Сообщение о таврах 5 класс

Обновлено: 17.05.2024

Откуда пришли тавры и каким народом они были

Этноним (название народа)

Данные письменных источников

Данные археологии

Вместе с погребенными укладывали оружие (железные мечи-акинаки, бывшие в ходу у скифов, стрелы, кинжалы), бронзовые украшения, конскую сбрую, бусы и раковины каури. Сходство инвентаря тавров с предметами, найденными в скифских захоронениях того времени, указывает на тесные торговые контакты между этими двумя народами. Отдельной проблемой является отсутствие таврских поселений: в настоящий момент известно только одно поселение подобного типа на горе Кошка в Симеизе. Отсутствие поселений указывает на то, что тавры были, предположительно, кочевниками, а не земледельцами. О религиозных представлениях таврах, помимо вышеуказанных письменных источников, говорят также обнаруженные в пещерах таврские святилища: предположительно, они поклонялись женскому божеству, а также отправляли земледельческо-скотоводческие культы.

Проблема принадлежности кизил-кобинской культуры

Находки остатков злаковых и бобовых культур, а также кости домашних животных свидетельствуют о том, что носители этой культуры были оседлыми земледельцами. Если считать, что эти памятники также принадлежали таврам, то сразу возникает законный вопрос: все письменные источники указывают, что тавры были пиратами и жили за счет грабительских набегов. Археологические данные же говорят о том, что тавры были кочевниками, занимавшимися отгонным скотоводством. Однако носители кизилкобинской культуры, вне всякого сомнения, были оседлыми земледельцами! Как разрешить это противоречие? По мнению классического исследователя этого вопроса, И.Н. Храпунова, ответ достаточно непрост: тавры, сформировавшиеся на основе крымских племен эпохи поздней бронзы, поначалу концентрировались в предгорном Крыму, занимаясь земледелием и пастушеским скотоводством. В VI веке до н.э. часть тавров переселилась в горы и на Южный берег Крыма, где из них сформировалась хозяйственно-культурная общность, занимавшаяся отгонно-пастбищным скотоводством и, предположительно, пиратством. В IV же веке до н.э. эта часть тавров вернулась назад в предгорный Крым, присоединившись к своим сородичам, продолжавшим жить земледелием и скотоводством. На это указывает, прежде всего, отсутствие таврских памятников в горах и на Южном берегу Крыма после IV века н.э.

Дальнейшая судьба тавров

Древние греки называли Крым Тавридой, и название это произошло от наименования местного народа, что прозвался таврами. Даже сегодня этот народ по-прежнему остаётся загадкой для исследователей, вызывая немало учёных споров.

Одни считают, что они были коренными жителями полуострова, другие утверждают, что тавры пришли с Кавказа, а некоторые и вовсе склоняются к тому, что их потомками стали нынешние крымские татары. Археологи же постоянно находят захоронения тавров, что постепенно приоткрывают завесу тайны. Что же мы знаем об этом народе? Как он появился и куда исчезли древние жители Крыма?

Тавры – народ с загадками

Я не преувеличу, называв тавров народом-тайной. Да, с этим племенем связано множество гипотез и версий историков, однако ни одна из них не доказана. В первую очередь, интерес у любителей загадок вызывает происхождение народа.

Как ни странно, но долгие десятилетия изучения культуры тавров и всевозможных упоминаний о них не дали ответа на вопрос о том, кем были их предки. Немало учёных считает, что тавры могли сформироваться как коренной народ Крыма, а их предками стали местные племена, культуры которых слились в общую, дав начало новой народности.

Историк С. Жебелев предполагает, что тавры могли быть потомками киммерийцев, что были разбиты скифами. Побеждённый народ исчез, однако сохранились отголоски его культуры и верований в последующих поколениях.

Киммерийцы возможные предки тавров

Киммерийцы – возможные предки тавров

Правда, изначально приём был не слишком гостеприимным, но впоследствии с таврами удалось наладить отношения. Когда мореплаватели Греции стали чаще бывать в этих краях, местность получила название Тавриды. Интересно, что даже с греческой интерпретацией названия трактовка его у всех исследователей разная.

Не исключено, что тавры получили своё наименование от слова “тавр”, используемого по отношению к диким быкам. Но, на мой взгляд, греки могли неверно истолковать услышанное ими слово, произнесённое на таврском языке.

Древнегреческие историки и римские авторы создали образ устрашающих морских грабителей, страшных “дикарей”, которыми считали тавров. Несмотря на это, у тавров была своя духовная культура, обычаи и верования. Их можно назвать жестокими, но дикими – никогда.

Тавров часто называют пиратами Крыма, и это вполне оправданно. Этот народ был грозой чужестранцев, что попадали в кораблекрушение или подходили слишком близко к южным берегам Тавриды.

У тавров не было письменности, что и создаёт много сложностей современным учёным. Нельзя точно утверждать, был ли Крым изначально родиной этого народа или же тавры являлись мигрантами из соседних регионов.

Основное предположение историков основывается на том, что тавры принадлежали к одному из индоевропейских племён. Археологами были обнаружены записи неизвестного древнегреческого автора, где значится, что язык тавров напоминал аланский, а значит, этот народ мог иметь немало общего с кавказскими племенами.

Тавры – гроза Чёрного моря

Первые упоминания о таврах можно встретить у Геродота. Хочу обратить внимание, что историк Древней Греции крайне потрясён обычаями и нравами этого народа. Он описывает жертвоприношения и обряды тавров.

Например, в одном из упоминаний о Тавриде Геродот рассказывает, что тавры отправляются в морские путешествия, захватывают пленников, после чего приносят их в жертву Деве. Эллины, потерпевшие кораблекрушение, не могли спастись от тавров, ведь те приносили их жизни в качестве дара своей богине. Головы пленных насаживали на кол, а тела предавали земле. Священной Девой, которую так почитали тавры, была Ифигения, дочь мифического царя Агамемнона.

Монета Херсонеса 390-370 год до н. э. Дихалк Дева (Артемида) с ланью, бык на палице.

Монета Херсонеса, 390-370 год до н. э.
Дихалк с изображением Девы (Артемида) с ланью, и быком на палице.

“Живут награбленной добычей и войной”.

Геродот о таврах

Я не сомневаюсь, что у вас уже сформировался определённый мысленный образ древних тавров. Да, они вели жизнь типичных пиратов, что существовали за счёт набегов на соседние регионы, грабежа проходящих мимо кораблей, войн с другими племенами. Без сомнения, тавры отличались и силой, и мастерством, ведь греки считали их серьёзными и очень опасными противниками.

Позднее уже римский историк Тацит в своих работах указывает что несколько кораблей римлян были разграблены таврами. Аммиан Марцеллин указывал, что таврский народ состоял из трёх основных племён, что использовали разбой для выживания, а на своей родине считались могущественными общинами.

Жестокость и культура тавров

Когда же тавры появились на крымских землях? Находки археологов говорят, что произошло это немногим ранее I тысячелетия до нашей эры. Постепенно разрастаясь, поселения народа стали занимать практически всё южное побережье. Жилища тавров представляли собой укреплённые каменные дома в горной местности. Часто селения окружали оборонительные сооружения (пример этого – каменная стена, простиравшаяся у мыса Эклизи-Бурун). Именно в горной части полуострова произошло формирование тавров как народа.

Древнегреческий историк Геродот отмечает, что это племя было немногим из тех, кто не стал помогать скифам в борьбе с персами. Уже один этот факт указывает на то, что тавры не подчинялись воинственным кочевникам, совершенно не боясь отказать им.

Более поздние сведения о таврах встречаются у римлян. Несмотря на то, что граждане Римской империи чувствовали себя мировыми властителями, и они не скрывали внутреннего содрогания при упоминании о таврах.

Страбон в своих работах рассказывает о чудовищно жестоких бандитах, которые убивали людей и грабили корабли в районе Херсонеса. Аммиан Марцеллин, повествуя о римском обществе, говорит, что простолюдины устрашают своими криками, словно племя тавров. Этот воинственный народ Крыма и правда наводил ужас на всемогущих греков и римлян.

Мыс Элли-Бурун Крым

Мыс Элли-Бурун, Крым

Несмотря на свою жестокие обычаи, тавры прославились культурой, которую создали в далёкой древности. Так, в VIII веке до нашей эры эпоха расцвета приходится на развитие Кизил-Кобинской культуры. Своё название она получила от одноимённой пещеры, где были обнаружены многие ценные вещи тавров.

Интересно, что даже в период масштабного использования изделий из металла, кизил-кобинские тавры продолжали пользоваться каменными орудиями. К тому моменту народ научился строить землянки и полуземлянки, в которых и жили многочисленные семьи. Для собранного урожая зерна люди делали специальные ямы. В таких хозяйственных углублениях продукт мог храниться всю зиму.

Находки археологов

Если соседи тавров, скифы, хоронили умерших в курганах, сжигая тело в прах, то народ Крыма имел совершенно иные традиции. Археологи нашли немало каменных плит, которые являлись местом погребения.

В горных регионах Южного берега Крыма археологи не раз находили так называемые “таврские ящики”, что представляют собой каменные гробницы. Без сомнения, они принадлежали таврам, а относятся к VI-V векам до нашей эры. Чаще всего “ящики” из камня использовали для захоронения нескольких людей, поскольку они имели немалую вместимость.

Тавры хоронили умерших в скорченном положении, укладывая на бок. Если гробниц было немного, и требовались новые места в них, кости людей убирали, оставляя одни черепа. Например, каменные ящики Мал-Муза открыли археологам целых 68 черепов.

Гора Кошка - Таврские дольмены

Гора Кошка – Таврские дольмены

Могилы тавров оказались настоящим сокровищем для исследователей древней истории. В отличие от скифов, что “одаривали” своих покойников золотыми украшениями и предметами быта, в таврских захоронениях присутствует очень бедный инвентарь. В них находят всевозможные металлические (чаще всего бронзовые) украшения, бляшки, бусы, наконечники для стрел, конную сбрую.

Интересно, что во многом культура тавров напоминает традиции некоторых племён Северного Кавказа. На мой взгляд, это говорит о том, что народ Крыма отличался этнической неоднородностью. Вероятно, жители Кавказа стали основой нового народа, когда тавры лишь начали своё формирование.

Мал-Муза Репников Н.И. Каменные ящики Байдарской долины Известия Императорской Археологической Комиссии ,1909 год

Мал-Муз, каменные ящики Байдарской долины / © Известия Императорской Археологической Комиссии, 1909 год

Что случилось с таврами?

Наверняка вы задались вопросом: куда же исчезли тавры? Увы, время не пощадило даже этот своенравный народ. Несмотря на свою жестокость, тавры не могли противостоять огромным племенам скифов. Уже в I веке нашей эры о крымских племенах не встречается и малейшего упоминания.

Последнее упоминание о таврах датируется III веком до нашей эры, но что же случилось с этим народом позднее? Наиболее достоверным ответом на этот вопрос мне кажется общепринятая гипотеза историков.

Тавры не погибли и не были истреблены. Напротив, они продолжали существовать. С появлением в Крыму греческих городов, вероятно, многие представители таврского народа отправились туда в поисках лучшей жизни. Конечно, в крупных поселениях выживать было проще, а пиратские навыки уже не нужны. Тем не менее, именно это и стало причиной исчезновения тавров как народа.

Постепенно смешавшись с другими местными племенами, греками, обосновавшимися на покорённых землях, тавры забыли свою культуру и язык. Они стали предками новых народностей, но сами не смогли устоять перед силой времени.

Тавры были народом, которого остерегались даже представители могущественных древних держав, греки и римляне. Это были суровые люди, промышлявшие разбоем, морские пираты, чья жизнь была наполнена кровопролитными стычками и войнами. Тем не менее, в истории тавров немало притягательных загадок и открытий, что нам только предстоит сделать.

Но кем же были настоящие тавры? Они не имели своей письменности. Не осталось ни глиняных табличек, ни папирусов, на которых можно было прочитать их подлинную, рассказанную ими самими историю. Узнать ее можно из многочисленных памяток, оставшихся после них на земле полуострова. Кроме того, есть рассказы древнегреческих авторов и свидетельства археологических раскопок.

Откуда взялись тавры

Археологи сравнивают утварь тавров, их особые погребальные конструкции – каменные ящики, в которых они хоронили своих покойников, – с подобными предметами людей культуры, названной в честь Красной пещеры кизил-кобинской. Большое сходство в обычаях, характерной керамике, бронзовых украшениях и других предметах позволяет утверждать, что оседлые земледельцы кизилкобинцы и кочевые скотоводы тавры, расселившиеся по всему Крыму, представляют собой один народ. Сейчас можно поехать в Симферопольский район и посетить Красную пещеру (Кизил-Кобу), расположенную на Долгоруковской яйле.

Красная пещера

Можно послушать в ней увлекательную экскурсию, увидеть удивительные природные красоты и памятки, оставленные древним народом, который когда-то жил здесь. Они были найдены в самой пещере и поблизости на Туфовой площадке. Оттуда тавры, занимавшиеся пастушеским скотоводством, распространились по всему полуострову. Ученые даже говорят о последующем возвращении части кочевого народа обратно к Красной пещере и возврате их к земледелию. Другая, менее популярная, версия происхождения древнего народа, опираясь на все те же погребальные каменные ящики, объявляет их выходцами с Кавказа, родственниками аланов и скифов.

Интересно! Сами тавры и их предки, представители кизил-кобинской культуры, жили только в Крыму. Это отличает их от всех остальных народов, живших ранее или живущих сейчас на полуострове.

Чем занимались древние крымчане

Археологические находки доказывают, что среди их занятий были земледелие и животноводство. Они ткали шерстяные и растительные ткани. Особенный способ разведения садов – чаирное садоводство, –придуманный ими, успешно используется в Крыму до сих пор. Тавры, переселившиеся на морское побережье, ловили рыбу. И, как хором утверждают многочисленные греческие авторы, занимались пиратством.

горы

Что говорили о таврах древнегреческие авторы

Рассказы были самые ужасные. Речь шла о диких нравах, ужасающей злобности, свирепости и кровожадных ритуалах. О том, что захваченных в плен эллинов приносили в жертву Деве. О страшных пиратских бандах, собиравшихся в извилистой бухте Символон (Балаклава) и грабивших проходящие корабли. Но всегда ли все было так страшно на самом деле? Конечно, тавры едва ли были рады заносчивым грекам, явившимся колонизировать те земли, на которых они издревле жили.

Кроме того, те же античные авторы пишут о том, что тавры не только воевали и разбойничали, но и мирно соседствовали с прибрежными греческими полисами. На территории занимавшего часть Крыма Боспорского царства были не единожды найдены надгробия, сообщающие о том, что похороненный был тавром. Греческий полис Херсонес даже перенял от этого народа поклонение Деве, правда, без сопутствовавших ему кровавых жертвоприношений. К тому же тавры настолько мирно сосуществовали со скифами, что те же греки со временем стали называть результат смешения этих народов тавроскифами или скифотаврами.

ящики

Где в Крыму найти памятки древнего народа

В Красной пещере можно посмотреть основанную на археологических данных реконструкцию святилища тавров. Еще одна из самых известных достопримечательностей – длинная Таврская лестница. Она вырублена в скалистом склоне горы Караул-Оба, которая расположена неподалеку от поселка Новый Свет. Название горы подсказывает, что многим народам она служила дозорным постом.

На горе Кошка, расположенной неподалеку от Симеиза, раскинулся большой таврский некрополь – около 50 погребальных ящиков. Многочисленные гроты эффектной Белой скалы служили древнему народу пристанищем. Окрестности современного Севастополя тоже были облюбованы ими. Мекензиевы горы стоит посетить не только ради героической истории обороны прославленного города, но и ради таврских памяток – ящиков и остатков святилища.

В район Фиолента едут, чтобы найти грот Дианы, над которым возвышался древний храм Девы. Тот самый, в котором приносили в жертву захваченных греческих моряков. В селе Родниковое в Байдарской долине можно увидеть скельские менгиры. Время их установки – приблизительно начало 2-го тысячелетия до н. э. Неизвестно, кем именно они были установлены, есть предположение, что они занимали важное место в верованиях тавров.

Тавры в Крыму

Интересно! Почти квадратные погребальные ящики составлялись из 4 крупных каменных пластин, которые ставились на ребро, они исполняли роль стенок. Еще одной пластиной сооружение накрывалось сверху. Видимо, они служили семейными усыпальницами. Умерших чаще всего хоронили в согнутой позе эмбриона. Вместе с ними в могилу клали оружие. Это были мечи из железа, кинжалы, подобные скифским образцам, стрелы и др. В погребениях находят разнообразные образцы посуды. В основном характерные кизилкобинские лощеные сосуды с врезным орнаментом, позже там появляется скифская и греческая посуда. Часто находили бронзовые украшения, характерные для тавров. То, как выглядят некоторые из предметов в погребениях, доказывает, что торговые контакты тавров и скифов были очень тесными. Когда место в ящике заканчивалось, из него изымали кости. Там оставались лишь черепа. В одном из таких склепов в Байдарской долине были найдены сразу 68 черепов.

Куда исчезли грозные воинственные тавры

Ни на Южном берегу, ни в Крымских горах никто не находит таврских памятников, которые можно было бы датировать после IV века до н. э. После III века до н. э. затухает история горной кизил-кобинской культуры. По свидетельству большинства ученых, древний народ просто растворился в народах новых, приходивших на полуостров. Он смешался со скифами и эллинами. Нашествие готов в III веке новой эры смело позднескифские города, частью которых были ассимилировавшиеся тавры.

Крымский полуостров издавна остается перекрестком разных народов, местом смешения национальностей, культур, рас и языков. Примером тому могут быть и тавры, жившие здесь в глубокой древности, история их соседства с другими народами и растворения в них. Стоит приехать в Крым хотя бы для того, чтобы пройти дорогами уникального древнего народа, прикоснуться к его культуре и истории, увидеть уцелевшие памятки его существования на Крымской земле.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Тавры.pptx

ТАВРЫ- ДЕТИ СОЛНЦА И ОРЛА!

Описание презентации по отдельным слайдам:

ТАВРЫ- ДЕТИ СОЛНЦА И ОРЛА!

ТАВРЫ- ДЕТИ СОЛНЦА И ОРЛА!

Тавры, в отличие от многих других народов Крыма, жили только здесь, от начала.

Тавры, в отличие от многих других народов Крыма, жили только здесь, от начала и до конца их история неразрывно связана с историей полуострова. V век до н. э. — V век н.э

Древние авторы о таврах они жили в горной местности на полуострове, вдающемся.

В знаменитом декрете в честь Диофанта речь идет о таврах, живших в окрестност.

В знаменитом декрете в честь Диофанта речь идет о таврах, живших в окрестностях Херсонеса. Понтийский полководец подчинил их в конце II в. до н.э. В двух посвятительных надписях боспорскому царю Аспургу сказано, что он подчинил скифов и тавров.

Тацит упоминал о гибели в 49 году в земле тавров части римских воинов, ставши.

Тацит упоминал о гибели в 49 году в земле тавров части римских воинов, ставших жертвами кораблекрушения, в том числе префекта когорты

«Тавры — народ очень древний. Тавры — это тридцать разных народов и множество.

Аммиан Марцеллин говорил о свирепости этого племени. Он также указывал, что.

Аммиан Марцеллин говорил о свирепости этого племени. Он также указывал, что три таврских племени: арихи, синхи (возможно, Синды) и напеи — наиболее злобны. Относительно обычая жертв Деве, которую также называли Орсилохой, Аммиан сообщал, что жертв закалывали, а их головы прибивали на стены храма «как вечные памятники славным деяниям. На территории Херсонеса были найдены надгробия с указанием о том, что покойный был убит таврами, а на территории Боспорского царства на некоторых надгробиях было написано, что сам умерший был тавром.

Современные исследователи считают, что в подавляющем большинстве тавры были.

Расселение тавров

Большинство таврских поселений было сконцентрировано на южном берегу Крыма —.

Большинство таврских поселений было сконцентрировано на южном берегу Крыма — морском побережье от мыса Айя до Феодосии шириной от двух до восьми километров. Пастбища использовались таврами для выпаса овец и ведения отгонного скотоводства.

Широкие долины между южной и средней грядой Крымских гор, начинающейся у Инке.

Широкие долины между южной и средней грядой Крымских гор, начинающейся у Инкермана и через Белогорск доходящей до Феодосии, были удобны для постройки таврских селений. Для охоты и жилья тавры также использовали предгорные районы третьей гряды Крымских гор, соединяющейся со второй грядой восточнее Зуи

Путь на южный берег Крыма закрывала построенная таврами оборонительная стена.

Путь на южный берег Крыма закрывала построенная таврами оборонительная стена двухметровой толщины, сложенная насухо из крупных камней и проходившая с севера от подножья мыса Эклизи-Бурун на юг до обрыва у верховьев реки Альмы. В северной и южной части стены было двое ворот, сделанных в виде проемов.

Большая Таврская стена (современный вид)

Большая Таврская стена (современный вид)

ЗАНЯТИЯ ТАВРОВ Тавры жили компактными семейными общинами, совместно ведущими.

Тавры, населявшие предгорные районы и долины, занимались мотыжным земледелием.

Тавры, населявшие предгорные районы и долины, занимались мотыжным земледелием и рыболовством

Было развито гончарное производство. Гончарного круга ранние тавры не знали.

Было развито гончарное производство. Гончарного круга ранние тавры не знали, посуда изготавливалась вручную ленточным способом и потом обжигалась на костре или в примитивных гончарных печах.

 Материальная и духовная культура тавров. , 41 - погребальные сооружения; 2 -.

Ранний железный век. Кизил-кобинская культура. Бронзовые украшения из могильн.

Ранний железный век. Кизил-кобинская культура. Бронзовые украшения из могильников. 1,2 - шейные гривны; 7,11 - браслеты; 3-6, 9, 10, 13 - подвески; 8, 12 - бляшки; 14 - ворворка (конусовидная трубочка). 1-3, 5-7, 9 - Мал-Муз; 4 - Скеля; 8, 12 - Черкес-Кермен; 10, 14 - Уркуста; 11 - Гаспра; 13 - Кекенеиз.

Тавры заманили греческое военное судно на скалы. Тавры занимались пиратством

Тавры заманили греческое военное судно на скалы. Тавры занимались пиратством

ПОСЕЛЕНИЯ ТАВРОВ

 К поселениям тавров X-IV вв. до н.э. относятся: Уч-Баш около Инкермана

К поселениям тавров X-IV вв. до н.э. относятся: Уч-Баш около Инкермана

Самым ранним таврским памятником в Крыму является поселение Уч-Баш у Инкерма.

Самым ранним таврским памятником в Крыму является поселение Уч-Баш у Инкермана. Селение было окружено оборонительной стеной из одного ряда необработанных камней. Внутри стены находились жилища неправильной прямоугольной формы, каждый площадью около сорока пяти квадратных метров. Стены жилищ состояли из каркаса, обмазанного глиной, смешанной с соломой. Внутри полуземлянки находился очаг для приготовления еды и яма для золы. Возле жилищ были вырыты хозяйственные и очажные ямы диаметром до двух метров и глубиной до полуметра, и ямы для хранения зерна диаметром до полутора и глубиной один метр. При раскопках обнаружено много обломков керамики — посуды, хозяйственные горшки высотой полтора метра, каменная литейная форма, обломки каменных мотыг, каменные зернотерки, кремневые вкладыши для серпов. Найдено много зерен пшеницы, ячменя, фасоли и гороха, кости диких и домашних животных — свиней, овец и коз.


ДОЛИНА ТАВРОВ- КАРАУЛ- ОБА

ДОЛИНА ТАВРОВ- КАРАУЛ- ОБА

По лестнице тавры поднимались на вершину горы Караул-Оба, где у них был наблю.

По лестнице тавры поднимались на вершину горы Караул-Оба, где у них был наблюдательный пункт Не зря Караул-Оба имеет второе название - Сторожевая гора. Лестница тавров на горе Караул-Оба

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ТАВРОВ Доантичный период (конец X - первая половина V в.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ИСТОРИИ ТАВРОВ Доантичный период (конец X - первая половина V в. до н. э.). Разложение родового строя Основа хозяйства – скотоводство и мотыжное замледелие. Численность тавров не превышала 5-6 тысяч человек

Античный период (вторая половина V-III в. до н. э.). В это время происходит п.

Античный период (вторая половина V-III в. до н. э.). В это время происходит переход от племени к классовому обществу. Широкое внедрения металла (бронзы и железа), Значительный рост производительности труда, установление тесных торговых контактов (обмен) со скифами и, в особенности, греками. Основа хозяйства - разведение крупного и мелкого рогатого скота, в меньшей мере земледелие (очевидно, потому, что часть владений тавров, пригодных для земледелия, занимают племена кизилкобинской культуры, теснимые с севера скифами). Численность таврского населения в тот период - 15-20 тыс. человек

Тавры позднего периода (II в. до н. э. - V в. н. э.) в археологическом отноше.

Тавры позднего периода (II в. до н. э. - V в. н. э.) в археологическом отношении почти не изучены. Известно, что в I в. до н. э. они вместе со скифами становятся союзниками Митридата в борьбе с Римом. Рубеж и первые века нашей эры, видимо, надо рассматривать как агонию таврского мира. Митридат Евпатор

В некоторых крымских пещерах обнаружены обломки кизил кобинской керамики и ко.

В некоторых крымских пещерах обнаружены обломки кизил кобинской керамики и кости животных. В пещере Ени-Сала II находится сталагмит. Увенчан сталагмит был головой горного козла в обрамлении известняковых натеков. Пустые глазницы черепа животного были направлены в сторону входа. Современным посетителям Ени-Сала-2 увидеть это великолепие не суждено. Эта красота была уничтожена туристами и любителями древней экзотики. а на стене пещеры МАН имею изображения человеческого лица и креста. На этом основании полагают, что в пещерах располагались святилища скотоводческого культа. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ТАВРОВ

Рабства у тавров, по-видимому, не было. Религией Таврам служил культ Девы – б.

«Как часто я пытался проникнуть в тайны ваших руин на скудном мху и бедных цв.

Захоронения тавров Таврские каменные ящики. Реконструкция С.А. Мульда

Захоронения тавров Таврские каменные ящики. Реконструкция С.А. Мульда

Классический таврский каменный ящик состоит из четырех вкопанных в землю плит.

Классический таврский каменный ящик состоит из четырех вкопанных в землю плит, образующих его стенки. Сверху он покрыт пятой плитой. Очень часто каждая стенка каменного ящика состояла из нескольких, подогнанных друг к другу камней. Размеры каменных ящиков варьируют, но не слишком сильно. Вероятно, не будет большой ошибкой описать "средний" каменный ящик, как имеющий несколько более метра в длину, метр в ширину и около метра в высоту. Зачастую они окружены каменными вымостками или оградками из поставленных на ребро камней. Вместе с погребенными хоронили различные вещи: оружие (мечи, кинжалы, стрелы) и конскую сбрую скифских типов, многочисленные бронзовые украшения (кольца, браслеты, височные подвески, гривны, бляшки, серьги), бусы, раковины каури. Все могильники датируются в пределах VI - V вв. до н.э..

Таврские дольмены ДОЛЬМЕНЫ в переводе с бретонского языка означают «каменный.

Мы до сих пор нередко называем Крым Тавридой, даем это название компаниям, форумам, ресторанам. Тавридой назвали новую трассу, пересекающую практически весь полуостров. Но первыми это имя южной части Крыма, а затем и всему полуострову дали греки – Таврика, Таврида – страна тавров.

Но кто же эти тавры? Следы их присутствия находят по всему Крыму, но письменности они не имели, поэтому как они называли себя сами и на каком языке говорили, неизвестно. Основную информацию об этом народе дали труды античных авторов (первые упоминания — VI век до н. э., последние — I век н.э.) и раскопки, которые ведутся на полуострове с XIX века.

Древние тавры в истории Крыма.

Кто такие тавры — история, культура, гипотезы

Самих тавров отождествляют с археологической кизил-кобинской культурой, чьи многочисленные памятники найдены в горном и предгорном Крыму. Известно, что они занимались земледелием, ткачеством, разводили домашних животных. Именно при них зародилось чаирное садоводство, приемы которого используются в Крыму и сейчас.

Тавры в истории Крыма, кратко.

Некоторое понимание разнообразия диких деревьев и кустарников со съедобными плодами, произрастающих в Крыму дает подборка фотографий в статье о нашем путешествии в Долину приведений на гору Демерджи, где тоже жили тавры — вот ссылка.

Тавры, жившие у побережья, занимались прибрежным собирательством, рыбной ловлей и пиратством. Последнее особо подчеркивали греческие историки, в ярких красках расписывая дикие нравы, злобность и кровавые ритуалы тавров. Де, те поклонялись Деве и приносили ей кровавые жертвы. Впрочем, такое отношение вполне логично – наверняка тавры не были рады грекам, которые не просто прибывали на своих судах к их берегам, но и активно их осваивали.

О том, что в реальности тавры не были закрытым обществом опять же свидетельствуют античные авторы. Во-первых, они не только воевали, но и вполне мирно соседствовали с греческими полисами в Крыму — на территории Боспорского царства сохранились надгробия, где было написано, что умершие были таврами, а жители Херсонеса переняли от тавров поклонение Деве. Во-вторых, тавры мирно уживались со скифами, постепенно настолько смешавшись с этим народом, что греки переименовали их в тавроскифов.

В мире тавров

Что в Крыму напоминает о таврах? Несмотря на тьму времени, отделяющую нас от первых жителей полуострова, от них остались памятники, которые может посетить, осмотреть и пощупать не только специалист, но и просто турист, интересующийся историей.

Самым старым поселением тавров, исследованным археологами, является Уч-Баш. Оно находится на горе прямо напротив Свято-Климентовского пещерного монастыря в Инкермане. Точнее находилось, так как место раскопок серьезно пострадало во время Великой Отечественной войны. Но мы все равно советуем там побывать – полюбоваться открывающимися оттуда видами на Севастопольскую бухту, руины Каламиты, устье реки Черной.

Кстати, река Черная приведет упорного путешественника в Байдарскую долину, где также сохранились следы тавров – могильники (так называемые таврские ящики) и уникальный исторический памятник — скельские менгиры в селе Родниковское.

Крым, история тавров в фотографиях.

Это несколько больших камней, которые около 4000 лет назад принесли\притащили (?) издалека и установили вертикально явно с ритуальными целями. Эдакий небольшой Стоунхендж.

Тавры на Южном берегу Крыма

Можно продолжить путь от менгиров по Римской дороге (Календской тропе) на Южный берег Крыма, через перевал Шайтан-Мердвень. Эта тропа — самый короткий путь из внутренних областей на ЮБК, использовалась с доисторических времен (ученые находили на ней обломки каменных орудий). Так что наверняка по ней ходили и тавры.

На Южном берегу почти напротив перевала в Кастрополе у моря находится скала Ифигения, названная так в честь дочери царя Агамемнона – предводителя греков в Троянской войне. Он принес ее в жертву Артемиде, а та похитила девушку с алтаря, перенесла в Тавриду и сделала служительницей в своем храме – храме Богини-Девы, которой как мы помним и поклонялись тавры. В жертву богине они приносили купцов и мореходов, потерпевших кораблекрушение у этих скалистых берегов.

Но однажды приплыл сюда Орест, брат Ифигении, который вместе с Пиладом собирался украсть из храма изображение Артемиды Таврической. Друзья попали в плен, должны были быть принесены в жертву, но брат и сестра узнали друг друга. Ифигения обманула таврского царя Фоапта и все трое сбежали на родину.

Чуть дальше у Симеиза на горе Кошка вас ждет очередное место, связанное с таврами — некрополь, где находится около 50-ти таврских ящиков.

Дольмены Симеиза, южный Крым.

Они почти квадратные, стенки сложены из четырех плоских камней, крышка из одного, но куда более мощного – чтобы сдвинуть такой требовалось несколько человек. Сейчас все открыты, вросли в землю, покрыты плющом, внутри ящиков растет иглица, а то и деревья.

Часто таврские ящики называют дольменами, что неверно. Они меньше дольменов и в них отсутствует существенная деталь — боковое отверстие. Скорее это были семейные склепы. Покойников хоронили в позе эмбриона, с ними в могилу клали оружие, посуду, украшения. Когда место в могиле кончалось, кости вынимали, оставляли внутри только черепа и продолжали хоронить там новых покойников. В одном из ящиков в Байдарской долины в урочище Малмуз найдено сразу 68 черепов.

Поразительный факт — в могильниках практически нет греческих вещей (за исключением бус). Почему? Ведь они были пиратами, нещадно грабившими греков. Или не были?

На юго-востоке Крыма у поселка Новый Свет есть еще одна достопримечательность времен тавров – таврская лестница, вырубленная в скалах. Она находится на горе Караул-Оба, вершина которой видимо и тогда, и позже служила сторожевым постом.

Тавры крымских предгорий

Опять вернемся вглубь полуострова, а точнее заглянем в Красные пещеры, чье татарское название Кизил-Коба и дало название археологической культуре, связанной с таврами. В Красных пещерах находилось святилище тавров, там обнаружено немало интереснейших археологических находок, которые сейчас хранятся в Центральном музее Тавриды.

Неплохо сохранились таврские могильники на плато Капак-Таш под Симферополем. И вообще под столицей Крыма найдены десятки таврских поселений, в том числе в районе Белогорска, например на Белой скале, многочисленные гроты которой служили таврам жилищами.

Белогорск, древние поселения на Белой скале.

Особенно интересны гроты в глубине Красной балки, где каждую минуту ожидаешь увидеть если не тавров, то тавроскифов точно.

Следы тавров на Крымском полуострове.

Еще одно святилище тавров было обнаружено в пещере Ени-Сала 2. В первом зале на себя обращает внимание один большой сталагмит, во второй стоят три больших сталагмита — идолы, созданные самой природой. Судя по большому количеству костей и предметам утвари самых разных периодов, этой пещерой как временным жилищем пользовались скотоводы и охотники, начиная от неандертальцев и до Средневековья.

Примерно та же обстановка в пещере Ман (Северный склон Демерджи). В первом зале найдены черепки и другие предметы, указывающие на тавров. Во втором на стене нацарапано человеческое лицо, под ним крест — древний солярный символ. Пещеры соединяет узкий колодец и другую причину пробираться во вторую пещеру, кроме как для совершения ритуалов, сложно представить.

Напоследок опять вернемся под Севастополь, где кроме горы Уч-Баш есть и другие места, помнящие тавров. Это Мекензиевы горы, где у 2-го кордона сохранились таврские ящики и что-то напоминающее святилище, Балаклава — та самая гавань Символон, где банды тавров якобы грабили корабли и Фиолент — там на крутом скалистом берегу, где-то в районе грота Дианы стоял храм Девы в котором тавры приносили ей в жертву чужестранцев, окрашивая его ступени их кровью.

Читайте также: