Сообщение оборудование процедурного кабинета

Обновлено: 07.07.2024

Укладка экстренной профилактики парентеральных инфекций для оказания первичной медико-санитарной помощи, скорой медицинской помощи, специализированной медицинской помощи и паллиативной медицинской помощи 2

Укладка для оказания первичной медико-санитарной помощи взрослым в неотложной форме 3

Количество (не менее), штук

Шкаф для хранения медицинской документации

© ООО "НПП "ГАРАНТ-СЕРВИС", 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания "Гарант" и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Стандарты оснащения процедурного кабинета

Актуальность вопроса

Процедурный кабинет входит в состав каждого медицинского учреждения — поликлиники, больницы, центра, санатория и т. д. В нём проводится широкий спектр манипуляций, в зависимости от профиля учреждения.

Согласно должностной инструкции сотрудников процедурного кабинета (медицинских сестёр), в их задачи входят: выполнение всех видов инъекций, проведение инфузионной терапии, подготовка и участие в проведении пункций, измерение давления и температуры.

Штат сотрудников

Лечебно-профилактические процедуры в кабинете проводятся по назначению врача. Выполняют их процедурные сёстры.

В своей работе процедурные сёстры руководствуются правилами асептики и антисептики, пользуются одноразовыми или стерильными инструментами и материалами. Они выполняют инъекции, измеряют давление и температуру, а также ведут документацию (регистрируют в журнале проведённые манипуляции и т. д.).

Медсёстры подчиняются главной медицинской сестре. Она отвечает за хранение дезинфицирующих и других растворов, обеспечение кабинета лекарствами и материалами, выполняет инфузии и инъекции, ведёт документацию.

Стандарты оснащения процедурного кабинета

Требования к помещению

Процедурный кабинет расположен непосредственно в здании медицинского учреждения, на базе которого он работает.

Под него выделяют помещение площадью минимум 30 кв. м. Пространство процедурного кабинета обязательно зонируют, согласно требованиям СанПиН. Это необходимо для того чтобы стерильные и нестерильные материалы не контактировали друг с другом. Вот какие зоны выделяют:

  • Асептическая. Здесь расположен шкаф с препаратами и стерильными материалами, манипуляционный столик (в нём хранят иглы, шприцы, катетеры и системы);
  • Рабочая. Здесь процедурные сёстры проводят манипуляции, ведут документацию. В этой зоне ставят кушетку, холодильник для хранения препаратов, манипуляционные столики (на одном из них лежат валик под локоть, жгут, штативы для пробирок);
  • Хозяйственная. Здесь устанавливают раковину и тумбу с дезинфицирующими средствами, дезрастворами для поверхностей и материалов, контейнер с дезсредством для инструментов.

Необходимо следить за запасом дезинфицирующих и моющих растворов — их должно хватить на три дня.

Нужен умывальник со смесителем с бесконтактным, кистевым, локтевым или ножным управлением, а также антисептическое мыло в дозаторах, зеркало и бумажные полотенца.

В процедурном кабинете необходимо провести водоснабжение (горячее и холодное), освещение, приточно-вытяжную вентиляцию (в виде вентилятора или форточек с фиксаторами) и систему кондиционирования воздуха. Она поддерживает необходимую влажность воздуха — не более 60%.

Оборудование для отопления помещения размещают по периметру наружных стен под окнами. Важно, чтобы покрытие было гладким, выдерживало постоянное воздействие химических средств.

Ежегодно в процедурном кабинете делают косметический ремонт.

Стандарты оснащения процедурного кабинета

Система освещения

Важное условие для качественного выполнения манипуляций — это светлое помещение. Для этого в нём устанавливают три вида освещения — естественное, общее и искусственное локальное. При этом светильники работают от лампы накаливания или люминесцентных ламп и имеют рассеиватели.

В кабинете устанавливают и бактерицидные УФ-лампы.

Санитарно-гигиенические требования

В процедурном кабинете важно соблюдать санитарно-эпидемиологический режим.

Он подразумевает следующие мероприятия:

  • Стерилизацию инструментов и материалов — для поддержания режимов антисептики и асептики;
  • Дезинфекцию рук и рабочей зоны — для предотвращения инфицирования;
  • Личную гигиену персонала — обеззараживание рук, использование индивидуальных средств защиты (перчаток, масок), спецодежды;
  • Регулярную уборку помещения — текущая и генеральная.

Ответственность за соблюдение режима несёт главная медицинская сестра.

Стандарты оснащения процедурного кабинета

Необходимое оборудование и материалы

На основании приложения №2 к приказу № 1317н стандарт оснащения процедурного кабинета предполагает:

Процедурный кабинет: оснащение по стандарту

Процедурный кабинет: оснащение по стандарту

В любом медицинском учреждении, будь то поликлиника, медцентр, больница или санаторий, есть процедурный кабинет. От профиля медицинского учреждения зависит тот спектр процедур, которые проводятся в процедурном кабинете.

По должностной инструкции задача сотрудников (медсестер) процедурного кабинета состоит в том, чтобы измерять температуру, давление, проводить инфузионную терапию, выполнять все виды инъекций, осуществлять подготовку к проведению пункций и принимать участие при проведении этой процедуры.

Кушетка смотровая Горское КМС

Чтобы все виды процедур выполнялись качественно и оперативно, процедурный кабинет должен быть оборудован специальными инструментами и приборами, а под рукой у медиков всегда должно быть достаточное количество стерильных расходных материалов. В зависимости от профиля медучреждения или отделения в его составе, меняются требования, как к оснащению, так и к организации работы процедурного кабинета в целом.

Проведением лечебно-профилактических процедур занимаются процедурные сестры. Их работа строится на соблюдении правил асептики и антисептики, использовании стерильных или одноразовых инструментов, стерильных материалов. В их обязанность входит измерение температуры и давления, введение инъекций, заполнение журнала регистраций.

Все медсестры находятся в подчинении главной медицинской сестры, которая следит за хранением дезинфицирующих и других типов растворов, отвечает за наличие в кабинете необходимых лекарств и материалов, делает инъекции и инфузии, заполняет документацию.

Требования к кабинету

Процедурный кабинет находится в здании медучреждения. Под него выделяется комната площадью не менее 30 м2. По требованию СанПиН пространство кабинета делят на три зоны, чтобы исключить контакт между стерильными и нестерильными материалами.

  • Одна из зон - асептическая, где стоит шкаф с препаратами и стерильными расходными материалами, а также манипуляционный столик для хранения шприцов, игл, катеторов и систем.
  • Вторая зона - рабочая. В этой зоне проводятся процедуры, ведется документация. Здесь стоит кушетка, холодильник, где хранятся препараты, манипуляционные столы, на одном из которых находится жгут, валик под локоть, штативы под пробирки.
  • Третья зона - хозяйственная, где расположена раковина, тумба с дезрастворами и дезинфицирующими средствами, контейнер, содержащий дезраствор для инструментов. В кабинете должен быть 3-дневный запас моющих и дезинфицирующих средств.

Умывальник над раковиной должен быть с бесконтактным либо ножным (локтевым, кистевым) управлением. Мыло - только антисептическое в дозаторах. В кабинете должно быть зеркало и бумажные полотенца.

Процедурный кабинет

Процедурный кабинет должен быть хорошо освещен, в нем проведено горячее и холодное водоснабжение, установлена приточно-вытяжная вентиляция (вентилятор или форточки с фиксаторами) и кондиционер для поддержки оптимальной влажности до 60%. Отопительное оборудование должно проходить под окнами. Его покрытие не должно реагировать на воздействие химических реагентов.

Ремонт в процедурных кабинетах должен проходить 1 раз в год.

Освещение

В светлом помещении все процедуры проводятся более качественно. Поэтому в процедурных кабинетах предусмотрено три вида освещения: первое - естественное, второе - общее искусственное и третье - локальное искусственное. Светильники, установленные в кабинете, должны быть с рассеивателями. Они оборудуются люминесцентными лампами или лампами накаливания. В кабинете должны быть установлены бактерицидные УФ-лампы.

Санитарно-гигиенический контроль

В процедурных кабинетах важно контролировать санитарно-эпидемиологическую обстановку. Для этого проводят следующие мероприятия:

  • стерилизуют инструменты многоразового использования и некоторые материалы для поддержки режима асептики и антисептики;
  • дезинфицируют руки и рабочую зону, чтобы избежать инфицирования;
  • персонал должен соблюдать личную гигиену (носить спецодежду, применять индивидуальные средства защиты, такие как маски и перчатки, постоянно обеззараживать руки);
  • в помещениях постоянно проводится текущая уборка и периодически генеральная.

Стул медицинский АСК СтЛ.01.00

За соблюдение режима отвечает главная медицинская сестра.

Оборудование процедурных кабинетов и материалы

Для оснащения процедурного кабинета используют такие приборы и материалы, как:

  • Термометры, тонометры, стетофонендоскопы;
  • Системы для переливания крови, штативы для крепления капельниц, зажимы, жгуты, ножницы, пинцеты, корцанг;
  • Различные препараты из набора противошоковой укладки для оказания помощи при анафилактическом шоке и в стерильном состоянии анти-ВИЧ-укладку;
  • Различные виды посуды в виде подставок для тазов и биксов, емкостей для дезинфекции инструментария и материалов, а также их очистки перед стерилизацией, лотки и емкости для дезинфицирующих и моющих средств;
  • Из числа расходных материалов - тампоны, вата, иглы, шприцы, контейнеры для дезинфекции или хранения стерильных материалов;
  • Средства индивидуальной защиты в виде масок и перчаток;
  • Кабинет оборудуется бактерицидной лампой, которая может быть как настенной, так и переносной, штативами, холодильником и эмалированным ведром с крышкой для сбора мусора;
  • Должен быть полный комплект инвентаря для уборки в виде ведер, швабр для мытья окон, стен и полов, емкости с моющими (дезинфицирующими) веществами, а также для ветоши.

Мебель для процедурных кабинетов

В процедурных кабинетах устанавливается специальная медицинская мебель, сделанная из прочного пластика и нержавеющей стали. Такое сочетание материалов обеспечивает мебели долговечность, стойкость к механическим повреждениям, разрушающим действиям моющих и дезинфицирующих средств.

Тумба медицинская MD ТМ 13.06

Не менее важно, чтобы мебель имела стильный дизайн, была эргономичной и удобной для пациентов и медперсонала.

Предметы мебели, необходимые для установки в процедурных кабинетах: процедурный и манипуляционный столы, стул винтовой, шкаф для хранения стерильных растворов и препаратов, второй шкаф для хранения препаратов скорой помощи, ширма и кушетка.

Стол медицинский MD СМ 10.06

Мебель для организации рабочего места медицинской сестры: стол со стулом, тумба.

Да, анализы можно сдать в государственной поликлинике, однако отнюдь не все из них покрываются полисом ОМС. Кроме того, чтобы получить направление на те или иные исследования, нужно посетить сначала терапевта, а потом, по направлению терапевта, еще и того или иного врача узкой специализации. Это путь долгий и не всегда результативный.

Действительно, анализы сам себе не назначишь, их назначает врач. Но сегодня всё больше граждан нашей страны вынуждено обращаться в коммерческие клиники, а соответственно, и анализы сдавать в коммерческих лабораториях. Хоть и платно, зато быстро и качественно.

Кабинеты забора анализов сегодня есть не только при государственных и частных клиниках. За прошедшие годы открылось много лабораторий, которые как принимают на исследование материал от частных клиник на договорной основе, так и развивают собственную и франчайзинговую сеть кабинетов забора анализов.

Если вы задумались об открытии собственного пункта приема анализов или процедурного кабинета в составе действующей, пусть и небольшой клиники, нужно отчетливо понимать, какие требования предъявляются к этим медицинским услугам и какое помещение и оборудование вам понадобятся.


Итак, если вы задумались об открытии процедурного кабинета по забору анализов, у вас есть две возможности:

  1. Отдельный самостоятельный бизнес – пункт приема анализов.
  2. Процедурный кабинет в составе вашей клиники (как уже действующей, так и планируемой к открытию).

Если вы собираетесь идти по первому пути, то не забудьте заранее тщательно подсчитать все капитальные и регулярные вложения: регистрацию предприятия в госорганах; аренду и ремонт помещения, соответствующего всем необходимым нормативам; коммунальные платежи; покупку франшизы какой-либо известной крупной лаборатории и роялти, расходы на услуги этой лаборатории; расходы на рекрутинг и зарплату сотрудников, на получение необходимой медицинской лицензии, на налоги и бухгалтерский учет, на покупку оборудования и материалов.

Второй вариант – расширение уже существующего медицинского бизнеса за счет интеграции в него дополнительного кабинета – процедурного. В этом случае также необходимо подсчитать затраты, но они окажутся существенно меньше, так как многие расходы уже просто не придется делать, например покупать франшизу. Достаточно будет заключить договор с подходящей лабораторией и по факту забора биоматериала отправлять его на исследование.

Кроме того, второй путь изначально подразумевает использование уже существующего определенного потока пациентов вашей клиники для направления на сдачу анализов, тогда как в первом реклама также ляжет на плечи предпринимателя. Конечно, лаборатория, которая продаст франшизу, поддержит – включит ваш пункт забора в свой сайт и в свою рекламу, но этого может оказаться недостаточно.

Какие же требования существуют к самому процедурному кабинету?

  • Процедурный кабинет должен иметь площадь не менее 12 кв.м и высоту потолков не менее 2,6 м.
  • Для внутренней отделки процедурного кабинета должны быть использованы материалы, разрешенные для применения в медицинских организациях в установленном порядке.
  • Поверхность стен, полов и потолков процедурного кабинета должна быть гладкой, без дефектов, легко доступной для влажной уборки и устойчивой при использовании моющих и дезинфицирующих средств. Стены отделываются влагостойким материалом на всю высоту помещения (например, плиткой). Если используются стеновые панели, их конструкция также должна обеспечивать гладкую поверхность.
  • Для покрытия пола процедурного кабинета используются водонепроницаемые материалы и предусматривается гидроизоляция. При этом покрытие пола должно плотно прилегать к основанию. Сопряжение стен и полов должно иметь закругленное сечение, стыки должны быть герметичными. При использовании линолеумных покрытий края линолеума у стен могут быть подведены под плинтусы или возведены на стены. Швы примыкающих друг к другу листов линолеума должны быть пропаяны.
  • В процедурных кабинетах допускается применение подвесных, натяжных, подшивных и других видов потолков, обеспечивающих гладкость поверхности и возможность проведения их влажной очистки и дезинфекции.
  • В процедурном кабинете обязательно должен быть установлен умывальник для мытья рук с подводкой горячей и холодной воды, оборудованный смесителем с локтевым (бесконтактным, педальным и прочим некистевым) управлением и дозаторами с жидким (антисептическим) мылом и растворами антисептиков.
  • Отопительные приборы, расположенные в процедурном кабинете, должны иметь гладкую поверхность, исключающую адсорбирование пыли и устойчивую к воздействию моющих и дезинфицирующих растворов. Их следует размещать у наружных стен, под окнами, со свободным доступом для уборки.
  • В процедурном кабинете должен быть обеспечен требуемый микроклимат, в том числе с помощью системы вентиляции и кондиционирования воздуха, но также должна быть предусмотрена возможность естественного проветривания.

Вся мебель, медицинская техника, оборудование, дезинфекционные средства, изделия медицинского назначения и даже используемые медицинские технологии также должны быть разрешены к применению на территории Российской Федерации в установленном порядке. Наружная и внутренняя поверхность медицинской мебели должна быть гладкой и выполнена из материалов, устойчивых к воздействию моющих и дезинфицирующих средств.


Какой же набор оборудования, мебели и медицинской техники понадобится для работы процедурного кабинета по забору анализов?

Оснащение процедурного кабинета

Мебель процедурного кабинета

В процедурном кабинете забора анализов необходимо иметь:

  • специальное кресло для пациентов;
  • один или несколько манипуляционных столиков;
  • рабочий стульчик для медсестры;
  • шкаф для хранения препаратов, стерильных растворов, средств противошоковой терапии;
  • стул для пациента.

В некоторых случаях в процедурном кабинете может быть оборудовано и рабочее место медсестры процедурного кабинета. В таком случае список необходимой мебели дополняется столом и стулом.

Мебель для кабинета приема биоматериалов изготавливается из особо прочных материалов и нержавеющей стали – она более долговечна и устойчива к повреждениям. Вся мебель, как уже говорилось выше, должна быть разрешена для использования в медицинских учреждениях, поэтому приобретать ее следует только у надежного и проверенного поставщика, гарантирующего качество, эргономичность, безопасность и долговечность использования и регистрационное удостоверение Росздравнадзора!

Центральное место кабинета – рабочая зона, в которой располагается процедурное кресло. Именно с ним обычно контактирует пациент, поэтому очень важно, чтобы ему было комфортно в кресле.


Несмотря на то что чаще всего медсестры осуществляют манипуляции забора крови стоя, рядом с креслом пациента обычно располагается стул для медсестры, и это понятно, ведь специалисту тяжело проводить весь день на ногах. Стул должен быть удобным (мобильным – на колесиках) и помогать сохранять правильное положение позвоночника.


Манипуляционные столики – очень важная составляющая процедурного кабинета. На них располагаются лотки, пробирки, дезинфицирующий и перевязочный материал, жгуты и прочие необходимые в текущей работе материалы. Кроме того, на одном из манипуляционных столиков необходимо будет разместить центрифугу для пробирок с кровью.


Оборудование процедурного кабинета:

  • бактерицидный облучатель-рециркулятор закрытого типа;
  • центрифуга лабораторная;
  • холодильник для хранения бакпрепаратов с маркированными полками;
  • тонометр;
  • стойка для внутривенных инфузий;
  • термометр;
  • электроотсос;
  • емкости для моющих и дезинфицирующих средств и емкости для предстерилизации материалов и инструментов;
  • емкости для утилизации медотходов (игл и пр.);
  • противошоковая аптечка – набор для помощи в случае анафилактического шока.

Помимо обязательного перечня, хочется отметить и сегодняшние реалии: в условиях пандемии коронавируса не будет лишним приобрести для процедурного кабинета пульсоксиметр – прибор для измерения сатурации.


«Очень важно как можно лучше оснастить свой процедурный кабинет, в нем должно быть всё необходимое в непредвиденных ситуациях, ведь пациенту может стать плохо во время забора крови. Так, например, часто возникают сложности с выбором тонометра: как известно, многие из них в один и тот же момент времени могут показывать совершенно разные результаты у одного пациента. Если же вам нужен надежный прибор, то стоит обратить внимание на плечевой тонометр PG-800B12. Он удобен в использовании и интуитивно понятен, имеет цифровой дисплей, долго держит заряд и имеет встроенную память на 90 последних операций.


Хочется также отметить, что важную роль играет размещение мебели и оборудования в процедурном кабинете: согласно требованиям всё тех же СанПиН кабинет по забору биоматериалов должен быть раззонирован – это связано с тем, что стерильные и нестерильные материалы не должны контактировать друг с другом. Зоны разделяются на асептическую, рабочую и хозяйственную. В асептической зоне должен располагаться шкаф с материалами и манипуляционный столик – в нем хранятся пробирки, иглы и прочие расходные материалы. В рабочей зоне, как правило, ведется прием пациентов: в ней ставится кресло, холодильник, в котором хранятся препараты, а также манипуляционные столики со жгутами и валиками под локоть. В хозяйственной зоне устанавливается раковина и находятся дезинфицирующие средства.

Все помещения, оборудование, медицинский и другой инвентарь процедурного кабинета должны содержаться в чистоте. Влажная уборка помещений (обработка полов, мебели, оборудования, подоконников, дверей) должна осуществляться не менее двух раз в сутки с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к использованию в установленном порядке.


Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре.

На должность медсестры процедурного кабинета принимаются лица, имеющие среднее медицинское образование. Процедурная медсестра является полноправным членом медицинской бригады. Большое значение в работе медсестры процедурного кабинета имеет организация работы.

Медсестра должна неукоснительно выполнять назначение врача и точно соблюдать не только дозировку и длительность процедур, но и их последовательность, т.к. небрежность или ошибка могут оказаться чрезвычайно опасными для пациента и привести к необратимым последствиям.

Работая в процедурном кабинете медсестра должна знать:

· Основные принципы здравоохранения;

· Современную концепцию сестринского дела;

· Анатомию и физиологию человека;

· Психологию общения с пациентом;

· Принципы санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

· Приемы оказания неотложной помощи пациенту;

· Основы асептики и антисептики;

· Основы этики и деонтологии.

Обязанности медсестры процедурного кабинета:

· Выполнять назначения врача, различные лечебные манипуляции (в/к, в/м, в/в инъекции);

· Взятие крови из вены для проведения биохимического, серологического и других видов анализов;

· Проводить п/к диагностические пробы;

· Помогать врачу при проведении им врачебной манипуляции;

· Строго соблюдать все правила асептики и антисептики в процедурном кабинете;

· Соблюдать все инструкции по профилактике постинъекционных осложнений, анафилактического шока и прочее;

· Обеспечивать и отвечать за полную неисправность аппаратуры и инструментов в процедурном кабинете, за наличие стерильного материала, шприцов, игл, медикаментов;

· Своевременно составлять требования на инструментарий, оборудование, медикаменты, получать все необходимое в установленном порядке;

· Отвечать за санитарное состояние процедурного кабинета;

· Ввести первичную медицинскую документацию по установленной форме;

· Систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

· Проводить санитарно-просветительную работу;

· Оказывать необходимую доврачебную помощь.

Документация процедурного кабинета:

· Журнал производственных травм или аварийных ситуаций на рабочем месте;

· Журнал регистрации работы стерилизаторов (парового и воздушного);

· Журнал проведения генеральных уборок;

· Журнал предстерилизационной очистки инструментов;

· Журнал для определения группы крови и резус-фактора;

· Журнал взятия крови на биохимический анализ;

· Журнал взятия крови на ВИЧ;

· Журнал работы процедурного кабинета;

· Журнал учета в/в вливаний и капельниц;

· Журнал учета п/к, в/к, в/м инъекций, антибиотиков;

· Журнал учета переливаний крови и кровезаменителей;

· Журнал учета наркотиков и ядовитых веществ;

· Журнал сдачи инструментария и шприцев;

· Журнал учета и расхода спирта;

· Журнал приготовления дезинфицирующих средств.

Личная гигиена медсестры процедурного кабинета:

Процедурная медсестра должна быть образцом чистоты и аккуратности. Она должна постоянно следить за чистотой тела, тщательно следить за руками, мыть их перед едой, после туалета, до и после каждой манипуляции. Ногти должны быть коротко острижены, выступать не более 1 мм за подушечки пальцев, без покрытия лаком, отсутствие украшений на руках. При наличии сухости кожи после мытья руки смазывают кремом для рук. Очень важна опрятность одежды с учетом установленной нормы. Придя на работу, медсестра в комнате медицинского персонала переодевается в хлопчатобумажную одежду, меняет уличную обувь, надевает халат и шапочку. Края санитарной одежды (халата) должны полностью закрывать личную одежду. Волосы должны полностью закрываться шапочкой или косынкой. Ношение медсестрой шапочки, полностью закрывавшей волосы, обязательно. Сменная обувь должна быть не тканого материала, доступного для дезинфекции. Халат, шапочку и маску процедурная медсестра меняет ежедневно. Маска должна быть сшита из 4 слоев марли, размером 20*10, по углам 4 завязки по 40-60 см.

При уборке помещений, посещения туалета медсестра должна надевать рабочий халат, после этих манипуляций она должна обязательно мыть руки путем двухкратного намыливания.

Макияж должен быть умеренным, украшения скромными. От медсестры не должно исходить запаха духов, табака, лука, чеснока, рыбы. Аккуратная, подтянутая медсестра вызывает доверие пациентов и в ее присутствии они чувствуют себя спокойно.

Для предупреждения внутрибольничной инфекции медсестра обязана:

· Отдельно хранить верхнюю одежду и спецодежду;

· Не выходить в спецодежде за пределы территории больницы;

· Не носить спецодежду в неслужебное время.

Зоны процедурного кабинета.

В асептической зоне располагают медицинский шкаф с лек. средствами и стерильным материалом в упаковке и манипуляционный стол.

В рабочей зоне выполняют все манипуляции пациенту изаполняется мед. документация.В этой зоне располагается кушетка, холодильник( для хранения лек. препаратов при температуре +4 º С, причем в холодильнике должен быть подвешен термометр), рабочий стол (за ним заполняются журналы и другие мед. документы) и второй манипуляционный стол ( на нем располагают штативы с пробирками для крови, жгуты, клеенчатый локтевой валик, комплект для определения группы крови).

В хозяйственной зоне располагается раковина, тумбочка с дез. средствами

Процедурный кабинет


Решающая роль в обеспечении правильного лечения пациентов отводится процедурной медсестре.

На должность медсестры процедурного кабинета принимаются лица, имеющие среднее медицинское образование. Процедурная медсестра является полноправным членом медицинской бригады. Большое значение в работе медсестры процедурного кабинета имеет организация работы.

Медсестра должна неукоснительно выполнять назначение врача и точно соблюдать не только дозировку и длительность процедур, но и их последовательность, т.к. небрежность или ошибка могут оказаться чрезвычайно опасными для пациента и привести к необратимым последствиям.

Работая в процедурном кабинете медсестра должна знать:

· Основные принципы здравоохранения;

· Современную концепцию сестринского дела;

· Анатомию и физиологию человека;

· Психологию общения с пациентом;

· Принципы санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима;

· Приемы оказания неотложной помощи пациенту;

· Основы асептики и антисептики;

· Основы этики и деонтологии.

Обязанности медсестры процедурного кабинета:

· Выполнять назначения врача, различные лечебные манипуляции (в/к, в/м, в/в инъекции);

· Взятие крови из вены для проведения биохимического, серологического и других видов анализов;

· Проводить п/к диагностические пробы;

· Помогать врачу при проведении им врачебной манипуляции;

· Строго соблюдать все правила асептики и антисептики в процедурном кабинете;

· Соблюдать все инструкции по профилактике постинъекционных осложнений, анафилактического шока и прочее;

· Обеспечивать и отвечать за полную неисправность аппаратуры и инструментов в процедурном кабинете, за наличие стерильного материала, шприцов, игл, медикаментов;

· Своевременно составлять требования на инструментарий, оборудование, медикаменты, получать все необходимое в установленном порядке;

· Отвечать за санитарное состояние процедурного кабинета;

· Ввести первичную медицинскую документацию по установленной форме;

· Систематически повышать свою профессиональную квалификацию;

· Проводить санитарно-просветительную работу;

· Оказывать необходимую доврачебную помощь.

Документация процедурного кабинета:

· Журнал производственных травм или аварийных ситуаций на рабочем месте;

· Журнал регистрации работы стерилизаторов (парового и воздушного);

· Журнал проведения генеральных уборок;

· Журнал предстерилизационной очистки инструментов;

· Журнал для определения группы крови и резус-фактора;

· Журнал взятия крови на биохимический анализ;

· Журнал взятия крови на ВИЧ;

· Журнал работы процедурного кабинета;

· Журнал учета в/в вливаний и капельниц;

· Журнал учета п/к, в/к, в/м инъекций, антибиотиков;

· Журнал учета переливаний крови и кровезаменителей;

· Журнал учета наркотиков и ядовитых веществ;

· Журнал сдачи инструментария и шприцев;

· Журнал учета и расхода спирта;

· Журнал приготовления дезинфицирующих средств.

Личная гигиена медсестры процедурного кабинета:

Процедурная медсестра должна быть образцом чистоты и аккуратности. Она должна постоянно следить за чистотой тела, тщательно следить за руками, мыть их перед едой, после туалета, до и после каждой манипуляции. Ногти должны быть коротко острижены, выступать не более 1 мм за подушечки пальцев, без покрытия лаком, отсутствие украшений на руках. При наличии сухости кожи после мытья руки смазывают кремом для рук. Очень важна опрятность одежды с учетом установленной нормы. Придя на работу, медсестра в комнате медицинского персонала переодевается в хлопчатобумажную одежду, меняет уличную обувь, надевает халат и шапочку. Края санитарной одежды (халата) должны полностью закрывать личную одежду. Волосы должны полностью закрываться шапочкой или косынкой. Ношение медсестрой шапочки, полностью закрывавшей волосы, обязательно. Сменная обувь должна быть не тканого материала, доступного для дезинфекции. Халат, шапочку и маску процедурная медсестра меняет ежедневно. Маска должна быть сшита из 4 слоев марли, размером 20*10, по углам 4 завязки по 40-60 см.

При уборке помещений, посещения туалета медсестра должна надевать рабочий халат, после этих манипуляций она должна обязательно мыть руки путем двухкратного намыливания.

Макияж должен быть умеренным, украшения скромными. От медсестры не должно исходить запаха духов, табака, лука, чеснока, рыбы. Аккуратная, подтянутая медсестра вызывает доверие пациентов и в ее присутствии они чувствуют себя спокойно.

Для предупреждения внутрибольничной инфекции медсестра обязана:

· Отдельно хранить верхнюю одежду и спецодежду;

· Не выходить в спецодежде за пределы территории больницы;

· Не носить спецодежду в неслужебное время.

Зоны процедурного кабинета.

В асептической зоне располагают медицинский шкаф с лек. средствами и стерильным материалом в упаковке и манипуляционный стол.

В рабочей зоне выполняют все манипуляции пациенту изаполняется мед. документация.В этой зоне располагается кушетка, холодильник( для хранения лек. препаратов при температуре +4 º С, причем в холодильнике должен быть подвешен термометр), рабочий стол (за ним заполняются журналы и другие мед. документы) и второй манипуляционный стол ( на нем располагают штативы с пробирками для крови, жгуты, клеенчатый локтевой валик, комплект для определения группы крови).

В хозяйственной зоне располагается раковина, тумбочка с дез. средствами

Устройство и оснащение процедурного кабинета

В процедурном кабинете необходимо наличие 2 раковин – для мытья рук и мытья (обработки) мед. инструментария. Также там должен находиться рабочий стол медсестры, инструментальный столик (стерильный), стол процедурный, медицинский шкаф для стерильных растворов и медикаментов. Дезинфицирующие средства и моющие средства хранятся в специально предусмотренной для этого тумбочке.
Для лекарственных средств, которым необходимо хранение при определенной температуре, имеется холодильник. Для сильнодействующих и наркотических средств предусмотрен специальный сейф. Пробирки для взятия крови на биохимический анализ находятся в штативах. Все в/м инъекции и в/в капельные вливания должны проводиться пациенту в положении лежа на медицинской кушетке. Растворы для инфузионной терапии помещают в специальные штативы – стойки. Для уборки процедурного кабинета имеется уборочный инвентарь, который хранится в специально отведенном месте (в шкафу).

Различают следующие виды уборок процедурного кабинета:

· Предварительная (перед началом работы);

· Текущая(во время работы) – медсестра убирает обрезанные ампулы, вату, проводит обработку поверхностей в случае попаданий на них крови и других биологических жидкостей;

· Заключительная (после работы, после окончания выполнения манипуляций);

· Генеральная уборка.

Предварительнаяи заключительная проводятся с применением современных дезинфицирующих средств (или 1% р-ра хлорамина или 0,5% р-ра осветленной хлорной извести). Начинают уборку с протирания поверхностей дез. р-ром двух кратно с интервалом в 15 мин. (оборудование, мебель, подоконники), заканчивают мытьем полов.

Процедурный кабинет – помещение, требующее соблюдения особого режима стерильности, поэтому периодически необходимо обеззараживать воздух – облучать ультрафиолетовыми (УФО) бактерицидными лампами из расчета 1 ватт мощности лампы на 1 кв.м помещения. Кварцеваниепроводят в отсутствии людей по 30-40 минут, 3-4 раза в день (после предварительной уборки, в середине рабочего дня, в конце рабочей смены и на ночь).

Во время генеральной уборки тщательно моют стены, полы, все оборудование. После генеральной уборки включают УФО облучатели на 2 часа.

Уборочный инвентарь маркируют и используют строго по назначению. визуальный контроль качества текущей дезинфекции проводится старшей медсестрой ежедневно. 1 раз в месяц проводится бактериологический контроль представителями СЭС (посев воздуха, смывы со столов, шкафов, с рук и т.д.)


Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.


Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим.


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Читайте также: