Сообщение о мерах длины современные
Обновлено: 17.04.2024
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Старинные и современные
измерения длины
Выполнила: Шадрина Зоя
ученица 4 класса
Климкова Нина Александровна
учитель начальных классов
1.Введение……………………………………………………………………. 4
2. Основная часть
2.1. Старинные русские единицы измерения длины……………………… 6
2.2. Современные единицы измерения длины…………………………. 8
2.3. Перевод старинных единиц длины в метрическую систему единиц… 9
3.Заключение…………………………………………………………… 14
4. Список литературы…………………………………………………. 15
5.1. Пословицы и фразеологизмы……………………………………. . 16
5.2. Стихи В.В. Маяковского………………………………………….. ….. 19
5.3. Презентация в фотографиях………………………………………….. 21
У нас, в России, принято вымеривать ширину, длину в метрах, сантиметрах, миллиметрах. Но есть государства (США, Великобритания), в которых действует не метрический способ измерения, а, например, в дюймах. Всем покупателям видеотехники известно, что в описаниях технических характеристик смартфонов, телевизоров, ноутбуков, планшетов продавцы указывают размеры дисплея или монитора в дюймах. Многие задаются вопросом, а сколько это выходит в сантиметрах? И многим невдомёк, что те же самые дюймы – это хорошо известные на Руси меры длины. Выходит, мы не знаем многого в истории своей страны или в математике?
Актуальность данной темы состоит в том, что, не зная о старинных мерах длины, мы не всегда можем понять измерения, встречающиеся в жизни не совсем в той форме, к которой мы привыкли.
Цель работы: познакомиться со старинными русскими единицами измерения длины и их переводом в современную метрическую систему единиц.
Задачи: знать историю своей страны;
- понимать смысл пословиц и поговорок, содержащих названия старинных мер длины;
- научиться решать задачи, используя знания перевода старинных мер длины в современные;
- систематизировать полученные сведения.
Гипотеза исследования: если мы будем знать старинные русские единицы измерения длины, то больше будем знать об истории своей страны, понимать язык математики и литературы, разбираться без посторонней помощи в не метрических способах измерения других стран.
Методы исследования: изучение литературы по проблеме исследования, опрос, интервью, практические работы, решение практических задач по теме исследования, консультации преподавателя.
Объект исследования: старинные русские меры длины.
Предмет исследования: перевод старинных мер длины на современный язык.
Старинные русские единицы измерения длины.
Линия - ширина пшеничного зерна, примерно 2,54 мм. Эта мера использовалась для измерения диаметра горловины в стеклянной части лампы. Этой единицей обозначают и калибр, т.е. диаметр канала в стволе огнестрельного оружия.
Перст - старинное название указательного пальца руки, ширина которого равна приблизительно 2 см.
Дюйм - (от голландского - большой палец). Он равен ширине большого пальца или длине трех сухих зерен ячменя, взятых из средней части колоса. 1 дюйм =2,54 см = 10 линиям. В настоящее время используется для измерения внутреннего измерения диаметра труб, автомобильных шин, толщины досок и т. д.
Вершок - старая русская мера длины, употреблявшаяся до введения метрической системы мер.1 Вершок = 1/16 аршина = 1,75 дюйма = 44,45 мм = 4,44 см Вершок - старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев (указательного и среднего).
Локоть - древнейшая мера длины, которой пользовались многие народы мира. Это расстояние от конца вытянутого среднего пальца руки или сжатого кулака до локтевого сгиба. Его длина колебалась от 38 см до 46 см или 11 – 16 вершков. Как мера длины на Руси встречается с XVI века.
Шаг - средняя длина человеческого шага, 71 см. Одна из древнейших мер длины.
Сажень - встречается с XI в. Название происходит от слова "сягать" т.е. доставать до чего-либо. Отсюда слово "недосягаемый" - о месте, куда невозможно добраться, о человеке, достоинства которого невозможно повторить. Различали два вида сажени: маховая и косая.
Маховая сажень-расстояние между концами пальцев распростертых рук, ее длина 3 аршина или 213 см. Косая сажень - расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки; длина такой сажени примерно 248 см.
Межевая верста существовала на Руси до 18 века для определения расстояния между населенными пунктами и для межевания (от слова межа-граница земельных владений в виде узкой полосы). Длина такой версты 1000 саженей, или 2,13 км.
Современные единицы измерения длины.
Для измерения отрезков в рабочей тетради мы используем миллиметры, сантиметры, дециметры. Продавец, измеряя ткань на платье или костюм, будет использовать метр. А путешественник, преодолевая расстояние от одного населенного пункта до другого, - километр и метр.
Миллиметр (мм, mm), millimeter. Определяется как тысячная доля метра. Километр (км, km) - kilometer. 1 Километр равен 1000 метров.
Мы знаем таблицу современных единиц измерения длины:
1 дм = 10 см = 100 мм
1 м = 10 дм = 100 см = 1000 мм
1 км = 1000 м = 10000 дм = 100000 см = 1000000 мм
Перевод старинных единиц длины в метрическую систему единиц
Из опроса выяснилось, что наши учащиеся не знают старинных единиц длины, а пословиц и фразеологизмов либо не знают, либо догадываются о них.
Родители – знают немного пословиц, знают о версте, об аршине, чем отличается аршин от сажени.
Люди пожилые, в основном наши бабушки и дедушки говорят, что все единицы длины учили в школе. Они тоже отличают аршин от сажени, пядь от локтя. Знают много пословиц, поговорок.
Мы с преподавателем решили, что ребята нашего класса тоже должны знать о старинных русских мерах длины и использовать свои знания на практике.
Для этого мы провели две практические работы.
Практическая работа 1: измерить свои собственные измерительные инструменты: перст, дюйм, вершок, малую пядь, локоть, аршин современной мерой - сантиметром. В практических работах приняли участие ребята нашего класса.
Полученные результаты мы отобразили в таблице.
Оказалось, что у Владика и Зои результаты отличаются от остальных участников эксперимента. И это не удивительно, ведь Зое 11 лет, Владику 10 лет, а Карина, Вероника и Марина младше их, одинаковы по росту и телосложению. Но даже у них есть незначительные отличия. Мы долго измеряли части наших тел, но не уверены, что измерили точно. Поэтому мы поняли, что при таком измерении: нельзя получить верного результата; но зато хорошо запомнили, что такое перст, дюйм, вершок, малая пядь, локоть, аршин, о которых раньше почти ничего не знали.
Теперь-то мы поняли фразу из сказки Ершова "Конек-горбунок" ". ещё я дам конька, ростом 23 вершка. " Оказывается, конёк был меньше лошадки пони, чуть выше метра.
По результатам первой практической работы мы сделали вывод: у всех ребят получатся разные результаты при измерении длины предметов, поэтому необходимо знать старинные меры в их настоящем значении.
Для этого мы составили следующую таблицу, округлив числа до десятых.
Мы решили узнать свой рост тоже в аршинах и вершках, в сантиметрах мы свой рост знаем.
Практическая работа 2: измерить рост учащихся 1-4 классов, используя старинные русские меры единицы длины: аршин и вершок.
Мы уже знали, что в сантиметрах рост ребят разный, с разницей хотя бы в 1 см, а в аршинах и вершках получились одинаковые результаты у Владика и Карины, Марины и Вероники, Кирилла и Вани.
Следовательно, мы сделали вывод: результаты измерений в современных мерах получаются точнее.
Россия не скоро отказалась от старых мер — аршина, версты и фунта. Разумеется, переход от одних мер, привычных и хорошо знакомых, к новым дается не легко.
Решение практических задач: сопоставить меры современные и старинные в более мелких единицах и вычислить рост всех ребят нашего класса в аршинах, вершках и дюймах.
Например, самая высокая девочка в классе – Зоя. Её рост – 141 см. В процессе исследования мы узнали, что русские люди рост человека составляли первым делом из аршин, затем из вершков, поэтому решали такие задачи по следующей аналогии:
1аршин 71 см.
141 см – 71 см = 70 см – остаток переводим в вершки, 1 вершок 4,5см.
70 см : 4,5 см 15 вершков и 2,5 см.
1 дюйм 2, 5 см.
Значит рост Зои в старинных мерах: 1 аршин, 15 вершков и 1 дюйм.
Мы решили задачи о росте каждого одноклассника и получили такие интересные сведения:
Зоя – 141 см = 1 аршин, 15 вершков и 1 дюйм.
Владик – 138 см = 1 аршин, 14 вершков и 2 перста.
Карина – 135 = 1 аршин, 14 вершков и 4 линии.
Марина – 132 = 1 аршин, 13 вершков и 1 дюйм.
Вероника – 131 = 1 аршин, 13 вершков и 6 линий.
Кирилл – 129 = 1 аршин, 12 вершков и 2 перста.
Ваня – 128 = 1 аршин, 12 вершков, 1 дюйм и 2 линии.
Сопоставив результаты, мы сделали вывод: старинные меры длины при решении задач также показывают разницу между величинами длины, как и современные, если придерживаться единого эталона при обозначении линии, перста, дюйма, вершка, пяди, локтя, аршина, сажени, версты и мили.
Мы опросили 26 человек, из них 20 (100%) – измеряли или измеряют шагами длину и ширину комнат в доме, чтобы найти площадь при ремонте, длину изгороди или гряд в огороде, 10 (50%) – измеряли саженью дрова в поленнице, 5 (25%) – иногда вспоминают про дюйм.
Мы сделали вывод: старинные меры длины ещё не забыты, но уже используются редко, только самые известные из них и, по словам опрошенных, только тогда, когда измерения не требуют большой точности.
В результате проделанной работы, нам стало понятно, как нелегко приходилось людям в прошлые века производить измерения длины, и почему возникла необходимость перехода от старинных мер к единой метрической системе. Насколько удобными были изначальные меры – перст, вершок, пядь, локоть, сажень – ведь они всегда при себе, настолько они были неточными, ведь у разных людей размеры частей тела различны.
Таким образом, изучив литературу по теме исследования и проведя практическую работу, мы делаем вывод: для более точного определения длины лучше пользоваться современными единицами: километром, метром, дециметром , сантиметром и миллиметром; но старинные меры длины забывать нельзя, они имеют интересную историю и дают много материала для развития кругозора.
В результате исследований:
-мы изучили различные старинные русские меры длины;
-нам стало понятно применение старинных мер в литературе, истории; стал в большей мере понятен смысл пословиц и поговорок, содержащих названия старинных мер;
-мы овладели методикой перевода старинных мер длины в современную систему, и наоборот;
-можем решать задачи с применением старинных мер длины;
-мы составили подборку материалов для работы на уроках и внеклассных занятиях.
Список литературы
Депман И.Я. История арифметики: Пособие для учителя. — М., 1959.
Фут (от англ. слова foot – ступня)
Самая маленькая древняя мера в странах Европы Дюйм – мера, равная длине верхней фаланги большого пальца. 1 дюйм = 2,54 смСамая большая древняя мера в странах Европы Миля (от латинского слова mille - тысяча) – мера, равная тысяче двойных шагов (1 миля = 1478,7 м).В англо-американской системе мер используются Сухопутная миля =1609 мМорская миля =1852 м.
ГЛАВА 3. СТАРИННЫЕ РУССКИЕ МЕРЫ ДЛИНЫ
В старину русские меры длины были основаны на размерах разных частей тела человека.
Маховая сажень – 1,76м – расстояние между раскинутыми в стороны руками.
Косая сажень – 2,48м – расстояние от каблука правой ноги до кончиков пальцев вытянутой вверх левой руки.
Аршин – мера длины в ряде стран, в России с 16 в., равна 16 вершкам (71см).
Локоть - расстояние от конца пальцев до согнутого локтя.
Пядь – старинная мера длины, равная расстоянию между растянутыми большим и указательным пальцами.
Дюйм – русская дометрическая единица длины (1дюйм = 2см54мм).
Фут – единица длины в системе русских мер (1фут = 1/7сажени = 12дюймам).
Вершок – первоначально равнялась длине фаланги указательного пальца.
Большие расстояния на суше раньше в России измеряли в верстах.
1 верста равна 1км 67м.
Миля - единица длины, имевшая распространение в национальных неметрических системах единиц и применяющаяся ныне главным образом в морском деле. 1 миля (морская) = 1,852 км; в Великобритании 1 миля (морская) = 1,853 км, 1 миля сухопутная (уставная) = 1,609 км (применяется также в настоящее время в США). Старая русская миля = 7,468 км.
Система единых мер в Русском государстве в основном сложилась к концу 17века.
ГЛАВА 4. СОВРЕМЕННЫЕ МЕРЫ ДЛИНЫ
Метр – это более крупная, чем сантиметр и даже дециметр, единица длины. В метрах можно измерять длину и ширину комнаты, расстояние между домами, количество купленной ткани, длину куска обоев. При этом, например, для измерения длины комнаты используют рулетку. Метр обозначают так: м. Рулетки бывают разной длины. Продавец использует деревянную линейку, которая называется портновским метром.
Длины отрезков и расстояния между двумя точками можно измерить с помощью обычной линейки, получая результаты в дм и см.
Дециметр – десятая часть метра.
Сантиметр – сотая часть метра.
Отрезки длиной 1 см разделены на линейке мелкими штрихами. Каждый из отрезков разделен на 10 одинаковых частей. Длина каждой такой части равна одному миллиметру.
Миллиметр – это единица длины. Ее обозначают так: мм.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей работе мы перечислили и проанализировали меры длины, существовавшие в России и странах Европы. Привели примеры и проиллюстрировали некоторые старинные меры длины.
С давних пор люди сталкивались с необходимостью определять расстояния, длины предметов, время, площади, объемы и т. д.
Измерения нужны были и в строительстве, и в торговле, и в астрономии, фактически в любой сфере жизни. Очень большая точность измерений нужна была при строительстве египетских пирамид.
Значение измерений возрастало по мере развития общества и, в частности, по мере развития науки. А чтобы измерять, необходимо было придумать единицы различных физических величин. Вспомним, как написано в учебнике: “Измерить какую-нибудь величину – это значит сравнить ее с однородной величиной, принятой за единицу этой величины”.
Целью моей работы было выяснить: какие существовали и существуют сейчас единицы длины и массы, каково их происхождение?
Вершок, локоть и другие единицы.
Измеряй все доступное измерению и делай не доступное измерению доступным”.
Г.Галилей
Самыми древними единицами были субъективные единицы. Так, например, моряки измеряли путь трубками, т. е. расстоянием, которое проходит судно за время, пока моряк выкурит трубку. В Испании похожей единицей была сигара, в Японии – лошадиный башмак, т. е. путь, который проходила лошадь, пока не износится привязанная к ее копытам соломенная подошва, заменявшая подкову.
В программе Олимпийских игр Древней Эллады был бег на стадию. Установлено, что греческая стадия (или стадий) это длина стадиона в Олимпии – 192,27 м. Стадий равняется расстоянию, которое проходит человек спокойным шагом за время от появления первого луча солнца, при его восходе, до момента, когда диск солнца целиком окажется над горизонтом. Это время приблизительно равно двум минутам .
Стадий, как единица измерения расстояний, был и у римлян (185 см), и у вавилонян (около 195 см), и у египтян (195 см).
В Сибири в стародавние времена употреблялась мера расстояний – бука. Это расстояние, на котором человек перестает видеть раздельно рога быка.
У многих народов для определения расстояния использовалась единица длины стрела – дальность полета стрелы. Наши выражения “не подпускать на ружейный выстрел”, позднее “на пушечный выстрел” – напоминают о подобных единицах длины.
Древние римляне расстояния измеряли шагами или двойными шагами (шаг левой ногой, шаг правой). Тысяча двойных шагов составляла милю (лат. “милле” – тысяча).
Длину веревки или ткани неудобно измерять шагами или стадиями. Для этого оказались пригодными встречающиеся у многих народов единицы, отождествляемые с названиями частей человеческого тела. Локоть – расстояние от конца пальцев до локтевого сустава.
Мерой длины для тканей, веревок и т.п. наматывающихся материалов у многих народов был двойной локоть. Этой мерой мы и сейчас пользуемся для приблизительной оценки длины.
На Руси долгое время в качестве единицы длины использовали аршин (примерно 71 см). Эта мера возникла при торговле с восточными странами (перс, “арш” – локоть). Многочисленные выражения: “Словно аршин проглотил”, “Мерить на свой аршин” и другие – свидетельствуют о ее распространении.
Для измерения меньших длин применяли пядь – расстояние между концами расставленных большого и указательного пальцев.
Пядь или, как ее еще называли, четверть (18 см) составляла 1 / 4 аршина, а 1/ 16 аршина равнялся вершок (4,4 см).
Очень распространенной единицей длины была сажень. Впервые упоминание о ней встречается в XI в. С 1554 г. сажень устанавливают равной 3 аршинам (2,13 м) и она получает название царской (или орленой, печатной) в отличие от произвольных – маховой и косой. Маховая сажень – размах рук – равна примерно 2,5 аршинам. Рыбак, который показывает, какую большую рыбу он упустил, демонстрирует нам маховую.
Косая сажень – расстояние от конца вытянутой вверх правой руки до носка левой ноги, она примерно равна 3,25 аршинам.
Вспомним, как в сказках о великанах: “Косая сажень в плечах”. Удивительно совпадение древнеримской меры длины - "архитектурной трости" и древнерусской косой сажени: 248 см. Имеется в виду сажень "с ноги на руку косая, от земли и до земли". Эту сажень определяли длиной веревки, один конец которой прижимался ногой к земле, а другой перекидывался через согнутую в локте руку стоящего человека и опускался снова до земли.
При сложении упомянутой выше косой сажени вчетверо получаем "литовский локоть" (62 см).
В странах Западной Европы издавна применяли в качестве единиц дюйм (2,54 см) –длина сустава большого пальца (от голл. “дюйм” – большой палец) и фут (30 см) – средняя длина ступни человека (от англ. “фут” – ступня).
Рис. 6 Рис. 7
Локоть, вершок, пядь, сажень, дюйм, фут и т. д. очень удобны при измерениях, так как они всегда “под руками”. Но единицы длины, соответствующие частям человеческого тела, обладают большим недостатком: у различных людей пальцы, ступни и т. д. имеют разную длину. Чтобы избавиться от произвола, в XIV в. субъективные единицы начинают заменять набором объективных единиц. Так, например, в 1324 г. в Англии был установлен законный дюйм, равный длине трех приставленных друг к другу ячменных зерен, вытянутых из средней части колоса . Фут определили как среднюю длину ступни шестнадцати человек, выходящих из церкви, т. е. обмером случайных людей стремились получить более постоянное значение единицы – среднюю длину ступни.
Какую величину мы определяем, взвешивая тело на рычажных весах?
Какой народ и когда изобрел рычажные весы – неизвестно. Возможно, что это было сделано многими народами независимо друг от друга, а простота использования послужила причиной их широкого распространения.
При взвешивании на рычажных весах на одну чашку кладут взвешиваемое тело, на другую – гири. Гири подбирают так, чтобы установить равновесие. При этом уравновешиваются массы взвешиваемого тела и гирь. Если уравновешенные весы перенести, например, на Луну, где вес тела меньше, чем на Земле, в 6 раз, равновесие не нарушится, так как вес и тела, и гирь на Луне уменьшился в одинаковое число раз, а масса осталась прежней.
Следовательно, взвешивая тело на рычажных весах, мы определяем его массу, а не вес.
Единицы массы, как и единицы длины, сначала устанавливались по природным образцам. Чаще всего по массе какого-нибудь семени. Так, например, массу драгоценных камней определяли и до сих пор определяют в каратах (0,2 г) – это масса семени одного из видов бобов.
Позднее за единицу массы стали принимать массу воды, наполняющей сосуд определенной вместимости. Например, в Древнем Вавилоне за единицу массы принимали талант – массу воды, наполняющей такой сосуд, из которого вода равномерно вытекает через отверстие определенного размера в течение одного часа.
По массе зерен или воды изготовляли металлические гири разной массы. Ими пользовались при взвешивании.
Гири, служившие эталоном (образцом), хранились в храмах или правительственных учреждениях.
На Руси древнейшей единицей массы была гривна (409,5 г). Существует предположение, что эта единица ввезена к нам с Востока. Впоследствии она получила название фунта. Для определения больших масс использовался пуд (16,38 кг), а малых – золотник (12,8 г).
В 1791 г. во Франции было принято решение создать десятичную метрическую систему мер. Основными величинами в этой системе были выбраны длина и масса.
Комиссия, в которую входили крупнейшие французские ученые, предложила принять за единицу длины 1/40000000 часть длины земного меридиана, проходящего через Париж. Измерить длину меридиана было поручено астрономам Мешену и Деламберу. Работа продолжалась шесть лет. Ученые измерили часть длины меридиана, расположенную между городами Дюнкерком и Барселоной, а затем вычислили полную длину четверти меридиана от полюса до экватора.
На основании их данных из платины был изготовлен эталон новой единицы. Эту единицу назвали метром – от греческого слова “метрон”, что значит “мера”.
За единицу массы была принята масса одного кубического дециметра дистиллированной воды при температуре ее наибольшей плотности 4°С, определяемая взвешиванием в вакууме. Был изготовлен эталон этой единицы, названной килограммом, в виде платинового цилиндра
В 1869 г. Петербургская академия наук обратилась к научным учреждениям всего мира с призывом сделать предложенную французскими учеными десятичную метрическую систему мер международной. В этом обращении говорилось и о том, что “достижения науки привели к необходимости отказаться от прежнего определения метра как 1/40000000 доли четверти длины парижского меридиана, так как позднейшие более точные измерения меридиана давали другие результаты”. Кроме того, стало известно, что длина меридиана со временем меняется. Но так как немыслимо было после каждого измерения меридиана менять длину метра, то Петербургская академия наук предложила принять метр, хранившийся во французском архиве (архивный метр), за прототип – первый образец и изготовить с него возможно точные и устойчивые копии для разных стран, сделав этим метрическую систему мер международной.
Когда же была введена метрическая система мер в нашей стране? Передовые русские ученые, много сделавшие для того, чтобы метрическая система мер стала международной, не смогли преодолеть сопротивления царского правительства введению метрической системы мер в нашей стране. Удалось добиться только того, что в 1899 г. был принят закон, подготовленный Д. И. Менделеевым, по которому наравне с российскими мерами “дозволялось применять в России международный метр и килограмм”, а также кратные им единицы – грамм, сантиметр и др.
Вопрос об использовании метрической системы мер в России был окончательно решен после Великой Октябрьской социалистической революции. 14 сентября 1918 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР было издано постановление, в котором говорилось: “Положить в основу всех измерений международную метрическую систему мер и весов с десятичными подразделениями и производными”.
По подсчету академика Б. С. Якоби (сторонника превращения метрической системы в международную), от замены прежней системы мер на метрическую преподавание арифметики в школе выиграло третью часть времени, отводившегося на этот предмет. Соответственно значительно упростились расчеты в промышленности и торговле.
Вывод: такую длинную историю прошли длина и масса , пока не стали измеряться в метрах и килограммах соответственно.
Что имеем сейчас:
Единицы СИ
С данным материалом Лиза выступала на школьной научно-практической конференции в 2012 году. Рассматриваются старинные меры длины, даётся их описание. Лиза учит слушателей переводить старинные меры длины в современные. Материал можно использовать во внеурочной деятельности и на уроках литературы, при изучении текстов со старинными мерами длины.
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.doc | 30.5 КБ |
osnovnaya_chast.doc | 60 КБ |
zaklyuchenie.doc | 23.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Из разговора с подружками я узнала, что они слышали о таких мерах длины, но значение их они не знают (много это или мало?).
Я решила узнать значение этих слов. Так появилась моя работа о старинных мерах длины .
Гипотеза: люди не могут существовать без системы мер, которая в процессе развития человечества развивается и совершенствуется.
Цель исследования: изучение сведений о старинных русских мерах длины и преобразование их в современные единицы измерения.
узнать больше о старинных мерах длины;
сравнить старинные меры длины с современными метрическими величинами.
поделиться с одноклассниками сведениями о старинных мерах длины;
составить таблицу преобразований, научить одноклассников пользоваться ею при чтении литературных произведений и решении задач.
Предварительный просмотр:
История старинных русских мер длины
В далёкие исторические времена человеку приходилось постепенно постигать искусство измерений. Изготовляя простейшие орудия труда, строя жилища, добывая пищу, возникает необходимость измерять расстояния, а затем площади, ёмкости, массу, время. А ведь это и есть измерение.
С древности мерой длины и веса всегда был человек: на сколько он протянет руку, сколько сможет поднять на плечи и т.д. Пальцы, руки, ноги и другие части тела послужили образцами для создания первых мер длины, а небольшие расстояния мы и в настоящее время нередко определяем шагами. Человеческое тело было не только первым мерным эталоном, но и весьма удобным – всегда при себе.
Система древнерусских мер длины включала в себя следующие основные меры: версту, сажень, аршин, локоть, пядь и вершок.
АРШИН – старинная русская мера длины, равная, в современном исчислении 0,71 м. Аршином также называли мерную линейку, на которую, обычно, наносили деления в вершках.
Есть различные версии происхождения аршинной меры длины. Возможно, первоначально, "аршин" обозначал длину человеческого шага (около семидесяти сантиметров при ходьбе по равнине в среднем темпе). Корень "АР" в слове аршин - в древнерусском языке означает "земля", "поверхность земли", и указывает на то, что эта мера могла применяться при определении длины пройденного пешком пути.
САЖЕНЬ – одна из наиболее распространённых на Руси мер длины.
Маховая сажень – расстояние между концами пальцев широко расставленных рук взрослого мужчины (равнялась примерно 152 см)
Косая сажень – 2,48 м. Самая длинная: расстояние от носка левой ноги до конца среднего пальца поднятой вверх правой руки. Используется в словосочетании "у него косая сажень в плечах " (в значении – богатырь,
ВЕРСТА – старорусская путевая мера. Этим словом первоначально называли расстояние, пройденное от одного поворота плуга до другого во время пахоты.
До царя Алексея Михайловича в 1 версте считали 1000 саженей. При Петре I одна верста равнялась 500 саженей, в современном исчислении – 1066 метров. "Верстой" также назывался столб на дороге, отмеряющий пройденное расстояние.
ВЕРШОК – равнялся 1/16 аршина. В современном исчислении - 4,44см. Наименование "вершок" происходит от слова "верх". В литературе встречаются и доли вершка - полвершка и четвертьвершка.
ЛОКОТЬ – исконно древнерусская мера длины. Он равнялся длине руки от пальцев до локтя. Величина этой древнейшей меры длины, по разным источникам, составляла от 38 до 47см. С 16-го века постепенно вытесняется аршином и в 19 веке почти не употребляется. Локоть широко применяли в торговле как особенно удобную меру. В розничной торговле холстом, сукном, полотном локоть был основной мерой.
ПЕРСТ – старинное название указательного пальца руки. Самым маленьким делением и служил палец – перст. Мы до сих пор говорим: высотой в три пальца (например, об уровне жидкости в ёмкости), шириной в палец (о трещине). Русский перст равнялся примерно 2см. Русский перст – это толщина пальца.
ПЯДЬ – одна из самых старинных мер длины. Название пядь происходит от древнерусского слова "пясть", т.е. кисть руки.
Малая пядь – расстояние между концами расставленных большого и указательного (или среднего) пальцев. Это примерно 17 cм.
Большая пядь – расстояние между концами большого пальца и мизинца. Примерно 22-23см.
Изучив старинные меры длины, узнав их значение, мне сразу захотелось измерять различные предметы и узнавать их меру по-старому.
Я узнала, что при определении роста человека счёт велся после двух аршин (обязательных для нормального взрослого человека) : если говорилось, что измеряемый был 15 вершков роста, то это означало, что он был 2 аршина 15 вершков, т.е. 209 см.
Я составила сводную таблицу преобразований (Приложение 1). Пользоваться такой таблицей просто: в клетках со значениями находим рост человека. Колонки вверху (количество) и слева (мера) укажут на старинную единицу измерения.
Для человека использовали два способа полного выражения роста:
1 сочетание – "рост *** локтей *** пядей"
2 сочетание – "рост ***аршина ***вершков"
с 18 века – "рост ***фута***дюйма"
Попробуем: самый высокий ученик нашего класса Дерябин Данил. Его рост составляет 152 см. Это 2 аршина 2 вершка. Самая низкая одноклассница – Беляева Алина. Её рост – 137 см. Это 4 фута и 7 дюймов.
Объект исследования: старинные и современные единицы измерения длины и их значения. Я предполагаю, что знания старинных мер длины необходимы в жизни современного человека.
При работе над темой пользовался следующими методами исследования:
– изучение литературы, сравнение, анализ;
– наблюдение; анкетирование учащихся, опрос населения;
– анализ видеофрагментов по теме, мультипликационных фильмов;
– вычисления по переводу старинных единиц длины в современные единицы длины;
– практическая работа по измерению с использованием старинных единиц длины;
– поиск информации в сети Интернет.
Цель работы: выяснить, какие единицы измерения длины существовали раньше, что они обозначали и чему были равны, а так же применяются ли забытые меры длины сейчас в жизни современного человека. Какие современные приборы для измерения расстояния применяются в различных сферах.
Из цели работы вытекают следующие задачи:
– собрать в разных энциклопедических, исторических источниках материал об обозначении старинных мер длины, которыми пользовались наши предки;
– подобрать литературные произведения в которых встречаются старинные единицы измерения длины;
– научиться переводить старинные меры длины в современные единицы измерения и наоборот;
– определить значения старинных единиц длины у разных людей на примере своей семьи;
– рассказать сверстникам о собранной информации;
Самым интересным и доступным способом узнать нужную информацию является метод наблюдения. Постарался увидеть, вспомнить, чем измеряют длину люди в повседневной жизни:
– в школе на уроке математики чертим линии, отрезки, фигуры с помощью линейки;
– рост человека в медицинском кабинете в школе у нас измеряют с помощью ростомера;
– когда покупали мне письменный стол и стул в мебельном центре продавец-консультант измерял длину, ширину, высоту с помощью рулетки;
– расстояние между деревьями в саду при посадке измеряли с дедушкой и папой с помощью рулетки;
– длину, высоту, ширину стройматериалов при строительстве бани дедушка измерял рулеткой.
Мы выяснили, что измеряют длину, высоту, ширину с помощью привычных для нас измерительных инструментов: школьная линейка, метр на тканевой основе, деревянный метр, рулетка. Это удобно и привычно для нас. А всегда ли так было? Как же производили измерения люди в старину? Ведь современные единицы длины существовали не всегда.
В результате анализа научной литературы мною было выяснено, наиболее распространёнными мерами длины на Руси являлись перст, пядь, локоть, вершок, аршин, сажень, верста [8].
Дальше узнал, что же обозначают эти слова, и какой современной длине они соответствуют.
Первые меры длины были естественными и самыми простыми. Самая малая древнерусская единица измерения длины перст [9].
Ещё одна старинная забытая мера длины в России, равная примерно 71 см, это аршин. Аршин — это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до концевой фаланги среднего пальца [4].
Аршинами и вершками на Руси обычно мерили человеческий рост. Аршин также использовался в торговле и постепенно вытеснил другую единицу длины — локоть.
Верста — старая русская мера длины для измерения пути. Для обозначения вёрст использовались полосатые столбы [9].
Межевая верста — старорусская единица измерения, равная двум верстам. Версту в 1000 сажен (2,16 м) употребляли широко в качестве межевой меры. Нулевая верста находится в г.Архангельске.
Измерение длины комнаты ( длина комнаты 5м 60 см)
Мы с мамой измерили длину комнаты шагами. Расстояние одинаковое, но количество шагов получилось разное. Почему? Дело в том, что у нас разные мерки, разная длина шага. Вывод: сравнивать длины можно только тогда, когда есть единая мерка. Моя мама измеряла длину ленты в современных мерах длины, а мы в старинных.
Измерение длины ленты
1 сажень 1 пядь 1 вершок
Вычисляя через различные старинные единицы длины, пришёл к выводу, что это трудоемкий и неточный подсчет, что каждая из единиц длины может быть представлена через общепринятую метрическую систему мер, а следовательно, становится понятной для любого человека.
Подводя итог по исследованию можно сказать, что:
– В древности люди не могли обходиться без измерений.
– Старинные единицы длины были неточными.
– Без измерений современный человек тоже обходиться не может.
Для измерения расстояния в различных областях: строительстве, авиации, мореходстве и военном деле, астрономии, горной, нефтегазовой промышленности, архитектуре, геологии, при проведении геодезических работ, аграрии, фотографии и во многих других сферах применяются современные измерительные приборы. При индивидуальных строительных и ремонтных работах применяются простые рулетки. Для измерения расстояния между удаленными объектами пользуются дальномерами. Их существует много видов. Например, оптический, ультразвуковой и лазерный. Самый востребованный как профессиональными строителями, так и домашними мастерами прибор — ультразвуковой дальномер с лазерной указкой. Результат измерений выводится на дисплее. Оказывается, лазерные дальномеры бывают и монокулярными. О таких дальномерах для охоты нам рассказали охотоведы. Такие приборы высчитывают расстояние до цели, а результаты выводятся прямо в окуляре.
Его наличие позволяет пилоту получить информацию о высоте, рассчитать угол и опуститься на посадочную полосу. Также высотомеры позволяют поддерживать оптимальную высоту, на которой во время полета создается минимальное воздушное сопротивление, что позволяет экономить топливо. Надобность в альтиметре может возникнуть не только на борту самолета, но и в других случаях.
Я узнал, что надо знать высоту при сбросе парашютистов, поскольку если подняться слишком низко, парашют не успеет в достаточной мере затормозить снижение парашютиста. Когда же самолет поднимается чрезмерно высоко, то разреженный воздух за бортом может вызвать у человека потерю сознания.
Спортсмены-парашютисты показали парашютные высотомеры. Эти приборы дают возможность определять высоту в полете даже до раскрытия парашюта. Для горных подъемов специально разработаны высотомеры для альпинистов.
Этот приёмник уверенно работает на участках, покрытых лесом, вблизи зданий. В качестве контроллера предусмотрен смартфон с программным обеспечением Survey Mobile.
В здании Росреестра находится Музей истории землеустройства в Республике Башкортостан. Меня поразило богатство музейного комплекса. Увидел интересные экспонаты: межевые инструменты, которыми пользовались наши предки, геодезические приборы с древних времён до наших дней. Не зная прошлого, нельзя понять настоящее. Что ж, мир меняется, меняемся и мы, но знания дают нам представления об истории нашего народа в далёком прошлом.
В результате проделанной работы я узнал многое о старинных забытых русских мерах длины. Понял, насколько изобретательны и разумны были наши предки в деле расчётов и измерений длин с помощью частей своего тела и предметов обихода. Практическим путём я доказал неудобство и неточность применения старинных мер для измерения длин и поэтому возникла необходимость и важность перехода к единой метрический системе.
Наша гипотеза о том, что знание забытых мер длинынеобходимы в жизни современного человека, не подтвердилась. Современные меры длины сегодня удобны, лаконичны и понятны. Хочется отметить, что работая над этой темой, я узнал очень много познавательной, развивающей информации о современных измерительных приборах, чего нет в школьной программе.
Основные термины (генерируются автоматически): длина, современный человек, старинная единица длины, единица длины, аршин, прибор, пядь, исследовательская работа, указательный палец, измерение расстояния.
Читайте также: