Сообщение орнамент в круге правила композиции

Обновлено: 06.07.2024

Орнамент (от лат. ornamentium — украшение) — узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов и предназначенный для украшения различных предметов (утвари, оружия, мебели, одежды и т.д.), сооружений архитектуры, предметов декоративно-прикладного искусства.

Орнаменты подразделяются на следующие виды: технический, символический, геометрический, растительный, каллиграфический, фантастический, астральный, пейзажный, животный, предметный Характерной особенностью любого орнамента является его неразрывная связь с материалом, с общим направлением развития искусства в определенный промежуток времени . Его специфика выражается не только в единстве изображения с проектируемым изделием, его назначением, но и находит свое отображение в композиционном построении орнамента. Рассуждая об основах орнаментации изделий декоративного искусства, вначале необходимо обращать внимание на эстетику изображения, на особенности его композиционного решения.

Орнаментальная композиция означает составление, построение, структуру узора, пластически завершенную, определяемую образным содержанием, характером и назначением. Композицию нельзя рассматривать в отрыве от времени, от стиля эпохи. Нужно освоить теоретический и практический опыт прошлых поколений, чтобы понять логику развития художественной формы в соответствии с духом сегодняшнего дня. Ряд правил композиции остаются едиными и обязательными для всех видов изобразительного творчества. Это правила симметрии, устанавливающие закон гармонии пропорций, частей и целого; правила статики и динамики (покоя и движения в пластическом решении композиции); правила ритма — закономерного чередования больших и малых форм; и ряд других .

Композиция (от лат. сотроsitio ) — это составление, построение, структура художественного произведения, обусловленные его содержанием, характером и назначением.

Основу творческого метода работы над декоративной композицией составляет способность художника к абстрактному мышлению. Это означает — мысленное отвлечение от ряда свойств предмета и выделение каких-либо отдельных его особенностей, которые по какой-то причине стали для мастера главными, решающими ( стилизация). В процесс создания орнамента входят и такие элементы, как ассоциация и ассоциативное мышление, поэтическое осмысление предметов и явлений реального мира природы, воображение и фантазия. Главными в ряду этих составляющих являются ассоциация и ассоциативное мышление, поскольку любое произведение искусства — это всегда результат ассоциации. Вследствие восприятия какого-то объекта часто возникает другой ассоциативный образ по принципу сходства или, наоборот, различия с ним. Источником возникновения ассоциативного орнаментального образа всегда бывает явление или предмет объективного внешнего мира, непосредственно наблюдаемые или воссоздаваемые в памяти. Творческий метод создания орнаментальной композиции

Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотивы и расстояние до соседнего мотива. Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует раппортную сетку — конструктивную основу рисунка. Такой раппорт получил название сплошного сетчатого или коврового раппорта (ковры, ткани, мозаика, обои и т. п.). Конструктивные элементы орнамента

В нем мотив вписан в прямоугольную или наклонную сетку, т. е. в прямоугольник или ромб. При соединении разных фигур или при более сложных фигурах, в которые вписаны мотивы, орнамент переходит в арабесковый . Творческий процесс создания раппортного рисунка начинается с разработки орнаментального мотива. Часто встречается необходимость раппортного повторения рисунка не в двух направлениях, а только в одном. Это так называемый ленточный раппорт : мотив закономерно повторяется только в одном направлении, образуя вертикальные или горизонтальные орнаментальные ряды. Например, ткани с каймовым рисунком, декоративные всевозможные обрамления, полосы, филенки и т. п. Мотивы чаще всего вписываются в прямоугольник или ромб; в случае ленточных обрамлений сложных фигур, многоугольных или круглых, мотив может быть вписан в трапецию.

4. Закон контраста – взаимодействие контрастных элементов взаимно усиливает и обостряет их противоположные свойства, а взаимодействие родственных элементов смягчает и нивелирует их качества. Правило группирования следует из закона контраста. Оно формируется следующим образом: части, подобные размерам, форме, цвету и близкие по расстоянию, имеют тенденцию к зрительному объединению в одно целое. 5. Закон орнаментального контрапункта – построение орнаментальных мотивов возможно из ряда замкнутых элементов путем соединения их в целостный орнаментальный образ. 6. Закон простоты – максимальной убедительности и выразительности орнаментального образа следует добиваться минимальными средствами при максимальном определении подробностей .

В графической трактовке орнаментальных мотивов может быть использовано три решения: линеарное решение мотивов. В этом случае могут использоваться линии одинаковой или разной толщины; пятновое решение мотивов. По сравнению с линеарным решением оно более активно и тяжеловесно акцентирует особое внимание на ритмическом чередовании мотивов; линеарно- пятновое решение мотивов имеет по сравнению с двумя предыдущими выразительные наибольшие возможности, применяется широко и разнообразно. Графическое решение орнаментальной композиции

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация является наглядным материалом к разделу "Декоративное рисование" Дополнительной образовательной программы. иллюстрирует такие виды орнаментов как геометрический, растительный, антропо- и зооморфный. а также основные правила композиции.

ОРНАМЕНТЫ. ИХ ВИДЫ, ПРАВИЛА КОМПОЗИЦИИ Кузнецова Лариса Ивановна, педагог дополнительного образования, МБУДО г. Иркутска ЦДТ

ОРНАМЕНТЫ. ИХ ВИДЫ, ПРАВИЛА КОМПОЗИЦИИ

Кузнецова Лариса Ивановна, педагог дополнительного образования,

МБУДО г. Иркутска ЦДТ

ПО ЭЛЕМЕНТАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ В ОРНАМЕНТЕ, ВЫДЕЛЯЮТ Геометрический орнамент Растительный орнамент Зооморфный орнамент Антропоморфный орнамент

ПО ЭЛЕМЕНТАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ В ОРНАМЕНТЕ, ВЫДЕЛЯЮТ

Геометрический орнамент

Растительный орнамент

Зооморфный орнамент

Антропоморфный орнамент

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ (КРУГИ, КВАДРАТЫ, ТРЕУГОЛЬНИКИ, РОМБЫ, ПРЯМЫЕ, ЗИГЗАГООБРАЗНЫЕ ЛИНИИ, МНОГОУГОЛЬНИКИ, ТОЧКИ…)

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ (КРУГИ, КВАДРАТЫ, ТРЕУГОЛЬНИКИ, РОМБЫ, ПРЯМЫЕ, ЗИГЗАГООБРАЗНЫЕ ЛИНИИ, МНОГОУГОЛЬНИКИ, ТОЧКИ…)

РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ЛИСТЬЕВ, ЦВЕТОВ, ПЛОДОВ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ЛИСТЬЕВ, ЦВЕТОВ, ПЛОДОВ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ЛИСТЬЕВ, ЦВЕТОВ, ПЛОДОВ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ЛИСТЬЕВ, ЦВЕТОВ, ПЛОДОВ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ЛИСТЬЕВ, ЦВЕТОВ, ПЛОДОВ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ЛИСТЬЕВ, ЦВЕТОВ, ПЛОДОВ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ЛИСТЬЕВ, ЦВЕТОВ, ПЛОДОВ

РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ЛИСТЬЕВ, ЦВЕТОВ, ПЛОДОВ

ЗООМОРФНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ФИГУР ИЛИ ЧАСТЕЙ ФИГУР ЖИВОТНЫХ

ЗООМОРФНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ФИГУР ИЛИ ЧАСТЕЙ ФИГУР ЖИВОТНЫХ

АНТРОПОМОРФНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ФИГУР ИЛИ ЧАСТЕЙ ФИГУР ЛЮДЕЙ

АНТРОПОМОРФНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ФИГУР ИЛИ ЧАСТЕЙ ФИГУР ЛЮДЕЙ

ВАРИАНТЫ КОМПОЗИЦИИ УЗОРА В КРУГЕ Узор располагается на средних и диагональных линиях, в центре круга Основная часть узора в центре круга, а некоторые элементы по краям Узор располагается равномерно по краю круга, а середина остаётся пустой Узор равномерно располагается по кругу

ВАРИАНТЫ КОМПОЗИЦИИ УЗОРА В КРУГЕ

Узор располагается на средних и диагональных линиях, в центре круга

Основная часть узора в центре круга, а некоторые элементы по краям

Узор располагается равномерно по краю круга, а середина остаётся пустой

Узор равномерно располагается по кругу

УЗОР РАСПОЛАГАЕТСЯ НА СРЕДНИХ И ДИАГОНАЛЬНЫХ ЛИНИЯХ КРУГА

УЗОР РАСПОЛАГАЕТСЯ НА СРЕДНИХ И ДИАГОНАЛЬНЫХ ЛИНИЯХ КРУГА

УЗОР РАСПОЛАГАЕТСЯ НА СРЕДНИХ И ДИАГОНАЛЬНЫХ ЛИНИЯХ КРУГА

УЗОР РАСПОЛАГАЕТСЯ НА СРЕДНИХ И ДИАГОНАЛЬНЫХ ЛИНИЯХ КРУГА

УЗОР РАСПОЛАГАЕТСЯ НА ДИАГОНАЛЬНЫХ ЛИНИЯХ КРУГА

УЗОР РАСПОЛАГАЕТСЯ НА ДИАГОНАЛЬНЫХ ЛИНИЯХ КРУГА

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УЗОРА РАЗМЕЩАЕТСЯ В ЦЕНТРЕ КРУГА, А НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПО КРАЯМ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УЗОРА РАЗМЕЩАЕТСЯ В ЦЕНТРЕ КРУГА, А НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПО КРАЯМ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УЗОРА РАЗМЕЩАЕТСЯ В ЦЕНТРЕ КРУГА, А НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПО КРАЯМ

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УЗОРА РАЗМЕЩАЕТСЯ В ЦЕНТРЕ КРУГА, А НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПО КРАЯМ

Вам необходимо выполнить орнамент в круге? Есть несколько способов того, как это сделать. Первый и самый распространенный — с помощью чертежных инструментов. Кроме того, можно взять трафареты или выполнить их самостоятельно. В этом случае достаточно разделить окружность на четыре части. Если вы владеете азами рисования на компьютере, можете воспользоваться ПК. Каждый метод имеет свои преимущества. Изучите их и выбирайте понравившийся.

Сферы применения центрического узора

Орнамент в круге может потребоваться, если вы занимаетесь каким-либо видом художественного творчества. Такие сюжеты хорошо подходят для платков в технике батика, росписи тарелок или подносов, стульев, столов и многих других декоративных изделий. Все, что имеет форму круга, эффектно декорируется центрическим узором.


Конечно, можно найти готовые образцы орнаментов, но большинство из них выполнено на компьютере. Такие рисунки получаются очень красивыми, но и слишком сложными, особенно для новичков. Во-первых, нелегко будет перевести такую схему на дерево или ткань, а во-вторых, трудно выполнить ее цветом. Так что лучше построить свой узор, соответствующий уровню подготовки и опыта.

Рисунок в круге: орнамент

Любая сложная форма, вписанная в окружность, всегда выглядит лаконичной и гармоничной. Круг — это символ единства, замкнутости внутри определенного пространства. Узор может быть любым — состоящим из геометрических фигур, лепестков, линий, окружностей, животных, звезд, букв, текста. Орнамент можно построить только с помощью циркуля, пользуясь трафаретами, в том числе специальной линейкой — спирографом, позволяющей нарисовать затейливые переплетения линий без сложных геометрических построений. Очень красивым и оригинальным может быть компьютерный орнамент в круге. Картинки из статьи наглядно это демонстрируют. Главное — изучить принцип построения, выбрать доступный понравившийся способ и пробовать создать изображение своими руками.

Такой узор проще всего строить с помощью чертежных инструментов — циркуля и линейки. Школьники выполняют эти задания на уроках черчения и рисования. Метод достаточно доступен и прост.

Геометрический орнамент в круге выполняется так:

  1. Делаете окружность необходимого размера.
  2. Делите ее на соответствующее количество частей.
  3. По осям с помощью циркуля размечаете вспомогательные линии, выполняете сам узор.
  4. Заполняете цветом.

Растительные мотивы

Самый простой способ, которым можно сделать подобный узор, — это рисование по трафарету. Такой вариант удобен тем, что вы делаете композицию из сложных объектов один раз, а потом только обводите готовые контуры.

  1. Составляете мотив из одного или нескольких элементов. Лучше сразу вписывать его в сектор нужного размера.
  2. Выполняете трафарет, вырезая нужный контур внутри листа бумаги или так, чтобы обводить внешний абрис объектов.
  3. Чертите окружность и делите ее на нужное количество частей.
  4. По проведенным осям располагаете трафареты и обводите их.
  5. Выполняете орнамент в цвете.

Как сделать узор с помощью спирографа

Это приспособление похоже на трафаретную линейку. Оно представляет собой прямоугольник, в котором выполнены два круглых отверстия. У меньшего на внутренней поверхности расположены 96 зубчиков, а у большего — 105. К этому прилагаются разного диаметра зубчатые колесики с дырочками внутри, а также трафареты в виде ромба, треугольника, квадрата, звезды, восьмигранника. Могут присутствовать дополнительные варианты: дельфин, акула, бабочка, бантик, ёжик, кот, крестик и круглый транспортир.


Смысл работы заключается в следующем:

  1. Берете плотную бумагу и цветные ручки.
  2. Вкладываете, например, обычный круглый трафарет в одно из отверстий основы так, чтобы зубчики вошли в зацепление.
  3. Ручку вставляете в отверстие трафарета и начинаете плавно передвигать его по окружности, пока рисунок не замкнется.
  4. Меняете цвет стержня.
  5. Вставляете его в следующее отверстие маленького трафарета. Действия повторяете. Получается новая часть изображения.

Вариантов узоров — огромное количество. Главное — экспериментировать. У детей такое развлечение стимулирует творческое мышление, а у взрослых успокаивает нервную систему.

Симметрия относительно окружности

В курсе начертательной геометрии встречается понятие сложных видов симметрии, например, относительно окружности. Она также называется инверсией. Такой метод позволяет построить оригинальный орнамент в круге или за его пределами по кольцу. Здесь за основу берется понятие отражения, а не одинаковость объектов.

Инверсия позволяет перенести точки линий узора, находящегося внутри круга, симметрично за его пределы и наоборот. При этом прямые линии могут стать скругленными, а расстояния не будут равными. Выстраивание таких орнаментов впечатляет и поражает воображение, выводя за рамки привычных представлений о симметрии.


Использование компьютерных программ

Любой орнамент в круге проще всего построить в специальном графическом редакторе. Оптимальным и простым в работе является Corel Draw. Он позволяет выстраивать множество примитивов, то есть объектов простой геометрической формы, которые описываются параметрами контура и внутренней заливки.

Сделать обычный узор внутри круга можно по такой схеме:

  1. Из любых геометрических фигур составляете композицию в виде вертикальной линии или сектора круга.
  2. Группируете все объекты в одно целое.
  3. Копируете все и вставляете нужное количество раз.
  4. Применяете функцию, которая позволяет распределить объекты по окружности через одинаковый угол.

Орнамент готов. Возможно, он получится таким, каким вы не предполагали его увидеть. Сложные математические законы способны моделировать непредсказуемые изображения.


Кроме того, с помощью специальных DDU-макросов к этой программе, разработанных для изучения геометрии, можно выполнить, например, симметрию относительно окружности. В этом случае вы будете получать математически правильные, гармоничные узоры из причудливых пересечений линий, завитков, групп окружностей. Построить такие орнаменты вручную невозможно. Математические методы создания изображений на компьютере дают огромные возможности для изучения всевозможных узоров.

Итак, вы поняли, что сделать собственный орнамент в круге несложно. Выбирайте удобный способ и воплощайте свои идеи на бумаге.

Орнамент в круге. Его виды и композиция.


ОРНАМЕНТЫ. ИХ ВИДЫ, ПРАВИЛА КОМПОЗИЦИИ

Кузнецова Лариса Ивановна, педагог дополнительного образования,

МБУДО г. Иркутска ЦДТ


ПО ЭЛЕМЕНТАМ, ИСПОЛЬЗУЕМЫМ В ОРНАМЕНТЕ, ВЫДЕЛЯЮТ

Геометрический орнамент

Растительный орнамент

Зооморфный орнамент

Антропоморфный орнамент


ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФОРМ (КРУГИ, КВАДРАТЫ, ТРЕУГОЛЬНИКИ, РОМБЫ, ПРЯМЫЕ, ЗИГЗАГООБРАЗНЫЕ ЛИНИИ, МНОГОУГОЛЬНИКИ, ТОЧКИ…)


РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ЛИСТЬЕВ, ЦВЕТОВ, ПЛОДОВ


РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ЛИСТЬЕВ, ЦВЕТОВ, ПЛОДОВ


РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ЛИСТЬЕВ, ЦВЕТОВ, ПЛОДОВ


РАСТИТЕЛЬНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ЛИСТЬЕВ, ЦВЕТОВ, ПЛОДОВ


ЗООМОРФНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ФИГУР ИЛИ ЧАСТЕЙ ФИГУР ЖИВОТНЫХ


АНТРОПОМОРФНЫЙ ОРНАМЕНТ СОСТОИТ ИЗ ФИГУР ИЛИ ЧАСТЕЙ ФИГУР ЛЮДЕЙ


ВАРИАНТЫ КОМПОЗИЦИИ УЗОРА В КРУГЕ

Узор располагается на средних и диагональных линиях, в центре круга

Основная часть узора в центре круга, а некоторые элементы по краям

Узор располагается равномерно по краю круга, а середина остаётся пустой

Узор равномерно располагается по кругу


УЗОР РАСПОЛАГАЕТСЯ НА СРЕДНИХ И ДИАГОНАЛЬНЫХ ЛИНИЯХ КРУГА


УЗОР РАСПОЛАГАЕТСЯ НА СРЕДНИХ И ДИАГОНАЛЬНЫХ ЛИНИЯХ КРУГА


УЗОР РАСПОЛАГАЕТСЯ НА ДИАГОНАЛЬНЫХ ЛИНИЯХ КРУГА


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УЗОРА РАЗМЕЩАЕТСЯ В ЦЕНТРЕ КРУГА, А НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПО КРАЯМ


ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ УЗОРА РАЗМЕЩАЕТСЯ В ЦЕНТРЕ КРУГА, А НЕКОТОРЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПО КРАЯМ


УЗОР РАСПОЛАГАЕТСЯ РАВНОМЕРНО ПО КРАЮ КРУГА, А СЕРЕДИНА ОСТАЁТСЯ ПУСТОЙ


ГЛАВНЫЙ УЗОР РАСПОЛАГАЕТСЯ ПО КРАЮ КРУГА, А В СЕРЕДИНЕ — ВТОРОСТЕПЕННЫЙ


ГЛАВНЫЙ УЗОР РАСПОЛАГАЕТСЯ ПО КРАЮ КРУГА, А В СЕРЕДИНЕ — ВТОРОСТЕПЕННЫЙ


УЗОР РАВНОМЕРНО ЗАПОЛНЯЕТ КРУГ

Орнамент в круге | БАТИК и Я

Что конкретно сделано: ткань натянута на подрамник (это искусственный шелк), даже проведена простым карандашом кайма сантиметров эдак в пять-шесть. Ибо кусок материи — квадратный, и сразу задумывался, как будущий платок.

И что же? Да ничего. Ни-че-го-шень-ки! Никаких идей. У вас такое бывало?








Это стоит почитать:

Стилизованный рисунок Жар-птицы

Как перевести рисунок на ткань

Построение орнаментов. Использование окружностей. | Все о сладостях


Мы уже упоминали, что путем вращения исходного элемента вокруг некоторого центра создаются разнообразные розетки. Что же получится, если вращать при этом круг? Предположим, точка вращения находится на его окружности. Тогда мы получим розетку из кругов, каждый из которых касается соседнего в двух точках (в центре и одной из точек дуги).


На рисунке таких кругов четыре, и для удобства дальнейших построений они вписаны в круг большего диаметра.

Воспользуемся полученным рисунком как вспомогательной сеткой линий. Оставим лишь правые половинки окружностей. В результате получается фигура, напоминающая древний индусский символ развития, в двадцатом веке более известная как свастика:


Если точка вращения находится вне круга, то в получившейся розетке образовавшиеся круги могут либо вообще не касаться друг друга, либо (как крайний случай) соприкасаться с соседним кругом только в одной точке:


Убрав части дуг как вспомогательные линии, получим красивую конструкцию, встречающуюся порой в готической архитектуре:


Количество вспомогательных кругов, полученных за счет вращения исходного, может быть разным. Например, три:


А если их всего два, то легко построить фигуру, известную как древний восточный символ единства противоположных сущностей — Инь и Ян:


Во многих сложных и красивых орнаментах угадывается лежащий в их основе прием вращения окружностей. Взгляните внимательно на следующий пример. Каждый из четырех кругов внутри этого орнамента получен путем горизонтального и вертикального сдвига соседнего круга. Внутри кругов вы без труда обнаружите элементы дуг, преобразованных в линии растительного мотива. Работает только что описанный прием.


Сдвигая круги и кольца только по горизонтали легко получить звенья одной цепи.

Изменяя диаметры колец, нетрудно получить довольно сложные переплетения.

Наконец, применяя прием вертикального и горизонтального сдвига, а также работая со вспомогательной сеткой, можно заполнить переплетенными кольцами все пространство листа.


Отдельные колечки часто также встречаются как дополнительные декоративные элементы в различных орнаментах.



Из книги Орнаменты народов мира: Практическое пособие / С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. — СПб.: Кристалл, 1998 г.

Работы учеников Орнамент- клуба. — Орнамент


Сегодня мы начинаем новую традицию. В конце каждого года мы будем предлагать Вашему вниманию работы учеников Орнамент — клуба. У многих в начале обучения был начальный уровень, но в итоге всем удалось добиться замечательных успехов.

Екатерина Макагон. Дерево жизни. Работа на раннем Этапе обучения.Эскиз в цвете.


Екатерина Коршунова. Стилизация помидоров в круге. Конрастное сочетание цвета.


.Алла Полянская. Растительный орнамент на заданную тему. (Морозники). Графический эскиз.


.Ирина Мокрушина . Технический орнамент с Унитазами.


Лилия Неверодская Цветочный орнамент. Работа с цветом.


Ирина Саркисова. Орнамент в круге со стилизацией хищных растений. Контрастное сочетание цвета.

. Екатерина Макагон. Орнамент в круге с фуксиями. Контрастное сочетание цвета.



Ирина Мокрушина. Орнамент в круге. Интерпретация творчества Уильяма Морриса (задание старшей группе)


Людмила Рыженко. Эскиз орнамента на заданную тему.


Ольга Шубина. Орнамент в полосе. Стилизация шиповника. Монохромное цветовое решение.


Лилия Неверодская. Разработка орнамента . Стилизация чертополоха.

Лилия Неверодская. Технический орнамент. Ванна и унитаз.

Ирина Лисаченко. Витражные часы. 50х70. Работа в материале.


.Людмила Рыженко. Нарциссовое дерево. Да, в орнаменте нарциссы и помидоры становятся деревьями

Орнамент — один из древнейших видов изобразительного искусства, в далеком прошлом несший в себе символический и магический смысл, знаковость. Но ранние декоративно-орнаментальные элементы могли и не иметь смыслового значения, а являться лишь отвлеченными знаками, в которых выражались чувство ритма, формы, порядка, симметрии. Исследователи орнамента считают, что он появился уже в эпоху верхнего палеолита (15—10 тыс. лет до н. э.).

Орнамент возник из подражания формам живой природы. Например, меандровый орнамент древнего браслета с Мезинской стоянки, предположительно, повторяет рисунок на спиле бивня мамонта.

За много лет существования декоративного искусства сложились разнообразные виды орнамента.



Геометрический орнамент

Геометрический орнамент состоит из различных фигур (кругов, треугольников, ромбов, крестов) и линий (ломаной, в виде зигзага или спирали), а также из более сложных элементов, полученных путем их симметричных преобразований.

Как наиболее древний он помогал человеку выразить свое представление о мире. Основные знаки-символы: круг, квадрат или ромб (солн­це); прямые горизонтальные линии (земля); волнистые линии (вода). Они располагались на предмете ритмически, обогащались реальными или фантастическими мотивами. Наскальные изо­бражения, черепки, покрытые точками, спиралями, бо­роздами, кругами – это попытка первобытных людей что-то обозначить, сообщить на расстоянии о каком-ли­бо событии.

Изображение солнца в виде круга, в виде шара с множеством простертых рук-лучей или в виде крылатого шара характерно для Древнего Египта. В славянском орнаменте солнце изображалось в виде лучистой розетки, много­гранника, ромба.

Ромб в восточных орнаментах прочитывается как изображение человека. Изображение спирали считается символом водной стихии. Одновре­менно этот символ служил для передачи в изображении стихийных бедствий — наводнений, ураганов.

Зооморфный орнамент

Фантастические животные встречались в орнаментах Древнего Егип­та, Древнего Востока, Европы.

Происхождение звериного стиля, связанного с пере­житками тотемизма (культа животных — прародителей рода).

Растительный орнамент

Элементы и мотивы растительного орнамента (листья, цветы, ягоды, ветки, деревья и т. д.) использовались в орнаментах многих народов мира.

Образ цветущего сада — олицетворение представлений народа о счастье и благополучии в поэтическом и изобра­зительном фольклоре, декоративно-прикладном искусстве.

Антропоморфный орнамент

Антропоморфный, или человекообразный орнамент состоит из женских или мужских фигур или полуфигур.

Вязь, или шрифтовой орнамент – искусное соединение букв в текстах превращающее строку в нарядный орнамент.

Геральдический орнамент

Геральдический орнамент связан с изображением государственных и родовых гербов и отличительных знаков.

Законы построения орнамента

Главное от­личие орнамента от других видов художественного изо­бражения, подчиненность расположения изобразитель­ных мотивов законам симметрии и ритмам повторов. Повторение одной и той же группы элементов в узоре носит название мотива или раппорта.

В зависимости от цели и назначения различают три вида орнамента, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Линейный орнамент (бордюр)

Ленточный орнамент имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон — сверху и снизу. Орнаментальная полоса развивается по длине. Полосу создают обыч­но из одной декоративной темы, например из квадратиков, звездочек, цветков, переплетающихся и вьющихся линий.

Сетчатый орнамент

Повторяющиеся узоры, основу которых составляют разного варианта сетки, равномерно заполняют плоскость. Математики насчитывают семнадцать принципиальных вариантов такого заполнения. Формы сетчатого орнамента — квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические.

Замкнутый орнамент

Замкнутым называ­ют орнамент, который находится в определенных грани­цах, а его основной мотив не распространяется на поле орнамента. По характеру замкнутый орнамент представляет со­бой изображение растительного харак­тера в границах простой формы — квадрат, прямоуголь­ник, треугольник, окружность, ромб и др. В структуре орнамента лежит симметричное построение мотива отно­сительно центра. Бывает нарочито асиммет­ричное построение, когда нет ярко выраженной симмет­рии.

Читайте также: