Сообщение откуда мы знаем как жили наши предки

Обновлено: 18.05.2024

Значение знаний об историческом прошлом
для всего человечества
Знание истории помогает творить будущее
Политики, зная историю, понимают, куда может привести
их деятельность
Если бы человечество не знало истории, то оно
повторяло бы ошибки прошлого
Наука не может развиваться без истории.
(Зафиксирована работа прошлого)
Знание истории помогает человеку почувствовать себя
наследником великой культуры, традиций и обычаев.
Знание истории позволяет человеку почувствовать
Свою причастность к происходящему и ответственность
Знание истории позволяет человеку гордиться своими
предками
Знание истории помогает человеку понять закономерности
Преобразования идей в материальные вещи и поступки

Исторические источники
Вещественные
источники:
Письменные
источники:
летописи, хроники,
грамоты, указы,
дневники,
воспоминания,
а также различные
надписи на камне и
другом материале
Устные источники:
предания, сказания,
легенды, былины,
баллады, эпосы
орудия труда,
домашняя утварь,
одежда, монеты,
медали, оружие,
гербы, здания
и другие
архитектурные
произведения

11. Источниковедение -

историческая дисциплина,
которая занимается разработкой
методов изучения исторических
источников и их использования

Вспомогательная
историческая
дисциплина
Характеристика
Историческая
текстология
Занимается установлением подлинности текстов,
точной даты их создания
Палеография
Помогает прочитать тексты
Генеалогия
Рассказывает о людях, имена которых отражены в
историческом источнике
Эпиграфика
Изучает надписи на древних памятниках, зданиях,
произведениях искусства и др.
Нумизматика
Изучает монеты и другие денежные знаки
Геральдика
Изучает гербы
Топонимика
Помогает установить происхождение названия
Ономастика
Изучает личные имена
Фалеристика
Исследует ордена, медали и др. знаки отличия
Хронология
Изучает системы летоисчисления
Археология
Изучает вещественные источники
Этнография
Изучает быт разных народов, отраженный в их
традициях, обрядах, фольклоре

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

История Древнего мира 5 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

История Древнего мира 5 класс

История Древнего мира 5 класс

«История – сокровищница наших деяний, свидетельница прошлого, пример и поучен.

ИСТОРИЯ – это наука о прошлом человечества с момента его зарождения, произоше.

ИСТОРИЯ – это наука о прошлом человечества с момента его зарождения, произошедшие события, жизнь людей, их занятия, верования, культура. Что же такое история?

Знать историю Уметь отвечать на вопросы КОГДА? ГДЕ? ПОЧЕМУ?

Знать историю Уметь отвечать на вопросы КОГДА? ГДЕ? ПОЧЕМУ?

История Всемирная история – изучает историю всех народов мира Отечественная и.

История Всемирная история – изучает историю всех народов мира Отечественная история – изучает историю нашей страны


Исторические источники Письменные источники: летописи, хроники, грамоты, указ.

Исторические источники Письменные источники: летописи, хроники, грамоты, указы, дневники, воспоминания, а также различные надписи на камне и другом материале Устные источники: предания, сказания, легенды, былины, баллады, эпосы Вещественные источники: орудия труда, домашняя утварь, одежда, монеты, медали, оружие, гербы, здания и другие архитектурные произведения

Источниковедение - историческая дисциплина, которая занимается разработкой ме.

Источниковедение - историческая дисциплина, которая занимается разработкой методов изучения исторических источников и их использования


  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов


Курс повышения квалификации

Методика преподавания истории и обществознания в общеобразовательной школе

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 397 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 02.10.2016 5319
  • PPTX 488 кбайт
  • 655 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Рыжкова Наталья Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Как мы узнаем о прошлом человечества ?

Виды исторических источников Вещественные Устные Письменные

Письменные источники сохраняются в хранилищах документов – архивах

У каждого народа есть свои сказания, мифы, легенды, которые сначала передавались из уст в уста

Во многих музеях мира хранятся вещественные памятники

Название дисциплины Характеристика Генеалогия Рассказывает о людях, имена которых отражены в историческом источнике Нумизматика Изучает монеты и другие денежные знаки Топонимика Помогает установить происхождение названий Ономастика Изучает личные имена Фалеристика Исследует ордена, медали и другие знаки отличия Хронология Изучает системы летоисчисления Археология Изучает вещественные источники Археография Занимается разработкой правил публикации исторических источников Этнография Изучает быт разных народов, отраженный в их традициях, обрядах, фольклоре Вспомогательные исторические дисциплины

Учебник стр. 6-8 Привести примеры исторических источников (10-12 шт.) Домашнее задание

История удовлетворяет потребность человека в самопознании и самосознании. Для того чтобы понять себя, человеку необходимо знать свое прошлое, понимать, как жили его предки.

Исторические источники – все, что было создано человеком и может рассказать о жизни людей в прошлом.

Письменные источники:
• эпиграфические источники (эпиграфика),
• рукописные документы,
• печатные документы и др.;

Изобразительные:
• иконы,
• парсуны,
• картины,
• фотографии и др.;

Вещественные:
• любые материальные предметы прошлого (стрелы, луки, посуда, одежда и др.). Археология – наука, изучающая историю по материальным остаткам жизни людей. Археологи занимаются поиском и изучением вещественных источников.

Устные:
• предания,
• легенды,
• рассказы очевидцев и др.

Вспомогательные исторические дисциплины:
• нумизматика,
• сфрагистика,
• геральдика.

Предшественниками истории как науки были такие древнегреческие авторы, как Геродот и Фукидид. В их сочинениях впервые возникает последовательное и связное повествование о важных исторических событиях. История как научная дисциплина занимается разработкой методов критического анализа источников. Эти методы позволяют историку отделить недостоверные сведения от достоверных и узнать, как жили люди даже в отдаленные от нас эпохи.

Интерес к прошлому возник у человека с момента его появления. Сначала люди стремились объяснить все произошедшее при помощи мифов, преданий и легенд, в которых вымысел переплетался с реальными событиями. Но с течением времени повествования о прошлом становились все более достоверными — так зарождалась историческая наука.

Геродот

Рис. 1. Геродот

Подлинное историческое знание всегда строится на работе с дошедшими до нас предметами прошлого — историческими источниками. Эти источники бесконечно разнообразны. Рассмотрим основные группы источников, с которыми работают исследователи прошлого.

Письменные источники — эпиграфические документы (надписи на твердых предметах), рукописные и печатные издания, среди которых можно выделить такие источники, как летописи, саги, законы и др. Изобразительные источники — картины, парсуны, иконы, фотографии. Любые материальные свидетельства прошлого мы можем отнести к вещественным источникам. Среди них — предметы быта, посуда, одежда, украшения, уцелевшие постройки и многое другое (рис. 2).

Вещественные источники

Рис. 2. Вещественные источники

Важную роль в поиске материальных свидетельств прошлого играет наука археология. Ученые археологи ведут раскопки на месте древних поселений, находки помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена (рис. 3).

Археологические раскопки

Рис. 3. Археологические раскопки

Особо ценны данные науки этнография — ученые-этнографы занимаются изучением традиционной культуры народов и племен, некоторые из которых до сих пор живут, как и их предки тысячи лет назад. В восстановлении картины прошлого помогают устные источники: легенды, предания, былины, созданные до появления письменности.

История Древнего мира охватывает огромный период времени, когда люди еще не знали письменности, поэтому особо велико значение данных археологии — почти все, что известно о наших древних предках, добыто трудом археологов.

Сайт учителя всех предметов. Технологические карты уроков, подготовка к ОГЭ и ЕГЭ, полезный материал и многое другое.

§ 1. Древнейшие люди

Откуда мы знаем, как жили наши предки

Отцы и деды могут рассказать о том, чему были свидетелями в молодости. Но как учёные узнают, что происходило в глубокой древности?

Более пяти тысяч лет назад было изобретено письмо.

Древние люди писали на глиняных табличках, на пальмовых листьях, на дощечках из бамбука, на бумаге или на папйрусе — особом материале, изготовленном из египетского тростника. Из письменных источников — древних книг и надписей, высеченных на камне, — мы узнаём о первых государствах, о царях и войнах, о мудрецах и поэтах, о законах и обычаях и ещё о многом-многом другом.

До наших дней сохранились знаменитые постройки, такие, например, как пирамиды — гробницы владык Египта или Великая Китайская стена, созданная для обороны от нападений врагов. Эти сооружения свидетельствуют о могуществе царей, по чьему приказу они были возведены, а также позволяют судить о мастерстве строителей, живших в далёком прошлом.

Важную роль играют раскопки, которые проводят учёные-археологи. В земле на месте древних поселений археологи находят остатки жилищ, черепки разбитой посуды, орудия труда и оружие, окаменевший хлеб или зёрна ячменя и пшеницы, монеты, детские игрушки, произведения искусства. Все эти находки принято называть вещественными источниками: они помогают восстановить в деталях занятия и быт людей в минувшие времена.

Особенно велико значение археологических раскопок для изучения прошлого людей, живших на Земле до появления письменности. Почти всё, что известно об этих людях, рассказали находки археологов.

ЖИЗНЬ ПЕРВОБЫТНЫХ ЛЮДЕЙ


Глава 1

Первобытные собиратели и охотники

Знакомясь с главой, подумайте:

Первобытными называют людей, живших до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов. Мы не можем точно воссоздать картину жизни наших далёких предков. Лишь приблизительно учёные устанавливают время появления древнейших людей на Земле, а также то время, когда люди стали такими же, как современный человек.

§ 1. Древнейшие люди

1. Наши далёкие предки. Древнейшие люди жили в жарких странах, где не бывает морозов и холодных зим. В Восточной Африке археологи находят при раскопках кости людей, живших более двух миллионов лет назад. По этим находкам можно восстановить облик наших самых далёких предков.


Древнейшие люди. Рисунок нашего времени.


Человек, живший миллион лет назад. Реконструкция.

Древнейший человек очень напоминал обезьяну. У него было грубое лицо с широким приплюснутым носом, тяжёлая нижняя челюсть без подбородка, уходящий назад лоб. Над бровями находился валик, под которым глаза скрывались, как под навесом. Походка у людей была ещё не вполне прямая, прыгающая; длинные руки свисали ниже колен. Люди ещё не умели разговаривать. Подобно животным, криками устрашали они хищников, звали на помощь, предупреждали об опасности. Жили люди не в одиночку, а группами.

2. Орудия труда. Если бы мы могли понаблюдать за древнейшими людьми, то, возможно, увидели бы такую картину. Люди подошли к речушке, они разыскивают на мелководье камни. Берут не каждый. Один отбросят — не годится. Другой поднимут — этот подходящий!

Человек брал в руки гальку — гладкий округлый камень. Ударами другого камня он раскалывал гальку так, чтобы её края стали острыми, как нож. Получалось грубое орудие труда. Даже самые умные животные не способны его придумать. Только люди умели заострять камни, чтобы с их помощью вырубать дубины, обтачивать палки-копалки или выполнять другую работу.


Нападение саблезубого тигра. Рисунок нашего времени.


Древнейшее орудие из камня. Найдено археологами.


Палка-копалка и дубина. Рисунок нашего времени.

Умение изготавливать орудия труда было главным отличием древнейших людей от животных.

3. Древнейшие люди добывали пищу собирательством и охотой. Целыми днями все они, от мала до велика, занимались собирательством: искали съедобные коренья и улиток, дикорастущие плоды и ягоды, яйца птиц. Как люди охотились? Может быть, так…

Представим себе: большое стадо зебр мирно щиплет траву. Люди вспугнули стадо, которое спасается бегством. Как ветер мчатся зебры: конечно, их не догнать! Но в стаде есть больные, есть очень старые и совсем ещё молодые животные. Они не поспевают за остальными и отстают. Если охотникам удаётся отрезать от стада зебру, они оглушают её дубинами и убивают.

4. Овладение огнём. Разные опасности подстерегали человека. Одной из самых страшных был огонь. Представим себе: молнией зажгло кустарники и траву, всё кругом заполыхало. Подальше от пожара улетают птицы, спасаются бегством и звери, и люди.


Изготовление копий. Рисунок нашего времени.


Каменное рубило. Найдено при раскопках.

Как человек овладел огнём? Этого никто не знает. Быть может, однажды, превозмогая страх, смельчаки приблизились к огню. Это могло быть зажжённое в грозу дерево или горящая лава из вулкана. Тогда и было сделано великое открытие: сунешь ветку в пламя — поймаешь огонь!

На стоянках людей запылали костры.

Мясо, испечённое на углях, оказалось вкуснее и питательнее сырого. Яркий огонь обогревал холодной ночыо, разгонял мрак, отпугивал диких зверей. Долгое время люди не умели добывать огонь: днём и ночью они поддерживали костры на своих стоянках.

Нашим далёким предкам предстоял ещё долгий путь развития, прежде чем стать такими, как современные люди.

Читайте также: