Сообщение про исполнителя 40 50 годов

Обновлено: 02.07.2024


Музыка в России тесно связана с историей: каждое десятилетие диктовало свои правила, запрещая одни жанры и устанавливая моду на другие. Как же менялась отечественная музыкальная индустрия XX – XXI века? Расскажем и покажем.

Начнём наше путешествие по эпохам и вехам популярной музыки в нашей стране с 30-х. Именно тогда (как собственно, и во всём мире) в широкое обращение вошли граммофоны и грампластинки, почти в каждый дом пришло радио, появились танцплощадки и играющие на них оркестры и джаз-бэнды…

Имена: И. Дунаевский, Л. Утёсов, М. Блантер, А. Александров, Н. Боголюбов, Д. Шостакович.

Имена: А. Александров, М. Блантер, В. Дыховичный, И. Дунаевский, Б. Терентьев, Е. Петерсбурский, В. Лебедев-Кумачев.

Чем ближе к 60-м, тем больше популярная музыка становилась лиричной. Здесь нельзя не упомянуть таких композиторов, как Дунаевский, Блантер, Лебедев-Кумач и многих других. Жуткое десятилетие уходило всё дальше и дальше, а мировоззрение советского человека всё больше ориентировалось на возвращение к мирной жизни и надеждам на будущее.

Несмотря на то что рок-н-ролл и твисты считаются музыкой маргинальной и достойной осуждения, Советская эстрада также испытывает большое влияние западной музыки. И хотя расцвет советской эстрады придётся на начало 60-х, проникновение мировых тенденций в отечественную популярную музыку началось именно сейчас.

Имена: М. Бернес, И. Алексеев, Л. Гурченко, В. Трошин, Г. Отс.

1960-е годы связывают с подъёмом советской песни. Атмосфера и настроения в стране сменились, общество активно развивалось, человек вступал в космическую эру. Художники и писатели того времени посвящали свои произведения движению научно-технической мысли, интеллектуальному развитию человека и его роли в мире. С развенчанием культа личности в предыдущем десятилетии изменился подход к определению советского человека: теперь он – не просто деталь внутри огромного государственного механизма, он – личность со своей судьбой. Литература, искусство и, конечно же, песня всё чаще обращаются к внутреннему миру человека.

60-е стали также расцветом гитарной эры в СССР. Становился популярным жанр бардовской песни, яркими представителями которого были Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины и, безусловно, Владимир Высоцкий, в творчестве которого удивительным образом сочетались поэзия и взрывной темперамент, драматические сюжеты и юмор. В свою очередь, гитарная музыка в дальнейшем оказала большое воздействие на развитие эстрады 1970-х.

Имена: А. Пахмутова, С. Туликов, А. Петров, В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Визбор, О. Фельцман.

Итак, 60-е тоже подходят к концу, оставляя новому десятилетию моду на романтику, эстрадную песню и зарождающуюся тенденцию на вокально-инструментальные ансамбли, которые в свою очередь совсем скоро станут знаковым жанром для нового поколения.


К началу 50-х годов XX века развитие популярной музыки переживало определенный кризис. С одной стороны, продолжали творить блестящие мастера в жанрах популярной музыки, фолка, кантри и джаза. С другой, подрастало новое, послевоенное поколение, считавшее поп-музыку излишне слащавой, а кантри – ненатурально пасторальной. Особенно остро конфликт "отцов и детей" обозначился в США, чья экономика переживала период бурного роста, ломая прежние консервативные устои, в том числе и в музыке.

В этой атмосфере родилось новое направление, представлявшее собой смесь "белых" исполнителей и так называемых "расовых" стилей – ритм-энд-блюза, госпела, буги-вуги. Именно этим стилям отдавали предпочтение молодые американцы, находя их ритмичными, энергичными и, не в последнюю очередь, раздражающими взрослых. "Rocket 88" – первая песня в новом стиле, которая была исполнена Айком Тёрнером в 1951 году.

Термин "рок-н-ролл" был введен диск-жокеем Аланом Фридом, приложившим много сил для популяризации нового стиля. Первым героем рок-н-ролла стал Билл Хейли, записавший в 1954 году знаменитую композицию "Rock Around the Clock". Вместе с его второй песней "Shake, Rattle and Roll" она вывела новый стиль на уровень массовой популярности.

1950-е годы дали целое созвездие имен, заложивших основы стиля Билл Хейли, Литл Ричард, Чак Берри, Эдди Кокран, Бадди Холли, Фэтс Домино и многие другие. Новый стиль зарекомендовал себя как весьма энергичный, заводной, рассчитанный исключительно на молодую аудиторию за счет драйва, специфического сленга и бунтарских ноток. Кроме того, новоявленные рок-кумиры умудрялись придать рок-н-ролльное звучание даже старым песням в стиле блюз, джаз, кантри и фолк. В 1954-1955 годы было сформирован классический стиль рок-н-ролла и его знаменитый ритм.

Наивысшая точка развития рок-н-ролла связана с Элвисом Пресли, который благодаря голосу, внешним данным, артистическому таланту и умелому продюсированию приобрел национальную и мировую славу, и уже в 1956 году был назван "Королем рок-н-ролла".

После стремительного развития рок-н-ролл к концу 1950-х стремительно пошел на спад, исчерпав себя. Прежние кумиры исчезают с горизонта: Элвис Пресли отправился служить в армию, после чего сосредоточился на кинокарьере; Чаку Берри пришлось провести три года за решеткой; в отношении Джерри Ли Льюиса, после того как стало известно о его женитьбе на 13-летней племяннице, развернулась настоящая травля; Литл Ричард ушел из музыки; трагически оборвались жизни Холли, Валенса и Кокрана.

В следующем десятилетии свежие музыкальные идеи пришли из Европы вместе с "британской волной" и The Beatles.

Краткая история советской песни

Историю советской музыки открывает песня. Этому демократичнейшему из музыкальных жанров принадлежат первые звучащие страницы новой эпохи. Летописец больших и малых событий, трудовых будней, радостей, испытаний, пройденных страной за годы ее существования, — таким предстает путь советской песни.

Массовое песенное движение первых лет советской власти входило в новое русло по мере присоединения к нему профессиональных композиторов. Впервые песенный жанр, предназна­ченный для широкого бытования во всех слоях общества, стано­вится полноправной областью композиторской деятельности.

Советская песня предстает как богатый мир образов и тем, чутко восприимчивый к запросам времени. Она известна в облике массовой, бытовой, эстрадной, во множестве жанровых разновидностей, активно взаимодействующих друг с другом. Проследим этапы ее развития, а с ними — наиболее известные образцы песенного жанра.

Источник: Иванова Л. И. Советская песня //
Отечественная музыкальная литература 1917—1985. М., 1996.


Музыкальное искусство СССР было тесно связано с традициями прошлого. Музыка этого периода продолжает и развивает прогрессивные черты художественного наследия: гражданственность, внимание и уважение к культурам, демократизм, верность жизненной правде, гуманизм. В то же время искусство вдохновляется новыми идеями партийности, построения коммунистического общества, сознательного революционного преобразования мира. Музыка и композиторы активно участвовали в духовной жизни общества.

Академическая музыка

Оперная, классическая и симфоническая музыка Советского Союза прошла путь от революционных экспериментов 20-х годов к академическому стилю сталинского периода. Список композиторов СССР, которые работали в классическом жанре, включает Сергея Прокофьева, Георгия Свиридова, Арама Хачатуряна, Дмитрия Кабалевского, Дмитрия Шостаковича Кару Караева и других деятелей.

Композиторы СССР список

Система общедоступного музыкального образования сделала возможным появление и других талантливых деятелей. Например, в 60-х годах начали появляться композиторы, связанные с авангардными течениями. Среди них можно выделить Альфреда Шнитке, Галину Уствольскую, Николая Каретникова.

Музыка советского кино

Композиторы СССР

С 70-х годов приобрела популярность электронная музыка. Пионером советской электроники стал кинокомпозитор Эдуард Артемьев, которые известен в первую очередь по научно-фантастическим картинам Андрея Тарковского. Интересно, что его композиции в жанре амбиент (стиль, основанный на модуляциях звукового тембра) появились раньше, чем этот термин был введен в обращение в 1978 году.

Сергей Прокофьев

В подростковом возрасте талантливый юноша отправился в Санкт-Петербург и поступил в консерваторию, которую закончил как пианист, композитор и органист. После революции он уехал в Японию, чтобы оттуда добиваться разрешения переехать в Соединенные Штаты. В Америке и Европе он начал гастролировать, исполняя собственные произведения. Везде Сергей Прокофьев имел большой успех.

Сергей Прокофьев

С 1936 года композитор проживал в Москве вместе с женой, дочерью русских эмигрантов, с которой познакомился на гастролях в Испании, и двумя детьми. После начала войны Сергей Прокофьев отправил родных в эвакуацию, а сам жил отдельно. С супругой он больше не съезжался, потому что познакомился с юной Мирой Мендельсон (девушка была моложе Прокофьева на 24 года).

Здоровье композитора к 40-м годам уже сильно ослабело. Он практически не выходил за пределы подмосковной дачи, где соблюдал строгий режим, но продолжал работу. Сергей Прокофьев одновременно писал симфонию, балет и сонату. Зиму известный композитор СССР проводил в коммунальной квартире в столице. Именно там он скончался в результате очередного криза 5 марта 1953 года.

Сергей Рахманинов

Потомственный дворянин стал настоящим символом русской музыки во всем мире. С. Рахманинов родился в музыкальной семье: его дед учился у Джона Фильда — известного в России композитора и педагога, отец увлекался музыкой, но не играл профессионально. Первой учительницей музыки для Сергей Рахманинова стала его мать, дочь директора Аракчеевского кадетского корпуса Петра Бутакова.

Сергей Рахманинов

Молодого Рахманинова московская публика знала как талантливого дирижера, пианиста и композитора. Он ездил с концертами в Канаду и Америку, Европу, занимал должность дирижера в Большом театре, возглавил художественный совет музыкального издательства.

После революции в России Рахманинов эмигрировал. Он был нетерпим к власти Советом, но не остался равнодушен к соотечественникам, так что перечислял деньги, собранные на концертах, в фонд обороны СССР и фонд Красной армии. На эти средства в СССР построили военный самолет. Композитор умер в 1943 году. Он был настолько предан своему призванию, что до последнего продолжал выступать. Последний концерт Рахманинов дал за полтора месяца до кончины.

Александр Зацепин

Выдающийся композитор СССР и России, автор популярнейших песен и музыки к фильмам, в детстве был талантлив во многом. Только в студенческом возрасте молодой человек стал больше внимания уделять музыке. Он научился играть на аккордеоне, кларнете и балалайке, во время службы в армии выступал в Ансамбле песни и пляски.

Александр Зацепин

После демобилизации Александра Зацепина пригласили в филармонию Новосибирска. В течение года он гастролировал по Сибири, но понял, что ему для дальнейшего развития не хватает музыкального образования. Тогда Александр Зацепин попытался подать бумаги в музыкальное училище, но ему посоветовали идти сразу в консерваторию. Зацепина приняли, его преподавателем стал профессор Брусиловский.

Исаак Дунаевский

Исаак Дунаевский

Владимир Высоцкий

Он был поэтом, исполнителем и композитором, а еще самым страстным из Гамлетов. Он играл в театре и кино, писал пронзительные авторские тексты. Высоцкий писал так, что вся страна понимала и любила его творчество. Стихи автора переведены на 200 мировых языков. Как композитор он сначала играл на пианино, потом на аккордеоне. Гитара у него появилась не сразу. Сам Высоцкий говорил, что вначале он просто стучал ритм по гитаре и пел свои или чужие стихи.

Читайте также: