и стрелки. Кавказская земля необычайно плодородна, поэтому население занимается земледелием, садоводством.

На востоке европейской части России протянулся район - Поволжье. Разные народы поселились здесь. Например: Калмыки. 300 лет назад они жили в Западном Китае, но многочисленные войны вынудили калмыков искать новую Родину, почти весь народ покинул Китай и переселился в Россию, Поволжье.

Калмыки говорят на калмыцком языке, похожем на язык монголов. Калмыки пасут лошадей, овец, верблюдов.

В центре нашей страны расположен удивительный край- Урал. Природные богатства привлекали на Урал людей самых разных национальностей. И сейчас этот край остается одним из самых многонациональных в России. Например: башкиры. Название этого народа переводится как "волк-вожак". По древней легенде, именно волк был предком башкир - отличных наездников и стрелков.

Современная Западная Сибирь - самый заселенный район Сибири. Здесь проживают более 15 миллионов человек. Главным богатством западной Сибири это крупнейшее месторождение нефти, газа, угля. Настоящая кладовая!

Говоря о Сибиряках, мы, подразумеваем не только русских, но и представителей других народов и народностей. Коренных народов Сибири около 3 десятков. Самые многочисленные - якуты, буряты, тувинцы. По всей Сибирской тайге расселились почти 25 тысяч эвенков. Алтайцы и шорты предпочитают горы. Ханты и манси издавна обитают на равнине между реками Обь и Енисей. А вот ненцы, секульпы хорошо приспособились к жизни в Тундре. Северные окраины дальневосточной земли населяю эскимосы, чукчи, коряки. Они добывают рыбу и морского зверя.

Эвенки - называют "индейцы Сибири". Представители этого народа потомственные охотники, искусные следопыты и хотя численность не превышает 39 тысяч расселены эвенки от Восточной Сибири до Приморья.

Самый многочисленный народ Сибири - якуты. Их насчитывается 380 тысяч. Занимаются разведением рогатого скота, охотой, рыболовством.

Средин народов Сибири есть и совсем малочисленные - кеты. Их насчитывается не много более тысячи человек. Живут они в тайге. Похожи кеты на американских индейцев. Никто не понимает их языка. Велика наша Сибирь, много в ней разный народов. Сохраняя свои языки и обычаи они живут единой семьей, помогают друг другу.

V. Физкультминутка (под музыку С.Ротару "Я, ты, он, она- вместе целая страна).

VI. Знакомство с понятиями: религия, КУЛЬТУРА и язык. Распечатать и повесить

Презентация (слайды № 33,34,35)

Как мы с вами общаемся?

А что мы делаем, для того, чтобы понимать другие народы? – учить другие языки.

а вы знакомы с другими языками?

Названия каких языков вы знаете? Армянин говорит… на армянском, татар говорит… на татарском, грузин говорит… на грузинском.

Микроитог. Давайте с вами попробуем прочитать фразу на другом языке.

- А еще, ребята, у каждого народа есть своя религия. Более 1000 лет назад почти все люди не Земле верили в добрых и злых духов.

Как называется эта религия? (язычество)

Они считали, что весь окружающий мир населен многочисленными богами: солнца, воды, ветра:. Слово религия означает "благочестие, святыня". На Руси принята религия христианство. Построено много христианских храмов. Священная книга православных христиан - Библия. Православие самая распространенная религия среди народов России. Православные в нашей стране это русские, карелы, коми, якуты, осетины и другие.

А может вы знаете другие религии?

Среди татар, башкир, кабардинцев, чеченцев в России распространено мусульманство. Священная книга мусульман - Коран. Храм мусульман называется Мечеть.

Калмыки, буряты и тувинцы исповедуют одну из самых древних религий мира - буддизм. Буддисты строго соблюдают основные правила учения Будды, главное из которых - правдивость. Их храм называется Синагога.

СОПОСТАВИТЬ КНИГИ И РЕЛИГИИ.

VII. Работа с учебником. ПРЕЗЕНТАЦИЯ С НАРОДНЫМИ КОСТЮМАМИ И ПЕСНЯМИ.

2. самая распространенная религия среди народов России

3) где живут эскимосы, чукчи,

А) западная Сибирь

4) национальный язык татар

5. какими словами начинается конституция РФ

А) Россия – многонациональная страна

Б) Россия – великая страна

В) Россия – самая большая страна

IX. Итог урока – стихотворение

Неважно какой ты национальности, но нас объединяет наша Родина. Каждый из нас - это частичка нашей могучей страны. И если мы будем едины, то мы не победимы. И именно сейчас нас объединяет такое великое событие как олимпийские игры в Сочи, где соберутся люди со всех концов земли.

- Будьте добрыми, терпимыми, уважайте друг друга, дружите, любите людей и свою Родину.

Песня "мы такие разные ".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру "Россия-многонациональная страна"


конспект урока основ мировых религиозных культур по теме "Россия - многонациональная держава"

конспект урока основ мировых религиозных культур по теме "Россия - многонациональная держава".


Презентация к уроку по ОРКСЭ "Россия- многонациональное государство"

презентация к уроку.


Россия - многонациональная страна

Урок по окружающему миру "Россия - многонациональная страна". Цели педагогической деятельности:расширить представления учащихся о России как о многонациональной стране.

Открытое внеурочное мероприятие посвященное Дню национальных культур по теме "Россия многонациональная страна.""Национальность евреи"

В рамках внеурочного мероприятия посвященного Дню национальных культур России Вашему вниманию представлена одна из национальностей проживающая на территории Р.Ф. -евреи.(Еврейский А.


Россия – страна, объединившая народы. Россия – многонациональная держава.

Материал к уроку по теме: "Россия - многонациональная страна".


Конспект + презентация урока окр. мира по теме "Наша родина – Россия. Россия – многонациональная страна" 1 класс, ПНШ.

Цель деятельности учителя: расширение представления учащихся о России как о многонациональной стране.Планируемые результаты:Предметные:- знать что в России живет более 100 народностей;- знать об.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Россия - многонациональная страна.

Цель: ознакомление учащихся с народами, живущими в России, их единством, особенностями жизни людей разных национальностей, развитие внимания, памяти, речи учащихся, воспитание уважения к людям разных национальностей., к мнению другого человека.

формировать познавательный интерес к различным сторонам окружающего мира;

осуществлять направленный поиск, обрабатывать и использовать информацию;

осуществлять общение в совместной деятельности

формировать личностные результаты:положительное отношение к познавательной деятельности, участие в коллективном творческом процессе; осознание себя как индивидуальности и как члена общества, способность к самооценке своих действий;

регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, действовать по плану; вносить необходимые коррективы;

познавательные УУД: умения читать и слушать, извлекая нужную информацию, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач, осуществлять операции анализа, синтеза;

коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог с одноклассниками, участвовать в общей беседе, задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах.)

Организационный момент ( мотивационный этап )

-Кто хочет рассказать одноклассникам о погоде сегодня?

Фиксирование погоды в «Дневнике на доске с помощью магнитных карточек

II. Актуализация знаний.

- Как называется наша Родина? (Россия)

- Откуда же она начинается?

- Как вы думаете, сколько народов населяет Россию? (Слайд 1.)

- Кто догадался, какова будет тема сегодняшнего урока?

- Давайте прочитаем, какими словами начинается конституция.

- Дети читают текст: "Россия - многонациональная страна".

- Итак, перед нами проблема, в которой мы должны разобраться?

- Что означают эти слова: "Россия - многонациональная страна"? (высказывания детей)

Учитель читает стихотворение В.Степанова:

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним тайга по нраву,
Другим - степной простор.
У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один черкеску носит,
Другой надел халат.
Один - рыбак с рожденья,
Другой - оленевод,
Один кумыс готовит,
Другой готовит мед.
Одним милее осень,
Другим милей весна.
А Родина Россия,
У нас у всех одна.

- Сегодня мы совершим заочное путешествие по нашей стране, познакомимся с разными национальностями, узнаем где и как они живут.

- Разные народы живут в России.

- Знаете ли вы, кто вы по национальности? Мы с вами живём в России, но каждый из нас принадлежит ещё к какому-нибудь народу. Все народы отличаются друг от друга, а вот чем поможет ответить рисунок-схема.(Слайд 2)

IV. Работа по теме урока

Центральная Россия

Центральная Россия - самый заселенны район страны. В нем проживает 5 часть всего населения России. В том числе и мы с вами. Наши предки - славяне , издавна жили в этих местах. Главное богатство - непроходимые дремучие леса, в которых водилось много пушного зверя, ягод, грибов. Реки были полны рыбой. Все это привлекало сюда людей.

История русского народа неразрывно связана с центральной Россией.

Южная Россия

Самый многонациональный район России Северный Кавказ. В нем проживают представители более 100 народов. Один только Дагестан является исторической родиной для 30 народов - авганцев, лакцев, лизгин, недаром Дагестан называют страной языков.

Народы Кавказа издавна славились как отличные воины, наездники и стрелки. Кавказская земля необычайно плодородна, поэтому население занимается земледелием, садоводством.

На востоке европейской части России протянулся район - Поволжье. Разные народы поселились здесь. Например: Калмыки. 300 лет назад они жили в Западном Китае, но многочисленные войны вынудили калмыков искать новую Родину, почти весь народ покинул Китай и переселился в Россию, Поволжье.

Калмыки говорят на калмыцком языке, похожем на язык монголов. Калмыки пасут лошадей, овец, верблюдов.

В центре нашей страны расположен удивительный край- Урал. Природные богатства привлекали на Урал людей самых разных национальностей. И сейчас этот край остается одним из самых многонациональных в России. Например: башкиры. Название этого народа переводится как "волк-вожак". По древней легенде, именно волк был предком башкир - отличных наездников и стрелков.

Западная Сибирь

Современная Западная Сибирь - самый заселенный район Сибири. Здесь проживают более 15 миллионов человек. Главным богатством западной Сибири это крупнейшее месторождение нефти, газа, угля. Настоящая кладовая!

Говоря о Сибиряках, мы, подразумеваем не только русских, но и представителей других народов и народностей. Коренных народов Сибири около 3 десятков. Самые многочисленные - якуты, буряты, тувинцы. По всей Сибирской тайге расселились почти 25 тысяч эвенков. Алтайцы и шорты предпочитают горы. Ханты и манси издавна обитают на равнине между реками Обь и Енисей. А вот ненцы, секульпы хорошо приспособились к жизни в Тундре. Северные окраины дальневосточной земли населяю эскимосы, чукчи, коряки. Они добывают рыбу и морского зверя.

Эвенки - называют "индейцы Сибири". Представители этого народа потомственные охотники, искусные следопыты и хотя численность не превышает 39 тысяч, расселены эвенки от Восточной Сибири до Приморья.

Самый многочисленный народ Сибири - якуты. Их насчитывается 380 тысяч. Занимаются разведением рогатого скота, охотой, рыболовством.

Средин народов Сибири есть и совсем малочисленные - кеты. Их насчитывается не много более тысячи человек. Живут они в тайге. Похожи кеты на американских индейцев. Никто не понимает их языка. Велика наша Сибирь, много в ней разный народов. Сохраняя свои языки и обычаи они живут единой семьей, помогают друг другу.

V. Физкультминутка (под музыку С.Ротару "Я, ты, он, она- вместе целая страна).

VI РАБОТА В ПАРЕ. Итак ребята мы кое-что выяснили о народностях проживающих на территории России. Каждый ряд будет отвечать за какой-нибудь район 1ряд- Южная Россия, 2ряд-Поволжье, 3ряд- Западная Сибирь. И выполним задания, работая в паре. Каждый ряд должен раскрыть маленькие темы (подтемы), связанные с определенными народностями:

Какие национальности проживают на территории, какие языки у народов данной территории.

Отличие народов чертами лица. Национальные костюмы.

Национальные обычаи, праздники.

Какими видами трудовой деятельности занимались.

Каждая парта получает текст с данной подтемой, которую потом должны рассказать.

VI I . Рефлексия деятельности

-Посмотрите на работы ребят других групп и оцените.

Что же мы узнали?: Наша страна огромная. На ее территории проживает много народностей. Слайд 5,

-Что отличает один народ от другого? Слайд7

Верования, национальный костюм, кухня, обычаи, язык, черты лица…

-Большую часть жителей нашей страны составляют русские . Слайд 8

-Предки русских – славяне.

VIII. Обобщение.

1.Какие народы не живут в России?

2) где живут эскимосы, чукчи,

А) западная Сибирь

3) национальный язык татар

4. какими словами начинается конституция РФ

А) Россия – многонациональная страна

Б) Россия – великая страна

В) Россия – самая большая страна

IX. Итог урока – стихотворение

Неважно какой ты национальности, но нас объединяет наша Родина. Каждый из нас - это частичка нашей могучей страны. И если мы будем едины, то мы непобедимы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Россия – многонациональная страна. Автор: Шулбаева О.С. Учитель начальных кла.

Описание презентации по отдельным слайдам:

Россия – многонациональная страна. Автор: Шулбаева О.С. Учитель начальных кла.

 Наша страна называется…

Наша страна называется…


Граждане России называются…

Граждане России называются…

Столица России город…

Столица России город…

Президент России….


В России проживает 183 народа, признаваемых официальной этнографией

В России проживает 183 народа, признаваемых официальной этнографией

Народы России

Словарик толерантности Уважение Дружба Равенство Зависть Грубость Помощь Един.

Словарик толерантности Уважение Дружба Равенство Зависть Грубость Помощь Единение Злоба Взаимовыручка Милосердие Жадность Преданность Безучастность Благодарность Верность Враждебность Любовь Доброта Прощение Гостеприимство Жестокость Заносчивость Коварство Конфликтность Правдивость Сочувствие Внимание Мстительность Мудрость Надёжность Щедрость Сплочённость Отзывчивость Подлость Самовлюблённость Порядочность Равнодушие Сострадание Забота Терпение Уступчивость

Россия – многонациональная страна Чукчи – малочисленный народ, насчитывает чу.

Россия – многонациональная страна Чукчи – малочисленный народ, насчитывает чуть больше 15 тысяч человек. Есть чукчи береговые, которые живут на берегу Тихого и Ледовитого океанов и занимаются промыслом морских животных. Есть чукчи тундровые, которые кочуют по тундре вместе со стадом оленей. Живут чукчи в яранге, это шалаш, покрытый оленьими шкурами.

Россия – многонациональная страна Буряты – самый большой по численности народ.

Россия – многонациональная страна Буряты – самый большой по численности народ Сибири, их количество достигает почти 500 тыс. человек. Буряты говорят на одном из монгольских языков, они смуглые, широколицые, с раскосыми глазами. Предки бурят были скотоводами, пасли лошадей, овец, коз. Их национальное жилище – юрта.

Россия – многонациональная страна Хакасы живут в степях и горных районах. Их.

Россия – многонациональная страна Хакасы живут в степях и горных районах. Их национальное жилище – юрта. Они занимаются охотой, разведением коров, лошадей.

Россия – многонациональная страна Алтайцы живут в республике Алтай и в Кемеро.

Россия – многонациональная страна Алтайцы живут в республике Алтай и в Кемеровской области. Раньше они занимались разведением скота, а потом стали еще и выращивать зерно – ячмень.

Россия – многонациональная страна Башкиры живут на юге Урала. Занимаются охот.

Россия – многонациональная страна Башкиры живут на юге Урала. Занимаются охотой, рыболовством, земледелием и пчеловодством. В России славится башкирский мёд.

Россия – многонациональная страна Осетины – народ, живущий на Кавказе. Этот н.

Россия – многонациональная страна Осетины – народ, живущий на Кавказе. Этот народ славится гостеприимством, уважением к женщине, старшим, традициями дружбы и побратимства.

Россия – многонациональная страна Республика Мордовия расположена по берегам.

Россия – многонациональная страна Эвенки - малочисленный народ Сибири – немно.

Россия – многонациональная страна Эвенки - малочисленный народ Сибири – немногим более 30 тысяч человек. Большая часть живет в Красноярском крае. Эвенки – потомственные охотники. Главный их помощник – собака. Олени используются как транспортное средство. На них эвенки совершают перекочевку к месту зимнего промысла и обратно, к месту летней стоянки. Жилище кочевых эвенков – чум.

Читайте также: