Чтобы подписать сообщение электронной цифровой подписью используются тест

Обновлено: 05.07.2024

Естественно, статьи пишутся не для специалистов по криптографии, а для тех, кто эту самую криптографию будет использовать, или же только начинает ее изучение, желая стать специалистом, поэтому я старался максимально упростить понимание всего процесса, приводя аналогии и рассматривая примеры.


Зачем нам вообще что-то подписывать? Естественно, чтобы удостоверить, что мы ознакомились с содержимым, согласны (а иногда наоборот, не согласны) с ним. А электронная подпись еще и защищает наше содержимое от подмены.

Итак, мы читаем файлик в память, хэшируем прочитанное. И что, уже получаем ЭЦП? Почти. Наш результат с большой натяжкой можно назвать подписью, но, все же, полноценной подписью он не является, потому что:

1. Мы не знаем, кто сделал данную подпись

2. Мы не знаем, когда была сделана подпись

3. Сама подпись не защищена от подмены никак.

4. Ну и да, хэш функций много, какая из них использовалась для создания этого конкретного хэша?

Вы посылаете ваш файл другому человеку, допустим, по почте, будучи уверенными, что он точно получит и прочитает именно то, что вы послали. Он же, в свою очередь, тоже должен хэшировать ваши данные и сравнить свой результат с вашим. Если они совпали — все хорошо. Это значит что данные защищены? Нет.
Ведь хэшировать может кто угодно и когда угодно, и вы никогда не докажете, что он хэшировал не то, что вы послали. То есть, если данные будут перехвачены по дороге злоумышленником, или же тот, кому вы посылаете данные — не очень хороший человек, то данные могут быть спокойно подменены и прохэшированы. А ваш получатель (ну или вы, если получатель — тот самый нехороший человек) никогда не узнает, что он получил не то, что вы отправляли, или сам подменил информацию от вас для дальнейшего использования в своих нехороших целях.
Посему, место для использование чистой хэш функции — транспорт данных в пределах программы или программ, если они умеют общаться между собой. Собственно, с помощью хэш функций вычисляются контрольные суммы. И эти механизмы защищают от случайной подмены данных, но не защищают от специальной.

Но, пойдем дальше. Нам хочется защитить наш результат хеширования от подмены, чтобы каждый встречный не мог утверждать, что это у него правильный результат. Для этого самое очевидное что (помимо мер административного характера)? Правильно, зашифровать. А ведь с помощью шифрования же можно и удостоверить личность того, кто хэшировал данные! И сделать это сравнительно просто, ведь есть ассиметричное шифрование. Да, оно медленное и тяжелое, но ведь нам всего-то и надо — зашифровать маленькую последовательность байт. Плюсы такого действия очевидны — для того, чтобы проверить нашу подпись, надо будет иметь наш открытый ключ, по которому личность зашифровавшего (а значит, и создавшего хэш) можно легко установить.
Суть этого шифрования в следующем: у вас есть закрытый ключ, который вы храните у себя. И есть открытый ключ. Открытый ключ вы можете всем показывать и раздавать, а закрытый — нет. Шифрование происходит с помощью закрытого ключа, а расшифровывание — с помощью открытого.
Приводя аналогию, у вас есть отличный замок и два ключа к нему. Один ключ замок открывает (открытый), второй — закрывает (закрытый). Вы берете коробочку, кладете в нее какую-то вещь и закрываете ее своим замком. Так, как вы хотите, чтобы закрытую вашим замком коробочку открыл ее получатель, то вы открытый, открывающий замок, ключик спокойно отдаете ему. Но вы не хотите, чтобы вашим замком кто-то закрывал коробочку заново, ведь это ваш личный замок, и все знают, что он именно ваш. Поэтому закрывающий ключик вы всегда держите при себе, чтобы кто-нибудь не положил в вашу коробочку мерзкую гадость и не говорил потом, что это вы ее положили и закрыли своим замком.

И все бы хорошо, но тут сразу же возникает проблема, а, на самом деле, даже не одна.

1. Надо как-то передать наш открытый ключ, при этом его должна понять принимающая сторона.

2. Надо как-то связать этот открытый ключ с нами, чтобы нельзя было его присвоить.

3. Мало того, что ключ надо связать с нами, надо еще и понять, какой зашифрованный хэш каким ключом расшифровывать. А если хэш не один, а их, скажем, сто? Хранить отдельный реестр — очень тяжелая задача.

Как водится у людей, к чему-то единому прийти так и не смогли, и образовалось два больших лагеря — формат OpenPGP и формат S/MIME + X.509. Но об этом уже в следующей статье.

Расшифровка ЭЦП — электронно-цифровая подпись. Это обязательный инструмент для отправки официальной отчетности в онлайн-режиме, удаленного взаимодействия с госпорталами, участия в аукционах и электронном документообороте. Порядок применения цифровой подписи регулирует ФЗ № 63 от 06.04.2011. Алгоритмы создания и проверки ЭЦП устанавливает российский стандарт ГОСТ Р 34.10-2012, вступивший в силу 1.01.2019.

В ст. 5 ФЗ-63 выделено три вида электронных идентификаторов: простая, неквалифицированная (НЭП) и квалифицированная подпись (КЭП). Простая — это связка цифровых атрибутов для идентификации личности, например, логин и пароль для входа в корпоративную почту. НЭП — это усиленная подпись, создаваемая с помощью средств криптозащиты. Ее можно получить в любом неаттестованном центре. Физические лица используют НЭП для отправки документов в ФНС. Юрлица могут организовать ЭДО внутри своей компании или с постоянными контрагентами при условии предварительной договоренности (заключения соглашения). Ранее НЭП применялась поставщиками для участия в госзакупках, но была отменена с 1 июля 2018.

КЭП — это единственная ЦП, которая придает электронному документу юридическую силу и приравнивается к собственноручной подписи. Она соответствует стандартам ФСБ, формируется на основе криптографических процессов и выдается УЦ, прошедшими аккредитацию. На этой ЭП мы остановимся подробнее. Рассмотрим, как пользоваться электронной подписью, для чего она предназначена и какие функции выполняет.

ЭЦП — что это простыми словами

Электронная подпись (ЭП, ЭЦП, ЦП, КЭП) — это эквивалент рукописной подписи, подтверждающий подлинность, целостность и неизменность цифровой формы с момента заверки.

Если создается открепленная подпись, то в одной папке с подписанной формой появляется отдельный файл с расширением .sig.

Чтобы понять, что такое ЭП, необходимо разобраться, как делается электронная подпись и рассмотреть все компоненты и средства, участвующие в ее создании.

Как делается электронная подпись

ЭП не генерируется сама по себе. Сначала необходимо обратиться в УЦ и получить набор средств создания идентификатора: ключевую пару, сертификат ключа проверки (СКПЭП) и аппаратный носитель (токен).

Ключи — это обезличенные наборы байт (уникальная последовательность произвольных символов). С помощью закрытого (секретного) ключа отправитель генерирует ЭП, а адресат (используя свой личный ЗК из пары) расшифровывает полученный пакет данных.

Открытый ключ (ОК) функционирует в связке с закрытым, но в отличие от него, не является секретной информацией. Чтобы передавать друг другу зашифрованные файлы, участники ЭДО обмениваются открытыми ключами. Подписант зашифровывает информацию, используя ОК, запрошенный у адресата. А адресат, в свою очередь, проверяет с помощью ОК отправителя актуальность КЭП.

Сертификат ключа проверки ЭП (СКПЭП) — это документ на бумажном или цифровом носителе, который связывает набор произвольных символов открытого ключа с личностью конкретного владельца ЭП. Иными словами, СКПЭП подтверждает тот факт, что открытый ключ принадлежит конкретному лицу.

В сертификате содержится номер, даты его выдачи и окончания срока, сведения о держателе, наименование УЦ и другая информация из ч. 2 ст. 17 ФЗ-63. Как правило, сертификат выдается на год. По истечении этого срока его необходимо продлить.

Средства КЭП записываются на ключевой носитель (токен), который можно приобрести в УЦ в комплекте с сертификатом. Самые популярные USB-токены в России — Рутокен, eToken и JaCarta.

При выдаче сертификата сотрудники УЦ рассказывают, как работает электронная подпись, и дают инструкции по использованию.

1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.

Какие операции позволяет выполнять электронно-цифровая подпись

Прежде чем разбираться, для чего нужна электронная подпись, рассмотрим ее основные функции. Для каждого файла с помощью секретного ключа, размещенного на токене, генерируется уникальная ЦП. Сертификат электронно-цифровой подписи позволяет проверить ЭП на достоверность и актуальность. Успешно пройденная проверка служит гарантией того, что подпись была сформирована именно для этого файла, и с момента заверки текст не менялся и не дополнялся. Авторство можно уточнить в сведениях, указанных в сертификате.

Зашифровка документа предотвращает компрометацию данных. Владелец сертификата зашифровывает заверенный файл посредством открытого ключа, который запрашивается у адресата. Отправленный документ сможет расшифровать только держатель сертификата, с помощью которого была закодирована информация. Этот сертификат должен быть загружен на ПК адресата, в противном случае открыть файл не получится.

Для чего нужна электронная подпись

Информация, заверенная квалифицированной ЭП, признается юридически значимой и принимается во всех официальных инстанциях с ЭДО:

  • площадки для электронных торгов: 44-ФЗ (госзаказы), 223-ФЗ — реализация имущества банкротов, коммерческие торги в секторе B2B;
  • арбитражные суды (дистанционная подача заявлений, жалоб и апелляций);
  • информационные госпорталы: ЕГАИС, Госуслуги, ФАС, ЕАИС ФСТ, Роскомнадзор и др.;
  • государственные органы, принимающие отчетность в режиме онлайн: ФНС, ФСС, ПФР;
    корпоративный ЭДО;
  • отраслевой документооборот (медицина, ЖКХ, банковский сектор и др.).

Использование электронной подписи распространено и в частной жизни, например, для ведения ЭДО с работодателем, регистрации сделок с недвижимостью на сайте Росреестра, отправки заявлений в Роспатент, оформления онлайн-кредитов, отправки документов на поступление в ВУЗ и др.

Владельцам кассовых аппаратов цифровая подпись нужна для удаленной постановки ККТ на учет в ФНС, а также для заключения договора с ОФД.

От чего спасает цифровая подпись

Электронный документооборот успешно решает одну из ключевых проблем современного бизнеса — избавляет от длительной бумажной волокиты. Держатели СКПЭП могут отправлять отчетность в контролирующие органы и обмениваться документацией с контрагентами из любой точки, где есть доступ к интернету.

Для чего нужна ЭЦП и какие преимущества она дает:

  • сокращение издержек за счет отказа от бумажных носителей;
  • упрощение системы документооборота (при использовании ЭП нет необходимости лично встречаться с адресатом и передавать бумажные версии документов);
  • минимизация риска потери файлов при отправке;
  • гарантия достоверности и неизменности отправленной информации.

С помощью электронной подписи предприниматели имеют возможность развивать бизнес-отношения по всему миру без личного взаимодействия с контрагентами.

Электронно-цифровая подпись (ЭЦП) - это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.

Электронно-цифровая подпись - это программно-криптографическое средство, которое обеспечивает:

проверку целостности документов;

установление лица, отправившего документ.

Преимущества использования электронно-цифровой подписи

Использование электронно-цифровой подписи позволяет:

значительно сократить время, затрачиваемое на оформление сделки и обмен документацией;

усовершенствовать и удешевить процедуру подготовки, доставки, учета и хранения документов;

гарантировать достоверность документации;

минимизировать риск финансовых потерь за счет повышения конфиденциальности информационного обмена;

построить корпоративную систему обмена документами.

Виды электронно-цифровой подписи

Существует три вида электронной цифровой подписи:

простая электронно-цифровая подпись;

усиленная неквалифицированная электронно-цифровая подпись;

усиленная квалифицированная электронно-цифровая подпись.

Простая электронно-цифровая подпись

Посредством использования кодов, паролей или иных средств, простая электронно-цифровая подпись подтверждает факт формирования электронной подписи определенным лицом.

Простая электронно-цифровая подпись имеет низкую степень защиты. Она позволяет лишь определить автора документа.

Простая электронно-цифровая подпись не защищает документ от подделки.

Усиленная неквалифицированная электронно-цифровая подпись

1) получена в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи;

2) позволяет определить лицо, подписавшее электронный документ;

3) позволяет обнаружить факт внесения изменений в электронный документ после момента его подписания;

4) создается с использованием средств электронной подписи.

Усиленная неквалифицированная электронно-цифровая подпись имеет среднюю степень защиты.

Чтобы использовать неквалифицированную электронную подпись, необходим сертификат ключа ее проверки.

Усиленная квалифицированная электронно-цифровая подпись

Для квалифицированной электронной подписи характерны признаки неквалифицированной электронной подписи.

Усиленная квалифицированная электронно-цифровая подпись соответствует следующим дополнительным признакам подписи:

1) ключ проверки электронной подписи указан в квалифицированном сертификате;

2) для создания и проверки электронной подписи используются средства электронной подписи, получившие подтверждение соответствия требованиям законодательства.

Усиленная квалифицированная электронно-цифровая подпись является наиболее универсальной и стандартизованной подписью с высокой степенью защиты.

Документ, визированный такой подписью, аналогичен бумажному варианту с собственноручной подписью.

Использовать такую подпись можно и без каких-либо дополнительных соглашений и регламентов между участниками электронного документооборота.

Если под документом стоит квалифицированная подпись, можно точно определить, какой именно сотрудник организации ее поставил.

А также установить, изменялся ли документ уже после того, как был подписан.

Где купить ЭЦП

Когда применяются разные виды подписи

Простая электронно-цифровая подпись

Обращение заявителей - юридических лиц за получением государственных и муниципальных услуг осуществляется путем подписания обращения уполномоченным лицом с использованием простой электронной подписи.

Использование простой электронной подписи для получения государственной или муниципальной услуги допускается, если федеральными законами или иными нормативными актами не установлен запрет на обращение за получением государственной или муниципальной услуги в электронной форме, а также не установлено использование в этих целях иного вида электронной подписи

Усиленная неквалифицированная электронно-цифровая подпись

Случаи, в которых информация в электронной форме, подписанная неквалифицированной электронной подписью, признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в Налоговом кодексе не определены.

По мнению Минфина, для целей налогового учета документ, оформленный в электронном виде и подписанный неквалифицированной электронной подписью, не может являться документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью.

Поэтому, хотя хозяйствующие стороны при наличии юридически действительного соглашения могут организовать электронный документооборот, применяя усиленную неквалифицированную электронную подпись, если есть вероятность возникновения споров с контролирующим органом, смысл в таких документах утрачивается.

Усиленная квалифицированная электронно-цифровая подпись

Для некоторых видов отчетности использование квалифицированной подписи прямо определено нормативными документами.

Например, такой порядок установлен для:

годовой бухгалтерской отчетности, которую необходимо сдать в Росстат;

отчетности в налоговую инспекцию – декларации.

Электронный счет-фактуру следует подписывать только усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя либо иных лиц, уполномоченных на это приказом (иным распорядительным документом) или доверенностью от имени организации, индивидуального предпринимателя.

Заявление о постановке на учет (снятии с учета) в налоговом органе заверяется только усиленной квалифицированной подписью.

Заявления о возврате или зачете суммы налога также принимаются только в случае, если они визированы усиленной квалифицированной электронной подписью.

. ; проверяемый файл не соответствует формату; электронная цифровая подпись недействительна; отчет подан за период .

. это актуализирует вопросы по применению ЭЦП. Сегодня электронный документооборот в . может получить электронную подпись? Сертификат ЭЦП оформляется юридическим, физическим лицом, . В каком регионе может применяться ЭЦП? Применение сертификата электронной подписи . регионального фактора не зависит. ЭЦП, полученные в удостоверяющих центрах, . подписи? Согласно действующему законодательству, ЭЦП выдается максимум на 15 месяцев . же не всегда владелец ЭЦП подписывает электронные документы собственноручно. .

В организации планируется кадровый документооборот на внутреннем портале (заявления работников об оформлении отпусков, запрос документов, связанных с работой, ознакомление с кадровыми приказами). Какой электронной подписи работнику в этом случае будет достаточно: простой, неквалифицированной или квалифицированной? В каких документах между работниками и работодателем указать условие об использовании электронной подписи? В организации планируется кадровый документооборот на внутреннем портале ( .

. подписанном квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП), отметка бухгалтерии о принятии объекта . бухгалтерского учета, документа, подписанного им ЭЦП (далее – электронный бухгалтерский документ). В . ), осуществляются в момент подписания кассиром ЭЦП каждого приходного кассового ордера, расходного . , сформированному в электронном виде, подписывается ЭЦП главным бухгалтером или уполномоченным лицом . носителе собственноручно, в электронном виде – ЭЦП. Бухгалтерская справка (ф. 0504833). Приказом .

. подписываемых квалифицированными электронными подписями (ЭЦП), кассовая книга формируется в виде . в момент подписания кассиром ЭЦП каждого приходного кассового ордера, . в электронном виде, подписывает ЭЦП главный бухгалтер или уполномоченное лицо . кассовому ордеру, которую подписывает ЭЦП главный бухгалтер или уполномоченное лицо . , подписываемого ответственным исполнителем бухгалтерии ЭЦП, за временной интервал в . – собственноручно, в электронном виде – ЭЦП. Кассовая книга, сформированная на бумажном .

. (ЭП), квалифицированные электронные подписи (ЭЦП). 4. Организовывается доступ к информационной . председателя комиссии, подписывающего электронные документы ЭЦП (при централизации бухгалтерского учета, . подписание электронного документа ЭП и ЭЦП. В части подписания документов . только при наличии и квалифицированной ЭЦП, например руководителя или главного . простой ЭП; председателем комиссии ЭЦП. При подписании членами комиссии . осуществляется при условии ее подписания ЭЦП должностного лица, отвечающего за .

. , заверяются квалифицированной электронной подписью (далее – ЭЦП) либо, в случаях, предусмотренных методическими . подписывают документ ЭП, председатель комиссии – ЭЦП. Порядок заполнения реквизита «Идентификатор контрагента . на электронном первичном учетном документе ЭЦП руководителя или уполномоченных им на . документа осуществляется, если ее заверит ЭЦП должностное лицо, ответственное за соответствие .

. вносятся в момент подписания кассиром ЭЦП каждого приходного кассового ордера, расходного . формировании к нему квитанции, подписываемой ЭЦП главным бухгалтером или уполномоченным лицом . документа, подписываемого ответственным исполнителем бухгалтерии ЭЦП, за временной интервал в течение . носителе – собственноручно, в электронном виде – ЭЦП. Обратите внимание Кассовая книга, сформированная .

. Госуслуги. Требования к электронной подписи (ЭЦП) Для подписания электронных документов используется . ЭЦП: её нужно будет оформить и . возможности для обмена документами: оформить ЭЦП руководству и работникам; выбрать систему .

. – с помощью квалифицированной электронной подписи (ЭЦП), однако в обновленном Приказе №52н . (подписью исполнителя документа). Как правило, ЭЦП требуется для документов, составляемых для .

. С 1 июля получить квалифицированную ЭЦП можно будет непосредственно в отделении . обратиться в ФНС за новой ЭЦП. Для получения электронной подписи понадобится .

. работника в командировку, и подписываются ЭЦП. Утверждаются такие решения руководителем учреждения . работника в командировку, и подписываются ЭЦП. Минфин в Письме от 05 . сотрудник (подотчетное лицо), и подписывается ЭЦП. Подотчетному лицу заполнять электронный отчет .


Электронная цифровая подпись (ЭЦП) используется для аутентификации текстов, передаваемых по телекоммуникационным каналам. При таком обмене электронными документами существенно снижаются затраты на обработку и хранение документов, ускоряется их поиск. Но возникает проблема аутентификации автора электронного документа и самого документа, то есть установления подлинности автора и отсутствия изменений в полученном электронном документе.

Целью аутентификации электронных документов является их защита от возможных видов злоумышленных действий, к которым относятся:

Эти виды злоумышленных действий могут нанести существенный ущерб банковским и коммерческим структурам, государственным предприятиям и организациям, частным лицам, применяющим в своей деятельности компьютерные информационные технологии.

Функционально цифровая подпись аналогична обычной рукописной подписи и обладает ее основными достоинствами:

  • удостоверяет, что подписанный текст исходит от лица, поставившего подпись;
  • не дает самому этому лицу возможности отказаться от обязательств, связанных с подписанным текстом;
  • гарантирует целостность подписанного текста.

Электронная цифровая подпись представляет собой относительно небольшое количество дополнительной цифровой информации, передаваемой вместе с подписываемым текстом.

Технология применения системы ЭЦП предполагает наличие сети абонентов, посылающих друг другу подписанные электронные документы. Для каждого абонента генерируется пара ключей: секретный и открытый. Секретный ключ хранится абонентом в тайне и используется им для формирования ЭЦП. Открытый ключ известен всем другим пользователям и предназначен для проверки ЭЦП получателем подписанного электронного документа.

Система ЭЦП включает две основные процедуры:

  • процедуру формирования цифровой подписи;
  • процедуру проверки цифровой подписи.

Процедура формирования цифровой подписи

Рис. 1. Схема формирования электронной цифровой подписи.

Хэш-функция служит для сжатия исходного подписываемого текста М в дайджест — относительно короткое число, состоящее из фиксированного небольшого числа битов и характеризующее весь текст M в целом (Рис. 2).

Процедура проверки цифровой подписи


Рис. 3. Схема проверки электронной цифровой подписи

Принципиальным моментом в системе ЭЦП является невозможность подделки ЭЦП пользователя без знания его секретного ключа подписывания. Поэтому необходимо защитить секретный ключ подписывания от несанкционированного доступа. Секретный ключ ЭЦП, аналогично ключу симметричного шифрования, рекомендуется хранить на персональном ключевом носителе в защищенном виде.

http://moskva.catalog2b.ru/uimages/product/013/067/050-580eeffe34f7f391525333_500.jpg

Электронная цифровая подпись представляет собой уникальное число, зависящее от подписываемого документа и секретного ключа абонента. В качестве подписываемого документа может быть использован любой файл. Подписанный файл создается из неподписанного путем добавления в него одной или более электронных подписей.

Помещаемая в подписываемый файл (или в отдельный файл электронной подписи) структура ЭЦП обычно содержит дополнительную информацию, однозначно идентифицирующую автора подписанного документа. Эта информация добавляется к документу до вычисления ЭЦП, что обеспечивает и ее целостность. Каждая подпись содержит следующую информацию:

Рис. 4. USB-токен Рутокен ЭЦП 2.0.

  • дату подписи;
  • срок окончания действия ключа данной подписи;
  • информацию о лице, подписавшем файл (Ф.И.О., должность, краткое наименование фирмы);
  • идентификатор подписавшего (имя открытого ключа);
  • собственно цифровую подпись.

Важно отметить, что, с точки зрения конечного пользователя, процесс формирования и проверки цифровой подписи отличается от процесса криптографического закрытия передаваемых данных следующими особенностями.

При формировании цифровой подписи используются закрытый ключ отправителя, тогда как при зашифровывании применяется открытый ключ получателя. При проверке цифровой подписи используется открытый ключ отправителя, а при расшифровывании — закрытый ключ получателя.

Аналогично асимметричному шифрованию, необходимо обеспечить невозможность подмены открытого ключа, используемого для проверки ЭЦП. Если предположить, что злоумышленник n имеет доступ к открытым ключам, которые хранит на своем компьютере абонент В, в том числе к открытому ключу КА абонента А, то он может выполнить следующие действия:

  • прочитать из файла, в котором содержится открытый ключ КА, идентификационную информацию об абоненте А;
  • сгенерировать собственную пару ключей kn и Kn, записав в них идентификационную информацию абонента A;
  • подменить хранящийся у абонента B открытый ключ КА своим открытым ключом Kn, но содержащим идентификационную информацию абонента A.

После этого злоумышленник n может посылать документы абоненту B, подписанные своим секретным ключом kn. При проверке подписи этих документов абонент B будет считать, что документы подписаны абонентом A и их ЭЦП верна, то есть они не были модифицированы кем-либо. До выяснения отношений непосредственно с абонентом А у абонента В может не появиться сомнений в подлинности полученных документов. Открытые ключи ЭЦП можно защитить от подмены с помощью соответствующих цифровых сертификатов.

https://alfaexp.ru/assets/files/2015/03/33.jpg

Рис. 5. Защита открытых ключей с помощью удостоверяющего центра.

Сегодня существует большое количество алгоритмов ЭЦП.

Алгоритм был предложен Национальным институтом стандартов и технологий (США) в августе 1991 и является запатентованным (автор патента — David W. Kravitz), НИСТ сделал этот патент доступным для использования без лицензионных отчислений. DSA является частью DSS (англ. Digital Signature Standard — стандарт цифровой подписи), впервые опубликованного 15 декабря 1998 (документ FIPS-186 (англ. Federal Information Processing Standards — федеральные стандарты обработки информации)). Стандарт несколько раз обновлялся, последняя версия FIPS-186-4 (июль 2013).

Описание алгоритма.

Для работы системы требуется база соответствия между реальными реквизитами автора (это может быть, как частное лицо, так и организация) и открытыми ключами, а также всеми необходимыми параметрами схемы цифровой подписи (хеш-функция, простые числа). Например, подобной базой может служить центр сертификации.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/a/a9/Dsa_workflow_rus.jpg

Рис. 6. Иллюстрация работы DSA.

Генерация ключей DSA.

Отправитель и получатель электронного документа используют при вычислениях большие целые числа:

g и p – простые числа длиной L битов каждое (512 x mod p.

Число y является открытым ключом для проверки подписи отправителя. Число y передается всем получателям документов.

Генерация подписи DSA. Этот алгоритм предусматривает использование односторонней функции хэширования h(・). В первых редакциях стандарта определен алгоритм безопасного хэширования SHA-1.

Проверка подписи DSA.

Для того чтобы проверить подпись (r, s) на М участника A, участник B делает следующие шаги:

1. Получает подлинную копию открытого ключа y участника А.

4. Используя открытый ключ y, вычисляет значение
v = ((g u 1 y u 2 )mod p) mod q.

5. Признает подпись (r, s) под документом M подлинной, если v = r.

Поскольку r и s являются целыми числами, причем каждое меньше q, подписи DSA имеют длину 320 бит. Безопасность алгоритма цифровой подписи DSA базируется на трудностях задачи дискретного логарифмирования.

Цифровая подпись позволяет:

Данный алгоритм разработан главным управлением безопасности связи Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации при участии Всероссийского научно-исследовательского института стандартизации. Разрабатывался взамен ГОСТ Р 34.10-94 для обеспечения большей стойкости алгоритма.

ГОСТ Р 34.10-2012 и ГОСТ Р 34.10-2001 основаны на эллиптических кривых. Стойкость этих алгоритмов основывается на сложности вычисления дискретного логарифма в группе точек эллиптической кривой, а также на стойкости хэш-функции. Для ГОСТ Р 34.10-2012 используется хэш-функция по ГОСТ Р 34.11-2012. Для ГОСТ Р 34.10-2001 — ГОСТ Р 34.11-94.

Эллиптическая кривые описываются уравнением вида


Каноническая форма (форма Вейерштрасса):


где a и b — вещественные числа.

Определение эллиптической кривой также требует, чтобы кривая не имела особых точек. Геометрически это значит, что график не должен иметь каспов и самопересечений. Алгебраически, достаточно проверить, что дискриминант не равен нулю.


Different shapes for different elliptic curves

Рис. 7. Различные формы эллиптических кривых (b=1, a изменяется от 2 до -3).

Types of singularities


Механизм цифровой подписи определяется посредством реализации двух основных процессов


Установленная в настоящем стандарте схема цифровой подписи должна быть реализована с использованием операций группы точек эллиптической кривой, определенной над конечным простым полем, а также хэш-функции.

Криптографическая стойкость данной схемы цифровой подписи основывается на сложности решения задачи дискретного логарифмирования в группе точек эллиптической кривой, а также на стойкости используемой хэш-функции.

Необходимо прочесть документ ГОСТ Р 34.10-2012 во время занятий по самоподготовке.

В России в электронном документообороте можно использовать три вида подписи: простую, усиленную неквалифицированную и усиленную квалифицированную. Посмотрим, чем они отличаются друг от друга, при каких условиях равнозначны собственноручной и придают подписанным файлам юридическую силу.

Виды электронной подписи (ЭЦП)

Простая электронная подпись, или ПЭП

Простая подпись — это знакомые всем коды доступа из СМС, коды на скретч-картах, пары “логин-пароль” в личных кабинетах на сайтах и в электронной почте. Простая подпись создается средствами информационной системы, в которой ее используют, и подтверждает, что электронную подпись создал конкретный человек.

Где используется?

Простая электронная подпись чаще всего применяется при банковских операциях, а также для аутентификации в информационных системах, для получения госуслуг, для заверения документов внутри корпоративного электронного документооборота (далее — ЭДО).

Простую электронную подпись нельзя использовать при подписании электронных документов или в информационной системе, которые содержат гостайну.

Простая подпись приравнивается к собственноручной, если это регламентирует отдельный нормативно-правовой акт или между участниками ЭДО заключено соглашение, где прописаны:

правила, по которым подписанта определяют по его простой электронной подписи.

обязанность пользователя соблюдать конфиденциальность закрытой части ключа ПЭП (например, пароля в паре “логин-пароль” или СМС-кода, присланного на телефон).

Во многих информационных системах пользователь должен сначала подтвердить свою личность во время визита к оператору систему, чтобы его ПЭП в будущем имела юридическую силу. Например, для получения подтвержденной учетной записи на портале Госуслуг, нужно лично прийти в один из центров регистрации с документом, удостоверяющим личность.

Неквалифицированная электронная подпись, или НЭП

Усиленная неквалифицированная электронная подпись (далее — НЭП) создается с помощью программ криптошифрования с использованием закрытого ключа электронной подписи. НЭП идентифицирует личность владельца, а также позволяет проверить, вносили ли в файл изменения после его отправки.

Человек получает в удостоверяющем центре два ключа электронной подписи: закрытый и открытый. Закрытый ключ хранится на специальном ключевом носителе с пин-кодом или в компьютере пользователя.

С помощью закрытого ключа владелец генерирует электронные подписи, которыми подписывает документы. Открытый ключ электронной подписи связан с закрытым ключом ЭП и предназначен для проверки подлинности ЭП. Открытый ключ доступен всем, с кем его обладатель ведет ЭДО.

Соответствие открытого ключа владельцу закрытого ключа прописывается в сертификате электронной подписи, который также выдается удостоверяющим центром. Требования к структуре неквалифицированного сертификата не установлены в федеральном законе № 63-ФЗ “Об электронной подписи”. При использовании НЭП сертификат можно не создавать.

Где используется?

НЭП необходима, чтобы участвовать в электронных госзакупках по 44-ФЗ в качестве поставщика на шести федеральных электронных торговых площадках госзакупок. Этот же вид подписи можно использовать для внутреннего и внешнего ЭДО, если стороны предварительно договорились об этом.

Участникам ЭДО нужно соблюдать дополнительные условия, чтобы электронные документы, заверенные НЭП, считались равнозначными бумажным с собственноручной подписью. Сторонам нужно обязательно заключить между собой соглашение о правилах использования НЭП и взаимном признании ее юридической силы.

Квалифицированная электронная подпись, или КЭП

Усиленная квалифицированная электронная подпись — самый регламентированный государством вид подписи. Так же, как и НЭП, она создается с помощью криптографических алгоритмов и базируется на инфраструктуре открытых ключей, но отличается от НЭП в следующем:

Обязательно имеет квалифицированный сертификат в бумажном или электронном виде, структура которого определена приказом ФСБ России № 795 от 27.12.2011.

Программное обеспечение для работы с КЭП сертифицировано ФСБ России.

Выдавать КЭП может только удостоверяющий центр, который аккредитован Минкомсвязи России.

КЭП нужна, чтобы сдавать отчетность в контролирующие органы, участвовать в качестве поставщика и заказчика в электронных торгах, работать с государственными информационными системами, обмениваться формализованными документами с ФНС, вести электронный документооборот внутри компании или с ее внешними контрагентами.

КЭП — это подпись, которая придает документам юридическую силу без дополнительных условий. Если организации ведут ЭДО, подписывая документы КЭП, их юридическая сила признается автоматически согласно федеральному закону № 63-ФЗ “Об электронной подписи”.

Читайте также: