Сообщение опыт реализации инклюзивного образования детей с нарушениями интеллекта

Обновлено: 04.07.2024

Оценить 1071 1

Итоговая реферативная работа

по программе курсов повышения квалификации

«Организация образовательного процесса для детей дошкольного и младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Организация учебного процесса для ребенка с нарушениями интеллекта в начальной школе в условиях инклюзивного образования

Работу выполнила Наумова Е.Н.,

учитель высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ № 11 п.Новотерский

Глава 1. Особенности организации учебного процесса для ребенка с нарушениями интеллекта в начальной школе………..…………………. 6

Глава 2. Характеристика особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью…………………………………………………. …8

Глава 3. Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС…………………………………………………………………10

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. Include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основу инклюзивного образования положена идея, исключающая любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Преобразования, происходящие сегодня в системе российского образования, в том числе, развитие инклюзивной практики, гарантируют равные права на получение образования и доступность общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), выбора подходящего им образовательного маршрута. Сегодня детям с ОВЗ вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, они могут получить образование и лучше адаптироваться к жизни вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, где таким детям оказывается необходимая специальная поддержка.

Цель реферата: формирование методологических, теоретических и практических основ применения коррекционно-развивающих технологий обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и их здоровых сверстников в подготовке студента к профессионально-педагогической деятельности в условиях интегрированного образования.

формирование представлений о сущности коррекционно-развивающихтехнологий в образовании детей с ОВЗ и их здоровых сверстников;

овладение интегративными знаниями в области психологических ипедагогических наук, служащими основой проектирования, конструирования, организации и реализации коррекционно-развивающихтехнологий в образовании детей с ОВЗ и их здоровых сверстников;

формирование представлений о сущности педагогическойдеятельности по проектированию, конструированию, организации иреализации коррекционно-развивающих технологий в образовании детей сОВЗ и их здоровых сверстников;

овладение практико-ориентированными знаниями о коррекционно-педагогических технологиях и их организационно-методических основах;

овладение технологическими основами деятельности педагога вработе с учащимися с ограниченными возможностями здоровья.

Глава1. Особенности организации учебного процесса для ребенка с нарушениями интеллекта в начальной школе.

Работа с детьми с интеллектуальными нарушениями осложнена рядом объективных трудностей. Во-первых, эти дегенеративные изменения, как правило, анатомически или генетически обусловлены, что означает невозможность устранения их причин. Во-вторых, самые серьёзные сложности возникают именно в области познавательной деятельности, абстрактного мышления. В-третьих, нарушения носят комплексный характер: у больных детей затруднены двигательные, социальные, речевые и другие навыки.

Патологические нарушения интеллекта проявляются в несамостоятельности: неумении принимать пищу, одеваться, поддерживать чистоту. Часто проявляется нежелание контактировать с окружающим миром, с людьми, откуда возникает незаинтересованность в новой информации, построении коммуникаций. Непрофессиональные попытки подтолкнуть ребёнка к взаимодействию с внешней средой вызывают агрессию и негативные реакции.

Несмотря на это, в процессе исследований по нивелированию таких препятствий создана работоспособная система принципов и способов обучения, поскольку внедрение ученика с ограниченными возможностями без должной подготовки не принесёт эффекта, а скорее всего, навредит.

Фундаментом является создание благоприятного окружения для развития детей с отклонениями. Этот фактор требует высокой квалификации педагога, моральной подготовки других детей и их родителей. Сопровождающий педагог способствует адаптации ребёнка в школе. Он разрешает конфликты, личным поведением показывает желательное отношение к школьнику с интеллектуальными нарушениями, стимулирует подопечных к общественному взаимодействию. Например, вовлекает в процесс дежурства с другими ребятами. Личным тьютором может стать родитель.

Всестороннее формирование личности у детей с интеллектуальными нарушениями предполагает работу группы профессионалов. Психолог обеспечивает душевное спокойствие после неудач или столкновений с неприятными препятствиями. Логопед обеспечивает максимально членораздельную речь. Дефектолог реализует понимание материала доступными методами.

Вовлечение в педагогический процесс возможен и при отставании особенных школьников. В таких целях используют книги, содержащие разные тексты для разных учеников, несущие один и тот же смысл.

Восстановление речи – одна из главных задач педагога, поскольку речь – главный инструмент формирования контактов человека с окружающей средой. При работе над этой проблемой следует руководствоваться рядом принципов. Во-первых, полисенсорное воздействие речи способствует более прогрессивному формированию речевых функций. Это можно обеспечить зрительным закреплением изучаемых объектов (как изображением предметов, так и использованием написанных слов). Во-вторых, для способности контроля своего голоса всегда нужна обратная связь. Её можно обеспечить специальными средствами биологической обратной связи, которые звуковые колебания переводят также в тактильные и воздействуют на голосовые связки напрямую с целью формированию ассоциативно-рефлекторной связи.

Инклюзивное образование способствует тому, что дети с нарушением интеллекта лучше идут на контакт, чаще развивают коммуникативные связи. Участники данного педагогического процесса показывают крайне высокий процент удовлетворённости его результатов. Отмечается положительная динамика общего развития, внимания, мышления, улучшения эмоционального состояния у детей с задержкой психического развития, обучающихся в условиях инклюзии.

Глава 2. Характеристика особых образовательных потребностей детей с умственной отсталостью.

В обучении детей с нарушением интеллектуального развития наиболее важным является обеспечение доступности содержания учебного материала. Содержание обучения должно быть адаптировано с учетом возможностей этих учащихся. Так, значительно снижаются объем и глубина изучаемого материала, увеличивается количество времени, необходимого для усвоения темы (раздела), замедляются темпы обучения. Школьникам с нарушением интеллекта дается значительно менее широкая система знаний и умений, чем нормально развивающимся сверстникам, ряд понятий не изучаются. Вместе с тем формируемые у учащихся с нарушением интеллекта знания, умения и навыки должны быть вполне достаточны для того, чтобы подготовить их к самостоятельной жизни в обществе и овладению профессией.

В обучении детей рассматриваемой категории используются специфические методы и приемы, облегчающие усвоение учебного материала. Например, сложные понятия изучаются путем расчленения на составляющие и изучения каждой составляющей в отдельности – метод маленьких порций.

Для того, чтобы сформировать, уточнить и расширить круг представлений и подготовить школьников к восприятию учебного материала перед изучением систематического курса ряда учебных дисциплин (математика, русский язык и другие) необходимо выделять пропедевтический (подготовительный) период. Дети с нарушением интеллекта нуждаются в постоянном контроле и конкретной помощи со стороны учителя, в дополнительных объяснениях и показе способов и приемов работы, в большом количестве тренировочных упражнений во время усвоения нового материала.

Важное значение имеет привитие интереса к учению, выработка положительной мотивации. На момент поступления в школу у большинства детей с нарушением интеллекта преобладают атрибутивные интересы, поэтому одной из важных задач учителя является развитие познавательных интересов. Необходимо целенаправленное обучение школьников приемам учебной деятельности. К особым образовательным потребностям детей с нарушением интеллекта относится необходимость коррекции и развития психических процессов, речи, мелкой и крупной моторики. Эту работу должны проводить специалисты: специальный педагог (олигофренопедагог), специальный психолог, логопед, специалист ЛФК.

Для всех детей с нарушением интеллекта необходимо целенаправленное повышение уровня общего и речевого развития путем формирования элементарных представлений об окружающем мире, расширения кругозора, обогащения устной речи, обучения последовательно излагать свои мысли. Необходимо формирование знаний и умений, способствующих социальной адаптации: умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи, навыков обеспечения безопасности жизни; умений готовить пищу, соблюдать личную гигиену, планировать бюджет семьи; навыков самообслуживания, ведения домашнего хозяйства. Дети с нарушением интеллекта должны усвоить морально-этические нормы поведения, овладеть навыками общения с другими людьми.

К особым образовательным потребностям школьников с нарушением интеллекта относится трудовая и профессиональная подготовка. Трудовое обучение рассматривается как мощное средство коррекции имеющихся у детей с нарушением интеллекта нарушений. Оно является основой нравственного воспитания этой категории детей, а также важным средством их социальной адаптации. У учащихся 1-4 классов формируется общая готовность к труду. Необходимо создание психологически комфортной для школьников с нарушением интеллекта среды: атмосфера принятия в классе, ситуация успеха на уроках или во внеклассной деятельности. Важно продумывать оптимальную организацию труда учащихся во избежание их переутомления.

Глава 3. Особенности построения современного урока для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС.

В настоящее время с введением ФГОС актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.

Обучающиеся с ОВЗ, как правило, не могут самостоятельно добывать знания и активно участвовать в их совершенствовании. При умственном напряжении они просто сразу отказываются работать: "Я не могу. Я не знаю". Из-за низкого уровня протекания мыслительных процессов и навыков коммуникации не могут найти границы между знанием и незнанием. Не в состоянии поставить цель. На этапе самоконтроля чаще всего паникуют. Также затрудняются подвести итог - забыли, какие задачи ставили в начале урока (понимание приходит в 3-4 классе). Для детей с ОВЗ школа должна стать не источником информации, а учить ориентироваться в информационном пространстве и добывать нужную информацию самостоятельно. Учитель играет направляющую роль.

В соответствии с новыми стандартами, прежде всего, необходимо усилить мотивацию наших детей к познанию окружающего мира, продемонстрировать им, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Большая часть времени на уроке (20-30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке"). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель". Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.

Результативность урока во многом зависит от постановки конкретных целей и задач. Учителя ставят триединую задачу: образовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую. Отличие заключается в том, что коррекционно-развивающей задаче уделяется больше внимания.

Образовательная задача должна определять задачи усвоения учебного программного материала, овладения детьми определенными учебными знаниями, умениями и навыками. Формулировка отражает содержание занятия.

Воспитательная задача должна определять задачи формирования высших ценностей, совершенствования моделей поведения, овладения детьми коммуникативными умениями, развития социальной активности и т.д.

Коррекционно- развивающая задача должна четко ориентировать педагога на развитие психических процессов, эмоционально-волевой сферы ребенка, на исправление и компенсацию имеющихся недостатков специальными педагогическими и психологическими приемами. Эта задача должна быть предельно конкретной и направленной на активизацию тех психических функций, которые будут максимально задействованы на уроке.

У большинства учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности, как образовательного , так и коррекционно-развивающего процесса.

Активные методы обучения – это методы, побуждающие учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Так в начале урока активные методы позволяют создать психологический настрой обучающихся на занятие, способствует формированию исходной мотивации, вовлечению всех обучающихся в учебный процесс, созданию ситуации успеха.

Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ можно использовать следующиеактивные методы и приёмы обучения:

- использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Дети выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.

- использование вставок на интерактивную доску (буквы, слова) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Детям очень нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т. к., чтобы прикрепить свою карточку на доску, им нужно правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.

- использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе урока, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.

- активные методы рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и её результатов. Активные методы позволяют эффективно, грамотно и интересно в форме игры подвести итоги урока и завершить работу. Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.

В компетенции учителя, работающего с детьми с ограниченными возможностями, входит знание психологических и возрастных особенностей обучающихся. Игра является ведущей деятельностью дошкольника, и значит, младшего школьника легче включить в учебную деятельность через игровые методы и приемы. Одним из ведущих инструментариев учителя начальных классов является дидактическая игра.

Дидактическая игра отличается от обыкновенной игры тем, что участие в ней обязательно для всех учащихся. Её правила, содержание, методика проведения разработаны так, что для некоторых учащихся, не испытывающих интереса к предмету, дидактические игры могут послужить отправной точкой в возникновении этого интереса. Игровые действия, при помощи которых решаются те или иные умственные задачи, поддерживают и усиливают интерес к изучаемому предмету, помогают преодолевать трудности в овладении данного предмета. Разнообразие дидактических игр позволяет их использовать на всех этапах урока в рамках любого преподаваемого урока.

Положительный зарубежный опыт и результаты российских школ показывают предпочтительность и полезность инклюзивного образования детей с интеллектуальными нарушениями.

Таким образом, для внедрения инклюзивной среды в общеобразовательное учреждение необходимо создать условия организации инклюзивной практики, использовать основные принципы коррекционной работы с детьми с ОВЗ, подобрать педагогические кадры, обладающие необходимыми характеристиками, учитывать особенности построения современного урока для обучающихся с ОВЗ. Работа педагогического коллектива в общеобразовательной организации должна быть направлена на достижение главной цели, указанной в ФГОС НОО ОВЗ: социализация детей и адаптация их в самостоятельной жизни.

Список литературы

1.Вопросы инклюзивного образования. Часть 3. Обучение детей с нарушениями речи и интеллекта. Практическое пособие. /под редакцией Е.В. Коневой. – Ярославль, 2013. – 73 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

учитель начальных классов

I квалификационной категории

Горина Светлана Юрьевна

2019-2020 учебный год

Инклюзи́вное образова́ние ( англ. inclusionвключение , включающее образование , совместное обучение ) — форма обучения , при которой каждому человеку, независимо от имеющихся физических, интеллектуальных, социальных, эмоциональных, языковых и других особенностях, предоставляется возможность учиться в общеобразовательных учреждениях. При этом для людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) создаются специальные условия: перепланировка учебных помещений, новые методики обучения, адаптированный учебный план, изменённые методы оценки и другие.

Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане его приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создаёт особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Речь пойдёт, прежде всего, о детях-инвалидах, о детях, имеющих отклонения в психофизическом развитии.

Специальные классы открыты в помещении, оборудованном с учетом специфики детей с ТМНР и со сложными (комплексными) нарушениями развития. Обучение детей строго индивидуализировано, направлено на развитие необходимых для жизни навыков поведения и общения с окружающими, бытовых и трудовых навыков, коррекцию нарушений психофизического развития.

Понятие о структуре нарушения.

Методика обучения детей с ТМНР и со сложными (комплексными) нарушениями развития: игровая форма проведения большинства видов работы; ведущая роль предметно-действенного метода обучения с опорой на конкретный дидактический материал, детальное расчленение учебного материала на элементы и постепенное его обобщение, индивидуализации обучения и т. д.

Рекомендации к организации работы обучающегося с ТМНР.

1. Планирование щадящего режима дня и режима организации занятий осуществляется с учетом рекомендаций врачей-специалистов, педагога-психолога. Определяется время проведения занятий (первая или вторая половина дня), продолжительность и количество занятий. Предусматривается постепенное увеличение длительности занятия и усложнения содержания. Щадящий режим предполагает соблюдение особых требований к объему нагрузки и сенсорной организации пространства.

2. Всеми участниками коррекционно-образовательного процесса соблюдаются единые требования к организации процесса обучения и воспитания ребенка.

3. В процессе планирования коррекционной работы необходимо продумать способы передачи общественного опыта, а также виды и степень помощи ребенку.

Коррекционная работа осуществляется поэтапно:

На первом этапе создаются условия для установления эмоционального контакта с ребенком и формирование мотивации к взаимодействию со взрослым. С этой целью используются игровые ситуации, сюрпризные моменты с учетом интересов ребенка, проблемные ситуации для вызывания потребностей у ребенка к общению. Эта задача решается первоначально в обиходно-бытовых ситуациях и только потом на специально организованных занятиях.

Когда ребенок начинает доброжелательно реагировать на инициативу взрослого и легко вступать в эмоциональный контакт, можно переходить к следующему этапу обучения – этапу совместных (сопряженных) действий. Этап важен, так как у ребенка не сформировано подражание и ограничены возможности самостоятельного выполнения движения (вследствие интеллектуального или двигательного нарушения).

На этом этапе взрослый кладет свои руки на руки ребенка и выполняет действия его руками. Важно подобрать индивидуальный темп выполнения, предусмотреть эмоциональное комментирование действий (что делаем, в какой последовательности и зачем). Оречевление необходимо для развития представлений об окружающем мире, установления смысловых взаимосвязей между событиями и развитие речевых функций.

На следующем этапе подключаются имитационные действия: взрослый показывает весь алгоритм действия, при этом ребенок наблюдает, используя сохранные органы чувств (слепой ребенок кладет свои руки на руки взрослого, ощущая тактильно движения), далее отрабатывается поэлементное выполнение действия одновременно ребенком и взрослым, который выполняет движения рядом с ребенком на таком же материале. Взрослый использует эмоциональное комментирование и стимулирует развитие речевого подражания. При необходимости в случае затруднения ребенка взрослый может использовать жестовую инструкцию или элементы совместных действий (например, начинает действие за ребенка).

На этапе проб и ошибок взрослый показывает алгоритм действий и предлагает повторить его ребенку. Ребенок выполняет и в случае ошибки, взрослый указывает, что действие совершается неверно и стимулирует к поиску правильного способа выполнения. Используются подсказывающие, альтернативные и наводящие вопросы, чтобы побудить ребенка действовать правильно.

Подсказывающие – содержащие в себе однозначный правильный ответ.

Альтернативные – предполагающие выбор из двух, чаще контрастных вариантов.

После того, как ребенок научится выполнять данное действие по образцу без ошибок, можно переходить к этапу словесной инструкции. Вначале ребенок действует, опираясь на поэлементную инструкцию, а затем ориентируется на целостную многоступенчатую, отражающую весь алгоритм действий.

Подобную поэтапную работу необходимо проводить при ознакомлении и отработки до автоматизации каждого нового действия.

Подбор и планирование коррекционных занятий для каждого ребенка осуществляется индивидуально с учетом структуры нарушения. Учителю важно определить зону актуального и ближайшего развития для конкретного ребенка, предположить следующий маленький шаг, который сможет совершить ребенок, определить степень требуемой поддержки и на основе этих знаний выбрать из данного каталога актуальные для ребенка темы по каждому учебному предмету. При этом следует понимать тесную взаимосвязь всех областей развития и учитывать наличие межпредметных связей.

Таким образом, коррекционная работа с детьми с ТМНР и со сложными (комплексными) нарушениями развития должна быть личностно-ориентированной, проводиться систематически, с поэтапным усложнением содержания материала и постепенным уменьшением помощи взрослого. Непрерывный мониторинг динамики развития ребенка должен обеспечивать гибкую адаптацию индивидуальной программы.

Опыт работы с детьми данной категории показал, что целенаправленная коррекционно - воспитательная работа с детьми младшего возраста дает положительные результаты в плане развития их личностных качеств и познавательной деятельности. Поведение многих учащихся стало упорядоченным, они научились выполнять режимные моменты, следовать указаниям учителя. Следует отметить стремление некоторых

учащихся оказывать помощь одноклассникам. Учащиеся стали более инициативны и самостоятельны, адекватны в различных ситуациях. Принимают участие в конкурсах и мероприятиях различного уровня.

Определенная положительная динамика наблюдалась в развитии познавательной деятельности. У детей появилась элементарная ориентировка в окружающем, они знают назначение отдельных помещений школы, могут назвать свой домашний адрес, рассказать с кем живут.

Есть все основания полагать, что в результате специального обучения и воспитания дети достигают определенных успехов в усвоении программы не только начальных классов. Решающее значение для успешности обучения имеет квалификация учителя, так как работа с детьми, имеющими ТМНР и сложные (комплексные) нарушения развития, требует понимания специфики их обучения и знания специальных методик.

Радует то, что большинство педагогов, имеющих опыт работы с детьми данной категории, в нашей школе находится уже далеко не на первой ступеньке. Многие уже осилили половину пути, проявляют интерес к вопросам инклюзивной практики, осуществляют практические шаги, расширяют методическую копилку школы в этом направлении.

В помощь родителям, воспитывающим ребенка с ТМНР и со сложными (комплексными) нарушениями развития, организованы консультации с целью получения практических сведений о воспитании и обучении детей с особыми потребностями.

Опыт работы с детьми, имеющими тяжелые множественные нарушения развития и сложные (комплексные) нарушения развития, показал, что их потенциальные возможности довольно значительны. Они овладевают социальными формами поведения и несложными видами труда, способны усваивать грамоту, счет, у них формируются и развиваются различные формы коммуникации. Педагогическая работа с ними должна проводиться по специальным программам с использованием соответствующих принципов и методов коррекции.

Если мы говорим об инклюзивном образовании всех детей-инвалидов с нарушением интеллекта, то мало провозгласить лозунг о необходимости инклюзивного образования таких детей, необходимо для этого обучения создать все необходимые условия.

Аннотация. В представленной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны инклюзивного образования учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Ключевые слова. Инклюзивное образование, равные права, учащиеся с интеллектуальной недостаточностью, особые образовательные потребности, специальное образование, адаптация, массовая школа, инклюзивная школа.

Введение

Когда в семье есть ребенок, родители начинают задумываться: Что ждет моего сына или дочь в будущем? Какое образование он получит? Эти вопросы задают себе и родители детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах.

Положительные и отрицательные стороны инклюзивного образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Положительные и отрицательные стороны инклюзивного образования для учащихся с интеллектуальной недостаточностью

Возможность учиться и общаться со здоровыми сверстниками для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, позволяет в дальнейшем учиться жить и действовать так, как это принято в окружающем мире, легче адаптироваться в жизни.

Психофизические особенности учащихся с интеллектуальной недостаточностью:

- неспособность к отвлеченным обобщениям, к установлению связей и зависимостей, к анализу и синтезу, недостаточность процессов сравнения, слухового и зрительного восприятия, нарушения пространственной ориентировки, моторики значительно замедляют процесс усвоения учебного материала. Им нужны специальные программы и учебники, разработанные с учетом психофизических особенностей этих детей.

-Дети с интеллектуальной недостаточностью гораздо медленнее усваивают учебный материал. Им необходимы многократные повторения изученного, подбор наглядных средств, игровые формы обучения, применение специальных методов и приемов работы, что требует участия специалистов – дефектологов (олигофренопедагогов), логопедов, психологов.

Для здоровых учащихся общение с такими детьми позволяет быть терпимее и доброжелательнее в отношении к ним.

Недоступный уровень образования для учащихся с интеллектуальными нарушениями в массовой школе.

- Школа VIII вида , обеспечивает специальное образование детям с умственной отсталостью. Обучение в этой школе не является цензовым, потому что имеет качественно иное содержание, в отличие от массовой школы.

-Основное внимание в коррекционной школе уделяется социальной адаптации и профессионально - трудовой подготовке. Знания по общеобразовательным предметам усваиваются учениками в доступном им объеме.

-В программу коррекционных школ включаются специально организованные индивидуальные и групповые занятия, имеющие коррекционно-развивающую направленность , что не предусмотрено в массовых школах.

Ребенок с интеллектуальной недостаточностью в массовой школе

Если все-таки родители ребенка с интеллектуальной недостаточностью настаивают на обучении в массовой школе, то они должны понимать следующее:

-Педагоги массовых школ не владеют методикой обучения данной категории учащихся. Непонимание педагогами особенностей и возможностей ребенка с интеллектуальными нарушениями и необходимости использования специальных методов и приемов в работе с ними вызывает огромное количество вопросов учителей массовой школы к специалистам коррекционно-развивающей педагогики. Один из вариантов - курсы повышения квалификации, но краткосрочные курсы повышения квалификации редко меняют подходы к обучению и воспитанию детей с интеллектуальными нарушениями в массовой школе. Насколько эффективным будет обучение детей с нарушением интеллекта в инклюзивной школе, во многом зависит от взаимодействия учителя и специалистов, а также от использования всех требуемых вспомогательных средств и организации коррекционно-образовательного процесса.

- В массовой школе нет учебников и учебных пособий для обучения детей с интеллектуальными нарушениями, нет учебных программ. Имеющиеся учебные программы под ред. В.В. Воронковой и учебники разработаны для коррекционных учреждений VIII вида и могут только частично использоваться в школах, реализующих инклюзивное образование. Программы общеобразовательной школы и программы коррекционных учреждений VIII вида имеют очень существенные различия: по содержанию, по темпу прохождения программы .

Возможно, что ребенок с интеллектуальной недостаточностью может частично освоить учебный материал по программе 1-го класса общеобразовательной школы, только если он уже освоил учебный материал 1-го класса коррекционной школы VIII вида. Но и в этом случае для него используются специальные методы и приемы, применяемые специалистами при подборе учебного материала. Но даже в этом случае возникают проблемы: ребенку с интеллектуальными нарушениями требуется больше часов на изучение каждой темы, а некоторые темы вообще недоступны для понимания.

Освоение программы уже 2-го и последующих классов вызывает большие сомнения.

Что делать педагогу, если ребенок с интеллектуальными нарушениями пришел в класс

1) Нужно адаптировать учебные программы для коррекционных школ VIII вида и общеобразовательной школы, при создании которых необходимо:

Ø учитывать уровень особенного ученика, его стартовые возможности;

Ø учитывать психофизические особенности ребенка;

Ø конкретизировать учебный материал;

Ø определить объем учебного материала (учебная нагрузка).

В адаптированном варианте планирования разделить темы на три группы:

Ø необходимые для изучения

Ø предложенные в варианте ознакомления

Ø темы недоступные для изучения

По каждой изучаемой теме специалисты должны разработать задания и упражнения, что должно помочь учителю инклюзивной школы при отборе необходимого материала к урокам для детей с интеллектуальной недостаточностью.

Задача специалистов: создание всех условий для того, чтобы ребенок с интеллектуальной недостаточностью в инклюзивной школе обучался в своем темпе, в соответствии со своими возможностями и уровнем знаний, что возможно только с помощью учителя-дефектолога.

В классе учитель не может ему обеспечить тот же уровень из-за несоответствия изучаемых тем, отсутствия адаптированных учебных пособий и трудностей в усвоении учебного материала детьми с интеллектуальными нарушениями.

2) Как оценивать учащихся с интеллектуальными нарушениями.

В общеобразовательной школе предметное обучение и уровень образованности учащихся должны соответствовать ФГОС, для детей с нарушениями интеллекта такой уровень требований недоступен. В основе оценки учащегося с ОВЗ ‒ принцип положительного стимула к посещению занятий по предмету, выполнению посильных заданий, а также к дальнейшему общению с учителем и со сверстниками.

Возникает много вопросов по осуществлению инклюзивного образования учащихся с интеллектуальными нарушениями.

На мой взгляд, гораздо эффективнее проходит процесс обучения и воспитания таких учащихся в специальных коррекционных школах, в одной из которых я работаю уже более десяти лет, где для их успешного обучения созданы специальные условия: учебные программы, учебники, малая наполняемость классов. С ними работают специалисты, учителя-дефектологи, знающие особенности этих детей и владеющие методикой обучения данной категории учащихся.

Что же касается положительной стороны - возможности общаться со здоровыми сверстниками для учащихся, то это общение и так происходит в повседневной жизни. Ведь дети с интеллектуальными нарушениями также посещают все детские мероприятия, как и их сверстники, не имеющие интеллектуальных нарушений: ходят в музеи, театры, ездят на экскурсии гуляют и играют на детских площадках, что позволяет осуществлять главную задачу - адаптацию к жизни в обществе.

Кроме того одна из целей специальных (коррекционных) образовательных учреждений , способствовать социальной адаптации и интеграции в общество детей с интеллектуальными нарушениями. В научном отношении деятельность специальных (коррекционных) образовательных учреждений относится к ведению .

Интеграция детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Этап этот связан с переосмыслением обществом и государством своего отношения к ОВЗ. Из своего опыта инклюзивного образования в Санкт-Петербурге, я могу выделить следующее:

1. Городские семинары по темам инклюзивного образования

2. Дистанционное обучение в рамках вебинаров с привлечением педагогов-практиков, на которых активно обсуждаются вопросы инклюзивного образования детей с ОВЗ, но вопрос инклюзивного образования детей с интеллектуально недостаточностью остается пока открытым.

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

В настоящее время численный состав воспитанников МБДОУ – 251 ребёнка, функционирует 10 групп, из них 3 - комбинированной направленности. Контингент воспитанников с ОВЗ –23 ребенка, из них 19 детей с тяжелыми нарушениями речи и 4 ребенка с нарушением интеллекта, в рамках инклюзии 8 детей.

Работа с детьми с нарушением интеллекта ведется с 2016 года.

Контингент детей с нарушением интеллекта

1 ребенок 3-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости, синдром Дауна;

1 ребенок 4-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости;

1 ребенок 5-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости;

1 ребенок 6-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости, РАС.

Модели включения обучающихся с умственной отсталостью в МБДОУ.

воспитанников Гибкая группа Частичное включение

ребенок 3-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости, синдром Дауна Ребенок посещает индивидуальные занятия со специалистами во время НОД, совместное взаимодействие с детьми группы осуществляется во время художественно-эстетической и досуговой деятельности.

ребенок 4-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости Ребенок находится в ГКП, посещает только индивидуальные занятия со специалистами. Взаимодействует с детьми в режимные моменты.

ребенок 5-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости Ребенок посещает индивидуальные занятия со специалистами во время НОД, совместное взаимодействие с детьми группы осуществляется во время художественно-эстетической и досуговой деятельности.

ребенок 6-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости, РАС Ребенок посещает индивидуальные занятия со специалистами во время НОД, совместное взаимодействие с детьми группы осуществляется во время художественно-эстетической и досуговой деятельности. Предоставлен ассистент (мама).

Приоритетные образовательные результаты, достигаемые в представляемой практике: формирование вербальных и невербальных средств коммуникации и навыков общения, способствующих социально-бытовой адаптации и личностному развитию дошкольника с нарушением интеллекта.

Приоритетные образовательные результаты, заданные в представляемой практике достигаются за счет комплексного сопровождения специалистов через использование в ДОУ такой формы работы как психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).

Цель деятельности ПМПк ДОУ: организация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи.

Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического.

1 этап – диагностический – предполагает выявление и углубленную оценку детей, нуждающихся в организации специальных образовательных условий.

На 2 этапе осуществляется определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения в рамках разрабатываемой АОП. После детального определения всех образовательных потребностей ребенка с ОВЗ разрабатываются и детализируются отдельные компоненты сопровождения ребенка специалистами консилиума.

На 3 этапе совершаются реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. На этом этапе важно постоянно отслеживать динамику индивидуального прогресса ребенка. Также важным является поддержание необходимых ребенку специальных образовательных условий, определяющих эффективную реализацию адаптированной образовательной программы.

На 4 этапе психолого-педагогического сопровождения происходит анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом.

Воспитатели, учитель-логопед, педагог- психолог, музыкальный руководитель и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Модель взаимодействия педагогов в психолого- педагогическом сопровождении ребенка с ОВЗ

Взаимодействие специалистов по сопровождению детей.

Учитель-дефектолог Педагог-психолог Учитель-логопед Воспитатели Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель Медсестра

диагностика познавательного и социального развития;

ИКЗ по формированию необходимых для усвоения программного материала умений и навыков;

консультирование семьи и педагогов ДОУ. диагностика уровня развития ВПФ, эмоционально-волевой и личностной сферы;

ИКЗ по коррекции сенсорно - перциптивного, коммуникативного и личностного развития;

консультирование семьи и педагогов ДОУ. диагностика уровня речевого развития;

ИКЗ по коррекции речи, формированию коммуникативных навыков, средств вербальной коммуникации;

консультирование семьи и педагогов ДОУ

диагностика уровня усвоения программного материала;

организация совместной деятельности ребенка;

индивидуальная работа по развитию продуктивных видов деятельности;

по заданию специалистов;

консультирование семьи и педагогов ДОУ. диагностика физического развития;

ИКЗ по развитию общей моторики,

консультирование семьи и педагогов ДОУ. диагностика художественно- эстетического развития;

ИКЗ по развитию слухового и слухоречевого восприятия;

консультирование семьи и педагогов ДОУ.

контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм;

консультирование семьи и педагогов ДОУ.

Остановимся подробнее на направлениях коррекционной работы специалистов ДОУ.

Направления работы учителя-дефектолога

Освоение сенсорных эталонов

Формирование целостной картины мира

Развитие мелкой моторики

гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Формирование элементарных количественных представлений

Направления работы учителя-логопеда

Развитие понимания обращенной речи и невербальных средств коммуникации.

Формирование и активизация доступных средств невербальной и вербальной коммуникации.

Развитие навыков общения.

1. Повторение за ребенком имеющихся у него звуков.

2. Поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков.

3. Побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения.

4. Имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку.

5. Спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку.

6. Использование усвоенных звуков в речи.

7. Включение звуков в слоги и слова.

Затем переходим к работе над фразой, используя прием сопряженного - сопряженно-отраженного – отраженного произнесения вслед за логопедом.

Направления работы педагога-психолога

Развитие коммуникативной функции речи и игровой деятельности

Формирование познавательных процессов и сенсорных эталонов

Развитие общей и тонкой моторики

Направления работы музыкального руководителя

Развитие слухового и слухоречевого внимания через слушание музыки и пропевание слогов, слов, фраз.

Эмоциональное и психофизическое развитие посредством музыкально-ритмических движений и танцев.

Развитие чувства ритма через игру на музыкальных инструментах.

В ходе промежуточного мониторинга эффективности реализации АОП, который осуществлялся в форме регулярных наблюдений педагогов за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов, были отмечены следующие

Сентябрь 2016 Январь 2017

ребенок 3-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости, синдром Дауна Речь на уровне лепета, понимание обращенной ситуативной речи только с опорой на жесты активно пользуется невербальными средствами коммуникации и понимает их; использует в речи слова (на, дай, сиди, мама, папа, пока, подражает голосам животных; понимает обращенную речь без использования социальных жестов, принимает активное участие в мероприятиях.

ребенок 4-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости

Речь на уровне лепета (звукокомплексы и звукоподражания, произносит слова мама, папа, дай)

самостоятельно конструирует фразу с опорой на картинку.

Таким образом, приоритетные образовательные результаты, заданные в представляемой практике достигаются за счет комплексного сопровождения специалистов через реализацию АОП на каждого воспитанника с нарушением интеллекта.

Из опыта работы учителя-дефектолога в коррекционной группе для детей с нарушением зрения Из опыта работы учителя-дефектолога Марининой Ольги Владимировны в коррекционной группе для детей с нарушением зрения Работу в коррекционной.

Из опыта работы учителя-дефектолога в коррекционной группе для детей с нарушением зрения (продолжение) 6. Гимнастика для глаз. Глаза – важнейший орган, который надо беречь с раннего детства. В современных условиях это очень.

Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта. Из опыта работы Нарушение интеллекта у детей (в педагогике еще называют умственной отсталостью) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности,.

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Что такое инклюзивное.

Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе инклюзивного обучения и образования в ДОУ Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными.

Из опыта работы ДОУ и СОШ в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования Из опыта работы по организации преемственности детского сада №96 и школы №40 г. Владикавказа в условиях реализации ФГОС ДО. "Школа не должна.

Практика инклюзивного образования и воспитания детей с РАС в ДОУ ПРАКТИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С РАС в ДОУ Белоусова Людмила Юрьевна Воспитатель МБДОУ детский сад № 209 г. Ульяновск.

Сценарий выпускного праздника для детей с ОВЗ с нарушением интеллекта Сценарий выпускного праздника для детей с ОВЗ (нарушение интеллекта) Составила : Толстыгина Ирина Юрьевна, музыкальный руководитель МБДОУ№.

Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования 1 слайд СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2 слайд Инклюзивное образование в России все активнее занимает.

Читайте также: