Сообщение культура древнего египта отдельные памятники культуры

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект занятия по изобразительной деятельности

Тема: ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
АРХИТЕКТУРА. МОНУМЕНТАЛЬВАЯ ЖИВОПИСЬ

Педагог дополнительного образования

Клименко Анна Анатольевна

Тема: ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА.
АРХИТЕКТУРА. МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ

Цели:
1. Создать условия для знакомства обучающихся с археологическими памятниками культуры Древнего Египта, дать представление об особенностях архитектуры и монументального искусства эпохи древнего Египта. Формировать навыки работы с художественными материалами.

2. Способствовать развитию ассоциативно-образного мышления, творческой фантазии, умения систематизировать материал и выделять главное.

3. Способствовать воспитанию нравственно-эстетического восприятия мира, интерес к искусству и его истории.
Оборудование и материалы: Презентация по искусству Древнего Египта ; тонированный ватман, цветная бумага, художественные материалы.
План занятия:

3. Изучение нового материала. Беседа о культуре и искусстве древнего Египта.

4. Постановка художественной задачи.

5. Практическое выполнение задания.

7. Подведение итогов занятия.

Ход занятия
Организация обучающихся на занятие. Проверка готовности.

— Давайте прочитаем на слайде эпиграф к сегодняшнему занятию.

— Как вы думаете, о какой стране здесь говорится?

— Правильно. Мы сегодня с вами будем изучать очень интересную тему: искусство Древнего Египта.

Видимо, первоначально пирамиды возникли в результате ступенчатой подстройки мастабы. Так возникло одно из древнейших (около 2800 г. до н. э.) на свете сооружений из камня — ступенчатая пирамида фараона III династии Джосера в Саккара.
Эта шестиступенчатая пирамида имела в основании прямоугольник со сторонами 107 и 116 м и высоту около 60 м. Погребальная камера так же, как и в мастабах, находилась под землей на глубине 27,5 м. История сохранила имя архитектора пирамиды Джосера, первого архитектора в истории мировой архитектуры, основоположника каменного строительства. Это зодчий Имхотеп .
Именно с творения Имхотепа началась новая эпоха в строительстве гробниц Древнего царства — эпоха пирами д , которые являются знаком вечности, символом мощи, богатства, значимости фараона. Поэтому еще при жизни фараоны начинали строить себе гробницы.
Наиболее известными из нескольких десятков сохранившихся пирамид считаются Великие пирамиды в Гизе , построенные фараонами I V династии в третьем тысячелетии до н. э. Это пирамиды фараонов Хуфу, Хафра и Менкаура (Хеопса, Хефрена и Микерина в греческой транскрипции). Пирамиды имеют в основании квадрат, погребальная камера находится уже внутри пирамиды, а стороны основания были ориентированы строго по сторонам света. Снаружи пирамиды облицовывали тщательно отполированными каменными плитами, которые сохранились лишь на вершине пирамиды Хефрена. Пирамиды в Гизе, как и их предшественницы, не были отдельными, самостоятельными сооружениями, а являлись композиционным центром погребального комплекса.

Пирамиды Хефрена и Микерина были меньшего размера. Охраняет пирамиду Хефрена огромный сфинкс, самая знаменитая скульптура
древности, подобной которой нигде нет. Каменный лен с головой человека высечен из целой скалы (длина 50 м, высота 20 м). Голова сфинкса
имеет портретное сходство с фараоном Хефреном.

Следующая эпоха в истории культуры древнего Египта ознаменовалась интенсивным храмным строительством. Особая роль была отведена горе, возвышавшейся над гробницей. Сама гробница и заупокойный храм фараона теперь были разделены. Храм строили на границе пустыни и плодородной земли. Исключением из этого правила служит только самое первое сооружение такого типа. Это заупокойный храм царицы Хатшепсут в долине царей в Дэйр-аль-Бахри, построенный на скальной террасе архитектором Сененмутом, рядом и по подобию ансамбля гробницы Ментухотепа 1.

Этот гигантский храм представляет собой три террасы, возвышающиеся друг над другом. Мерный ритм повторяющихся светлых колоннад четко читается на темном фоне скал. Рельефы храма рассказывают о рождении Хатшепсут от брака ее матери, царицы Яхмос, с богом Амоном.
Гигантским, очевидно, был заупокойный храм Аменхотепа III. Он представлял собой крепость, обнесенную могучими стенами, пилонами, обелисками и гигантскими статуями фараона, фланкирующими вход. К храму вела дорога, украшенная статуями сфинксов. Ныне два сфинкса из этой аллеи украшают набережную Невы у здания Академии художеств в Санкт-Петербурге.
Заупокойных храм Ментухотепа почти полностью разрушен, но сохранились две огромные тронные статуи фараона. Их называют колоссами Мемнона, так как считалось, что одна из статуй изображает Мемнона, в греческой мифологии царя Эфиопии, союзника троянцев, сына Тифона и Эос (богини утренней зари).

И завершает линию архитектуры заупокойных сооружений древнего Египта так называемый Рамессеум — комплекс, состоящий из дворца и заупокойного храма Рамсеса П в Фивах, и скальный храм Рамзеса III в Абу-Симбеле с громадными 20-метровыми статуями фараона у входа. Ансамбль образуют два сооружения:

Большой храм, посвященный фараону и трем богам — Атону, Ра и Птаху, и Малый храм, воздвигнутый в честь Хатор, в образе которой представлена жена Рамзеса — Нефертити. Храмы ориентированы на Восток, и первые лучи Солнца проникают сначала в первый зал с четырьмя гранёными столбами и осирическими статуями фараона , затем — во второй. И лишь дважды в год, достигая святилища, выхватывают из мрака статуи Амона, Ра и Рамзеса. Птах, создатель мира, должен был вечно пребывать во мраке.

Карнакский храм был главным храмом Амона-Ра и официальным святилищем страны. Его строили по проекту архитектора Инени несколько столетий. В период Х V III (фиванской) династии покровитель Фив Амон отождествлялся с Ра и его культ стал общегосударственным. Главный храм Амона-Ра в Карнаке неоднократно пёрестраивался. Он грандиозен во всех своих частях: мощные пилоны с гигантскими статуями фараона перед ними, обширный колонный двор, гипостильный зал с целым лесом колонн высотой 20,4 м и диаметром 3, 57 м.

Луксорскай храм был вторым по значению в стране. На этом месте когда-то стояли Фивы, которые дважды были столицей Египта — в Среднем и Новом царстве. Храм Амона-Ра в Луксоре (зодчие Аменхотеп младший, Майа и др.) наиболее гармоничный и совершенный. Он отличается четкой планировкой: два двора с портиками, культовые помещения и молельни со статуями богов в глубине здания. В первом дворе — колоннада из 14 колонн 20 метровой высоты с капителями в виде раскрытых метелок папируса. Всего колонн в храме около 150.

Разнообразные занятия древних египтян, показаны в росписях гробниц.

Рисунки сделаны с таким мастерством, что не сразу замечаешь необычность манеры их исполнения. Вглядитесь — в них прежде всего отсутствует перспектива. Все, что находится дальше, нарисовано выше: приношения усопшему лежат на столе друг на друге, деревья и растения на одном берегу реки изображены кронами вверх, а на другом — кронами вниз.
Фигуры людей и зверей изображены так, что они одновременно предстают с различных точек зрения: человек показан с развернутыми в фас плечами, туловище в трехчетвертном повороте, ноги и лицо — в профиль, а один глаз — в фас: также и туловища животных представлены в профиль, а рога — в фас. Каждая часть тела нарисована в таком положении, в котором она может быть воспринята легче всего, наиболее четко. Художник изображает людей, животных и предметы не как их видит, а как знает.
Художник не мог рисовать так, как ему хотелось. Он должен был подчиняться правилам, установленным жрецами. Каждый предмет, фигура человека — словом, все изображенное на стенах гробниц должно быть четким, ничто не должно заслонять другое. По этим правилам, или канонам, и рисовали египтяне. Особенно важно было соблюдать канон при изображении владельца гробни цы , его жены и вообще знатных людей. Их позы исполнены важности и величия, торжественного покоя даже в сценах охоты. Знатные египтяне всегда выделялись среди простых людей своей величиной. А когда художник рисовал земледельцев, рабов, ремесленников, он не был связан каноном, позы этих людей полны жизни и движения.
Теперь, когда мы познакомились с тем, что представляют собой росписи гробниц, расскажем, как рисовали египетские художники, какие у них были кисти и краски.

Все работы производились под руководством главного художника. Он делил стену на пояса, указывал, где и как размещать сцены, делал композицию в каждой камере гробницы соответственно тому, что в ней находилось — саркофаг с мумией, сокровища или различные предметы.
Работу выполняли ученики художника. Сам мастер рисовал наиболее ответственные сцены, проверял и давал указания рисовальщикам, исправлял их ошибки.

Перед тем как наносить рисунок на стену, делались наброски на глиняных черепках посуды или на обломках белого камня — известняка. Сохранилось много таких набросков, которые мы бы назвали эскизами. Все контуры наносили черной краской, затем изображение раскрашивали, порой закрашивая и контур.

Росписи гробниц древнего Египта — подлинные шедевры живописи. Сохранилось много имен знаменитых художников. Нередко мы находим в усыпальницах их изображения, которые они подписали своими именами. Очень часто художники занимали высокие должности. В гробницах остались написанные на стенах биографии древних мастеров.

— Какие виды скульптуры вы знаете? Давайте посмотрим на скульптуру египтян. На рельефах изображались сцены из жизни, портреты знатных людей. Изображения выполнены по тем же канонам , что и живописные. Часто рельефы располагались на тронах фараонов.

Круглая скульптура изображала фараонов, знатных людей.

Постановка художественной задачи. Закрепление знаний на практике.

— А теперь давайте вспомним, что мы увидели сегодня на занятии. На доске висит тонированный ватман, вам необходимо выполнить коллаж с египетским пейзажем. Работаем всей группой.

— Давайте посмотрим на вашу работу и проанализируем ее .

Подведение итогов.

Рефлексия. Градусник. Отметить на градуснике, как вы оцениваете свою работу на занятии, интересно ли вам было.

Территория Египта раскинулась от Средиземного и Красного морей до пустынь северо-восточной Африки. Известный, как одно из самых привлекательных туристических мест на Ближнем Востоке, Египет — также великолепная страна чудес истории, природы и культуры.

Все крупнейшие города украшают живописные берега Нила, включая столицу Каир, где вас ждет уникальная смесь естественной красоты, очарования, культуры и многочисленных современных удобств. Однако, что действительно уникально в Египте, так это его внушительное историческое наследство. Мы имеем уникальную возможность посмотреть на хорошо сохранившиеся доисторические архитектурные достопримечательности, памятники, руины и других исторические символы прошлых эпох.

Предлагаем вашему вниманию список с 10 историческими памятниками, которые расскажут об архитектуре Древнего Египта больше, чем любая энциклопедия.

Архитектура древнего Египта

Ступенчатая пирамида Джосера

Архитектура древнего Египта

Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Давайте начнем с пирамиды Джосера. Это — один из самых отличительных исторических памятников в мире, одна из самых старых египетских пирамид. Созданная приблизительно в 2650 до н.э, эта внушительная архитектурная художественная работа — также самая старая структура в мире, которая построена из камня.

Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей, и посвящена фараону Джосеру. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. Эти шесть каменных ступеней с плоской крышей фактически поддерживают себя, как удивительный символ вечного строительства.

Храм Хатшепсут

В пределах центральной части восточного Египта вы можете увидеть древний Луксор, который окружен красивой и живописной долиной реки Нил. Помимо высоких гор и пустыни, в нескольких километрах на запад от Луксора расположен другой важный исторический памятник, относящийся к архитектуре Древнего Египта. Это храм Хатшепсут, с одним из самых лучших видов в Египте. Внушительный архитектурный стиль древних цивилизаций находится во власти драматических вертикальных утесов.

Великие пирамиды Гизы

Архитектура древнего Египта

Великие египетские пирамиды Гизы — самые внушительные и известные исторические памятники в Египте и во всем мире. Они расположены в непосредственной близости от столицы Каира, в пределах северной части Египта, где вы можете увидеть три огромные пирамиды, построенные тысячи лет назад. Среди них самая большая египетская пирамида (140 метров в высоту) — пирамида Хуфу.

Карнакские храмы Египта

Архитектура древнего Египта

В Луксоре вы можете увидеть другую историческую достопримечательность. Это Карнакские храмы, которые расположены на восточном берегу Нила и состоят из многих храмов, статуй и удивительных резных фигур. Комплекс Карнак включает четыре отдельных участка. Поблизости вы можете увидеть многочисленных сфинксов, которые создают иллюзию окружения вечными животными.

Ломаная пирамида

Архитектура древнего Египта

Ломаная пирамида расположена в Дахшуре — деревне приблизительно в 40 километрах к югу от Каира. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под углом 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градуса. Этот гладкий переход создаёт захватывающий вид, в то время как полная высота пирамиды составляет более чем 100 метров над землей. Особенно учитывая, что пирамида ограничена только бледно-желтой пустыней снизу и ясным синим небом сверху.

Абу Симбел

Архитектура древнего Египта

В самой южной области Египта и на западном берегу озера Нассер расположен другой известный исторический памятник — храмы Абу Симбела. Эти два храма были вырезаны из камня приблизительно в 1260 до н.э, они посвящены фараону Рамзесу II и королеве Нефертари. Внешность храмов — настоящий шедевр. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. Его интерьер еще более внушителен, в то время как фасад храма королевы Нефертари включает 6 огромных статуй. Когда вы вступаете внутрь, то будто окунаетесь в другой мир, который заполнен каменными резными фигурами, мифическими статуями, столбами и внеземной атмосферой.

Храмы Луксора

Архитектура древнего Египта

В непосредственной близости от храмов Карнака в Луксоре расположен Луксорский храм. Этот огромный комплекс состоит из многих храмов, зданий и статуй, в то время как центральный коридор — место для вдохновения и очарования. Дорога к храму охраняется многочисленными сфинксами. Ночное освещение храма походит на футуристический акцент, лишь усиливая древнее окружение.

Розовая пирамида

Архитектура древнего Египта

Розовая пирамида смежна с Ломаной пирамидой с севера. С высотой 104 метра над землей, это третья по величине египетская пирамида, а ее отличительная особенность – красноватый оттенок.

Долина Царей

Архитектура древнего Египта

Долина Царей — огромная область на западном берегу Нила, поблизости с деревней Луксор, где находятся многочисленные могилы египетских фараонов периода между 16-м и 11-м столетием до н.э. Здесь расположена могила Тутанхамона и сидящие колоссы Мемнона. Многочисленные проходы — лучшее место для того, чтобы делать запоминающиеся фотографии.

Великий Сфинкс

Архитектура древнего Египта

Великий Сфинкс представляет из себя величественный памятник перед комплексом пирамид Гизы. Этот гигантский сфинкс — также самая большая в мире статуя из монолита, которая является гибридом льва и человека, простирается более чем на 70 метров в длине. Высота его внушительна — более чем 20 метров над землей. Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н.э.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Древние египтяне создали высокую по своему уровню, сложную по своей структуре, богатую по содержанию культуру, которая оказала огромное воздействие на культурное развитие не только многих народов Ближнего Востока, но и древних греков. Многие культурные ценности, созданные египтянами, вошли в сокровищницу мировой культуры и в настоящее время стали достоянием всего человечества.

Египетская культура создавалась около четырех тысячелетий и прошла долгий и сложный путь своего развития. В древнеегипетской культуре есть целый ряд особенностей, которые делают ее глубоко оригинальной системой.

Египетской культуре присущ глубокий консерватизм и традиционализм. Египтяне избегали вносить радикальные новшества в свою систему культурных ценностей. Напротив, их главным принципом было бережное сохранение и подражание уже известным идеям. канонам. художественным приемам. Конечно. это не отрицало возникновение новых элементов, новых идей и новых приемов, но они появлялись медленно. проявлялись лишь в русле традиционных представлений и воспринимались не столько как принципиально новые явления, сколько как совершенствование уже существующих образцов.

Традиционализм и консерватизм мышления приводили к созданию досконально разработанных чисто египетских канонов и образов, к тому органическому сочетанию мастерства, концептуальности и профессионализма, который столь характерен для шедевров египетского искусства.

1. ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

В 4-м тыс. до н. э. население долины Нила переходит от первобытности к цивилизации. Формируются все основные признаки последней: письменность, монументальные сооружения, города, классово-дифференцированное общество и государство. Культура Древнего Египта настолько отличается от предшествующих культур Африки, что существует гипотеза ее внеземного происхождения. Однако несомненна связь ее с сахаро-суданскими культурами. Концентрация племен, чьи специфические этнические особенности создали египетскую культуру, связана с переходом к оседлому земледелию, привязанному к плодородным, легко орошаемым землям долины Нила.

Крупномасштабные общественные работы (ирригация, строительство культовых сооружений) требовали управления и привели к централизации власти, появлению государственных образований, хотя естественным для общины оставалось равенство всех родов. В Раннем и Древнем царстве (XXXI-XXIII вв. до н.э.) фараон и его приближенные выделяются из остального населения, которое тогда еще не было порабощено, в большей степени, чем потом, когда появляются сотни тысяч бесправных рабов. Круг приближенных фараона был узок, что обусловливало первоначальную нераздельность государственных, дворцовых и жреческих функций.

Развитие древнеегипетской культуры, как и других культур Ближнего Востока, обусловлено благоприятными условиями обитания в долинах крупных рек, на плодородных землях. Приоритет социальных связей и разрушение родовой Замкнутости привели к качественным сдвигам в развитии орудий труда. Расширение и развитие земледелия происходило как за счет внедрения более совершенных систем ирригации и освоения пойменных земель, так и путем завоеваний, т. е. увеличения государственной территории. Увеличивалось и число используемых в хозяйстве растений, одомашненного скота.

Крестьянское натуральное хозяйство велось на основе личной собственности и права наследования, хотя формально земля и вода принадлежали фараону, который собирал налоги с вельмож и храмовых хозяйств. Несмотря на недостаток леса, в Древнем Египте высокого уровня достигла деревообработка. Ремесленники изготавливали прекрасную мебель, образцы которой найдены в некоторых гробницах. Из дерева также были сделаны луки и колесницы, речные и морские суда, известные по изображениям и сохранившимся реальным предметам.

В глубокую древность уходят корнями традиции гончарного искусства. С помощью гончарного круга древнеегипетские мастера изготавливали разнообразную посуду. Они изобрели фаянс, глазурь и стекло. И за пределами Египта славились изделия ювелиров из золота, серебра, полудрагоценных камней, слоновой кости. По суше грузы транспортировались главным образом рабами-носильщиками или вьючными животными (ослами), по воде - на лодках, судах, баржах, плотах. Колесные грузовые повозки из-за плохих дорог использовались редко. Знать передвигалась на носилках, которые несли слуги, и колесницах (с эпохи Нового царства).

Жилые дома в Древнем Египте отличались разнообразием в зависимости от достатка их владельцев: глинобитные хижины, большие двух-, трехэтажные дома в городах, особняки знати с усадьбой. Крыши, как правило, были плоскими, в жаркое время года на них спали.

В жилищах бедноты мебели не было, обходились простыми циновками. Зажиточные люди пользовались кроватями, креслами, столиками, скамейками, ларями.

Одежда древних египтян отличалась простотой и обычно ограничивалась набедренной повязкой или юбкой. Использовались также рубахи (у женщин длинные) и плащи.

Но бурное развитие культуры было в первую очередь обусловлено высвобождением из непосредственного производства все большего числа людей, что возможно только при ужесточении эксплуатации остального населения, т.е. с развитием рабовладельческого общества.

Централизация власти в Древнем Египте породила специфические формы общественного сознания, отраженные в культе фараона. Он опирался на родовые представления о фараоне как родоначальнике всех египтян. Наиболее ярко этот культ выражен в погребальном обряде. Пирамида, воздвигнутая над могилой фараона - не только грандиозный памятник, но и символ многоступенчатой поминальной скамьи, на которой есть место для каждого египтянина - члена общины.

Как и в других культурах, в борьбу со светской властью вступили жрецы. Поэтому фараоны IV династии не только пытались возвеличить свою власть строительством самых высоких пирамид; есть свидетельства о том, что Хуфу закрывал храмы, запретил жертвоприношения. Начало упадка власти фараонов не случайно совпадает с расцветом храмового строительства (с V династии).

Как попытку восстановить власть фараона во времена VI династии следует расценивать, в частности, и вынесение статуй фараона за стену, окружающую пирамиду, - на глаза верующим. Искусство осознанно было использовано для выполнения социальных задач. Для народа были впервые открыты некоторые помещения заупокойных храмов.

Власти фараона угрожали и областные правители (номархи). Периоды централизованного царства регулярно сменялись периодами междуцарствия - распадом Египта на изолированные номы. В эти периоды ирригационные системы приходили в упадок, что подчеркивает большое организационное значение централизованной власти. В дальнейшем, в период Среднего царства (XXI-XVIII вв. до н. э.), общегосударственные функции централизованной власти становятся еще более очевидны и определенны: падает значение собственного, отечественного хозяйства, но растет значение завоевательной политики - завоевание и освоение новых земель и рабов.

Хозяйственная и этническая определенность была закреплена не только политически - централизованной властью, но и поддерживалась мощными идеологическими средствами. Именно формирование общей религиозной структуры послужило предпосылкой формирования общественного сознания.

Структура патриархального мифа, видимо, повторяла основные черты мифа предшествующего, выявляя божественную генеалогию, воспроизводя родовое дерево; возможно, определяя отношения различных родов, позднее - номов (областей) в государственной структуре.

Одним из главных богов в Древнем Египте считался Осирис. Его смерть, захоронение отождествлялись с севом, с прорастанием зерна. Египтяне в честь бога совершали ежегодный обряд: сделанное из глины изображение Осириса засевалось зерном и к празднику покрывалось зелеными всходами. Согласно мифу. Сет, бог пустыни и бури с головой осла, убивает своего брата Осириса и разбрасывает части тела по всем номам Египта. Исида, жена и сестра Осириса, собирает их воедино (символ объединения Египта, а также сбора податей) и хоронит мужа, который отныне становится царем подземного царства.

Гор, сын Осириса, победил Сета и занял земной трон отца, став олицетворением власти фараона. Считалось, что его магическая сила - источник плодородия земли: во время совершения культовых обрядов фараон бросал в Нил свиток с указом перед разливом реки; торжественно начинал подготовку почвы для посева, срезал первый сноп на празднике жатвы, приносил жертвы богине урожая и статуям умерших фараонов после окончания полевых работ. После смерти фараон отождествлялся с Осирисом, а новый - с Гором.

В египетской мифологии жило положительное отношение к подземному царству - его владыки могут уподобляться солнцу Само солнце мертвые видят так же, как и живые, поскольку ночью оно проходит через подземное царство. (Ранее страна мертвых была царством ночи и правил там бог луны Хонсу.)

Очевидно, развитие-животноводства в эпоху Нового царства привело к распространению культов животных, особенно культа священного быка Аписа. Известна легенда, что сначала все боги были быками и коровами с шерстью разного цвета, но по велению верховного бога все быки воплотились в одного черного быка, а все коровы - в одну черную корову.

В эпоху междуцарствий шла настоящая идеологическая война между сторонниками централизованной власти, призывающими к единению и возврату к культу Ра и опирающимися на идею посмертного воздаяния (и даже объясняющими земные беспорядки грехами людей), - и носителями центробежных тенденций. Оппозиционная идеология зародилась в среде местных правителей обособившихся номов, присваивающих царские привилегии.

Окончательно формируется как средство объединения страны среднеегипетский язык; становление сословия писцов сопровождается развитием скорописи (иератическое письмо). Развиваются новые жанры литературы: сказки, басни, наставления, любовная лирика.

В это же время отчасти возрождается объединяющий солярный культ (заупокойный храм Ментухотепа I). Продолжается и строительство пирамид (кирпичных), хотя и более скромных, чем пирамиды Древнего царства. Создается новый символ объединенного царства - Лабиринт (заупокойный храм Аменемхета III), занимавший 72 тыс. кв. м, в котором разместилось бесчисленное множество божеств со всей страны.

Социальное и идеологическое основания Древнего Египта оказались столь прочны, что вторгшиеся с северо-востока гиксосы не разрушили принципы сложившейся культуры. Новое царство стало эпохой расцвета Египта в качестве уже мировой державы, распространившей политическое и культурное влияние далеко за свои пределы. Возврат к солярному культу уже на основе фиванской мифологии (Амон-Ра) обеспечивал единение Египта с другими странами. В храмах помещаются рельефы с изображениями посольств от четырех стран света, церемоний принятия дани, торжественных пиршеств, походов в иные земли. В анналах, одах и гимнах прославляются египетские боги как творцы и других стран.

Через Нубию и Ливию египетская культура распространилась вглубь Африки, Азии. На территории Библа был построен храм в честь богини с обликом Хатор - Баалат Гебал; в Сирию и Финикию проникают черты египетской живописи, декора, бытовые предметы.

Более сильная культура Египта могла себе позволить заимствовать и перерабатывать много чужеродных элементов: поклонение воинственным азиатским богам, языковые и лексические изменения в литературе. Очевидно, это влияние действовало как стимул и привело к пышному расцвету культуры.

Существование оппозиционной светской идеологии вызвало раздвоение общественного сознания и отразилось на характере заупокойных храмов и гробниц царей. Поскольку их святость уже ставилась под сомнение, а сокровищам угрожало разграбление, храмы располагались у подножия гор, а гробницы - в тайниках скалистых ущелий. Например, заупокойный храм царицы Хатшепсут состоит из трех окруженных колоннами террас, ступенями врастает в толщу скал, являясь как бы естественным их продолжением. Целиком вырублен в скалах храм Рамсеса II в Абу-Симбеле. Его фасад - гигантский пилон, перед которым высятся двадцатиметровые статуи сидящих фараонов.

Монументальные шествия рельефов становятся динамичными, разрушаются каноны, усложняется композиция и движения фигур, очертания становятся мягкими и округлыми, колорит росписей обогащается сиреневыми и розовыми тонами (роспись гробницы Нахта). Женские статуи и портреты частных лиц становятся более пластичными и объемными. Чрезвычайно нарядны предметы декоративного и ювелирного искусства, статуэтки мелкой пластики.

Столица из Фив была перенесена в Ахетатон (современная Амарна). Храмы там лишены колонных залов, жертвенники помещаются в огромных открытых дворах, обряды совершались под открытым небом.

Светский характер культуры этого периода обусловил и реалистическую направленность искусства (в это же время стал преобладать натуралистический стиль в керамике Крита). Впервые царь и царица стали изображаться в непринужденной, бытовой обстановке. На рельефах Эхнатон любуется молодой супругой или они вместе играют с детьми, или плачут у ложа умирающей дочери. Идеал физической мощи, сурового и жестокого властителя сменяется образом духовно возвышенного героя, исполненного мягкости и человечности. Скульптурные портреты царицы Нефертити стали первыми классическими образцами женской красоты.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Существование и обновление древнеегипетской культуры обеспечивалось постоянным взаимодействием в обществе центробежных и центростремительных тенденций. Лишь объединение усилий населения позволяло поддерживать и расширять оросительные системы и обеспечить существование интеллектуальной элиты для развития культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Древние цивилизации. Под общей ред. Бонгард-Левина Г.М. М., Мысль, 1989

2. Дмитриева Н.А Краткая история искусств М., Искусство, 1985

3. Лурье С.А История Греции С.-Пб, Издательство Санкт-Петербургского университета, 1993

архитектура древнего египта

Огромная территория Египта раскинулась между самой восточной частью Средиземного моря, так же как Красного моря и областью пустынь северо-восточной Африки. Известный, как одно из самых привлекательных туристических мест назначения на Ближнем Востоке, Египет — также великолепная страна чудес истории, природы и культуры. Все крупнейшие города украшают живописные берега Реки Нила, включая столицу Каир, где Вас ждет уникальная смесь естественной красоты, очарования, культуры и многочисленных современных удобств. Однако, что действительно уникально в Египте, так это его внушительное историческое наследство.Мы оказались достаточно удачливы, так как имеем уникальную возможность обладать большим разнообразием хорошо сохранившихся доисторических архитектурных достопримечательностей, памятников, руин и других исторических ориентиров, которые являются невероятными символами прошлых эпох. Предлагаем вашему вниманию список с 10 историческими памятниками, которые расскажут об архитектуре древнего Египта больше, чем любая энциклопедия.

1. Ступенчатая пирамида Джосера.

архитектура древнего египта

Архитектура Древнего Египта ассоциируется прежде всего с пирамидами. Давайте начнем с Пирамиды Джосера. Это — один из самых отличительных исторических памятников в мире, как одна из самых старых египетских пирамид. Созданная приблизительно в 2650 до н.э, эта внушительная архитектурная художественная работа — также самая старая структура в мире, которая построена из камня. Ступенчатая пирамида простирается на 62 метра над землей, и посвящена фараону Джосеру. Пирамида состоит из 6 огромных оснований с уменьшающимся размером в высоте. Эти шесть каменных ступеней с плоской крышей фактически поддерживают себя, как удивительный символ вечного строительства. Обязательно посетите это место и территорию окружающего комплекса во время своего путешествия по Египту.

2. Храм Хатшепсут.


В пределах центральной части восточного Египта Вы можете столкнуться с древним Луксором, который окружен красивой и живописной долиной Реки Нил. Помимо высоких гор и пустыни, в нескольких километрах на запад от Луксора расположен другой важный исторический памятник, относящийся к архитектуре Древнего Египта. Это храм Хатшепсут, с одним из самых захватывающих дух видов в Египте. Внушительный архитектурный стиль древних цивилизаций находится во власти драматических вертикальных утесов.

3. Великие пирамиды Гизы.


Великие Египетские Пирамиды Гизы — самые распознаваемые, внушительные и известные исторические памятники в Египте и во всем мире. Они расположены в непосредственной близости от столицы Каира, в пределах северной части Египта, где Вы можете наслаждаться тремя огромными пирамидами, построенными тысячи лет назад. Среди них самая большая египетская Пирамида — Пирамида Хуфу. С ее 140 метрами в высоту Пирамида Хуфу — определенно один из самых замечательных исторических памятников в мире. Посетите подробную статью на LifeGlobe, где о каждой из пирамид Гизы следует отдельный рассказ.

4. Карнакские храмы Египта.


В Луксоре Вы можете столкнуться с другой исторической достопримечательностью, свидетельством древней архитектуры Египта. Это Карнакские храмы, которые расположены на восточном берегу Реки Нил и состоят из многих храмов, статуй и удивительных резных фигур. Комплекс Карнак включает четыре отдельных участка. Поблизости Вы можете увидеть многочисленных сфинксов, которые создают иллюзию окружения вечными животными. Всё здесь насыщено древними интерпретациями, историей и символикой.

5. Ломаная пирамида.


Ломаная пирамида расположена в Дахшуре — деревне приблизительно в 40 километрах к югу от Каира. Эта пирамида производит впечатление своими уникальными формами. Более низкая часть пирамиды (основа) повышается приблизительно под 54 градуса, в то время как верхняя секция продолжается под углом 43 градусов. Этот гладкий переход создаёт захватывающий вид, в то время как полная высота пирамиды составляет более чем 100 метров над землей. Особенно учитывая, что пирамида ограничена только бледно-желтой пустыней снизу и ясным синим небом сверху. Архитектура Древнего Египта просто невероятна.

6. Абу Симбел.


В самой южной области Египта и на западном берегу Озера Нассер расположен другой известный исторический памятник, который Вы не можете пропустить — храмы Абу Симбела. Эти два храма были вырезаны из камня приблизительно в 1260 до н.э, они посвящены фараону Рамзесу II и королеве Нефертари. Внешность храмов — настоящий шедевр. Храм фараона Рамзеса II большего размера, охраняется четырьмя колоссальными статуями. Его интерьер еще более внушителен, в то время как фасад храма королевы Нефертари включает 6 огромных статуй. Когда Вы ступаете внутрь, то будто окунаетесь в другой мир, который заполнен каменными резными фигурками, мифическими статуями, оттенками, столбами и внеземной атмосферой.

7. Храмы Луксора.


В непосредственной близости от Храмов Карнака в Луксоре расположен другой интересный памятник, чтобы посетить — Луксорский Храм. Этот огромный комплекс состоит из многих храмов, зданий, статуй и других исторических достопримечательностей, в то время как центральный коридор — место для вдохновения и очарования. Дорога к храму ограничена многочисленными сфинксами, которые обеспечивают уникальную атмосферу, позволяющую погрузиться полностью в прошлую эру. Ночное освещение храма походит на футуристический акцент, лишь усиливая древнее окружение.

8. Розовая пирамида.


Розовая Пирамида смежна с Ломаной с севера. С высотой 104 метров над землей, это третья по величине египетская пирамида, но что более внушительно, так это её красноватый оттенок. Архитектура Древнего Египта сохранила один из своих самых выдающихся образцов и примеров благодаря этому величественному памятнику.

9. Долина царей.


Долина Царей — огромная область на западном берегу Реки Нил, поблизости с деревнимЛуксором, где Вы можете столкнуться с захватывающей картиной многочисленных могил египетских фараонов периода между 16-ым — 11-м столетием до н.э. Вы можете наслаждаться известной гробницей Тутанхамона, так же как великими сидящими колоссами Мемнона и рядом других внушительных достопримечательностей. Многочисленные проходы — лучшее место для того, чтобы сделать ошеломляющие фотографии. Здесь многое может рассказать Вам о древних ритуалах и традициях.

10. Великий Сфинкс.


Великий Сфинкс представляет из себя сильной и величественный памятник перед комплексом Пирамид Гизы. Этот гигантский сфинкс — также самая большая в мире статуя из монолита, которая является гибридом между львом и человеком, и простирается более чем на 70 метров в длине. Высота его внушительна — более чем 20 метров над землей. Великий Сфинкс построили приблизительно в 2500 году до н.э. В наше время это один из самых замечательных исторических памятников в Гизе, Египте, и в мире, а так же символ архитектуры Древнего Египта.

Пирамиды Гизы, храмы Абу Симбела, или Великий Сфинкс Гизы — одни из самых известных исторических ориентиров в мире. Это только часть Лучших 10 исторических памятников в Египте, которые Вы должны увидеть. Уникальные символы архитектурных чудес, которые созданы древними цивилизациями, все они расположены в Египте. В продолжение, читайте также о величайших храмах Древнего Египта в отдельной подборке на LifeGlobe.

Читайте также: